УДК 377.121.7
Головина Анна Германовна
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
Россия, Чебоксары1 Аспирант кафедры педагогики и развития образования
Сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования в области подготовки рабочих кадров и специалистов
Аннотация: Профессиональное образование является практико-ориентированным сегментом системы образования. Его главная цель состоит в обеспечении кадрами региональной экономики, индивидуального частного предпринимательства, малых форм бизнеса. Одним из стратегических направлений государственной политики Российской Федерации является формирование эффективной системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных рынков труда в условиях нестабильной экономики, усиления роли человеческого фактора во всех областях экономики и общества, ускорения технологических изменений, перехода на новый технологический уклад.
Качество и эффективность профессионального образования в регионе должны обеспечивать не отдельные учебные заведения, а их целостная сеть, это определено экономической целесообразностью использования ресурсов. В систему подготовки кадров на взаимовыгодных условиях должны входить ресурсы всех заинтересованных сторон, в том числе и внешних участников по отношению к системе образования (например, производственную практику целесообразно перенести на предприятия и фирмы или привлечение работодателей к процедурам оценки качества образования и т.д.).
В данной статье проанализированы нормативно-правовые акты регламентирующие профессиональное образование на территории Российской Федерации, особенности сетевого взаимодействия в сфере образования и рассмотрен опыт Чувашской Республики по реализации сетевого принципа в области подготовки рабочих кадров и специалистов.
Ключевые слова: профессиональное образование; рабочие кадры; сетевое взаимодействие; образовательные стандарты; образовательные программы; ресурсные центры; региональная образовательная сеть; институциональная форма взаимодействия; Чувашская Республика; Российская Федерация.
1 428015, Россия, г. Чебоксары, Московский пр-т, д. 15
В деятельности любой образовательной сети всегда присутствуют инвариантные функции, то есть функции, выполнять которые приходится всем участникам этой сети. К ним можно отнести большинство не профильных (сервисных) функций, таких как: клиринговые услуги, медицинское обслуживание и так далее. Сетевое взаимодействие образовательных организаций предполагает делегирование не только образовательных функций, но и аутсорсинг сервисных обязанностей специализированным агентам, что снижает общие затраты региональных бюджетов и способствует повышению качества и эффективности взаимодействия с рынками труда.
В законодательстве, регламентирующем образование на территории Российской Федерации, нет четкого определения, что является сетевой формой реализации образовательных программ. Но действующая организационно-управленческая схема сети образовательных учреждений и порядок ее бюджетного финансирования подразумевают отношения обучающегося только с одним учебным заведением.
Однако, статья 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет возможность освоения обучающимися образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций.
Введение федеральных образовательных стандартов нового поколения2 для профессионального образования создало предпосылки для реализации образовательных программ в сетевом режиме. Этому способствует структурирование основных профессиональных образовательных программ по профессиональным модулям. Оценка овладения компетенциями, соответствующими виду профессиональной деятельности, производится по мере освоения каждого модуля. Основная часть стандартов для среднего профессионального образования технического профиля, поэтому один из профессиональных модулей предусматривает овладение одной или несколькими рабочими профессиями родственного профиля. При этом не все региональные учреждения профессионального образования имеют достаточное количество ресурсов, регламентированных соответствующими требованиями стандартов и других нормативных документов. Это обуславливает реализацию основных профессиональных образовательных программ по сетевому принципу, в период перехода на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.
Образовательная программа, организованная по принципу сетевого сотрудничества, может быть построена таким образом, что студенты одной образовательной организации осваивают в другом учебном заведении не весь профессиональный модуль, а только его часть: например, проходят производственное обучение.
Согласно действующей нормативно-правовой базе сетевое взаимодействие в сфере образования может быть оформлено по двум формам: без образования юридического лица -контрактная форма и с созданием новой системной модели - институциональная форма3.
Институциональное оформление системы профессионального образования предполагает, создание следующих условий:
• концентрация уникальных образовательных ресурсов в отдельных единицах сети (ресурсные и многофункциональные центры прикладных квалификаций);
2 Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: Ь1р://минобрнауки.рф/документы/923 (дата обращения: 16.09.2014)
3 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 16.09.2014)
• обеспечение использования ресурсов, сосредоточенных в одной единице сети, другими учебными заведениями;
• организация взаимодействия образовательных учреждений сети с внешними по отношению к ней структурами и агентами (прежде всего с работодателями и их объединениями, профессиональными сообществами).
