Литература
1. Chambers S., KymlickaW. Introduction// Alternative Conceptions of Civil Society / Eds. by S. Chambers, W. Kymlicka. Princeton: Princeton Univ. Press, 2002.
2. Rawls J. Theory of Justice. London: Oxford. Univ. Press, 1971.
3. Seligman A.B. The Idea of Civil Society. Princeton: Princeton Univ. Press, 1995.
4. Полухин O.H. Становление гражданственности в России: социально-философский анализ. М., 2002.
Е.С. Гугасари
ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЮГЕ РОССИИ
Статья посвящена комплексному анализу правовых средств борьбы с терроризмом на юге России. При этом терроризм рассматривается в двух измерениях: широком - как социально-политическое явление, и узком - как уголовное преступление. Кроме того, предметом научного изучения стали конкретные меры, направленные на пресечение террористической деятельности, которые автор классифицирует по следующим направлениям: совершенствование нормативно-правовой базы; укрепление деятельности специальных служб; борьба с финансированием терроризма; налаживание разъяснительной и пропагандистско-идеологической работы.
Ключевые слова: терроризм, национальная безопасность, религиозный экстремизм, ваххабизм, законодательное обеспечение, антитеррористическая деятельность.
Терроризм в России занимает доминирующее положение среди угроз общественной и национальной безопасности. Он выступает в качестве крайней формы выражения социального, этнического и религиозного фанатизма. Особая опасность терроризма заключается в том, что террористы не склонны останавливаться ни перед чем для достижения своих целей. Жертвой террористического акта может стать каждый - даже тот, кто не имеет ни малейшего отношения к конфликту, породившему его.
Террористическая деятельность на юге России характеризуется высоким уровнем тактико-организационной подготовки, существованием крупных террористических вооруженных формирований, устойчивым ростом и расширением территориальных границ совершения террористических акций. Для формирования действенного антитеррористического законодательства необходимо проанализировать факторы, способствующие его развитию, в совокупности с региональными особенностями. Терроризм при этом следует рассматривать в двух измерениях: широком - как социально-политическое явление, и узком - как уголовное преступление.
В широком смысле терроризм представляет собой сложное социально-политическое явление,
обусловленное экономическими, социальными, политическими, этническими и конфессиональными причинами.
Экономика ряда республик Северного Кавказа действительно находится в кризисном состоянии. Многие предприятия простаивают или загружены частично, инвестиционная активность в большинстве отраслей экономики чрезвычайно низка, невысоким остается и жизненный уровень населения, растет безработица. Стихийность, непоследовательность и субъективизм в проведении социально-экономических реформ как в России в целом, так и на территории СевероКавказского и Южного федеральных округов привели к утрате социальной ориентации массой населения, усилению имущественной дифференциации, повышению значимости в решении жизненных и государственных проблем этнических и родственных связей, приобретающих экономическую, политическую и идеологическую окраску. Идеологический вакуум заполняется идеологией национализма в различных проявлениях - от спекуляций на тему духовного возрождения нации или народа до политико-культурного изоляционизма, этноцентризма, воинствующего национализма и религиозного экстремизма.
Одним из важнейших факторов обеспечения
региональной безопасности и, соответственно, предотвращения террористических тенденций является политическая стабильность. Происходящие политические процессы на Северном Кавказе показали, что национально-территориальные принципы, положенные в основу образования субъектов Российской Федерации, оказались малоэффективными.
Юг России - регион со сложной социальной и культурной составляющей. Здесь компактно проживают представители более 40 этнических групп. Одной из причин возникновения национальных конфликтов является этническая асимметрия, преобладание титульной нации в республиках Северного Кавказа. Ориентация на создание этнических анклавов или обеспечение демографического большинства для одной этнической группы, равно как и формирование этнически смешанных территорий порождают недовольство и напряженность. Возникающие на этом фоне процессы национального возрождения переросли в национализм и способствовали возникновению сепаратистских тенденций в субъектах южного региона.
Содержание конфессиональных факторов, создающих предпосылки к появлению и развитию конфликтных и сепаратистских тенденций, определяется, в первую очередь, политизацией ислама и конкуренцией его различных направлений за влияние в обществе [2, с. 141-146]. Северный Кавказ стал объектом повышенного внимания и экспансии радикальных исламских движений, приверженцы которых в настоящее время активно проявляют себя в Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии.
