Семенков Александр Владимирович
д-р экон. наук, профессор, Российский экономический университет
им. Г.В. Плеханова
закономерности становления и развития корпоративных
структур
_Аннотация
В работе представлен анализ процессов количественных и качественных изменений в формах организации производственно-хозяйственной (предпринимательской, коммерческой) деятельности. На его основании сделаны выводы о смене эпох в общем процессе становления и развития форм организации хозяйственной деятельности. Автор предполагает, что первая половина XXI столетия, среди всего прочего, будет периодом упадка и разрушения крупных индустриальных технократических корпоративных структур и постепенного их вытеснения новыми формами организации хозяйственной деятельности - социальными корпорациями.
Ключевые слова: производственно-хозяйственная деятельность, формы организации производственно-хозяйственной деятельности, эволюция, социальные корпорации
Корпорация - широко распространенная в развитых странах форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму. Корпорация представляет собой одновременно имущественный комплекс, юридическое лицо, товаропроизводителя и т.д. Она может выступать в форме отдельного крупного предприятия или объединения нескольких предприятий, может функ-
ционировать в форме, как простого акционерного общества, так и их объединения.
В настоящее время лидирующие позиции в мировом сообществе, и в отдельных странах занимают не отдельные частные или публичные корпорации, а сложно организованные интегрированные корпоративные структуры, которые представляют объединения фирм различных сфер деятельности: промышленной, коммерческой, научно-технической, маркетинговой, сбытовой. Входящие в эти интегрированные структуры промышленные предприятия, банки,
финансовые и страховые компании, предприятия торговли и сервисные фирмы, функционируют на базе разработки и реализации согласованной политики в области специализации и интеграции производства, раздела рынков сбыта, распределения капитальных вложений, кооперирования в области НИОКР.
По данным ООН, в мире насчитывается более 35 тысяч крупных финансово-промышленных структур, половина которых принадлежит США, Японии, Германии и Швейцарии. Они контролируют более 1/3 промышленного производства своих стран, более 1/2 внешней торговли, более 3/4 патентов и лицензий на высокие технологии и «ноу-хау». Так, например, в Германии лишь 0,4% численности всех предприятий страны составляют крупные промышленные корпорации, но их вклад в валовой национальный продукт превышает 50%.
Организационная структура
Функционирование и развитие любой организации как единого целого, в том числе и корпорации, обеспечивает ее организационная структура, которая создает некоторый каркас организации, представляет собой совокупность отдельных ее подразделений, выполняемых ими функций, систему внутренних и внешних связей и отношений организации, и ее подразделений. Организационную структуру можно сравнить со скелетом живого организма - с основой конструкции, которая связывает воедино функционирующие части тела. Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения сотрудников внутри организации. Под организационной структурой следует понимать цельную систему взаимозависимых структурных, куль-
турных, пространственных и технологических компонентов, которая придает потоку внутрифирменных событий определенный характер, образ и порядок.
В рамках организации формируется две подсистемы - управляющая и управляемая, организационная структура призвана обеспечить их взаимосвязь и взаимодействие. Организационная структура, с одной стороны, характеризуется как единство разноуровневых органов управления, которые в совокупности образуют аппарат управления. С другой стороны, отражает многообразие структурных подразделений (цехов, отделов, департаментов, кафедр и т.д. и т.п.) данной организации. Структуру любой организации можно изобразить в виде схемы, на которой отображаются все ее подразделения с указанием иерархических связей между ними. Структура дает общее представление о местоположении каждого человека в компании и его подчиненности.
Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению организацией. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения и их должностные лица наделяются определенными правами
корпорация представляет
собой одновременно имущественный комплекс,
юридическое лицо, товаропроизводителя и т.д.
на распоряжение ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за ним функций. Модель организационной структуры включает иерархический перечень продуктов и услуг, предоставляемых компанией; иерархический перечень функций, поддерживающих бизнес и предоставление продуктов и услуг; иерархический перечень исполнительных звеньев, обеспечивающих реализацию функций; и, как логическое завершение, матрицу проекций, описывающей закрепление функций за исполнительными звеньями.
