Научная статья на тему 'Ключевые сферы международного сотрудничества в рамках шос'

Ключевые сферы международного сотрудничества в рамках шос Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5684
589
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШОС / СОТРУДНИЧЕСТВО / МНОГОСТОРОННИЕ ПРОЕКТЫ / МЕХАНИЗМ СОГЛАСОВАНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / SCO / COOPERATION / MULTILATERAL PROJECTS / THE MECHANISM OF COORDINATION / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Колегова Оксана Юрьевна

В статье рассматриваются текущие и перспективные направления сотрудничества государств членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Подчеркивается необходимость комплексного, многостороннего подхода в деле развития и расширения контактов стран участниц этой организации. Анализ ключевых сфер сотрудничества показал, что наибольшую перспективу имеют проекты в таких сферах взаимодействия, как инфра-структурное строительство, транспорт, энергетика, высокие технологии, сельское хозяйство, гуманитарное, культурное и военное сотрудничество. Вместе с тем из статьи следует, что экономическое сотрудничество в рамках ШОС является наиболее слабой сферой деятельности этой организации успешно реализованные многосторонние экономические проекты, по сути, пока отсутствуют, поскольку двустороннее сотрудничество часто реализуется и без участия ШОС (при том, что ШОС содействует его активизации). Автор полагает, что подключение к ШОС таких крупных национальных экономик, как индийская и пакистанская, может сильно стимулировать развитие экономического сотрудничества, придать импульс началу реализации ряда важных многосторонних проектов. Кроме того, одной из главных причин торможения экономического сотрудничества в ШОС автор считает отсутствие механизма целевого финансирования много-сторонних проектов. В статье обозначаются среднесрочные перспективы международного сотрудничества в рамках ШОС, которые стали более отчетливыми в июне 2012 г., на очередном заседании Совета глав государств ШОС, состоявшемся в Пекине, дан краткий обзор утвержденных там важных документов, определяющих тенденции развития организации в последующем десятилетии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY AREAS OF INTERNATIONAL COOPERATION WITHIN THE FRAMEWORK OF SHANGHAI COOPERATION ORGANISATION

The article reviews the current and future directions of the Shanghai Cooperation Organization (SCO) member states' cooperation. The author emphasizes the need of the comprehensive, multi-faceted approach to the de-velopment and expansion of contacts of the countries participants of the organization. Analysis of the key areas of cooperation showed that the greatest prospect projects are in the areas of interaction such as infrastructure construction, transport, energy, technology, agriculture, humanitarian, cultural, and military cooperation. However, the article implies that the economic cooperation within the SCO is the weakest area of activity of the organization, the multilateral economic projects successfully implemented, in fact, are not yet available, as the bilateral cooperation is often implemented without the SCO (despite the fact that the SCO will promote its activation). The author believes that the connection to the SCO such national economies as India and Pakistan can greatly stimulate the development of economic cooperation, to give impetus to the beginning of a number of important multilateral projects. In addition, one of the main causes of economic cooperation deceleration in the SCO, he said the lack of dedicated funding mechanism for multilateral projects.The paper identified the medium-term prospects for international cooperation within the SCO, which have become more apparent in June 2012, at the regular meeting of the SCO Council of State' Heads, held in Beijing, a brief review of the approved there important documents defining trends of the organization over the next decade.

Текст научной работы на тему «Ключевые сферы международного сотрудничества в рамках шос»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СФЕРЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ ШОС

О.Ю. Колегова

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. 119454, Россия, Москва, пр. Вернадского, 76.

В статье рассматриваются текущие и перспективные направления сотрудничества государств - членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Подчеркивается необходимость комплексного, многостороннего подхода в деле развития и расширения контактов стран - участниц этой организации. Анализ ключевых сфер сотрудничества показал, что наибольшую перспективу имеют проекты в таких сферах взаимодействия, как инфра-структурное строительство, транспорт, энергетика, высокие технологии, сельское хозяйство, гуманитарное, культурное и военное сотрудничество. Вместе с тем из статьи следует, что экономическое сотрудничество в рамках ШОС является наиболее слабой сферой деятельности этой организации - успешно реализованные многосторонние эконо-мические проекты, по сути, пока отсутствуют, поскольку двустороннее сотрудничество часто реализуется и без участия ШОС (при том, что ШОС содействует его активизации). Автор полагает, что подключение к ШОС таких крупных национальных экономик, как индийская и пакистанская, может сильно стимулировать развитие экономического сотрудничества, придать импульс началу реализации ряда важных многосторонних проектов. Кроме того, одной из главных причин торможения экономического сотруд-ничества в ШОС автор считает отсутствие механизма целевого финансирования много-сторонних проектов. В статье обозначаются среднесрочные перспективы международного сотрудничества в рамках ШОС, которые стали более отчетливыми в июне 2012 г., на очередном заседании Совета глав государств ШОС, состоявшемся в Пекине, дан краткий обзор утвержденных там важных документов, определяющих тенденции развития организации в последующем десятилетии.

Ключевые слова: ШОС, сотрудничество, многосторонние проекты, механизм согласования, интеграция.

Регион ШОС a priori не может рассматриваться как всегда и во всем благополучный. Для него характерны нестабильность, политические, экономические и социальные проблемы, а также перманентные межэтнические противоречия. Ввиду этого политическая и экономическая стабилизация в этом регионе наряду с решением других проблем является первоочередной задачей ШОС, что требует комплексного подхода к развитию организации и концентрации усилий сразу на нескольких ключевых направлениях сотрудничества.

