_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
2 Ольховская Е.Б. Возможности физкультурно-спортивной деятельности в оптимизации психического и социального здоровья школьников» // Nauka-rastudent.ru. 2015. №. 1 (13). С.34
3 Сапегина Т.А., Ольховская Е.Б., Бобылева Т.А. Формирование коммуникативной компетенции студентов в физкультурно-спортивной деятельности: учебно-метод. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Российского гос. проф.-пед. ун-та, 2011. 106 с.
© Ольховская Е.Б., 2016
УДК 37.072
Панова Нина Васильевна
кандидат педагогических наук, доцент ГУТА,. СПб, РФ
E-mail [email protected] Баева Инна Геннадьевна, директор ГБОУ гимназия № 293Красносельского района, СПб, РФ
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
Аннотация
В статье систематизированы факторы, характеризующие разнообразные условия сетевого взаимодействия в образовательных организациях.
Ключевые слова
Сетевое взаимодействие, критерии сетевого взаимодействия образовательной организации.
В целях концептуального обоснования сетевого взаимодействия для решения задач модернизации образования необходимо определение педагогических условий его реализации. С этой целью необходимо выявить и описать последовательность, содержание сетевого взаимодействия общеобразовательного учреждения как условие личностно-профессионального развития педагогов. Формирование сетевой социальной структуры напрямую обуславливает потребность в создании новой модели образования, которая смогла бы обеспечить переход к иному типу социального развития, послужить некоторым пусковым механизмом указанных процессов. Соответственно, развитию потребностей новой сетевой социальной структуры российского общества должна соответствовать и форма деятельности самой образовательной системы и ее компонентов.
В материалах по долгосрочной перспективы развития системы образования поставлена цель -привлечения в педагогическую практику лучших знаний, специалистов, инновационных технологий и создание условий для сознательного и открытого сотрудничества педагогов.
Достижение названных целей предполагает задание определенных требований к новому состоянию сети учреждений общего образования, которая должна обеспечить решение актуальных задач модернизации образования:
• доступности услуг, предоставляемых сетью учреждений; модернизация педагогического процесса как с точки зрения материально-технических, финансовых аспектов;
• возможности индивидуального выбора образовательной программы;
• концентрации и целевого распределения ресурсов (человеческих, информационных, материальных, финансовых), изменение сегодняшней структуры сети общего образования.
Важным механизмом получения намеченных результатов является повышение эффективности инновационных процессов, которые базируются на следующих положениях:
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
• качество образования обеспечивается не отдельными учреждениями, а сетью образовательных учреждений;
• важным ресурсом является внутрисетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений с другими образовательными учреждениями;
• рационализация ресурсов сети общеобразовательных учреждений способствует специализация учреждений на каждой ступени внутри сети ОУ[5].
Со сменой образовательной парадигмы в современном образовании закономерно использование системного, функционального подходов, в рамках которых возможно разработать концептуальные основы формирования сетевого взаимодействия, апробировать их эффективность на практике [3].
Сетевое взаимодействие ОУ как педагогическое явление, многогранно. Выделим ряд факторов, характеризующих разнообразные условия, определяющие данное педагогическое явление, а именно:
• соответствие и согласованность динамики формирования сетевого взаимодействия ОУ с общей перспективой развития социально-педагогической системы государства;
• роль и место сетевого взаимодействия ОУ в существующей системе образования;
• связь сетевого взаимодействия с конкретными образовательными услугами;
• время, в которое данное педагогическое явление происходит, конкретные сложившиеся нормы, ценностные ориентации, мнения, традиции.
Поэтому первое, что необходимо сделать при изучении сетевого взаимодействия - выявить многоплановость связей и взаимодействующих компонентов этого объекта, т. е. его целостность.
Целостность раскрывает все взаимодействия целого и - это знание связей между различными элементами данного явления. Использование целостного подхода как методологической основы проектирования педагогических условий позволяет проанализировать элементы сети и связи между ними внутри сети, на основе чего возможно сформулировать концептуальные основы формирования данного феномена.
В практической педагогике начало использования термина «сетевой» относится к 70-80-м годам прошлого века. Тогда метод сетевого планирования был заимствован из экономической науки и перенесен в педагогическую практику (Ю.П. Болтышев, А.А. Овчинников, и др.). В конце 1990-х годов его описал Ю.А. Конаржевский, тогда же в научно-педагогической литературе появился термин «сетевое взаимодействие». Несомненная заслуга в этом принадлежит А.И. Адамскому и созданной им образовательной сети «Эврика», где он впервые поставил вопрос о создании в рамках сети «Эврика» инновационных центров повышения квалификации педагогов.
