УДК 371.134(470.344)
С. П. Григорьев, В. Н. Иванов
СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. Процесс модернизации педагогического образования в Российской Федерации требует глубокого переосмысления накопленного опыта в зарубежной и отечественной системах общего и профессионального образования и определения новых путей развития с учетом региональных особенностей. В статье на основе изучения современного состояния системы подготовки педагогических кадров в Чувашской Республике, представленной организациями высшего и среднего профессионального образования, обозначены проблемы, связанные с разработкой программ непрерывного педагогического образования, со взаимодействием образовательных организаций в системе «школа - колледж - вуз», с трудоустройством выпускников, и обоснована необходимость их комплексного решения.
Ключевые слова: подготовка педагогических кадров, система «школа - колледж - вуз», профессиональная подготовка, региональные особенности, модернизация образования.
Актуальность исследуемой проблемы. В настоящее время существует необходимость коренных изменений в системе подготовки педагогических кадров на структурном и содержательном уровнях. Профессиональные стандарты педагога, разработанные в целях обеспечения соответствия квалификации педагогических кадров актуальным требованиям рынка труда, потребителей образовательной среды, утвержденные приказами Минтруда России в 2013-2015 гг., введенные в действие с 1 января 2017 г., предъявляют особые требования к уровню образования и опыту практической работы педагогов. Кроме того, в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 гг. реализуется комплексный проект модернизации педагогического образования [3]. В 2014 г. разработана и утверждена Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, которая направлена на изменение содержания педагогического образования и совершенствование каче-
© Григорьев С. П., Иванов В. Н., 2017
Григорьев Станислав Порфирьевич - аспирант кафедры педагогики, психологии и философии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, директор Чебоксарского профессионального колледжа им. Н. В. Никольского, г. Чебоксары, Россия; е-mail: chmtt@list.ru
Иванов Владимир Николаевич - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и философии, ректор Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: ivn57mail.ru
Статья поступила в редакцию 02.05.2017
ства профессиональной подготовки педагогов. Имеется Концепция развития системы среднего профессионального педагогического образования [5].
Исследователи непрерывности, преемственности в профессиональном образовании отмечают, что интеграция между общеобразовательной школой, средним профессиональным и высшим учебными заведениями позволяет эффективно решать региональные проблемы на пути ускоренной и качественной подготовки специалистов [1], [2].
Необходимость учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей в профессиональных образовательных организациях требует корректировки подготовки учителей в системе непрерывного педагогического образования. Формирование системы этнорегиональной подготовки учителей на допрофессиональном, профессиональном и постдипломном этапах требует определения организационно-педагогических условий, целей, задач, особенностей, направлений, содержания, методов и форм подготовки на каждом этапе непрерывного педагогического образования [6].
Немаловажное значение в понимании стратегии подготовки педагогических кадров для системы образования имеют и демографические показатели последних лет по России: в 2008-2016 гг. наблюдается положительная динамика роста рождаемости, и уже сегодня появилась потребность в увеличении числа учителей на 32,2 тыс. человек (в целом по Российской Федерации).
Таким образом, вопросы качественной подготовки педагогических кадров с учетом современных требований являются актуальными и требуют дальнейшего изучения и проработки. Исходя из этого, целью данного исследования является анализ современного состояния системы педагогического образования, выявление ее региональных особенностей, проблем и определение дальнейших путей ее совершенствования.
Материал и методика исследований. Материалами исследования послужили научно-педагогическая и методическая литература в аспекте изучаемой проблемы: научные статьи, статистические данные, федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общего, среднего и высшего профессионального образования по укрупненным группам специальностей (УГС) «Образование и педагогические науки», профессиональные стандарты «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального основного, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
Результаты исследований и их обсуждение. В основе новой модели лежат принципы практико-ориентированной подготовки и сетевого взаимодействия, когда в процессе подготовки педагогических кадров равными партнерами становятся школа, колледж, вуз. Как показывает педагогическая действительность, сегодня образовательная система «школа - колледж - вуз» способна обеспечивать более высокую профессиональную готовность специалистов по сравнению с образовательным комплексом «школа - вуз» [11].
Это связано в первую очередь с переходом отечественных вузов с 2011 г. на уров-невую систему высшего образования, внедрением ФГОС ВО по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование», «Профессиональное обучение» с уровнями академического или прикладного бакалавриата и магистратуры. Как показывает опыт, вузы чаще всего реализуют программы академического бакалавриата, а программы магистратуры сегодня востребованы в недостаточной степени. Сокращение срока обучения по программе высшего образования, а также в большей части общей педагогической подго-
товки, перенос специальной подготовки на вариативную часть программы в качестве профиля напрямую отражаются на качестве подготовки педагогических кадров и не позволяют вести ее целенаправленно и практико-ориентированно.