Типы организационных структур
Организационная структура формируется и «сверху вниз», на основе выстраивания иерархической системы управления организацией, отношений господства-подчинения, и «снизу вверх» на основе форм и методов самоорганизации, самоуправления, инициативы сотрудников. Исходя из этого, организационные структуры могут быть централизованными и децентрализованными. Централизованная организационная структура - это система взаимосвязей, при которой информационные потоки, а также право принятия стратеги-
по данным ООН, в мире насчитывается более 35 тысяч крупных финансово-промышленных структур, половина которых принадлежит США, Японии, Германии и Швейцарии
ческих и большей части оперативных решений концентрируется в высших эшелонах власти данной организации, Децентрализованная организационная структура - это система взаимосвязей, характеризующаяся диверсификацией центров принятия решений, делегированием этого права (экономической власти) нижним слоям менеджеров и иногда рабочих, децентрализацию информационных потоков, контроль менеджеров не столько за процессом труда, сколько за его конечным результатом, Централизованная - U-структура -унитарная, формальная, механическая, бюрократическая, классическая, традиционная, иерархическая, созданная в целях максимизации прибыли, Основной принцип -единоначалие, Встречается в формах: линейной, функциональной, линейно-функциональной,
Децентрализованная - Х-структура -холдинговая, адаптивная, органическая, гибкая,
М-структура - мультидивизиональная, матричная, множественная, создается в целях максимизации контроля и повышения оперативности управления, Встречается в формах: дивизи-ональной, продуктовой, ориентированной на потребителя, региональной, проектной, матричной, матрично-штабной, бригадной, множественной (конгломеративной), программно-целевой, интеграционной, Название U-фирмы (от англ, - unitary) принадлежит Оливеру Уильямсону, Данная форма характеризует организацию, ориентированную на выпуск одного товара или оказание одной услуги, в которой право принимать решение по поводу долгосрочной стратегии и текущих операций принадлежит относительно узкой группе
управляющих. и-форма представляет собой традиционный тип организации фирмы по функциональному признаку, и воплощает в себе неоклассический вариант определения оптимальных размеров предприятия, в основе которого находится производственная функция. и-фирму отличают наличие небольших издержек контроля и достаточно крупные транзакционные издержки.
Децентрализованная организационная форма - М-структура. М-форма (от англ. - тиШргоСис!) характеризует фирму, имеющую несколько подразделений и выпускающую большую номенклатуру продукции, включая производство промежуточных товаров (полуфабрикатов) внутри фирмы. Особенностью рассматриваемой формы организации бизнеса является разъединение краткосрочных решений, принимаемых на уровне отдела, от долгосрочных, или стратегических. Стратегические решения принимаются центральной дирекцией, они становятся ее главной функцией.
Тенденции становления и развития индустриальных корпоративных структур в ХХ в.
С конца XIX в. в капиталоемких отраслях промышленности стали создаваться гигантские объединения со сложной структурой. Однако они редко управлялись эффективно. Примеры эффективного управления тогда давали компании «Стандарт ойл», «Дженерал электрик» и «Дюпон де Немур».
В конце XIX - начале XX вв. доминирующим направлением развития корпоративных структур была вертикальная интеграция. Компании стремились продвигаться вглубь области производства своего традиционного
продукта, и пытались внедриться в процесс его реализации. Многие акционерные общества в данный период так разрастались, что начали контролировать отдельные отрасли промышленности, а в дальнейшем трансформировались в транснациональные корпорации. С 1898 по 1902 гг. в США возникло 2653 объединения с общим капиталом 6,3 млрд долларов. В течение нескольких лет появились крупные железнодорожные, угольные, сталелитейные, табачные, нефтяные и другие гигантские компании, которые определили характер американской экономики в XX веке. Крупнейшие американские фирмы, обеспечившие переход к поточно-массовому производству, складывались в этот период, именно в форме трестов: «Дженерал Моторз», «Форд Моторз», «Стандарт Ойл», «Дженерал Электрик» «Юнайтед стил», «Америкэн тобакко» и других крупнейших фирм того времени. Трест -это объединение, участники которого теряют и юридическую, и коммерческую самостоятельность, превращаясь в структурные подразделения одной фирмы.
