жает естественный ход учебных занятий.
ВЫВОДЫ
Занятия классическим хоккеем с мячом вызывают значительный интерес у студен-тов-сирот. Однако полноценная организация учебного процесса по классическому хоккею с мячом невозможна. Развитие нестандартного хоккея с мячом открывает новые возможности для совершенствования физической культуры студентов-сирот за счет организации специализации по нестандартному хоккею с мячом, что подтверждают показатели, представленные в таблице 1. Выявлены особенности нестандартного хоккея с мячом: адаптация к холодным климатическим условиям, популярность и массовость, непрофессиональный уровень основных участников, особые требования, предъявляемые к физическим качествам: скоростно-силовым, быстроте и ловкости.
ЛИТЕРАТУРА
1. Физическая культура студента : учебник / под ред. В.И. Ильинича. - М. : Гар-дарики, 2007. - 448 с.
2. Завьялов, А.И. Физическое воспитание студенческой молодежи / А.И. Завьялов, Д.Г. Миндиашвили ; Краснояр. пед. гос. ун-т. - Красноярск : [б.и.], 1996. - 128 с.
REFERENCES
1. Ilinich V.I. (2007), Physical training of the student: the Textbook, publishing house “Gardarika”, Moscow, Russian Federation.
2. Zavjalov, A.I. and Mindiashvilli, D.G. (1996), Physical training of student’s youth, publishing house KSTU, Krasnoyarsk, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.12.2012.
УДК 378
ШКОЛА КАК ИНСТИТУТ ПОДГОТОВКИ К ЖИЗНИ БУДУЩИХ
СПОРТСМЕНОВ
Елена Васильевна Селищева, кандидат педагогических наук, заместитель директора, Научно-информационный методический центр (МБОУ НИМЦ), г. Новый Уренгой
Аннотация
Проведено исследование по оценке важности целей образовательного процесса современной школы в подготовке будущих спортсменов к реалиям жизни. Выявлено, что выпускники начальных классов, их родители и учителя относят к «важным» целям образования «знаниевые» цели школы вопреки требованиям государства и общества концентрировать усилия в направлении воспитания творчески активной, мобильной, готовой к жизни в постоянно меняющемся обществе личности. Наличие у школы широких социальных целей отмечают менее тридцати процентов респондентов, что является отражением низкой мотивации педагогических коллективов на решение подобных задач. Направленность школы на предметное обучение и приобретение воспитанниками формализованных знаний свидетельствует о том, что школа настоящего времени не готова стать полноценным институтом подготовки будущих спортсменов в вопросах безболезненного решения проблемных жизненных ситуаций, возникающих в большом спорте.
Ключевые слова: важность целей образования, спортивная школа, участники образовательного процесса, педагогическое тестирование, начальная школа.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.12.94.p108-114
SCHOOL AS INSTITUTE OF PREPARATION OF FUTURE ATHLETES FOR LIFE
Elena Vasilevna Selishcheva, the candidate of pedagogical sciences,
Scientific Information Methodological Center, Noviy Urengoy
Annotation
The research has been conducted in order to evaluate the importance of objects of education process of modern school in training of future athletes to adaptation to the real life. The results show that primary school graduates, their parents and teachers believe that important goal of education is formal knowledge of subjects, in spite of government and society requirements to apply efforts in upbringing creative activity, mobility and availability to the changing world. Only thirty per cent of respondents underlined that school has wide social objects. This fact shows that pedagogical community has low motivation to solving alike missions. The school orientation on discipline education and getting the formal knowledge by schoolchild is a fact that modern school is not ready to become a full-grown institute for training of the future athletes to solving the real-life problems in professional sport.
Keywords: importance of objects of education process, sport school, training process participants, pedagogic testing, primary school.
ВВЕДЕНИЕ
Предоставление права проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр городу Сочи актуализирует вопрос критического пересмотра организации процесса спортивного совершенствования. Значимость данного вопроса усиливается в связи с обеспокоенностью фактом уступки передовых позиций нашими спортсменами по многим видам спортивных состязаний на соревнованиях международного уровня. Одним из немаловажных аспектов данной проблемы является уход молодежи из спорта на раннем этапе, впоследствии обуславливающий скудность «селективного» отбора спортсменов на соревнования международного класса.
Согласно исследованиям, проведенным в 2007-2009 годах Томасом Доджем, Мюррей Митчелом и Джеймсом Меншем, большую роль на факт ухода из спорта на раннем этапе занятий играют факторы здоровья, что отмечают 53,2% респондентов. Далее по убыванию: недостаточная мотивированность на успех (31,61%), учебно-
познавательный (20,86%), социальный (17,88%) и некоторые другие ожидаемые факторы (12,57%). Примечательным является то, что для студентов, покидающих спорт на более поздней стадии занятий, характерна подобная же картина [7]. Вышесказанное наводит на мысль, что корни проблемы ухода личности из спорта расположены более глубоко, чем на уровне спортивной школы.
