ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 027.8
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: РЕАЛИЗАЦИЯ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ С. А. СБИТНЕВА
Гендина Наталья Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, директор НИИ информационных технологий социальной сферы, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: nii@kemguki.ru
Отмечается роль профессора С. А. Сбитнева как основоположника Кемеровской библиотечной школы и основателя научного направления по изучению информационной культуры личности. Характеризуются изменения в системе образования в результате развития в России информационного общества. Раскрывается смысл понятия «навыки XXI века», или «мягкие навыки», отражающего требования работодателей к потенциальным работникам: способность решать нестандартные задачи в динамично меняющемся мире, умение критически мыслить, способность находить и критически оценивать информацию, способность к взаимодействию и коммуникации.
Отмечается значительный потенциал общего образования (общеобразовательных школ) как базового звена в информационной подготовке детей, подростков и юношества. Анализируется деятельность научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного института культуры как научного центра по теории и методике формирования информационной культуры личности. Характеризуется исследование, посвященное выявлению в составе федеральных государственных стандартов общего образования (ФГОС) доли информационных знаний и умений учителей и учащихся. Установлена высокая насыщенность ФГОС информационной терминологией и включенность информационных знаний и умений во все разделы образовательных стандартов. Подчеркивается, что впервые в образовательных стандартах для всех учебных предметов показано место интеллектуальной работы с информацией, включая ее поиск, анализ, оценку и интерпретацию, а не только умение работать с компьютером. Раскрывается сущность понятий «ме-тапредметные результаты обучения» и «познавательные универсальные учебные действия (УУД), показывается их связь с понятием «навыки XXI века». Делается вывод, что их основу составляют многообразные действия с информацией. Показывается связь познавательных УУД со структурой учебного курса «Основы информационной культуры школьника». Даются рекомендации о необходимости повышения квалификации учителей и школьных библиотекарей в сфере формирования информационной культуры школьников.
Ключевые слова: информационная культура личности, информационная культура школьника, информационное общество, образование, С. А. Сбитнев, федеральные государственные стандарты общего образования, «навыки XXI века».
PERSONAL INFORMATION CULTURE IN THE EDUCATION SYSTEM OF THE INFORMATION SOCIETY: REALIZATION OF SCIENTIFIC HERITAGE OF S.A. SBITNEV
Gendina Natalya Ivanovna, Dr of Pedagogical Sciences, Professor, Honorary Worker of Science of the Russian Federation, Director of Research Institute of Information Technologies in Social Sphere, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: nii@kemguki.ru
The paper highlights the role of professor S.A. Sbitnev as a founder of the Kemerovo library school and a founder of the scientific direction on studying the personal information culture. Changes in an education system as a result of development of information society in Russia are characterized. The sense of the concept "Skills of the 21st Century' or "soft skills" reflecting requirements of employers to potential workers is revealed: ability to solve non-standard problems in dynamically changing world, ability to think critically, ability to find and to critically estimate information, ability to interaction and communication.
The paper marks considerable potential of the general education (comprehensive schools) as a basic link in information training of children, teenagers and youth. Activities of Research Institute of Information Technologies of the Social Sphere of Kemerovo State University of Culture as a scientific center according to the theory and a technique of formation of personal information culture are analyzed. The research devoted to detection of information knowledge and abilities of teachers and pupils as a part of federal state educational standards (FSES) is characterized. High saturation of FSES by information terminology and inclusiveness of information knowledge and abilities in all sections of educational standards is set. It is emphasized that for the first time the intellectual activity (work) with information is shown in educational standards for all subjects, including its search, analysis, assessment and interpretation, and not just ability to work with the computer. The entity of the concepts "metaobject results of training" and "cognitive universal educational actions (CUEA) is revealed, and the connection with the concept "skills of the 21st century" is shown. Communication of CUEA with structure of a training course "The Basis of Information Culture of a School Student" is shown. Recommendations of need of professional development for teachers and school librarians in the sphere of formation of school students' information culture are presented.
Keywords: personal information culture, information culture of a school student, information society, education, S.A. Sbitnev, federal state educational standards, "skills of the 21st century".
