УДК 796.032
фундаментальные принципы и ценности олимпизма и их распространение через региональные олимпийские академии
А. М. Банников, кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики спортивных игр,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар.
Н. А. Банникова, аспирант,
Адыгейский государственный университет
Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
На основе применения теоретических методов исследования, таких как логико-аналитический анализ современных концепций образования и олимпийского образования, сравнительный анализ теории и практики олимпийского образования, качественный анализ учебной документации и общей теории построения систем, определены основные принципы и ценности олимпизма, выделены системообразующие компоненты и определены пути олимпийского образования населения через организацию деятельности региональных олимпийских академий.
Главные идеи и идеалы олимпизма - борьба за мир, мирное сосуществование жителей планеты Земля, уважение и взаимопонимание между народами, создание мирного общества, сохранение человеческого достоинства, разностороннее и гармоническое развитие личности через занятия физической культурой и спортом.
Одной из главных задач олимпийских академий является изучение, распространение и популяризация олимпизма, олимпийских идеалов, Олимпийских игр, содействие духовному, моральному и физическому развитию личности. Реализация основополагающих олимпийских ценностей, изложенных в Олимпийской хартии, осуществляется через национальные олимпийские комитеты и национальные и региональные олимпийские академии.
Международное олимпийское движение является неотъемлемой частью деятельности современного Олимпийского комитета - пять переплетенных разноцветных колец - один из самых
узнаваемых и популярных знаков в мире. Во многих странах мира, по инициативе Международного Олимпийского комитета, национальных олимпийских комитетов, международной и национальной олимпийских академий, физкультурно-спортив-ных высших учебных заведений, через средства массовой информации организована активная деятельность по внедрению в повседневную жизнь человечества олимпийского образования, знаний об олимпизме, олимпийском спорте, Олимпийских играх, олимпийском идеале.
Ключевые слова: олимпийское образование; олимпийская академия; управление процессом олимпийского образования; идеи и ценности олимпизма; цель и задачи олимпийского образования; цель и задачи олимпийских академий.
Несмотря на всеобщее признание огромного воспитательно-образовательного потенциала олимпизма в современной мировой практике, он используется недостаточно [10, с. 5; 15, с. 152].
Основополагающие принципы и закономерности функционирования такого социально-общественного явления, как олимпийское движение, изложены в Олимпийской хартии, последняя версия которой вступила в силу 1 сентября 2004 г. В ней подчеркивается роль олимпизма как системы физического воспитания в реализации идеи гармоничного развития личности человека, определяются содержание и дух олимпийского движения (рис. 1).
Через распространение фундаментальных принципов и ценностей олимпизма у населения формируются оценочные суждения об олимпизме и здоровом об-
Олимпийское движение
«Представляет собой концентрированную, организованную, универсальную и постоянную деятельность всех лиц и организаций, вдохновляемых ценностями олимпизма, осуществляемую под руководством МОК», включает в себя организации спортсменов и лиц, согласных руководствоваться Олимпийской хартией (Свод основополагающих принципов олимпизма, Правил, утвержденных МОК)
1
Составляющие олимпийского движения
] Национальные олимпийские комитеты (НОК) Международные спортивные федерации (МСФ) Международный Олимпийский комитет (МОК)
Национальные ассоциации, клубы и лица, являющиеся членами МСФ и НОК Оргкомитеты по проведению Олимпийских игр (ОКОИ) Другие организации и учреждения, признанные МОК
Спортсмены, судьи, рефери, тренеры, спортивные и официальные лица, технические специалисты _
Принципы олипизма, имеющее значение для рассматриваемой _проблемы_
Олимпизм - философия жизни, возвышающая и объединяющая в сбалансированное целое достоинство тела, воли и разума. «Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на
радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам»
«Целью олимпизма является повсеместное становление спорта на службу гармоничного развития
человека с тем, чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства»
«Заниматься спортом - одно из прав человека», поэтому каждый должен иметь такую возможность
Национальные олимпийские комитеты
Миссия Развитие, продвижение и защита олимпийского движения в стране согласно Олимпийской хартии Реализация
Роль Продвигать фундаментальные принципы и ценности..., «стимулируя создание учреждений олимпийского образования
Олимпийские академии НОК ^
Рис 1. Олимпийское движение и место олимпийских академий
разе жизни. Обеспечивается этот процесс путем организации системного воздействия большого числа системообразующих факторов, которые условно можно сгруппировать в две группы: 1) объективно существующие (экономическое состояние; социальные проблемы развития общества и науки, в том числе комплекса наук о человеке и способах его формирования; технологические факторы; организация системы и процесса физического и спортивного воспитания; педагогические технологии; уровень социально-культурного развития, демографическое состояние и др.); 2) субъективные факторы, определяющие отношение личности к олим-пизму как к явлению, к системе физической культуры; физическое состояние и образованность в области физической культуры как системный эффект собственного отношения к здоровому образу жизни и др.
