Научная статья на тему 'Северный Кавказ: ислам в деле воспитания молодежи'

Северный Кавказ: ислам в деле воспитания молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
272
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Северный Кавказ: ислам в деле воспитания молодежи»

А.А.-Дж. Койчуев

СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ: ИСЛАМ В ДЕЛЕ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Стратегические интересы строительства и дальнейшего развития равноправного, консолидированного общества в условиях многонационального и многоконфессионального государства, какой является Российская Федерация, требует, прежде всего, межэтнического и межконфессионального согласия. Религиозное просвещение общества, основанное на глубоком, искреннем межконфессиональном взаимоуважении являет собой непременное условие мирного разрешения межэтнических проблем и конфликтов, часто имеющих тенденцию перерастания в межкон-фессиональное противостояние. Напротив, эксплуатация религиозной риторики экстремистами в условиях религиозной неграмотности населения ведет к значительному ускорению эскалации конфликтов.

Как свидетельствуют события последних десятилетий, в частности на Северном Кавказе, повышение уровня этнического самосознания, стремление народов к обретению полноценного национально-культурного облика, где религия является важнейшей социокультурной образующей, требует достаточно глубокой и массовой религиозной культуры населения, отсутствие которой обуславливает и предопределяет возникновение благодатной почвы для распространения пседворелигиозных экстремистских идей, жертвой которых становится прежде всего молодежь. Стремление этнических мусульман Северного Кавказа к получению религиозных знаний, как результат крушения советской идеологии и возникновения необходимости противостоять падению духовности в нестабильное время социальных, экономических и политических трансформаций не было обеспечено образовательной базой. На многие сотни тысяч мусульман Северного Кавказа в последние десятилетия существования СССР было подготовлено всего лишь несколько десятков священнослужителей, имевших исламское образование [1].

Отсутствие работы по религиозному просвещению населения, недостаточный уровень организации отечественного исламского образования и религиозного наставничества актуализировали сотрудничество в сфере религиозного образования с зарубежными исламскими центрами. Многие тысячи молодых россиян выехали в страны Ближнего и Среднего Востока с целью приобретения исламского образования. Следует отметить различный уровень подготовленности учащихся зарубежных исламских образовательных учреждений, что связано не столько с разной эффективностью работы исламских образовательных центров, сколько с мерой добросовестности и прилежности самих обучающихся. Некоторая часть молодежи была направлена на обучение стараниями родителей из соображений престижа, но не призвания, многие из них вернулись, не завершив образования. Успешно прошедшие обучение молодые люди обладают достаточно глубокими знаниями в области ислама, способны к ведению духовного наставничества, к организации и ведению образовательной и воспитательной работы, сочетают в себе знание ислама и выполнение его предписаний и установлений на практике. Высокая степень нравственности и общего развития снискали молодым имамам заслуженный авторитет среди их земляков. Как свидетельствуют результаты опроса, проведенного автором этих строк в январе-феврале 2004 года, подавляющему большинству представителей молодежи, получившей основательное исламское образование присуще традиционное для ислама уважение к иным конфессиям, о котором писал еще современник Исламского халифата христианский патриарх Сирии Тимофей I: «Арабы, которым Бог дал власть над миром в эти дни, как вы знаете, не только не противодействуют христианству, но хвалят священников и святых Господа нашего, помогают церквам и

монастырям» [2]. Вместе с тем, отдельные учащиеся, во время учебы за рубежом, попадают под влияние негосударственных экстремистских организаций, становятся проводниками их идеологии. Они находят аргументы в оторванных от основного смыслового контекста ссылках на фрагменты некоторых аятов Корана, сознательно не упоминая о том, что в них говорится о противодействии агрессии и притеснениям. По возвращении на Родину приверженцев находят как одни, так и другие [3].

