DOI 10.23859/1994-0637-2018-1-83-24 УДК 81'373
Текучева Ирина Викторовна
Кандидат филологических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет (Москва, Россия) E-mail: [email protected]
Громова Лилия Юрьевна
Кандидат педагогических наук, доцент, Московский педагогический государственный университет (Москва, Россия) E-mail: [email protected]
О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
© Текучева И.В., Громова Л.Ю., 2018
Tekucheva Irina Viktorovna
PhD in Philology Sciences, Professor, Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia) E-mail: [email protected]
Gromova Liliya Yur'evna
PhD in Philology Sciences, Associate Professor, Mоscow State Pedagogical University (Moscow, Russia) E-mail: [email protected]
ON SOME TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF METHODS OF RUSSIAN LANGUAGE TEACHING
Аннотация. Данная статья посвящена анализу современных тенденций в развитии методики преподавания русского языка. Намечены основные направления в работе методистов и исследователей в области методики русского языка. Обозначен статус аксиологии. Определены принципы научно-методических исследований.
Ключевые слова: методика преподавания русского языка, стандарт образования, тенденции развития, принципы обучения, текст, текстоцентрический подход, аксиология
Abstract. This article analyzes the modern trends in the development of methods of Russian language teaching. We outlined the main directions in the work of educators and researchers in the field of methodology of the Russian language. The status of axiology is designated. The principles of scientific-methodological research are defined.
Keywords: methods of teaching the Russian language, standard of education, development trends, principles of teaching, text, text-centered approach, axiology
Введение
Современная система образования должна идти в ногу со временем и давать не только знания по предметам, умения и навыки, но и формировать личность, способную эффективно жить в обществе, поэтому школьное образование в России претерпевает существенные изменения.
В центре внимания по-прежнему находятся проблемы методики преподавания русского языка в современной школьной и вузовской практике, связанные с осмыслением современных образовательных стандартов, анализом учебного процесса по русскому языку.
Основная часть
В настоящее время особую актуальность приобрели следующие вопросы методики преподавания русского языка, активно разрабатываемые современными учеными:
1. Взаимодействие традиций и новаций в методической науке: аспектный состав методики преподавания русского языка как науки; вопросы развития методической аксиологии; реализация системно-деятельностного и когнитивно-коммуникативного подходов на уроках русского языка.
2. Роль образовательных технологий в процессе обучения: организация процесса обучения с помощью дистанционных технологий; развитие когнитивных и коммуникативных способностей учащихся в процессе проектной деятельности.
3. Метапредметные исследования и реализация метапредметного подхода на уроках русского языка.
4. Межкультурная коммуникация в системе поликультурного образования, вопросы билингвального обучения.
5. Вопросы профессионально-методической подготовки учителей русского языка: научно-методические основы подготовки учителей русского языка; повышение квалификации современного учителя; учебниковедение в системе подготовки учителей.
Особый интерес для исследований в настоящее время представляют вопросы определения методологических основ методики преподавания русского языка. Методика русского языка как педагогическая наука обладает собственным научным аппаратом, включающим объект, предмет, цели, задачи, методы научного исследования, методологические и теоретические основы, а основой всякой науки является методология, включающая в себя множество направлений научного исследования [1].
Между тем все чаще возникают проблемные вопросы, связанные с выявлением принципов обучения родному русскому языку, поскольку именно они дают возможность определить содержание образования. Принципы преемственности (между начальной и основной школой) и перспективности являются важнейшими принципами обучения языку. Однако проблему преемственности и перспективности обучения между «различными ступенями образования нельзя решить, если игнорировать лин-гвометодический принцип градуальности в речевом развитии», под которым подразумевается «диагностика того, что уже есть (зона актуального речевого развития), и градуально распределенное во времени и по глубине охвата содержание того, чему следует учить (с учетом зоны ближайшего развития)» [2, с. 15-16].
Совокупность различных принципов (принципа единства изучения языка и обучения речи, целостности формирования лексико-грамматического строя речи, коммуникативного принципа, когнитивного принципа, принципа градуальности, принципа сопоставления и дифференциации) позволяет создавать методические системы в зависимости от целей и задач образования [2].
Немаловажную роль в современной системе образования играет использование текстоцентрического принципа, благодаря которому создаются условия для появления мотивации и активизации деятельности обучающихся. Текстоцентрический принцип основан на том, что «главной единицей обучения становится текст как процесс и результат речевой деятельности, как дидактическая единица, средство обучения, формирования всех видов компетенций» [4, с. 31-33]. Использование текста на уроках русского языка позволяет увидеть взаимосвязь единиц на всех языковых уровнях, показывает то, насколько они коммуникативно значимы. Изучая родной язык посредством текста, ученик овладевает нормами литературного языка. Он запоминает готовые речевые модели, учится строить свои высказывания. На основе текстоцентрического принципа устанавливаются межпредметные связи между уроками русского языка и литературы, что делает данный подход прекрасным способом стимулирования мотивации к более глубокому, вдумчивому прочтению художественных текстов [4].