Мне уже неоднократно доводилось писать о роли профессора С. А. Сбитнева в появлении и развитии в Кемеровском государственном институте культуры такого научного направления, как формирование информационной культуры личности [2; 4; 5]. Высказанные профессором С. А. Сбитневым мысли о важности особой -информационной подготовки людей, особенно учащейся молодежи, которая не сводима ни к биб-лиотечно-библиографическим знаниям, ни к компьютерной грамотности, как нельзя актуальны сегодня, в эпоху Интернета. Празднование 100-летия со дня рождения профессора С. А. Сбитнева побуждает сделать анализ изменений, которые произошли в сфере формирования информационной культуры личности как научного направления
и области практической деятельности. Речь идет о тех кардинальных переменах, которые порождены становлением и развитием в России информационного общества, стремительным внедрением информационно-коммуникационных технологий и, в первую очередь, Интернета во все сферы жизни общества, включая систему образования.
Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество и общество знаний предъявляет качественно новые требования к системе образования. Рост объемов информации в науке приобрел устойчиво ускоренный характер, что явилось объективным фактором интенсификации образования. Целью образования становится не подготовка человека к будущей деятельности (прежде всего, профессионально) за счет нако-
пления впрок как можно большего объема готовых, систематизированных, изначально истинных (в силу авторитета науки) знаний, а развитие личности, овладение ею способами приобретения существующих и порождения новых знаний.
Характер принципиальных изменений, происходящих в системе образования, отражается в понятии «новая парадигма образования». Если сущность старой парадигмы образования выражалась в лозунге «Образование - на всю жизнь», то новая образовательная парадигма - это своего рода стратегия образования для будущего, лозунг которой - «Образование в течение всей жизни». Суть новой парадигмы образования характеризуется следующими факторами:
- смещение основного акцента с усвоения значительных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;
- освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного (критичного), а не репродуктивного типа мышления.
Иллюстрацией смены социальных ожиданий от системы образования может служить явление, известное во всем мире как "новые навыки" для образования XXI века». «Навыки XXI века», или «мягкие навыки» - это метафора, собирательное понятие, отражающее требования работодателей к потенциальным работникам: способность решать нестандартные задачи в динамично меняющемся мире, умение критически мыслить, способность находить и критически оценивать информацию, способность к взаимодействию и коммуникации.
В докладе ЮНЕСКО «Переосмысливая образование. Образование или всеобщее благо?» формирование «мягких навыков», или «навыков «двадцать первого века» рассматривается как основа обогащения содержания и методик образования. В нем сказано: «Объем доступной в наши дни в Интернете информации ошеломляет. В связи с этим сегодняшняя задача состоит в том, чтобы научить тех, кто учится, разбираться в огромном массиве информации, с которой им приходится ежедневно сталкиваться, определять достойные доверия источники, оценивать надежность и достоверность того, что они читают, ста-
вить под вопрос подлинность и точность информации, связывать новые знания с тем, что они уже изучали ранее и различать их значимость путем сопоставления с информацией, которую они уже усвоили» (см. [2]).
Начиная с 2000 года, с момента создания в Кемеровском государственном институте культуры НИИ информационных технологий социальной сферы (ранее НИИ ИТ СС КемГИК), коллектив этого научного структурного подразделения вуза ведет исследования по теории и методике формирования информационной культуры личности. Обобщение полученных результатов представлено в монографии [1].
Информационная культура личности - это интегративная способность личности, проявляющаяся в освоении умений по поиску, анализу и преобразованию информации на основе информационно-коммуникационных технологий и применении этих умений в обучении и дальнейшей профессиональной деятельности. Являясь одной из граней общей культуры человека, информационная культура проявляется во всех областях деятельности современного человека: учебе, работе, досуге и т. д. Информационная культура «человека учащегося» (школьника, студента, аспиранта) носит общеучебный, общеинтеллектуальный и метадпредметный характер. Поэтому формирование информационной культуры личности становится одной из приоритетных задач всех уровней современной системы отечественного образования.
