УДК 37.037.1 ББК 74.58 Б-23
Банников Александр Максимович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики спортивных игр Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, e-mail:natalech-ka@mail.ru;
Банникова Наталья Александровна, аспирант Адыгейского государственного университета, т. :8(918)4170011;
Костюкова Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.
СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОВСЕДНЕВНУЮ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
(рецензирована)
Олимпийские идеи в современном обществе, занимают значительное место в жизни человечества. С целью распространения знаний об олимпизме и олимпийском движении, по рекомендации Международной олимпийской академии, национальные олимпийские академии проводят большую работу по организации олимпийского образования. Межрегиональная общественная организация «Олимпийская академия Юга» совместно с Кубанским государственным университетом физической культуры, спорта и туризма разработали схему реализации олимпийского образования в повседневную жизнь общества и план повышения квалификации преподавателей по олимпийскому образованию школьников и студентов.
Ключевые слова: олимпизм, олимпийская академия, олимпийское образование, олимпийский проект, олимпийские уроки.
Bannikov Alexander Maximovich, Candidate of Pedagogics, professor of the Department of the Theory and Technique of Sport games of the Kuban state university of physical culture, sport and tourism, e-mail: natalech-ka@mail.ru;
Bannikova Natalya Alexandrovna, post graduate student of the Adygh state university, tel.:8(918)4170011;
Kostyukova Olga Nikolaevna, Candidate of Pedagogics, associate professor, dean of the Faculty ofPprofessional development and retraining of personnel of the Kuban state university of physical culture, sport and tourism.
THE SCHEME OF REALIZATION OF THE OLYMPIC EDUCATION IN EVERYDAY LIFE OF SOCIETY
(reviewed)
The Olympic ideas in modern society take an important place in the life of mankind. To disseminate the knowledge about the Olympism and the Olympic Movement national Olympic academies carry out a lot of work to organize Olympic education according to the recommendation of the International Olympic academy. Interregional public organization “The Olympic Academy of the South” together with the Kuban state university of physical culture, sport and tourism have developed the scheme of realization of the Olympic education in everyday life of society and the plan of professional development for teachers of the Olympic education of school students and students.
Keywords: Olympism, Olympic academy, Olympic education, Olympic project, Olympic lessons.
Олимпийское образование в начале текущего столетия приобрело всемирный характер и заняло реальное место в международном Олимпийском движении, постепенно сложившись в особую образовательную сферу.
Миссией олимпийского образования является планомерная культурно-
педагогическая деятельность, направленная на формирование в молодежной среде представления о целях и задачах международного олимпийского движения, пропаганда в обществе олимпийских идеалов как средства достижения его главной цели - создания справедливого мира на нашей планете.
Образовательно-пропагандистская и координационная деятельность в этой сфере выполняются под руководством Международного олимпийского комитета и непосредственно возложена на два главных координационных центра:
- Комиссию МОК по культуре и олимпийскому образованию;
- Международную олимпийскую академию.
Необходимо повышение квалификации педагогов в связи с реализацией современных целей и задач Олимпийского образования.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка должны проводиться в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма как основном профильном образовательном учреждении, имеющем государственную лицензию и необходимую научно-методическую базу для дополнительного профессионального образования педагогов по данному направлению.
С целью выполнения программы и проекта в сфере олимпийского образования Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма проводит различные образовательные и научные семинары, курсы и конференции, конкурсы, распространяет научные и рекомендательные материалы, региональные образовательные, воспитательные и физкультурно-спортивные мероприятия в Краснодарском крае.
Задачи ССУЗов и вузов:
- формировать мировоззрение учащейся молодежи, дать им более полную картину о развитии цивилизации, олимпизма и мира, о функционировании международного олимпийского движения и олимпийского спорта, о его ценностях, целях и задачах; создать предпосылки для более активного занятия физической культурой и спортом, вовлечь молодежь в ряды сторонников здорового образа жизни, предупредить появление вредных привычек и наполнить полезными занятиями свободное время; расширить возможности молодежи по участию в общественной жизни страны, выявлять и воспитывать лидеров не только в спорте, но и для дальнейшей жизни;
- создать условия для планомерного распространения олимпийской идеологии в обществе, в первую очередь среди молодежи.
