DOI 10.5862/JHSS.227.8 УДК 329
Чжоу Цзюнь
шанхайская организация сотрудничества: история создания
В статье анализируется деятельность Шанхайской организации сотрудничества — постоянно действующей межправительственной региональной международной организации. В ее состав входят восемь государств: Индия, Казахстан, Киргизия, КНР, Пакистан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Исследуются основополагающие документы: Декларация о создании ШОС и Хартия Шанхайской организации сотрудничества. Рассмотрены основные цели деятельности организации: укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами-участницами; содействие стран их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды и др.; совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка.
ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА (ШОС); ИНДИЯ; КАЗАХСТАН; КИТАЙ; КИРГИЗИЯ; ПАКИСТАН; РОССИЯ; ТАДЖИКИСТАН; УЗБЕКИСТАН; ДЕКЛАРАЦИЯ О СОЗДАНИИ ШОС; ХАРТИЯ ШОС.
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), основанная 15 июня 2001 года, является постоянно действующей межправительственной региональной международной организацией. В нее входят восемь государств-членов: Индия, Казахстан, Киргизия, Китай, Пакистан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Общая территория стран — участниц ШОС составляет 60 % территории Евразии, на ней проживает вторая часть населения земли — 3 млрд 40 млн человек [1]. Официальными рабочими языками являются русский и китайский. Штаб-квартира организации находится в Пекине.
Кроме государств — членов организации, в ШОС входят четыре государства-наблюдателя (Афганистан, Белоруссия, Иран и Монголия), три кандидата в государства-наблюдатели (Бангладеш, Египет, Сирия) и шесть государств со статусом «партнер по диалогу» (Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка). К государствам-наблюдателям относятся государства, которые активно поддерживают деятельность организации и стремятся стать ее полноправными членами. Монголия стала первой страной, получившей этот статус (на саммите в Ташкенте
в 2004 году) [2]. Партнер по диалогу — это государство, не входящее в регион, но имеющее возможность принимать участие в саммитах организации. Раньше других этот статус получили Шри-Ланка и Белоруссия (на саммите в Екатеринбурге в 2009 году) [3].
Для комплексной оценки ШОС как региональной организации необходимо рассмотреть ее основополагающие документы — Декларацию о создании ШОС, подписанную в 2001 году в Шанхае, и Хартию Шанхайской организации сотрудничества, принятую в 2002 году в Санкт-Петербурге [1]. В них провозглашены основные цели деятельности организации:
1) укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами-участницами;
2) содействие стран их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды и др.;
3) совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе;
4) продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового
. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки ^ St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences 3 (227) 2015
международного политического и экономического порядка.
За более чем четырнадцатилетний период существования ШОС стала эффективной площадкой равноправного и взаимовыгодного сотрудничества между странами-участницами, объединенными общими стремлениями к обеспечению мира и стабильности в регионе. ШОС — это не замкнутый альянс и не союз стран, направленный против других государств и регионов, а открытая организация, ориентированная на широкое международное сотрудничество.
Страны ШОС строят свои отношения в рамках многополярной системы международных отношений и считают, что миропорядок в ХХ1 веке должен базироваться на коллективном решении ключевых проблем, верховенстве права и демократизации международных отношений [1]. Вопросы, определяющие региональную безопасность стран — участниц организации, нашли отражение в Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, т. е. с резкой активизацией дестабилизирующих сил в регионе — «трех сил» [4, с. 119].
Наряду с борьбой с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом приоритетным направлением деятельности организации является обеспечение устойчивого и сбалансированного экономического роста, социального и культурного развития в регионе на основе равноправного партнерства. Основополагающим в экономическом сотрудничестве стран организации является объединение усилий по повышению уровня жизни народов. важнейшими направлениями выступают осуществление крупных инвестиционных проектов и формирование единого энергетического рынка в рамках ШОС. По оценкам Международного энергетического агентства, рост потребления нефти в странах Азиатско-Тихоокеанского региона до 2025 года будет на четверть опережать общемировой, а спрос на газ — превышать в 1,8 раза [5]. Важнейшим залогом успеха ШОС является мощная экономика, огромный природно-ресурсный потенциал стран-участниц и объем взаимного инвестирования. В 2006 году в рамках регионального сотрудничества было реализовано инвестиционных проектов на общую сумму около 734 млн долларов [6].
Энергетическая промышленность и экспорт продуктов энергетики занимают важное место в развитии национальных экономик России, Казахстана и Узбекистана. Китай выступает крупным импортером, представляя собой огромный рынок. По последним данным, разведанные запасы нефти в КНР составляют 24,8 млрд тонн, природного газа — 4,4 трлн кубометров, угля — более 1 трлн тонн [7]. Хотя в стране обеспечен устойчивый рост их добычи, это не уменьшит потребность в импорте большого количества энергоресурсов. А Россия и Центральная Азия являются важными их источниками.
Перспективные возможности для экономического сотрудничества в регионе и расширения интеграционных процессов связываются с привлечением наблюдателей при ШОС. Важно обеспечить участие государств-наблюдателей в экономических программах и проектах организации на основе их собственных инициатив. В организации активно прорабатывают подходы к налаживанию практического взаимодействия с наблюдателями в сфере экономики, исходя из их встречного интереса. В этом отношении следует обратить внимание на взаимное стремление к сотрудничеству ШОС и Ирана, рассматриваемого в качестве влиятельного политического игрока в данном регионе и, несомненно, энергетической сверхдержавы [8]. С другой стороны, Иран стремится заручиться поддержкой влиятельной международной организации для решения своих международных вопросов.
