коллективных занятий; выборе словесных, наглядных и практических методов взаимодействия и проведения контроля и коррекции на каждом из этапов; проведении диагностики итогового уровня готовности учителей к организации учебной деятельности учащихся.
С учетом вышеизложенного средствами формирования готовности нами рассматриваются: учебно-методические задачи, видеоматериалы, компакт-диски, образовательные веб-сайты, веб-квесты, электронные учебники, сеть Интернет, программы пакета Microsoft Office и т.д.
При этом в технологию формирования готовности включены: два комплекса учебно-методических задач, технологическая карта построения занятий спецкурса, методика организация, лабораторно практических занятий, применение компьютерных программ для решения задач и т.д.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архангельский, С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе / С.И. Архангельский. - М. : Высшая школа, 1974. - 383 с.
2. Вирановская, Е.В. Подготовка будущего учителя к организации самостоятельной учебной деятельности учащихся : учебно-методическое пособие / Е.В. Вирановская. - Орск : Изд-во Орск. гос. техн. ин-та, 2004. - 100 с.
3. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И.Ф. Исаев. -М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
4. Полонский, В.М. Методы исследования проблем образования / В.М. Полонский // Педагогика. - 1994. - № 2. - С. 10-15.
REFERENCES
1. Archangelsky, S.I. (1974), Lectures on the theory of learning in higher school, High School, Moscow.
2. Viranovskaya, E.V. (2004), Preparation of the future teacher to the organization of independent educational activity of students: study guide, publishing house "OGTI", Orsk.
3. Isaev, (2002), Professional-pedagogical culture of the teacher, publishing center "Academy", Moscow.
4. Polonsky, V.M. (1994), "Methods of research pro-education problems", Pedagogy, No. 2, pp
10-15.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.07.2015.
УДК 796.8
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ - НОРМАТИВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВИДАХ ЕДИНОБОРСТВ
Александр Оникович Акопян, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Андрей Николаевич Волков, младший научный сотрудник, Борис Николаевич Шустин, доктор педагогических наук, профессор, заместитель генерального директора, Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК),
г. Москва
Аннотация
В статье представлен анализ приемных нормативов федеральных стандартов спортивной подготовки по физической подготовленности детей 10 лет на этапе начальной подготовки в детско-юношеские школы по видам спортивных единоборств. Полученные результаты сопоставлены с
нормативами ГТО Российской Федерации. Показано, что некоторые нормативы физической подготовленности начинающих спортсменов в единоборствах ниже соответствующих норм для сверстников, не занимающихся спортом.
Ключевые слова: нормативы, физическая подготовленность, быстрота, координация, выносливость, сила, силовая выносливость, скоростно-силовые качества, спортивные единоборства.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.07.125.p10-15
FEDERAL STANDARDS FOR SPORTS TRAINING - NORMS FOR PHYSICAL FITNESS ON THE INITIAL PREPARATION STAGE IN COMBAT SPORTS
Alexander Onikovich Akopyan, the candidate of pedagogical sciences, senior research associate, Andrey Nikolaevich Volkov, the junior researcher, Boris Nikolaevich Shustin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Federal Scientific Center for Physical Culture and Sports, Moscow
Annotation
This article presents the analysis of the physical fitness standards for the children aged 10 years at the stage of initial training for the admission into youth combat sports schools, the results obtained have been compared to the GTO regulations of the Russian Federation. It has been found that requirements of the some norms for novice combat sports athletes are lower than norms for their peers without sports background.
Keywords: norms, physical readiness, quickness, endurance, strength, strength endurance, strength-power abilities, combat sports.
Разработка федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта в нашей стране осуществлялась в соответствии со статьей 33 Федерального закона Российской Федерации от 6 декабря 2011 г. N 412-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
Федеральные стандарты спортивной подготовки - совокупность требований к спортивной подготовке по видам спорта (за исключением военно-прикладных, служебно-прикладных и национальных видов спорта), разработанных и утвержденных в соответствии с настоящим Федеральным законом и обязательных для организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
В рамках настоящего исследования были рассмотрены нормативные требования по общей физической подготовленности, которые применяются в спортивных школах для тестирования ее уровня на этапах многолетнего спортивного совершенствования, и соответствие данным нормативам является обязательным для перехода спортсмена на следующий этап подготовки.