К ведущим факторам следует отнести объективно существующие, которые при правильной организации их взаимодействия могут изменить состояние группы субъективных факторов, обеспечивая при этом формирование олимпийской культуры и общественного мнения по олимпизму. Происходит это в первую очередь через олимпийское образование, которое представляет собой элемент олимпийского движения и выполняет ряд общекультурных, педагогических и специфических функций.
Понятие «олимпийское образование» включает в себя два компонента. Слово «олимпийское» означает, что его целевая установка, содержание, средства и методы определяются задачами олимпийского движения и строятся на основных идеях олимпизма. Слово «образование» в рассматриваемом понятии означает подчинение процесса и технологии реализации идеи олим-пизма общим законам, закономерностям и принципам построения педагогического процесса.
Согласно Олимпийской хартии, «олимпизм представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинство тела, воли и разума. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам».
Из данного фрагмента документа вытекает, что олимпизм - это определенная философская концепция, которая включает в себя комплекс различных идей, в том числе и гуманистические идеалы, касающиеся взаимоотношения людей различных рас, национальности, вероисповедания и т. п.
Отличительная особенность философских концепций олимпизма состоит в том, что он ориентирован на реализацию при помощи спорта близких всем людям идеалов. Сущностные признаки олимпизма - это идеи, принципы, цели и задачи, выраженные в программах, функциях, системе управления и организационной структуре международного олимпийского движения и составляющие содержание и методологическую
основу олимпийского образования. К числу главных идей и идеалов олимпизма могут быть отнесены следующие:
1) придание спорту статуса средства борьбы за мир и мирное сосуществование, взаимопонимание и взаимное уважение, создание мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства;
2) обеспечение через систему занятий спортом и участие в олимпийском движении доминанты дружбы и сотрудничества спортсменов и людей всех стран и континентов, устранение любых форм дискриминации (по политическим, расовым, социальным, религиозным и другим мотивам);
3) разностороннее и гармоничное развитие личности средствами спорта и физической культуры.
Из перечня идей и идеалов олимпизма вытекает совокупность целей олимпийского движения, к которым могут быть отнесены распространение принципов, идей и идеалов олимпизма, содействие организации и развитию олимпийского спорта, пропаганда спорта и возможностей его использования для физического, нравственного, эстетического воспитания человека, воспитание молодежи с помощью спорта в духе взаимопонимания, дружбы и др.
Одни целевые установки перекликаются с задачами системы общего и профессионального образования, а другие - с задачами системы физического воспитания. Поэтому сама система олимпийского образования тесно связана с другими общественными институтами формирования личности в обществе и является ее составной и неотъемлемой частью.
Проведенный анализ содержания понятий даёт основания заключить, что под олимпийским образованием (рис. 2) следует понимать педагогическую деятельность, направленную на формирование и совершенствование системы знаний, умений, навыков, способностей и качеств, совокупность которых позволяет личности руководствоваться идеалами олимпиз-ма при выборе стиля жизни, детерминирует формирование олимпийской культуры личности и общества, принятие обществом идеологии здорового образа жизни.
Проведенный анализ мнений ученых о содержании олимпийского образования [3, с. 26; 12, с. 136], представленных в разных публикациях, позволяет определить комплекс задач, детерминирующих содержание, и распределить их на следующие блоки:
• осознание роли, идеалов и ценностей олимпиз-ма;
• формирование мотивации к активному освоению ценностей олимпийского движения и формирование деятельностного отношения к своему телу и духу;
• формирование и развитие у детей и молодежи средствами спорта комплекса гуманистически ориентированных умений, навыков, способностей, связанных с образом жизни, с определением собственного места в обществе.