Энергетическая отрасль стала очень важной для развития ШОС, потому что в ней участвуют крупнейшие производители энергоресурсов. Энергетическое взаимодействие в рамках этой организации выгодно всем. России оно дает возможность более эффективно использовать свою инфраструктуру, ресурсные и технологические преимущества, а Казахстану, Узбекистану и иным странам, располагающим энергоресурсами, — средства, технологии и рынки других государств. Китаю это позволит увеличить импорт нефти и газа из соседних стран и тем самым диверсифицировать каналы импорта, остальным участникам ШОС — ускорить экономическое развитие и решение острых социальных проблем. Как представляется, целесообразно именно энергетику использовать как источник развития всего региона.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что ШОС по территории своего влияния — крупнейшая региональная организация в мире. Приоритетной задачей стран — участниц ШОС является решение широкого спектра проблем: от обеспечения безопасности границ и борьбы с терроризмом в регионе до укрепления экономического сотрудничества не только между странами Центральной Азии, но и с другими международными региональными организациями.
Наблюдается усиление политического и экономического влияния ШОС за пределами региона. Страны Центрального региона активно привлекаются в качестве партнеров по политическим и экономическим вопросам. Необходимо отметить стремление ШОС к обеспечению равноправного диалога с международными организациями и входящими в них странами. ШОС можно по праву назвать влиятельной региональной организацией.
список литературы
1. Электронный ресурс. Официальный сайт Шанхайской организации сотрудничества. URL: http://www.sectsco.org/RU/brief.asp.
2. Досье о ШОС с 1996 года. Саммит в Ташкенте. URL: http://tj.china-embassy.org/rus/zt/shhzzz/t242126.htm.
3. Екатеринбургский саммит в 2009. URL: http:// www.shos2009welcome.ru/.
4. Комиссина И.Н., Куртов А.А. Шанхайская организация сотрудничества: становление новой реальности / под ред. Е.М. Кожокина. М.: Изд-во РИСИ, 2005. 117 c.
5. Деловой совет ШОС. Энергетический клуб ШОС: каким ему быть? URL: http://bc-sco.org/?level= 8&id=29&lng=ru.
6. Сумма инвестиционных проектов. URL: http://infoshos.ru/ru/print.php?idn=5227.
7. Инфо ШОС. URL: http://infoshos.ru/ru/print. php?idn=5227.
8. Электронный ресурс. URL: http://wapedia. mobi/ru/Иран?t=8.
ЧЖОУ Цзюнь — аспирант Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Россия, 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29 e-mail: kmo@imop.spbstu.ru
Zhou Jun
SHANGHAI cooPERATioN oRGANIZATioN: HISTORY
The article analyzes the activities of the Shanghai Cooperation Organization (SCO). The organization is a permanent intergovernmental international organization of regional it is composed of 6 states Kazakhstan, China, Kyrgyzstan, Russia, Tajikistan and Uzbekistan. We study the basic documents: "Declaration on the establishment of the SCO" and "Hartiya the Shanghai Cooperation Organization". The main purpose of the organization: strengthening mutual trust and good neighborly relations between the member countries; assist countries in their effective cooperation in political, trade-economic, scientific-technical and cultural spheres, as well as in education, energy, transport, tourism, environmental protection and others; joint security and the maintenance of peace, security and stability in the region; progress towards a democratic, just and rational new international political and economic order.
THE SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION (SCO); KAZAKHSTAN; CHINA; KYRGYZSTAN; RUSSIA; TAJIKISTAN; UZBEKISTAN; THE DECLARATION ON THE ESTABLISHMENT OF THE SCO; HARTIYA SCO.
Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки
St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences 3 (227) 2015
references
1. Electronic resource. Ofitsialnyy sayt Shankhay-skoy Organizatsii Sotrudnichestva. Available at: http:// www. sectsco.org/RU/brief.asp.
2. Dosye o ShOS s 1996 goda. Sammit v Tashkente. Available at: http://tj.china-embassy.org/rus/zt/shhzzz/ t242126.htm.
3. Yekaterinburgskiy sammit v 2009. Available at: http://www.shos2009welcome.ru/.
4. Komissina I.N., Kurtov A.A. Shankhayskaya or-ganizatsiya sotrudnichestva: stanovleniye novoy real'nosti. Moscow, RISI Publ., 2005. 117 p. (In Russ.)
5. Delovoy sovet ShOS. Energeticheskiy klub ShOS: kakim yemu byt'? Available at: http://bc-sco. org/?level=8&id=29&lng=ru.
6. Summa investitsionnykh proyektov. Available at: http://infoshos.ru/ru/print.php?idn=5227.
7. Info ShOS. Available at: http://infoshos.ru/ru/ print.php?idn=5227.
8. Electronic resource. Available at: http://wapedia. mobi/ru/Iran?t=8.
ZHOU Jun — Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. Politekhnicheskaya ul., 29, St. Petersburg, 195251, Russia e-mail: kmo@imop.spbstu.ru
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2015