Для анализа были взяты шесть видов спортивных единоборств: киокусинкай, рукопашный бой, бокс, тхэквондо, дзюдо и спортивная борьба. Данные единоборства являются утвержденными видами спорта в Российской Федерации, четыре из которых (тхэквондо, бокс, дзюдо, спортивная борьба) являются олимпийскими видами спорта. Два вида спорта относятся к видам борьбы (дзюдо, спортивная борьба), три вида к ударным видам единоборств (киокусинкай, тхэквондо, бокс) и один вид - к комплексным единоборствам (рукопашный бой).
В работе использовались данные, представленные в Федеральных стандартах спортивной подготовки по указанным видам спортивных единоборств, утвержденных приказами Минспорта России [1, 2, 3, 4, 5, 6].
Как видно из таблиц, нормативные требования по 3-м видам (кроме бокса, дзюдо и спортивной борьбы) учитывают гендерные различия и только в одном виде спорта (бокс) учитываются весовые различия спортсменов.
Таблица 1
Нормативные требования для зачисления детей на этап начальной подготовки _(10 лет) по виду спорта Киокусинкай_
Развиваемое физическое качество Контрольные упражнения (тесты)
Юноши Девушки
Быстрота Бег на 30 м (не более 6,0 с) Бег на 30 м (не более 6,6 с)
Координация Челночный бег 3x10 м (не более 13 с) Челночный бег 3x10 м (не более 13 с)
Выносливость Непрерывный бег в свободном темпе 6 мин Непрерывный бег в свободном темпе 5 мин
Сила Подтягивания на перекладине (не менее 5 раз) Подтягивания на низкой перекладине (не менее 5 раз)
Силовая выносливость Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 9 раз) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 7 раз)
Подъем туловища в положении лежа (не менее 15 раз) Подъем туловища в положении лежа (не менее 13 раз)
Скоростно-силовые качества Прыжок в длину с места (не менее 120 см) Прыжок в длину с места (не менее 110 см)
Таблица 2
Нормативные требования для зачисления детей на этап начальной подготовки _по виду спорта Рукопашный бой_
Развиваемое физическое качество Контрольные упражнения (тесты)
Юноши Девушки
Быстрота Бег на 30 м (не более 5,6 с) Бег на 30 м (не более 6,2 с)
Координация Челночный бег 3x10 м (не более 16 с) Челночный бег 3x10 м (не более 16 с)
Выносливость Непрерывный бег в свободном темпе 10 мин Непрерывный бег в свободном темпе 8 мин
Сила Подтягивания на перекладине (не менее 5 раз) Подтягивания на перекладине (не менее 2 раз)
Силовая выносливость Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 15 раз) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 8 раз)
Подъем туловища в положении лежа (не менее 15 раз) Подъем туловища в положении лежа (не менее 13 раз)
Скоростно-силовые качества Прыжок в длину с места (не менее 120 см) Прыжок в длину с места (не менее 110 см)
Таблица 3
Нормативные требования для зачисления детей на этап начальной подготовки _по виду спорта Бокс_
Развиваемое физическое качество Контрольные упражнения (тесты)
Быстрота Бег на 30 м (не более 5,4 с)
Бег 100 м (не более 16,0 с)
Выносливость Бег 3000 м (не более 15 мин 00 с)
Сила Подтягивание на перекладине (не менее 6 раз)
Поднос ног к перекладине (не менее 6 раз)
Жим штанги лежа (весом не менее веса собственного тела) кг
Силовая выносливость Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 35 раз)
Скоростно-силовые качества Прыжок в длину с места (не менее 180 см)
Толчок ядра 4 кг (сильнейшей рукой не менее 6 м, слабейшей рукой не менее 4 м)
Таблица 4
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисле-_ния в группы на этапе начальной подготовки по виду спорта Тхэквондо_
Развиваемое физическое качество Контрольные упражнения (тесты)
Юноши Девушки
Быстрота Бег 30 м (не более 6,2 с) Бег 30 м (не более 6,2 с)
Координация Челночный бег 3x10 м (не более 16 с) Челночный бег 3x10 м (не более 16 с)
Выносливость Непрерывный бег в свободном темпе 10 мин Непрерывный бег в свободном темпе 10 мин
Развиваемое физическое качество Контрольные упражнения (тесты)
Юноши Девушки
Сила Подтягивания на перекладине (не менее 3 раз) Подтягивания на перекладине (не менее 1 раза)
Силовая выносливость Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 15 раз) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 15 раз)