Ст.3 Хартии ШОС, принятой 7 июня 2002 г., декларирует 10 основных направлений взаимодействия [19], но на практике спектр потенциальных сфер сотрудничества гораздо шире. Вместе с тем по большому кругу вопросов сотрудничество намечено лишь пунктирно или пока только декларируется, поскольку во многих областях существуют трудности с практической реализацией мероприятий.

Так, Китай, рассматривая ШОС в будущем как экономический инте-грационный союз, предлагает целый комплекс конкретных проектов, направленных на расширение и укрепление торгово-экономических отношений между странами данного региона. Отметим, что значительная их часть намеренно тормозится Министерством экономического развития РФ, поскольку оно видит в этих инициативах опасность для российского рынка. Дело в том, что действующие в рамках ШОС механизмы взаимодействия в экономической сфере до сих пор остаются непроработанными и они нередко противоречат одной из основных целей создания ШОС. В частности, в Хартии заявлено, что экономическое взаимодействие должно вести к созданию «благоприятных условий для торговли и инвестиций в целях постепенного осуществления свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и технологий» [19], что, по сути, означает развитие по пути экономической интеграции.

Уже на первой встрече лидеров государств-членов ШОС 14 сентября 2001 г. в Алма-Ате был подписан Меморандум между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества об основных целях и векторах регионального экономического взаимодействия и создании благоприятных условий в сфере торговли и инвестиций. Начиная с 2002 г. стали регулярно проводиться совещания министров, ведающих вопросами внешне-экономической и внешнеторговой деятельности организации. 23 сентября 2003 г. в Пекине Советом глав правительств (СГП) ШОС была разработана «Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества», в которой были обозначены основные ориентиры и этапы взаимодействия и экономической интеграции на период до 2020 г.

Тогда же были сформированы и совместные рабочие комитеты: по вопросам электронной торговли, таможенного дела, технических процедур оценки соответствия, благоприятствования ин-

вестициям, расширения транзитного потенциала, развития телекоммуникационных технологий и топливно-энергетического комплекса. В 2004 г. в Бишкеке СГП ШОС был принят план мероприятий по осуществлению данной программы, который включал в себя более ста проектов, сфер и направлений сотрудничества, а также предусматривал механизмы их реализации.

Ключевым моментом развития сотрудничества в рамках ШОС стали достигнутые в 2005 г. в Москве договоренности о подготовке концепций по «пилотным» проектам в сфере гидроэнергетики, создания оптико-волоконных коммуникаций, сотрудничества в научно-технической и сель-скохозяйственной областях. В 2006 г. в Душанбе был дан старт первым «пилотным» проектам в такой важной сфере, как транспорт, обсуждался вопрос о разработке основ функционирования Энергетического клуба ШОС, более интенсивного взаимодействия по линии образования и культуры, расширения связей в сферах здравоохранения, туризма, развития молодежных контактов.

На официальной встрече 2 ноября 2007 г. в Ташкенте по инициативе российской стороны было предложено принять необходимые меры по пересмотру «Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества». В частности, акцентировались наиболее перспективные проекты в конкретных сферах взаимодействия -инфраструктурном строительстве, транспорте, энергетике, высоких технологиях, - и при активном участии Делового совета и Межбанковского объединения ШОС.

В этой связи Специальной рабочей группой по таможенному сотрудничеству было подготовлено подписанное в ноябре 2007 г. Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах [13], 30 октября 2008 г. в Астане главами правительств был подписан Протокол об обмене информацией по контролю за перемещением энергоресурсов [10]. Позже, в 2009 г., в Пекине был подписан Протокол о сотрудничестве в области подготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов [9].

На Совещании министров государств ШОС, ведающих внешнеэконо-мической и внешнеторговой сферами, 22 октября 2010 г. в Москве стороны в очередной раз подчеркнули необходимость ускорить реализацию плана мероприятий по осуществлению программы. Как отметила в своем труде «Состояние и перспективы экономического сотрудничества в рамках ШОС» ведущий научный сотрудник Института по изучению России, Восточной Европы и Центральной Азии Академии общественных наук Китая Чжао Хуэйжун, основной задачей экономического взаимодействия является «осуществление постоянной реализации товаров, капитала и свободного перемещения услуг и технологий до 2020 г.» [5, с. 49].

Торговые связи между странами ШОС постепенно расширяются, а объем торговли постоянно увеличивается. Как свидетельствует статистика

министерства торговли Китая, по сравнению в 2008 г. финансовая помощь Китая государствам-членам ШОС достигла 960 млн долл., увеличившись с 2003 г. в 26,3 раза.

Ключевыми партнерами Казахстана в сфере инвестиций в 2009 г. стали Россия и Китай; в свою очередь, Китай, Россия, и Казахстан стали основными соинвесторами Киргизии. Китай в 2010 г. был крупнейшим кредитором Таджикистана. С другой стороны, для государств-членов ШОС нехватка финансирования является самой большой проблемой, которая предполагает необходимость создания понятных и прозрачных финансовых механизмов. Здесь важно анализировать проблемы развития банковской сферы, причем не только государств-членов и государств-наблюдателей ШОС, но и стран-партнеров, а также международных организаций, включая МВФ, ООН, Азиатский банк развития, Евразийское экономическое сообщество. В данной связи необходимо создавать условия для развития торговли и упрощения процедур инвестирования, анализировать причины невыполнения условий подписанных соглашений, вовремя разрешать проблемы, возникающие в процессе переговоров или предупреждать их, проводить оценочную работу в части выполнения соглашений.

