ЪС
I
lu
S
u uj
<
CI uj
94
- рост мобильности, практичности, самостоятельности, восприимчивости к новым тенденциям;
- рост личной инициативы в рядах молодежи как способ самореализации и достижения целей;
- рост престижности качественного образования и профессиональных знаний;
- переход от формально-статусного отношения к образованию, к практическому использованию полученных знаний;
- поворот к укреплению своего здоровья, интерес к ЗОЖ;
- поворот к международному молодежному сообществу (научному, профессиональному и т.п.), рост интеграционных процессов (экономических, политических, гуманитарных).
Нравственные ценности современной студенческой молодежи есть взаимосвязанная система ценностей, которая оказывает влияние друг на друга.
Саенко Л.А., Бобрышов C.B. [4, 5] отмечают, что для студенческой молодежи общими можно назвать следующие ценности: самостоятельность, престижная работа,успех,уважение, образование.
Следовательно, в организация профессионального образования, где обучается студенческая молодежь, воспитание по формированию нравственных ценностей не должно прерываться, а наоборот, должно усиливаться. Так как период студенчества - основа формирования ценности труда, ценности профессии, профессиональной ответственности, семейных ценностей.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что система ценностей человека имеет непосредственное влияние на его жизнедея-
тельность. Система ценностных ориентаций определяет направленность личности, составляет основу взаимоотношения между людьми и социумом в целом. Но лишь гуманистические ценности способны помочь развитию полноценного, здорового общества. И прививать нравственные ценности необходимо студенческой молодежи, являющейся фундаментом социума.
Литература:
1. Зеньковский В.В. Педагогика. - М., 1996. - 220 с.
2. Масленникова С.Ф. Воспитание нравственных качеств учащейся молодежи как педагогическая проблема // Цивилизационные перемены в России : сборник научных статей по материалам Научно-практической конференции ; Уральский государственный лесотехнический университет. -2013.-С. 84-87.
3. Мустафина Д.Б. Проблемы нравственно-этического воспитания в современном мире // Перспективы развития науки и образования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 13 частях. -2015.-С. 106-108.
4. Саенко Л.А., Бобрышов C.B. Методологическая оценка компетентностного подхода в подготовке специалиста // Вестник Академии права и управления. - 2016. - № 43. - С. 125-131.
5. Саенко Л.А. Аксиологическое содержание образования в условиях трансдисциплинарности // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № б (67).-С. 136-137.
6. Саенко Л.А. Ценностные ориентации будущих педагогов в современном обществе // Журнал гуманитарных наук. - 2017. - № 18. - С. 22-23.
7. Степанюк Ю.Ю. Нравственное воспитание как залог формирования гражданственности молодежи // Высшая школа. - 2016. - № 8. - С. 88-90.
8. Хакимов Н.Х. Образование как важный фактор в нравственном воспитании учащейся молодежи // Проблемы и достижения современной науки. -2016,-№1 (3).-С. 162-164.
NETWORK TRAINING COURSE IN FORMING PROFESSIONAL AND CREATIVE COMPETENCE OF MASTERS OF PEDAGOGICAL EDUCATION
Kulibekov Asadulla Nurullaevich, Postgraduate student Vezirov Timur Gadzhievich, DSc of Economics, Professor
Department of Methods of Teaching Mathematics and Computer Science, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Republic of Dagestan
The article deals with the pedagogical aspects of the use of the network training course, assesses some problematic trends in regulation, organization and in the provision of network technologies in the preparation of masters; proposals are made to establish the prerequisites for the use of the network training course and on the formation of motivation for the organization of network technologies in the process of forming the professional and creative competence of undergraduates in the direction of preparation. 44.04.01 "Pedagogical Education" (master's level) (master program "Information Technologies in Physico- mathematical education "). This competence is formed by using the network training course in the process of studying the discipline by choice "Portal technology in teacher education " in the educational process of the master's degree. The structure of the network training course is proposed.
Keywords: professional-creative competence; network technologies; network training course; master student; single information space; elective discipline.
СЕТЕВОЙ УЧЕБНЫЙ КУРС В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАГИСТРАНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассмотрены педагогические аспекты использования сетевого учебного курса, оцениваются некоторые проблемные тенденции в регулировании, организации и в обеспечении сетевых технологий в подготовке магистров; высказываются предложения направленные на установление предпосылок к использованию сетевого учебного курса и на формирование мотивации к организации сетевых технологий в процессе формирования профессионально-творческой компетентности магистрантов по направлению подготовки 44.04.01 "Педагогическое образование" (уровень магистратура) (магистерская программа "Информационные технологии в физико-математическом образовании"). Данная компетентность формируется при использовании сетевого учебного курса в процессе изучения дисциплины по выбору "Портальная технология в педагогическом образовании" в образовательном процессе магистратуры. Предлагается структура сетевого учебного курса. Ключевые слова: профессионально-творческая компетентность; сетевые технологии; сетевой учебный курс; магистрант; единое информационное пространство; дисциплина по выбору.