Сложные социально-экономические проблемы, наличие на территории Северного Кавказа очагов вооруженных конфликтов формируют у молодежи региона различные социальные установки, что особенно актуально в виду высокого уровня религиозности коренного населения и, в частности, молодежи. Как показывают результаты опроса молодых людей в возрасте от 17 до 25 лет, проведенного нами в среде студенчества, а также нестуденческой сельской и городской молодежи в Карачаевском районе КЧР, из четырех сотен опрошенных молодых людей практически все называли себя верующими мусульманами, но только 154 человека из них регулярно выполняют в быту все предписания ислама. 229 человек из 400 молодых людей придерживаются религиозных установлений частично, 17 опрошенных верят в Бога, считают ислам истиной, но не выполняют его предписания, их аргументы: «не хватает времени», «придерживаться всех предписаний очень сложно в современной жизни», «не хватает воли отказывать себе в «маленьких радостях» - не употреблять спиртное, не играть в азартные игры, отказаться от внебрачной половой жизни» и т.д.

Большая степень эффективности ислама как средства социализации молодежи предопределила обращение к исламской религиозной идеологии представителей различных общественных и государственных структур, политических сил, формальных и неформальных объединений. Возникает вопрос: какие силы и с какой целью обращаются к религиозной, в данном случае, исламской идеологии? Их спектр достаточно широк, начиная от патриотических сил, ставящих целью консолидировать многоконфессиональное российское общество в интересах создания единого и сильного Российского государства, где нет места религиозной, национальной, расовой дискриминации и кончая врагами самого ислама, объявившими себя его защитниками. В связи с этим приобретает все большую важность исламское образование и массовое просвещение населения, причем не только в регионах компактного проживания мусульман, но и по всей России. Известно, что высокая степень общей религиозной культуры населения является эффективным средством противодействия религиозному экстремизму и прочим ультра идеологиям. Определенная работа в данном направлении проводится как в Российской Федерации в целом, так и на Северном Кавказе в частности.

В Чеченской республике, республике Ингушетия в образовательных учреждениях изучаются основы ислама. Функционируют исламские религиозные учебные заведения. Значительная работа в сфере религиозного исламского образования молодежи проводится в Дагестане. На территории республики к 2001 году действовали 17 исламских вузов, 132 медресе и 245 начальных религиозных школ [4]. В июне 2005 года в Махачкале открылся Институт теологии и религиоведения, светское учебное заведение, где преподают исламские дисциплины. Институт имеет лицензию министерства образования РФ на ведение образовательной деятельности. В республике накоплен опыт педагогического взаимодействия религиозных и образовательных учреждений. На территории Дагестанского педагогического университета действует мечеть, проводится активная воспитательная работа со студенческой молодежью. Для молодых людей важен пример служения Отечеству таких авторитетных людей, пришедших в ислам, как ныне покойный Расул Г амзатов, академик Шамиль Алиев и др. Представители профессорско-преподавательского состава ДГПУ считают, что в данном случае религиозный фактор в значительной степени способствует повышению

дисциплины и успеваемости студентов. По мнению имама университетской мечети Гитиномагомадова Гамзата-Апанди, высказанного во время беседы с автором этих строк: «Религия - это нравственность, а нравственность неотделима от педагогики и образования и это лучшее, что защитит нас от распространения экстремизма».

