Научная статья на тему 'Факторы, детермирующие подготовку будущих магистров к организации и применению сетевых учебных курсов'

Факторы, детермирующие подготовку будущих магистров к организации и применению сетевых учебных курсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NETWORK TRAINING COURSES / MEANS OF FORMATION OF READINESS / SYSTEM OF FORMATION OF READINESS / PROFESSIONAL AND CREATIVE COMPETENCE / PROFESSIONAL EDUCATION / СЕТЕВЫЕ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ / СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ / СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулибеков А. Н.

В статье рассмотрена проблема формирования готовности будущих магистров к организации и применению сетевых учебных курсов. Определяется совокупность способов действий, направленных на установление предпосылок к использованию сетевых учебных курсов и на формирование профессионально-творческой компетентности магистрантов в процессе профессионального образования. Высказываются предложения направленные на установление необходимых условий к использованию сетевого учебного курса и на формирование мотивации к организации сетевых технологий. Автор приходит к выводу о том, что сетевое взаимодействие позволяет повысить эффективность использования ресурсов; реализовать право выбора образовательных услуг, тем самым существенно повысить качество образовательных услуг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулибеков А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS DETERMING THE PREPARATION OF FUTURE MASTERS TO ORGANIZATION AND USE OF NETWORK TRAINING COURSES

In the article a problem of formation of readiness of future masters for organization and application of network training courses is considered. A set of methods of actions aimed at establishing prerequisites for the use of network training courses and on the formation of professional and creative competence of undergraduates in the process of professional education is defined. The proposals are aimed at establishing the necessary conditions for the use of the network training course and on the formation of motivation for the organization of network technologies. The author finds that networking allows greater efficiency in the use of resources; to exercise the right of choice of educational services, thereby substantially improve the quality of educational services.

Текст научной работы на тему «Факторы, детермирующие подготовку будущих магистров к организации и применению сетевых учебных курсов»

6. Kosteckaya G.A., Kiseleva 'EM. Problemy prakticheskoj podgotovki uchitelej bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti v usloviyah mnogourovnevogo obrazovaniya i modernizacii obrazovatel'nyh standartov. Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU, Seriya «Gumanitarnye iobschestvennye nauki». № 2 (24).

7. Vereschagina N.O., Vilejto T.V., Kiseleva 'E.M. Sovershenstvovanie metodicheskoj podgotovki bakalavrov i magistrov v obrazovatel'noj oblasti bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti v usloviyah modernizacii obrazovatel'nyh standartov. Perspektivyrazvitiya nauki: Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Otvetstvennyj redaktor: A.A. Sukiasyan. Ufa, 2014: 252 - 259.

Статья поступила в редакцию 06.12.18

УДК 378

Kulibekov A.N., postgraduate, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

FACTORS DETERMING THE PREPARATION OF FUTURE MASTERS TO ORGANIZATION AND USE OF NETWORK TRAINING COURSES. In the article a problem of formation of readiness of future masters for organization and application of network training courses is considered. A set of methods of actions aimed at establishing prerequisites for the use of network training courses and on the formation of professional and creative competence of undergraduates in the process of professional education is defined. The proposals are aimed at establishing the necessary conditions for the use of the network training course and on the formation of motivation for the organization of network technologies. The author finds that networking allows greater efficiency in the use of resources; to exercise the right of choice of educational services, thereby substantially improve the quality of educational services.

Key words: network training courses, means of formation of readiness, system of formation of readiness, professional and creative competence, professional education.

А.Н. Кулибекое, аспирант, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИРУЮЩИЕ ПОДГОТОВКУ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРИМЕНЕНИЮ СЕТЕВЫХ УЧЕБНЫХ КУРСОВ

В статье рассмотрена проблема формирования готовности будущих магистров к организации и применению сетевых учебных курсов. Определяется совокупность способов действий, направленных на установление предпосылок к использованию сетевых учебных курсов и на формирование профессионально-творческой компетентности магистрантов в процессе профессионального образования. Высказываются предложения направленные на установление необходимых условий к использованию сетевого учебного курса и на формирование мотивации к организации сетевых технологий. Автор приходит к выводу о том, что сетевое взаимодействие позволяет повысить эффективность использования ресурсов; реализовать право выбора образовательных услуг, тем самым существенно повысить качество образовательных услуг

Ключевые слова: сетевые учебные курсы, средства формирования готовности, система формирования готовности, профессионально-творческая компетентность, профессиональное образование.

Современная социально-экономическая ситуация развития системы высшего образования требует от педагогических кадров высокого уровня профессиональной мобильности. Поиск форм, путей, способов подготовки профессионально мобильного специалиста становится для России значимой и актуальной проблемой. Решение задачи подготовки профессионально мобильных специалистов требует глубокой теоретической рефлексии природы профессиональной мобильности, механизмов её реализации, анализа условий и факторов, влияющих на формирование высокого уровня профессиональной мобильности специалистов.

Нельзя не отметить тот факт, что современный мир практически стал информационным из-за широкого использования сетевых технологий, которые становятся неотъемлемой частью профессиональной деятельности десятков миллионов людей.

