Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки
St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences 1 (239) 2016
DOI 10.5862JHSS.239.12 УДК 329
Чжоу Цзюнь
ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КАК РЕГИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
В статье анализируется деятельность Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) как постоянно действующей межправительственной региональной международной организации. В 2015 году она вступила в новый период своего развития. Рассмотрен новый основополагающий документ — «Стратегия-2025», отражающий новые тенденции в ШОС. После саммита в Уфе (2015) начался активный процесс расширения состава стран-участниц организации (запущена процедура вступления в нее Индии и Пакистана). Отмечено, что основными целями деятельности ШОС являются: укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами-участницами; содействие эффективному сотрудничеству стран в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды и др.; совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка.
ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА (ШОС); СТРАТЕГИЯ-2025; РЕГИОНАЛИЗМ; ПОЛИТИКА БЕЗОПАСНОСТИ; ДОБРОСОСЕДСТВО; СОТРУДНИЧЕСТВО; МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК.
В современной системе международных отношений всё более заметную роль играют региональные международные организации, что является отражением растущей тенденции взаимозависимости государств и необходимости решения задач их экономического развития и обеспечения безопасности. В этой связи создание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) стало ответом на изменение геополитической ситуации в Центральной Азии после распада СССР и усиление угроз региональной системе безопасности. Страны-участницы ШОС строят свои отношения в рамках многополярной системы международных отношений и считают, что миропорядок в XXI веке должен базироваться на механизмах коллективного решения ключевых проблем, верховенства права и демократизации международных отношений [1]. До недавнего времени (в 2015 году началась процедура по вступлению в ШОС Индии и Пакистана) в нее входили шесть государств: Казахстан, Китай, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Территория стран-участниц ШОС составляет 61 % территории Евразии, на
ней проживает четвертая часть населения земли — 1,5 млрд человек [Там же]. Официальными рабочими языками являются русский и китайский. Штаб-квартира организации находится в Пекине. На саммите в Уфе в 2015 году отмечалось, что за годы своего существования ШОС стала эффективной площадкой равноправного и взаимовыгодного сотрудничества между странами-участницами, объединенными общими стремлениями к обеспечению мира и стабильности в регионе. ШОС — это не замкнутый альянс и не союз стран, направленный против других государств и регионов, а ориентированная на широкое международное сотрудничество организация, придерживающаяся принципа открытости.
Учитывая географическую близость Афганистана — основного мирового производителя опиатов, а также ухудшающуюся обстановку с наркотрафиком в государствах Центральной Азии, государства — члены ШОС сделали борьбу с незаконным оборотом наркотиков приоритетным направлением своей деятельности. Так, на встрече глав государств в Ташкенте в 2004 году
было подписано Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ [2, с. 20]. Это соглашение предусматривает общие цели в деле противодействия наркотрафику, определяет параметры сотрудничества таможенных служб государств-членов и обмена информацией.
Хотя проблемы безопасности объективно способствовали сближению стран региона, между ведущими странами — участницами ШОС в ходе выработки общих позиций по ряду региональных проблем возникают разногласия. Например, Академия общественных наук Китая в 2013 году опубликовала «Доклад о развитии АТР», где говорится, что, несмотря на разрешение ряда спорных пограничных вопросов и углубление стратегического взаимного доверия, вероятность восстановления союзнических отношений между Пекином и Москвой невелика [См.: 3]. В этом контексте важно подчеркнуть, что основные причины разногласий КНР и РФ связаны с их заинтересованностью в развитии приоритетных отношений со странами Центральной Азии. Ведь центральноазиатские страны всегда были традиционным регионом влияния России, а для Китая в современных условиях крайне важно укрепить свои экономические позиции в данном богатом ресурсами регионе.
В этом плане историческим стал саммит в Уфе, положивший начало расширению состава стран-участниц ШОС, а значит, произойдет и изменение расстановки сил внутри организации. Помимо статуса государства — члена ШОС, определены статусы «государство-наблюдатель» и «партнер по диалогу». Статус «партнер по диалогу», который ранее не применялся в практике организации, дается странам, не входящим в регион, но имеющим возможность принимать участие во всевозможных саммитах организации [4]. После уфимского саммита Индия и Пакистан начали работу по официальному оформлению своего членства в ШОС. На данный момент в организации четыре государства-наблюдателя: Афганистан, Белоруссия, Иран и Монголия. А статус партнеров по диалогу имеют Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка. Очень велика вероятность изменения статуса Ирана в ШОС. Как только закончатся формальные процедуры снятия с этой страны международных санкций,
уже не будет препятствий к тому, чтобы Иран стал членом ШОС.