Педагогическая деятельность, направленная на формирование и совершенствование системы знаний, умений, навыков, способностей и качеств, совокупность которых позволяет личности руководствоваться идеалами олимпизма при выборе стиля жизни, детерминирует формирование олимпийской культуры личности и общества, обеспечивает принятие обществом идеологии здорового образа жизни
■Ц Олимпийское образование
^ Олимпийское обучение Олимпийское воспитание Развитие личности средствами олимпизма
Цель - формирование общественного сознания, присвоение личностью
ценностей олимпизма, образа мышления и деятельности посредством спорта
Системный эффект
формирование олимпийской культуры общества
Целевые установки:
Распространение принципов, идей и идеалов олимпизма. Содействие организации и развитию олимпийского спорта. Пропаганда спорта и возможностей его использования для физического, нравственного, эстетического воспитания человека. Воспитание молодежи с помощью спорта в духе взаимопонимания и дружбы.
Создание условий для реализации программы МОК «Олимпийская солидарность», направленной на координацию деятельности национальных олимпийских комитетов и их помощь в развитии олимпийского движения.
Содействие подготовке и воспитанию спортивно-педагогических, научных и тренерских кадров, способствующих использованию спорта в гуманистических целях, обмену опытом между ними. Подготовка и проведение Олимпийских игр.
Реализация обеспечивается: опорой на общечеловеческие морально-этические ценности, на стремление к гармоничному развитию человека и строительству гуманистического общества_
Процесс формирования состояния общественного сознания,^/ выражающегося в форме оценочных суждений по олимпизму, определяется применением педагогических технологий, обеспечивающих: освоение базовых знаний об олимпийском движении; формирование мотивации к активному освоению ценностей олимпизма; формирование и развитие у детей и молодежи комплекса гуманистически ориентированных умений, навыков, способностей_
Рис. 2. Некоторые характеристики процесса олимпийского образования
Применение комплекса средств для решения перечисленных задач должно обеспечить формирование совокупности личностных характеристик человека, составляющих основу его олимпийской культуры [9, с. 155-157].
Определяя содержание олимпийского образования, невозможно обойти вниманием модели, построенные на интеграции физкультурно-спортивных, духовно-нравственных и эстетических ценностей [1, с. 8]. Среди них наиболее целостный вид имеет спар-тианская модель организации культурно-спортивной работы с детьми, подростками и молодежью, разработанная В. И. Столяровым и его последователями Т. Н. Губаревой, А. Г. Егоровым, Г. Ф. Петлеваным, О. В. Шапо-ренковой, Е. А. Лубышевым и названная ведущими учеными современной теории физического воспитания В. К. Бальсевичем и Л. И. Лубышевой (2001) «детищем России и международным достоянием». Данная модель, опирающаяся на фундаментальные идеалы и ценности олимпизма, несомненно является качественно новой ступенью в развитии системы олимпийского образования в Российской Федерации.
До настоящего времени наибольшая часть исследований в сфере олимпийского образования относилась к организационно-методическим проблемам, т. е. к определению содержания образования, принципов формирования знаний, общих подходов к отбору материала. На сегодняшнем уровне развития олимпийского образования возникает необходимость в новых формах, средствах и методах активизации олимпийского образования, использование которых обусловлено новыми информационными технологиями.
Создание системы олимпийского образования в России тесно связано с задачами и вызовами времени к олимпизму. При этом российская система олимпийского образования всегда находилась на передовых рубежах мирового процесса. В 1994 году на XI Олимпийском конгрессе в Париже как наиболее актуальная и важная рассматривалась проблема разрешения «противоречия между высоким уровнем развития спорта, достигнутым на протяжении нескольких десятилетий, и низким уровнем внедрения идеалов и ценностей олимпизма в процессе образования, в частности детей и молодежи» [14, с. 3-7]. При этом в заключительном документе этого Олимпийского конгресса было записано: «Распространение этических, культурных и воспитательных ценностей олимпизма должно быть интенсифицировано всеми участниками олимпийского движения» [14, с. 3-7]. Конгресс указал на координирующую роль Международной и национальных олимпийских академий в этом направлении работы. В своих решениях конгресс основывался на опыте созданного МОКом руководящего комитета, получившего название «Национальные олимпийские комитеты в действии: олимпийские идеалы через образование» под председательством Кэрол Энн Летерен, члена МОК в Канаде [14, с. 3-7]. Однако задолго до этого, в 1987 г., в СССР была создана Олимпийская академия СССР
(Москва), которая эффективно работала вплоть до распада СССР. С 1991 г. стала функционировать как Центральная олимпийская академия (Москва). Поэтому российский опыт работы наряду с наработками других национальных систем олимпийского образования стал основой реализации идеи олимпийского образования.