Сетевое взаимодействие — это система, основным свойством которой является структурность, с наличием многоуровневых связей между всеми субъектами. Данному сотрудничеству свойственны — мобильность, динамичность и адаптивность. Связи — многоуровневые, взаимовыгодные и лабильные. Субъекты — взаимозависимые, взаимодействующие, взаимовлияющие. Для создания условий, обеспечивающих доступное качественное, непрерывное профессиональное образование, содействовующее развитию осознанного личностного и профессионального самоопределения обучающихся необходимо единство ресурсного пространства. Компоненты системы составляющие единое ресурсное пространство: материально-технический, информационный, учебно-методический, социальный, кадровый, финансовый.
Рассмотрим более подробно каждый компонент [7]:
Материально-технический — лабораторное оборудование, специализированные помещения, учебно-производственное оборудование, включая производственное оборудование, используемое в учебных целях, а также образовательные аналоги оборудования (имитаторы, компьютерные модели, тренажеры и т.д.).
Информационный — информационные системы, накапливающие данные о инновационных производственных технологиях, разработках и тенденциях в технических областях производства, об изменениях в отраслевой экономике и потребностях рынка труда; электронные библиотеки; депозитарии мультимедийных продуктов и т.д.
Учебно-методический - профессиональные образовательные программы, модули по производственным технологиям и методам их освоения; методические материалы; диагностический инструментарий для оценки уровня освоения учебного материала; компьютерные обучающие и диагностирующие программы.
Социальный — частно-государственное партнерство с предприятиями и организациями; налаженные связи в профессионально-педагогическом сообществе региона; взаимодействие с общественными объединениями, некоммерческими организациями и профессиональными сообществами и т.д.
Кадровый — квалифицированный преподавательский состав владеющий современными педагогическими технологиями; мастера производственного обучения имеющие навыки работы на современном производственном оборудовании; специалисты по образовательным технологиям, методикам обучения в системе профессионального образования; эксперты в области оценки профессиональных квалификаций.
Финансовый — механизм финансирования сетевого взаимодействия, наиболее распространным является - договорные отношения между образовательными организациями, поддерживаемые специальными региональными нормативными актами и процедурами.
Реализация взаимодействия по сетевому принципу наиболее актуальна для региональных образовательных сетей, это обусловлено высокой стоимостью подготовки специалистов, особенно технического профиля. Связанное, прежде всего, с дорогостоящими материально-техническими ресурсами, преобладанием аудиторных форм обучения, а так же высокой трудоемкостью программ отработки практико-ориентированных компетенций [8,10].
Целью организации сетевого взаимодействия в системе регионального профессионального образования, является достижение качества подготовки кадров, соответствующего требованиям современного рынка труда, без дополнительного инвестирования, за счет повышения эффективности использования имеющихся ресурсов [4].
Опыт реализации образовательных программ по сетевому принципу в сфере профессионального образования на базе «ресурсных центров» наработан в Чувашской Республике. В регионе действует 11 ресурсных центров на базе учреждений профессионального образования. Центры играют ключевую роль в формировании системы непрерывного образования республики. Они оснащены уникальными образовательными ресурсами, которые предоставляют учреждениям профессионального образования (родственного профиля), не имеющим аналогичного оборудования. Участники сетевого взаимодействия согласуют учебные планы и программы, в соответствии с которыми практико-ориенированное обучение студенты проходят в ресурсных центрах. Для этого специалистами центров разрабатываются программы учебной практики, направленные на формирование прикладных компетенций. Так например, в рамках сетевого взаимодействия на территории Чувашской Республики стажировку на предприятиях и в организациях республики в 2013/2014 учебном году прошли 7,9 % преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения, в ведущих вузах и учреждениях среднего профессионального образования республики также 8% от их общего числа [3].
На сегодняшний день, правовой статус ресурсных центров не определен, так как в законодательстве Российской Федерации такой вид образовательного учреждения отсутствует. Как следствие, оформление данных учреждений в настоящее время ограничено двумя вариантами:
1) центр оформлен как структурное подразделение образовательной организации профессионального образования;
2) образовательная организация включает в свое название словосочетания «Ресурсный центр» или «Отраслевой ресурсный центр», что отражается в Уставе учреждения и других нормативных документах.