Принятый в 1890 г. Закон Шермана и последовавшие за ним решения суда заставили монополистические тресты либо прекратить свое существование, либо видоизмениться. Именно это повлияло на бурное развитие такой формы акционерного общества, как холдинг (концерн), которая позволяла избегать действия закона Шермана.Всплеск создания холдинговых компаний в США приходится на 1898-1902 гг.
В 1910-1920 гг. странах Запада происходит переход от треста к такой форме организации бизнеса как холдинг (концерн). Концерн и до настоя-
щего времени представляет собой наиболее эффективную форму организации крупного бизнеса, в которой сочетаются и известная мера централизма, и возможность оперативно-хозяйственной самостоятельности структурных подразделений, В 1920-е гг, осуществляется организационная инновация, которую Уильямсон назвал «самой значительной в ХХ-м в,»: возникают диви-зиональные организационно-управленческие структуры (5), Для данного типа форм организации, который называют М-формой или мультидиви-зиональной структурой, характерно то, что каждое ее подразделение (дивизион) осуществляет все функции производства, учета, управления, сбыта как автономная единица в рамках всей компании, Головная штаб-квартира выполняет общую координацию деятельности всех дивизионов и стратегическое развитие (планирование) организации, Подразделения выделяются на основе продуктовой, географической или рыночной специализации, К 1939 г, М-корпорации были крайне редкими, но их опыт стал известен, и осознанно менеджеры и собственники постепенно оценивали преимущества и недостатки такой организационной структуры,
Конгломераты: переход от линейно-функциональных структур управления к дивизиональным
После второй мировой войны начинается повсеместное распространение децентрализованных корпоративных структур, они начинают охватывать не только производственные организации, но и банки, страховые компании, проникать в торговые организации (department stores, chains, mail-order),
Начинается еще более интенсивная диверсификация производственных компаний,
1950-е - начало 1960-х гг, Этап гибкой специализации, постфордизм - характеризуется отходом от установки на массовое производство, Важнейшей предпосылкой для таких сдвигов стал научно-технический прогресс, вылившийся в распространение новых технологий, которые способствовали децентрализации производства и требовали повышения квалификации работников, роста их самостоятельности,
В 1960-1970-е гг, набирает силу процесс создания конгломератов, Конгломераты объединяют в рамках единой управленческой структуры предприятия, специализация которых никак не связана друг с другом, например, металлургические предприятия и фармацевтику, Основу построения конгломератов составляют дивизиональные структуры управления, которые впервые появились в конце 1920-х гг, на предприятиях «Дженерал Моторс», и получили наибольшее распространение в 196070-е гг,
В данный период дивизиональные (отделенческие) структуры управления (от англ, слова division — отделение, подразделение компании) формируются как разновидность организационных структур иерархического типа, хотя порой их считают чем-то средним между бюрократическими (механистическими) и адаптивными структурами, В ряде случаев эти структуры в литературе можно встретить под названием «дробных структур», Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности или географически, По некоторым оценкам, от линейно-функциональных структур к диви-
зиональным к середине 1980-х гг. в США перешли 80% всех диверсифицированных и специализированных компаний, в том числе из 500 крупнейших - 95%. В Японии такой вид структуры применяют 45% всех компаний. Дивизиональные структуры возникли как реакция на недостатки линейно-функциональных структур. Но в то же время их формирование было продиктовано стремлением сохранить иерархический принцип построения систем управления. Необходимость реорганизации линейно-функциональных структур была вызвана резким увеличением размеров компаний, усложнением технологических процессов, диверсификацией и интернационализацией их деятельности. В условиях динамично изменяющейся внешней среды невозможно было управлять из единого центра непохожими друг на друга или географически удаленными подразделениями компании.