Ситуации спортивных соревнований, требующие максимальной концентрации волевых усилий спортсмена, не приведут его без надлежащей мотивации на успех к достойной победе. Также важную роль в спорте высоких достижений играют такие способности, как умение сосредотачивать внимание, импровизация, творческий перенос опыта, приобретенного на тренировках, в непредсказуемые, нестандартные ситуации соревнований, доброжелательность, направленная на создание комфортного микроклимата в команде [1,4]. То есть, более обобщенно - именно те качества личности, которые позволяют ему правильно ориентироваться в спортивном и полноценно сосуществовать в жизненном мире.
Ввиду ограниченности временным интервалом процесса общения с воспитанниками, спортивная школа не в состоянии воспитать личность с вышеперечисленными способностями. В то же время учебно-познавательный, социальный факторы, фактор здоровья и мотивация относятся к воспитательным проблемам школы. Следовательно, организация процесса совершенствования спортивного мастерства, по сути, является не только и не столько задачей спортивной школы, как задачей общепринятого института социали-
зации личности - школы.
Судить насколько школа сегодняшнего дня близка к решению подобных глобальных вопросов можно, взглянув через призму оценки его потенциальных целей участниками образовательного процесса, что по-нашему мнению, представляет большой интерес.
На протяжении четырех лет учебы в начальной школе у учеников, их родителей и учителей складывается определенное видение значимости данного учреждения, поэтому целью данного исследования являлась оценка важности различных целей образования выпускниками четвертых классов, родительской общественностью и педагогами.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучение мнений респондентов по вопросу важности целей образования проводилось на основе педагогического тестирования, проведенного по схожей методике Джона Равена [3].
В исследовании (апрель 2010/2011 учебного года) приняли участие 62 мальчика и
59 девочек четвертого класса, 25 родителей учащихся и 6 учителей.
Детям предлагались 23 цели образования, составленных на основе ответов учеников четвертого класса на вопрос «Что вы ожидаете от школы?». Обозначенные цели впоследствии школьники оценивали по шкале важности: «очень важно», «важно», «не очень важно», «неважно».
Вопрос ожиданий от школы был предложен также учителям и родителям учащихся, но в рамках заданной цели изучения вызывал интерес процесс отношения к целям образования именно обучающихся, В связи с этим в таблице представлены ответы для данной категории респондентов. Ответы родителей и учителей частично освещены в аналитическом материале.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выбор мальчиков и девочек наиболее значимых целей образования представлен в таблице в процентном соотношении предпочтений от общего числа респондентов отдельно для каждой гендерной группы.
Таблица
Выбор целей образования по их важности мальчиками и девочками четвертых ____________________классов (май 2010/2011 учебного года)_________________
№ Цель образования М Д
1 Обеспечить умение читать и хорошо говорить 85 83
2 Помогать учиться хорошо и успешно закончить школу 89 90
3 Сделать учебу интересной, чтобы хотелось всегда учиться 82 88
4 Обеспечить условия для выполнения домашних заданий в школе 89 83
5 Организовывать во внеурочное время спортивные мероприятия 82 61
6 Организовывать во внеурочное время познавательные мероприятия 77 78
7 Организовывать во внеурочное время игровые мероприятия 68 73
8 Организовывать в каникулы поездки по стране и за границу 74 78
9 Соблюдать правила относительно формы одежды и причесок 15 7
10 Дать представления о разных видах работы и профессиях 31 51
11 Обеспечить умение учиться самостоятельно 31 29
12 Научить применять полученные знания и навыки к решению проблем 23 22
13 Организовать работу над проектами, приобщать к исследованиям 15 15
14 Дать опыт по принятию ответственности за свои решения 7 7
15 Сформировать к окончанию школы уверенность в себе 34 20
16 Сформировать желание проявлять инициативу 15 17
17 Стимулировать способность иметь собственное мнение 26 24
18 Дать возможность высказывать свою точку зрения 23 15
19 Обеспечить возможность выступать с сообщениями 11 10
№ Цель образования М Д
20 Выработать уверенность во взаимоотношениях с людьми 26 24
21 Помочь научиться уживаться с другими людьми 7 12
22 Научить различать что хорошо, а что плохо 26 24
23 Научить беречь здоровье 23 15
Примечания:
1. Указан процент мальчиков и девочек четвертого класса, оценивших данную цель как «очень важную» и «важную».
2. Обозначения: М - мальчики, Д - девочки.
В таблице с первого по четвертый номер занимают обучающие цели школы, с пятого по восьмой - цели, относящиеся к процессу организации внеклассных и внеучебных мероприятий познавательно-развлекательного характера, с одиннадцатого по двадцать второй - цели, относящиеся к широким социальным.