Для этого требуется искать новые точки соприкосновения в экономи-ческом сотрудничестве, разрабатывать новые совместные проекты. Напри-мер, в сфере сельского хозяйства необходима совместная разработка и реализация проектов по внедрению сельскохозяйственных инноваций, упрощение механизмов обмена сельскохозяйственными специалистами. Что касается технологий, было бы целесообразным проведение совместных научно-практических исследований, различных семинаров, обучающих программ, вы-ставок,а также необходима комплексная подготовка кадров для совместных инновационных лабораторий и научно-технических центров. Также насущной задачей является создание платформы для электронной коммерции в рамках ШОС.

Что касается энергетической сферы, то в 2007 г. Минэнерго России был разработан и представлен партнерам по ШОС проект Положения об Энергетическом клубе ШОС, а в 2011 г. идея создания такого дискуссионного форума была переведена уже в практическую плоскость. Как предполагается, клуб станет открытым, отчасти официальным, многосторонним координационным механизмом в сфере энергетики при участии правительств, энергетических компаний, финансовых структур и профильных научных организаций. По мере необходимости клуб будет координировать интересы каждой из сторон посредством контактов и консультаций, разрабатывать энергетические стратегии, расширять сотрудничество по всем направлениям инфраструктурного строительства.

В сфере финансов также достигнуты определенные успехи. Так, на встрече министров финансов и председателей центральных банков стран - членов ШОС в 2009 г. подчеркивалась

необходимость ускорить процесс согласования ключевых принципов функционирования так называемого Специального счета ШОС. В частности, российская позиция по этому вопросу была основана на том, что финансовые средства Спецсчета ШОС должны предназначаться для проведения ТЭО совместных проектов в различных сферах сотрудничества и могут выделяться исключительно по принципу срочности и возвратности кредита. Китайское руководство со своей стороны выступило с инициативой создания Банка развития ШОС.

В целом надо отметить, что за последние годы тенденция к активиза-ции экономической деятельности в рамках ШОС заметно усилилась. На очередном заседании СГП ШОС в ноябре 2010 г. в Душанбе, посвященном вопросам перспектив сотрудничества в сфере экономики, поддержку получила инициатива В.В. Путина о пересмотре плана мероприятий по реализации «Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества стран-членов ШОС до 2020 г.» и разработке «дорожной карты», в которой перечислялись бы перспективные экономические проекты, указывались конкретные сроки их осуществления и обозначались ответственные за это ведомства.

На саммите в Астане в июне 2011 г. лидеры государств-членов определили векторы развития экономического сотрудничества. В этой связи в итоговом коммюнике было подчеркнуто, что приоритетным курсом организации неизменно будет оставаться тесное взаимодействие в важнейших сферах сотрудничества - таких, как безопасность, экономика и благосостояние населения стран ШОС.

При этом важно отметить, что в целях интенсификации экономического сотрудничества Россия и Китай выдвинули двустороннюю инициативу, направленную на реализацию совместных проектов в области экономики в усеченном формате (принцип «2+1», то есть Россия, Китай плюс одно из заинтересованных государств Центральной Азии). Первым этапом в реализации данной инициативы мог бы стать проект, разработанный РОСКОСМОСОМ совместно с Китайской национальной космической администрацией, предполагающий создание системы персональной подвижной спутниковой связи (СППСС), территория покрытия которой будет охватывать страны ШОС и страны-наблюдатели, а также го-сударств-партнеров по диалогу. Такой рабочий контекст демонстрирует стремление России и Китая соотнести часть проектов сотрудничества с концепцией «содействия развитию».

Вместе с тем нельзя не признать, что экономическое сотрудничество в рамках ШОС является наиболее слабой сферой деятельности этой организации. Реализованные многосторонние экономические проекты, по сути, пока отсутствуют. В отчетах, как правило, приводятся данные двустороннего сотрудничества, реализуемого и без ШОС. О необходимости расширения экономического

сотрудничества в рамках ШОС Президент России Д.А. Медведев говорил и на Екатеринбургском (в 2009 г.), и на Ташкентском (в 2010 г.) саммитах организации [20].

Очевидно, что подключение к ШОС таких крупных национальных экономик, как индийская и пакистанская, может сильно стимулировать развитие экономического сотрудничества в рамках организации, придать импульс началу реализации ряда важных многосторонних проектов. И та, и другая страна обладает значительным потенциалом в экономической, культурной, научно-образовательной сферах и способна серьезно укрепить позиции организации на мировой арене.

Как представляется, главная причина торможения экономического сотрудничества в ШОС -отсутствие механизма целевого финансирования многосторонних проектов. При этом бюджет ШОС достаточно скромен и не рассчитан на проектное финансирование. Уже давно было внесено предложение о создании фонда или Банка развития ШОС, но он до сих пор не создан. Позиция Китая, который настаивает на создании такого банка, сводится к тому, чтобы голоса в нем распределялись в зависимости от размера внесенного взноса. Есть предположения, что взнос Китая будет самым крупным, благодаря чему Пекин сможет контролировать банк и использовать его финансовые ресурсы в собственных интересах.

В свою очередь, Россия предлагает создать Фонд развития (или специальный счет) в качестве механизма финансирования начальных предпро-ектных работ, главным образом в таких ключевых сферах, как энергетика, транспорт, высокие технологии. Как предполагается, практическое осуществление проектов будет контролироваться Межбанковским объединением ШОС. Такой подход объясняется позицией ряда российских министерств, согласно которой в случае создания банка обладающий значительными финансовыми возможностями Китай неизбежно будет в нем доминировать, в то время как российские интересы больше соотносятся с деятельностью созданного в рамках ЕврАзЭС Евразийского банка развития, где российская доля намного превышает вклады других участников.

