Научная статья на тему 'Целостный подход к обучению специалистов в сфере энергосбережения'

Целостный подход к обучению специалистов в сфере энергосбережения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЛЕТИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ / ENERQY SAVINQ / ENERQY EFFICIENCY / COMPLETICS / MANAQEMENT / EDUCATION / COMPLETE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролов Владимир Викторович, Косарев Павел Геннадьевич, Нурахов Нуржан Нурланович

Рассмотрены крупные образовательные проекты в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реализованные и реализуемые на территории Российской Федерации, с точки зрения целостного подхода к реализации образовательного процесса. Рассмотрена также сеть комплексных центров обучения в сфере энергоэффективности, которая послужила базой для реализации данных проектов. Представлены основные требования к программам обучения и показано их соответствие требованиям ПНК-грамотности работника и ФПИ-доступности сферы энергосбережения и энергоэффективности. Деятельность энергоответственного рассмотрена как организация взаимодействия с внешней и внутренней средой организации, которую представляет энергоответственный, для решения проблем связанных с энергосбережением и повышением энергетической эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролов Владимир Викторович, Косарев Павел Геннадьевич, Нурахов Нуржан Нурланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A HOLISTIC APPROACH TO TRAINING SPECIALISTS IN THE FIELD OF ENERGY SAVING

Major educational projects were considered in terms of a holistic approach to the implementation of the educational process. The basic requirements for traininq proqrams are presented and showed their compliance with the requirements of the PRC (Professional. Req-ulatorv, Computer) worker competencies and PPI-availabilitv (Physical, Psvcholoqical, Intellectual) of enerqy savinq and enerqy efficiency sphere. The activities of the person responsible for enerqy savinq are considered as the orqanization of interaction with the external and internal environment of the orqanization.

Текст научной работы на тему «Целостный подход к обучению специалистов в сфере энергосбережения»

УДК 621.3

ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

В.В. Фролов, П.Г. Косарев, Н.Н. Нурахов

Рассмотрены крупные образовательные проекты в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реализованные и реализуемые на территории Российской Федерации, с точки зрения целостного подхода к реализации образовательного процесса. Рассмотрена также сеть комплексных центров обучения в сфере энергоэффективности, которая послужила базой для реализации данных проектов. Представлены основные требования к программам обучения и показано их соответствие требованиям ПНК-грамотности работника и ФПИ-доступности сферы энергосбережения и энергоэффективности. Деятельность энергоответственного рассмотрена как организация взаимодействия с внешней и внутренней средой организации, которую представляет энергоответственный, для решения проблем связанных с энергосбережением и повышением энергетической эффективности.

Ключевые слова: энергосбережение, энергоэффективность, целостный подход, комплетика, образование, управление, менеджмент

С принятием Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...» были сформированы организационно-правовые условия для качественного улучшения ситуации в области энергоэффективности зданий, включая сферу требований к энергетической эффективности в жилищном секторе.

Согласно Государственной программе [2] в период с 2011 по 2020 годы обучение должны пройти не менее 450 тысяч специалистов — ответственных за энергосбережение и повышение энергоэффективности в федеральных и региональных органах исполнительной власти, организациях с участием государства и муниципальных образований и других организациях и учреждениях.

В рамках реализации программы с 2011 по 2013 годы прошли обучение 18 тысяч специалистов, ответственных за энергосбережение и повышение энергоэффективности в бюджетной сфере [3]. В период с 2013 по 2014 гг. Министерством энергетики Российской Федерации в рамках сетевого взаимодействия с региональными вузами был реализован масштабный образовательный проект в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности для повышения квалификации кадров, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности в организациях и учреждениях бюджетной сферы.

Обучение проводилось по двум направлениям:

1) «Актуальные и проблемные вопросы государственной политики в области энергосбережения и повышение энергетической эффективности»;

2) «Практические вопросы реализации государственной политики в области энергосбережение и повышение энергетической эффективности».

В результате с участием авторов настоящей работы было обучено порядка 5 000 сотрудников бюджетной сферы в Сибирском федеральном округе. Всего в рамках проекта обучено порядка 20 000 специалистов, работников бюджетной сферы, на всей территории Российской Федерации. Полученный опыт позволил приступить к реализации аналогичного по замыслу проекта инициированного в рамках Проекта Программы развития Организация Объединенных Наций (ПРООН) и Глобального экологического фонда (ГЭФ) «Энергоэффективность зданий на Северо-Западе России».

В рамках проекта и с целью обеспечения возможностей использования методов и технологий, разработанных в рамках Проекта, а также для формирования бережливой модели поведения у населения Российской Федерации, осуществляется деятельность по разработке образовательных материалов и обучению по разработанным программам.