В методике используется и широкое понимание контекста, при этом особое внимание следует уделять культурному контексту, связанному с фоновыми знаниями. Поэтому нельзя отрицать роль культурно-исторического анализа, так как для более глубокого понимания всех оттенков смыслов необходимо как знание текстового содержания, так и осознание культурно значимой составляющей прочитанного. «Анализ текста в данном аспекте позволяет понять скрытые смыслы, точно и полно выявить речевую задачу автора» [3, с. 182-183]. Для «методической теории и практики является значимым следующее положение: культурный контекст является средством выявления глубинного смысла текста; его анализ носит логико-эмоциональный характер, активизирует речемыслительную деятельность учащихся» [3, с. 182-183]. В связи с этим возникает потребность в рассмотрении различных подходов работы с текстом, разрабатываются системы текстовых упражнений, определяются критерии оценивания творческих работ учащихся. Безусловно, систематическая работа с текстом позволяет вводить новое содержание в образование, развивать мыслительную и познавательную деятельность учащихся, формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности [5].
Изменения в системе школьного образования, связанные с преобладанием компетентностного подхода над знаниевым, перевели процесс обучение в сторону самообучения и саморазвития. На первое место встает вопрос формирования самостоятельной личности, востребованной и способной реализовать себя в любой сфере. Одним из качеств успешного человека является умение красиво и грамотно говорить. В связи с этим перед учителями встал вопрос об организации речемыслитель-ной деятельности, которая должна быть организована на уроках русского языка. Обучение сжатому и полному изложению помогают учащимся сформировать умения, необходимые для развития интеллектуальных и творческих способностей, умения критически оценивать и интерпретировать прочитанное или услышанное, овладевать нормами литературного языка [6]. В настоящее время методистами подробно разрабатываются этапы построения сжатого изложения, разрабатывается система упражнений по работе с ключевыми словами [8].
Актуальными остаются вопросы определения статуса аксиологии. Поскольку эта наука является новым направлением в системе гуманитарных наук, проблема определения ее инструментария, выявление содержания и целей приобрели особый вес. Перспективы дальнейших научно-методических исследований связаны и с использованием аксиологического подхода [7].
Проектная деятельность в настоящее время получила в образовании широкое распространение, так как она способствует формированию творческой самостоятельности школьников. Необходимо отметить, что проектная деятельность используется при подготовке будущих учителей, поскольку формирует способности качественно решать профессиональные задачи.
Немаловажной проблемой становится организация дистанционного обучения в школе. В этом случае необходимо дифференцировать функции преподавателя и учащихся в процессе образования, выстроить модель их продуктивного взаимодействия.
Дистанционное образование открывает перед учителями ряд возможностей:
1. Обучаемый становится активным участником процесса, получая новые знания в удобном для себя месте и в удобное время.
2. Дистанционная образовательная модель является по своей сути индивидуализированной, то есть учитываются интересы и возможности каждого из участников учебного процесса.
3. Процесс обучения учителя и учащихся построен на их постоянном взаимодействии. Главные задачи учителя в данном случае - грамотный подбор материала и планирование учебной деятельности.
4. Система контроля не страдает из-за того, что учитель и школьник очно не взаимодействуют, так как проверка знаний также носит систематический характер.
5. Использование онлайн-ресурсов позволяет учащимся активно использовать различные формы дидактического материала, который способствует развитию и совершенствованию коммуникативных навыков.
Выводы
Рассмотрев некоторые тенденции в развитии методики преподавания русского языка, хотелось бы выделить актуальные принципы научно-методических исследований:
1) опора на традиции методики преподавания русского языка при решении вопросов обучения и воспитания учащихся;
2) усиление аксиологической направленности исследований;
3) опора на изучение практики преподавания русского языка;
4) учет общедидактических и специальных принципов обучения русскому языку при моделировании уроков;
6) совершенствование понятийно-терминологического аппарата методики;
7) использование исследований в области образовательных технологий.
Литература
1. Арефьева С.А. Методологические основы методики преподавания русского языка как науки // Современные тенденции в развитии методики преподавания русского языка. М.: Спутник +, 2017. C. 10-14.
2. Архипова Е.В. Принципы речевого развития личности в аспекте преемственности и перспективности языкового образования // Современные тенденции в развитии методики преподавания русского языка. М.: Спутник +, 2017. C. 15-22.