Особое значение имеет изучение потенциала общего образования, которое является базовым звеном в информационной подготовке детей, подростков и юношества. Именно в общеобразовательной школе закладываются основы информационной культуры личности. Изучение потенциала системы общего образования по формированию информационной культуры личности ведется в НИИ ИТ СС с учетом внедрения в школах России образовательных стандартов, являющихся важнейшим инструментом реализации единой государственной политики РФ в области образования. Как известно, в системе общего образования РФ в настоящее время действуют «стандарты второго поколения». Они были приняты, соответственно уровням общего образования, для начального общего образования (1-4 классы)
в 2009 году, для основного общего образования (5-9 классы) в 2010 году, для среднего (полного) общего образования (10-11 классы) в 2012 году [8]. Все три стандарта стали именоваться федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (далее -ФГОС).
В 2017 году в НИИ ИТ СС КемГИК было проведено исследование, целью которого явился анализ отражения идей развития информационного общества в составе этих трех ФГОС и выявление в них доли информационного компонента, то есть широкого спектра информационных знаний и умений, а в конечном итоге, информационных компетенций, как учителей, так и учащихся, без которых современное общее образование не может существовать и развиваться.
Исследование показало, что разработка и внедрение ФГОС второго поколения в нашей стране по времени совпадают с принятием законодательных и нормативных документов, регламентирующих развитие информационного общества в России. В этот период складывается система информационного права, принимается ряд федеральных законов, в том числе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «Об участии в международном информационном обмене», «О средствах массовой информации», «О персональных данных» и др.
Важное значение имеет принятие на государственном уровне таких стратегических документов, как «Концепция формирования информационного общества в России», «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», «Концепция государственной информационной политики», «Доктрина информационной безопасности РФ»; взамен федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» принимается государственная программа РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)».
Таким образом, становление и развитие информационного общества в нашей стране получило отражение в законах РФ и иных нормативных документах, определяющих государственную информационную политику. Естественно, что фор-
мирование информационного общества не могло не повлиять на модернизацию отечественной системы общего образования и, в частности, на содержание образовательных стандартов нового поколения.
Это влияние прослеживается в методологии ФГОС нового поколения. Так, «Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» как методологическая основа ФГОС, среди объективных причин, требующих кардинальных изменений в отечественном школьном образовании, указывает становление и развитие информационного общества: «Особенностью сегодняшнего этапа развития России является то, что происходящие в стране социально-экономические преобразования совпали по времени с общемировыми тенденциями перехода от индустриального к информационному обществу. Основные причины, выдвигающие задачу развития образования в центр государственной образовательной политики, - это поворот к личности обучаемых (развитие личности - смысл и цель современного образования) и развитие процессов глобализации. Для России как части мирового сообщества это еще и новые требования формирующегося информационного общества к системе образования» [6, с. 5].
Наряду с воздействием на общую методологию создания образовательных стандартов становление и развитие информационного общества повлияло на существенный рост доли информационного компонента в ФГОС. Это выразилось в насыщенности ФГОС информационной терминологией и включенности информационных знаний и умений во все разделы каждого из трех ФГОС, включая требования к результатам, структуре и условиям реализации основных образовательных программ.
В результате контент-анализа текстов трех образовательных стандартов было выявлено 142 ключевых слова и словосочетания, которые были сгруппированы по таким 11 тематическим направлениям, как информация и процессы ее поиска, создания и использования; библиотека; информационно-коммуникационные технологии и оборудование; информационные ресурсы; компьютерные сети и Интернет; дистанционное образование; информационно-образовательная среда; информационная поддержка (сопровождение,
обеспечение, условия) образовательного процесса; информационная компетентность (грамотность, культура, этика); информационные продукты.
Включенность информационных знаний и умений во все разделы каждого из трех ФГОС обусловлена таким важным фактором, как реализация в образовательных стандартах нового поколения метапредметного подхода к образованию, который базируется на противопоставлении «предметность - метапредметность». Если предметное обучение направлено на освоение конкретного учебного предмета (математики, биологии, географии и т. п.), то метапредметное обучение - это обучение общим способам, приемам и операциям мыслительной деятельности, которые лежат «над предметами», но могут использоваться в рамках любого учебного предмета. Метапредметные результаты обучения - это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые учащимися в обучении, на практике, а также во вне-учебной (жизненной) деятельности.
