Научная статья на тему 'Сетевой электронный учебный курс как средство повышения уровня профессиональной компетентности директоров школ в сфере энергосбережения'

Сетевой электронный учебный курс как средство повышения уровня профессиональной компетентности директоров школ в сфере энергосбережения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС / ЭНЕРГОМЕНЕДЖМЕНТ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / МОНИТОРИНГ ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ / ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОГРАММА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ / NETWORK E-TRAINING COURSE / ENERGY MANAGEMENT / ENERGY POLICY / MONITORING OF ENERGY CONSUMPTION / ENERGY-SAVING TECHNOLOGIES / ENERGY-SAVING PROGRAM AND ENERGY EFFICIENCY PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демидова Т. Е., Чижевская И. Н., Чижевский А. Е.

Статья посвящена анализу содержания, структуры и технологий, лежащих в основе сетевого электронного учебного курса (СЭУК), обеспечивающего формирование и развитие специальных профессиональных компетенций директора школы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности образовательных учреждений. Работа с дистанционным курсом создает условия для развития у слушателей способности к осознанному участию в процессах внедрения энергосберегающих технологий в школе, использованию возможности образовательной среды, в том числе информационной, для повышения качества управления деятельности ОУ в сфере энергосбережения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демидова Т. Е., Чижевская И. Н., Чижевский А. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK E-LEARNING COURSE AS A INCREASING MEANS THE LEVEL OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF SCHOOL PRINCIPAL IN THE ENERGY SAVING

This article analyzes the content, structure and technology that are the basis of network elearning course. This course provides the formation and development of special professional competence of school principal in energy conservation and energy efficiency of educational institutions. Work with remote course creates conditions for the development of the listeners ability to meaningful participation in the process of introducing energy-saving technology in the classroom, use of possibilities of the educational environment, including the information, to improve the quality management activities of the educational institution in the field of energy saving.

Текст научной работы на тему «Сетевой электронный учебный курс как средство повышения уровня профессиональной компетентности директоров школ в сфере энергосбережения»

УДК 371.11

СЕТЕВОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДИРЕКТОРОВ ШКОЛ В СФЕРЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

Демидова Т.Е., Чижевская И.Н., Чижевский А.Е.

Статья посвящена анализу содержания, структуры и технологий, лежащих в основе сетевого электронного учебного курса (СЭУК), обеспечивающего формирование и развитие специальных профессиональных компетенций директора школы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности образовательных учреждений. Работа с дистанционным курсом создает условия для развития у слушателей способности к осознанному участию в процессах внедрения энергосберегающих технологий в школе, использованию возможности образовательной среды, в том числе информационной, для повышения качества управления деятельности ОУ в сфере энергосбережения.

Ключевые слова: сетевой электронный учебный курс, энергоменеджмент, энергетическая политика, мониторинг энергопотребления, энергосберегающие технологии, программа энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Формирование культуры эффективного использования энергии у работников образовательных организаций, является одним из ключевых условий успешного формирования моделей энергосберегающего поведения у подрастающего поколения граждан РФ [2; 3].

Без этого не могут быть успешно решены проблемы устойчивого развития экономики России, сохранения качества окружающей среды и здоровья человека. Успех этой сложной, многоплановой деятельности в значительной мере определяется уровнем профессиональной компетенции в области энергосбережения руководителей общеобразовательных школ.

Управление энергосбережением в школе предполагает реализацию ряда взаимосвязанных функций включающих планирование, непосредственную реализацию системы мероприятий по энергосбережению, меры стимулирования и контроль. Для достижения оптимальных результатов в энергосбережении каждое образовательное учреждение должно определить цели деятельности в этом направлении, средства и наиболее эффективные методы для их достижения. При этом необходимо учитывать действующее законодательство, нормативные документы органов управления образованием, взаимоотношения с поставщиками энергоресурсов и энергосервисными организациями, уровень развития технологий и ряд других факторов [5].

Необходимость формирования специальных компетенций в сфере энергосбережения у руководителя ОУ признается важным условием успешного решения задач сформулированных в федеральном законе №261-ФЗ и нормативных документах [1]. Это предполагает необходимость специально организованной деятельности по повышению квалификации и профессиональному развитию директоров школ в рамках соответствующей курсовой подготовки, которая затрагивает вопросы управления энергоэффективностью образовательных учреждений. Она предполагает разработку соответствующей программы повышения квалификации, спецкурсов и учебно-методических пособий [6].

В современных условиях одним из наиболее эффективных инструментов профессионального развития директоров общеобразовательных школ в данной сфере признаются дистанционные электронные учебные курса. Они создают условия для повышения качества обучения за счет применения современных образовательных технологий и привлечения квалифицированных преподавателей, снижение затрат на проведение занятий, независимость от географического положения, самостоятельного планирования времени и продолжительности занятий и ряд других преимуществ [4].