Подъем туловища лежа на полу (пресс) (не менее 15 раз) Подъем туловища лежа на полу (пресс) (не менее 15 раз)
Скоростно-силовые качества Прыжок в длину с места (не менее 1,1 м) Прыжок в длину с места (не менее 1,1 м)
Таблица 5
Нормативные требования для зачисления детей на этап начальной подготовки _ по виду спорта Дзюдо_
Развиваемое физическое качество Контрольные упражнения (тесты)
Быстрота Бег на 30 м (не более 5,0 с)
Координация Челночный бег 3x10 м (не более 9 с)
Выносливость Бег 800 м (не более 4мин)
Сила Подтягивание на перекладине (не менее 6 раз)
Силовая выносливость Подъем туловища лежа на спине (не менее 10 раз)
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 15 раз)
Скоростно-силовые качества Прыжок в длину с места (не менее 140 см)
Подтягивание на перекладине за 20 с (не менее 4 раз)
Подъем туловища лежа на спине за 20 с (не менее 8 раз)
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 20 с (не менее 6 раз)
Таблица 6
Нормативные требования для зачисления детей на этап начальной подготовки _по виду спорта Спортивная борьба_
Развиваемое физическое качество Контрольные упражнения (тесты)
Быстрота Бег на 30 м (не более 5,8 с)
Бег 60 м (не более 9,8 с)
Координация Челночный бег 3x10 м (не более 7,8 с)
Выносливость Бег 400 м (не более 1 мин 23 с)
Бег 800 м (не более 3 мин 20 с)
Бег 1500 м (не более 7 мин 50 с)
Сила Подтягивание на перекладине (не менее 2 раз)
Вис на согнутых (угол до 90°) руках не менее 2 с)
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 15 раз)
Бросок набивного мяча (3 кг) назад (не менее 4,5 м)
Бросок набивного мяча (3 кг) вперед из-за головы не менее 3,5 м)
Силовая выносливость Подъем туловища, лежа на спине (не менее 8 раз)
Подъем ног до хвата руками в висе на гимнастической стенке (не менее 2 раз)
Скоростно-силовые качества Прыжок в длину с места не менее 150 см)
Прыжок в высоту с места (не менее 40 см)
Тройной прыжок с места (не менее 4,8 м)
Подтягивание на перекладине за 20 с (не менее 3 раз)
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 20 с (не менее 10 раз)
Подъем туловища, лежа на спине за 20 с (не менее 4 раз)
Общий анализ нормативных требований по представленным видам спорта показал, что при тестировании учитывается шесть физических качеств: быстрота, выносливость, координация, сила, силовая выносливость, скоростно-силовые качества. В пяти видах тестированию подвергаются все шесть качеств. В боксе тестируются пять качеств (кроме координации). В рамках тестирования каждого качества в основном применяются одинаковые или близкие по характеру двигательной активности тестовые задания [7]:
- Быстрота - бег на короткие дистанции;
- Координация - челночный бег;
- Выносливость - бег на средние дистанции, либо непрерывный бег 5-10 минут;
- Сила - подтягивания на перекладине, жим штанги лежа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, бросок набивного мяча, поднос ног к перекладине;
- Силовая выносливость - сгибание и разгибание рук в упоре лежа, подъем туловища в положении лежа, подъем ног на гимнастической стенке;
- Скоростно-силовые качества - прыжок в длину с места, толчок ядра, подтягивания на перекладине за 20 с., подъем туловища лежа на спине за 20 с., сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 20 с.
При рассмотрении вариантов тестовых заданий необходимо отметить отсутствие единого для всех рассматриваемых видов единоборств перечня тестовых упражнений, применяемых для тестирования физических качеств. Причем только два упражнения используются во всех рассматриваемых видах спорта - прыжок в длину с места для оценки скоростно-силовых качеств, и подтягивания на перекладине для оценки силы. Подобная тенденция, прослеживается на всех этапах многолетней подготовки.
Для оценки уровня выносливости начинающих единоборцев в трех видах спорта используются нормативы в беге на время: в спортивной борьбе - 400 м, 800 м (не более 3 мин 20 с), 1500 м; дзюдо - 800 м (не более 4 мин); в боксе - 3000 м. Вместе с тем бег в свободном темпе, используемый в киокусинкай, рукопашном бое, тхэквондо, с нашей точки зрения не может являться достаточно информативным тестом для оценки выносливости юных спортсменов.