В настоящее время сетевые технологии активно внедряются в профессиональный образовательный процесс и систему образования. Идеи внедрения сетевых технологий распространяются на уровень педагогических систем, образовательной среды, личности, содержания воспитания и образования. Сложность процесса подготовки будущих магистров к организации применения сетевых учебных курсов требует разработки системы для формирования их готовности к решению профессиональных проблем.

Как отмечают М.Л. Кондакова и Е.Я. Подгорная, сетевые технологии в образовательном процессе, обладают следующими свойствами [1]:

- гибкость, адаптивность (способность выполнять задания индивидуаль-

- интерактивность (возможность обучения в интерактивном режиме всем участникам образовательного процесса);

- асинхронность (возможность осуществлять технологическое обучение независимо от времени, по удобному графику);

- открытость (инструкторам предоставляется доступ ко многим источникам образовательной информации, таким как электронные библиотеки, базы данных, электронные ресурсы различных организаций и учебных заведений и т. д.);

- массивность (эффективность технологического обучения не зависит от количества студентов);

- доступность (возможность равного предоставления задания независимо от места и места жительства).

Положительные свойства сетевых технологий будут способствовать развитию независимой, поисковой, исследовательской деятельности магистрантов для организации и повышения у них познавательного и профессионально-творческого интереса.

Как отмечают авторы монографии [2] Т.Г. Везиров и А.В. Бабаян, используя сетевые технологии, у каждого студента магистратуры есть возможность

развития и совершенствования своих профессиональных ключевых компетенций.

По мнению зарубежных авторов [3], сетевое обучение - плановое обучение, при котором учение отделено от преподавания, и, следовательно, требующее специальной методики разработки учебных пособий, особой стратегии преподавания, особых средств коммуникации посредством сетевых или иных технологий, равно как и специальных организационных и административных решений.

По определению С.А. Щенникова [4], сетевое обучение - форма обучения, отличающаяся преимущественно разделенным во времени и пространстве опосредованным учебными текстами, общением обучающих и обучающихся. Руководство обучением осуществляется через установочные лекции и посредством инструктивных материалов, рассылаемых по почте или/и через современные средства коммуникации, а также в ходе периодических очных контактов обучающих и обучающихся».

Эти составляющие позволяют создать единое информационно-образовательное пространство, которое включает в себя образовательный процесс, его информационное содержание, управление этим процессом и современные педагогические технологии.

Сетевое обучение, по мнению А.Н. Богомолова, «протекает в виде самостоятельной индивидуальной работы обучающихся и в виде диалогового обмена информацией со всеми субъектами учебного процесса».

Структура информационно-образовательной среды курса, построенного на модели сетевого обучения, представлена следующими инвариантными компонентами [5 - 8].

Нам представляется, что именно сетевые технологии, на наш взгляд, могут обеспечить достижение следующих педагогических целей:

- развитие культуры общения: коммуникабельности, контактности в различных социальных группах;

- умение выполнять различные социальные роли в совместной деятельности;

- психологическая и практическая подготовка будущих специалистов для комфортной профессиональной деятельности в условиях информационного общества.

Для наиболее эффективного достижения поставленных целей необходимы определенные предпосылки для их осуществления. Речь идет о том, чтобы самостоятельная работа специалиста с применением сетевых технологий приобрела такие объективные свойства, которые бы формировали стойкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, развивали бы творческие способности обучаемых, позволяли бы их реализовать в полном объёме.

В настоящее время сетевые технологии активно внедряются в профессиональный образовательный процесс педагогического вуза. Профессио-

Создайте ваш сайт на WlX

ИНСТРУКТИВНЫЙ БЛОК ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК КОММУНИКАТИВНЫЙ БЛОК КОНТРОЛЬНЫЙ Б ТОК ВЕБИНАР ЧАТ ФОРУМ More

Рис. 1.Главная страница сайта «Портеьная технология в педагогическом образовании»

нальная подготовка магистрантов, связанных с организацией процесса применения сетевых учебных курсов в учебном процессе, требуетразработки системы для формирования их профессиональной и творческой компетенции.

Под профессионально-творческой компетентностью будущих магистров педагогического образованияна миподразумевается достаточ носформированная совокупность качеств, позволяющая самостоятельно, осознанно и эффективно выРиратьирф^иззвртзвобствннвую образовнтельвзю твафкторзюмосваивать выбранную образовательную программу [6].

Профессиозалвро-творуевкся томнзтбнтнбсть.нояябусзучтн-бетзди-ческой компетентностью педагога, можно в самом общем виде определить как неорнемлемуючасть артфеосввнмнуной коспеоелтносяи.

В рамках системы формирования профессионально-творческой компетентности мы понимаем процесс приобретения совокупности содержания, форм, н/1ттодовннальфяоуготафкаоасиорронтбвфрганнза.иивт^менвсиф сетевых учебных курсов, что обеспечит успешную профессиональную дея-телвФoарь.Baмав тяио оумвтиаь.что мягнстрлфтвфнст^^ет /^ишчс^р^вцес-се развития себя самого и совершенствования профессиональной деятельно сто.