Сегодня в интернете можно найти около десятка предложений по дистанционному повышению квалификации руководителей ОУ в области энергосбережения, на основе специально разработанных курсов. Следует подчеркнуть, что подавляющее большинство из них не учитывают специфику образовательных организаций. Содержание этих курсов сосредоточено на технических вопросах, не уделяя должного внимания всему комплексу проблем энергосбережения в школе. За пределами рассмотрения в них остаются проблемы формирование базовых знаний об энергосбережении и необходимости их применения в образовательном процессе, развитие у директоров умений эффективного управления деятельностью участников образовательного процесса в сфере энергосбережения и повышения уровня энергоэффективности ОУ.

В 2012 году по заказу департамента образования и науки Брянской области был разработан сетевой электронный учебный курс «Энергоэффективность образовательных учреждений», позволяющий преодолеть указанные выше проблемы. В течение ряда лет он был апробирован в рамках курсов повышения квалификации Брянского института повышения квалификации работников образования и показал свою эффективность.

Сетевой электронный учебный курс (СЭУК) «Энергосбережение в образовательных учреждениях» представляет собой комплекс программных средств, учебных материалов и методик, разработанных в системе управления учебными курсами Moodle. СЭУК размещается на сервере, позволяя дистанционно, через Интернет, в рамках соответствующей курсовой подготовки, повышать квалификацию руководителей образовательных учреждений в сфере повышения энергоэффективности ОУ. СЭУК обеспечивает пользователю удобный доступ к содержанию материала в логике курса, включая теоретический и практический материал, материал для самостоятельной работы, углубленного изучения проблемы, тестовые задания и др.

Целью данного курса является формирование и развитие специальных профессиональных компетенций директора школы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности образовательных учреждений. Усвоение содержания СЭУК формирует:

• способность понимать сущность и значение энергосбережения в развитии современного общества и государства, соблюдать правила энергоэффективного поведения;

• готовность применять современные технологии, в том числе и информационные, для повышения качества управления учебно-воспитательным процессом в сфере энергоэффективности конкретного образовательного учреждения;

• способность к осознанному участию в процессах внедрения энергосберегающих технологий в школе;

• использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для повышения качества управления деятельности ОУ в сфере энергосбережения;

• способность организовывать разработку и реализацию культурно-просветительских программ для различных категорий населения в сфере энергосбережения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

В результате изучения курса слушатель должен усвоить знания о сущности энергосбережения и его необходимости в развитии современного общества и государства, современные технологии и методики, позволяющие повышать уровень энергоэффективности ОУ. Он усвоит способы деятельности, позволяющие создавать эффективную систему управления школой, объединять усилия педагогов, учащихся и технического персонала для повышения уровня энергоэффективности ОУ. Он овладеет определенным кругом навыков, достаточным для создания материально-технических и социально-педагогические условий функционирования и развития школы в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Содержание курса включает 7 разделов, затрагивающих одну из проблем, в рамках изучения которых будут формироваться соответствующие компетенции.

Первый раздел - «Основы энергосбережения» фокусирует внимание слушателя на и повышения энергоэффективности всех сфер деятельности в нашей стране. Он посвящен анализу причин, по которым энергосбережение, как новый вид деятельности, признается одним из главных приоритетов развития экономики России.

Второй раздел - «Нормативно-правовая база в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности образовательных учреждений» посвящен анализу комплекса мер государственной политики для повышения энергетической эффективности в Российской федерации. Здесь рассматривается формирование системы регламентов, стандартов и норм, реализация стратегических инициатив по разработке государственной, региональных и муниципальных программ энергосбережения, поддержка создания энергосберегающих технологий, стимулирование развития энергетического аудита, повышение энергоэффективности бюджетного сектора, осуществление комплекса информационных и образовательных программ в сфере энергосбережения.

В третьем разделе - «Энергоменеджмент как инструмент энергосбережения в образовательных организациях» рассматривается система энергоменеджмента, обеспечивающая достижение заданного уровня эффективности использования энергетических ресурсов на основе установленных процедур и методов. Проводится обзор политических, общественных, экономических и технологических условий, необходимых для развития энергоменеджмента.

В четвертом разделе - «Энергетическое обследование в образовательных организациях» дается подробное описание энергоаудита. Здесь внимание сосредоточено на порядке проведения энергетического обследования образовательных учреждений. Подробно рассматриваются программа и методика энергетического обследования, документация, оформляемая энергоаудитором по результатам энергетического обследования. Особое внимание уделяется требования к компаниям, проводящим энергетическое обследование, а также надзору и контролю за проведением энергоаудита уполномоченными органами исполнительной власти.