Если рассматривать терроризм в узком смысле, а именно как уголовное преступление, то меры, направленные на его пресечение, можно разделить на четыре направления: совершенствование нормативно-правовой базы; укрепление деятельности специальных служб; борьба с финансированием терроризма; налаживание разъяснительной и пропагандистско-идеологической работы [3, с. 255-276; 7, с. 135-150]. Однако необходимо понимать, что значительного эффекта в борьбе с терроризмом можно достичь только в случае правильного сочетания всего арсенала имеющихся политико-правовых средств.
В настоящее время правовую основу борьбы с терроризмом в стране составляют нормы Конституции, Уголовного кодекса, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Рос-
сийской Федерации от 12.05.2009 № 537), Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 05.10.2009), Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 № З-ФКЗ, Федеральные законы «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-Ф3, «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ, «О безопасности» от 05.03.1992 № 2446-ФЗ.
В сфере борьбы с финансированием терроризма действуют Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 № 27 «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом».
Кроме того, в субъектах южного региона приняты нормативно-правовые акты, направленные на регулирование деятельности религиозных организаций и общественных объединений, а также на борьбу с проявлениями экстремизма и терроризма. Так, в Республике Адыгея был принят закон «О свободе совести и свободе вероисповедания» от 12.01.1999 № 107; в Республике Дагестан - законы «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных объединениях» от 16.01.1998№5и«0 запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» от 22.09.1999 № 15; в Кабардино-Балкарской Республике - «О республиканской целевой программе "О взаимодействии с религиозными организациями в Кабардино-Балкарской Республике и их государственной поддержке на 2007-2010 годы"» ог 24.12.2007 №94-РЗ и «О республиканской целевой программе "Профилактика терроризма и экстремизма в Кабардино-Балкарской Республике на 2008-2010 годы"» от 12.05.2008 № 22-РЗ; в Республике Ингушетия -«О регулировании некоторых вопросов религиозной и миссионерской деятельности в Республике Ингушетия» от 08.12.1998 № 18-РЗ и т.д.
Следует отметить значительную роль правотворчества в сфере борьбы с терроризмом. Однако это не означает, что правовое обеспечение данной борьбы сводится лишь к разработке и принятию нормативно-правовых актов. Соответ-
ствие нормативно-правового акта реалиям сложившейся ситуации определяется возможностью правоприменителя реализовать разработанные положения. От реальности и осуществимости политических программ напрямую зависит оценка правовой политики в рассматриваемой нами сфере.
Изменения, произошедшие в последние годы в деятельности террористических организаций, свидетельствуют о том, что террористические акты уже не представляют единственную стратегию боевиков. Многие организации имеют как террористические, так и политические группировки. Очень сложным и противоречивым является взаимодействие между террористическими организациями и спецслужбами. Наряду с выполнением основной задачи - ликвидации террористических организаций - спецслужбы используют террористов в борьбе с политическим противником в качестве исполнителей своих замыслов при проведении специальных силовых и информационно-психологических операций.
В настоящее время назрела необходимость создания в структурах государственного управления, правоохранительных органах и специальных службах мобильных подразделений информационно-психологических операций. Задачи этих подразделений - координация, сопровождение и усиление боевого применения информационного оружия в специальных силовых операциях.
Однако следует подчеркнуть, что борьба с терроризмом - это не монополия спецслужб и правоохранительных структур, а задача всех органов власти и управления. Только в результате разработки продуманного и хорошо сбалансированного комплекса общегосударственных, профилактических и специальных мер можно получить необходимые результаты [4, с. 21].
Одной из проблем, стоящих перед мировым сообществом, помимо самой борьбы с актами терроризма, является пресечение финансовых потоков, дающих возможность террористам наращивать свои материальные и людские ресурсы. Борьба с финансированием терроризма должна вестись по двум направлениям - пресечение финансовых потоков из-за рубежа и оказание противодействия в использовании террористическими группами внутренних ресурсов.
В целях эффективной борьбы с финансированием терроризма необходимо укреплять международное сотрудничество. В исламских организациях террористического толка наметилась тенденция объединения разных террористических
групп. В связи с этим должны осуществляться взаимодействие и координация усилий со спецслужбами других заинтересованных стран в деле накопления данных в отношении экстремистских неправительственных религиозно-политических организаций и совместного противодействия их дестабилизирующей деятельности [7, с. 146-147].