УДК 378 ВАК РФ 13.00.08
© Кулибеков А.Н., 2018 © Везиров Т.Г., 2018
В "Концепции модернизации российского образования" отмечается, что "Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание" [5].
Острую проблему в современных условиях представляет снижение уровня доступности качественных образовательных услуг и ресурсов, которые могут предоставить далеко не все учебные заведения. Реагируя на изменения в обществе и опережая их, постоянно обновляя и совершенствуя, образование выполняет наиболее важные функции в обеспечении социального прогресса. Ведущую роль в достижении высокого качества образования, а также во всех процессах его совершенствования играют педагоги [1; 4; 6; 8; 10].
Проблема активизации творческой деятельности педагога и обучающихся всегда была одной из наиболее актуальных в теории и практике обучения. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, усилия государства направлены на повышение качества образования.
Проведённый нами анализ документов, регламентирующих деятельность образовательных организаций, показал, что в настоящее время компетентностный подход является основным ориентиром для создания качественной системы образования в России и за рубежом [3].
Одним из видов компетентности, которые рассматриваются в ФГОС ВО является профессиональная компетентность, как комплексная характеристика личности, характеризующая умения специалиста актуализировать накопленные знания и в нужный момент использовать их в процессе реализации профессиональных функций. Компетентность проявляется и приобретается в деятельности [7].
В нашем исследовании мы рассматриваем профессионально-творческую компетентность магистрантов, где важную роль играет сетевой учебный курс.
КУЛИБЕКОВ Асадулла Нуруллаевич, аспирант
ВЕЗИРОВ Тимур Гаджиевич, доктор педагогических наук, профессор
кафедра Методики преподавания математики и информатики, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Республика Дагестан
ЪС
UJ
u
UJ
< a.
UJ
96
Творческая компетентность магистранта представляет собой интеллектуальную и педагогическую ценность, а уровень ее сформированное™ является одним из факторов, влияющих на успешность педагогической деятельности [3]. В предлагаемой трактовке творческая компетентность магистранта выступает профессионально-личностной характеристикой, требующей многоаспектного подхода к ее изучению.
В настоящее время сетевые технологии активно внедряются в профессиональный образовательный процесс педагогического вуза [2]. Профессиональная подготовка магистрантов, связанная с организацией процесса применения сетевых технологий в образовательном процессе, требует разработки системы для формирования у них профессионально-творческой компетентности.
Под профессионально-творческой компетентностью будущих магистров педагогического образования нами подразумевается достаточно сформированная совокупность качеств, позволяющая самостоятельно, осознанно и эффективно выбирать и реализовать собственную образовательную траекторию и осваивать выбранную образовательную программу [3].
Профессионально-творческая компетентность, наряду с научно-методической компетентностью педагога, можно в самом общем виде определить как неотъемлемую часть профессиональной компетентности.
Переход педагога от выполнения функций транслятора знаний к функциям организатора, вдохновителя, координатора предполагает сформированность соответствующих профессионально творческих качеств и профессионально-педагогической позиции, основанной на понимании целей современного образования, механизмов личностного развития, способов педагогического управления им.
Под системой формирования профессионально-творческой компетентности будем понимать процесс приобретения совокупности содержания, форм, методов с целью готовности магистранта к организации и применению сетевых технологий, обеспечивающую успешную профессиональную деятельность. Важно также отметить, что магистрант существует лишь в процессе развития себя самого и совершенствования профессиональной деятельности.
Постоянное профессионально-творческое развитие магистранта есть еще и необходимое условие его профессиональной компетентности, поскольку потребность развития и рабо-
та над своим образованием - мощное звено, соединяющее педагога и обучающего в их взаимодействии, открывающее возможность решить одну из главных задач педагогической деятельности - приобщить, увлечь обучающего собственным развитием. Более века наблюдается процесс интенсивного совершенствования форм, методов, содержания образования. Этот процесс бесконечен, поскольку существует неустранимое противоречие между постоянно усложняющимися требованиями образовательных стандартов и консерватизмом образовательных систем, где в решении его важную роль могут сыграть сетевые учебные курсы, под которыми подразумеваются обучающие программы и программные комплексы, использующие локальные сети и глобальную сеть Интернет в синхронном режиме (on-line) и асинхронном режиме (off-line) для различных образовательных целей.
Преимущество сетевого обучения в обеспечении интерактивной связи с обучающимися через Интернет, в том числе и в режиме реального времени. Сетевые средства обеспечивают доступ к базам данных по различным областям знаний.
