УДК 378.147
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
Правдов М.А, Павлюк Н.Б., Правдов Д.М., Корнев А.В.
Статья посвящена проблеме реализации компетентносного подхода в подготовке будущих педагогов. Проанализированы характерные особенности традиционной системы физкультурного образования в вузах России и выявлен ряд противоречий, характеризующихся недостаточно высоким качеством реализации компетентного подхода и ограниченностью адекватных будущей профессиональной деятельности условий формирования и развития у студентов профессиональных компетенций. В связи с этим обоснована необходимость формирования и развития профессиональных компетенций у студентов факультета физической культуры педагогического вуза в процессе разработки, подготовке, организации, проведении и непосредственном участии в конкурсах профессионального мастерства.
Цель работы - экспериментально проверить результативность педагогических условий, способствующих развитию профессиональных компетенций у студентов факультета физической культуры.
Новизна заключается в том, что формирование и развитие профессиональных компетенций у студентов факультета физической культуры педагогического вуза осуществляться в процессе разработки, подготовке, организации, проведении и непосредственном участии в конкурсах профессионального мастерства.
Сравнительный анализ сформированности профессиональных компетенций до начала участия студентов в реализации конкурсных проектов и по их окончанию позволяет констатировать у них положительные изменения уровня развития профессиональной компетентности в целом.
Данный факт позволяет констатировать эффективность применения метода проектов при формировании профессиональной компетентности у студентов факультетов физической культуры на основе проведения трех видов Конкурсов, моделирующих условия их будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, конкурс
профессионального мастерства, проектная деятельность, высшее профессиональное педагогическое образование, педагоги-мастера, студенты, дети.
DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES IN STUDENTS OF PHYSICAL EDUCATION PEDAGOGICHEKOGO UNIVERSITY ON THE BASIS OF PROFESSIONAL SKILLS CONTESTS
Pravdov M.A, Pavlyuk N.B., Pravdov D.M., Kornev A.V.
The given paper presents the problem of the competent approach in the future teachers training.
The main characteristics of the traditional system of physical training education in Russia’s high schools have been analyzed. In this system several contradictions are discovered: not-high quality of the competent approach realization; limited conditions of the formation and development of the students’ professional competences, which can be adequate to their future professional activity.
In this connexion the authors declared, that it’s necessary to form and develop the professional competences of the physical culture students during their preparation, training, leading, participating in the professional skills competitions.
The article deals with the experiment to check up the result of the educational conditions, which promote the development of the physical culture students’ professional competences.
The innovation is in the declaration, that forming and developing the professional competences of the physical culture students must be realized during their preparation, training, leading, participating in the professional skills competitions.
The authors made the comparative analyze of the professional competences level before and after students’ participating in the projects. The data demonstrates positive changing and raising the professional competences level in the whole.
Finally the authors come to the conclusion, that their method of the projects using for forming the professional competences of the physical culture students is effective. This method includes three types of the competitions, which model the conditions of their future professional activity.
Keywords: professional competences, professional skill competition, project activity, higher vocational pedagogical education, teachers, students, children.
Изменение высшего профессионального образования на основе компетентносного подхода, в том числе в системе подготовки физкультурных кадров предполагает в качестве результата обучения в педагогическом вузе рассматривать развитие профессиональных компетенций студентов, определяемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в области физической культуры и спорта [2].
При этом собственно содержание образования должно представлять собой дидактически адаптированный социальный опыт решения таких проблем. С
этих позиций образовательный процесс должен быть наполнен такими задачами и видами деятельности, реализация которых вне актуализации педагогической позиции студента как целостного профессионального образования невозможна.
Анализ научных исследований традиционной системы физкультурного образования в вузах России, ориентированной на формирование профессиональных знаний, умений и навыков, не в полной мере обеспечивает решение задач профессионального становления студентов [3,4,6].
Активное вовлечение студентов во внеаудиторную физкультурноспортивную деятельность с целью формирования ценностного отношения к своему профессиональному развитию, осознания личной ответственности, приобретения опыта педагогической деятельности представляется одним из основных направлений в стратегии подготовки будущих физкультурных кадров [1,5,7].
В настоящее время между системой подготовки в педагогических вузах будущих учителей по физической культуре и требованиями к ним со стороны современного общества и государства выделяется ряд противоречий, характеризующихся в основном недостаточно высоким качеством реализации компетентного подхода, ограниченностью адекватных будущей профессиональной деятельности условий формирования и развития у студентов профессиональных компетенций.