И в том, и в другом случае организационно-правовой статус данных образовательных организаций остается неизменным.
Созданная система, по принципу сетевого взаимодействия, с многосторонними связями между ее участниками характеризуется появлением положительных внешних эффектов. Возникает единое информационное поле, позволяющее уменьшить издержки реализации новых проектов, любому из участников взаимодействия. На данный момент, наибольшее распространение получили следующие образовательные программы, реализуемые в сетевом режиме:
• программы производственного обучения по рабочим профессиям на базе двух учебных заведений (ресурсного центра и учреждения профессионального образования родственного профиля). В рамках данного взаимодействия, для методического сопровождения профессиональных образовательных организаций в Чувашии подготовлены методические рекомендации по использованию сетевой формы реализации образовательных программ. Это позволило начать работу в сети по принципу «Профессиональная образовательная организация - профессиональная образовательная организация». В течение первого полугодия 2013/2014 учебного года педагогами ресурсных центров и многофункциональных центров прикладных квалификаций разработан 31 сетевой модуль и междисциплинарный курс. В их реализации ежегодно смогут принимать участие около 400
студентов других учреждений образования, что будет способствовать повышению качественного уровня подготовки кадров [1].
• предпрофильная подготовка и профильное обучение учащихся 8-11 классов общеобразовательных школ с использованием образовательных ресурсов центров. Участниками сетевого взаимодействия в данном случае выступают ресурсные центры, учреждения среднего профессионального образования и общеобразовательная школа или несколько школ. Учащимся старших классов, которые осваивают программу общего образования в рамках выбранного профиля, предоставляется возможность пройти профессиональную подготовку, результатом которой является овладение рабочей профессией. В Чувашской Республике была апробирована модель функционирования профильных инженерно - технических классов. С 1 сентября 2012 года для повышения престижа и интереса школьников к естественно-математическим дисциплинам созданы инженерные классы в 35 школах. Кроме этого вопросы организации работы профильных инженерно-технических классов, в частности изучение робототехники, были рассмотрены на курсах повышения квалификации 78 учителей математики, физики и информатики для учителей «инженерных» классов [2].
• программы повышения квалификации персонала учебных заведений. Реализации программ повышения квалификации педагогического персонала по сетевому принципу необходима при осуществлении производственной практики на базе ресурсных центров. Учреждения профессионального образования (в том числе ресурсные и многофункциональные центры прикладных квалификаций), не имеют лицензии на реализацию программ повышения квалификации педагогического персонала. Поэтому такие программы целесообразно осуществлять в сетевом режиме совместно с региональным институтом повышения квалификации [5,6]. В Чувашской Республике повышение квалификации педагогических работников, в форме сетевого взаимодействия, позволяет транслировать передовой педагогический опыт. Так в сетевом взаимодействии в 2014 году было задействовано 22 % педагогов профессиональных образовательных организаций республики.
Для наиболее эффективного функционирования образовательной сети в ее состав должны войти профессиональные ассоциации, советы директоров образовательных организаций, учебно-методические объединения и комиссии, также другие формальные и неформальные объединения, это позволит сети результативно взаимодействовать не только с отдельными предприятиями, но и с ассоциированными работодателями [9].
Примером такого взаимодействия может служить опыт Чувашии, а именно деятельность Республиканского союза попечителей образования, Ассоциации работодателей при Торгово-промышленной палате Чувашской Республики и Ассоциации организаций профессионального образования Чувашской Республики.
На сегодняшний день в каждом субъекте Российской Федерации созданы и действуют структуры, в которых под различные задачи сконцентрированы уникальные образовательные ресурсы: лаборатории и мастерские оснащенные современным оборудованием, разработаны учебно-методические материалы, осуществлена масштабная переподготовка кадров. Но не всегда и не везде эти уникальные образовательные ресурсы действительно являются сетевыми, то есть к ним обеспечен доступ других единиц сети региональной системы образования.
Можно выделить наиболее вероятные риски, свойственные внедрению сетевого взаимодействия:
• неготовность руководителей образовательных учреждений к реорганизации (реализации сетевых программ и созданию образовательных комплексов профессионального образования);
• негативные социальные последствия для работников образовательных учреждений, связанные с усилением конкуренции в системе профессионального образования; увеличением нагрузок, в связи с трудоемкими процедурами формирования сетевых образовательных программ; изменением отдельных существенных условий деятельности персонала.