Корпорация:
матричная структура управления
Конец 1970-х - первая половина 1980-х гг. характеризуется формированием децентрализованных, деие-рархизированных систем управления. Права на принятие решений передаются на максимально низкий уровень, что отвечает возросшему творческому потенциалу работников. Основные принципы деятельности крупных компаний, действовавшие в 1980-е годы - экономия, гибкость, маневренность и компактность. Переход к матричным структурам управления осуществляется в крупных промышленных фирмах как объективная необходимость в связи с нарастанием трудностей в управлении техническим развитием производства с
с 1898 по 1902 гг. в США возникло 2653 объединения с общим капиталом 6,3 млрд долларов
применением традиционной линейно-функциональной организационной структуры управления. Поиск новых, более эффективных организационных структур управления привел к расширению научных исследований в этой области, которые позволили придти к заключению о том, что характер организационной структуры управления определяется типом производства (массовое, мелкосерийное, единичное). Каждому типу производства, имеющему свои особенности, требуется соответствующая организационная структура управления. Было установлено, что линейно-функциональная структура управления лучше всего подходит для управления функционированием предприятий с массовым производством. Вторая половина 1 980-х - 1 990-е гг. Индустриальная корпорация превращается в специфическую социальную общность. Ведущую роль в таком образовании начинают играть работники интеллектуальной сферы. Они обладают гораздо большей свободой, чем традиционный наемный персонал, и предполагают трудиться не на фирму, а вместе с ней как коллеги. Решающие позиции в деятельности компании начинают занимать специалисты, обладающие наиболее полной и адекватной информацией. Другой тип корпорации получил название современная постэкономи-
ческая креативная корпорация. Она представляет собой относительно обособленную социальную общность, объединяющую предпринимателей и наемных работников специфическими интересами деятельности, и требующую от всех элементов творчества и самостоятельности на рабочем месте. В корпорации такого типа применяются относительно унифицированные методы неэкономической мотивации и стимуляции потенциала работников. Креативная корпорация строится на единстве мировоззрения и ценностных установок ее членов. Наиболее полно такому подходу к оценке эффективности деятельности корпорации соответствует организация производственных процессов внутри объединения по принципу горизонтальной кооперации. Модель горизонтальной кооперации в значительной степени уничтожает как иерархию, так и границы между подразделениями и их функциями. В 2001-е гг. бюрократическая форма нерыночной организации в виде вертикальной иерархии уступает место
в 1960-1970-е гг. набирает силу процесс создания конгломератов, Конгломераты объединяют
в рамках единой управленческой структуры предприятия, специализация которых никак не связана друг с другом
координации бизнес-процессов, которая может осуществляться в формах горизонтальных, сетевых и иных подобных внутрифирменных структур.
Современные организации не просто становятся гибкими, они превращаются в «виртуальные» системы сетей, в «сумму контрактов» между поставщиками, специалистами, потребителями и обществом в целом. Организации становятся все более «невидимыми» и «неосязаемыми», коренным образом меняются структуры управления. Не структуры, а отношения становятся источниками власти. Все более значимыми становятся способности и уровень квалификации работников, возрастает роль нематериальных активов, снижается роль традиционных материально-вещественных активов фирмы. Создается новый «социальный контракт», определяющий взаимные обязательства работников, менеджеров и собственников. Современные организации - это совокупности работников и их взаимоотношений.