Метапредметные результаты обучения невозможно обеспечить без формирования универсальных учебных действий (УУД), под которыми в широком смысле понимается умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Универсальные учебные действия -это совокупность метапредметных способов действия обучаемых, формируемых в процессе изучения многих учебных предметов, и направленных на решение стандартных и нестандартных ситуаций как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни. Как известно, в ФГОС общего образования различаются коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
В контексте формирования информационной культуры личности особое значение имеют познавательные УУД. Познавательные УУД - это универсальные учебные действия, связанные с поиском, переработкой и применением информации для решения познавательных проблем в учебной деятельности и повседневной жизни обучаемых. Они включают:
- умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, умение работать с информацией, структурировать полученные знания;
- логические учебные действия: умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;
- постановку и решение проблемы - умение сформулировать проблему и найти способ ее решения.
Из этого определения следует, что основу познавательных УУД составляют многообразные действия с информацией. Таким образом, познавательные УУД, которыми оперируют ФГОС общего образования, в значительной мере пересекаются с «навыками XXI века» в части их информационной составляющей.
Если сравнить компонентный состав познавательных УУД со структурой разработанного нами учебного курса «Основы информационной культуры школьника», то очевидной становится их взаимосвязь, которая наглядно представлена в таблице.
Таблица 1
Связь компонентов познавательных УУД со структурой учебного курса «Основы информационной культуры школьника»
Компонент познавательных УУД Раздел учебного курса «Основы информационной культуры школьника»
Поиск информации Раздел 1. «Информационные ресурсы общества и информационная культура»
Раздел 2. «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения»
Переработка информации Раздел 3. «Аналитико-синте-тическая переработка источников информации»
Применение информации для решения познавательных проблем в учебной деятельности и повседневной жизни обучаемых Раздел 4. «Технология подготовки и оформления результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся»
Проведенное исследование отражения идей развития информационного общества в составе ФГОС общего образования и выявление в них
доли информационного компонента позволило значительно доработать и обогатить учебное методическое обеспечение дисциплины «Основы информационной культуры школьника» [3], которое было апробировано в ходе серии педагогических экспериментов в школах и школьных библиотеках Кемеровской области.
В целом выполненный анализ позволяет сделать следующие выводы:
1. В соответствии с методологией системно-деятельностного подхода уровень современного выпускника школы определяется не столько набором полученных в годы обучения знаний и умений, сколько способностью использовать их на практике, в нестандартных, динамично меняющихся ситуациях. При этом особое значение придается способности выпускника самостоятельно обучаться, оперировать с разнородной, противоречивой информацией, критически ее оценивать и принимать на этой основе аргументированные решения. Это обусловлено социальным заказом информационного общества и информационной экономики, требующих от современного человека высокой интеллектуальной мобильности, умений оперативно ориентироваться в динамически трансформирующейся жизненной среде и принимать квалифицированные решения, адекватные быстро меняющейся ситуации.
2. ФГОС второго поколения имеют несомненную информационную составляющую, обусловленную становлением и развитием информационного общества. Это выражается в ориентации стандартов на идеологию информационного общества, насыщенности ФГОС информационной терминологией, включенностью информационного компонента во все разделы каждого из трех ФГОС общего образования, наличии информационного компонента в составе метапредметных и предметных результатов обучения.
3. Инновационность ФГОС общего образования проявляется в том, что они показывают несводимость информационных умений только к техническим умениям - освоению компьютера и ИКТ. Впервые в стандартах в явном виде для всех учебных предметов раскрывается роль интеллектуальной работы с информацией, включая ее поиск, анализ, оценку и интерпретацию. Также впервые в стандартах демонстрируется связь
успешности реализации основной образовательной программы с качеством информационных образовательных ресурсов, их типо-видовым многообразием, наличием доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам.
4. ФГОС впервые вводят и нормативно закрепляют понятия «информационно-образовательная среда», «информационно-методические условия реализации основной образовательной программы», «информационные образовательные ресурсы», «информационно-методическая поддержка образовательного процесса», «информационная поддержка деятельности обучающихся и педагогических работников», «информационные умения», что свидетельствует не только об осознании в педагогическом сообществе важности и значимости этих понятий, но и влиянии их на эффективность деятельности всех участников образовательного процесса. Нормативное закрепление этих понятий имеет важные следствия, как минимум, для двух профессиональных категорий - педагогических работников и библиотекарей, в первую очередь, школьных. Соответственно, требуется организация их специальной информационной подготовки, адекватной информационному компоненту ФГОС и всем проанализированным выше требованиям, на уровне как профессионального образования, так и системы повышения квалификации и переподготовки педагогических и библиотечных кадров.
