УДК 378
О. В. Баркунова, И. В. Кузьменко
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
В работе предлагается анализ механизмов сетевого взаимодействия при формировании операционного и мотивационного компонентов профессиональной педагогической компетентности будущих учителей.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, педагогическая практика, профессиональная педагогическая компетентность.
Новые приоритеты в области образования выдвигают повышенные требования к профессиональной подготовке специалистов сферы образования и социальной сферы: высокая профессиональная компетентность, способность адаптироваться и самореализоваться в условиях существующего рынка труда, профессиональная эрудиция, владение технологиями творчества, способность к инновационной деятельности. Современные ученые в области качества образования (В. Байденко, И. А. Зимняя, В. А. Кальней, Ю. Г Татур, Е. С. Ши-шов, А. В. Хуторской и др.) указывают на смену образовательной парадигмы, ведущими понятиями которой стали компетенции и компетентность. Ком-петентностный подход в образовании позволяет представить качественный результат профессиональной подготовки специалистов в вузе в виде модели компетентности выпускника. Компетентность - это сложное интегрированное понятие, в котором отражены конкретные знания, умения, качества личности, формирующиеся в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста с опорой на его субъектный опыт и ценностные ориентации.
Компетентность как результат профессиональной подготовки современного специалиста образования представляет собой сложную системную характеристику личности и деятельности выпускника, в которой отражены профессиональные знания, умения, качества личности, ценностные ориентации, формирующиеся в процессе профессиональной подготовки с опорой на личный опыт профессиональной деятельности, приобретенный в процессе педагогической практики [1].
В последние годы расширился круг исследований, рассматривающих зависимость уровня формирования профессиональной компетентности от внимания к профессионально-практическим видам их деятельности в период обучения в вузе (О. А. Абдуллина, Е. А. Бондаревская, Э. А. Васильева,
В. А. Сластенин и др.). Эти исследования объединяет общность понимания того, что приобретение профессиональной компетентности, овладение студентами необходимыми умениями педагогической работы как ее основными компонентами в период
обучения должны происходить в процессе непрерывной практической деятельности [2].
Педагогическая практика, являясь средством формирования компетентности условия закрепления теоретических знаний, их анализа и синтеза, развития профессионально важных качеств личности, развивает рефлексию, способствует накоплению профессионального опыта и формирует профессиональные умения. Практическая подготовка позволяет студентам самостоятельно и осмысленно выбирать приоритетные направления деятельности, осознать профессиональную ответственность за организацию и результаты своей работы, творчески подходить к прогнозированию результатов труда и планированию стратегий и технологии их достижения. Организация педагогической практики на всех этапах профессиональной подготовки педагогов направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения ключевыми компетенциями профессиональной деятельности.
Сетевое взаимодействие вуза и социальных и образовательных учреждений позволяет осуществлять эффективную подготовку студентов к педагогической практике, обеспечивать их разнообразным опытом профессиональной деятельности в процессе реализации программы практики и таким образом создавать условия для формирования профессиональной компетентности.
Непрерывная педагогическая практика позволяет поэтапно, начиная с младших курсов, включать студентов в различные виды профессионально-педагогической деятельности для наблюдения за реальным процессом ее осуществления, уточнения своих представлений и системы знаний о будущей профессии, о функциях, которые может осуществлять педагог в образовании через каждый вид профессиональной деятельности. Студент апробирует свои знания и умения в реальном педагогическом процессе с учетом специфики условий среды учреждения. Он формирует свой первоначальный опыт профессиональной деятельности и готовность к профессиональному творчеству.
Перед педагогической практикой преподаватели кафедры проводят лабораторные занятия в уч-
Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2012. 8 (123)
реждениях социальной защиты, интернатного и инновационного типа (школа «Шанс», образовательный центр «Гармония», молодежный информационный центр), учреждениях дополнительного образования, в которых студенты знакомятся с образцами профессионального решения проблем разных категорий школьников: инвалидов, детей-сирот, одаренных детей, детей «группы риска» и других категорий.
Базами для практической подготовки студентов служат различные образовательные и социальные учреждения: общеобразовательные школы, социально-реабилитационный центр, комплексный центр, клубы по месту жительства, сельские школы, детский дом-школа. В этих учреждениях студенты выполняют весь спектр профессиональных функций: коррекционно-развивающая (коррекция педагогическая и психологическая), преподавательская, научно-методическая, социально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительская, управленческая.
При выполнении программы практик комплексно решается ряд задач: познакомиться со структурой и содержанием учебно-воспитательного процесса в образовательном или социальном учреждении, с особенностями работы учителей-предмет-ников, классных руководителей, психологов, социальных педагогов, администрации; освоить профессиональные формы взаимодействия с детьми и педагогами, научиться самостоятельно и творчески применять знания; научиться планировать, проводить и анализировать различные учебные занятия в форме воспитательных мероприятий во внеучеб-ное время, использовать наиболее оптимальные методы и приемы в обучении и воспитании детей и подростков; подготовить студентов к проведению различных типов мероприятий с учетом современных требований, предъявляемых к организации деятельности детей различных категорий и др.
