Научная статья на тему 'Образовательная политика в подготовке кадров для экономики страны'

Образовательная политика в подготовке кадров для экономики страны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / СЕТЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Валерия Евгеньевна

В статье характеризуются причины обновления управленческой практики профессиональных организаций, тенденции укрепления связей между системой профессионального образования и рынком труда, проведение совместной образовательной политики в подготовке кадров для экономики страны. Раскрываются внедряемые типы интеграционных форм и сетевого взаимодействия профессиональных организаций и предприятий отрасли, что приводит новым организационным моделям образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательная политика в подготовке кадров для экономики страны»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

механизмы общения и изменения в структуре личности, которые происходят в результате встречи с другой культурой [7].

Список используемой литературы:

1. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация // Учебное пособие. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. - 288 с.

2. Апанасюк Л.А. Социально-политический аспект преодоления ксенофобии в современных условиях России // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2014. - №2 (28). - С. 145-148.

3. Апанасюк Л.А. Социально-культурная профилактика ксенофобии в студенческой среде: монография. -Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. - 528 с.

4. Апанасюк Л.А. Преодоление проявлений ксенофобии в молодежной среде: социокультурный подход // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - №4 (120). - С. 284-287.

5. Апанасюк Л.А. Проблемы этнокультурного воспитания и миграционные процессы // Альманах современной науки и образования. - Тамбов. - 2007. - №1. - С. 28-29.

6. Апанасюк Л.А. Теоретико-методологическое обоснование социально-культурных программ преодоления ксенофобии в молодежной среде / Л.А. Апанасюк // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - Т. 117. №1. - С. 161-165.

7. Апанасюк Л.А. Педагогическая эффективность преодоления ксенофобии и нетерпимости среди молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - №11 (127). - C. 154-162.

© Маркелова Т.В., 2016

УДК 377.6

Михайлова Валерия Евгеньевна

канд. пед. наук, доцент АНО ДО «СибИНДО»,

г.Омск, РФ E-mail: [email protected]

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

Аннотация

В статье характеризуются причины обновления управленческой практики профессиональных организаций, тенденции укрепления связей между системой профессионального образования и рынком труда, проведение совместной образовательной политики в подготовке кадров для экономики страны. Раскрываются внедряемые типы интеграционных форм и сетевого взаимодействия профессиональных организаций и предприятий отрасли, что приводит новым организационным моделям образовательных организаций.

Ключевые слова:

сетевое взаимодействие, территориальные комплексы, сетевые образовательные учреждения.

В связи с политикой реформирования системы профессионального образования и сложными социально-экономическими и демографическими условиями ее проведения, усиливается значение повышения качества и эффективности образования. При этом объективные требования современной экономики таковы, что наиболее значимыми и эффективными для последующей деятельности специалиста являются профессиональные компетенции. К наиболее важным принципам компетентностного подхода следует отнести: применение проектных механизмов в управленческой деятельности образовательного учреждения, построение новых сетевых и коммуникативных отношений внутри учреждения и вне его, обеспечение

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

открытости образовательной среды для инноваций и преобразований, организация нелинейности построения образовательного процесса. В течение 2014-2016г. многие учреждения профессионального образования сделали значительные шаги в освоении модульной нелинейной модели обучения.

Компетентностный подход является важным связующим звеном между образовательным процессом и интересами работодателей. Потому что сейчас ведущие организации и компании отрасли и государственные ведомства формулируют свои требования к выпускникам на языке компетенций. В связи с этим важным видится создание особой практикоориентированной среды, которая должна реализовывать контекстное обучение и позволять последовательно моделировать в учебно-производственном процессе предметное содержание будущей профессиональной деятельности студента. Такая среда, по-нашему мнению, будет обеспечиваться, с одной стороны, развитием инфраструктуры (информационно-образовательные центры, Ресурсный центр), а с другой — инициированием инновационных форм учебно-производственной работы в профессиональной организации.

При этом следует сказать, что важнейшей тенденцией остается укрепление связей между системой среднего профессионального образования и рынком труда, проведение совместной образовательной политики в подготовке кадров для экономики страны. Это приводит к пониманию необходимости новых организационных моделей образовательных учреждений.