Олимпийское образование обеспечит новое качество образовательному процессу, оживит его новым содержанием; объединит интересы преподавателей и учащихся в новой образовательной среде; создаст условия для разработки новых образовательных проектов; расширит взгляды на место и роль олимпийского образования в современной педагогике, в дошкольных учреждениях, школах, ССУзах, вузах и т.п.; расширит возможности профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта.
Намеченные цели и ожидаемые результаты от внедрения олимпийского образования в национальный образовательный процесс будут достигнуты входе решения предстоящих задач, основными из которых являются:
- разработка дательного проекта внедрения олимпийского образования в действующую систему образования;
- издание базового олимпийского учебника;
- разработка и издание специальных олимпийских учебников для общеобразовательных школ, вузов, дошкольных учреждений разного уровня информационного наполнения, разработка специальных образовательно-информационных
Интернет-проектов;
В практике работы по олимпийскому образованию детей и молодежи в настоящее время может применяться довольно широкий круг разнообразных форм и методов работы. Центральное место среди них занимает просветительская работа - работа по разъяснению и пропаганде идей олимпизма, олимпийского движения. Особый акцент делается на проведение этой работы во время учебного процесса в школах, вузах и других учебных заведений, и в первую очередь в рамках тех учебных дисциплин, которые непосредственно связаны с областью физической культуры и спорта (на уроках физической культуры, занятиях по физическому воспитанию). В последнее время многие ученые и педагоги обращают внимание на необходимость существенного повышения доли такой информационной, разъяснительной, пропагандисткой работы на уроках по физической культуре, занятиях по физическому воспитанию. Все более широкое распространение получают и занятия, специально организуемые для этих целей - «олимпийские уроки», «уроки олимпийских знаний», «уроки олимпизма», «олимпийские часы» и т.д. Многие ученые и специалисты полагают, что для повышения эффективности работы по разъяснению и пропаганде идей олимпизма она должна проводиться не только на учебных занятиях, непосредственно связанных с областью физической культуры и спорта, но и в рамках других учебных дисциплин, особенно гуманитарных.
Для разъяснения и пропаганды идей олимпизма должно использоваться не только учебное, но и внеучебное время. Использованы в практике и разнообразные формы такой работы: проведение конкурсов «знатоков олимпизма»; «Олимпийский день»;
изготовление олимпийской символики, фильмов и слайдов; проведение конкурсов рисунков, лекций, семинаров, диспутов, конференций, викторин по олимпийской тематике.
Повышение квалификации педагогов должно иметь системно-деятельный характер и осуществляться по комплексным программам, соответствующим специфике деятельности педагогов по олимпийскому образованию.
Актуальная воспитательная и образовательная роль олимпийского образования в жизни молодежи. В современном олимпийском движении воспитательные,
образовательные и спортивные процессы тесно переплелись с философскими, социальными и экономическими.
Оно стало явлением универсального характера, одним из ярчайших примеров эффективного и плодотворного сотрудничества во имя гармоничного развития человека, взаимопонимания между народами и государствами. Образование молодежи не ограничивается только обучением, передачей знаний, оно должно служить формированию и расцвету личности, укреплению здоровья, интеллектуальному росту, утверждению гуманных и нравственных ценностей в ее сознании и поведении. И в этом смысле физическая культура и спорт призваны сыграть очень важную роль.
При формировании систем олимпийского образования, накоплен положительный организационно-методический опыт в этой сфере. Вместе с тем следует продолжить изучение (как на теоретико-методическом, так и на эмпирическом уровне) этого важного средства приобщения детей и молодежи к идеалам олимпизма, гуманистическим ценностям современной культуры, усиления их реальной ориентации на духовнонравственные ценности, обратив особое внимание на поиск форм и методов повышения эффективности олимпийского образования.
Радикальные политические и социально-экономические преобразования в России востребовали и новые нетрадиционные источники образования. Закон об образовании предоставил благоприятные условия для создания эффективной, постоянно действующей системы олимпийского образования, задача которой - приобщение школьников к общечеловеческим идеалам и ценностям.
План повышения квалификации преподавателей ССУЗов, вузов и школ по направлению: «Технология Олимпийского образования школьников и студентов»
№ п/п Формы организации повышения квалификации преподавателей Кол- во часов Тематика курсов и семинаров Контингент обучающихся
1. Курсы повышения квалификации 80 Олимпийское образование студентов. Технологии обучения. Разработка образовательных программ Руководители и преподаватели физической культуры вузов и ССУзов.
