Научная статья на тему 'Эффективность использования личностно-ориентированного олимпийского образования в процессе физического воспитания студентов педагогических вузов'

Эффективность использования личностно-ориентированного олимпийского образования в процессе физического воспитания студентов педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
828
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ОЛИМПИЗМ / ПРИКЛАДНОЕ ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОЛИМПИЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ / УРОКИ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / HEALTHY LIFESTYLE / OLYMPISM / APPLIED OLYMPIC EDUCATION / OLYMPIC LEGACY / THE LESSONS OF VOLUNTEERISM / STUDENT-ORIENTED PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартыненко Наталья Михайловна

Статья посвящена анализу результатов востребованности прикладного олимпийского образования как средства личностно-ориентированного физического воспитания студентов и их приобщения к ценностям олимпийского движения и здорового образа жизни. Автор выделяет организационно-педагогические условия эффективной организации олимпийского образования в педагогических вузах на основе профессиональных интересов будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартыненко Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article analyzes the results of the need for the applied Olympic education as tool of self-oriented physical education of students and their initiation to the values of the Olympic movement and healthy lifestyle. The author identifies the organizational and pedagogical conditions of the effective organization of the Olympic education in pedagogical high schools on the basis of the professional interests of future specialists.

Текст научной работы на тему «Эффективность использования личностно-ориентированного олимпийского образования в процессе физического воспитания студентов педагогических вузов»

УДК 37.037.1 ББК 75.4я721 М-29

Мартыненко Наталья Михайловна, соискатель кафедры социально-культурного сервиса и туризма Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и

туризма, e-mail: [email protected]

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО

ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

(рецензирована)

Статья посвящена анализу результатов востребованности прикладного олимпийского образования как средства личностно-ориентированного физического воспитания студентов и их приобщения к ценностям олимпийского движения и здорового образа жизни. Автор выделяет организационно-педагогические условия эффективной организации олимпийского образования в педагогических вузах на основе профессиональных интересов будущих специалистов.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, олимпизм, прикладное олимпийское образование, олимпийское наследие, уроки добровольчества, личностно-ориентированное физическое воспитание.

Martynenko Natalia Michailovna, seeker of the Department of Socio-cultural Service and Tourism of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, e-mail: [email protected]

EFFICIENCY OF A SELF-ORIENTED OLYMPIC EDUCATION IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

(reviewed)

This article analyzes the results of the need for the applied Olympic education as tool of self-oriented physical education of students and their initiation to the values of the Olympic movement and healthy lifestyle.

The author identifies the organizational and pedagogical conditions of the effective organization of the Olympic education in pedagogical high schools on the basis of the professional interests of future specialists.

Keywords: healthy lifestyle, Olympism, applied Olympic education, Olympic legacy, the lessons of volunteerism, student-oriented physical education.

Построение процесса физического воспитания студентов педагогических вузов с учетом освоения ценностей международного спортивного и олимпийского движения является важной частью нематериального наследия XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи [7].

Вместе с тем, как отмечалось в исследованиях Арзамасцевой Н.А., Ахметова С.М., Кореневой М.В., Контанистова А.Т., Кружкова Д.А., Чернышенко Ю.К., и ряда других специалистов, имеют место ряд объективных противоречий, сформировавшихся в образовательных учреждениях нефизкультурного профиля:

- между необходимостью расширенного внедрения олимпийского образования в педагогических вузах и его недостаточным применением в системе физического воспитания студентов [1, 3];

- между необходимостью учета особенностей различных форм и средств олимпийского образования, а также межпредметных связей при его реализации и устоявшимися стереотипами организации физического воспитания в большинстве учреждений высшего профессионального образования педагогического профиля [2, 6];

- между потребностью студентов и молодых специалистов в практических зна-ниях о прикладных аспектах олимпийского движения и ограничением возможностей не только по их освоению во время учебного процесса по физическому воспитанию, но и по реализации в рамках профессиональных практик и повседневной деятельности [4, 9].