В связи с этим организация образовательного процесса в педагогических вузах требует разработки новых моделей, форм, средств и технологий, обеспечивающих условия эффективного формирования у студентов опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, социальных, креативных, исследовательских, нравственных и иных проблем связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Анализ концептуальных положений решения проблемы формирования профессиональных компетенций, позволяет выделить следующие позиции, на
которых должен строиться процесс подготовки будущих педагогов по физической культуре и тренеров по видам спорта:
• профессиональная компетенция студента в педагогической деятельности должна быть обусловлена организационно-педагогическим контекстом, который выступает как содержание данного явления, определяя ее профессиональную ценность;
• формирование профессиональных компетенций должно находиться всегда в динамике и развиваться на протяжении всей профессиональной жизни педагога;
• развитие профессиональных компетенций происходит в той мере, в которой оно соответствует механизму личностного развития студента (Бальсевич В.К., Гордеев А.А., Биктагирова Г.Ф., Литвинцева И.Г., Гусева
Н.Л.).
Изучение опыта подготовки студентов факультетов физической культуры педагогических вузов страны, трудности, которые они испытывают на начальных этапах профессиональной деятельности по окончанию вуза, позволило разработать и экспериментально проверить результативность педагогических условий, способствующих у них развитию профессиональных компетенций.
Суть их заключается в том, что формирование и развитие профессиональных компетенций у студентов факультета физической культуры педагогического вуза может успешно осуществляться в процессе разработки, подготовке, организации, проведении и непосредственном участии в конкурсах профессионального мастерства. При этом профессиональная физкультурная деятельность студентов должна быть ориентирована на решение личностно значимых и профессиональных задач, через разработку и реализацию долгосрочных и краткосрочных проектов физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности с различными группами населения.
В рамках реализации президентской инициативы «Наша новая школа» на базе факультета физической культуры Шуйского государственного педагогического университета с 2010 года проводится исследование по проблеме формирования профессиональных компетенций на основе реализации метода проектов, через различные виды конкурсов, в том числе конкурсов педагогического мастерства.
На факультете разработаны три вида долгосрочных проектов по проведению конкурсов профессионального мастерства: «Лучший урок
физической культуры учебного года» (для студентов факультета физической культуры) и «Учитель физической культуры XXI века» (для учителей физической культуры образовательных учреждений, тренеров, инструкторов, руководителей физического воспитания детей дошкольного возраста, специалистов по адаптивной физической культуре), а также профессиональноориентированного конкурса «Абитуриент факультета физической культуры» (для абитуриентов). При этом студенты во всех трех видах проектов выступают в качестве основных разработчиков и исполнителей. Конкурсы проводятся совместно с Департаментом образования, Институтом развития образования и образовательными учреждениями Ивановской области.
Все виды Конкурсов ориентированы на формирование у студентов профессиональной компетентности, в которую входят шесть групп компетенций: «Профессионально-личностные»; «Психолого-педагогические»; «Предметно-методические»; «Коммуникативно-организаторские»; «Проектноисследовательские» и «Аналитико-диагностические». Разработка студентами проектов Конкурсов и их реализация направлены развитие у них профессиональных способностей: использовать систематизированные
теоретические и практические знания при решении профессиональных задач; нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности; осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся; готовить их к
сознательному выбору профессии; осуществлять взаимодействие с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами; составлять и редактировать тексты профессионального и социально значимого содержания; разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач физического воспитания и развития личности; использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность и творчество обучающихся. Необходимо отметить, что все виды Конкурсов тесно взаимосвязаны по содержанию деятельности и степени включенности участников как со стороны студентов, педагогов вуза, детей и учащихся школ, так и со стороны педагогов-мастеров. В связи с этим, подготовка, организация и проведение каждого конкурса рассматривается как важная ступень в формировании профессиональных компетенций у студентов вуза.
Конкурс «Абитуриент факультета физической культуры» был направлен на повышение значимости занятий физической культурой и спортом, совершенствование системы физического воспитания подрастающего поколения, приобщение к систематическим занятиям физической культурой и спортом, выявление лучших учащихся школ по предмету «Физическая культура» и учителей физической культуры, подготовивших своих учеников. Одной из главных задач Конкурса является формирование контингента будущих абитуриентов факультета физической культуры, мониторинг уровня физической и теоретической подготовленности учащихся школ Ивановской области. Кроме того, в соответствии с требованиями вступительных испытаний на факультет физической культуры педагогического вуза в конкурсную программу включены тесты по различным видам спорта.