На начальном этапе предполагается обучить 800 человек - жителей Северо-Западного федерального округа Российской Федерации по следующим направлениям:

1) энергосбережение в жилом доме;

2) энергосберегающие мероприятия при эксплуатации зданий и сооружений;

3) повышение энергетической эффективности при капитальном ремонте зданий;

4) энергоэффективность и энергосбережение при проектировании зданий и сооружений;

5) энергоэффективность и энергосбережение при строительстве зданий и сооружений Специалисты в области проектирования и строительства зданий;

6) организация и обеспечение эффективного использования энергетических ресурсов при эксплуатации зданий;

7) энергетический менеджмент в бюджетном учреждении;

8) методика реализации образовательной деятельности по теме «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности зданий» в общеобразовательных учреждениях и колледжах.

В рамках реализации государственного задания за 2015-2016 годы Московским политехническим университетом были разработаны следующие программы обучения для специалистов подведомственных Минобр-науки организаций, по которым прошли обучение более 400 человек:

1) Ключевые аспекты деятельности по разработке программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности образовательной организации;

2) Энергосервис в образовательном учреждении;

3) Теория и практика внедрения системы энергетического менеджмента в образовательном учреждении;

4) Энергетический сервис в бюджетном учреждении;

5) Внедрение системы энергетического менеджмента на предприятии и в организации;

6) Энергоэффективный капитальный ремонт.

Для обеспечения выполнения целей данных проектов используется сеть Комплексных центров обучения в сфере энергоэффективности. Данные центры созданы во всех федеральных округах Российской Федерации на базе ведущих университетов, подведомственных Минобрнауки России. для решения следующих задач:

1) реализация дополнительных образовательных программ и образовательных услуг в сферах энергосбережения, энергоэффективности и рационального природопользования;

2) проведение научно-исследовательских работ в областях энергосбережения, энергоэффективности и рационального природопользования;

3) осуществление организационной деятельности и управление системой обеспечения энергоэффективности в регионе;

4) популяризация энергосбережения и повышения энергоэффективности, создание презентационной площадки передовых технологий и решений в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Модель взаимодействия работника с профессиональной средой обеспечения энергоэффективности и энергосбережения. Для повышения результативности предприятия, осуществляющего деятельность в сфере энергоэффективности и энергосбережения необходима цельность и целостность (далее, для краткости, - целостность) во взаимодействии каждого работника предприятия со сферой обеспечения энергоэффективности и энергосбережения, частью которой он является [6, 7]. Это взаимодействие - ключевая часть обеспечения полезности компетенций каждого работника и предприятия в целом [5, 6]. Используем в качестве основы модель взаимодействия работника и информационной системы предприятия [1, 4], соответствующую общему Принципу целостности мышления и практики работника.

Требования сферы энергоэффективности и энергосбережения к работнику. ПНК-грамотность работника. Первое требование к работнику - «профессиональная грамотность». Профессиональная грамотность здесь рассматривается, как умение сформировать и применить методику использования собственных компетенций для решения поставленных проблем, целей, задач энергоэффективности и энергосбережения, представить заказчику и согласовать с ним отчет о полученных результатах;

Второе требование - это «нормативная грамотность». Нормативная грамотность здесь рассматривается, как умение обеспечить соответствие информационных материалов о ходе и результатах использования собст-

190

венных компетенций, например, отчетов о работе, нормативным и правовым актам, регламентирующим сферу обеспечения энергоэффективности и энергосбережения.

Третье требование к работнику - «компьютерная грамотность», которая здесь рассматривается, как умение использовать возможности компьютера, а также визуализировать и представлять информацию о работе с помощью вычислительных машин, компьютерных сетей и систем.

В виде аббревиатуры эти требования можно представить как «ПНК-грамотность» работника.

Требования работника к сфере энергоэффективности и энергосбережения. ФПИ-доступность сферы энергосбережения и энергоэффективности. Первое требование - это «физическая доступность», которая здесь рассматривается, как возможность для работника в любое нужное время и в любом необходимом месте получить доступ к сфере энергоэффективности и энергосбережения, в том числе и к ее образовательным ресурсам, для решения профессиональных проблем, целей, задач.

Второе требование «психологическая доступность» которая здесь рассматривается, как возможность для работника комфортного общения со сферой энергоэффективности и энергосбережения, в том числе и с ее образовательной средой, в процессе решения профессиональных проблем, целей, задач.

Третье требование «интеллектуальная доступность» которая здесь рассматривается, как изучаемость, понятность для работника, желательно без посторонней помощи, систем, процессов, структур сферы энергоэффективности и энергосбережения, в том числе и ее образовательных систем, процессов и структур.

Эти три требования работника к сфере энергоэффективности и энергосбережения объединены здесь с помощью аббревиатуры «ФПИ-доступность» сферы.

