УДК 378.147.88
ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОГО (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОФИЛЬ «ЛОГОПЕДИЯ»
Маринич Евгений Евгеньевич,
аспирант кафедры общей педагогики
Шуйский государственный педагогический университет, г. Шуя, Россия
Dragon-37 @mail. ты
В данной статье говориться о роли использования индивидуальнодифференцированного образовательного маршрута педагогической практики как средство формирования профессионально-педагогической компетентности у студентов - будущих логопедов. Индивидуальнодифференцированный образовательный маршрут рассматривается как личностно-ориентированная дифференцированная образовательная программа способствующая раскрытию личностного потенциала и профессиональноличностного самоопределения студента. Автор раскрывает и описывает основное содержание структуры индивидуально-дифференцированного образовательного маршрута студента, обучающегося по направлению специального (дефектологического) образования, профиль «Логопедия» Шуйского государственного педагогического университета.
Ключевые слова: индивидуально-дифференцированный образовательный маршрут; педагогическая практика; профессионально-педагогическая
компетентность; специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия».
INDIVIDUAL TRAINING DIFFERENTIAL ROUTE DURING THE TEACHING PRACTICE AS A TOOL FOR FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF PEDAGOGICAL STUDENTS OF SPECIAL (DEFECTOLOGY) EDUCATIONAL PROFILE «SPEECH THERAPY»
Evgeny Marinich,
Post-graduate student, faculty of general pedagogy
Shuya state pedagogical university, Shuya, Russia Dragon-37 @mail. ru
This article discusses the role of individual and differentiated educational itinerary during the teaching practice as professional and pedagogical competence of the students - future speech therapists. Individually differentiated educational route is seen as person-oriented differentiate educational program which promotes the disclosure of personal and professional potential of personal self-determination of the student. The author reveals and describes the basic content of the structure of individual differentiated educational student, learning route in the direction of a special (defectology) education, the profile of «Speech therapy» of Shuya State Pedagogical University.
Keywords: individual and differentiated educational route; teaching practice; professional and pedagogical competence; a special (defectology) education; the profile of «Speech therapy».
В настоящее время система высшего педагогического образования существенно обновилась и основная идея этого обновления состоит в том, что
оно становится индивидуализированным, функциональным, эффективным и личностно-ориентированным. В связи с этим в образовательном процессе появилось больше возможности для активного использования различных подходов, форм, технологий и способов организации учебно-профессиональной деятельности студентов. Одним из видов деятельности студентов выступает планомерная, целенаправленная педагогическая практика, которая обладает двойственной сущностью - учебная и профессиональная. Эффективным инструментом в подготовке профессионально-педагогически компетентных студентов выступает индивидуально-дифференцированный образовательный маршрут практиканта (далее ИДОМ).
Под индивидуально-дифференцированным образовательным маршрутом мы понимаем как персональный путь реализации дифференцированной образовательной программы, предназначенной для структурирования и самостоятельного решения учебно-образовательных задач и способствующей раскрытию личностного потенциала и профессионально-личностного самоопределения студента.
Как любая целостная система ИДОМ содержит цель, средства, результат. Содержательная наполняемость каждой из них предполагает как инвариантные, так и вариативные аспекты.
В зависимости от целевой направленности каждого вида практики и ее базой - типом образовательного учреждения (ДОУ, общеобразовательная школа, специальные и коррекционные учреждения, где оказывают логопедическую помощь детям дошкольного, младшего школьного и школьного возраста, имеющих речевые нарушения) - обуславливается цель маршрута.
Средства маршрута связаны с организационно-педагогическим обеспечением практики в учреждениях, которое включает в себя психологопедагогические и методические формы поддержки будущих логопедов в процессе педагогической практики.
К психолого-педагогическим и методическим формам и средствам мы относим нормативные, программные документы (программу педагогической практики, утвержденную в соответствии с ФГОС ВПО), учебно-методические пособия «Студенту о педагогической практике в учреждениях, где оказывают логопедическую помощь детям дошкольного, младшего школьного и школьного возраста, имеющих речевые нарушения (ДОУ, общеобразовательные и коррекционные учреждения)», «Методический пакет студента-практиканта» - все это представляется в форме дневника практиканта с системой дифференцированных заданий. В педагогическое обеспечение практики входит наличие психолого-педагогической и методической литературы, обеспеченное как фондом библиотеки вуза, кафедр, так и финансовыми возможностями самих студентов для приобретения необходимых книг.
Далее рассмотрим эти учебно-педагогические пособия более подробно.
1. «Студенту о педагогической практике в учреждениях, где оказывают логопедическую помощь детям дошкольного, младшего школьного и школьного возраста, имеющих речевые нарушения (ДОУ, общеобразовательные и коррекционные учреждения)» - данное пособие содержит описание целей и задач этапов практики, краткие методические рекомендации по планированию и анализу учебно-профессиональной деятельности (уроков, занятий, внеклассной, воспитательной и психологопедагогической работы). Оно содержит дифференцированные задания, информационные материалы для студентов-практикантов. В нем представлены критерии оценки работы будущих логопедов в период педагогической практики, требования к оформлению отчетной документации и список рекомендуемой литературы.
2. В «Методический пакет студента-практиканта» входят памятки, алгоритмы, инструкции, методические указания педагогической деятельности,
направленные на формирование профессионально-педагогической компетентности будущих логопедов в процессе педагогической практики в специализированных учреждениях.
Основными формами организационно-педагогической поддержки являются:
^ конференции (установочные и итоговые);
^ тренинги;
спецкурсы;
^ тьюторское сопровождение и т.д.