Пятый раздел - «Энергосервисные услуги для образовательных организаций» посвящен проблема внедрения энергосервисных услуг в бюджетных организациях Российской федерации. Здесь подробно рассматриваются нормативные документы регулирующие отношения заказчика с энергосервисными компаниями, требования к условиям контракта на энергосервис, проблемы реализации энергосервисных контрактов в образовательных учреждениях и реальный опыт энергосервиса.

Шестой раздел - «Формирование культуры энергосберегающего поведения» рассматривает необходимость и возможность создания информационно-образовательной системы по проблемам энергосбережения. Здесь подробно анализируется педагогические условия успешного формирования культуры энергосбережения, информационно-пропагандистская и просветительская работа с населением. Особое внимание в этом разделе уделяется подготовке педагогических кадров, способных решать задачи образования и просвещения различных слоев населения в направлении энергосбережения, а также разработке учебно-методического и информационного обеспечения в этой сфере.

В седьмом, завершающем разделе, называемом «Разработка и реализация программ по энергосбережению в образовательных организациях» разрабатывается дорожная карта программы энергосбережения. Вначале проводится сбор информации о потреблённых топливо-энергетичесих ресурсах на основании показаний приборов

учёта и бухгалтерских данных школы, а затем выполняется расчёт удельного потребления каждого энергетического ресурса. Далее проводится обследование зданий и сооружений школы. На основании анализа данных, полученных в ходе обследования, и выявленных мест нерационального использования ТЭР проводится разработка организационных и малозатратных, среднезатратных, долгосрочных, крупнозатратных мероприятий. Важное место уделено определению энергосберегающих мероприятий, целесообразных в существующих условиях. Важным элементом программы является расчёт потенциальных затрат и экономического эффекта от внедрения выбранных мероприятий. В заключении проводится расчёт эффективности от реализации программы по всем мероприятиям и оформление паспорта программы.

В этом же разделе затрагиваются проблемы разработки и внедрения в учебно-воспитательный процесс уроков и внеучебных форм работы направленных на формирование знаний о важности энергосбережения, способах экономии электрической и тепловой энергии в быту, практические задания, проведение классных часов, экскурсий, конкурса, смотров и других мероприятий по энергоэффективности среди школьников.

Работа с каждым разделом начинается с теоретического материала, подробно описывающего конкретный аспект проблемы энергосбережения в школе. Эти материалы включают основные понятия, вопросы для самопроверки, ключевую информацию, позволяющие повысить эффективность усвоение основного содержания.

К каждому теоретическому разделу программы разрабатывается тест из 8--12 заданий. Успешное выполнение заданий позволяет перейти к изучению следующего раздела. В случае отрицательной оценки, полученной по результатам тестирования, слушателю необходимо вновь вернуться к изучению содержания раздела и пройти повторное тестирование.

В начале на первых вебинарах проводится постановка задания по работе с теоретическим разделом, организуется обсуждение результатов работы по теории и постановка задания по работе с мультимедийными пособиями. В ходе дальнейших занятий обсуждаются результаты работы с мультимедийными пособиями и постановка задания к курсовому проекту. На заключительных вебинарах осуществляется итоговое онлайн-тестирова-ние, защита проекта и подведение итогов.

Изучение материала по каждому разделу предполагает выполнение значительного объема самостоятельной работы, организуемой с помощью системы заданий, предусматривающих следующие виды работ:

• Подготовка аннотированного каталога ссылок на интернет ресурсы по проблемам раздела 10-15 ссылок.

• Работа с нормативными документами.

• Создание подборок таблиц, графиков и иллюстраций.

• Написание реферата по одной из рассматриваемых проблем.

• Подготовка выступления на вебинаре, где дается анализ реального положения дел в школе по конкретному направлению и возможности улучшения ситуации.

• Разработка презентации в Power Point для визуальной поддержки выступления.

• Задания по работе с мультимедийными методическими пособиями «Энергоэффективная школа. Успешный опыт».

• Выполнение курсового проекта.

Структурно СЭУК представлен в виде 7 модулей, соответствующих основным вопросам учебной программы разработанной в вариантах 72 и 36 часов курсовой подготовки. Каждый модуль обеспечивает пользователю удобный доступ к содержанию материала определенного раздела курса. Теоретический материал модулей логически выстроен, изложен компактно, благодаря гиперссылкам позволяет быстро перейти к углубленному изучению рассматриваемой проблемы. Тестовые задания дают возможность проверить качество усвоения теоретического материала, изученного слушателями курсов.