В этом вопросе будущим магистрам может помочь разработанный нами сетевой учебний кнрв «иезтальноя тбхиосогуявпбдазогичегадм^(^чвззв^ил, который включен в блок Б1.В.ДВ «Дисциплины по выбору» учебного плана маги-стрвзтмтввоторреая пнвфаима-Инфсрмуционное реанологви в фс^^о^м^^'^б-матическом образовании»).

CфаннlЮкyвнзpeсcрaытeт с^о^с^т аидактический, программный и технический интерактивный комплекс для обучения преимущественно в среде Интернет, который обеспечивает непрерывность, полноту дидактического цикла, и имеющий следующ уюмруыу3 (Рис. 1):

1. Инструктивный блок (описание целей, организация учебного процесса, методические рекомендации по самостоятельному изучению курса);

2. Информационный блок (учебная информация, структура учебного пособия);

3. Коммуникативный блок (электронные семинары, консультации, дистан-виунрыеянaзчисyмlюьлб0pмт0pные авбовы);

4. Контрольный блок (тестовый и рейтинговый контроль в авторизованном Hбжиао);

5. Сетевое взаимодействие (вебинар, чат, форум, контакты).

OдвoЗиьвaжняйшнниaоaч oOфaвoнотрлнвoЧсPяаeльнocти нашего исследования на современном этапе выступает организация сетевого взаимодействия матинсрануов.

Сегодня под сетевым взаимодействием понимается система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного обра-зовозиядоя волxкФтаглpитгpсждон,вaамоткввлстчсбразoвa ния, открытость образовательных организаций, повышение профессионально-творческой компе-т0нзт0увиуeдуг0гбвузcнельл0зaитe сив рeмеgнвlаЮlаT)Tбx н во гий.

Сетевое взаимодействие позволяет повысить эффективность использования ресурсов. Реализовать право выбора образовательных услуг, т.е. повысить качество образовательных услуг

нс ствФшез^^нвн^1^юо^1^ет1 яaTтnиoчсoдвюрорриecт влять автоматизированный учебный процесс со следующими функциями: эффективное управ-лесизабтч етитч т позннвательуоИдаяоeяннocтую0озyшнрlвaгистров при изучении сетевого учебного курса; рациональное сочетание различных технологий для представления материала курса (текст, графика, аудио, видео, анимация); обеспечение организации общения участников образовательного процесса на основе сетевых технологий. Всё перечисленное способствует реализации прин-цтпоу фшpаботауноймoочлв.

Библиографическийсписок

1. Кондакова М.Л., Подгорная Е.Я. Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций. Москва, 2005.

2. Везиров Т.Г., Бабаян А.В. Профессиональная подготовка магистров педагогического образования средствами электронного обучения: Монография. Ульяновск, 2015.

3. Information and communication technologies in distance education Specialized training course/Course team chairman Michael G. Moore. UNESCO Institute for information technology in education, 2002.

4. ЩенниковС.А. Открытоедистанционноеобразование. Москва,2002.

5. Богомолов А.Н. Сетевое обучение и формы его реализации в учебном процессе. Русский язык за рубежом. 2006; 1: 36 - 44.

6. Кулибеков А.Н. Компетентностно-ориентированный подход в формировании профессионально-творческой компетентности студентов магистратуры. Проблемы совре-менногопедагогическогообразования.Серия:Педагогикаипсихология.Япга:РИОГПА, 2017;Вып.56;Ч.8: 124- 130.

7. Шадриков В.Д. Профессиональные способности: монография. Москва: Университетская книга, 2010: 319. Available at: http://www.biblioclub.ru/index. php?page=book&id=84786

8. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. Москва: Школа-Пресс, 1994.

References

1. Kondakova M.L., Podgornaya E.Ya. Metodicheskie rekomendacii po organizacii uchebnogo processa s ispol'zovaniem distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij v usloviyah setevogo vzaimodejstviya obrazovatel'nyh uchrezhdenij i organizacij. Moskva, 2005.

2. Vezirov T.G., Babayan A.V. Professional'naya podgotovka magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya sredstvami 'elektronnogo obucheniya: Monografiya. Ul'yanovsk, 2015.

3. Information and communication technologies in distance education Specialized training course/Course team chairman Michael G. Moore. UNESCO Institute for information technology in education, 2002.

4. SchennikovS.A. Otkrytoedistancionnoeobrazovanie. Moskva,2002.

5. Bogomolov A.N. Setevoe obuchenie i formy ego realizacii v uchebnom processe. Russkijyazykza rubezhom. 2006; 1: 36 - 44.

6. Kulibekov A.N. Kompetentnostno-orientirovannyj podhod v formirovanii professional'no-tvorcheskoj kompetentnosti studentov magistratury. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Seriya: Pedagogika i psihologiya. Yalta: RIO GPA, 2017; Vyp. 56; Ch. 8: 124 - 130.

7. Shadrikov V.D. Professional'nye sposobnosti: monografiya. Moskva: Universitetskaya kniga, 2010: 319. Available at: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84786

8. Robert I.V. Sovremennye informacionnye tehnologii v obrazovanii. Moskva: Shkola-Press, 1994.

Статья поступила в редакцию 18.12.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.