Данные обстоятельства могут вызывать социальную напряженность в педагогическом сообществе системы профессионального образования, что позволяет предположить возможность проявления такой формы протестного поведения как сопротивление изменениям.
Среди рисков внедрения принципа сетевого взаимодействия в деятельность системы профессионального образования необходимо выделить риск отсутствия необходимой координации и неэффективного управления. Его минимизация возможна в условиях сформированной системы мониторинга, который целесообразно ориентировать как на сканирование ситуации в самой системе, так и на анализ работы формирующихся механизмов, институтов и их составляющих, а так же на непрерывное отслеживание внешних условий, в которых эта деятельность осуществляется, на этом основании возможно прогнозирование дальнейшего развития ситуации.
Не смотря на рассмотренные выше риски, сетевое взаимодействие является наиболее эффективной формой проведения оптимизации региональной сети профессионального образования в условиях передачи учебных заведений среднего профессионального образования из федерального подчинения в ведение регионов4 (перераспределение ответственности в сфере образования между уровнями государственной власти) и высвобождением мощностей образовательных учреждений из-за сокращения контингента в условиях снижения спроса на рабочие профессии со стороны молодежи и демографического спада.
Интегрированная модель образовательной сети позволит достигнуть качества профессионального образования, соответствующего требованиям современного рынка труда, без дополнительных инвестиций за счет повышения эффективности использования имеющихся образовательных ресурсов.
4 В соответствии с ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 04.07.03 N 95-ФЗ, на субъекты РФ возложена ответственность за предоставление начального и среднего профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством РФ).
ЛИТЕРАТУРА
1. Головина, А. Г. Интеграция образовательной и производственной деятельности при подготовке специалистов // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2014. № 8-9 (8). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/1579 (дата обращения: 08.09.2014).
2. Головина, А. Г. Мобильная многоуровневая подготовка профессиональных кадров, востребованных экономикой Чувашской Республики // В мире научных открытий. - Красноярск : Научно-инновационный центр, 2014 №3.1(51) (Социально-гуманитарные науки). - С. 541-554.
3. Головина, А. Г. Опыт модернизации профессионального образования Чувашской Республики // Приволжский научный журнал / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород, 2014. - № 2. - С. 234-238.
4. Головина, А. Г. Пути решения проблемы создания и развития конкурентоспособной и социально-ориентированной системы непрерывного профессионального образования Чувашской Республики / А. Г. Головина // Подготовка профессиональных кадров: мониторинг качества и управление образовательным процессом. Коллективная монография / Научн. ред. О. В. Кириллова. - Чебоксары : изд-во ЧГУ, 2014. - С. 3-27;
5. Журавлева М.В. Опережающая профессиональная подготовка кадров для нефтегазохимического комплекса (на примере Республики Татарстан): монография / М.В.Журавлева. - Казань: РИО ГУ «РЦМКО», 2011. - 228 с.
6. Кириллова, О. В. Алгоритмитизация процесса повышения профессионального уровня преподавателей в образовательном учреждении [Текст]/О. В. Кириллова, А. И. Давыдова// Сибирский педагогический журнал. -2010. - № 4. -С. 291-298.
7. Методические рекомендации по вопросам сетевого взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования в области подготовки рабочих кадров и специалистов технической направленности (уровня СПО) [Электронный ресурс] - Режим доступа:
8. Новиков, A.M. Российское образование в новой эпохе [Текст] / Парадоксы наследия. Вектор развития / A.M. Новиков, Д.Н. Новиков. - М.: Эгвес, 2000. -272 с.
9. Образование для инновационных обществ в XXI веке. Заявление руководителей восьми ведущих стран мира, принятое на саммите в Санкт- Петербурге 16 июля 2006 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/interdocs/2006/07/16/1744_type72067_108823.shtml?type= 72067 (дата обращения: 09.10.2014)
10. Образовательные услуги системы среднего профессионального образования: В сб. Состояние и проблемы развития регионального рынка образовательных услуг / Под ред. Осипова П.Н. - Казань: РИЦ "Школа", 2006.-с. 41-55.
Рецензент: Шаронова Евгения Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по УМР Волжского филиала МАДИ.