Данные противоречия позволили выявить научную проблему исследования - необходимость разработки и научного обоснования организационно-педагогических условий реализации системы личностно-ориентированного физического воспитания студентов педагогических вузов Краснодарского края на основе ценностей олимпийского движения с учетом специфики будущей профессиональной деятельности.

В основу экспериментального подхода было положено предположение о том, что процесс олимпийского образования будет успешным в случае реализации ряда организационнопедагогических условий, учитывающих индивидуальные особенности занимающихся и направленных на освоение комплекса субъективно значимых олимпийских знаний, включая возможность практического применения в будущей профессиональной деятельности.

В ходе разработки темы, для определения направлений внедрения личностно-ориентированного олимпийского образования в курс физического воспитания студентов Кубанского государственного университета был проведен опрос 521 юношей и 670 девушек, обучающихся на I-II курсах 17 факультетов Кубанского государственного университета, выявивший заинтересованность в изучении не только общих, но и прикладных аспектов олимпийского движения, включая готовность к оказанию помощи олимпийскому движению своей профессиональной или добровольческой работой.

Подобный интерес можно объяснить рядом причин. Одной из них, на наш взгляд, является профессиональный интерес к данной теме, поскольку олимпийское движение имеет широчайшую географию, отлаженную систему менеджмента и использует передовые маркетинговые стратегии и эффективные методы защиты своих интересов. Другая причина, скорее всего, заключается в том, что многие студенты второго курса имели возможность самореализации в инфраструктуре

XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в качестве волонтеров или актеров массовых сцен [7].

На подавляющем большинстве факультетов студенты имеют четкое понимание о том, что олимпийское движение это не только соревнования высококвалифицированных атлетов на всемирном спортивном и культурном празднике, но и многоаспектная деятельность, сочетающая в себе, по данным АНО «Оргкомитет «Сочи-2014» 54 профессионально-прикладных направления [5]. Отрадно отметить (рис. 1), что наибольший интерес к подобным вопросам выявлен у студентов факультетов географического, управления, экономического, юридического, причем качество знаний у второкурсников выше, чем у первокурсников.

Представленные на рисунке 1 результаты говорят о том, что студенты большинства факультетов хотели бы изучать различные аспекты олимпийского движения, причем, не только в рамках программы по физическому воспитанию, но и в формах факультативной и внеурочной деятельности. В дальнейшем подобная мотивация была взята за основу при формировании программы работы вузовского спортивного клуба, в работу которого была внедрена программа «Школа добровольчества», диверсифицированная по четырем основным направлениям для

факультетов географического (с упором на изучение географии Олимпийских игр и вопросов олимпийского и спортивно-событийного туризма), экономического (с рассмотрением механизмов финансирования олимпийского движения), юридического (с анализом опыта международного спортивного арбитража и защиты брендов) и управления (с заострением внимания на опыте менеджмента организаций, составляющих олимпийскую семью).

Рис. 1. Уровень заинтересованности студентов различных факультетов в освоении прикладных аспектов олимпийского образования (%)

На основе данных опроса студенты проявившие высокую заинтересованность в изучении вопросов олимпийского движения и посещающие факультативные занятия на базе университетского спортивного клуба были определены в качестве экспериментальных групп, а студенты-активисты Волонтерского центра КубГУ в качестве контрольных.

На протяжении учебного года в экспериментальных группах структура и содержание учебного процесса по физическому воспитанию в части теоретического раздела дополнялись материалами по истории и организации олимпийского движения на основе методических рекомендаций Олимпийского комитета России и Олимпийской академии Юга России, а также вышеотмеченными прикладными компонентами. Занятия в контрольных группах, занятия шли в штатном режиме, но дополнялись обучающим контентом событийного, спортивного, медицинского и корпоративного добровольчества (таблица 1).

