Библиографический список
1. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, родителями. Москва: Генезис, 2009.
2. Чернявская В.С., Меркулов Д. С. Взаимосвязь результатов ЕГЭ и учебной успешности выпускников школы. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015; №6 (50): 290 - 300.
3. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки обучения школьников: Экспериментальное педагогическое исследование. Москва: Педагогика, 1984.
4. Аминов Н.А., Жамбеева З.З. Разноуровневые связи «самоценности» личности подростка в структуре интегральной индивидуальности. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 232 - 235.
References
1. Chibisova M.Yu. Psihologicheskaya podgotovka k EG'E. Rabota s uchaschimisya, roditelyami. Moskva: Genezis, 2009.
2. Chernyavskaya V.S., Merkulov D. S. Vzaimosvyaz' rezul'tatov EG'E i uchebnoj uspeshnosti vypusknikov shkoly. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem ('elektronnyj nauchnyj zhurnal). 2015; №6 (50): 290 - 300.
3. Amonashvili Sh.A. Vospitatel'naya i obrazovatel'naya funkcii ocenki obucheniya shkol'nikov: 'Eksperimental'noe pedagogicheskoe issledo-vanie. Moskva: Pedagogika, 1984.
4. Aminov N.A., Zhambeeva Z.Z. Raznourovnevye svyazi «samocennosti» lichnosti podrostka v strukture integral'noj individual'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 232 - 235.
Статья поступила в редакцию 07.02.16
УДК 378.14
Shevchenko G.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), North-Caucasus Federal University (Stavropol, Russia),
E-mail: [email protected]
Brynza S.Yu., postgraduate, North-Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
NETWORKING AS A CONDITION TO IMPROVE TRAINING AMONG MASTER STUDENTS MAJORING PEDAGOGICAL EDUCATION. In the article the authors study how networking may serve as a condition to improve the quality of education, the development of professional competencies of undergraduates whose specialization is pedagogy. The work focuses on the feasibility of the formation of competencies of master's graduates and proposes ways to develop innovations in the form of networking, telecommunications projects, conferences, webinars, experimental activities, for a modern teacher should be ready to participate in networking and to be able to effectively access and use the acquired knowledge in the educational process. The training of undergraduates should be based on modern approaches in the study of compulsory and core subjects, conceptual reference points in the field of network communication and the use of media in education (the formation of information culture and the readiness of the teacher) and actively using them in their own educational activities.
Key words: online communities, networking, educational network, professional competence.
Г.И. Шевченко, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь,
E-mail: [email protected]
С.Ю. Брынза, аспирант, ФГАОУВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь,
E-mail: [email protected]
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ
МАГИСТРАНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Рассматриваемое в статье сетевое взаимодействие представляется как условие, способствующее повышению качества образования, развитию профессиональных компетенций магистрантов по направлению подготовки Педагогического образование. Основное внимание уделяется целесообразности формирования у выпускников, обучающихся по программе магистратуры компетенций к освоению инновационных разработок в виде: сетевых сообществ; телекоммуникационных проектов; конференций, вебинаров, опытно-экспериментальной деятельности, поскольку современный педагог должен быть готов к участию в сетевом взаимодействии и способен эффективно получать и использовать приобретенные знания в образовательном процессе.
Ключевые слова: сетевые сообщества, сетевое взаимодействие, образовательная сеть, профессиональные компетенции.
Современные ориентиры в области овладения профессией - получение индивидуального профессионально-педагогического опыта, формирование умений решать профессиональные задачи, активно разрабатываемые в рамках компетентностного подхода, задают принципиально иной вектор подготовки будущего педагога: открытость миру, ориентированность на непрерывность и вариативность образования, постоянное совершенствование собственного профессионального уровня, умения работать с информацией. В данном аспекте разрабатываются идеи использования потенциала сетевого взаимодействия, развитие которого на разных ступенях системы образования, являясь частным случаем более общей проблемы - организации всестороннего и эффективного партнерства, выступает одной из ключевых задач образовательной политики. Сетевое взаимодействие рассматривается в качестве условия и гаранта доступности качественного образования, непрерывности образования, эффективного фактора профессионального развития, способствующего подготовки конкурентоспособного специалиста и его адаптации на рынке труда [1].