В Карачаево-Черкесской республике работает исламский институт имени имама Абу-Ханифа. Несомненно, все это имеет большое позитивное значение в деле социального и нравственного воспитания молодежи. Наряду с этим в регионе существует много проблем - это отсутствие в обществе единства взглядов на роль и место религии в системе образования и воспитания молодежи. Несформирован-ность четкой стратегии в области обеспечения педагогического и образовательного взаимодействия и сотрудничества учреждений светского и религиозного образования. Отсутствие в регионе глубокого научного изучения образовательного и педагогического потенциала ислама в современных условиях. Существование на Северном Кавказе многих социально-экономических проблем, очагов межэтнической напряженности о чем мы уже упоминали выше. Наличие большого числа вынужденных переселенцев, беженцев из районов боевых действий и ближнего зарубежья. Только на территории республики Ингушетия находятся тысячи вынужденных переселенцев из Чеченской республики и 72 тысячи из Пригородного района Северной Осетии [5]. Кризисные ситуации ведут к разрушению образования, в связи с чем целое поколение молодых людей может, как оказаться потерянными из-за проблем образования и стать брешью в экономике или социальной ткани республики или страны, так и стать движущей силой новых конфликтов в будущем [6]. Недопущение подобных ситуаций, разрешение их последствий требуют в частности большего взаимодействия и более тесного сотрудничества институтов светского и религиозного образования. Здесь следует отметить недостаточно активное участие представителей официальных структур мусульманского духовенства в деле социальной реабилитации вынужденных переселенцев и беженцев. В условиях, когда ислам является важным фактором, обеспечивающим социально-культурное сохранение этноса и основой нравственно-психологической реабилитации его отдельных представителей, важно обеспечить идейное единство мусульман, оказавшихся в экстремальных условиях. Это тем более важно, когда в российских СМИ имеют место унижающие национальное достоинство и религиозные чувства народов Северного Кавказа репортажи, телепередачи и кинофильмы. Все еще существует практика замалчивания и умаления заслуг российских мусульман, в частности, представителей народов Северного Кавказа, перед Отечеством, начиная со времен Отечественной войны 1812 года и завершая Великой Отечественной войной, войной в республике Афганистан, боевыми действиями на территории Чеченской республики и др. Подобная практика формирует в российском обществе негативное отношение к мусульманам, кавказцам, людям иной веры, расы и национальности, создает у основной массы россиян стереотип никчемного и злобного иноверца-инородца. Во многом именно подобное восприятие значительной частью общества всего нерусского и неславянского питает российские националистические организации, часто придерживающиеся откровенно фашистской идеологии. Существование и функционирование подобных партий и объединений в свою очередь вынуждает молодых представителей религиозных и национальных меньшинств искать и находить формы организованного противодействия национал - фашистам, что в свою очередь чревато проявлениями экстремизма, дальнейшим расколом российского общества.

Предотвратить противостояние и конфликты возможно лишь проводя в обществе тщательно продуманную, выверенную работу по воспитанию и образованию молодежи в духе глубокого взаимоуважения и понимания исторической общности и единства народов Российской Федерации, как важнейшего условия создания в нашей

стране развитого и свободного демократического общества. В этой связи, содержание исламского образования, религиозного наставничества и просвещения должны отражать, в частности, ту составную исламской концепции миропорядка, о которой пишет известный исследователь ислама Мухаммад Садик Арифи: «Человеческая личность развивается и формируется не иначе как в условиях свободы: свободы места жительства, передвижения, вероисповедания, мысли, выражения точки зрения, свободы государства. Поэтому ислам и порабощение личности несовместимы» [7].

Данная исламская концепция четко согласуется с устремлениями всего российского общества, чей труд и созидание направлены на построение единого, сильного российского государства, способного обеспечить равноправие и достойную жизнь своих граждан. Воспитание молодых поколений, представителей всех народов и конфессий России, способных достичь данной цели и создание для этого необходимых условий одна из основных стратегических задач государственных и общественных структур Российской Федерации.

В интересах достижения большего прогресса в деле консолидации культурного наследия ислама, имеющего в России более чем 1400-летнюю историю, и деятельности российских государственных структур с целью его наиболее гармоничного и эффективного включения в общероссийское образовательное и педагогическое пространство считаем целесообразным:

- разработать общую концепцию обращения образовательных учреждений Российской Федерации к исламскому образовательному и воспитательному наследию;

- понимать обращение к педагогическому наследию ислама в образовательной практике традиционно мусульманских субъектов РФ как наиболее целесообразный и эффективный способ содействия формированию здесь основ социально-экономического развития, этнокультурного возрождения и политической стабильности;

- отказаться от попыток использования ислама в политических целях, но принять и понять его как исторически сложившуюся, давно уже коренную для России религию, определяющую образ мыслей, жизнь и быт, ментальные воззрения, нравственные и волевые качества многих миллионов российских мусульман;

- учитывать тот факт, что ислам для мусульман является наивысшей ценностью, а следование предписаниям и установлениям ислама целью жизни;