В то же время в условиях перехода на новые образовательные стандарты на уровне среднего профессионального образования сохранены такие специальности, как «Дошкольное образование», «Специальное дошкольное образование», «Преподавание в начальных классах», «Коррекционная педагогика в начальном образовании», «Педагогика дополнительного образования», «Профессиональное обучение», «Физическая культура». Все они предназначены для углубленной подготовки специалистов среднего звена.
Таким образом, анализ основной образовательной программы (ООП) среднего профессионального и высшего образования показывает, что среднее профессиональное педагогическое образование отличается практико-ориентированной подготовкой специалистов и выполняет государственную задачу качественного кадрового обеспечения системы дошкольного и начального, частично - среднего профессионального образования.
Результаты анализа статистических данных показывают, что, по данным 2016/2017 учебного года, в нашей стране подготовка педагогических кадров со средним профессиональным образованием осуществляется в 84 субъектах Российской Федерации, в 452 образовательных организациях, из них 385 относятся к колледжам и техникумам, 67 - к вузам. При этом доля государственных образовательных организаций составляет 95 % (430), а частных - лишь 5 % (22). Общий контингент обучающихся в этих образовательных учреждениях составляют 154,6 тыс. человек, в том числе в профессиональных образовательных организациях - 137,6 тыс. (89 %), в образовательных организациях высшего образования, реализующих программы СПО, - 17 тыс. (11 %). Из общей численности студентов за счет бюджетных ассигнований федеральных и региональных бюджетов обучаются 117,7 тыс. (76 %), по договорам об оказании платных образовательных услуг - 36,9 тыс. (24 %) [5].
В Чувашской Республике подготовка педагогических кадров ведется в 4 образовательных организациях.
В двух высших учебных заведениях - ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» [9] и ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» [10] - реализуются программы подготовки бакалавров и магистров по УГС 44.00.00 Образование и педагогические науки. ЧГПУ им. И. Я. Яковлева имеет также лицензию на право реализации программ среднего профессионального образования - программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальностям «Дошкольное образование», «Специальное дошкольное образование», но набор на них на сегодняшний день не осуществлялся (табл. 1).
Таким образом, в вузах Чувашской Республики на сегодняшний день обучаются около 4,5 тысячи студентов по программам подготовки педагогических работников. Основная часть их обучается в ЧГПУ им. И. Я. Яковлева (4434 студента, или 96,6 %), а в ЧГУ имени И. Н. Ульянова - 156 студентов (3,4 %). Из общего количества студентов по очной форме обучения учатся 50,9 %, по заочной форме - 49,1 %, на условиях полного возмещения затрат на обучение - 33,2 % студентов.
Таблица 1
Контингент студентов, осваивающих программы ВО по УГС 44.00.00 Образование и педагогические науки в высших учебных заведениях Чувашской Республики в 2017 г.
Наименование организации ВО Направления подготовки (бакалавр, магистр) Количество обучающихся
всего по очной форме по очно-заочной форме по заочной форме
ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» 44.03.01 Педагогическое образование бюджет 604 - 662
внебюджет 183 - 241
44.03.02 Психолого-педагогическое образование бюджет 90 - 145
внебюджет 21 - 130
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование бюджет 96 - 107
внебюджет 26 - 159
44.03.04 Профессиональное обучение бюджет 87 - 66
внебюджет 9 - 14
44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки бюджет 885 - 243
внебюджет 305 - 56
44.04.01 Педагогическое образование бюджет 22 - 42
внебюджет 7 - 166
44.04.02 Психолого-педагогическое образование бюджет - - 15
внебюджет 1 - 52
Всего: 4434 2336 - 2098
ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» 44.03.01 Педагогическое образование бюджет - - -
внебюджет - - -
44.03.02 Психолого-педагогическое образование бюджет - - -
внебюджет - - 156
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование бюджет - - -
внебюджет - - -
44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки бюджет - - -
внебюджет - - -
Всего: 156 - - 156
Итого: 4590 2336 - 2254
Систему среднего профессионального педагогического образования Чувашской Республики представляют 2 колледжа:
1) государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Канашский педагогический колледж» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики;
2) государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Чебоксарский профессиональный колледж им. Н. В. Никольского» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.