В настоящее время в регионах внедряется практика сетевого взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования, а именно: открываются образовательные учреждения (лицеи, колледжи) при высших учебных заведениях; в учреждениях начального и среднего профессионального образования реализуются образовательные программы и отдельные курсы с использованием кадрового и научно-методического ресурсов вузов; складываются различные формы совместного использования материальных, учебных, кадровых и иных ресурсов; реализуются преемственные, интегрированные образовательные программы начального, среднего и высшего профессионального образования по направлениям, реализуемым в вузе [3].

При этом, образовательную сеть определяют как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга. Сети выстраивают свою деятельность на основании образовательных программ, которые стандартизированы согласно внутрисетевым критериям [4].

Стандарты сетевых образовательных программ должны нормировать в качестве содержания образования деятельность, являющуюся ядром каждой программы. Учебная составляющая сетевой программы - это тот материал, на котором отрабатываются способы осуществления деятельности. Обеспечение такого ресурса на региональном уровне может существенно повлиять на наращивание инновационного потенциала в регионе и продвижение успешных образовательных практик с целью повышения качества образования. Результатом общей работы ВПО и СПО может стать: организация сетевого сообщества; разработка сетевых стандартов; разработка комплекса основных образовательных программ; разработка комплекса программ и учебно-методических комплексов учебных дисциплин; формирование единого образовательного ресурса.

Так, например, в рамках развития образования народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации были обсуждены механизмы межрегионального сотрудничества народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, вопросы совершенствования механизмов сетевого взаимодействия посредством информационно-образовательного портала «E-Netschool» для детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по материалам новостей официального информационного интернет-портала АКМНС РС(Я).

Предлагаемое организация сетевого взаимодействия позволяет обратиться к рассмотрению объективных оснований, факторов и категориальных характеристик интеграции в образовании [2]. К числу приоритетов в области интеграции можно отнести создание и поддержку первой в России группы образовательных научно-технологических парков (или технопарков). Эта практика известна и в системе среднего профессионального образования как объединение колледжей с промышленными предприятиями в различного вида и типа в учебные и учебно-производственные комплексы.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

Следует признать, что такие комплексы, в отличие от обычного долговременного сотрудничества, в котором партнеры руководствуются заранее обусловленными соглашениями, являются более гибкими структурами, они предусматривают возможность видоизменения первоначальных условий. УПК вырабатывают деловую стратегию, открывают возможности объединения с самым широким кругом партнеров, включая потребителей, работодателей, конкурентов, разработчиков, представителей власти.

Однако появлением учебно-производственных комплексов процессы создания новых форм организации деятельности образовательных учреждений СПО не ограничиваются. Появляются новые организационные формы образовательных учреждений среднего профессионального образования на базе существовавших ранее. К ним относятся:

- учреждения СПО - территориальные комплексы, включающие учебный центр и производственную зону с размещением на ней малых наукоемких фирмы на начальной ступени бизнеса, так называемые, бизнес-инкубаторы;

учреждения СПО с территориально распределенной структурой («близких филиалов, не ведущих самостоятельно образовательную деятельность). На базе таких филиалов колледж обеспечивает учебный процесс силами собственных штатных преподавателей с использованием собственной развитой лабораторной, информационной и учебно-материальной базы [1]. Филиалы в этом случае занимаются профориентационной, маркетинговой, хозяйственной, рекламной деятельностью на местах. Предлагаемая схема работы распределенного коллежа позволяет организовать единый учебный процесс головного коллежа и системы его близких филиалов, сохранить качество образования, обеспечив гражданам региона возможность получения образования по месту жительства или работы;

_ территориально распределенные (сетевые) образовательные учреждения, реализующие образовательные программы на основе применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

При стремлении занять позицию субъекта инновационного развития в регионе некоторые профессиональные организации сделали весомые шаги в организации образовательной структуры сетевого типа — Ресурсного центра. На наш взгляд, это инновация с далеко идущими изменениями отдельных элементов инфраструктуры управления ресурсами участников сети. Ресурсный центр обладает дорогостоящим и эксклюзивным образовательными ресурсами по нескольким профессиональным профилям (группам профессий) и обеспечивает их эффективное использование другими учебными заведениями региональной системы образования.