Таблица 1 - Содержание теоретических разделов факультативного курса

«Уроки добровольчества»

ОБЩИЙ РАЗДЕЛ

Тематика Кол-во часов

Научно-философские аспекты олимпийского движения 2

Гимнастика и агонистика в Древней Греции 2

Национальные гимнастические системы XVIII-XIX веков 2

Деятельность Пьера де Кубертена по возрождению Олимпийских игр 2

Международный олимпийский комитет 2

Национальные олимпийские комитеты 2

Олимпийский комитет России и Олимпийские академии России 2

Олимпийское движение современности 2

Россия в олимпийском движении 2

XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2

Итого: 20

ПРИКЛАДНОЙ РАЗДЕЛ

Экспериментальная группа № 1 (ф-ты географический и управления) Экспериментальная группа №2 (ф-ты юридический и экономический)

Тематика Кол-во часов Тематика Кол-во часов

Структура управления МОК 4 Коммерциализация Олимп. игр 4

Реформы Э. Брендеджа 4 Кризис олимпийского движения 4

Реформы Х.А. Самаранча 4 Программа олимп. партнерства 4

География Игр Олимпиад 4 Олимпийский маркетинг 4

География зимних Игр 4 Бюджет Олимпийских игр 4

Олимпийский туризм 4 Технологии продвижения бренда 4

Международная олимп. академия 4 Комитет по защите бренда 4

Деятельность РМОУ 4 Защита собственности МОК 4

Менеджмент олимп. движения 4 Национальные партнеры ОКР 4

Инфраструктура Олимп. игр 4 Комиссия спортсменов 4

Олимпийское наследие 4 Спортивный арбитраж 4

Олимп. совет Краснодарского края 4 ВАДА и его деятельность 4

Спортсмены Кубани на Играх 4 Антидопинговый комитет России 4

Итого: 52 Итого: 52

Анализируя проделанную работу в контексте современной теории и практики олимпийского образования, отмечаем, что наш подход, также как и большинство существующих, не может претендовать на охват всех аспектов педагогической деятельности. В ней выделены и акцентированы основные блоки и компоненты, и определены отдельные культурнопросветительские и спортивные акции и мероприятия, имеющие целью приобщение молодежи к идеалам и ценностям олимпизма:

а) освоению комплекса олимпийских знаний;

б) формированию нравственно-ценностной мотивации;

в) развитию определенных способностей, умений и навыков [8].

%

Р<0,05

Р>0,05

Р<0,05

Р>0,05

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

Эксп. гр. 1 Контр. гр. 1 Эксп. гр. 2 Конгр. гр. 2

□В начале года

□В конце года

Рис. 2. Показатели качества знаний об олимпийском движении в начале и

в конце года (%)

Полученные данные говорят о том, что внедрение программы олимпийского образования помогло достоверно улучшить когнитивные показатели студенческой молодежи.

Для определения взаимосвязи олимпийского образования и физической подготовленности в начале и в конце 2014-2015 учебного года было проведено тестирование уровня физической подготовленности по методике Барышева М.В. [8]. В течение учебного года педагогическая деятельность в рамках учебных занятий строилась на принципах олимпийского образования, так как учитывалась неоднородность групп в аспекте физической подготовленности (Г.М. Поликарпова). Решалась задача по формированию мотивации к занятиям физической культурой через активизацию самостоятельной работы познание исторической специфики вида спорта или физического упражнения. Студенты получали задания по написанию рефератов по истории отдельных спортивных дисциплин и их роли в олимпийском движении [10].

Занятия в течение экспериментального периода были построены с максимальным использованием игровой и соревновательной деятельности за счет расширения и модификации стандартных вузовских соревнований с насыщением элементами олимпийского образования и воспитания (разделение на команды, олимпийская атрибутика и т.д.). В практике вузовской физической культуры сложилось, что, как правило, система молодёжных стартов не обеспечивает охвата всех студентов: соревнования проводятся, как правило, с узким кругом двигательноодаренных. Использование нашего подхода позволило через игровую и соревновательную деятельность добиться максимального охвата и привлечения молодежи к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Анализируя полученные результаты, отмечаем, что показатели тестирования студентов как первого, так и второго курсов экспериментальных групп соответствуют отличному уровню физической подготовленности по всем исследуемым параметрам, кроме выносливости юношей второго курса, показавших превосходный уровень, что говорит о приросте показателей силы, скоростно-силовых качеств и выносливости юношей и девушек.