Расширение состава стран-участниц ШОС имеет еще один важный аспект: «Среди членов ШОС в ближайшее время будут уже не две, а четыре страны, обладающие ядерным потенциалом. <...> Ядерный фактор также является важным условием укрепления безопасности, потому что государства, вступающие в ШОС, обязаны выполнять условиях добрососедства и мирного разрешения конфликтов» [5].
На саммите в Уфе был принят ряд важных документов, в частности Стратегия развития ШОС до 2025 года. В документе подчеркивается, что «на передний план выходит необходимость построения в регионе всеобщей, комплексной, инклюзивной, транспарентной архитектуры неделимой и надежной безопасности и устойчивого роста, основанной на принципах верховенства международного права, неприменения силы или угрозы применения силы, уважения территориальной целостности, государственного суверенитета и независимости стран, открытого, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. В этой связи возрастает роль региональных объединений, одним из которых является ШОС» [6].
В последнее время в западной прессе часто сравнивают ШОС и НАТО, однако данное сравнение абсолютно неправомерно, потому что страны-участницы ШОС стремятся к «созданию на пространстве ШОС региона мира, стабильного развития, экономического роста и прогресса, взаимного доверия, добрососедства, дружбы и процветания»; они заинтересованы в совершенствовании ШОС «как многопрофильной региональной организации, не предусматривающей формирования военно-политического союза или экономического интеграционного объединения с образованием наднациональных институтов управления» [Там же]. Именно заостренность внимания стран-участниц ШОС на вопросах безопасности без создания военных союзов и стала важной особенностью уставных документов, где подчеркивается необходимость переговорных механизмов для решения пограничных споров. Ведь именно укрепление доверия в приграничных регионах между странами бывшего СССР и Китаем определило необходимость создания ШОС. Поэтому вступление новых стран в ШОС означает их согласие
. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки ^ St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences 1 (239) 2016
на мирное разрешение пограничных споров, а значит, вступление в организацию Индии и Пакистана может означать начало новой эры в решении индо-пакистанских и индо-китайских пограничных проблем. В экспертных оценках участников Валдайского форума можно найти и такое мнение, что в ближайшее десятилетие будет создаваться некое «Сообщество Большой Евразии», где ШОС может занять одну из ключевых позиций [7].
Основополагающим в экономическом сотрудничестве стран-участниц ШОС является объединение усилий по повышению уровня жизни народов. Приоритетными направлениями выступают осуществление крупных инвестиционных проектов и формирование единого энергетического рынка. По оценкам Международного энергетического агентства, рост потребления нефти в странах Азиатско-Тихоокеанского региона до 2025 года будет опережать общемировой на четверть, а спрос на газ — превышать в 1,8 раза [8].
Важнейшим залогом успеха деятельности ШОС являются мощная экономика, огромный природно-ресурсный потенциал стран-участниц и объем взаимного инвестирования. Китай выступает крупным импортером, представляя собой огромный рынок. По последним данным, разведанные запасы нефти в КНР составляют 24,8 млрд тонн, природного газа — 4,4 трлн кубометров, угля — более 1 трлн тонн [9]. Хотя в стране обеспечен устойчивый рост их добы-
чи, это не уменьшит ее потребность в импорте большого количества энергоресурсов. А Россия и Центральная Азия являются важными их источниками.
Энергетическая отрасль стала приоритетной для развития ШОС, потому что в ней участвуют крупнейшие производители энергоресурсов. Энергетическое взаимодействие в рамках ШОС выгодно всем. России оно дает возможность более эффективно использовать свою инфраструктуру, ресурсные и технологические преимущества, а Казахстану, Узбекистану и иным странам, располагающим энергоресурсами, — средства, технологии и рынки других государств. Китаю это позволит увеличить импорт нефти и газа из соседних стран и тем самым диверсифицировать каналы импорта, остальным странам-участницам ШОС — ускорить экономическое развитие и решение острых социальных проблем.