Конкурс «Лучший урок физической культуры учебного года» направлен создание условий, обеспечивающих формирование комплекса
профессиональных компетенций у студентов факультета физической культуры. При этом перед студентами ставятся задача по разработке и реализации различных видов подпроектов: анализ инновационного педагогического опыта физкультурного образования учителей, тренеров и др.; проект-урок, проект-тренировка и др. Для каждого вида подпроектов студенты готовят презентации.
Конкурс проводился в целях выявления лучших педагогических проектов по использованию инновационных технологий и методик, средств, форм, методов организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с детьми и учащейся молодежью, поощрения педагогического творчества студентов по номинациям: «Физическое воспитание дошкольников»;
«Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе»; «Физическая культура и спорт в средних специальных образовательных учреждениях»; «Подготовка спортивного резерва»; «Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с отклонениями в состоянии здоровья».
Технология подготовки проектов студентами строилась на основе анализа и обобщении инновационного педагогического опыта учителей физической культуры, тренеров, педагогов по физической культуре средних специальных и высших учебных заведений, инструкторов физического воспитания дошкольных учреждений, собственных разработок, идей и разработок преподавателей вуза. Разработанные проекты демонстрационных уроков (тренировок) представлялись в конкурсную комиссию. Проекты выполнялись как отдельными студентами, так и группами от 2-до 5 человек. Среди преподавателей факультета и кафедр вуза студентам предоставлялся выбор консультантов-руководителей, которые должны были оказывать помощь в решении проблем, возникающих в ходе подготовки и реализации проекта. Кроме того в качестве консультантов приглашались учителя физической культуры школ и тренеры по видам спорта ДЮСШ.
Одним из главных проектов в аспекте формирования профессиональной компетентности студентов является конкурс профессионального мастерства
среди педагогов - «Учитель физической культуры 21 века». Конкурс проводится по аналогичным номинациям как и в Конкурсе «Лучший урок физической культуры учебного года». Проведение конкурса среди опытных педагогов, представляющих свои инновационные проекты различных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы на базе факультета физической культуры, рассматривается как инновационная форма взаимодействия вуза и представителей образовательных учреждений. Педагогическая идея данного вида Конкурса заключается в том, что учителя физической культуры образовательных учреждений, тренеры и другие категории специалистов в области физической культуры и спорта демонстрируют свои лучшие занятия, а студенты учатся и перенимают технологии педагогов-мастеров. Конкурс является мощным фактором развития профессионального мастерства не только самих участников, но и всего педагогического сообщества студентов и преподавателей университета.
Характеристика, содержание и формы деятельности участников Конкурсов и формируемые компетенции у студентов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Формируемые профессиональные компетенции, виды и формы деятельности студентов в процессе реализации конкурсных проектов
Вид Конкурса Участники Виды и формы деятельности студентов Формир уемые компете нции
«Абитуриент ФФК» Учащиеся общеобразовательны х школ, техникумов, училищ, ДЮСШ, СДЮШОР, студенты Вуза. Разработка нормативных документов, положений, судейство соревнований, организация и проведение, анализ результатов, профориентационная работа со школьниками, работа с родителями, выполнение междисциплинарных и комплексных заданий в рамках ООП направления подготовки и др. Профессионально-личностные; Психолого-педагогические; Предметно-методические; Коммуникативно-организаторские; Проектно-исследовательские; Аналитико-диагностические.
«Лучший урок физической культуры учебного года» Студенты Вуза, воспитанники детских садов, учащиеся общеобразовательны х школ, лица с отклонениями в состоянии здоровья. Разработка конспектов уроков, презентация инновационной методики, технологии, способов, форм, методов, средств физического воспитания, аннотированный реферат по Конкурсному проекту, проведение уроков, тренировок и других форм, судейство, анкетирование, тестирование, составление видео и фотоотчетов, презентация анализа результатов, обобщение результатов Конкурса, презентация результатов самоанализа, выполнение междисциплинарных и комплексных заданий в рамках ООП направления подготовки и др.