Студенты контрольных групп, обучающиеся как на первом, так и на втором курсах также как и в начале учебного года показали удовлетворительный уровень физической

подготовленности, соответствующий возрастным показателям проявления выносливости, силовых и скоростно-силовых качеств как у юношей, так и у девушек. Это говорит о низкой мотивации студентов этих факультетов к занятиям физической культурой и отсутствии заинтересованности в заботе о своем здоровье и физическом статусе, что отражено в таблице 2.

Как видно из таблицы 2, предложенная методика оценки эффективности разработанной концепции личностно-ориентированного олимпийского образования основанная на анкетировании студентов и оценке их уровня физической подготовленности обнаружила четкую зависимость между рассматриваемыми критериями и качественное влияние освоения олимпийских ценностей на прирост показателей основных физических качеств на достоверном уровне (Р<0,05).

Таким образом, исходя из анализа, проделанного в диссертационном исследовании и учитывая изменения в области образования и воспитания, происходящие в связи с необходимостью гуманизации, рекомендуется учитывать такой нетрадиционный источник образования и воспитания, как олимпизм.

В процессе создания и совершенствования гуманистической системы олимпизма в нашей стране целесообразно использовать подходы педагогической технологии олимпийского образования и воспитания поскольку они обобщают опыт разработки модели олимпийского образования и воспитания и её практической реализации в различных образовательных учреждениях России.

Таблица 2 - Достоверность различий исследуемых групп

№ п/п Контрольные упражнения П О Л Достоверность различий

1 курс 2 курс

P h P

Экспериментальная группа 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз) ю 2,12 <0,05 2,23 <0,05

д 2,45 <0,05 2,56 <0,05

2 12-минутный бег (м) ю 2,27 <0,05 2,42 <0,05

д 2,43 <0,05 2,57 <0,05

3 Прыжок в длину с места (см) ю 2,34 <0,05 2,64 <0,05

д 2,56 <0,05 2,22 <0,05

4 Подъем туловища за 2 мин. из полулежа на спине, (раз) ю 2,77 <0,05 2,41 <0,05

д 2,65 <0,05 2,72 <0,05

Экспериментальная группа 2

1 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз) ю 2,32 <0,05 2,64 <0,05

д 2,63 <0,05 2,46 <0,05

2 12-минутный бег (м) ю 2,74 <0,05 2,33 <0,05

д 2,48 <0,05 2,45 <0,05

3 Прыжок в длину с места (см) ю 2,21 <0,05 2,53 <0,05

д 2,24 <0,05 2,37 <0,05

4 Подъем туловища за 2 мин. из полулежа на спине, (раз) ю 2,57 <0,05 2,61 <0,05

д 2,66 <0,05 2,35 <0,05

Контрольная группа 1

1 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз) ю 1,11 >0,05 1,17 >0,05

д 1,23 >0,05 1,14 >0,05

2 12-минутный бег (м) ю 1,12 >0,05 1,23 >0,05

д 1,34 >0,05 1,31 >0,05

3 Прыжок в длину с места (см) ю 1,18 >0,05 1,19 >0,05

д 1,22 >0,05 1,13 >0,05

4 Подъем туловища за 2 мин. из полулежа на спине, (раз) ю 1,15 >0,05 1,21 >0,05

д 1,33 >0,05 1,20 >0,05

Контрольная группа 2

1 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз) ю 1,19 >0,05 1,18 >0,05

д 1,20 >0,05 1,22 >0,05

2 12-минутный бег (м) ю 1,14 >0,05 1,15 >0,05

д 1,27 >0,05 1,29 >0,05

3 Прыжок в длину с места (см) ю 1,09 >0,05 1,13 >0,05

д 1,16 >0,05 1,28 >0,05

4 Подъем туловища за 2 мин. из полулежа на спине, (раз) ю 1,21 >0,05 1,24 >0,05

д 1,26 >0,05 1,30 >0,05

Комплексный подход к трактовке целей и задач олимпийского образования и воспитания предусматривает формирование у студенческой молодежи не только знаний, но также ориентированной на олимпийские идеалы системы интересов, ценностных ориентации, отношений, социального поведения, стиля жизни, поэтому образовательное учреждение любого уровня может реализовать эту педагогическую систему как воспитательную.