В процессе решения представленных задач практики студенты непосредственно работают в роли социальных педагогов, педагогов-психологов, помогают детям справиться со сложными жизненными ситуациями, осознают всю важность данной профессии, требований, предъявляемых к ней, составляют модели будущей профессиональной деятельности, работают в тесном контакте с детьми, родителями, педагогами. Составленные практикантами развивающие и коррекционные программы «Добрые руки», «Живая и неживая природа», «В мире прекрасного», направленные на формирование навыков группового взаимодействия, развитие коммуникативных навыков и умений детей и подростков, развитие потребности в здоровом образе жизни, используются в дальнейшем сотрудниками учреждений.
В процессе работы с коллективами учреждений студенты стараются выстроить продуктивное взаимодействие, наладить профессиональное общение. Анализ личностных особенностей ребенка позволяет практикантам составить целостное представление о его развитии, дает возможность не только выявить проблемы в развитии, но и выяснить первопричину, взаимосвязь и взаимовлияние тех или иных проявлений негативного характера, а также определить потенциальные возможности ребенка и динамику его индивидуального развития. Диагностика социального формирования детей и подростков «группы риска» осуществляется в процессе целенаправленного наблюдения за детьми в процессе повседневной жизнедеятельности, в ходе изучения личных дел, медицинских карт, с использованием интервью, анкетирования, тестовых и проективных методик.
В специальной (коррекционной) школе-интернате студентами реализована программа правовой социализации детей и детей-инвалидов. Практиканты познакомили воспитанников с документами, в которых прописаны права человека, законы, обязанности, куда можно обратиться, если твои права нарушены. Проведенные занятия направлены на приобщение к социальной жизни, на усвоение системы знаний, ценностей, норм, помочь воспитаннику стать личностью и полноценно выполнять гражданские функции в обществе. Еще один пример продуктивного взаимодействия - это реализация программы психолого-педагогической помощи подросткам в одном из клубов по месту жительства. Для реализации программы был создан кружок, в котором проводятся психолого-педаго-гические тренинги, направленные на формирование лидерских качеств, толерантности, эмпатии, организаторских умений и умений работать в группе. Студенты еженедельно проводят занятия с подростками, а результаты своей деятельности представляют в различных видах студенческой научной работы.
В результате анализа отчетных документов студентов и бесед с педагогами различных образовательных и социальных учреждений мы получаем высокую оценку деятельности студентов на практике. Это нашло свое отражение и в благодарности педагогов школ, колледжа, воспитателей интернатных учреждений. Руководители также выделили следующие личные качества, которые проявились у студентов за период практики, необходимые педагогу в профессиональной деятельности: целеустремленность, ответственность, творчество, самостоятельность, организованность, добросовестное отношение к обязанностям, инициативность, доброжелательность, тактичность, любовь к детям, активность, наблюдательность.
Педагогическая практика - один из наиболее сложных и многоплановых видов учебной работы и важнейший этап профессионального и личностного развития будущего специалиста образования, она направлена на практическое усвоение различных видов профессиональной деятельности, теоретическое осознание совершаемой практической деятельности, овладение основами профессиональной культуры, формирование готовности к профессиональному творчеству.
Важным результатом практик является то, что студенты осознают себя в будущей профессии, раскрывают свои потенциальные возможности, приобретают готовность к профессиональной деятельности, а следовательно, мы можем говорить о формирующейся компетентности молодых специалистов. Главным достижением и результатом взаимодействия является трудоустройство выпускников и повышение их образования как сотрудников учреждений.
Список литературы
1. Румбешта Е. А., Гельфман Э. Г., Ревякина В. И., Винниченко Н. Л. Современный учитель: подготовка, опыт, компетенции // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2005. Вып. 2 (46). С. 165-168.
2. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3 С. 21-26.
Баркунова О. В., кандидат педагогических наук, доцент.
Шуйский государственный педагогический университет.
Ул. Кооперативная, 24, Шуя, Ивановская область, Россия, 1559QS. E-mail: [email protected]
Кузьменко И. В., кандидат педагогических наук, доцент.
Шуйский государственный педагогический университет.
Ул. Кооперативная, 24, Шуя, Ивановская область, Россия, 155908.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 19.05.2012.
O. V Barkunova, I. V Kuzmenko INTERACTION NETWORK OF INSTITUTIONS AS FACTOR OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS
This paper presents the analysis of the networking in the formation of operational and motivational components of professional teaching competence of future teachers.
Key words: networking, teaching practice, professional pedagogical competence.
Barkunova O. V.
Shuya State Pedagogical University.
Ul. Kooperativnaja, 24, Shuya, Ivanovo region, Russia, 155908.
E-mail: [email protected]
Kuzmenko I. V.
Shuya State Pedagogical University.
Ul. Kooperativnaja, 24, Shuya, Ivanovo region, Russia, 155908.
E-mail: [email protected]