Гетерархия
Виртуальная организация - добровольная временная форма кооперации нескольких независимых партнеров, обеспечивающая благодаря оптимизации процесса создания благ большую выгоду клиентам. Процесс создания виртуального предприятия предполагает отбор требующихся человеческих ресурсов, организационно-методических компонентов, технологий и «ноу-хау» различных компаний, их компьютерную интеграцию; все это в совокупности рождает гибкую, динамичную, адаптивную организационную систему, наилучшим образом приспособ-
ленную к скорейшему выпуску необходимой рынку продукции. Моделью координации, присущей для сетевой организации, является гетерархия. В основе принципа функционирования сети заложена организация действий. В качестве примера, поясняющего работу названного принципа, можно привести футбольную игру. Всем известно, что проведение футбольного матча строится не на отдельных поединках футболистов, а на командных действиях игроков, преследующих общую цель (выиграть матч) под стратегическим руководством тренера. В отличие от иерархии, основной принцип построения которой заключается в диктате руководителя в процессе принятия решения, построение сетевой организации основывается на относительном равноправии партнеров. В связи с этим особое значение приобретает разработка ясных и относительно жестких правил игры в области сотрудничества. Эти правила сотрудничества не могут быть заимствованы сверху, они разрабатываются коллективом, должны быть понятны всем членам команды и «работать» в длительной перспективе. В экстренных случаях, например при возникновении конфликта, необходимо вмешательство «сверху». Таким образом, в сетевой организации не наблюдается полного отказа от иерархического контроля. Иерархический контроль осуществляется на уровне соблюдения правил игры, в отличие от классического типа иерархии, когда имеет место контроль на содержательном уровне - в процессе реализации игровой идеи. Гетерархия представляет собой новый способ организации, не являющийся ни рыночным, ни иерархи-
ческим. Особенностью гетерархии является формирование власти по горизонтали, в отличие от привычного вертикального принципа делегирования полномочий в рамках фирмы (иерархии). Поскольку иерархия предполагает отношения зависимости, а рынок - отношения независимости, следовательно, гетерархия основывается на отношениях взаимозависимости.
Появление нового способа организации в лице гетерархии связано, в первую очередь, с высокой изменчивостью и неопределенностью внешней среды, в которой приходится работать. В последние годы суть стратегии фирмы определяется не умением вписаться в уже заданные структуры, а в возможности выработки способности гибкого реагирования на будущие всевозможные изменения. В настоящее время происходит отказ от привычных стратегий и жесткой иерархии.
Цикличность варьирования организационных структур корпораций
Если рассматривать эволюцию организации - от механистической к органичной и цели, соответствующие каждому из этих типов, то можно заметить, что цели механистической организации направлены внутрь, на воспроизведение системы и сохранение существующего порядка. В органичных организациях, прообразом которых являются сетевые организации, цели направлены на внешнюю среду.
Какова же общая направленность происходивших изменений и трансформации корпоративных структур, в чем заключаются закономерности этих изменений?
К примеру, Уильямсон и Чендлер фактически отстаивают тезис об однона прав ленности организационных изменений от и-формы организационных структур и механизмов управления корпорациями к М-форме. На самом же деле путь более сложен, о чем Чендлер сам и свидетельствует, приводя примеры компаний Бютепз&НсНзке и «Пенсильвания Реилроуд». Япония еще более нарушает последовательность смены организационных форм, причем рассматриваемых с точки зрения методики, предложенной А. Чендлером. В работе «Японские структуры менеджмента, 1920-1980 гг.», Й. Сузуки показывает, пользуясь материалами японской статистики и истории, что многие компании в этой стране по мере роста далеко не один раз экспериментировали с перестройками организационных структур, порой принимая М-форму, а потом от нее отказываясь. Причем это было массовым явлением, которое необходимо объяснить.
Управленческая структура многих компаний динамично варьировалась между несколькими базовыми типами организации. Такая динамика была вызвана вертикальной интеграцией,
конец 1970-х - первая половина 1980-х гг, характеризуется формированием децентрализованных, деиерархизированных систем управления
дезинтеграцией, и диверсификацией продукции. Большинство фирм один или более раз принимали мультиди-визиональную структуру после войны. Дивизионы были изначально организованы как продуктовые подразделения, каждое требовавшее особой технологии. Однако продукты различных подразделений продавались на одном и том же рынке, и были по многим параметрам заменителями. На стратегию компаний также оказывали обратное влияние изменения структуры с мультидивизиональной на функциональную.