Anna Golovina
The Ulianov Chuvash State University Russia, Cheboksary [email protected]
Networking of institutions of professional education in the field of training of workers and specialists
Abstract. Vocational training is practice-oriented segment of the education system. Its main objective is to provide personnel of the regional economy, individual private enterprise, small business forms. One of the strategic directions of the state policy of the Russian Federation is the formation of an effective system of vocational education focused on the needs of promising labor markets in an unstable economy, strengthening the role of the human factor in all areas of the economy and society, the acceleration of technological change, the transition to a new technological order.
Quality and effectiveness of vocational education in the region should not provide individual institutions and their holistic network defined economic feasibility of using resources. The system of training on mutually beneficial conditions should include the resources of all stakeholders, including external parties in relation to the education system (eg, an industrial practice it is advisable to move to firms and companies or attracting employers to the procedures for assessing the quality of education, etc.).
This paper analyzes the laws and regulations governing the professional education in the Russian Federation, especially networking in education and describes the experience of the Chuvash Republic for the implementation of the principle of the network in the training of workers and specialists.
Keywords: vocational education; working staff; networking; educational standards; educational programs; resource centers; regional educational network; institutional form of interaction; Chuvash Republic; Russian Federation.
REFERENCES
1. Golovina, A. G. Integracija obrazovatel'noj i proizvodstvennoj dejatel'nosti pri podgotovke specialistov // Universum: Psihologija i obrazovanie: jelektron. nauchn. zhurn. 2014. № 8-9 (8). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/1579 (data obrashhenija: 08.09.2014).
2. Golovina, A. G. Mobil'naja mnogourovnevaja podgotovka professional'nyh kadrov, vostrebovannyh jekonomikoj Chuvashskoj Respubliki // V mire nauchnyh otkrytij. -Krasnojarsk : Nauchno-innovacionnyj centr, 2014 №3.1(51) (Social'no-gumanitarnye nauki). - S. 541-554.
3. Golovina, A. G. Opyt modernizacii professional'nogo obrazovanija Chuvashskoj Respubliki // Privolzhskij nauchnyj zhurnal / Nizhegor. gos. arhitektur.-stroit. un-t. -N. Novgorod, 2014. - № 2. - S. 234-238.
4. Golovina, A. G. Puti reshenija problemy sozdanija i razvitija konkurentosposobnoj i social'no-orientirovannoj sistemy nepreryvnogo professional'nogo obrazovanija Chuvashskoj Respubliki / A. G. Golovina // Podgotovka professional'nyh kadrov: monitoring kachestva i upravlenie obrazovatel'nym processom. Kollektivnaja monografija / Nauchn. red. O. V. Kirillova. - Cheboksary : izd-vo ChGU, 2014. - S. 3-27;
5. Zhuravleva M.V. Operezhajushhaja professional'naja podgotovka kadrov dlja neftegazohimicheskogo kompleksa (na primere Respubliki Tatarstan): monografija / M.V.Zhuravleva. - Kazan': RIO GU «RCMKO», 2011. - 228 s.
6. Kirillova, O. V. Algoritmitizacija processa povyshenija professional'nogo urovnja prepodavatelej v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Tekst]/O. V. Kirillova, A. I. Davydova// Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. -2010. - № 4. -S. 291-298.
7. Metodicheskie rekomendacii po voprosam setevogo vzaimodejstvija obrazovatel'nyh uchrezhdenij professional'nogo obrazovanija v oblasti podgotovki rabochih kadrov i specialistov tehnicheskoj napravlennosti (urovnja SPO) [Jelektronnyj resurs] -Rezhim dostupa:
8. Novikov, A.M. Rossijskoe obrazovanie v novoj jepohe [Tekst] / Paradoksy nasledija. Vektor razvitija / A.M. Novikov, D.N. Novikov. - M.: Jegves, 2000. - 272 s.
9. Obrazovanie dlja innovacionnyh obshhestv v XXI veke. Zajavlenie rukovoditelej vos'mi vedushhih stran mira, prinjatoe na sammite v Sankt- Peterburge 16 ijulja 2006 goda [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://archive.kremlin.ru/interdocs/2006/07/16/1744_type72067_108823.shtml?type= 72067 (data obrashhenija: 09.10.2014)
10. Obrazovatel'nye uslugi sistemy srednego professional'nogo obrazovanija: V sb. Sostojanie i problemy razvitija regional'nogo rynka obrazovatel'nyh uslug / Pod red. Osipova P.N. - Kazan': RIC "Shkola", 2006.-s. 41-55.