Внедрение сетевых образовательных программ диктуется на государственном уровне в новом законе «Об образовании в Российской Федерации». Сетевая форма обучения обеспечивает возможность освоения студентами магистратуры образовательной программы с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций, осуществляющих подготовку будущих специалистов. На сегодняшний день для вузовской ступени активно разрабатываются различные сетевые образовательные программы, основополагающим для которых являются академическая мобильность, современные формы обучения (конференции, вебинары, совместные студенческие исследовательские проекты, гранты). Именно данная ступень интересна с точки зрения использования разных форм сетевого взаимодействия (с целью повышения качества образования) и подготовки студентов к осуществлению партнерства в будущей профессиональной деятельности.
Уточним суть самого понятия «сетевое взаимодействие». В современных исследованиях и нормативных документах сетевое взаимодействие рассматривается как «система горизон-
тальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов (в том числе использование информационных и коммуникационных технологий)» [2]. Основной целевой и «технологический» ориентир данного взаимодействия раскрывается в следующем понимании: сетевое взаимодействие - система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; способ деятельности по совместному использованию ресурсов, способствующего рациональному распределению функционала и ресурсов [3].
Такое понимание сетевого взаимодействия на вузовской ступени образования отражает суть нашего исследования и конкретизируется в следующем определении - совместная деятельность образовательных организаций, направленная на повышение качества образовательной деятельности и заключающаяся в обмене опытом, кадрами, совместной разработке и использовании инновационно-методических ресурсов. Следует подчеркнуть, что совместный характер деятельности осуществляется посредством образовательной сети - совокупности субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу образовательные ресурсы с целью взаимного повышения результативности и качества обучения.
К преимуществам сетевого взаимодействия следует отнести ряд моментов: формирование коллектива единомышленников, разрабатывающих общую проблему; опора на инициативу и профессиональные достижения каждого участника; осуществление нелинейного, вариативного контакта участников друг с другом; рациональное распределение ресурсов при общей задаче деятельности; вариативность маршрутов достижения общей цели и т. п. Сетевое взаимодействие способствует представлению результатов собственной деятельности широкой педагогической общественности, своего рода, общественной экспертизе. Существует мнение, что сетевое взаимодействие это «индикатор собственного опыта», обеспечивающий как повышение профессиональной мотивации (признание профессиональным сообществом - личностный уровень), так и формирование «профессионально-творческой атмосферы» общих направлений поиска, профессиональных интересов, перспектив развития, изменение в системе образования, повышение его качества за счет использования интересных и эффективных инноваций, представленных в сети [4].
При этом формирование профессиональных компетенций осуществляется не только в рамках дисциплин профильной подготовки, но и в период педагогических практик за счет системы заданий, стимулирующих сетевое взаимодействие.
Организация сетевого взаимодействия способствует активному развитию таких профессиональных компетенций как:
- осознавать сущность и социальную важность будущей профессии, проявлять к ней постоянный интерес;
- реализовывать поиск, оценку и анализ информации, необходимой для решения профессиональных задач;
- способность применять информационные и коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
- функционировать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами;
- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации;
- систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии на основе освоения профессио-
Библиографический список
нальной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов;
- оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений;
- осуществлять исследовательскую и проектную деятельности [5].
Перечисленные компетенциисодействуютформированию у будущих педагогов опыта совместного интересного «события-действия»; возможность выступить в разных ролях (лидера-инициатора, разработчика, эксперта-критика и т. п.); «индивидуальный маршрут» участия за счет выбора формы, меры участия; понимание социальной значимости и «принятия» педагогическим сообществом результатов деятельности.
Интересным и целесообразным как для формирования компетенций будущего педагога, так и изменения педагогической практики является привлечение магистрантов к освоению инновационных разработок в виде:
- сетевых сообществ;
- телекоммуникационных проектов;
- опытно-экспериментальной деятельности;
- конференций, семинаров, вебинаров;
- «самопредставления» в медиапространстве.