«Учитель физической культуры 21 века» Учителя физической культуры и тренера по видам спорта, студенты Вуза, воспитанники детских садов, учащиеся общеобразовательны х школ, техникумов, училищ, ДЮСШ, СДЮШОР, лица с отклонениями в состоянии здоровья. Организация и проведение демонстрационных уроков, участие в качестве «занимающихся», членов студенческого жюри Конкурса, интервьюирование, анкетирование, тестирование, составление видео и фотоотчетов, презентация анализа результатов, обобщение инновационного опыта педагогов -участников Конкурса, выполнение междисциплинарных и комплексных заданий в рамках ООП направления подготовки и др.
В период с 2010 по 2012 год в Конкурсах приняло участие 165 детей дошкольного возраста, 123 школьника, 47 учащихся средних специальных учебных заведений, техникумов и колледжей, 64 педагога (учителя физической культуры, тренеры, инструктора по физической культуре, специалисты по адаптивной физической культуре). В подготовке, организации и проведении Конкурсов приняло участие 87% (183 чел.) студентов факультета физической культуры.
Сравнительный анализ сформированности профессиональных компетенций до начала участия студентов в реализации конкурсных проектов и по их окончанию позволяет констатировать у них положительные изменения уровня развития профессиональной компетентности в целом (табл. 2).
Таблица 2
Показатели сформированности профессиональных компетенций у студентов факультета физической культуры в начале и по окончанию
реализации конкурсных проектов
Профессиональные компетенции Сроки реализации конкурсных проектов р
Начало Окончание
Х+т Х+т
Профессионально-личностные 4,1+0,18 5,6+0,21 < 0,05
Психолого-педагогические 4,3+0,19 5,7+0,18 < 0,05
Предметно-методические 4,6+0,17 6,5+0,21 < 0,05
Коммуникативно-организаторские 4,8+0,18 6,9+0,19 < 0,05
Проектно-исследовательские 4,2+0,13 6,8+0,19 < 0,05
Аналитико-диагностические 3,5+0,15 5,8+0,16 < 0,05
В таблице представлены средние баллы группы студентов 3-5 курсов, непосредственно участвовавших на всех этапах разработки, организации, проведения и реализации конкурсных проектов: от роли учащегося до роли
учителя (педагога), проводящего конкурсное занятие; от исполнителя контрольных заданий до помощника судьи и члена жюри Конкурса.
Анализ уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов, активно участвовавших во всех трех видах Конкурсов, позволяет отметить, что наибольший прирост результатов обозначился по трем группам компетенций: «Проектно-исследовательские компетенции» на 2,6 балла (62%); «Аналитико-диагностические компетенции» - на 2,3 балла (66%); «Коммуникативно-организаторские» - на 2,1 балла (44%). В меньшей степени прирост отмечен по группам: «Предметно-методические компетенции» - на 1,9 балла (41%); «Профессионально-личностные компетенции» на 1,5 балла (37%) и «Психолого-педагогические компетенции» на 1,4 балла (32%). При этом среднегрупповые значения степени развития профессиональных компетенций, зафиксированные по окончанию исследования достоверно выше аналогичных показателей, полученных в начале (р < 0,05). Данный факт позволяет констатировать эффективность применения метода проектов при формировании профессиональной компетентности у студентов факультетов физической культуры на основе проведения трех видов Конкурсов, моделирующих условия их будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, в процессе подготовки и реализации проектов Конкурсов профессионального мастерства и конкурса по профориентационной работе был достигнут необходимый уровень сформированности профессиональных компетенций у студентов факультета физической культуры. Установлено, что реализация проектов способствовала овладению инновационными технологиями организации и проведения различных форм занятий физической культурой и спортом, практикой судейства, умению применять профессиональные компетенции в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности с различными группами населения.
Список литературы
1. Анцыперов В.В. Формирование профессиональных компетенций у
студентов Вузов физической культуры // Успехи современного естествознания. 2010. №9. С. 147-148 URL:
www.rae.m/use/?section=content&op=show_artide&artide_id=7785184
2. Биктагирова Г.Ф. Формирование социальных компетенций студентов перевод русских букв в педагогических специальностей и направлений // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 4. URL: www.science-education.ru/98-4748
3. Гусева Н.Л., Шилько В.Г. Социологический анализ образа жизни и физкультурно-спортивной деятельности студентов // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 352. С. 199-202
4. Литвинцева И.Г. Практическое обучение как фактор формирования профессиональной компетенции будущих учителей физической культуры // автореф. дисс. к.п.н. Улан-Удэ, 2011, 188 с.