Для дальнейшей реализации педагогической технологии олимпийского образования и воспитания необходимо кадровое, научно-методическое, организационное обеспечение, которое достигается планомерной работой.

Литература:

1. Ахметов С.М., Чернышенко Ю.К., Кружков Д.А. Основные показатели работы Волонтерского центра «Сочи-2014» в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма в 2012 году // Спорт, олимпизм, олимпийский край: навстречу XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в городе Сочи: сборник статей. Краснодар, 2013. С. 147-151.

2. Дивинская Е.В. Олимпийское образование будущих специалистов физической культуры и спорта на основе личностно ориентированного подхода: дис. ... на соиск. уч. степ. канд. педагог. наук. Волгоград, 2003. 181 с.

3. Контанистов А.Т. Формирование организационно-педагогических основ олимпийского образования в России: дис. ... канд. педагог. наук. Москва, 2001. 140 с.

4. Коренева М.В. Модель педагогического процесса формирования личностной физической культуры студентов с учетом идеалов олимпизма // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2014. №4. С. 18-23.

5. Кружков Д.А., Коренева М.В., Арзамасцева Н.А. Организация и обслуживание Олимпийских игр. Краснодар, 2013.

6. Мальченко О.Н., Битарова Л.Г., Кружков Д.А. Волонтерское движение в Российской Федерации и Краснодарском крае // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2014. №3. С. 84-88.

7. Мартыненко Н.М. О личностно-ориентированном подходе в олимпийском воспитании студентов педагогических вузов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. №42. С. 148-151.

8. Мартыненко Н.М., Лавриченко С.П. Совершенствование процесса физического воспитания в вузах нефизкультурного профиля посредством олимпийского образования // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2011. №1. С. 52-55.

9. Нестеренко Т.В., Кружков Д.А. Содержательные аспекты процесса повышения готовности кадров к участию в проведении крупных спортивных форумов // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2012. №1. С. 46-51.

10. Поликарпова Г.М. Подготовка кадров для системы олимпийского образования. Москва, 2009. 110 с.

References:

1. Akhmetov S.M., Chernyshenko Y.K., Kruzhkov D.A. Basic indicators of volunteer center “Sochi-2014 ” functioning in the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism in 2012 // Sport, Olympism, the Olympic Region: towards the XXII Olympic Winter Games and XI Paralympic Winter Games 2014 in Sochi: a collection of articles . Krasnodar, 2013. P. 147-151.

2. Divinskaya E.V. Olympic education offuture experts ofphysical culture and sports on the basis of personality-oriented approach: diss. ... Cand. of Ped. Volgograd, 2003. 181 p.

3. Kontanistov A.T. Formation of the organizational and pedagogical foundations of Olympic education in Russia: dis. ... Cand.of Ped. Moscow, 2001. 140p.

4. Koreneva M.V. Model of the pedagogical process offormation ofpersonal physical training of

students based on the ideals of Olympism // Physical Culture, Sport - Science and Practice. 2014.

№ 4. P. 18-23.

5. Kruzhkov D.A., Koreneva M.V., Arzamastseva N.A. Organization and servicing of the Olympic Games. Krasnodar, 2013.

6. Malchenko O.N., Bitarova L.G., Kruzhkov D.A. Volunteering in the Russian Federation and Krasnodar Territory //Physical Culture, Sport - Science and Practice. 2014. № 3. P. 84-88.

7. Martynenko N.M. About student-oriented approach in the Olympic training of students of pedagogical universities // Psychology and Pedagogy: methodology and problems of practical application. 2015. № 42. P. 148-151.

8. Martynenko N.M., Lavrichenko S.P. Improving the process of physical education in the universities of not- sport profile through Olympic education // Physical Culture, Sport - Science and Practice. 2011. № 1. P. 52-55.

9. Nesterenko T.V., Kruzhkov D.A. Substantive aspects of preparedness of personnel to take part in major sporting forums // Physical Culture, Sport - Science and Practice. 2012. № 1. P. 46-51.

10. Polikarpova G.M. Training personnel for the system of Olympic education. Moscow, 2009.

110 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.