Научная статья на тему 'Сетевые формы организации производства в условиях инновационной экономики'

Сетевые формы организации производства в условиях инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
348
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савина Елена Николаевна

In the current period innovations lead to the establishment of new types of business, and new organizational forms of business emerge. The structure of a network consists of a system of interrelated nodes. Network as an organization is examined through its comparison to the other organizational alternatives in economics: the market and the hierarchy. The article describes the set of specific characteristics that each of these alternatives has.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Network as a form of industrial organization in the context of innovative economy

In the current period innovations lead to the establishment of new types of business, and new organizational forms of business emerge. The structure of a network consists of a system of interrelated nodes. Network as an organization is examined through its comparison to the other organizational alternatives in economics: the market and the hierarchy. The article describes the set of specific characteristics that each of these alternatives has.

Текст научной работы на тему «Сетевые формы организации производства в условиях инновационной экономики»

Е. Н. САВИНА*

Елена Николаевна САВИНА — стажер кафедры ОЭТ СПбГУЭФ. Закончила СПбГУЭФ в 2001 г. Автор 8 публикаций.

Область научных интересов — экономическая теория, инновационное

предпринимательство.

^ ^

СЕТЕВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ"

В современных условиях в результате инноваций формируются новые вилы бизнеса, к которым можно отнести электронный бизнес, электронную торговлю, электронные услуги, разработку программного обеспечения и которые переносятся в виртуальную среду взаимодействия. Значительная часть сделок осуществляется посредством современных электронных платежных систем. На основе интегрированного программного обеспечения и передовых коммуникационных и информационных технологий происходит интеграция бизнес-процессов различного рода. Возникают новые организационные формы бизнеса: виртуально-сетевые интегрированные компании. Возникновение новых виртуально-сетевых форм предприятий требует разработки новых методов и механизмов организации и управления, которые позволяют выходить на современный мировой рынок и завоевывать новые конкурентные позиции.

Структурно сеть представляет собой систему взаимосвязанных узлов. Организационно сеть рассматривается в процессе сопоставления с другими организационными альтернативами в экономике: рынка и иерархии. Каждая их этих альтернатив обладает набором специфических свойств. Понятие «сеть» тесно связано с понятиями «сетевая координация», «сетевая контрактация» (субподрядные структуры, франчайзинговые соглашения). Исследованием сетевой проблематики в своих трудах активно занимаются М. Кастельс, К. Имаи, К. Келли, Ж. Сапнр, О. Уильямсон, М. Аоки, Я. И. Кузьминов1. Отечественный исследователь С. Паринов на основе статической модели социограммы Я. Морено разработал динамическую модель сетевых взаимодействий между экономическими агентами3. Исследователи К. Шапиро, X. Вэриан, Б. Артур, О. Шай использовали социограммы Я. Морено для изучения различных информационных эффектов взаимодействий, например внешних сетевых эффектов4.

С развитием информационных технологий расширяются возможности координирования бизнес-процессов, чему способствует переход к интеграции, унификации и стандартизации. Интегрированные посредством Интернета различные виды бизнеса функционируют в новом качестве в рамках новой гибкой рыночно-сетевой инфраструктуры, которая расширяет границы и масштабы бизнеса, снижает степень асимметричности информации, способствует активному распространению нововведений. Новая гибкая рыночно-сетевая инфраструктура обеспечивает более высокую мобильность нововведений, лучшую координацию интересов и действий агентов, более эффективную структуру рынков. Все это, в конечном счете, приводит к снижению затрат, росту производительности фирмы как на уровне фирмы, так и на уровне отдельных сегментов и экономики в целом.

При оценке результативности внедрения и использования сетевых бизнес-технологий следует учитывать целый ряд возникающих новых сетевых эффектов (прямых и косвенных), изменений содержания труда и функций работников, а также изменений в структуре и динамике издержек. Последнее, например, выражается в том, что производство информационных продуктов и услуг связано с высокими постоянными затратами на производство первой единицы (оригинала), но с низкими предельными издержками на производство последующих копий.