Можно предположить, что в российских интересах содействовать созданию Банка развития ШОС, в активный капитал которого Китай и Россия вносили бы равные доли (как в бюджете ШОС) и ввиду этого обладали бы равным количеством голосов.

Все текущие проблемы развития сотрудничества были обозначены на 11-й встрече глав правительств стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества, которая состоялась 4-5 декабря 2012 г. в Бишкеке. Было отмечено, что за 11 лет, миновавших с момента создания организации, ее влияние и роль непрерывно возрастали: организация стала важной конструктивной геополитической силой Евразийского региона. Государства-члены создали многоуровневые диверсифицированные механизмы взаимодействия,

подписали более ста документов о сотрудничестве по множеству направлений, оказывая содействие деятельности, направленной на поддержание в регионе мира и стабильности, способствуя активизации процесса совместного развития стран ШОС.

Участники этого форума подчеркнули, что в области политического взаимодействия, осуществляемого в рамках организации, наблюдается тен-денция укрепления взаимного политического доверия между государствами-членами. Следуя «шанхайскому духу», как малые, так и крупные страны-участницы оказывают значительное содействие процессу формирования системы сотрудничества, поддержания регионального мира и стабильности, обеспечения успешности развития разных культур.

Сотрудничество в области безопасности выступает в качестве приоритетного направления. Страны-участницы организации подписали Конвенцию против терроризма [17], соглашения о сотрудничестве в сфере борьбы с наркотиками и о взаимодействии в рамках борьбы с преступностью. Серьезный импульс совместной работе по борьбе с незаконным оборотом наркотиков был дан еще на саммите в Астане в июне 2011 г., где был принят ряд документов, в частности, «Антинаркотиче-ская стратегия ШОС на 2011-2016 г.» и Программа действий по ее реализации. Дополнительные возможности по активному противодействию наркоугрозе может предоставить сотрудничество между Секретариатом ШОС и Управлением по наркотикам и преступности ООН. В этой связи был подготовлен соответствующий Меморандум о взаи-мопонимании, озвученный и подписанный в Астане генеральным секретарем ШОС М.С. Има-налиевым и заместителем генерального секретаря ООН, директором УНП Ю.В. Федотовым [21].

Принятые на саммите в Астане «Антинарко-тическая стратегия госу-дарств - членов ШОС на 2011-2016 гг.» и «Программа действий» по ее осуществлению призваны способствовать увеличению эффективности совместных мероприятий по борьбе с наркотиками. Вместе с тем очевидно, что справиться с террористической и наркотической угроза-ми силами нескольких государств невозможно. В ходе противодействия этим угрозам ШОС следует активнее взаимодействовать с госу-дарствами-наблюдателями и заинтересованными международными структурами, а также другими влиятельными «игроками». Большой потенциал имеет сотрудничество ШОС и ОДКБ, и этот потенциал должен работать «на полную мощность».

Должного внимания заслуживают отношения культурного взаимодействия. В течение 11 лет страны-участницы ШОС активно участвовали в усилении взаимодействия в области культуры, образования, здравоохранения, науки, спорта и туризма, подписали ряд документов о сотрудничестве, заложив социальный фундамент для развития организации в целом.

ШОС изначально позиционировала себя как организация, стремящаяся активно разви-

вать контакты в гуманитарной сфере. Об этом свидетельствует ее Хартия, где указано, что сотрудничество в гуманитарной области является одной из приоритетных задач этой организации. Однако ее реальное осуществление началось лишь в 2005 г., после того, как на совещании министров культуры была образована экспертная группа по вопросам культурного сотрудничества для выполнения «Плана многостороннего культурного сотрудничества в рамках ШОС на 2005-2006 гг.». Позже, на очередном совещании министров культуры, был принят «План многостороннего культурного сотрудничества на 2007-2008 гг.». В этот период гуманитарное сотрудничество стало реально расширяться и углубляться.

Определенные усилия по углублению культурных контактов прилагает Секретариат ШОС. Так, в апреле 2007 г. это направление, было закреплено Соглашением о сотрудничестве в области культуры, что заметно активизировало культурный обмен. Например, был издан альбом «Диалог цивилизаций», где представлен обзор культур стран ШОС, организован Иссык-Кульский кинофестиваль, в Ханчжоу проведен Художественный форум. В 2008 г. министры культуры стран ШОС утвердили очередной план сотрудничества на 2009-2011 гг., а специальная экспертная группа разработала «Единое положение о фестивалях», что положило начало фестивальной традиции и целевому финансированию подобных мероприятий.

В октябре 2005 г. Советом глав правительств государств ШОС было принято решение об активизации сотрудничества в сфере образования*, ввиду чего были предусмотрены совещания отраслевых министров и образована постоянно действующая Экспертная рабочая группа по вопросам образования. Страны были намерены содействовать развитию интеграционных процессов в сфере образования; способствовать взаимному обмену обучающимися и научно-педагогическими работниками; обмениваться информацией по вопросам образования; поощрять изучение языков, истории, культуры государств организации [8].

Сегодня перед ШОС стоит комплексная задача выработки единых стандартов в сфере образования, а также свободного перемещения знаний и специалистов. Как полагают многие российские эксперты, «решение этих проблем расширит возможности предоставления образовательных услуг российскими вузами гражданам государств-членов и будет способствовать повышению конкурентоспособности российского образования, увеличению экспорта российских образовательных услуг на азиатском материке» [1]. Таким же целям призван служить и Университет ШОС, идея создания которого была предложена В.В. Путиным в 2007 г. Не будет преувеличением сказать, что в целом образовательная и культурная стороны сотрудничества развивается по нарастающей [14].