Основной смысл деятельности Ресурсного центра состоит в том, чтобы выделить зоны роста различных образовательных учреждений, обеспечивающих отрасль и сделать этот рост предметом общей капитализации ресурсов. Основными направлениями деятельности Ресурсного центра являются: профессиональное (практическое) обучение по сложным и новым профессиям, связанным с современными и дорогостоящими технологиями; учебно-методическое и программное обеспечение подготовки по новым профессиям и технологиям; взаимодействие с работодателями; сертификационная деятельность; расширение возможностей по увеличению охвата профессиональным образованием различных категорий населения. Особое внимание будет уделяться формированию программ опережающего обучения на основе компетентностного подхода, реализации интегрированных форм обучения.

Таким образом, подходы к совершенствованию организационных форм управления рассматриваются как начало системных инфраструктурных изменений на принципах кооперации, взаимоуважения, преемственности, как тенденция изменения характера и содержания деятельности профессиональных организаций, органов управления и других заинтересованных сторон по реализации стратегии государственной политики. Только такой подход в современном, конкурентном мире позволит учреждению среднего профессионального образования стать полноценным субъектом формирования нового технопромышленного уклада в регионе.

Список использованной литературы 1. Абанкина И.В., Абанкина Т.В., Вавилов А.И. Рекомендации по порядку межведомственного согласования создания интегрированных структур, их ресурсного обеспечения и моделей управления. - М.: ГУ-ВШЭ, 2010. 92 с.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

2. Бондарева Н.А. Интеграция как инновационное направление в образовании [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии. 2011. №1. С. 115-116. URL: www.rae.m/snt/?section=content&op=show_artide&artide_id=6732 (дата обращения: 02.07.2016).

3. Герасимова Л.А., Колотова О.М. Организация учебного процесса в системе непрерывного образования [Электронный ресурс] // Вестник ТГПУ. 2011. №2. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader URL: http://vestnik.tspu.ru/files/PDF/articles/kolotova_o._m._30_35_2_104_2011.pdf (дата обращения: 02.07.2016).

4. Федоров В.Н. Сетевое пространство как фактор инновационного развития образовательных систем [Электронный ресурс]: XIV Международная заочная научно-практическая конференция «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 19 ноября 2012 г.) // СибАК: [сайт]. 2012. URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/5032-2012-11-26-17-45-34 (дата обращения: 02.07.2016).

© Михайлова В.Е., 2016

УДК 37

Насретдинова Римма Роифовна

канд. пед. наук, доцент, Оренбургский институт (филиал) Московского государственного юридического университета

имени О.Е.Кутафина (МГЮА), г.Оренбург

ОБУЧЕНИЕ КОММУНИКАЦИИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ СТУДЕНТОВ

ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация

в статье рассматривается один из аспектов обучения будущих юристов: развитие коммуникативных умений студентов в рамках предмета «Деловой иностранный язык в сфере юриспруденции». Предлагаются примерные направления языковой деятельности, целесообразные в практике работы со студентами юридического факультета в рамках предмета «Деловой иностранный язык». Психологические аспекты реализации коммуникативной функции общения рассматриваются на 3 уровнях.

Ключевые слова

общение, деловой иностранный язык, обучение будущих юристов, коммуникативная функция общения

Проблема общения между людьми была актуальна на всех этапах развития общества. Остаётся актуальной она и в наше непростое время. Поэтому современные стандарты как школьного, так и высшего образования уделяют особое внимание формированию коммуникативных компетенций обучаемых.

Коммуникативная функция общения проявляется в обмене информацией между людьми. Причём, идёт не просто её передача/принятие, но выработка общего смысла, а значит, в процесс коммуникации включаются и деятельность, и общение, и познание - в единстве. Общение невозможно без своих собственных мыслей, чувств, переживаний, действий. Недаром, ещё И. Кант призывал: Sapere aude! — Имей мужество пользоваться собственным умом! [1], а президент крупнейшего в мире авиапромышленного предприятия Ли Якокка подчеркивал, что «единственный способ настраивать людей на энергичную деятельность - это общаться с ними». [2, с.2]

В настоящее время английский стал языком международной коммуникации, прежде всего, в связи со стремительным развитием высоких технологий и компьютеризацией всех сфер деятельности человека, а владение английским языком на деловом уровне - неотъемлемая часть требований к перспективному работнику и успешному продвижению по карьерной лестнице. Деловой английский охватывает важнейшие сферы профессионального общения - мировую науку и международное документоведение, этику

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.