Виртуально-сетевое пространство является пространством существования и реализации таких экономических явлений, как виртуальное производство, электронный рынок, электронная коммерция, информационный

' © Е.Н.Савина, 2007

Статья публикуется по рекомендации доктора экономических наук, профессора Д. Ю. Миропольского.

продукт (услуга), информационная занятость, виртуальная компания, виртуальный банк, виртуальный офис, виртуальное рабочее место и др. Концепция виртуализации бизнес-пространства, производства, предприятий развивается в трудах ученых М. Кастельса, У. Дэвидоу и М. Мэлоуна, среди которых наиболее известная работа «Виртуальная корпорация»3.

Виртуальное предприятие основано на использовании компьютерных сетей, отбора и интеграции информационных, людских, финансовых, материальных, организационно-технологических и прочих ресурсов. Это позволяет сформировать гибкую и динамичную организационную систему, наиболее приспособленную к скорейшему выпуску и оперативной поставке новой продукции на рынок6.

Одним из первых использовать понятие «виртуальное предприятие» предложил Дж, Хопланд из фирмы DEC, который воспользовался аналогией с понятием виртуальной машины из области компьютерной техники. В виртуальной машине ни один процесс не может монопольно применять какой-либо ресурс, и все системные ресурсы считаются потенциально предназначенными для совместного (коллективного) пользования. Такой подход стал общепризнанной трактовкой виртуальной организации.

Каково содержание понятия «виртуальное предприятие»? Виртуальное предприятие — это наиболее передовая и эффективная форма сетевой организации предприятия. Виртуальное предприятие означает сетевую, компьютерно интегрированную организационную структуру, объединяющую неоднородные ресурсы, расположенные в различных местах. Если главный акцент делается на временный характер объединения ресурсов в виртуальной организации, тогда она понимается как межорганизационное гибкое предприятие, создаваемое на ограниченный период с целью получения выгоды благодаря расширению ассортимента товаров и услуг.

Целевой стратегией виртуального предприятия является ориентация на заказчика, своевременность и быстрота выполнения заказа и полнота удовлетворения требований клиента. С включением заказчиков и исполнителей в единую открытую сеть границы между взаимодействующими организациями становятся прозрачными, гибкими и подвижными. Важнейшей характеристикой виртуальной организации является гибкая, адаптивная, динамичная сетевая структура, интегрирующая ресурсы взаимодействующих партнеров. При этом виртуальное предприятие объединяет цели, культуру, традиции, ресурсы, опыт ряда предприятий-партнеров, координируя их развитие и представляя собой своего рода метапредприятие. Ключевой проблемой обеспечения эффективности виртуальных предприятий является управление информацией, ресурсами, знаниями, размещенными в глобальных сетях. Наиболее наглядным примером виртуальных компаний служат высокотехнологичные компании: Microsoft, Apple и др.

В рамках виртуального предприятия речь идет об интенсивном взаимодействии специалистов и подразделений предприятий в виртуальном пространстве. Возникает синтетическое сетевое сообщество, сформированное электронным путем. При этом одни и те же предприятия могут одновременно входить 8 состав нескольких виртуальных объединений.

Выделяются две основные формы организационных виртуальных предприятий: виртуальные корпорации и виртуальные товарищества. Виртуальная корпорация представляет собой электронное объединение капиталов (ресурсов) различного типа (финансово-экономического, программно-технологического, интеллектуального) в интересах выполнения сложных уникальных проектов, создания конкурентоспособной продукции и возможно более полного удовлетворения требований заказчика. Данная форма способствует решению двух проблем: привлечению капитала для выполнения уникальных проектов или распределению бизнес-процессов с целью повышения конкурентоспособности продукции, а также распределению риска в инвестиционных проектах.

Основная цель создания виртуальной корпорации — это объединение ключевых технологий и опыта различных партнеров для осуществления более эффективного бизнеса на рынке. Виртуальная корпорация характеризуется определенной независимостью от участников, наличием опосредованного гибкого механизма управления, переходом от индивидуальной к коллективной ответственности партнеров. Она предполагает договорные взаимоотношения между всеми участниками виртуальной организации и формирование их совместной собственности. Виртуальная корпорация может быть сформирована в виде материнского виртуального предприятия с разветвленной сетью дочерних виртуальных филиалов.