В практической педагогике начало использования данного термина относится к 70-80-м годам прошлого века. Тогда метод сетевого планирования был заимствован из экономической науки и перенесен в педагогическую практику (Ю.П. Болтышев, В.С.Кучинский, A.A. Овчинников, Г.Ф. Петров, A.A. Чепцов, Б.И. Черкасов). В конце 1990-х годов его описал Ю.А. Конаржевский.
Нами разработано и внедряется в учебный процесс магистратуры сетевой учебный курс "Портальная технология в педагогическом образовании", который включен в блок Б1.В.ДВ "Дисциплины по выбору" учебного плана магистратуры (магистерская программа "Информационные технологии в физико-математическом образовании").
Целью освоения сетевого учебного курса "Портальная технология в педагогическом образовании" является формированиеу будущих магистров систему знаний, умений и навыков в области создания федерального информационного пространства на базе объединения региональных и университетских компьютерных сетей, информационных систем и образовательных программ.
В результате освоения данного курса магистрант должен:
1) знать:
- сущность понятия "портальная технология";
-классификацию и дидактические функции портальных технологий;
- современные приемы и методы использования портальных технологий при проведении разного рода занятий, в различных видах учебной и воспитательной деятельности.
2) уметь:
- проектировать, разрабатывать и использовать в образовательном процессе портальную технологию;
- конструировать учебный процесс с использованием средств портальной технологии.
3) владеть приемами и методами использования портальной технологии в профессиональной деятельности.
Таким образом, учебный процесс должен быть направлен не только на приобретение обучающимися определенных профессио-нальныхзнаний и умений, но и способствовать развитию их творческих качеств, познавательных возможностей, способности к самообразованию и самоорганизации, коммуникабельности и также работать в коллективе и управлять им.
На изучение данного курса отводится 2 зачетные единицы (72 часа), из них:
-4 ч. - лекции;
-16ч,- практические занятия;
- 52 ч. - самостоятельная работа студента.
Сетевой учебный курс "Портальная технология в педагогическом образовании" имеет следующую структуру:
1. Теоретический блок (информация для изучения теоретических основ дисциплины, методические рекомендации по изучению дисциплины, четкая структуризация предметного материала, компактность представленного информационного материала).
2. Практический блок (средства для поддержки практических занятий, контроля знаний, взаимодействия между педагогом и обучающимися, приспособления для управления процессом изучения дисциплины, графическое оформление и наличие иллюстративного материала)
3. Контрольный блок (анкетирование, тестирование, задания с выбором ответов, задания на установление соответствия и т.п.)
4. Интернет ресурсы(контакты, блог, чат, форум, глоссарий).
Технологической платформой реализации обучения с применением сетевых технологий является образовательный сайт, позволяет эффективно решать следующие задачи:
- размещать учебные материалы и контролировать их использование;
- проводить мониторинг учебного процесса;
- осуществлять контроль знаний обучающихся с помощью подсистемы тестирования;
- обеспечивать общение участников образовательного процесса с помощью средств коммуникаций в реальном времени.
Сайт доступен участникам образовательного процесса в сети Интернет, который состоит из множества подсистем, позволяющих организовывать и управлять учебным процессом, таких как теоретический блок, практический блок, контрольный блок, подсистема общени-я(форум, чат), блог. Базовым объектом сайта является курс. Учебный курс является сетевым и доступен неограниченному количеству пользователей сети Интернет.
В совокупности вышеперечисленные объекты сайта позволяют осуществить автоматизированный учебный процесс с выполнением следующих функций: эффективного управления учебно-познавательной деятельностью слушателей по изучению курса; рационального сочетания различныхтехнологий представления учебного материала курса (текст, графика, аудио, видео, анимация); обеспечения организации общения участников образовательного процесса на основе сетевых технологий. Все перечисленное способствует реализации принципов разработанной модели.
Таким образом, теоретическое обучение осуществляется как посредством традиционных лекционных занятий, так и в процессе самостоятельной работы с ресурсами курса.
Контроль знаний магистрантов осуществляется на протяжении всего периода обучения. Подсистема тестирования сайта позволяет организовывать ОпЫпе-тестирование как для самоконтроля магистрантов своих знаний (результаты тестов не идут в общий зачет), так и рубежного и итогового контроля.
Разработанный сетевой учебный курс "Портальная технология в педагогическом образовании" в обучении магистрантов, позволил выделить следующие преимущества:
- целостный охват происходящего четким его планированием;
- способность запомнить сказанное, прочитанное, увиденное;
- быстрота и эффективность запоминания учебного материала;
- выстроить связи между основными понятиями дисциплины;
- повышение эффективности памяти, мотивацию к усвоению дисциплины;
-улучшение мыслительных навыков, структурирование информации, выделение опорных понятий.