Характеризуя «сетевую активность», участников сетевого
взаимодействия, следует заметить, что она шире формального «использование информационных и коммуникационных технологий», поскольку участники данного взаимодействия должны быть готовы к совместному целеполаганию, уметь договариваться о результатах деятельности, соблюдать этические нормы и правила в общении и профессиональном диалоге. В связи с этим, уже на уровне освоения профессии, важным является формирование готовности к сетевому взаимодействию (желание участвовать в нем, мотивация к профессиональным контактам и диалогу) и формирование необходимых для эффективного взаимодействия компетенций.
Выделяют следующие компоненты сетевого взаимодействия: «информационно-технический» (освоение информационных и коммуникационных технологий), профессиональный (понимание и использование информационных и коммуникационных технологий в образовательных целях), мотивацион-но-ценностный (стремление использовать ресурсы сетевого взаимодействия, осуществлять с их помощью профессиональное саморазвитие и представление).
Развитие информационных и коммуникационных технологий, использование их в образовании побуждает открывать новые, актуальные подходы к организации процесса обучения на основе сетевого взаимодействия. Практика показывает, что современный педагог должен уметь шагать в ногу со временем, а значит владеть способами эффективного получения знаний, использования и внедрения.
В заключение следует отметить, что формирование готовности магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование к участию в сетевом взаимодействии должно осуществляться единством дисциплин образовательной программы магистратуры. Это означает, что весь процесс подготовки магистрантов должен строиться на современных подходах при изучении обязательных и профильных дисциплин, концептуальных ориентирах в области сетевого взаимодействия, использования медиаресурсов в образовании (формирование информационной культуры и готовности педагога) и с активным применением их в собственной образовательной деятельности. Важно, чтобы магистранты не только осваивали данные подходы и технологии (знакомились с ними), но и обучались на их основе (активно участвовали в разных сетевых проектах).
1. Адамский А.И. Модель сетевого взаимодействия. Available at: http://upr.1september.rU/2002/04/2.htm
2. Брынза С.Ю., Шевченко Г.И. Критерии классификации и виды сетевых сообществ. Студенческая наука для развития информационного общества: материалы II Всероссийской научно-технической конференции. Ставрополь, 2015.
3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов. Москва, 2008.
4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва, 2010.
5. Брынза С.Ю., Шевченко Г.И. Сетевые сообщества: понятие, цели, виды. Студенческая наука для развития информационного общества: материалы I Всероссийской научно-технической конференции. Ставрополь, 2015.
References
1. Adamskij A.I. Model'setevogo vzaimodejstviya. Available at: http://upr.1september.ru/2002/04/2.htm
2. Brynza S.Yu., Shevchenko G.I. Kriterii klassifikacii i vidy setevyh soobschestv. Studencheskaya nauka dlya razvitiya informacionnogo ob-schestva: materialy II Vserossijskoj nauchno-tehnicheskoj konferencii. Stavropol', 2015.
3. Polat E.S. Novye pedagogicheskie iinformacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya studentov. Moskva, 2008.
4. Zaharova I.G. Informacionnye tehnologii v obrazovanii: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva, 2010.
5. Brynza S.Yu., Shevchenko G.I. Setevye soobschestva: ponyatie, celi, vidy. Studencheskaya nauka dlya razvitiya informacionnogo obschest-va: materialy I Vserossijskoj nauchno-tehnicheskoj konferencii. Stavropol', 2015.
Статья поступила в редакцию 09.02.16
УДК 377.5
Shcherbakova I.A., postgraduate, Magnitogorsk State Technical University n.a. G.I. Nosov (Magnitogorsk, Russia),
E-mail: [email protected]
PRACTICAL ORIENTED TASKS AS AN EFFECTIVE WAY OF PROFESSIONAL TRANING OF COLLEGE STUDENTS. The
main objective of the educational institutions, which are carrying out preparation of future experts is ensuring qualitative professional readiness of students for the forthcoming professional activity. Based on the analysis of psychology and pedagogical literature, the article presents usage of the practical oriented tasks as an effective remedy process of professionally significant skills formation of students. The attention is especially focused on an increase of students' activity in the process of doing practice-oriented tasks, laboratory works and special discipline lessons according to the program for each qualification.