Первые решения о создании олимпийской системы образования через общественные органы - олимпийские академии - принимались государственными органами (Приказ Госкомспорта РСФСР от 8 июня 1989 г. «Об организации региональных академий»), что в принципе неверно, однако, само решение оказалось плодотворным и его воспринимают как исторический факт, не требующий изменения.
Основная масса олимпийских академий была создана в 1989 и 1995 гг. Они были призваны разъяснять и пропагандировать ценности, идеалы, цели, задачи и принципы олимпизма, обеспечить внедрение олимпийского образования в регионах, координацию научно-исследовательской работы по проблемам олимпийского движения. В этой уникальной системе накоплен значительный опыт в области реализации олимпийского образования и популяризации олимпийских идеалов в Российской Федерации [3, с. 24; 13, с. 3-5]. Большое значение в распространении идей олимпиз-ма в Российской Федерации придается деятельности добровольных общественных организаций - региональных олимпийских академий. В настоящее время в России на базе вузов физической культуры функционируют двенадцать академий [7, с. 29-36].
Целью академии является изучение, распространение, популяризация развития гуманистических ценностей, принципов, идеалов олимпизма, олимпийского движения и Олимпийских игр; содействие осуществлению духовного, морального и физического совершенства личности во имя укрепления мира, дружбы между народами всех стран и континентов. Реализация цели обеспечивается путем решения таких задач, как:
• разъяснение и пропаганда в Российской Федерации гуманистических ценностей, идеалов, целей и задач, принципов олимпизма, олимпийского движения, Олимпийских игр;
• содействие всестороннему развитию физической культуры, спорта высших достижений, олимпийского движения в стране;
• организация и координация научно-исследовательской работы по проблемам международного спортивного и олимпийского движения, включая философские, исторические, социологические, педагогические и другие аспекты;
• рецензирование и экспертная оценка по согласованию с вузом диссертаций, научных статей и других публикаций по олимпийской тематике;
• подготовка и повышение квалификации российских и зарубежных специалистов в области международного спортивного и олимпийского движения.
Кроме упомянутого Приказа Госкомспорта РСФСР для развития системы олимпийского образования и
олимпийских академий России как органов, занимающихся этой работой, стал значимым шагом совместный приказ министра образования России Е. В. Ткаченко и Президента Олимпийского комитета России В. Г. Смирнова, содержащий первоочередные меры по введению олимпийского образования в школах [15, с. 152], который открыл путь для становления и развития непрерывной системы олимпийского образования.
Оценивая деятельность олимпийских академий России в 1999 г., вице-президент Олимпийского комитета России Владимир Родиченко назвал свою статью «Юбилейный рапорт о выполнении Олимпийской хартии на тысячу двести процентов». То есть, сформировавшаяся система олимпийского образования оценена ведущим специалистом в данной области на уровне, вызывающем эмоциональное желание подчеркнуть успехи и эффективность реализованных подходов [13, с. 3-5].
Олимпийская академия является общественным формированием. Общественный статус организации дает ей право на обладание рядом свобод, связанных с порядком и условиями функционирования. Однако накопленный годами опыт и подчинение единым общегосударственным требованиям при выполнении установленных для всех единых целевых установок привело к совпадению большого числа системополагающих компонентов деятельности олимпийских академий.
Таким образом, основополагающие принципы и закономерности функционирования олимпийского движения, изложенные в Олимпийской хартии, реализуются через национальные олимпийские комитеты (НОК), а в качестве учреждений, через которые проходит решение главных задач национальных олимпийских комитетов, выступают общественные региональные олимпийские академии.