ЪС
UJ
u
UJ
< a.
UJ
98
Кроме профессиональных компетенций (ПК), представленные в ФГОС ВО (уровень магистратура), нами при изучении дисциплины по выбору "Портальная технология в педагогическом образовании" выделены следующие специальные компетенции (CK):
- способность самостоятельно приобретать с помощью сетевых технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, непосредственно связанные со сферой профессиональной деятельности (СК-1);
- способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием сетевыхтехнологий в условиях формирования профессионально-творческой компетентности (СК-2).
Использование сетевого учебного курса показывает об эффективности его на всех этапах практических занятий, а также повышение профессионально-творческой компетентности магистрантов, где формируются вышеуказанные специальные компетенции (СК-1, СК-2).
Данный сетевой учебный курс позволяет будущим магистрам самостоятельно приобретать новые знания, повышая качество знаний по конкретной дисциплине,а также преодолеть недостатки традиционной методики работы с учебным материалом, которые являются основными составляющими профессионально-творческой компетентности магистрантов.
Литература:
1. Бондарева Г.А., Петрова Н.П. Информационная насыщенность образовательного процесса в вузе в современный период информатизации образования // Kant. - 2016. - № 3 (20). - С. 24-29.
2. Везиров Т.Г., Коломина М.В. Организация сетевого взаимодействия в реализации образовательных программ магистратуры вузами-партнерами // Мир науки, культуры, образования. - 2017. -№ б (67). - С. 96-98.
3. Кулибеков А.Н. Компетентностно-ориентиро-ванный подход в формировании профессионально-творческой компетентности студентов магистратуры // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология : сборник научных трудов: - Ялта : РИО ГПА, 2017. - Вып. 56. - Ч. 8. - 124-130 с.
4. Лызь Н. А. Риски подготовки педагога в условиях модернизации образования // Педагогическое образование университетского типа: культурные традиции, современное состояние, взгляд в будущее : материалы 2-й Международной научно-практической конференции: в 2 т. Т. 1: Теоретико-методологические проблемы развития педагогического образования в университете. -Ростов-н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2014. - С. 138-142.
5. Модернизация современного российского образования: концепции, региональные подходы, содержательные практики и технологии: сборник научных трудов. 20 ноября 2013г. / Гл. ред. Широков О.Н.- Чебоксары: ЦНС"Интерактив плюс",2013. -82 с.
6. Муршед М., Чийоке Ч., Барбер М. Как лучшие системы школьного образования продолжают совершенствоваться / пер. с англ. Н. Микшиной // Вопросы образования. - 2011. - № 1. - С. 7-25.
7. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Режим доступа: http://fgosvo.ru/
8. Фуллан М. Выбор ложных движущих сил для реформы целостной системы // Вопросы образования. - 2011. - № 4.-С. 179-105.
9. Шадриков В. Д. - М. : Университетская книга, 2010. - 319. - Режим доступа : http:// www. bi Ы i ocl ub.ru/ind ex. php? pa ge=book&id = 84786 . - На рус. яз. - ISBN 978-5-98699-134-4.
10.Schleicher A. Building a high-quality teaching profession: Lessons from around the world, OECD Publishing, 2011 [Электронный ресурс]. URL: http:/ / dx.doi.org/10.1787/9789264113046-en (дата обращения: 15.04.2015).
DEVIANT BEHAVIOR OF ADOLESCENTS AS A DISTORTION OF FAMILY EDUCATION
Kushka Mark Crigorievich, Postrgarduate student, Moscow State Pedagogical University, Moscow
in the article the author at the gnoseological level considers the problem of aggressiveness and deviant behavior of adolescents in the perspective of moral education of the individual in the conditions of modern society, determining the causes of its occurrence and the factors that can have a significant impact on the formation of the personality of the teenager. All the conclusions presented in the paper are based on the fact that deviations from social norms that are not based on great diversity have some common causes supporting their existence, leading to their growth and prevalence. The consideration of the adolescent's deviant behavior in the present paper is based on the classification of causes into objective and subjective contradictions of social development that can disrupt the interaction of the adolescent's personality with the social environment and lead to such forms of behavior of individuals that are not consistent with the current normative system in society, in this article, the author describes a number of features and causes of the deviant behavior of adolescents in terms of the role of the institution of the family in the propaedeutics of this pathology. The significance of the results obtained by the author in the course of the study is determined by the possibility of their use in the development of the content of prevention programs, based on the presented micro - social risk factors-individual and family, which will allow to develop methodological recommendations for their subsequent implementation in the system of educational institutions.
Keywords: deviant behavior; teenager; aggression; aggressiveness; family; family values; upbringing; morality.