5. Осознание роли информационного компонента в составе ФГОС второго поколения имеет принципиально важное значение для их реализации на практике. Учителям необходимо ясно понимать, что информационная ориентированность ФГОС решающим образом сказывается на обеспечении личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, формировании универсальных учебных действий. Соответственно, современный педагог должен не только сам владеть особыми информационными знаниями и умениями, но и быть готов транслировать их, формируя особый тип культуры - информационную культуру личности.
В заключение, возвращаясь мыслями к памятной дате 18 марта 1918 года, дню рождения профессора С. А. Сбитнева, хотелось бы подчеркнуть, что высказанные им в конце ХХ столетия
мысли о необходимости обязательной специальной информационной подготовки любого школьника и студента, становятся еще более актуальными в XXI веке. Информационное общество, открывшее людям колоссальные, невиданные ранее возможности доступа к информации независимо от времени и расстояния, обеспечившее немыслимую ранее скорость получения нужных сведений и невиданный информационный комфорт, несет, вместе с тем, и огромные риски и угрозы. Это угроза информационного прессинга -столкновение с огромным объемом информации из старых и новых медиа (Интернет, блогосфера, социальные сети, мобильная телефония). Однако угроза заключается не только в гигантском объе-
ме, но и в качестве получаемой людьми информации. Все более ощутим риск восприятия ложной, недостоверной, а порой злонамеренной информации. Возникает опасность дегуманизации, ухода человека из мира реального, в мир виртуальный. Нарастают риски информационной агрессии и тотального контроля, навязывания стереотипов поведения, манипулирования сознанием людей. Иными словами, возникает проблема информационной безопасности личности в самом широком смысле. И самым надежным «фильтром», самым мощным барьером на пути ложной и злонамеренной информации по-прежнему остается формирование особой грани культуры современного человека - информационной культуры личности.
Литература
1. Гендина Н. И. Информационное образование и информационная культура как фактор безопасности личности в глобальном информационном обществе: возможности образовательных организаций и библиотек: моногр. -М.: Литера, 2016. - 392 с.
2. Гендина Н. И. Как формировать информационную культуру личности: реализация идей С. А. Сбитнева в деятельности НИИ информационных технологий социальной сферы КемГУКИ // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2008. - № 4. - С. 63-74.
3. Гендина Н. И., Косолапова Е. В. Основы информационной культуры школьника: учеб.-метод. комплекс для учащихся 5-7 классов общеобразоват. организаций. - М.: РШБА, 2017. - 432 с.
4. Гендина Н. И. Развитие научного наследия С. А. Сбитнева в области формирования информационной культуры личности - магистральное направление в деятельности НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств // Наследие С. А. Сбитнева: ученого, педагога, новатора: сб. мат-лов науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию со дня рождения С. А. Сбитнева (Кемерово, Новокузнецк, 14-19 марта 2008 года). - Кемерово: КемГУКИ, 2008. - С. 86-103.
5. Гендина Н. И. Формирование информационной культуры личности: идеи и решения // Стас Андреевич Сбит-нев: жизнь, отданная людям. Хроника. Воспоминания. Исслед. - Кемерово: Кемеров. гос. акад. культуры и искусств, 2003. - С. 304-318.
6. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект. - М.: Просвещение, 2008. - 39 с. - (Стандарты второго поколения).
7. Переосмысливая образование. Образование как всеобщее благо?: доклад ЮНЕСКО. - Париж, 2015. - 104 с.
8. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс] // М-во образования и науки РФ: офиц. сайт. - URL: М1р://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 18.12.2017).
References
1. Gendina N.I. Informatsionnoe obrazovanie i informatsionnaya kul'tura kak faktor bezopasnosti lichnosti v global'nom informatsionnom obshchestve: vozmozhnosti obrazovatel'nykh organizatsiy i bibliotek: monografiya [Information education and information culture as a factor of safety of the person in global information society: possibilities of the educational organizations and libraries: monograph]. Moscow, Litem Publ., 2016. 392 p. (In Russ.).
