УДК 334.7.021
И.В. Ластовка
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПИ КАК СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
В постиндустриальном информационном обществе основным объектом хозяйственного управления становится глобальная интегрированная технологическая цепь. Товарное производство представляет собой специализированное производство товаров и услуг для внешних покупателей. Поэтому технологические цепи как система организационно-экономических отношений между поставщиками материальных ресурсов (сельское хозяйство и добыча сырья), обрабатывающей промышленностью и конечными потребителями возникли еще на заре товарного производства, на его ремесленной и мануфактурной стадиях.
Интегрированная технологическая цепь, ставшая основным объектом управления во второй половине XX в., представляет собой планомерно организованную на основе долгосрочных контрактов сеть предприятий и организаций, участвующих в разработке, производстве, реализации, а также утилизации конечной продукции. Создание этих цепей связано с процессом слияний и поглощений фирм. Можно выделить следующие особенности интегрированных технологических цепей:
- устойчивый характер кооперации, определяемый усложнением конечной продукции, ее растущей наукоемкостью и длительным научно-производственным циклом;
- межотраслевой принцип кооперации, связанный с участием в технологическом процессе не только производственных, но и маркетинговых (обосновающих целесообразность создания новой продукции и рынков ее сбыта), научно-технических (прикладные исследования, опытно-конструкторские, технологические, проектные и организационные разработки), сбытовых и сервисных (дилеры, лизинговые фирмы, центры технического обслуживания, утилизации и т. д.), финансовых организаций (кредитование, расчеты и т. д.);
- глобальные масштабы кооперации, обусловленные интеграцией региональных и национальных рынков, а также снижением серийности производства сложного оборудования, что требует расширения географии приема заказов.
- повышение планомерности кооперации: сознательное установление объема, сроков и технических условий поставок до начала производства на основе организационно-плановых, а не чисто рыночных методов, основанных на учете изменения соотношения спроса и предложения и, соответственно, цен.
Главная особенность интегрированных технологических цепей состоит в том, что происходит производство и реализация в основном специфических активов: комплектующих изделий, оборудования, инструмента, технологий, ноу-хау и других нематериальных активов, которые созданы по заказу головной организации данной цепи, предназначены для изготовления конкретной продукции и не могут быть реализованы на свободном рынке для широкого круга потребителей. Это требует применения не обычных конкурентных, а особых сетевых форм организации научно-производственного цикла.
Сеть представляет собой совокупность «узлов» и отношений, связывающих эти узлы. В экономике под сетью понимается способ регулирования взаимозависимости участников единого технологического процесса (отличающийся от координации их деятельности с помощью рыночных механизмов), основанный на кооперативной «игре», особых отношениях.
Переход от чисто рыночных к сетевым отношениям кооперирующихся фирм в конце XX в. назван сетевой революцией (chain revolution). За последние годы по этой проблеме издано более 100 монографий, преимущественно в США, Великобритании и ФРГ. Эти работы посвящены анализу особенностей конкуренции в сетях и природе менеджмента снабженческих сетей
(supply chain management), природе кооперативной стратегии в сетях, динамике межфирменного сотрудничества в межфирменных сетевых альянсах.