2. Проблемные семинары 36 Методика организации физкультурно -спортивной деятельности студентов по олим-пийскому образованию Преподаватели физической культуры ССУзов и вузов
3. Тематические семинары 36 Дидактические технологии в реализации олимпийского образования Преподаватели физической культуры ССУЗов и вузов
4. Стажировка 140 Организационно-методическое обеспечение образовательных программ «Олимпийское движение» в вузах Преподаватели физической культуры ССУЗов и вузов
5. Курсы повышения квалификации 80 Инновационные дидактические технологии в олимпийском образовании школьников Учителя физической культуры, педагоги дополнительного образования, инструкторы-методисты
6. Тематические семинары 36 Содержание и структура учебного процесса олимпийского образования Заместители директоров школ, учителя физической культуры
7. Проблемные семинары 36 Организация учебновоспитательной работы с учащимися по олимпийскому образованию Заместители директоров школ, учителя физической культуры
8. Стажировка 140 Реализация комплексных образовательных программ по внедрению олимпийского образования в школах Заместители директоров школ, учителя физической культуры
9. Курсы повышения квалификации 80 Олимпийское образование и здоровьеформирующие технологии в физкультурнооздоровительной работе по месту жительства Педагоги дополнительного образования, инструкторы-методисты
10. Научно-практические конференции Олимпийское образование, концепции и перспективы развития Различные категории специалистов
Вместе с тем исключительно важно прочно закрепить тематику олимпийского образования в официальных программах школьного теоретического курса физической культуры.
Эти документы предопределили разработку примерных программ по физической культуре, в теоретический раздел которых вошла олимпийская тематика. В начальной школе - «Древнегреческие Олимпийские игры, легенды и мифы об их зарождении»; в основной школе - «История зарождения современных Олимпийских игр, их роль и значение в развитии
мировой цивилизации. История олимпийского движения в России и ее выдающиеся спортсмены, их биографические особенности и качества личности (нравственные, моральные, волевые и др.)»; в средней школе - «Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение (на примере «спорта для всех»), история возникновения и развития, место и роль в мировой культуре, социальная направленность и формы организации, ценностные ориентации и идеалы.
Олимпийское движение - это не только физкультурно-спортивная деятельность, но и комплексная работа, направленная на формирование здорового образа жизни, нравственное, патриотическое и физическое воспитание.
Литература:
1. Агеевец В.У. Становление опыта работы Олимпийской академии Северо-Запада
России «Олимпийские академии России»: материалы IV Семинара президентов
Олимпийских академий». Москва, 1998. С. 12-15.
2. Барабанов А.Г. Олимпийские академии Юга России: «Вклад в олимпизм»: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции «Олимпийское движение и социальные проблемы». Смоленск, 1998. С. 19-23.
3. Кузин В.В. Основные направления работы Центральной олимпийской академии: материалы IX научно-практической конференции «Олимпийское движение и социальные проблемы». Смоленск, 1998. С. 23-26.
4. Родиченко В.С. Олимпийское движение в канун III тысячелетия: гармонизация интересов: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции». Москва, 1994. С. 3-7.
5. Родиченко В.С. Олимпийская идея для России. Москва, 1998. 152 с.
References:
1. Ageevets V. U. Formation of the experience of the Olympic academy functioning of the Northwest of Russia “The Olympic academies of Russia”: materials of the IV Seminar ofpresidents of the Olympic academies”. Moscow, 1998. P. 12-15.
2. Barabanov A.G. Olympic academies of the South of Russia: “Contribution to the Olympism”: materials of the IX All-Russian scientific and practical conference “Olympic Movement and Social Problems”. Smolensk, 1998. P. 19-23.
3. Kuzin V.V. Main areas of work of the Central Olympic academy: materials of the IX scientific and practical conference “Olympic movement and social problems”. Smolensk, 1998. P. 23-26.
4. Rodichenko V. S. Olympic Movement on the eve of the III millennium: harmonization of interests: materials of the VII All-Russian scientific and practical conference. Moscow, 1994 P. 3-7.
5. Rodichenko V. S. Olimpic idea for Russia. Moscow, 1998. 152 p.