Исходя из вышеизложенного, следует обеспечить проведение научных исследований, призванных усилить эффективность работы существующих региональных олимпийских академий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аванесов А. П. Образовательная стратегия Оргкомитета «Сочи-2014» / А. П. Аванесов // На пути к XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи. - Краснодар: Куб-ГУ, 2009. - 8 с.
2. Бальсевич В. К. Спартианское движение - детище России и международное достояние / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - № 1. - С. 2-3.
3. Баринов С. Ю. Проблемы олимпийского образования в деятельности международной олимпийской академии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1999. - 24 с.
4. Баринова И. В. Состояние и пути совершенствования олимпийского образования и воспитания учащейся молодежи: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. В. Баринова. - М., 1994. - 26 с.
5. Губарева Т. Н. Новые формы культурно-спортивной работы с инвалидами на основе проекта «СпАрт»: учеб.-методич. пособие для студентов и слушателей РГАФК / Т. Н. Губарева, В. И. Столяров. - М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1997. - 122 с.
6. Егоров А. Г., Петлеваный Г. Ф., Шапоренкова О. В. Система олимпийского образования школы-комплекса № 39 физкультурно-эстетического направления // Олимпийское образование в школе: учебн. пос. -Смоленск, 1997. - С. 139-172.
7. Куликов Л. М. Опыт работы Уральской олимпийской академии / Л. М. Куликов // Олимпийское движение и социальные процессы: материалы всерос. конф. - М. : Советский спорт, 1999. - С. 29-36.
8. Лубышев Е. А. Спартианская модель культурно-спортивной работы с детьми-инвалидами на базе детского реабилитационного центра: автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 1999. - 28 с.
9. Лубышева Л. И. Олимпийская культура как основа содержания олимпийского образования / Л. И. Лубышева // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта: Ч. 2. - Челябинск,
1997. - С. 155-157.
10. Моисеев А. С. Олимпизм как фактор межкультурных взаимодействий и миролюбия в современном обществе: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Ростов-на-Дону, 2013.
11. Олимпийская Хартия // Интернет ресурс http://www. noc. by/images/links/charter_09_09_2013. рdf
12. Печерский Н. В., Сучилин А. А. Олимпийское образование: учебное пособие. - Волгоград, 1994. - 156 с.
13. Родиченко В. Юбилейный рапорт о выполнении Олимпийской хартии на тысячу двести процентов: IV Семинар президентов олимпийских академий в рамках IX Всероссийской научно-практической конференции «Олимпийское движение и социальные процессы», посвященной 10-летию Олимпийского комитета России: материалы. - М.: Советский спорт, 1999. - 112 с. С. 3-5.
14. Родиченко В. С. Олимпийское движение в канун III тысячелетия: гармонизация интересов // материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Олимпийское движение и социальные процессы», посвященной 100-летию современных Олимпийских игр, и симпозиума «Спорт в XXI веке: российский взгляд». - Краснодар, 1994. - С. 3-7.
15. Родиченко В. С. Олимпийская идея для России. - М.,
1998. - 152 с.
16. Родиченко В. С. Олимпийское образование в новой России / В. С. Родиченко. - М. : Физкультура и спорт, 2005. - 48 с.
17. Столяров В. И. Инновационная спартианская технология духовного и физического оздоровления детей и молодежи / В. И. Столяров. - М. : Госкомспорт РФ по физической культуре и спорту, Центр развития спар-тианской культуры, 2003. - 335 с.
18. Столяров В. И. Концепция спартианского движения / В. И. Столяров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - № 1. - С. 4-11.
19. Столяров В. И. Спартианская социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности / В. И. Столяров. - М. : Центр развития спартианской культуры, 2006. - 248 с.
20. Ве а Lampion in Life // Foundation оf ОПтр^ аnd Sport Education (F. О. S. Е). - Athens, Greece, 2000. -Р. 274.
21. Filaretos N. The еduсаtional requirements оf оlуmpism in its ргеsent рhilosophical dimension and соmmeгсiolization in sрогt - ЮА 32 Session. -ЮС. 1992. - Р. 44.