Для разработки концепции управления интегрированными технологическими цепями используются методы теории кооперативных игр, стратегического менеджмента и механизма принятия решений. Формирование интегрированных технологических цепей - объективный исторический процесс, вызванный глобализацией и информатизацией экономики, которых обусловили выделение обслуживающих и заготовительных подразделений (outsourcing) из состава фирм и учреждений. В условиях глобализации внешняя среда деятельности фирм существенно изменяется:
- национальные рынки потребительских товаров, природных ресурсов, средств производства, капиталов, информации и технологий, рабочей силы все более интегрируются друг с другом и включаются в единый мировой рынок, где иностранные фирмы действуют на равных правах с отечественными, а передача информации и расчеты осуществляются в реальном режиме времени через Интернет;
- объем и условия реализации товаров и услуг (в том числе требования к качеству и цены) все чаще определяются не на рынке, как это было раньше, а еще до начала производства, на основе долгосрочных контрактов с конкретными заказчиками;
- в общей массе товаров все большую роль играют не стандартные материальные блага (продовольствие, сырье и топливо, массовая техника и т. д.), а услуги (информационно-маркетинговые, инжиниринговые, консультационные, учебные и т. д.), научно-техническая продукция (патентные и беспатентные лицензии, компьютерные программы и т. д.);
- сложные технические комплексы по индивидуальным заказам;
- цены определяются затратами на единицу потребительского эффекта, а не на единицу продукции, по мере насыщения рынка и расширения среднего класса растет роль неценовой конкуренции, цены существенно дифференцируются для различных сегментов рынка;
- в структуре издержек производства увеличивается доля трансакционных (на подготовку,
заключение, юридическое сопровождение и страхование контрактов), сопряженных (в другие отрасли и сферы деятельности) и авансированных (на НИОКР, обучение кадров и т. д.) затрат;
- развиваются виртуальные (основанные на долгосрочных контрактах, а не владении имуществом и создании общих органов управления) компании - предпринимательские сети и другие объединения крупного и малого бизнеса;
- наряду с массовым производством глобальных товаров (напитки, лекарства, косметика, видеокассеты, быстрое питание и т. д.) и стандартных деталей увеличивается мелкосерийное и индивидуальное производство по заказам конкретных потребителей, а также многоассортиментное производство (номенклатура товаров и услуг растет гораздо быстрее числа фирм);
- резкое удешевление и увеличение многообразия компьютерной техники позволяет связать все рабочие места, даже в малых фирмах, в единую информационную сеть, подключенную к глобальной сети Интернет. В 90-х гг. российские производители нередко вели ценовые войны друг с другом, от которых выигрывали лишь оптовики, которые резко увеличивали свою прибыль, не меняя розничных цен. В сетевых структурах фирмы имеют возможность планировать цены с учетом интересов партнеров, не нарушая антикартельные законы.
Речь идет о переходе от затратного (себестоимость и плановая рентабельность) к ценностному методу, поскольку затратный метод полностью отдает предприятия во власть рынка, особенно при недостатке оборотных средств и жесткой конкуренции, а маркетинговая информация используется лишь для того, чтобы держать цены немного ниже конкурентных и тем самым сохранять за собой узкую нишу, относительно свободную от конкурентов. В условиях глобальной конкуренции эта стратегия себя не оправдывает, а значительное снижение цен не ведет к увеличению спроса: потребители рассматривают такое снижение, как признак низкого качества продукции.
Ценностный метод базируется не на затратах, а на оценке отношения покупателей к данному товару. При этом от «котлового» учета затрат переходят к измерению прямых затрат (direct costing), при котором постоянные расхо-
ды покрываются за счет увеличения оборота, а цена изменяется в зависимости от объема продаж. Маркетинговый отдел определяет емкость рынка и эластичность спроса, постоянно корректируя объем производства и цены, добиваясь оптимального соотношения затрат, объема продаж и прибыли.
Информатизация и глобализация трансформируют механизм спроса, предложения и ценообразования, поведение потребителей и производителей на рынке, процессы максимизации прибыли в условиях совершенной и несовершенной конкуренции, сам промышленный цикл и механизм экономического роста. Облегчается функционирование технологических цепей как целостной системы, усиливаются взаимосвязи и взаимозависимости отраслей и отраслевых технологий, ускоряется формирование межотраслевых комплексов (энергетического, нефтегазохи-мического, лесопромышленного, агропромышленного, авиакосмического, телекоммуникационного, горнометаллургического и др.) в качестве интегрированных объектов управления. Развиваются индивидуальный маркетинг (на основе создания и поддержания связи с каждым отдельным клиентом), маркетинг с обратной связью (feedback marketing), микросегментация рынка (детализированный подход к изучению запросов мелких групп заказчиков) и массовая индивидуализация отношений с клиентами (mass customization), трансакции в реальном времени (оплата счетов одновременно с поставкой товаров и услуг).
Важнейшим элементом внутренней инфраструктуры фирмы становится брандмауэр (firewall) - устройство, контролирующее доступ к локальной сети, анализирующее содержание поступающих извне пакетов данных, противостоящее воздействию извне на отдельные протоколы и приложения. Создаются виртуальные предприятия - сообщества территориально разделенных работников, которые общаются с помощью электронных средств при минимальном личном контакте, на основе развития информационных технологий.
Можно выделить четыре основных этапа развития информационных технологий.