В каждый исторический период путем проб и ошибок субъекты экономики создают множество разнообразных форм организации хозяйственной деятельности, которые сотрудничают и конкурируют друг с другом. Уильямсон, используя свою статичную модель, пытался доказать, раз и навсегда выявленное превосходство с точки зрения экономической (транзакционной) эффективности М-корпорации над и-корпорацией (5). На самом деле нет никакой раз и навсегда заданной эффективности той или иной формы. Организационные структуры создаются, тестируются в определенных условиях, конкурируют в них, и порой отвоевывают себе определенные ниши для существования. Проведенный анализ процессов количественных и качественных изменений в формах организации производственно-хозяйственной (предпринимательской, коммерческой) деятельности позволяет сделать следующие выводы. Процессы количественных и качественных изменений, трансформации корпоративных структур происходят циклически на основании закономерностей смены-чередования и доминирования-рецессии
(господства-подчинения), о чем свидетельствует исторический опыт XX столетия. Мы видим, что периодически происходила смена приоритетов в направленности формирования корпоративных структур. В некоторые периоды возрастала сила процессов концентрации и централизации, на доминирующие позиции выдвигались принципы иерархии и субординации, формы и методы централизованной организации в построении организационной структуры корпораций. На смену им приходили периоды, когда возрастала роль процессов самоорганизации, усиливались процессы децентрализации. Доминирующими факторами в построении организационных структур корпораций выступали сетевые структуры, принцип координации, формы и методы самоорганизации. На каждом историческом этапе конкретные корпоративные структуры (организационные структуры корпораций) выстраивались на основе взаимодействия и взаимодополнения форм и методов централизованной организации (иерархической системы управления), и самоорганизации (договорных отношений). Но в различные периоды менялось соотношение между ними, то один из этих аспектов выступал в качестве доминирующего, то другой.
Тенденции и закономерности
Мы не можем сказать, что общей закономерностью развития корпоративных структур было их изменение, либо в сторону иерархии, либо в сторону сетевых структур. Развития шло не по пути обособления, а по пути все более содержательного синтеза этих аспектов системной организации корпоративных структур, их взаимодополнения и взаимопроникновения.
в 2001-е гг. бюрократическая форма нерыночной организации в виде вертикальной иерархии уступает место координации бизнес-процессов, которая
может осуществляться в формах горизонтальных, сетевых и иных подобных внутрифирменных структур
Множество конкретных корпоративных (организационных) структур представляют собой формы синтеза противоположных по своей направленности и характеру принципов, факторов и процессов. Причем, каждая из конкретных корпоративных структур характеризуется определенным соотношением, специфической для нее комбинацией различных факторов, принципов субординации и координации, процессов централизации и децентрализации.
Анализ закономерностей становления и развития индустриальных корпораций (корпоративных структур), а также процессов и тенденций, которые определяют становление и развития новых форм организации производственно-хозяйственной деятельности в настоящее время позволяет сделать некоторые выводы. Процессы, протекающие в настоящее время, позволяют говорить о смене эпох в общем процессе становления и развития форм организации хозяйс-
гетерархия представляет собой новый способ организации, не являющийся ни рыночным, ни иерархическим
твенной деятельности. Завершается эпоха индустриальных корпораций, которая началась в 1840-1850-е гг. Конец XIX столетия был периодом генезиса, становления основ индустриальных корпораций. В свою очередь ХХ столетие явилось периодом доминирования и наивысшего могущества индустриальных интегрированных корпоративных структур. В 1990-е и вначале 2000-х гг. все более явственно обнаруживается тенденции, с одной стороны, упадка классических индустриальных корпораций, и, с другой, формирования новых социальных корпоративных структур. Проявлением этих процессов является также следующее: с одной стороны, вертикальные иерархические структуры заменяются горизонтальными, сетевыми, с другой -резко возрастает роль контрактной экономической организации. Если классическая индустриальная корпорация основывает свою власть и экономическое могущество на материальных и финансовых активах, технике и технологии, то в социальных корпоративных структурах в качестве ключевых активов выступает человеческий фактор, система межличностных связей и отношений, синергети-ческий эффект команды. Первые признаки этих процессов обнаружились уже в 1980-е гг., однако
крупные индустриальные корпоративные структуры все еще занимают лидирующие позиции и в мировой, и в национальных экономиках.