Общий контингент обучающихся в них по программам педагогического образования в 2016/2017 учебном году составляет 1472 человека, из которых в Канашском педагогическом колледже [7] - 672 (45 %), в Чебоксарском профессиональном колледже им. Н. В. Никольского [8] - 800 (55 %) студентов. Из общей численности студентов за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета обучаются 1120 человек (76 %), по договорам об оказании платных образовательных услуг - 352 (24 %) (табл. 2).
Таблица 2
Контингент студентов, осваивающих программы СПО - ПССЗ по педагогическим специальностям в профессиональных образовательных организациях Чувашской Республики в 2017 г.
Наименование организации СПО Специальности СПО Количество обучающихся
всего по очной форме по очно-заочной форме по заочной форме
Канашский педагогический колледж 44.02.01 Дошкольное образование бюджет 130 - 95
внебюджет 27 - 48
44.02.02 Преподавание в начальных классах бюджет 104 - -
внебюджет 14 - 16
49.02.01 Физическая культура бюджет 99 - -
внебюджет 16 - 38
53.02.01 Музыкальное образование бюджет 85 - -
внебюджет - - -
Всего: 672 475 - 197
Чебоксарский профессиональный колледж им. Н. В. Никольского 44.02.01 Дошкольное образование бюджет 467 16 124
внебюджет 109 - 27
44.02.02 Преподавание в начальных классах бюджет - - -
внебюджет 57 - -
Всего: 800 633 16 151
Итого: 1472 1108 16 348
Наличие достаточно большого числа студентов (около 1,5 тыс., или 24 %), обучающихся по программам среднего профессионального педагогического образования на условиях полного возмещения затрат на обучение, говорит о том, что педагогические специальности на уровне СПО сегодня востребованы и вызывают интерес у абитуриентов, поступающих в колледжи на базе основного и среднего общего образования. В перспективе большая часть выпускников колледжей могут поступить в высшие учебные заведения республики для получения высшего педагогического образования по заочной форме обучения.
Таким образом, анализ статистических данных показывает, что Чебоксарский профессиональный колледж им. Н. В. Никольского и Канашский педагогический колледж удовлетворяют основную потребность образовательных организаций Чувашской Республики в воспитателях детей дошкольного возраста, в учителях начальных классов, музыки, физической культуры. Высшие учебные заведения республики, в первую очередь Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, готовят учителей-предметников, педагогов-дефектологов, психологов, а также обеспечивают получение высшего образования работающими педагогами, имеющими среднее профессиональное образование.
В Чувашской Республике в целом практически выстроена система «школа - колледж -вуз» при подготовке педагогических кадров. С целью создания оптимальных условий для деятельностного профессионально-ориентированного подхода в подготовке педагогических кадров, привлечения школ в качестве равноправных партнеров колледжей и университетов в подготовке педагогов, обеспечения различных траекторий подготовки и входа в профессию необходимо дальнейшее совершенствование существующей системы [2], [4].
В работе системы имеются существенные проблемы:
- в отсутствии ясной программы непрерывного образования для мотивированных обучающихся школ, студентов колледжей и университетов;
- в отсутствии четкой программы для ускоренного обучения выпускников колледжей в вузе, разработки совмещенных образовательных программ;
- в поиске вопросов сопряженности в методиках и технологиях обучения, проф -ориентации, более тесного взаимодействия вузов и колледжей;
- в ресурсном обеспечении образовательного процесса при подготовке педагогических кадров;
- в учебно-методическом обеспечении учебного процесса;
- с трудоустройством и удержанием выпускников в педагогической профессии.
Изучение передового опыта работы педагогов в различных регионах Российской
Федерации показывает, что эти проблемы не чужды и для них и важно сообща разработать и научно обосновать модель процесса профессиональной подготовки педагога в системе «школа - колледж - вуз» в Чувашской Республике, определить педагогические условия ее реализации.
Резюме. Таким образом, исследование показало, что система педагогического образования Чувашской Республики, представленная преподавателями и 6 тысячами студентов, выполняет актуальную задачу удовлетворения потребностей общеобразовательных и профессиональных учреждений в педагогических кадрах как на уровне региона, в том числе в отдаленных сельских районах, так и на территории всей страны. И хотя процесс подготовки педагогических кадров в системе «школа - колледж - вуз» в Чувашской Республике уже налажен, для эффективного решения поставленных государством задач по модернизации педагогического образования, повышению профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций требуется его дальнейшее совершенствование.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арнаутов В. В. Непрерывное педагогическое образование - приоритетное направление модернизации профессиональной подготовки будущего учителя // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2012. - № 5(69). - С. 16-21.
2. Головина А. Г. Реализация в Чувашской Республике организационно-педагогических условий для внедрения интегрированной системы непрерывного профессионального образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2015. - № 1(85). - С. 102-112.
3. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://base.garant.ru/70643472/.
4. Информационный доклад «О состоянии и результатах деятельности системы образования Чувашской Республики за 2015-2016 учебный год» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://gov.cap.ru.
5. Концепция развития системы среднего профессионального педагогического образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://rusacademedu.ru/ii-vserossijskogo-foruma-pedagogicheskix-kolledzhej/.
6. Мирошниченко В. В. Система этнорегиональной подготовки учителей в контексте непрерывного педагогического образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2017. - № 1(93). - С. 135-143.
7. Официальный сайт Канашского педагогического колледжа Минобразования Чувашии [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://kanpk.ru/.
8. Официальный сайт Чебоксарского профессионального колледжа им. Н. В. Никольского Минобразования Чувашии [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://chmtt.info.
9. Официальный сайт Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.chgpu.edu.ru/.
10. Официальный сайт Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.chuvsu.ru/.
11. Резолюция II Всероссийского форума педагогических колледжей (8-9 ноября 2016 г., г. Волгоград) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://rusacademedu.ru/ii-vserossijskogo-foruma-pedagogicheskix-kolledzhej/.
UDC 371.134(470.344)
S. P. Grigoryev, V. N. Ivanov
MODERN SYSTEM OF TRAINING OF PEDAGOGICAL STAFF IN THE CHUVASH REPUBLIC
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract. The process of modernization of pedagogical education in Russian Federation requires some deep rethinking of the accumulated experience in the foreign and domestic system of general and professional education and new ways of its development taking into account some regional peculiarities. The article presents the problems associated with the development of programs in the process of continuous pedagogical education, collaboration of educational institutions in «school-college-university» system, employment of graduates and necessity on the basis of studying the current state of the system of pedagogical staff training in the Chuvash Republic represented by the institutions of higher and secondary vocational education; substantiates the necessity of finding a comprehensive solution.
Keywords: pedagogical staff training, «school-college-university» system, professional training, regional peculiarities, modernization of education.
REFERENCES
1. Arnautov V. V. Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie - prioritetnoe napravlenie modernizacii pro-fessional'noj podgotovki budushhego uchitelja // Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2012. - № 5(69). - S. 16-21.
2. Golovina A. G. Realizacija v Chuvashskoj Respublike organizacionno-pedagogicheskih uslovij dlja vnedrenija integrirovannoj sistemy nepreryvnogo professional'nogo obrazovanija // Vestnik Chuvashskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2015. - № 1(85). - S. 102-112.
3. Gosudarstvennaja programma RF «Razvitie obrazovanija» na 2013-2020 gg. [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa : http://base.garant.ru/70643472/.
4. Informacionnyj doklad «O sostojanii i rezul'tatah dejatel'nosti sistemy obrazovanija Chuvashskoj Respu-bliki za 2015-2016 uchebnyj god» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://gov.cap.ru.
5. Koncepcija razvitija sistemy srednego professional'nogo pedagogicheskogo obrazovanija [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://rusacademedu.ru/ii-vserossijskogo-foruma-pedagogicheskix-kolledzhej/.
6. Miroshnichenko V. V. Sistema jetnoregional'noj podgotovki uchitelej v kontekste nepreryvnogo pedagog-icheskogo obrazovanija // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2017. - № 1(93). - S. 135-143.
7. Oficial'nyj sajt Kanashskogo pedagogicheskogo kolledzha Minobrazovanija Chuvashii [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://kanpk.ru/.
8. Oficial'nyj sajt Cheboksarskogo professional'nogo kolledzha im. N. V. Nikol'skogo Minobrazovanija Chuvashii [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://chmtt.info.
9. Oficial'nyj sajt Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.chgpu.edu.ru/.
10. Oficial'nyj sajt Chuvashskogo gosudarstvennogo universiteta imeni I. N. Ul'janova [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.chuvsu.ru/.
11. Rezoljucija II Vserossijskogo foruma pedagogicheskih kolledzhej (8-9 nojabrja 2016 g., g. Volgograd) [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://rusacademedu.ru/ii-vserossijskogo-foruma-pedagogicheskix-kolledzhej/.
© Grigoryev S. P., Ivanov V. N., 2017
Grigoryev, Stanislav Porfiryevich - Post-graduate Student, Department of Pedagogics, Psychology and Philosophy, I. Y. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Director of N. Nikolsky Cheboksary Professional College, Cheboksary, Russia; e-mail: chmtt@list.ru
Ivanov, Vladimir Nikolaevich - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Pedagogics, Psychology and Philosophy, Rector, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: ivn57mail.ru The article was contributed on May 2, 2017