Расширение изучения сетевого взаимодействия следует изучать, выбрав методы исследования, которые взаимно субординированы и представляют собой пакет методологических подходов:
• на философском уровне - диалектический;
• на общенаучном - метод моделирования, системный;
• на дисциплинарном - компетентностный.
Используя диалектический подход в преобразовании педагогической практики, необходимо учесть основные положения о связях и зависимостях явлений и процессов, их непрерывного развитии, источников, движущих силах и направленности развития становления, развития и задач взаимосвязи на основе сетевого взаимодействия. И.Б. Медведев при изучении сетевого взаимодействия для решения задач модернизации образования, выделяет ряд характеристик:
• структуру сетевого взаимодействия;
• образовательные программы, систему управления;
• рамочные условия развития (новые финансовые, правовые механизмы функционирования системы и др.);
• систему общественно-государственного управления в рамках взаимодействия с социумом;
• систему ресурсного обеспечения, включая организацию подготовки и профессионального роста педагогов.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
Использование моделирования как методологического подхода позволит в имитационном режиме разработать, выявить, описать элементы процесса формирования сетевого взаимодействия при решении модернизационных задач. Сетевое взаимодействие, направленное на совместное проектирование, позволяет перейти педагогам с позиции реципиента в позицию со-разработчика, и за счет этого стать субъектом инновационного развития.
К числу факторов, определяющих сетевое взаимодействие ОУ, могут быть отнесены такие инварианты знания, как педагогические факторы и условия. При анализе условий формирования образовательных сетей возникает задача анализа систем с точки зрения противоречивости.
К числу противоречий, возникающих при формировании сетевого взаимодействия школ, следовало бы отнести, на наш взгляд, следующие:
• между традиционными способами организации педагогического процесса, недостаточного уровня эффективности и потребностью со стороны государства и общества в разработке и реализации вариативных, компетентностно-ориентированных, технологически обеспеченных образовательных услуг;
• наличием определенного эмпирического материала по формированию сетей и низким уровнем их научно-педагогического анализа создания сетевой организации образовательных учреждений, уровня и качества сетевого взаимодействия в процессе комплексных изменений;
• системным характером сетевого взаимодействия как механизма развития образования и потребностью его концептуального осмысления;
• потребностью общества в педагогах, готовых к осуществлению сетевых образовательных программ, и недостаточным уровнем их подготовленности к осуществлению сетевой модели организации педагогического процесса.
Важнейшим является противоречие, обуславливающее специфику субъектов сетевого взаимодействия, уровень их организации и специфику участников сетевых процессов, степень их социально-психологической устойчивости, зрелости и т. п.
Все факторы находятся в постоянном взаимодействии, опираясь на теоретические основы:
• положения андрагогики и педагогики, идеи в области непрерывного образования взрослых и повышения квалификации педагогов (В.П. Беспалько, С.И. Змеёв и др.);
• основные положения, раскрывающие особенности и перспективы развития системы образования в условиях информатизации общества (И.Г. Захарова, Б.С. Гершунский, и др.);
• исследования, связанные внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательную практику, формированием сетевых образовательных сообществ, использованием дистанционных технологий в системе повышения квалификации (О.Н. Шилова, E.H. Ястребцева, О.В. Урсова и др.).
Модель сетевого взаимодействия позволяет достичь следующих качественных изменений в образовательном учреждении:
• появление стратегической направленности инновационной деятельности;
• обновление содержания, форм и средств организации образовательного процесса, на основе совместной коллективной распределенной деятельности участников сети, включая руководителей, учителей;
• перенос (конкретизация) норм и способов, возникающих в сетевом взаимодействии, в организацию образовательного процесса, инновационной деятельности, в управление образовательным учреждением;
• создание сетевой организационной структуры ОУ на основе полномочий и функций в организации образовательного процесса, инновационной деятельности, управлении;
• формирование готовности педагогов к инновационному развитию ОУ.
Система повышения квалификации педагогических кадров в условиях информационного общества переживает существенную трансформацию, в основе которой - предоставление возможностей для педагогов устанавливать внутренние контакты и налаживать взаимодействие с целью оказания поддержки друг другу в совершенствовании своей практической работы [1]. Современные теоретические взгляды об организационных формах повышения квалификации педагогических кадров в системе непрерывного
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
профессионального педагогического образования обогащены:
• знанием о сетевом взаимодействии как современной организационной форме повышения квалификации в условиях инновационного развития системы образования;
• эмпирическими данными об этапах становления сетевого взаимодействия в системе повышения квалификации педагогических кадров;
• характеристикой особенностей программ повышения квалификации педагогических кадров в условиях сетевого взаимодействия;
• обоснованием оценки результативности повышения квалификации педагогических кадров в условиях сетевого взаимодействия.