2. Gendina N.I. Kak foimirovat' informatsionnuyu kul'tura lichnosti: realizatsiya idey S.A. Sbitneva v deyatel'nosti NII informatsionnykh tekhnologiy sotsial'noy sfery KemGUKI [How to form the information culture of the person: realization of the ideas of S.A. Sbitnev in activity of Scientific Research Institute of Information Technologies of the Social Sphere in Kemerovo State University of Culture]. VestnikKemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2008, no. 4, pp. 63-74. (In Russ.).
3. Gendina N.I., Kosolapova E.V. Osnovy informatsionnoy kul'tury shkol'nika: uchebno-metodicheskiy kompleks dlya uchashchikhsya 5-7 klassov obshcheobrazovatel'nykh organizatsiy [Bases of information culture of the school stu-
dent: an educational and methodical complex for pupils of 5-7 grades of the general education organizations]. Moscow, RShBA Publ., 2017. 432 p. (In Russ.).
4. Gendina N.I. Razvitie nauchnogo naslediya S.A. Sbitneva v oblasti formirovaniya informatsionnoy kul'tury lichnosti - magistral'noe napravlenie v deyatel'nosti NII informatsionnykh tekhnologiy sotsial'noy sfery Kemerovsk-ogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Development of scientific heritage of S.A. Sbitnev in the field of formation of information culture of the person - the chief direction in activities of Scientific Research Institute of Information Technologies of the Social Sphere in Kemerovo State University of Culture and Arts]. Nasledie S.A. Sbitneva: uchenogo, pedagoga, novatora: sb. mater. nauch.-praktich. konf., posvyashchennoy 90-letiyu so dnya rozhdeniya S.A. Sbitneva (Kemerovo, Novokuznetsk, 14-19 marta 2008 goda). [S.A. Sbitnev's heritage: scientist, teacher, innovator: conference thesis, devoted to the 90 anniversary since the birth of S.A. Sbitnev]. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture and Arts Publ., 2008, pp. 86-103. (In Russ.).
5. Gendina N.I. Formirovanie informatsionnoy kul'tury lichnosti: idei i resheniya [Formation of information culture of the person: ideas and decisions]. Stas Andreevich Sbitnev: zhizn', otdannaya lyudyam. Khronika. Vospominaniya. Issledovaniya [S.A. Sbitnev: the life given to people. Chronicle. Memoirs. Researches]. Kemerovo, Kemerovo State Academy of Culture and Arts Publ., 2003, pp. 304-318. (In Russ.).
6. Kontseptsiyafederal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov obshchego obrazovaniya:proekt [Concept of Federal State Educational Standards of the General Education: project]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2008. 39 p. (In Russ.).
7. Pereosmyslivaya obrazovanie. Obrazovanie kak vseobshchee blago?: doklad YuNESKO [Reinterpreting education. Education as general benefit?: report of UNESCO]. Paris, 2015. 104 p. (In Russ.).
8. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty obshchego obrazovaniya [Federal state educational standards of the general education]. Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF: ofitsial'nyy sayt [Ministry of Education and Science of the Russian Federation: official site]. (In Russ.) Available at: http://MHHo6pHayKH.p$/goKyMeHTLi/543 (accessed 18.12.2017).
УДК 004.5
СОЗДАНИЕ ОФИЦИАЛЬНЫХ САЙТОВ И ЗАДАЧИ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ: НОВЫЙ ЭТАП В РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ С. А. СБИТНЕВА
Гендина Наталья Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, директор НИИ информационных технологий социальной сферы, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: nii@kemguki.ru
Колкова Надежда Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры технологии автоматизированной обработки информации, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: kolkovani@mail.ru
Раскрывается роль профессора С. А. Сбитнева как основоположника Кемеровской библиотечной школы и основателя научного направления по изучению электронных информационных ресурсов. Характеризуются объективные предпосылки необходимости повышения квалификации руководителей библиотек, музеев, архивов в сфере сайтостроения. Отмечаются принципиальные особенности официальных сайтов учреждений культуры. Приводится система критериев оценки качества официального сайта учреждения культуры, которая позволяет оценить качество контента; качество дизайна и эргономических характеристик; качество сервисных характеристик и программной реализации сайта. Обосновывается опасность упрощенного субъективного подхода к созданию официальных сайтов учреждений культуры, ведущего к снижению их качества. Показывается сущность взаимодействия за-