Полученные результаты показывают, что для обеих гендерных групп отличительно выделяются две категории важных целей образования (рис. 1).
100%
90
Г.ГТ
80
70
60
50
40
20
10
0
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
Цель
■ д = 59 4м = 62
Рис. 1. Важность целей образования для мальчиков и девочек четвертого класса
(май 2011 года)
К первой категории относится группа целей образования с первого по восьмой номер, согласно нумерации, указанной в таблице. Более подробный анализ позволяет выявить следующее (рис. 2).
Для девочек и мальчиков наибольший интерес представляет цель школы - помогать учиться хорошо и успешно закончить школу. Также наиболее важными являются цели: для мальчиков - создание условий для выполнения домашних заданий в школе, для девочек - сделать учебу интересной, чтобы хотелось всегда учиться. В вопросах организации внеурочных и внешкольных мероприятий наибольшую значимость имеет для мальчиков цель - организация спортивных мероприятий, для девочек данная цель наименее актуальна из данного круга целей. Второй по значимости из круга целей под номерами с четвертого по восьмой - организация игровых мероприятий, для обеих гендерных групп.
Ко второй категории относятся группа целей широкого социального значения, находящихся в таблице под номерами с одиннадцатого по двадцать третий (рис. 1).
Цель под номером девять таблицы, хотя и относится к формализованным целям школы (ношение школьной формы), может, по сути, являться выражением проблемы социального неравенства учащихся. Цель под номером десять таблицы касается формирования школой представлений о будущих профессиях, что оказывается наиболее интересным для девочек.
90 -
80 -
70 -
60 -50 -
1 2 3 4 5 6 7 8
□ мальчики □ девочки
1. Обеспечить умение читать и хорошо говорить.
2. Помогать учиться хорошо и успешно закончить школу.
3. Сделать учебу интересной, чтобы хотелось всегда учиться.
4. Обеспечить условия для выполнения домашних заданий в школе.
5. Организовывать во внеурочное время спортивные мероприятия.
6. Организовывать во внеурочное время познавательные мероприятия.
7. Организовывать во внеурочное время игровые мероприятия.
8. Организовывать в каникулы поездки по стране и за границу.
Рис. 2. Сравнительная динамика важности целей образования для мальчиков и девочек
четвертого класса
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что наибольший процент учащихся четвертых классов считают, что основная цель школы - образовательная. Однако проблему обеспечения умения учиться самостоятельно (цель под номером одиннадцать таблицы) актуализируют менее трети учащихся, но при этом, по данным опроса - 100% учителей и 76% родителей. Также учащимися (84%), учителями (67%) и родителями (88%) выдвигается на первый план задачи школы научить читать и хорошо говорить, сделать учебу интересной и обеспечить условия для выполнения домашних заданий в стенах школы. Высокий процент учащихся интересуется организацией школой внешкольных и внеурочных мероприятий: познавательные и игровые мероприятия, поездки (мальчики и девочки), спортивные (мальчики в большей степени). Достаточно интересным представляется тот факт (хотя общее количество таковых и не много), что мальчиков, относящих к важным целям школы соблюдение правил относительно формы одежды и причесок в два раза больше, чем девочек, (15% и 7% соответственно).
Общий вырисовывающийся контекст из сравнительного анализа предпочтений по «важности» целей образования, относящихся к выделенной первой категории, характерен относительно одинаковой позицией всех групп респондентов по отношению к учебноорганизационной деятельности школы.
Что касается широких социальных целей, то проглядывается достаточно скудная картина в аспекте социализации личности. Так среди учащихся четвертых классов процент детей, желающих учиться самостоятельно достаточно низкий (в среднем 30% от общего числа респондентов). Хотят быть уверенными во взаимоотношениях с людьми, иметь собственное мнение, хотят научиться различать «что хорошо, а что плохо» только четверть учащихся-респондентов. Количество заинтересованных в умении применять полученные знания при решении новых проблем, иметь возможность высказать свою точку зрения, научиться беречь свое здоровье еще ниже (пятая часть из общего количества опрошенных четвероклассников). Интерес к исследовательской и проектной деятельности, к проявлению инициативы выражают порядка 15% четвероклассников, к выступлению с сообщениями перед родителями - 10%, к приобретению навыков уживаться
85
83
89
90
82
89
83
82
61
77
78
68
73
78
74
с другими людьми - в среднем 9%.