Страны сотрудничают также и в области здравоохранения. Это было заявлено еще в день основания организации, однако деятельность по

данному направлению долгое время официально нигде не отражалась. Отчасти это объясняется тем, что сфера здравоохранения в определенном смысле - это конкурентная область, ввиду чего активность стран в этой сфере лишь выборочная. Однако по причине удручающих данных статистики на саммите в Шанхае в 2006 г. ШОС выразила намерение использовать и здесь свой потенциал. Как отмечалось в Докладе ООН за 2004 г. о положении с заболеваемостью в регионе, «самая высокая заболеваемость из выявленных случаев заражения ВИЧ-инфекцией приходится на города, расположенные вдоль маршрутов наркотрафика из Афганистана в Россию» [3]. Главным образом в связи с такой ситуацией вопрос о сотрудничестве в сфере здравоохранения рассматривается на каждом заседании Совета глав государств организации.

Российская сторона стала инициатором создания Шанхайской организации здравоохранения (ШОЗ) - аналога всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) для членов ШОС, под эгидой которой объединяются усилия стран-членов в целях повышения качества и объема медицинской помощи. Также в рамках ШОЗ для специалистов есть возможность обучения, стажировки и обмена опытом в области медицины. Кроме того, еще одной инициативой, способствующей повышению качества услуг в сфере здравоохранения, может стать практическое осуществление проекта российского эксперта Е. Сафроновой по использованию опыта международных организаций в проведении учений, имитирующих чрезвычайную ситуацию в случаях эпидемий [11, с. 161-184]. Несмотря на то что существуют национальные программы по реализации подобных учений, отдельным странам решить эту проблему было бы затруднительно.

Кроме того, важным представляется сотрудничество в области экологии. Например, в районе Ферганской долины большую опасность представляют собой захоронения радиоактивных отходов. Подобные проблемы в области экологии волнуют те государства региона, которые проводят в этом направлении собственные мероприятия. Казахстан проводит работы по восстановлению Малого Арала, Узбекистан - работы по восстановлению экосистемы в целях закрепления подвижных песков на дне обнажившегося Аральского моря. Такие программы в данной сфере осуществляют и международные организации уровня ПРООН, ОБСЕ, ЕС, Международного фонда спасения Арала и др.

Таким образом, гуманитарное сотрудничество в рамках ШОС разворачивается по всем направлениям с той или иной степенью интенсивности. Оно стало, как это отражено в Декларации пятилетия Шанхайской организации сотрудничества, «одним из важнейших факторов, гарантирующих жизнеспособность организации. ШОС вполне может сыграть роль катализатора и примера для межцивилизационного общения во имя поиска решений проблем, которые препятствуют гармонизации отношений в мире» [2].

Одним из наиболее противоречивых аспектов в деятельности ШОС является военное сотрудничество. С одной стороны, среди основных приоритетов Шанхайской организации такое сотрудничество не значится. С другой - оно представляет большой практический интерес для всех стран-участниц, в первую очередь для России и Китая. Однако в России военные контакты на обширном постсоветском пространстве больше связывают с ОДКБ, уже имеющем для этих целей Коллективные силы оперативного реагирования. В Китае же военные связи с Россией и центральноазиатскими республиками на коллективном уровне реализуются в основном с использованием потенциала ШОС.

Стоит заметить, что специальных структур, занимающихся военным планированием и управлением вооруженных сил, в составе ШОС нет. На сегодняшний день это прерогатива различных консультаций и совещаний министерств обороны и секретарей безопасности стран ШОС. Практической стороной такого сотрудничества выступают подготовка и проведение командно-штабных и оперативно-тактических учений, проводимых, как минимум, один раз в год под эгидой Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС. В КНР к таким учениям подходят с большим энтузиазмом, который нетрудно увидеть, если проследить их эволюцию.

Так, еще в октябре 2002 г. Китай и Киргизия в рамках ШОС осуществили план подобных учений на двусторонней основе. В августе 2003 г. на территории Китая под эгидой ШОС было проведено уже многостороннее антитеррористическое учение «Взаимодействие», а в 2005 г. в рамках ШОС в Северо-Восточном Китае состоялись российско-китайские военные учения «Мирная миссия-2005». При этом учение 2005 г. было не просто первым двусторонним учением вооруженных сил России и КНР, но и было впервые реализовано с обширным применением военно-морской компоненты, к которой китайские специалисты проявили большой интерес.

В августе 2007 г. на территории Челябинской области прошли полномасштабные шестисторонние учения стран-членов ШОС «Мирная миссия-2007», на которых лично присутствовали главы государств и министры обороны всех шести участников. Китайской стороне, несмотря на ограничение по военной технике, удалось продемонстрировать на учениях новые истребители-бомбардировщики Щ-7 «Летающий леопард» и некоторые другие виды вооружений [5, с. 49].

Продолжением двусторонних военных контактов России и КНР в ШОС следует считать учение «Мирная миссия-2009», которое проводилось на территории Китая в июле 2009 г. и имело анти-террористическую направленность. В отличие от предыдущих маневров, на «Мирной миссии-2009» китайскими военными были впервые задействованы танковые подразделения.

Седьмые по счету совместные учения, «Мирная Миссия-2010», были проведены с 13 по 21 сен-

тября 2010 г на полигоне Матыбулак в Казахстане. На них китайская сторона показала истребители четвертого поколения «Чэнду» 1-10, а также новые основные танки тип 99 [4].На учениях Китай неизменно проявляет живой интерес к технике других участников, главным образом - к российским вооружениям. Несмотря на некоторое уменьшение доли российской оборонной промышленности на китайском рынке в последние годы, в Пекине по-прежнему видят в России важный военно-технический ресурс, так как, по мнению С.М. Смирнова, «основой вооружения НОАК остается российская или скопированная с российских образцов техника. Китайцам, ориентирующимся на российские тактические нормативы и военную технику, особенно важно наглядно сравнить эксплуатационные возможности сходных систем, находящихся в разных руках» [12, с. 67].