Данный учебный курс характеризуется методическим аппаратом, дающим возможность организовать обучение на проблемном уровне. Система вопросов предлагаемых для обсуждения на вебинарах и задания для самостоятельной работы, обращенные к личному опыту слушателей курсов, направлены на выработку у них необходимых профессиональных умений в сфере повышения энергоэффективности ОУ.

Отличительной особенностью курса является системная интеграция видеозаписи реального образовательного процесса в его структуру, что придает процессу профессионального развития работников образования инновационное качество, создает реальные условия для повышения его эффективности, не требуя чрезмерных затрат времени и финансов. При изучении теоретического материала специально отобранные фрагменты видеоматериалов используется для иллюстрации соответствующего содержания, стимулируя познавательную активность слушателей. В ходе выполнения практических заданий видеоматериалы создают возможность в деталях наблюдать технологию работы педагога и учащихся на уроке, анализировать и оценивать эффективность применяемых средств и методов, отдельных методических приемов, форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Подводя итог обзору сетевого электронного учебного курса «Энергоэффективность образовательных учреждений» следует отметить, что он позволяет решить целый ряд актуальных задач, связанных с формированием профессиональных компетенций директора школы в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности ОУ средствами дистанционного обучения. Внедрение СЭУК в систему регионального повышения квалификации работников образования создает благоприятные условия для профессионального развития директоров школ:

• Формирование базовых знаний об энергосбережении и необходимости их применения в образовательном процессе.

• Развитие у директоров умений эффективного управления деятельностью педагогов, учащихся и технического персонала в сфере энергосбережения и повышения уровня энергоэффективности ОУ.

• Мотивация деятельности директора ОУ по энергосбережению и формированию культуры энергосбережения у учащихся.

• Инициирование самообразовательной деятельности директора ОУ в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

This article analyzes the content, structure and technology that are the basis of network e- learning course. This course provides the formation and development of special professional competence of school principal in energy conservation and energy efficiency of educational institutions. Work with remote course creates conditions for the development of the listeners ability to meaningful participation in the process of introducing energy-saving technology in the classroom, use of possibilities of the educational environment, including the information, to improve the quality management activities of the educational institution in the field of energy saving. Keywords: network e-training course, energy management, energy policy, monitoring of energy consumption, energy-saving technologies, energy-saving program and energy efficiency program.

Список литературы

1. Федеральный закон от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

2. Данилов Н.И. Основы энергосбережения: учеб. 2-е изд., доп. и перераб. / Н.И. Данилов, Я.М. Щелоков; под общ. ред. Н.И. Данилова. — Екатеринбург: Издательский дом «Автограф», 2010. - 528 с.

3. Драгунов В.К., Бобряков А.В., Кролин А.А., Гужов С.В., Покровская М.А., Корнеев А.В., Мойкин А.В. Информационная поддержка мониторинга энергопотребления и внедрения энергосберегающих мероприятий в учреждениях бюджетной сферы экономики // Энергобезопасность и энергосбережение. - 2014. - №6. - C. 32-38.

4. Кравцов С.С. Энергосбережение и повышение энергоэффективности образовательных учреждений //«Энергоэффективная школа», dvd , М. 2012.

5. Московский Институт Открытого Образования. Методические рекомендации по ресурсосбережению в общеобразовательной школе (энергетические, водные, ТБО). / Под общ. ред. академика РАО Г.А. Ягодина. — Москва, 2009. - 126 с.

6. Фролов В.В. Комплексные центры образования помогут повысить качество работ в сфере энергоэффективности // Вестник энергоэффективности. - 2013. - №2. - С .1-5.

Об авторах

Демидова Тамара Евгеньевна- доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики начального общего и музыкального образования Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]

Чижевская Ирина Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального общего и музыкального образования Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

Чижевский Алексей Евгеньевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального общего и музыкального образования Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

УДК 37.011.31

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИНАСТИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Дидук И. А.

В статье представлены предварительные данные исследования педагогической династии как социокультурного феномена в контексте развития региональной системы образования; определена степень разработанности в науке социокультурного феномена «династия»; на основе первичного качественного (семантического) и количественного анализа различных источников выделены интегральные характеристики педагогической династии; определены возможные направления исследований по обозначенной проблеме.

Ключевые слова: педагогическая династия; социокультурный феномен; интегральные характеристики; региональная система образования; педагогические династии Смоленщины.

В российском образовании начала XIX века активно идут инновационные процессы, ориентированные, в первую очередь, на повышение качества и доступности образования. Как показывает западный опыт, инновационный путь развития предполагает учёт и использование в образовательной практике лучших образцов обучения и воспитания. Сохранение традиций российского образования, с одной стороны, и способность к инновациям, с другой, является одной из сущностных характеристик педагогических династий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.