Виртуальное товарищество (партнерство) представляет собой компьютерно-сетевую интегрированную организацию географически удаленных друг от друга лиц, вместе ведущих совместное дело, координирующих свои действия с целью извлечения прибыли. Здесь каждый участник, в той или иной степени участвуя в управлении и контроле за деятельностью виртуальной организации, несет индивидуальную ответственность за результаты. При этом потеря сетевого партнера означает распад виртуальной организации.

По критерию управления ресурсами виртуальные предприятия подразделяются на децентрализованные, в которых ресурсы максимально распределены в сети между партнерами, и централизованные, в которых ресурсы в основном сосредоточены в некотором узле сети. Децентрализованное виртуальное предприятие, как правило, формируется вокруг сложного, уникального проекта, который ни один из партнеров не может выполнить в одиночку. В такой организации лидерство переменно и может переходить от участника к участнику в зависимости от его роли на данном этапе. Подобная модель виртуального предприятия опирается на представление

о горизонтальной организации, где горизонтальное управление между подразделениями (координация их деятельности) и внешние горизонтальные связи оказываются более важными, чем традиционное вертикальное управление (субординационные связи). Главная особенность горизонтальной организации заключается в постепенном сокращении числа задач, обусловленных внутренними факторами жизнедеятельности предприятия, и сдвиге к наиболее полному удовлетворению интересов заказчика.

Централизованное виртуальное предприятие опирается на идею расширенной организации, где имеется один центральный узел (координатор) и периферические узлы, которым поручается выполнение ряда функций. Подобная структура может возникнуть на основе принципа аутсорсинга, в соответствии с которым предприятие выделяет второстепенные производственные функции и передает их на подряд сторонним организациям. В этом случае лидерство всегда остается за ведущим предприятием, которое выступает в роли заказчика по отношению к остальным. Здесь организационная структура задается ведущим предприятием. В рамках данной виртуальной организации возможно изменение состава подключаемых (периферических) предприятий при сохранении ведущего.

Важнейшими принципами интеграции виртуальных предприятий являются интеграция бизнеса, координация сетевого взаимодействия, объединение хозяйственной деятельности, отраслевая или продуктовая общность, юридическая самостоятельность и распределенная ответственность.

ЛИТЕРАТУРА

1 КастельсМ. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. — М„ 2000; К с л л и К. Новые правила для новой экономики // Знание сила, 1998, Нг 4; С а л и р Ж. К экономической теории неоднородных систем: Опыт исследования децентрализованной экономики / Пер. с фр, — М.: ГУ ВШЭ, 2001; Уильямсон О. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки «отношен чес к аяй контрактация. — СПб., 1996; А о к и М. Фирма в японской экономике. —СПб., 1995.

2 Moreno J. Who shall survive? Foundations of sociometry, group psychotherapy, and sociodrama. — Washington, DC: Nervous and Mental disease Publiching Co., 1934; Кузьминов Я. И. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты: Учебник для студентов вузов / Я. И. Кузьминов, К. А. Бендукидзе, М. М. Юдкевич. — М.: ГУ ВШЭ, 2006, —С. 130-153.

3 Париков С. К теории сетевой экономики, — Новосибирск, 2002. — С. 25-31.

4 Стрелец И. Общество сетевых структур и информационный ресурс как сетевое благо II Вестник МГУ. Сер. 6: Экономика, 2003, Ks 5; С h о u D., S h у О. Network Effects Without Network Externalities // International Journal of Industrial Organization, 1990, vol. 8. — P. 259-270.

5 M a 1 о n e M. The Virtual Corporation: Structuring and Revitalizing the Corporation for the 21st Century. — N. Y.: Harper Collins, 1992.

6 Тарасов В. Б. Новые стратегии реорганизации и автоматизации предприятий; на пути к интеллектуальным предприятиям II Новости искусственного интеллекта. — М,, 2003,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.