К сожалению, необходимо признать, что борьба с проявлениями терроризма, основанная на использовании только лишь силовых методов, в конечном счете, не может быть эффективной. В этой связи принципиальное значение приобретает разъяснительная и пропагандистско-идеоло-гическая работа. Ее суть, в первую очередь, заключается в воспитании в гражданах страны веротерпимости, уважения к различным национальностям и конфессиям, в заботе о духовном состоянии и нравственном здоровье общества. Стремление обвинить исламский фактор во всех террористических проявлениях приводит к тому, что между терроризмом, радикальными исламистскими сектами и исламом как религиозным направлением ставится знак равенства, что абсолютно недопустимо, особенно в условиях многоконфессионального состава нашей страны. Ислам как мировая религия не может быть причислен к детерминирующим преступность факторам [8, с. 78].
Давление мусульманских стран Ближнего Востока, усиленное культурным влиянием западной цивилизации, в настоящее время стало проблемой геополитического порядка. Происходит насаждение индивидуалистской культуры, чуждой некоторым высшим коллективным ценностям, присущим российской ментальности и религиозной традиции. Экстремисты, прикрываясь лозунгами борьбы за возрождение истинного ислама, пропагандируют среди населения идеологию ваххабизм а. В этой связи крайне важно развивать сотрудничество религиозных объединений и государства, поддерживать лояльные центральной власти традиционные исламские организации. Необходимо пресекать любые попытки использовать ислам в политических целях, сочетая жесткие силовые меры, направленные против терроризма в исламских республиках, с одновременным оказанием помощи и содействия тем исламским движениям, которые в целом соответствуют интересам государства и способствуют консолидации общества [6, с. 392].
В настоящее время на федеральном уровне действуют Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Россий-
ской Федерации, Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации, Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам общественных объединений и религиозных организаций.
В субъектах южного региона также созданы структуры по связям с религиозными организациями. Так, в Республике Ингушетия в составе Народного Собрания действует постоянная Комиссия по межнациональным и международным отношениям, связям с общественными религиозными объединениями; в Республике Кабардино-Балкария образован Комитет по межнациональным отношениям; в Чеченской Республике - Комитет по регламенту, межнациональным, межконфессиональным отношениям и информационной политике; в Республике Дагестан в составе Народного Собрания действует Комитет по межнациональным отношениям, делам общественных и религиозных объединений; в Карачаево-Черкесской Республике - Комитет по местному самоуправлению, делам национальностей, связям с общественными объединениями, религиозными организациями и внешним связям. Кроме того, в рамках Координационного совета мусульман Северного Кавказа был создан мусульманский антитеррористический и антиэкстремистский центр.
В целях эффективного противодействия исходящим от движения исламских радикалов, экстремистов и террористов угрозам деятельность вышеперечисленных федеральных и региональных организаций должна осуществляться в следующих направлениях: разработка механизмов контроля за преподавательской деятельностью, в том числе в исламских учебных заведениях России, иностранных проповедников; пресечение деятельности на территории страны филиалов радикальных негосударственных институтов, зарубежных исламских эмиссаров, ограничение возможности проведения ими проповеднической работы; ликвидация дефицита духовной литературы и обеспечение контроля за ее качеством мусульманскими религиозными организациями при поддержке правоохранительных органов; пресечение неконтролируемых направлений на учебу за границу будущих мусульманских священнослужителей, подготовка квалифицированных кадров в исламских институтах Российской Федерации и их патриотическое воспитание [ 1 ].
Последняя мера кажется нам особенно необходимой. В идеале граждане должны получать
духовное мусульманское образование в России, а затем при необходимости проходить стажировки в арабских странах. В противном случае российские мусульмане по-прежнему будут обучаться в основном за рубежом, где риск попасть под влияние запрещенных партий сектантского типа достаточно высок. Не имея ни богословской грамотности, ни общекультурной подготовки, но воспринимая мир в черно-белом измерении по принципу «свои» - «чужие», молодые люди легко становятся орудием экстремистов [5]. Чтобы избежать распространения радикальных течений ислама, пропагандирующих насилие, необходимо осуществлять жесткий контроль за обучением в зарубежных исламских вузах. Полностью запретить образовательные поездки за рубеж нельзя, но возможно заключать договоры с теми исламскими центрами, которые преподают ортодоксальный ислам и не ведут пропаганду террористической деятельности.
Становится очевидным, что решить проблему противодействия терроризму без активной поддержки со стороны исламского духовенства и мусульманской общественности будет весьма сложно. В качестве положительного примера приведем опыт Чеченской Республики.