Подводя итог, следует отметить, что ШОС постепенно становится крупнейшей региональной организацией в Евразии. При этом важно подчеркнуть миролюбивый характер организации, которая стремится невоенными способами, переговорным дипломатическим путем достичь обеспечения режима безопасности. Бесспорно, предстоит сделать еще очень много для обеспечения безопасности границ, в области борьбы с терроризмом в регионе, для укрепления экономического сотрудничества не только среди стран Центральной Азии, но и в формате Большой Евразии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Официальный сайт Шанхайской организации сотрудничества. URL: http://www.sectsco.org/RU/brief.asp.
2. Лукин А., Мочульский А. Шанхайская организация сотрудничества: структурное оформление и перспективы развития // Аналит. записки. 2005. Вып. 2 (4).
3. Дергачев В. Битва за Евразию. Тектоническая геополитическая трансформация // Вестник аналитики. 2014. № 1. С. 43-58.
4. Екатеринбургский саммит в 2009. URL: http:// www.shos2009welcome.ru/.
5. Васильева Н.А., Шамахов В.А. ШОС в новой геополитической архитектуре Большой Евразии // Государственная служба. 2015. № 6 (96). С. 37-42.
6. Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года. URL: http://sco-russia.ru/.
7. Караганов С. Первые контуры Большой Евразии. URL: http://www.novayagazeta-vlad.ru/289/ ekonomika/pervye-kontury-bolshoj-evrazii.html.
8. Деловой совет ШОС. Энергетический клуб ШОС: каким ему быть? URL: http://bc-sco.org/ ?level=8&id=29&lng=ru.
9. Сумма инвестиционных проектов. URL: http://infoshos.ru/ru/print.php?idn=5227.
ЧЖОУ Цзюнь — аспирант Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Россия, 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29 e-mail: kmo@imop.spbstu.ru
Zhou Jun
SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION AS A REGIONAL ORGANIZATION
The article analyzes the activities of the Shanghai Cooperation Organization (SCO). The organization is a permanent intergovernmental international organization which in 2015 has entered a new period of development. Strategy-2025, as a new fundamental document reflects new trends in the SCO. After the summit in Ufa in 2015, began an active process of expansion of structure of participants (forced entry of India and Pakistan).The main purpose of the organization: strengthening mutual trust and good neighborly relations between the member countries; assist countries in their effective cooperation in political, trade-economic, scientific-technical and cultural spheres, as well as in education, energy, transport, tourism, environmental protection and others; joint security and the maintenance of peace, security and stability in the region; progress towards a democratic, just and rational new international political and economic order.
THE SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION (SCO); REGIONALISM; SECURITY POLICY; GOOD NEIGHBORLINESS AND COOPERATION; INTERNATIONAL POLITICAL AND ECONOMIC ORDER.
REFERENCES
1. Ofitsialnyy sayt Shankhayskoy organizatsii sotrudni-chestva. Available at: http://www.sectsco.org/RU/brief.asp.
2. Lukin A., Mochulskiy A. Shankhayskaya organi-zatsiya sotrudnichestva: strukturnoye oformleniye i per-spektivy razvitiya. Analiticheskiye zapiski, 2005, iss. 2 (4). (In Russ.)
3. Dergachev V Bitva za Yevraziyu. Tektonicheskaya geopoliticheskaya transformatsiya. Vestnik analitiki, 2014, no. 1, pp. 43-58. (In Russ.)
4. Yekaterinburgskiy sammit v 2009. Available at: http://www.shos2009welcome.ru/.
5. Vasilyeva N.A., Shamakhov V.A. ShOS v novoy geo-politicheskoy arkhitekture Bol'shoy Yevrazii. Gosudarstven-naya sluzhba, 2015, no. 6 (96), pp. 37-42. (In Russ.)
6. Strategiya razvitiya Shankhayskoy organizatsii sotrudnichestva do 2025 goda. Available at: http://sco-russia.ru/.
7. Karaganov S. Pervyye kontury Bolshoy Yevrazii. Available at: http://www.novayagazeta-vlad.ru/289/ ekonomika/pervye-kontury-bolshoj-evrazii.html.
8. Delovoy sovet ShOS. Energeticheskiy klub ShOS: kakim emu byt'? Available at: http://bc-sco. org/?level=8&id=29&lng=ru.
9. Summa investitsionnykh proyektov. Available at: http://infoshos.ru/ru/print.php?idn=5227.
ZHOU Jun — Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. Politekhnicheskaya ul., 29, St. Petersburg, 195251, Russia e-mail: kmo@imop.spbstu.ru
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2016