1. Электронный обмен данными и документами в стандартной безбумажной форме (с конца 60-х гг. ХХ в.).
2. Электронный перевод денежных средств и оптимизация механизма электронных платежей с помощью банковских компьютерных сетей (с начала 70-х гг.), а затем и операций на фондовом рынке (с конца 80-х гг.).
3. Электронная коммерция на базе Интернет, обеспечивающая куплю-продажу товаров и услуг, взаимодействие покупателей и продавцов вне зависимости от их географического местоположения. Это позволило покупателям более обоснованно определять свою потребность в продукции, а затем сопоставлять все возможные варианты ее приобретения с учетом цены, качества, уровня обслуживания и надежности производителя. Покупатель получает при этом важнейшую информацию о запросах рынка.
4. Электронное управление глобальными технологическими цепочками - от разведки и добычи сырья до реализации готовой продукции.
Четвертый этап - это новый этап информационной революции. В начале ХХ1 в. крупные ТНК получили возможность управлять всем экономическим процессом, включающим маркетинг, разработку технологий и продукции, ее производство, транспортировку, обслуживание потребителей, устранение вредных воздействий на окружающую среду. При этом они получают прибыль на всех этапах этого цикла, интегрируя производство и товаров, и услуг. Создание электронных площадок позволяет интегрировать и все функции управления бизнесом - от маркетинга и разведки природных ресурсов до управления поставками, финансовыми потоками и компьютерным делопроизводством.
В итоге принципиально изменились тенденции специализации в машиностроении, других отраслях: развивается специализация на ключевой компетенции (core competence) - узком технологическом профиле, позволяющем выпускать достаточно широкий ассортимент изделий на базе общего гибкого технологического процесса, переналаживаемого оборудования и т. д. Другим фирмам, в соответствии с их ключевой компетенцией, передаются не только вспомогательные и обслуживающие операции, но и производство комплектующих изделий, деталей, инструмента и т. п.
Эта проблема в последние годы также стала важнейшей темой экономических исследований. В 1997-2008 гг. за рубежом было опублико-
вано около 100 крупных работ, посвященных ей. В частности, аутсорсингом (outsourcing) объясняется существенное увеличение числа фирм в 90-х гг. На его основе создаются бизнес-группы, базирующиеся на долгосрочных контрактах и совместном контроле интегрированного технологического цикла.
Основным следствием аутсорсинга является возрастание роли менеджмента материальных потоков, поскольку они теперь осуществляются между независимыми фирмами, а не внутри корпорации. Фирмы все чаще освобождаются не только от заготовительных, ремонтных, транспортных и других производственных цехов, но и от функций по управлению человеческими ресурсами. Передача этих функций специализированным организациям повышает качество услуг и снижает их стоимость. То же относится к обучению кадров, обслуживанию зданий, в том числе государственных учреждений, офисной техники, и другим видам услуг.
Все это коренным образом меняет методы управления и стратегию принятия решений не только в частных фирмах, но и в государственных и региональных органах управления. Государственные чиновники освобождаются от необязательных для них функций и могут сосредоточиться на обслуживании граждан и бизнеса.
Для России до сих пор были характерны обратные тенденции - приобретение крупными финансовыми группами и корпорациями смежных и несмежных производств, создание многопрофильных конгломератов, а не сетевых технологических цепей.
В развитии технологических цепей в машиностроении можно выделить четыре основных этапа:
1. Технологическая цепь внутри предприятия на базе единичного (операционного) разделения труда, управляемая производственной службой (отделом) на основе организационно-плановых методов. Внешняя кооперация на основе рыночного механизма контролировалась отделом снабжения, а сбыт продукции - коммерческими службами. Такая система преобладала в развитых странах до начала XX в., а в малом бизнесе сохранилась до сих пор.
2. Межотраслевые технологические цепи в рамках вертикально интегрированного кон-
церна (холдинга) на базе частного разделения труда получили распространение с первой половины XX в. В составе корпораций в качестве особых бизнес-единиц выделились управления комплектации и внешнеторговые фирмы. Сфера действия организационно-плановых методов управления материальными потоками существенно расширилась в процессе слияний и поглощений смежных предприятий, а также приобретения долей в капитале фирм-поставщиков (середина XX в.).