Содержание сетевого взаимодействия представляет собой согласование действий субъектов сети для достижения общих целей инновационного развития, осуществляется в формах совместной деятельности, через совместное методическое проектирование, повышение квалификации участников сетевого взаимодействия, обмен опытом и результатами инновационного развития, взаимное предоставление услуг и взаимообучение, экспертизу и групповую рефлексию.
Критериями инновационного развития ОУ на основе сетевого взаимодействия являются: появление стратегической направленности инновационной деятельности, обновление содержания, форм и средств организации образовательного процесса, включая руководителей в инновационной деятельности на основе перераспределения полномочий и функций в организации образовательного процесса.
Одним из важнейших направлений является подготовка формирование принципиально новой культуры педагогического труда; подготовка педагогов, обладающих высокой информационной культурой с тем, чтобы они были готовы и способны применять информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения и управления образованием.
Использование сетевого взаимодействия для инновационного развития ОУ позволяет преодолеть случайный характер и ограниченность взаимодействия личными связями, отдельными проблемными вопросами педагогической практики, приводит к появлению новых форм взаимодействия, которое может быть осуществлено через ресурсный центр образовательной сети.
Базовым элементом технологии является организация совместного методического проектирования в образовательной сети, имеющей партнеров на основе сетевого взаимодействия, которое расширяет масштаб инновационной деятельности педагогов, позволяет перейти от позиции реципиента инноваций к позиции соразработчика, увидеть значимость инновационной деятельности, что оказывает влияние на вовлеченность в инновационную деятельность и повышает готовность педагогов к инновационному развитию.
Актуализация личностно-профессионального развития педагога предусматривает, прежде всего, наличествующий педагогическую ситуацию и опыт. В этой связи становится важным обсуждение таких вопросов, как:
• понимание знания как средства деятельности, становление инструментальной функции знания;
• влияние текстовой культуры на человека и его деятельность;
• повышение роли информации, ее ценности, изменение способов поиска, оценки достоверности, переработки информации;
• изменение статуса информации, которая становится одним из ресурсов деятельности [6].
Разработанная модель личностно-профессионального развития педагога включает четыре
взаимосвязанных компонента: целевой - предполагает формирование подготовленности педагога к диалоговому взаимодействию на основе развития компетентности педагога в сетевых педагогических сообществах; содержательный - включает информацию о возможностях использования сетевых средств коммуникации в образовательных целях, правилах сетевого поведения и общения, об основах осуществления проектной деятельности в сети, а также умения и способности, позволяющие педагогу осуществлять данный вид взаимодействия; отражение данного содержания в инвариантной и вариативной частях модели; организационный - предполагает поэтапное построение процесса с использованием возможностей курсовой подготовки с применением сетевых педагогических сообществ; результативный - предусматривает комплексную оценку результатов процесса освоения педагогами необходимых знаний, овладения
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
практическими умениями, развития значимых для осуществления диалогового взаимодействия способностей.
Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации - это форма особым образом структурированных связей между отдельными педагогами, образовательными учреждениями, процессами, действиями и явлениями, осуществляемая на основе добровольного объединёния ресурсов, взаимной ответственности и обязательств, открытости для достижения общей цели развития профессиональных компетенций педагогов в условиях информационного общества.
Конкретное состояние педагогического явления возможно лишь через комплексный охват действия всех многообразных сил и зависимостей через диалоговое взаимодействие в сетевых педагогических сообществах с использованием информационно-коммуникационных технологий и взаимодействию в сетевых педагогических сообществах.
Однако процесс создания и методического сопровождения сетевых педагогических сообществ для совместного решения проблем и организации коллективной деятельности образовательного характера в сети Интернет мало изучен, существующая практика требует теоретического осмысления. В имеющихся исследованиях вопросы подготовки педагога в системе повышения квалификации к сетевому общению и совместной деятельности на ценностных основаниях диалога не нашли своего отражения.
В качестве интегративного критерия эффективности повышения квалификации учителей является его информационно-коммуникационные компетентности, текущий уровень их сформированности, критериев, показателей, отображающих эффективность деятельности в режиме сетевого взаимодействия.
Информационно-коммуникационная компетентность педагога на основе сетевого взаимодействия педагогов успешно функционирует и развивается при определённом комплексе педагогических условий:
• содержание формируется с учётом вариативности, направленности на профессиональную деятельность учителя;
• подготовка и стимулирование учителей к сетевому взаимодействию;
• поддержка учителей в области применения ИКТ в педагогической деятельности в режиме сетевого взаимодействия;
• применение дистанционных технологий в повышении квалификации [4].