Далее нами был проведен сравнительный анализ нормативных требований федеральных стандартов на начальном этапе подготовки в единоборствах и требований ГТО 2-й ступени для школьников 9-10 лет.
Сравнительный анализ показывает, что:
1) Из видов тестовых упражнений, применяемых в ГТО, четыре имеются в нормативных требованиях для единоборцев на начальном этапе подготовки (прыжок в длину с места, подтягивание из виса на высокой перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, бег на 60 м).
2) В прыжке в длину с места нормативы ГТО даже на бронзовый значок (мальчики 130 см, девочки 125 см) существенно превышают нормативные требования стандартов в киокусинкай, рукопашном бое и тхэквондо. Только в боксе данный норматив (180 см) превышает уровень требований золотого значка ГТО (160 см).
3) Подтягивание на низкой перекладине для девочек не используется в нормативах федеральных стандартов спортивной подготовки по видам единоборств.
4) Подтягивания на высокой перекладине для мальчиков в киокусинкай и спортивной борьбе находятся на уровне бронзового значка ГТО, в тхэквондо - на уровне серебряного значка, в других видах - на уровне золотого значка ГТО или слегка (на 1 подтягивание) его превышают.
5) В тестовом задании сгибание и разгибание рук в упоре лежа в боксе данный норматив в два с небольшим раза превышает уровень ГТО (золотой значок). В то время как в киокусинкай он ниже уровня бронзового значка как для мальчиков, так и для девочек. В остальных видах этот норматив соответствует уровню серебряного значка ГТО.
Результаты сравнительного анализа нормативов физической подготовленности детей 10 лет в видах единоборств и норм ГТО для школьников 9-10 лет свидетельствуют о необходимости определенной коррекции федеральных стандартов спортивной подготовки в ряде видов спорта в сторону увеличения данных нормативов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Приказ Министерства спорта РФ от 16 февраля 2015 г. №138 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта киокусинкай» [Электронный ресурс] // URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70800842/. - Дата обращения 01.07.
2015.
2. Приказ Министерства спорта РФ от 24 декабря 2014 № 1062 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта рукопашный бой» [Электронный ресурс] // URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70763238/. - Дата обращения 01.07. 2015.
3. Приказ Министерства спорта РФ от 20 марта 2013 г. № 123 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта бокс» [Электронный ресурс] // URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70292280/. - Дата обращения 01.07. 2015.
4. Приказ Министерства спорта РФ от 18 февраля 2013 г. № 62 "Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта тхэквондо" [Электронный ресурс] // URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70286414/. - Дата обращения 01.07. 2015.
5. Приказ Министерства спорта РФ от 19 сентября 2012 г. N 231 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта дзюдо» [Электронный ресурс] // URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70185744/. - Дата обращения 01.07. 2015.
6. Приказ Министерства спорта РФ от 27 марта 2013 г. № 145 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спортивная борьба» [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/70397756/. - Дата обращения 01.07. 2015.
7. Современная система спортивной подготовки / под ред. Ф.П. Суслова, В. Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М. : СААМ, 1995. - 445 с.
REFERENCES
1. Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation on February 16, 2015 №138 "On approval of the federal standard of sports training sport Kyokushin", available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70800842/.
2. Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation on December 24, 2014 № 1062 "On approval of the federal standard of athletic training for sport of hand to hand combat", available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70763238/.
3. Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation on March 20, 2013 № 123 "On approval of the federal standard of sports training for the sport boxing", available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70292280/.
4. Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation on February 18, 2013 № 62 "On approval of the federal standard of athletic training for the sport of Taekwondo", available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70286414/.
5. Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation on September 19, 2012 N 231 "On approval of the federal standard of sports training the sport of Judo", available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70185744/.
6. Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation on March 27, 2013 № 145 "On approval of the federal standard of sports training for the sport of wrestling", available at: http://base.garant.ru/70397756/.
7. Ed. Suslov, F.P., Sych, V.L. and Shustin, B.N. (1995), The modern system of sports training, publishing house "SAAM", Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.07.2015.
УДК 796.82
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОРОННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБЕ
Роман Николаевич Апойко, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлены методологическая концепция и содержание экспериментальной методики совершенствования коронных технических действий борцов высокой квалификации в гре-