При этом российская и китайская армии учатся взаимодействовать в том числе и на уровне технических стандартов. В качестве примера можно привести интерес военно-политического руководства Китая к серии локальных командно-штабных учений. Так, с 2006 г. на территориях поочередно всех стран ШОС проводились совместные командно-штабные учения «Восток-Антитер-рор-2006», «Тянь-Шань-2006», «Иссык-Куль-Ан-титеррор-2007», «Волгоград-Антитеррор-2008», учение компетентных органов государств-членов ШОС «Норак-Антитеррор-2009» [15].

Нельзя не упомянуть о том, что Китай также заинтересован в развитии сотрудничества в области военно-научных исследований. Оно предполагает субсидирование армейских научных институтов стран-участниц, обмен делегациями научных военных групп, проведение конференций и семинаров по наиболее значимым проблемам военно-научных исследований [16, с. 54]. То есть задачу военных контактов ШОС в Китае представляют более широкой, чем просто демонстрацию возможностей своих вооруженных сил. Одновременно в проводимых военных учениях главным является прежде всего возможность понимания того, что при принятии руководством конкретного государства политического решения военная структура той или иной страны-участницы может по согласованию с остальными участниками направить войска в регион возникшей угрозы. В этом и заключается основная практическая задача по линии обо-ронных ведомств.

Что касается дальнейших перспектив сотрудничества, то они стали более отчетливыми в июне 2012 г., когда на очередном заседании Совета глав государств, состоявшемся в Пекине, были утверждены «Основные направления стратегии развития ШОС в среднесрочной перспективе». Был принят также ряд других важных документов, которыми определяются приоритетные направления дальнейшего сотрудничества, а также тенденция развития организации в последующее десятилетие. В ходе заседания глав правительств стран ШОС в Бишкеке были подведены итоги деятельности

и изменений, которых за прошедший год удалось добиться организации на всех существующих направлениях, был осуществлен углубленный анализ сложившейся ситуации и возможностей ее дальнейшего развития, намечены новые программы деятельности.

Сегодня очевидна новая философия развития и интеграции в рамках ШОС - стремление к созданию «достойных условий жизни для своих граждан», введение высоких социальных стандартов и сближение цен-ностных ориентиров. Для этого необходимы разработка совместной социально-политической и экономической стратегии модернизации государств - членов ШОС, ее наполнение практическим содержанием и конкретными проектами на двусторонней и многосторонней основе.

ШОС создавалась как организация для решения проблем приграничного характера и вопросов безопасности. Сегодня она все более чутко реагируюет на такие современные вызовы, как глобализация, экономический кризис, социальная нестабильность, экологические проблемы. В перспективе ШОС может стать реальным источником и центром «социально-экономического прорыва» не только в региональном, но и в глобальном масштабе. В настоящий момент важнейшим приоритетом является дальнейшее социальное развитие государств - членов ШОС в рамках разноскоростного движения к региональной интеграции.

Российские эксперты относят к наиболее перспективным сферам шо-совской интеграции прежде всего разработку источников энергии и природных ресурсов, строительство важных объектов инфраструктуры, совместные проекты в областях, связанных с транспортом, связью, новыми технологиями, коммуникационными системами [7, с. 98]. В этой связи активные контакты российского руководства с их зарубежными партнерами свидетельствуют о том, что все чаще упоминаемая в России тема «модернизации» может на длительную перспективу оказаться в фокусе внимания и Шанхайской организации сотрудничества в текущем, 2013 г. ввиду расширения экономического сотрудничества ее стран-членов.

Примером реализации идеи модернизации может служить Форум «Высокие технологии XXI века», состоявшийся 24-26 апреля 2013 г. в Москве. С 2000 г. этот форум последовательно проводил линию на поддержку отечественных исследователей и разработчиков, сбережение опыта и традиций российского высокотехнологического комплекса и его адаптацию к современным условиям. При этом его организаторы ставят перед собой задачу содействовать расширению научных контактов и кооперационных связей, прежде всего в рамках международных организаций, в которых участвует Россия.

В этом году форум впервые проводился при участии Делового совета ШОС и был нацелен на расширение проектного сотрудничества на

экономическом пространстве Шанхайской организации сотрудничества. Программа форума была ориентирована на продвижение и коммерциализацию перспективных технологий в базовых экономических отраслях стран ШОС, на решение комплекса задач по обеспечению транспортно-логистической, продовольственной, экологической, энергетической безопасности.

Среди первоочередных задач модернизации базовых отраслей экономики можно назвать следующие:

- объединение ресурсов в области современных прикладных исследований, создание благоприятной среды для осуществления научных разработок по приоритетным направлениям технологического развития;

- защита интеллектуальной собственности;

- создание механизмов финансирования и вывода на рынок технологий и инновационных разработок.

Одним из направлений деятельности организации является стимулирование и поддержка инновационных проектов, в которых заинтересованы национальные экономики стран, входящих в организацию или имеющих в ней свое представительство. Речь может идти о совместной разработке технологий и их коммерческой реализации на рынках стран ШОС и за ее пределами, а также о создании транснациональных корпораций базирования ШОС.