Целостная программа обучения работников сферы энергосбережения и энергоэффективности. Поскольку в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в каждом бюджетном учреждении должно быть назначено лицо, ответственное за энергосбережение и повышение энергетической эффективности в данном учреждении, то очевидным становится следующее. Большинство кадров, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности в организациях и учреждениях бюджетной сферы, не являются специалистами в данной области; многие из них никогда ранее не сталкивались с существующей проблематикой. В связи с этим, для обеспечения эффективности их деятельности в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, они должны пройти обучение по программам, обеспечи-

191

вающим выполнение требований ПНК-грамотности сотрудника и ФПИ-доступности сферы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Для обеспечения выполнения данных требований исполнителями были разработаны целостные программы обучения работников сферы энергосбережения и энергоэффективности, направленные на следующие целевые аудитории:

население Российской Федерации (собственники жилья); сотрудники бюджетных организаций и учреждений (инженеры и менеджеры по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (сотрудники бюджетных организаций, назначенные ответственными за энергосбережение и повышение энергетической эффективности); заведующие энергетическим хозяйством организации; инспектора по энергетическому надзору (лица, осуществляющие деятельность по внутреннему энергоаудиту); руководители организаций и учреждений.

сотрудники жилищно-коммунальных хозяйств, управляющих компаний и ТСЖ;

специалисты в области проектирования и строительства зданий; специалисты осуществляющие образовательную деятельность (учителя школ и колледжей).

Поскольку представители всех перечисленных целевых аудиторий задействованы в различных областях деятельности, то программы обучения разрабатывались таким образом, чтобы полученные знания, умения и навыки можно было использовать в любых отраслях народного хозяйства Российской Федерации. Кроме того, широкий спектр разработанных программ подходит для обучения слушателей с различным уровнем знаний, умений и навыков в сфере энергосбережения и энергоэффективности. Это в свою очередь позволяет сформировать группы слушателей с примерно одинаковым уровнем знаний, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности при обучении. Такое разделение аудиторий и подход к реализации образовательного проекта помогает выполнить условия «психологической» и «интеллектуальной» доступности сферы энергосбережения и энергоэффективности.

«Физическая доступность» сферы энергосбережения и энергоэффективности, в данном случае, обеспечивается характером организации обучения - обучение как очно, так и с применением технологий дистанционного обучения. Все обучение построено таким образом, чтобы все полученные знания, умения и навыки слушатель мог использовать в своей деятельности.

Таким образом, использованная технология организации обучения является ключевым решением для обеспечения выполнения требований ФПИ-доступности сферы энергосбережения и энергоэффективности.

Авторам данной работы деятельность лица, ответственного за энергосбережение и повышение энергетической эффективности, представляется следующим образом. Лицо, ответственное за энергосбережение и повышение энергетической эффективности, должно обладать огромным массивом знаний, умений и навыков в области энергосбережения и энергоэффективности и уметь использовать полученные знания, умения и навыки для обеспечения и энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Во многом, деятельность по обеспечению энергосбережения и повышения энергоэффективности для лица, ответственного за энергосбережение и повышение энергетической эффективности, заключается в организации взаимодействия с внешней и внутренней средой организации и обеспечении баланса в рамках данного взаимодействия (рисунок).

Структура среды деятельности энергоответственного

В качестве примера можно привести одну из составляющих деятельности ответственного - обеспечение реализации энергосервисного контракта в организации. Для этого ответственный должен определить границы реализации энергосервисного контракта, провести энергетическое обследование в рамках обусловленных границ, сформировать программу и план внедрения энергосберегающих мероприятий, провести анализ инвестиционной привлекательности разработанного проекта, обеспечить проведение экспертизы разработанного проекта, обеспечить инвестирование средств в разработанный проект, реализовать разработанный проект, обеспечить мониторинг достижения окупаемости данного проекта и возврат вложенных средств. Очевидно, что все перечисленные виды работ предна-

значены не для одного человека, а для нескольких организаций, каждая из которых специализирована в своей сфере деятельности. А обеспечением взаимодействия всех этих организаций, являющихся внешней и внутренней средой рассматриваемой организации, предстоит заняться лицу, ответственному за энергосбережение и повышение энергетической эффективности. Необходимо отметить, что реализация энергосервисного контракта, является одним из аспектов деятельности энергоответственного.

Таким образом, разрабатываемые программы обучения должны обеспечивать формирование ПНК-грамотности работника.