Особое место в организационно-педагогической поддержке отводится тьюторской форме сопровождения.
Тьюторское сопровождение в период педагогической практики понимается как организационная помощь субъекту в его профессиональном продвижении в соответствии с уровнем сформированности профессионально-педагогической компетентности будущих логопедов и инициирование движения к профессии студентов, имеющих затруднения в практической деятельности, выборе и построении ими собственного профессионального маршрута в процессе педагогической практики.
Тьютор педагогической практики - субъект, сопровождающий профессиональное становление и развитие будущих учителей в процессе профессионально-практической подготовки [2, с. 45].
Результаты ИДОМ связаны:
> с поставленными целями на каждом этапе практики;
^ с уровнем сформированности профессионально-педагогической
компетентности будущих логопедов посредством использования диагностических методик на каждом этапе практики.
По итогам прохождения педагогической практики студенты предоставляют отчетную документацию, в которой должны быть отражены результаты маршрута. В структуру отчетной документации входят три раздела:
1) официальные документы;
2) карта профессионально-личностного роста;
3) психолого-педагогические задания.
За студентом остается право (по своему желанию) включить в папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.
Бартош Д. К. выделяет основных функций педагогической практики: адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую, организаторскую, мобилизационную, корректирующую, интегративную, информационную и мотивационно-стимулирующую [1, с. 28].
ИДОМ студента (по направлению специального (дефектологического) образования, профиль «Логопедия») Шуйского государственного педагогического университета проводится в следующих направлениях: профессиональное обучение и подготовка; профессиональное воспитание и развитие личности; формирование у него профессионально-педагогической компетентности в период прохождения практики.
Первое направление реализуется в течение всего обучения в вузе с помощью лекций, семинаров, коллоквиумов, лабораторных и практических занятий по предметам общепрофессиональных и предметной подготовки.
Реализация профессионального воспитания и развития личности направлена на формирование у студентов - будущих логопедов профессионально-педагогической компетентности.
Большую роль в этом играет проведение занятий на первом курсе, где студенты собирают необходимую информацию о будущей профессии, сравнивают и оценивают свои знания, умения и способности. В ходе прохождения педагогической практики будущих логопедов (2-4-е курсы)
особое внимание уделяется созданию условий для формирования профессионально-педагогической компетентности через организацию и проведение различных форм логопедагогической деятельности. На втором курсе проходит практика в дошкольных и школьных специальных коррекционных и иных учреждениях, оказывающих логопедическую помощь детям, имеющим речевые нарушения, где студенты знакомятся с направлением работы логопеда и системой его взаимодействия с другими специалистами образовательного учреждения, с индивидуальной и фронтальной работой логопеда; изучают нормативную документацию; осуществляют наблюдение за учащимися, которые имеют речевые нарушения, планирование и проведение индивидуального консультирование родителей с совместно со специалистами образовательного учреждения; проводят диагностические исследование; организуют коррекционные мероприятия.
Эффективным средством формирования профессионально-педагогической компетентности у студентов - будущих логопедов является производственная практика в специальных коррекционных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи и практика на логопункте при общеобразовательной школе, где студенты закрепляют умения проектировать собственную логопедагогическую деятельность, применяют различные инновационные технологии работы с разными категориями детей, у которых разная этиология речевых нарушений и приобретают истинный смысл своей профессиональный деятельности. В ответ на социальный заказ города профессиональнопедагогические компетентные бакалавры в области специального (дефектологического) образования, по профилю «Логопедия» работают в дошкольных и школьных специальных коррекционных и иных учреждениях, оказывающих логопедическую помощь детям, имеющим речевые нарушения.
Все это помогает в развитии профессионально-педагогической компетентности и ценностно-смыслового отношения к будущей профессии.
Итогом прохождения различных видов практик и являющейся одним из важных элементов в ИДОМ студентов является их участие в итоговых конференциях. Итоговые конференции - это рефлексивный этап, в ходе которого дается краткая характеристика целей и задач практики (удалось ли достичь поставленных целей, каков результат, что помогло и что помешало в работе, что получилось, а что не удалось реализовать в ходе практики, какие методы, приемы педагогического взаимодействия оказались эффективными в работе с детьми, родителями; в чем состояли трудности при исправлении речи у ребенка и какие дальнейшие перспективы развития у него речи, рекомендации родителям, специалистам данного учреждения, пожелания руководителям и тьюторам педагогической практики). Итоговые конференции проводятся в нетрадиционной форме - с обязательными выставками стенных газет, в которых отражаются самые яркие события практики, с мультимедийными презентациями.
Таким образом, в контексте формирования профессиональнопедагогической компетентности у студентов - будущих логопедов в процессе педагогической практики ИДОМ студента бакалавриата является одним из условий осуществления качественного и современного высшего профессионального педагогического образования, а так же решения образовательных проблем, которые появляются в учебном процессе -выявление психолого-педагогических барьеров в развитии учебных возможностей и путей их устранения, целенаправленное формирование эвристических умений, способствующих личностному осмыслению студентами содержания образования.
Литература
1. Бартош Д. К. Оптимизация профессиональной подготовки студентов-лингвистов: автореф. Дис. ... д. пед. наук. - М., 2011. - 45с.
2. Емельянова И.Е. Тьюторство как основная форма сопровождения будущих учителей в процессе педагогической практики [Текст]/И.Е.Емельянова// Среднее профессиональное образование. - 2008. - №9. - С. 44-46.
Рецензент:
Червова А.А., д. п. н., проф., Заслуженный работник Высшей школы РФ, проректор по инновационному развитию и международной деятельности ФГБОУ ВПО «ШГПУ»