Сегодня на повестке дня стоит вопрос о формировании специальной структуры, нацеленной на коммерциализацию перспективных технологий и подготовку проектов для их последующей реализации. Консолидированная инновационная деятельность может стать основой для развития совместного высокотехнологического бизнеса в рамках организации. Ключевыми исполнителями, координаторами и интеграторами результатов инновационной деятельности должны стать не научные институты или вузы, а инжиниринговые структуры. Мировой опыт показывает, что именно инжиниринговые компании осуществляют внедрение появляющихся на рынке перспективных разработок, сами проводят научные исследования и являются заказчиками (наряду со специализированными агентствами) исследований для университетов, на-учно-исследо-вательских организаций.

Российская национальная часть Делового совета ШОС видит свою задачу в формировании на базе имеющегося потенциала совместных инжиниринговых компаний. Конкурентоспособные инжиниринговые компании, способные самостоятельно создавать передовые патентно-чистые технологии и доводить их до проектной и промышленной реализации (инжиниринговые центры, ИЦ), обеспечат успех модернизации и высокую доходность совместного бизнеса в рамках ШОС. Очевидно, что создание конкурентоспособного совместного инжиниринга вызовет мощный синергетический эффект во всех сферах сотрудничества стран ШОС.

Список литературы

1. Власов А., Потеева Е. Образовательные реформы в странах ШОС// www.ia-centr.ru.

2. Декларация пятилетия Шанхайской организации сотрудничества. Шанхай. 15.06.2006.

3. Доклад бюро ПРООН по странам Европы и СНГ.

4. Каштанов В. Китай впервые направит истребители «J-10» и танки тип 99 на совместные военные учения// http://www. periscope2.ru/?digestid=21257.

5. Кудряшова Ю.С. Форум ШОС об актуальных проблемах развития организации // Стратегия России в Центральной Азии. Шанхайская организация сотрудничества. Сборник статей. Т. 20 / Под ред. А.В. Лукина. М.: МГИМО - Университет. 2012. С. 49.

6. Куприянова Е. «Мирная миссия-2007» прошла мирно и успешно// http://www.smi.ru/ text/07/08/17/907930008.html/

7. Мочульский А.Ф. Россия и Китай в Шанхайской организации сотрудничества // Стратегия России в Центральной Азии Шанхайская организация сотрудничества. Сборник статей. Т. 20 / Под ред. А.В. Лукина. М.: МГИМО - Университет. 2012. С. 98.

8. Официальный сайт ШОС http://www.sectsco.org/redirect.asp?id=25&id_temp2=25&LanguageID=3/

9. Протокол между таможенными службами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области подготовки и по-вышения квалификации должностных лиц таможенных органов (Пекин, 14 октября 2009 г.)// http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31213269.

10. Протокол между таможенными службами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества об обмене информацией в области контроля за перемещением энергоресурсов от 30 октября 2008 года.

11. Сафронова Е. ШОС: к новым рубежам развития / ИДВ РАН. М., 2008. С. 161-184.

12. Смирнов С.М. АТР и западная модель коллективной безопасности. - Владивосток, 2009. - С. 67.

13. Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 2 ноября 2007 г. // http://zandary.net/ shos/409--5-2009-n-119-iv.html

14. Статья 19 Договора о дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС. Бишкек. 16.08.2007 г.

15. Субанов М. На переднем крае борьбы с «тремя силами зла»// http://www.infoshos.ru/ru/?idn=4120/

16. Чжан Вэньвэй. Шанхай хэцзо цзуджи чэнцзю цзихуй юй. Чжунго вайцзяо сюэюань // Пекин: Бэйцзин чубаньшэ, 2004. С. 54.

17. http://base.garant.ru/70153136/

18. http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=3046500

19. http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_87738.html

20. http://www.infoshos.ru/ru/?id=75

21. http://www.scosummit2012.org/russian/2011-06/15/c_13931768.htm

Об авторе

Колегова Оксана Юрьевна - соискатель Центра научных исследований Восточной Азии и ШОС ИМИ, преподаватель кафедры английского языка №5 МГИМО(У) МИД России. E-mail:troy79@mail.ru

KEY AREAS OF INTERNATIONAL COOPERATION WITHIN THE FRAMEWORK OF SHANGHAI COOPERATION ORGANISATION

O.U. Kolegova

Moscow State Institute of International Relations (University), 76, Prospect Vernadskogo, Moscow,

119454, Russia.

Abstract: The article reviews the current and future directions of the Shanghai Cooperation Organization (SCO) member states' cooperation. The author emphasizes the need of the comprehensive, multi-faceted approach to the de-velopment and expansion of contacts of the countries participants of the organization. Analysis of the key areas of cooperation showed that the greatest prospect projects are in the areas of interaction such as infrastructure construction, transport, energy, technology, agriculture, humanitarian, cultural, and military cooperation. However, the article implies that the economic cooperation within the SCO is the weakest area of activity of the organization, the multilateral economic projects successfully implemented, in fact, are not yet available, as the bilateral cooperation is often implemented without the SCO (despite the fact that the SCO will promote its activation). The author believes that the connection to the SCO such national economies as India and Pakistan can greatly stimulate the development of economic cooperation, to give impetus to the beginning of a number of important multilateral projects. In addition, one of the main causes of economic cooperation deceleration in the SCO, he said the lack of dedicated funding mechanism for multilateral projects.The paper identified the medium-term prospects for international cooperation within the SCO, which have become more apparent in June 2012, at the regular meeting of the SCO Council of State' Heads, held in Beijing, a brief review of the approved there important documents defining trends of the organization over the next decade.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: SCO, cooperation, multilateral projects, the mechanism of coordination, integration.

References

1. Vlasov A., Poteeva E. Obrazovatelnyie reformyi v stranah ShOS [Vlasov A., Poteeva E. Educational reforms in the countries of the SCO.]. www.ia-centr.ru.