Key words: practice-oriented tasks, professional training, work forms, quality of education, college students.
И.А. Щербакова, аспирант МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, E-mail: [email protected]
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Основной задачей учебных заведений, осуществляющих подготовку будущих специалистов, является обеспечение качественной профессиональной готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы, автор рассматривает в статье особенности использования практико-ори-ентированных заданий в качестве эффективного средства процессе формирования профессионально значимых умений и навыков студентов колледжа. Особо заостряется внимание на повышении активности студентов в процессе выполнения практико-ориентированных заданий на уроках производственного обучения и в ходе лабораторно-практических работ, при проведении занятий по специальным дисциплинам в соответствии с программой по каждой квалификации.
Ключевые слова: практико-ориентированные задания, профессиональная подготовка, формы работы, качество образования, студенты колледжа.
На всех этапах развития профессионального образования перед педагогами стояла и стоит первостепенная задача подготовки высококвалифицированного специалиста, готового к предстоящей деятельности на высоком профессиональном уровне, как того требует современная экономика. Каждый работодатель требует от специалиста высокого профессионализма, обладания творческим потенциалом, профессионально значимыми умениями и навыками для выполнения необходимого объёма работы, поэтому в процессе профессиональной подготовки подрастающего поколения к педагогам колледжа предъявляются высокие требования. В связи с этим, преподаватели колледжа системно работают над отбором методов, приёмов, средств обучения, форм организации деятельности студентов и практико-о-риентированного содержания их профессиональной подготовки.
Работая над практико-ориентированной насыщенностью профессиональной подготовки и достижением более высоких результатов, стремясь познать студента и помочь ему как можно более полно раскрыть себя, свои способности в области выбранной профессии, педагог продумывает важность использования практико-ориентированных заданий, просчитывает уровень их сложности, степень продуктивности.
Чаще всего поступающие в колледж студенты имеют разный уровень сформированности учебных умений, в связи с чем в процессе осуществления профессиональной подготовки квалифицированных специалистов рабочих специальностей возникает необходимость начинать использование практико-ориентирован-ных заданий с более простого уровня, осуществляя постепенный переход к более сложному, требующему для выполнения совокупности сформированных умений и навыков. Поэтому для обеспечения продуктивности деятельности студентов на уроках следует учитывать, что практико-ориентированная направленность профессиональной подготовки студентов характеризуется умственной, эмоциональной и творческой активностью студентов, взаимопониманием, ответственностью, за достижение результата, требует ведения учета личностных факторов: структура группы, ролевая значимость, факторы взаимодействия, а также степень участия педагога.
Подготовка специалиста, способного к продуктивной трудовой деятельности, умеющего самостоятельно находить пути выхода из проблемных ситуаций, планировать свою жизнь, трудовую деятельность актуализировал проблему использования практико-ориентированных заданий, как одного из условий, влияющих на качество профессиональной подготовки студентов колледжа.
Исходя из того, что качество занимает ведущую позицию на современном этапе развития системы профессионального образования, то конечным результатом профессиональной подготовки студентов колледжа является качество подготовки будущего специалиста.
В педагогической литературе единого определения «качество образования» нет. Это характеризуется сложным, междисциплинарным характером данной категории. По мнению А.Р Су-хаевой и С.В. Ивановой частично такие сложности объясняются тем, что сформировался многосубъектный потребитель и заказчик целей образования, каждый из которых отличается своими представлениями о качественном образовании:
- для студента образование качественное, если оно содействует развитию его личности и профессиональной карьере;
- для академического сообщества приоритетным показателем качества образования является его культуросообразность;
- для работодателя образование качественное, если подготавливает компетентного работника;
- для общества качество образования отражается в личности, способной к эффективному социальному жизнетворчеству [1, с. 284].
Качество профессиональной подготовки, по нашему мнению, следует рассматривать как степень соответствия результата осуществленной профессиональной подготовки будущего специалиста целям, предъявляемым потребителями образовательных услуг.
Анализ сущности данного процесса показал, что необходимость использования практико-ориентированных заданий возникла в результате многократного повторения ситуации, в которой у студентов возникают разного рода препятствия в ходе