Чем же в реальности окажутся социальные корпорации?
Исходя из этого, можно предположить, что первая половина XXI столетия, среди всего прочего, будет периодом упадка и разрушения крупных индустриальных технократических корпоративных структур, и постепенного их вытеснения новыми формами организации хозяйственной деятельности -социальными корпорациями. Возникает вопрос: каким образом крупные корпорации будут сдавать свои лидирующий позиции, и уходить с исторической авансцены? Будет ли этот процесс идти мирно, эволюционным путем, в ходе которого буду осуществляться процессы реконструкции и реинжениринга крупных корпораций? Или же олигархические круги, власть и могущество которых основывается на крупных корпорациях, и прежде всего ТНК, без боя не сдадут свои позиции? Опасения основываются на том, что включение крупных корпораций в систему мировых хозяйственных связей, их выход на лидирующие позиции в мировом сообществе в начале XX столетия был сопряжен с двумя наиболее кровопролитными и разрушительными войнами в истории человечества.
Кроме того напрашивается вопрос: чем же в реальности окажутся социальные корпорации, будут ли они новым шагом в развитии экономической системы общества, или же они станут новым инструментом господства финансовой олигархии, новой оболочкой, которая напол-
нится старым содержанием? Для того чтобы формирующиеся в настоящее время социальные корпорации, и другие формы организации хозяйственной деятельности реально стали новым шагом в процессе социально-экономического развития, необходимо, чтобы они выступили носителями принципиально новой идеологии хозяйствования. Для формирования такой идеологии, в первую очередь, необходим отказ от таких приоритетов современной системы хозяйства, как ориентация на приумножение материального богатства, наращивание материальных и финансовых активов, рост доходов и прибыли, а также потребительство, ведущее к разжиганию в человеке нездоровых страстей и желаний.
Для того чтобы трансформационные процессы протекали мирно, без серьезных конфликтов и потрясений, необходимо понимание их закономерностей, осмысление их существа.
Также необходима, насколько это возможно, осмысленная постановка целей и создание результативных механизмов преобразований,
Литература
1, Менар К, Экономика организаций, -М.: ИНФРА-М, 1996, - 160 с,
2, Милгром П,, Робертс Д, Экономика, организация и менеджмент, В 2-х тт, -СПБ,: Экономическая школа, 1999,
3, Мильнер Б,З, Теория организации: учебник, - 2-е изд,, перераб, и доп, -М,:ИНФРА-М, 2002, - 480 с,
4, Уильямсон О, Фирмы и рынки / Современная экономическая мысль / Под ред, В,Афанасьева, Р,Энтова, - М,: Прогресс, 1981, - 815 с,
5, Уильямсон О, Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация, - СПб: Лениздат; CEV Press, 1996, - 702 с,
Alexander V. Semenkov
Doctor of Econ. Sci., Professor, Plekhanov Russian University of Economics
Regularities in Formation and Development of Corporate Structures
_Abstract
The paper contains analysis of the quantitative and qualitative changes in the forms of production and business, i.e. commercial economic activities. Conclusions are then drawn on the succession of stages of development of economic practices. The writer's hypothesis is that the first half of the 21st century will see, among all, the decay and demolition of the big industrial technocratic corporative structures and the gradual replacement thereof by the new forms of economic organization, namely the social corporations.
Keywords: industrial and economic activities, forms of organization of production and economic activities, evolution, social corporations