- учитывать наблюдающуюся у многих народов Российской Федерации тенденцию к религиозно-этническому самопониманию, в частности в Северо-Кавказском регионе, где конфессиональная принадлежность к исламу часто понимается как непреложное условие национальной принадлежности к коренным этносам; ислам здесь является основой этнической самоидентификации у представителей подавляющего большинства горских народов;

- строить и осуществлять образовательную концепцию в традиционно мусульманских субъектах РФ на основе сложившихся традиций исламского религиозного образования в России. Педагогический потенциал ислама позволяет решать задачу не только кадрового обеспечения реализации данной концепции, но и раскрыть глубокие идейные основы следования российскими мусульманами гуманистическому содержанию ислама;

- обеспечить всестороннюю и действенную поддержку со стороны государственных образовательных структур, заинтересованных в консолидации российского общества, трансляции гуманистических идей ислама в образовательную и педагогическую практику;

- укреплять и развивать связь ислама с наукой, как религиозного учения, поддерживающего развитие науки, образования и знаний, в качестве обязательного и одного из наиболее богоугодных занятий человека. Популяризировать исламское понимание науки как сферы наиболее целесообразного применения творческих и

интеллектуальных способностей человека, о чем свидетельствует известное высказывание пророка Мухаммада: «Искание и приобретение знания - обязанность каждого мусульманина и мусульманки» [8];

- обеспечить объективное освещение в СМИ заслуг российских мусульман перед Отечеством, их вклада в развитие и независимость Российского государства;

- официальному мусульманскому духовенству принимать еще большее участие в различных сторонах жизни российского общества, в разрешении социальных проблем, в проведении воспитательной и религиозно-просветительской работы с молодежью: в вооруженных силах РФ, среди учащейся молодежи, в формальных и неформальных объединениях и т.д.;

- организуя и проводя образовательную и воспитательную работу с молодежью, уделять внимание возрождению светских традиций ислама, адаптации его к новым научным и социальным технологиям, но не к западной культуре и образу жизни.

Единение мусульман России и их сотрудничество с российскими государственными и общественными организациями в деле образования и воспитания подрастающих поколений на основе гуманистического потенциала ислама является важным условием построения единого, сильного и независимого российского государства. Напротив, отказ от такого взаимодействия и сотрудничества многоконфессионального и многонационального российского общества в деле воспитания молодежи означает сознательно предопределить и заложить основу будущих социально-политических конфликтов, что является в одинаковой степени пагубным для всех народов и религий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.АбдулатиповР.Г. Судьбы ислама в России. - М.: Мысль, 2002. - С.151.

2. Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. Я друзей искал на Востоке. Православие и Ислам: противостояние или содружество? - М., 2001. - С. 10.

3. Койчуев А.-А.Дж. Ход и результаты опроса выпускников и учащихся исламских образовательных учреждений (Дагестан, ЧР, Ингушетия, КБР, КЧР. Январь-февраль 2004 г.) Полевой дневник.

4. Религии и религиозные организации в Дагестане. Справочник ГУП. -Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2001.

5. Одзоева Р.Т., Шаповалов В.К. Образование детей вынужденных переселенцев в Республике Ингушетия. - Ставрополь: Сервисшкола, 2005. - С.10, 24-34.

6. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. - М., 1991. - С.216.

7. Абдурахман Хаммад аль-Умар. Ислам - религия истины. - М., 1993. - С.48.

Т.Ф. Маслова

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

В самом общем виде процесс можно рассматривать как определенную, последовательную смену состояний какого-либо объекта. Понятие процесса связывается главным образом с понятием развитие; с совокупностью последовательных действий, направленных на достижение определенного результата [6, С.276], с закономерностью последовательного изменения явления, его переходом в другое явление (И. Фролов).

Выделяются наиболее общие универсальные признаки, присущие всякому процессу: 1. Определенная последовательность состояний изменяющегося явления (объекта); 2. Длительность данных состояний или событий во времени; 3. Локализация их в пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.