2. Declaracia pyatiletiya Shanhaiskoi organozacii sotrudnichestva. Shan-hai,15.06.2006 [The Fifth anniversary Declaration of the Shanghai Cooperation Organization. Shanghai, 15.06.2006].

3. Doclad byuro PROON po stranam Evropi i SNG [Report of the Bureau for Europe and CIS].

4. Kashtanov V. Kitai vpervyie napravit istrebiteli J-10 i tanki tip 99 na sovmestnyie voennyie ucheniya [Kashtanov V. China's first direct J-10 fighter jets and tanks type 99 for joint military exercises.]. http://www.periscope2. ru/?digestid=21257.

5. Kudryashova Yu.S. Forum SHOS ob actualnih problemah razvitiya organizacii. Strategiya Rossii v Centralnoi Azii. Shanhaiskaya organizaciya sotrudnicchestva. Sbornic statei. Tom 20./ Pod red. A.V. Lukina. - M.: MGIMO-Universitet, 2012. - S.49. [Kudryashov Y.S. SCO Forum on the urgent problems of the organization. The strategy of Russia in Central Asia, the Shanghai Cooperation Organization. Collection of articles. Volume

20. Ed. A.V. Lukin. - Moscow: MGIMO - University, 2012. - S. 49.]

6. Kupriyanova E. "Mirnaya missiya-2007" proshla mirno i uspeshno [Ku-priyanov E. "Peace Mission - 2007 " was held peacefully and successfully]. Http://www.smi.ru/text/07/08/17/907930008.html/

7. Mochulskiy A.F. Rossiya i Kitay v Shanhayskoy organizatsii sotrudnichestva.. Strategiya Rossii v Tsentralnoy Azii Shanhayskaya organizatsiya sotrudnichestva. Sbornik statey. Tom 20. Pod red. A.V. Lukina. - M.: MGIMO -Universitet, 2012. - S. 98. [Mochulski A.F. Russia and China in the Shanghai Cooperation Organization.. The strategy of Russia in Central Asia, the Shanghai Cooperation Organization . Collection of articles. Volume 20 . / Ed. A.V. Lukin. - Moscow: MGIMO - University, 2012. - S. 98.]

8. Ofitsialnyiy sayt ShOS [Official site of the SCO]. http://www.sectsco.org/redirect.asp?id=25&id_ temp2=25&LanguageID=3/

9. Protokol mezhdu tamozhennyimi sluzhbami gosudarstv - chlenov Shan-hayskoy organizatsii sotrudnichestva o sotrudnichestve v oblasti podgotovki i povyisheniya kvalifikatsii dolzhnostnyih lits tamozhennyih organov (Pekin, 14 oktyabrya 2009 g.) [Protocol between the customs services of the - members of the Shan- Hay

Cooperation Organization on Cooperation in the field of training and further training of customs officials (Beijing, October 14, 2009)]. http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31213269.

10. Protokol mezhdu tamozhennyimi sluzhbami gosudarstv-chlenov Shan-hayskoy organizatsii sotrudnichestva ob obmene informatsiey v oblasti kontrolya za peremescheniem energoresursov ot 30 oktyabrya 2008 go-da.[Protocol between the customs services of the Shanghai Cooperation Or-ganization on the exchange of information in the field of control over the movement of energy from 30 October 2008.]

11. Safronova E. ShOS: k novyim rubezham razvitiya. / IDV RAN. - M., 2008. - S. 161-184. [Safronova E. SCO to new frontiers of development. IFES. - Moscow, 2008. - S. 161-184.]

12. Smirnov S.M. ATR i zapadnaya model kollektivnoy bezopasnosti. - Vladivostok, 2009. - S. 67. [Smirnov S. Asia-Pacific and the Western model of collective security. - Vladivostok, 2009. - S. 67.]

13. Coglashenie mezhdu pravitelstvami gosudarstv-chlenov Shanhayskoy organizatsii sotrudnichestva o sotrudnichestve i vzaimopomoschi v tamozhennyih delah ot 2 noyabrya 2007 goda. [Agreement between the Governments of the Shanghai Cooperation Organization on cooperation and mutual assistance in customs matters of November 2, 2007.]. http://zandary.net/shos/409--5-2009-n-119-iv.html.

14. Statya 19 Dogovora o druzhbe i sotrudnichestve gosudarstv-chlenov ShOS, Bishkek, 16.08.2007 g. [Article 19 of the Treaty of Amity and Cooperation of the SCO member states, Bishkek, 16.08.2007.]

15. Subanov M. Na perednem krae borbyi s «tremya silami zla» [Subanov M. At the forefront of the struggle against "three evil forces»]. http://www.infoshos.ru/ru/?idn=4120

16. Chzhan Venvey. Shanhay hetszo tszudzhi chentszyu tszihuy yuy. Chzhungo vaytszyao syueyuan.. Pekin: Beytszin chubanshe, 2004. - S. 54. Zhang Venvey. Shanghai hetszo tszudzhi Chengzi tszihuy yu. Zhongguo vaytszyao syueyuan. Beijing: Beijing chubanshe, 2004. - S. 54.]

17. http://base.garant.ru/70153136

18. http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=3046500

19. http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_87738.html

20. http://www.infoshos.ru/ru/?id=75.

21. http://www.scosummit2012.org/russian/2011-06/15/c_13931768.htm

About the author

Kolegova O. Urievna - Applicant for the East Asian and SCO Research Centre, a teacher of the English language

department number 5 (University) of MGIMO (U) MID of Russia. E-mail: troy79@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.