В октябре 2008 года в Чеченской Республике была открыта крупнейшая в Европе мечеть «Сердце Чечни». По статистическим данным в настоящее время более 90 % населения республики составляют мусульмане. Результаты мониторинга показывают, что еженедельно в мечетях Чеченской Республики на пятничной молитве присутствуют более 300 тыс. человек, которые также являются слушателями проповедей, направленных против ваххабизма и религиозного экстремизма.
В августе 2009 года в Грозном был открыт Исламский университет имени Кунта-хаджи Ки-шиева, срок обучения в котором составляет пять лет. После окончания выпускники получат диплом о высшем профессиональном образовании и специальность «имам-хатыб» - преподаватель арабского языка и шариатских наук. Бесспорно, открытие университета отвечает интересам борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом. Основной положительный аспект обучения российской мусульманской молодежи в исламских вузах и медресе, действующих на территории России, заключается, во-первых, в контроле за процессом обучения, а во-вторых, во введении единых и достаточно жестких критериев отбора абитуриентов (имеется в виду успеваемость).
Следовательно, отечественное исламское образование должно стать более доступным.
С апреля 2010 года Чеченская Республика в числе 19 регионов страны проводит эксперимент по введению в школах нового предмета - «Основы религиозных культур и светской этики». Этот курс является составной частью нового образовательного стандарта. Несомненно, введение этого предмета в школах положительно скажется на культурном и духовно-нравственном воспитании школьников.
Таким образом, правовая экспертиза антитеррористического законодательства, действующего на юге России, позволяет сделать вывод о том, что оно отвечает всем необходимым требованиям борьбы с терроризмом, эффективность которой в большей степени зависит не от правотворчества, а от деятельности правоприменительных органов. Первоочередная задача субъектов антитеррористической деятельности состоит в постоянном юридическом мониторинге новых вызовов и угроз террористического характера для своевременной выработки политико-правовых решений по совершенствованию форм и методов противодействия терроризму.
Литература
1. Выступление Председателя Координационного совета мусульман Северного Кавказа муф-
тия Исмаила Бердиева Исмаил-хаджи // Религия и право. 2004. №3.
2. Добаев И.П. Формы борьбы с религиозным экстремизмом на Юге России: основные тенденции развития. Ростов н/Д, 2001.
3. Добаев И.П., Немчина В.И. Новый терроризм в мире и на Юге России: сущность, эволюция, опыт противодействия. Ростов н/Д, 2005.
4. Ильин Е.П. Федеральная антитеррористическая комиссия - координатор борьбы с терроризмом в Российской Федерации // Терроризм -угроза личности, обществу, государству. Красноярск, 2005.
5. Муслимов А.-Б., Хайретдинов М.З. Мусульманское образование в современной России: проблемы и пути решения // http://www. islamrf.ru/ news/umma/islam-world/2737
6. Наумкнн В.В. Организованная преступность на Северном Кавказе // Материалы Всероссийской научно-практической конференции Министерства внутренних дел Российской Федерации. М., 2002.
7. Новиков Д.В. Этнорелигиозный экстремизм на Северном Кавказе: правовые и законодательные средства противодействия. Ростов н/Д, 2003.
8. Рамазанов Т.Б. Религиозно-политический экстремизм в Чечне и Дагестане как фактор преступности // Право и политика. 2000. № 4.
М.Б. Филонова
СУДЬБА ГУМАНИЗМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ И КРИЗИС ИДЕИ НАЦИОНАЛЬНОГО СУВЕРЕНИТЕТА
Предметом статьи является проблема реализации идеи государственного суверенитета в современном мире. Автор рассматривает правовую имплементацию идеи государственного суверенитета, анализируя влияние гуманистической идеологии на социальную и правовую структуру современных обществ. Предлагаемый подход состоит в философско-правовой концептуализации содержания современного международного правопорядка.
Ключевые слова: кризис идеи государственного суверенитета, концепция государственного суверенитета, гуманизм, социальная и правовая структура, современная цивилизация, философско-правовая концептуализация идеи национального суверенитета.
Коллизии современности, связанные с переосмыслением сформировавшихся более трех столетий назад ценностей и идеалов, происходящие в результате и на фоне формируемого под воздействием глобализационных процессов нового мирового порядка, заставляют обращаться к тем
мировоззренческим основам, которые, очевидно, стали как их причиной, так и объективным следствием. Речь идет о той совокупности идей и принципов, на основе которых строилась в уходящую эпоху политическая жизнь западного мира и процессы модернизации «отставших» государств,