Комплекс обсуждаемых личностно значимых тем и проблем обеспечивает на форуме, семинаре, в ходе осуществления проекта пространство диалога; оптимальное сочетание очной и дистанционной форм организации сетевого взаимодействия.
Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации позволяет достичь в деятельности образовательных учреждений - коллективных субъектов повышения квалификации - следующих позитивных эффектов:
• расширения спектра профессиональных ролей-педагогов;
• роста активности педагогов в выборе и освоении программ повышения квалификации;
• повышения результативности участия в конкурсе учреждений, внедряющих инновационные
образовательные программы.
Результативность подготовки педагогических кадров к решению задач инновационного развития системы образования в рамках сетевого взаимодействия выявляется по следующим критериям:
• критерий качества - позволяет оценить эффективность подготовки педагогов в ходе реализации программ к решению задач инновационного развития системы образования через изменение профессиональной позиции и готовность к освоению горизонтальной или вертикальной карьеры;
• критерий отношения - позволяет оценить желание принимать участие в различных образовательных проектах, определить понимание ими значимость и необходимость организованного профессионального общения для совершенствования собственной профессиональной педагогической деятельности.
Модель подготовки специалистов к педагогическому взаимодействию на базе электронных ресурсов базируется на принципах последовательности, устойчивости и непрерывности образовательного процесса; активности освоения образовательного пространства; стимулирования активного его освоения;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
демократичности и максимальной децентрализации в использовании электронных ресурсов, обеспечивающих самостоятельность, самоконтроль, творческий подход в освоении новых образовательных технологий педагогического взаимодействия.
Процесс подготовки специалистов к педагогическому взаимодействию на базе электронных ресурсов проходит получение информации о педагогическом взаимодействии в форме общения через простейшие средства - электронные библиотеки, музеи, электронную почту, электронные носители; специализированный - интенсивное общение в форме диалога, дискуссии и профессиональный этап -создание собственных проектов в форме, телеконференции, базы данных, сайтов, технологии портала, разработку ресурсов и т.д..
Специфика подготовки участников образовательного процесса к педагогическому взаимодействию на базе электронных ресурсов предполагает развитие новых информационных сетевых структур и внедрение их в образовательную среду, что повышает эффективность педагогического взаимодействия. Формирование уровня готовности педагогов к взаимодействию на базе электронных ресурсов развивается на протяжении всего профессионального пути [2].
Педагогическое взаимодействие с использованием электронных сетевых образовательных ресурсов и технологий взаимодействия становится эффективной нормой общения, имеющего определенную педагогическую цель, опирающегося на установленные ценности, имеющего следствием изменение понимания и отношения к электронной среде как части информационного образовательного пространства; базирующейся на установленных принципах и включающей мотивационный, содержательно-деятельностный, креативно-оценочный компонент учитывает специфику использования электронных ресурсов в педагогическом взаимодействии.
Сетевая культура учителя создает новые формы и способы педагогической деятельности. Отбор эффективных форм, средств и методов обучения, используемых для достижения целей, могут строиться с использованием общедоступных сервисов сети Интернет, с обязательной модерацией сетевых мероприятий.
Формирование сетевой культуры педагога происходит в информационно-образовательной среде как специально организуемая практическая деятельность информационно-образовательной среды.
Проанализировав имеющийся педагогический опыт в области применения образовательных технологий, мы выяснили, что сетевые образовательные ресурсы еще недостаточно использованы, а исследования в этой области сравнительно недавно начали проводиться в России. В связи с этим методология и практика этого нового вида коммуникативных исследований еще не сложились. Получение более полной картины достоинств и недостатков использования электронных ресурсов и технологий в образовании, методов педагогического взаимодействия, разработка процедур формирования специфических выборок электронных образовательных ресурсов, решение этических проблем использования диалоговых технологий глобальной сети и др. может найти применение в дальнейшей работе.
Список использованной литературы:
1. Бугрова Н.С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров: автореф.... канд. пед. наук. -Омск, 2007. -С.18-22.
2. Буханцева Н.В. Подготовка будущих специалистов к педагогическому взаимодействию на базе электронных ресурсов: автореф.. канд. педагог. наук.-Волгоград, 2006. -С. 14.
3. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI в. - М., 1997. -697 с.
4. Гончарова Н.Ю. Сетевое взаимодействие педагогов как средство формирования информационно -комуникационной компетентности учителя в системе повышения кавалификации: автореф.. канд. педагог. наук. -Новокузнецк, 2010. - 14- 9.
5. Загвязинский В.И. Творчество в управлении школой. - М.: Знание, 1991. -61 с.
© Панова Н. В., Баева И. Г., 2016