3. Бирюкова Т.Г. Роль культурного контекста в понимании текста // Современные тенденции в развитии методики преподавания русского языка. М.: Спутник +, 2017. C. 182-188.
4. Воителева Т. М. Реализация текстоцентрического принципа как способ активизации познавательной деятельности учащихся // Современные тенденции в развитии методики преподавания русского языка. М.: Спутник +, 2017. C. 30-34.
5. Горобец Л.Н. Текстовые упражнения: подходы, способы обучения и критерии оценивания // Современные тенденции в развитии методики преподавания русского языка. М.: Спутник +, 2017. C. 206-209.
6. Громова Л.Ю., Текучева И.В. О некоторых общепредметных целях обучения русскому языку // Перспективы науки. Тамбов, 2017. №5 (95). С. 65-68.
7. Оганесян А. Г. Развитие методической аксиологии // Современные тенденции в развитии методики преподавания русского языка. М.: Спутник +, 2017. C. 60-69.
8. Текучева И.В., Громова Л.Ю. Работа с ключевыми словами текста как один из этапов обучения рациональному чтению // Среднее профессиональное образование. 2016. № 4. С. 4446.
References
1. Arefeva S.A. Metodologicheskie osnovy metodiki prepodavaniia russkogo iazyka kak nauki [Methodological foundations of the methodology of teaching the Russian language as a science]. Sovremennye tendencii v razvitii metodiki prepodavaniia russkogo iazyka [Modern trends in the development of the methodology of teaching the Russian language]. Moscow, 2017, pp. 10-14.
2. Arhipova E.V. Principy rechevogo razvitiia lichnosti v aspekte preemstvennosti i perspektiv-nosti iazykovogo obrazovaniia [Principles of speech development of the individual in the aspect of continuity and prospects of language education]. Sovremennye tendencii v razvitii metodikiprepoda-vaniia russkogo iazyka [Modern trends in the development of the methodology of teaching the Russian language]. Moscow, 2017, рр. 15-22.
3. Bir'ukova T.G. Rol' kul'turnogo konteksta v ponimanii teksta [The role of the cultural context in understanding the text]. Sovremennye tendencii v razvitii metodiki prepodavaniia russkogo iazyka [Modern trends in the development of the methodology of teaching the Russian language]. Moscow, 2017, pp. 182-188.
4. Voiteleva T.M. Realizaciia tekstocentricheskogo principa kak sposob aktivizacii poznava-tel'noi deiatel'nosti uchashchihsia [The realization of the textocentric principle as a way of activating cognitive activity of students]. Sovremennye tendencii v razvitii metodiki prepodavaniia russkogo iazyka [Modern trends in the development of the methodology of teaching the Russian lan-guage].Moscow, 2017, pp. 30-34.
5. Gorobec L.N. Tekstovye uprazhneniia: podhody, sposoby obucheniia i kriterii ocenivaniia [Textual exercises: approaches, teaching methods and evaluation criteria]. Sovremennye tendencii v razvitii metodiki prepodavaniia russkogo iazyka [Modern trends in the development of the methodology of teaching the Russian language]. Moscow, 2017, pp. 206-209.
6. Gromova L.Iu., Tekucheva I.V. O nekotorykh obshchepredmetnykh celiakh obucheniia russ-komu iazyku [About some general objectives of teaching the Russian language]. Perspektivy nauki [Perspectives of science]. Tambov, 2017, no. 5 (95), pp.65-68.
7. Oganesian A.G. Razvitie metodicheskoi aksiologii [Development of methodological axiolo-gy]. Sovremennye tendencii v razvitii metodiki prepodavaniia russkogo iazyka [Modern trends in the development of the methodology of teaching the Russian language]. Moscow, 2017, pp. 60-69.
8. Tekucheva I.V., Gromova L.Iu. Rabota s klyuchevymi slovami teksta kak odin iz ehtapov obucheniia racional'nomu chteniyu [Working with the key words of the text as one of the stages of teaching rational reading]. Srednee professional'noe obrazovanie [Secondary vocational education], 2016, no. 4, pp. 44-46.
Для цитирования: Текучева И.В., Громова Л.Ю. О некоторых тенденциях развития методики преподавания русского языка // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. №2 (83). С. 188-192. DOI 10.23859/1994-0637-2018-1-83-24
For citation: Tekucheva I.V., Gromova L.Y. On some trends in the development of methods of russian language teaching. Bulletin of the Cherepovets State University, 2018, no. 2 (83), pp. 188192. DOI 10.23859/1994-0637-2018-1-83-24