5. Павлюк Н.Б. Адаптация к обучению студентов первого курса педагогического выза средствами физической культуры : дис. ... канд. пед. наук. Шуя, 2006. 178 с.
6. Правдов Д.М. Организация двигательной и познавательной деятельности детей с применением компьютерных технологий / Культура физическая и здоровье. 2010, № 1. С. 13-15.
7. Правдов М.А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей на физкультурных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях: дис. ... докт. пед. наук. Шуя, 2003. - 419 с.
References
1. Antsyperov V.V. Formirovaniye professionalnykh kompetentsiy u studentov Vuzov fizicheskoy kultury [Development of professional competencies in students of
high schools of physical training]. Uspekhi sovremennogo yestestvoznaniya, no. 9 (2010): 147-148.
www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=7785184
2. Biktagirova G.F. Formirovaniye sotsialnykh kompetentsiy studentov pedagogicheskikh spetsialnostey i napravleniy [Building social skills of students translate Russian letters in teaching specialist]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya, no. 4 (2011). www.science-education.ru/98-4748
3. Guseva N.L., Shilko V.G. Sotsiologicheskiy analiz obraza zhizni i fizkulturno-sportivnoy deyatelnosti studentov [Sociological analysis of lifestyle and sports and sports activities of students]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 352 (2011): 199-202.
4. Litvintseva I.G. Prakticheskoye obucheniye kak faktor formirovaniya professionalnoy kompetentsii budushchikh uchiteley fizicheskoy kultury [Practical training as a factor in the formation of the professional competence of future teachers of physical education]: avtoref. diss. k.p.n. Ulan-Ude, 2011, 188 p.
5. Pavlyuk N.B. Adaptatsiya k obucheniyu studentov pervogo kursa pedagogicheskogo vyza sredstvami fizicheskoy kultury [Adaptation to teaching first-year students of pedagogical vyza means of physical culture]: dis. ... kand. ped. nauk. Shuya, 2006. 178 p.
6. Pravdov D.M. Organizatsiya dvigatelnoy i poznavatelnoy deyatelnosti detey s primeneniyem kompyuternykh tekhnologiy [Organization of motor and cognitive functions of children with the use of computer technology]. Kultura fizicheskaya i zdorovye, no. 1 (2010): 13-15.
7. Pravdov M.A. Integratsiya dvigatelnoy i poznavatelnoy deyatelnosti detey na fizkulturnykh zanyatiyakh v doshkolnykh obrazovatelnykh uchrezhdeniyakh [Integration of motor and cognitive functions of children in physical education classes at preschools]: dis. ... dokt. ped. nauk. Shuya, 2003. 419 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Правдов Михаил Александрович, профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта
Шуйский государственный педагогический университет
ул. Кооперативная, д.24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия
e-mail: [email protected]
Павлюк Наталья Борисовна, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, кандидат педагогических наук
Шуйский государственный педагогический университет
ул. Кооперативная, д.24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия
e-mail: natalya-pavlyuk@inbox. ru
Правдов Дмитрий Михайлович, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, кандидат педагогических наук
Шуйский государственный педагогический университет
ул. Кооперативная, д.24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия
e-mail: [email protected]
Корнев Александр Владимирович, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, кандидат педагогических наук
Шуйский государственный педагогический университет
ул. Кооперативная, д.24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия
e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHORS
Pravdov Mikhail Alexandrovich, professor, Ph.D. in Pedagogical Science, professor of theory and methodology of physical culture and sports
Shuya State Pedagogical University
24, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo Region, 155908, Russia e-mail: [email protected]
Pavlyuk Natalya Borisovna, Associate professor, Department of Theory and Methods of Physical Education and Sport, Ph.D. in Pedagogical Science
Shuya State Pedagogical University
24, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo Region, 155908, Russia e-mail: natalya-pavlyuk@inbox. ru
Pravdov Dmitriy Mikhaylovich, Associate professor, Department of Theory and Methods of Physical Education and Sport, Ph.D. in Pedagogical Science
Shuya State Pedagogical University
24, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo Region, 155908, Russia e-mail: [email protected]
Kornev Alexander Vladimirovich, Associate professor, Department of Theory and Methods of Physical Education and Sport, Ph.D. in Pedagogical Science
Shuya State Pedagogical University
24, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo Region, 155908, Russia e-mail: [email protected]
Рецензент:
Ермакова Юлия Николаевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры здоровьесберегающих технология и адаптивной физической культуры ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»