3. Сетевая организация и интеграция технологических цепей самостоятельных фирм, расположенных в различных регионах мира, на основе долгосрочных устойчивых контрактов, как правило, без собственности на материальные активы участников цепи, но при активном использовании нематериальных активов (трансфер технологий и ноу-хау, товарных знаков и т. д.). Для управления потоками товаров и услуг на основе интеграции систем снабжения, кооперации и сбыта создаются специальные посреднические фирмы с логистическими центрами (конец XX в.).
4. Учреждение конкурирующими фирмами электронных торговых площадок (со8оигст§), позволяющих управлять технологическими потоками целой отрасли на основе сочетания организационно-плановых и рыночных методов. Развитие логистических центров в качестве базовых элементов глобальной мезоэкономики (начало XXI в.).
Основной тенденцией на современном этапе является переход от дальнейшего укрупнения холдингов на базе слияний и поглощений к сетевой организации технологических потоков.
Компьютеризация позволила обеспечить реальную хозяйственную самостоятельность заводов, заменить децентрализованное распределение заказов по заводам централизованным управлением товарными потоками со стороны логистической службы корпорации.
Глобализация и информатизация экономики, специализация фирм на ключевых компетенциях сделали неэффективным дальнейшее укрупнение вертикально интегрированных корпораций.
Отношения головных подрядчиков и субподрядчиков в сетях устойчивее, глубже и слож-
нее. Они представляют собой стратегический альянс, участники которого выполняют следующие функции:
- вырабатывают общую стратегию или, по крайней мере, общую цель, обмениваясь идеями и ноу-хау;
- фирмы, образующие сеть, выступают как единый субъект конкуренции, поощряя сотрудничество в достижении общей цели, более эффективно используя ресурсы, снижая трансак-ционные издержки и затраты на контроль материальных потоков, но в то же время предоставляя всем партнерам самостоятельность в хозяйственной деятельности;
- стратегическим центром сети становится крупнейшая компания, заключающая с внешними фирмами долгосрочные контракты, которые выходят за рамки обычных отношений субподряда. Эти центры формируют стратегию, развивают ключевые компетенции партнеров, координируют их деятельность, организуют трансфер технологий и ноу-хау, заимствуя у партнеров идеи для создания новых технологий;
- в отличие от обычной системы стратегического менеджмента, основанной на линейной модели поведения фирм, стратегия сетей централизует самоорганизующиеся процессы на динамической основе, не предполагающей устойчивого равновесия. Стратегический центр собирает и анализирует информацию о новых требованиях потребителей, новых технологиях,
в том числе в смежных отраслях, имеющихся на глобальном рынке ресурсах, действиях конкурентов и на этой основе, совместно с партнерами, определяет виды деятельности сети, позволяющие гибко реагировать на запросы рынка и производить максимальную добавочную стоимость;
- функции управления товароматериальными потоками в сети обычно передаются специальной фирме.
Особое значение имеет создание электронных площадок, позволяющих сети на данном сегменте рынка выбирать наиболее эффективных поставщиков и находить покупателей в любом регионе мира. Интегрированная система, оснащенная суперкомпьютерами, позволяет органам управления технологической цепью разрабатывать и обновлять номенклатуру продукции и нормы расхода ресурсов в соответствии с заказами клиентов, оперативно управлять всей технологической цепью: информация - материалы - производство - сбыт - послепродажное обслуживание. Это резко сокращает не только трансакционные, но и организационно-плановые издержки, интегрируя электронную коммерцию, организацию работы с поставщиками и клиен-тами, управление производством, финансовыми потоками, распределение функций между структурными единицами, управление персоналом и нововведениями (в административном блоке).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Bressler, S. Communities of commerce: building internet business communities to accelerate growth, minimize risk and increase customer loyalty [Text] / S. Bressler. - N.Y., 2000.
3. Global logistics and distribution planning: strategies for management [Text] / D. Waters (ed.) - 3th ed. -L., 1999. - 398 p.
2. Doyson, S. Etal. Logistics and the extended en-
terprise: benchmarks and best practices for the manufacturing professional [Text] / S. Etal. Doyson. - N.Y., 1999. - 230 p.
4. Industrial networks and proximity [Text] / M. Green, R. McNaighton (eds.). - Aldershot (UK), 2008. - 257 p.
5. Innovative clusters: drivers of national innovation systems [Text]. - Paris: OECD, 2001. - 419 p.