22. Gessman. R. Fair play in Olympic Education and its practice in scools/ R. Gessman// A Paper Ргеsented to the 1st Joint International Session for Responsible of Higher Institutes оf РЬ^^ Education. International О1уmpic Асаdemy, 24-31 July 1993. -12 р.
fundamental principles and values of olympism and their spreading through regional olympic academies
А. Bannikov, Candidate of Pedagogical Sciencies, Professor of the Theory and Methods of Sports Games Department, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism N. Bannikova, Post-graduate student, Adyghe State University Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo st., 161.
On the basis of application of investigational theoretical methods such as logic and analytical analysis of modern concepts of education and Olympic education, comparative analysis of the theory and practice of Olympic education, qualitative analysis of the educational documentation and the general theory of systems building, the basic principles and values of Olympism were determined, backbone components were emphasized and the ways of the population's Olympic education spreading through the organization of the regional Olympic Academies activities were identified.
One of the main tasks of the Olympic Academies is the study, dissemination and promotion of Olympism, Olympic ideals, the Olympic Games, spiritual, moral and physical development of the individual. Implementation of the fundamental Olympic values of the Olympic Charter is done through the National Olympic Committees and National and Regional Olympic Academy.
International Olympic movement is an integral part of the modern Olympic Committee - five interlocking colored rings are one of the most recognizable and popular symbols in the world.
In many countries around the world on the initiative of the International Olympic Committee, National Olympic Committees, International and National Olympic Academies, Physical Training and Sports Institutions of Higher Education through the media the activity of implementation to the daily life of Olympic education, knowledge about Olympism, Olympic sports, the Olympic Games, Olympic ideals is organized.
Keywords: Olympic education, Olympic Academy, Olympic education management process, ideas and values of Olympism, the purpose and objectives of the Olympic education, the purpose and objectives of the Olympic Academies.
Reference:
1. Avanesov A. P. Obrazovatel'naia strategiia Orgkomiteta «Sochi2014» Na puti k XXII Olimpiiskim zimnim igram i XI Paralimpiiskimzimnim igram 2014goda vg. Sochi [Educational strategy of the Organizing Committee "Sochi On the way to the XXII Olympic Winter Games and XI Para-lympic Winter Games 2014 in Sochi] . Krasnodar, KubGU, 2009, 8 p. (in Russian).
2. Bal'sevich V. K., Lubysheva L. I. Spartianskoe dvizhenie-detishche Rossii i mezhdunarodnoe dostoianie Fiziches-kaia kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Spar-
tianskoe movement - the brainchild of Russian and international property] 2001, no 1, pp. 2-3. (in Russian).
3. Barinov S. Iu. Problemy olimpiiskogo obrazovaniia v deiatel'nosti mezhdunarodnoi olimpiiskoi akademii. Extended abstract of candidate's thesis. Moscow, 1999. 24 p. (in Russian).
4. Barinova I. V. IV Condition and ways of perfection of the Olympic education and training of studying youth. Ex-tendd abstract of candidate's thesis.Moscow, 1994, 26 p. (in Russian).
5. Gubareva T. N., Stoliarov V. I. Novye formy kul'turno-sportivnoi raboty s invalidami na osnove proekta «SpArt»: ucheb. -metodich. posobie dlia studentov i slushatelei RGAFK [New forms of cultural and sports activities with disabled people on the basis of "Sparta" Project: Methodological ucheb. benefits for students and trainees RGAFK]. Moscow, Gumanitarnyi Tsentr «SpArt» RGAFK, 1997, 122 p. (in Russian).
6. Egorov A. G., Petlevanyi G. F., Shaporenkova O. V. Sistema olimpiiskogo obrazovaniia shkoly-kompleksa №39 fízkul'turno- esteticheskogo napravleniia // Olimpiiskoe obrazovanie v shkole: Uchebn. pos.[ system of Olympic education school complex number 39 physical culture aesthetic // directions Olympic education in school: Training. pos] Smolensk, 1997, pp. 139-172. (in Russian).
7. Kulikov L. M. Opyt raboty Ural'skoi olimpiiskoi akademii. Olimpiiskoe dvizhenie i sotsial'nye protsessy. [Experience Olympic Academy] Proceedings of theAll-Russian Conference. Moscow, Sovetskii sport, 1999, pp. 29-36. (in Russian).