В контексте данной работы, можно сделать вывод о том, что каждая из разработанных программ удовлетворяет условию формированию ПНК-грамотности работника. Разработанные программы содержат только актуальную и достоверную информацию. Для этого к их разработке были привлечены ведущие специалисты в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Разработанные программы содержат всю необходимую профессиональную информацию и описание нормативных документов необходимых для обеспечения деятельности лиц, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

Поскольку, очевидно, что деятельность энергоответственного во многом заключается в организации взаимодействия с внешней и внутренней средой организации, то для обеспечения эффективности в реализации данной деятельности необходимо использование соответствующих программных средств. В разработанной программе рассматриваются соответствующие компьютерные средства, Автоматизированная система управления энергосбережением в частности, которая позволяет обеспечить снижение трудоемкости в деятельности энергоответственного, за счет обеспечения мониторинга деятельности посредством компьютерных средств.

Кроме того, в ходе обучения для слушателей на постоянной основе работает служба консультационной и методической поддержки, благодаря использованию которой, слушатель может более эффективно решать поставленные перед ним задачи.

Очевидно и то, что с течением времени некоторые изменения в сфере энергосбережения и энергоэффективности: изменяются нормативно-правовые документы, изменяются подходы к деятельности в сфере энергосбережения, появляются новые технологии энергосбережения.

Для того, чтобы донести обновленную информацию до специалистов Дирекции программ управления и модернизации кампусов Московского политехнического университета (ранее Центр комплексной энергоэффективности) реализует целый мероприятий, в частности, ежегодно проводится профильный форум по энергосбережению, а также, формируются новый программы повышения квалификации, обучение по которым проходит в наиболее доступном формате - формате вебинара.

Заключение. Рассмотрены крупномасштабные образовательные проекты в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности с точки зрения целостного подхода к реализации образовательного процесса.

Представлены основные требования к программам обучения и показано их соответствия требования ПНК-грамотности работника и ФПИ-доступности сферы энергосбережения и энергоэффективности.

Деятельность энергоответственного рассмотрена как организация взаимодействия с внешней и внутренней средой организации, которую представляет энергоответственный, для решения проблем связанных с энергосбережением и повышением энергетической эффективности.

Список литературы

1. Telemtaev M.M., Nurakhov N.N., Telemtaev А.М. Codice della pro-prietà intellettuale come meccanismo infгastгuttuгa del sistema nazionale di in-novazione // Peeг Reviewed, Open Access, Free Online Journal «Italian Science Review». Published monthly. Issue 3(12), 2014. P. 343 - 346.

2. Гальперина З.М. Организация обучения в сфере энрегосбереже-ния и повышения энергоэффективности // ЮНИДО в России. № 6. С. 39 - 41.

3. Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.гu/cons/ cgi/ on-line.cgi?гeq=doc;base=LAW;n=142439 (дата обращения: 30.09.2016).

4. Телемтаев М.М. От разрозненных идей и знаний к целостной системе. Комплетика: от теории к осуществлению. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. 312 с.

5. Телемтаев М.М., Нурахов Н.Н. Концепция формирования продуктивной целостности мышления и практики обучаемого // Вестник высшей школы «Альма-Матер». 2010. №11. С. 51 - 55.

6. Телемтаев М.М., Нурахов Н.Н., Шиганова Г.М. Целостная модель знания работника и рынок знания предприятия // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. №4(24).

У. Фролов В.В., Нурахов Н.Н. Концепция целостного подхода к образовательной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. Вып. 12. Ч. 3. С.258 - 269.

Фролов Владимир Викторович, директор, frolov@yandex. ru, Россия, Москва, Московский политехнический университет,

Косарев Павел Геннадьевич, заместитель директора, kosarev.pgagmail.com, Россия, Москва, Московский политехнический университет,

Нурахов Нуржан Нурланович, канд. экон. наук, n.nurakhovagmail. com, Россия, Москва, Московский политехнический университет

A HOLISTIC APPROACH TO TRAINING SPECIALISTS IN THE FIELD

OF ENERGY SA VING

V.V. Frolov, P.G. Kosarev, N.N. Nurahov

Major educational projects were considered in terms of a holistic approach to the implementation of the educational process. The basic requirements for training programs are presented and showed their compliance with the requirements of the PRC (Professional, Regulatory, Computer) worker competencies andPPI-availability (Physical, Psychological, Intellectual) of energy saving and energy efficiency sphere. The activities of the person responsible for energy saving are considered as the organization of interaction with the external and internal environment of the organization.

Key words: energy saving, energy efficiency, completics, management, education, complete approach.

Frolov Vladimir Victorovich, director, frolovayandex.ru, Russia, Moscow, Moscow Technical University,

Kosarev Pavel Genadievich, deputy director, kosarev.pgagmail.com, Russia, Moscow, Moscow Technical University,

Nurahov Nurzhan Nurlanovich, candidate of economic sciences, n.nurakhov@ gmail.com, Russia, Moscow, Moscow Technical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.