В обеих гендерных группах достаточно низкие показатели желания проявлять инициативу (16%).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, цели современной школы, несмотря на требования общества, выраженные в стратегически значимых государственных документах, касающихся сферы образования [2, 5, 6], по-прежнему, направлены на предметное обучение и приобретение воспитанниками формализованных знаний, что свойственно индустриальному обществу. Следовательно, школа в настоящий момент не готова в полной мере стать институтом социализации личности, следовательно - и институтом подготовки будущих спортсменов в вопросах безболезненного решения проблемных жизненных ситуаций, возникающих в большом спорте.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барабанов, А.Г. Психологические резервы оптимизации спортивной деятельности / А.Г. Барабанов, А.П. Горячев, В.С. Никитин // Теория и практика физической культуры. 2006. № 5. - Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2006N5/. - Дата обращения 06.12.2012.
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271 // URL:
http://do.gendocs.ru/docs/index-2110.html. - Дата обращения 06.12.2012.
3. Равен, Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы : пер. с англ. / Дж. Равен. - 2-е изд., испр. - М. : Изд-во «Когито-Центр», 2001. - 142 с.
4. Рапопорт, О.А. Интеграция физической и психологической подготовки бор-цов-самбистов на этапе начальной спортивной специализации : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Рапопорт О.А. - Новокузнецк, 2005. - 162 с.
5. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р // URL: http://www.newurengoy.ru/youth_and_family/2016/. - Дата обращения 06.12.2012.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2010. - 31 с.
7. Dodge, Т.М. Student Retention in Athletic Training Education Programs / Thomas M. Dodge, Murray F. Mitchell, James M. Mensch // Journal of Athletic Training. - 2009. - № 4 (2). - P. 197-207.
REFERENCES
1. Barabanov, A.G., Goryachev, A.P. and Nikitin, V.S. (2006), “Psychological reserves of optimization of sports activity”, Theory and practice of physical culture, No. 5, available at: http ://lib .sportedu.ru/press/tpfk/2006N5/.
2. National educational initiative "Our new school", approved by the President of the Russian Federation of 04.02.2010 No. Pr-271 (2010), available at:
http://do.gendocs.ru/docs/index-2110.html.
3. Raven, J. (2001), Pedagogical testing: Problems, delusions, prospects, publishing house “Kogito-Centf’, Moscow, Russian Federation.
4. Rapoport O. A. (2005), Integration of physical and psychological preparation of fighters sambo wrestlers at a stage of initial sports specialization: dissertation, Novokuznetsk, Russian Federation.
5. Strategy of the state youth policy in the Russian Federation till 2016, approved by
the order of the Government of the Russian Federation of December 18, 200б No. 1760-г (200б), available at: http:IIwww.newurengoy.ruIyouth_and_familyI2016.
6. Federal state educational standard of the primary general education. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (200б), publishing house “Education”, Moscow, Russian Federation.
7. Thomas M. Dodge, Murray F. Mitchell, James M. Mensch. (2009), “Student Retention in Athletic Training Education Programs”, Journal of Athletic Training, Vol. 2, No. 4, pp. 197-207.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.12.2012.
УДК 378
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
Александр Николаевич Сивак, кандидат психологических наук, заместитель начальника
института по научной работе,
Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России
Аннотация
В статье представлены результаты исследований по обоснованию модели педагогического воздействия на профессиональное развитие курсантов в вузах внутренних войск МВД России. Автор приходит к выводу, что модель педагогического воздействия на профессиональное развитие курсантов представляет собой целенаправленный, организованный, постоянно развивающийся педагогический процесс, включающий в себя взаимосвязанную деятельность командования, преподавательского состава вуза и курсантов по последовательному, систематическому, поэтапному переносу в их сознание необходимых умений для эффективного выполнения служебных обязанностей. Проведенные автором исследования свидетельствуют, что между знаниями о практической деятельности офицера внутренних войск МВД России и самой деятельностью существуют определенные противоречия. Поэтому формируемые качества, привычки только тогда можно считать развитыми, прочными, когда они осознаются и проявляются в практической деятельности, а также в повседневных условиях и в сложных ситуациях.
Ключевые слова: модель педагогического воздействия; служебно-боевые задачи; профессиональное развитие; курсанты; вузы внутренних войск МВД России.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.12.94.p114-119
MODEL OF PEDAGOGICAL IMPACT ON PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF
CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Alexander Nikolaevich Sivak, the candidate of psychological sciences, deputy chief of institute on scientific work,
St. Petersburg Military Institute ofInternal Troops of the Ministry of Internal Affairs ofRussia
Annotation
The article presents the results of researches on justification of model of pedagogical impact on professional development of cadets in higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author comes to a conclusion that the model of pedagogical impact on professional development of cadets represents the purposeful, organized, constantly developing pedagogical process including interconnected activity of command, teaching staff of higher education institution and cadets on consecutive, systematic, stage-by-stage transfer in their consciousness of necessary abilities for effective implementation of official duties. The researchers conducted by the author testify that between knowledge of practical activities of the officer of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Rus-