8. Lubyshev E. A. Spartianskaya model of cultural-sports work with children with disabilities on the basis of the children's rehabilitation center: Abstract. Extended abstract of candidate's thesis. Moscow, 1999. 28 p. (in Russian).
9. Lubysheva L. I. Olympic culture as the basis of content Olympic education. Sovremennye problemy i kontseptsii razvitiia fizicheskoi kul'tury i sporta [Modern problems and the concept of development of physical culture and sports: Part 2] Ch. 2, Cheliabinsk, 1997, pp 155-157. (in Russian).
10. Moiseev A. S. Olympism as a factor of intercultural interactions and peace in modern society. Extended abstract of candidate's thesis. Rostov-na-Donu, 2013. (in Russian).
11. Olimpiiskaia Khartiia [Site of journal] http://www. noc. by/images/links/charter_09_09_2013. rdf.
12. Pecherskii N. V., Suchilin A. A. Olimpiiskoe obrazovanie. [Olympic education: a training manual]. Volgograd, 1994. 156 p. (in Russian).
13. Rodichenko V. lubileinyi raport o vypolnenii Olimpiiskoi
khartii na tysiachu dvesti protsentov: IV Seminar prezi-dentov olimpiiskikh akademii v ramkakh IX. «Olimpiiskoe dvizhenie i sotsial'nye protsessy», posviashchennoi 10-leti-iu Olimpiiskogo komiteta Rossii: Jubilee report on the implementation of the Olympic Charter a thousand two hundred percent. Proceeding of the International Scientific and Practical Conference. Moscow, Sovetskii sport, 1999, 112 p. (in Russian).
14. Rodichenko V. S. Olympic Movement on the eve of the III millennium: the harmonization of interests. "Olimpiiskoe dvizhenie i sotsial'nye protsessy", posviashchennoi 100-letiiu sovremennykh Olimpiiskikh igr, i simpoziuma "Sport v XXI veke: rossiiskii vzgliad"[ Olympic movement and social processes", devoted to the 100th anniversary of the modern Olympic Games, and the symposium "Sport in the XXI century: Russia sight]. Proceedings of the 7th International Scientific and Practical Conf. Krasnodar, 1994, pp. 3-7 (in Russian).
15. Rodichenko V. S. Olimpiiskaia ideia dlia Rossii [Olympic idea for Russia.].Moscow, 1998, 152 p. (in Russian).
16. Rodichenko V. S. Olimpiiskoe obrazovanie v novoi Rossii [Olympic education in the new Russia]. Rodichenko. Moscow, Fizkul'tura i sport, 2005, 48 p. (in Russian).
17. Stoliarov V. I. Innovatsionnaia spartianskaia tekhnologiia dukhovnogo i fizicheskogo ozdorovleniia detei i molodezhi.
[ Spartianskaya innovative technology of spiritual and physical health of children and young people] Moscow, Goskomsport RF po fizicheskoi kul'ture i sportu, Tsentr razvitiia spartianskoi kul'tury, 2003, 335 p. (in Russian).
18. Stoliarov V. I. Concept spartianskogo movement. Fizicheskaia kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: education, education and training], 2001, no 1, pp. 4-11.
19. Stoliarov V. I. Spartianskaia sotsial'no-pedagogicheskaia tekhnologiia ozdorovleniia, rekreatsii i tselostnogo razvitiia lichnosti [Spartianskaya socio-pedagogical rehabilitation technology, recreation and integral development of the person]. Moscow, Tsentr razvitiia spartianskoi kul'tury, 2006, 248 p. (in Russian).
20. Ve a Shampion in Life // Foundation of Olimpic and Sport Education (F. O. S. E), Athens, Greece, 2000, p 274.
21. Filaretos N. The edusational requirements of olumpism in its rgesent rhilosophical dimension and sommegsi-olization in srogt - IuA 32 Session. 1992, p. 44.
22. Gessman. R. Fair play in Olympic Education and its practice in scools. A Paper Rgesented to the 1st Joint International Session for Responsible of Higher Institutes of Rhysical Education. International O1umpic Asademy, 24-31 July 1993, 12 p.