Научная статья УДК 316.43
https://doi.org/10.24158/tipor.2024.8.4
Сетевая инновационная кластерная педагогическая лаборатория как инструмент повышения качества функционирования муниципальных образовательных комплексов и организаций
Рустам Рифатович Ишмухаметов
Независимый исследователь, Уфа, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье представлена разработанная в Республике Башкортостан модель повышения качества функционирования образовательных организаций на муниципальном уровне - сетевая инновационная кластерная педагогическая лаборатория, апробированная при непосредственном участии автора. Обосновывается необходимость и эффективность предложенного управленческого решения: с одной стороны, очевидно, что многочисленные векторы реформирования российского образования сходятся в общей задаче современной школы - реализации индивидуального подхода, который призван помочь каждому ученику раскрыть свои способности и обрести навыки самостоятельного решения учебных и жизненных задач; с другой - любые изменения социальных институций сегодня происходят в контекстуальных рамках информационного общества, меняющего содержание и набор необходимых знаний, умений и компетенций. Рассмотрена структура сетевой инновационной кластерной педагогической лаборатории, требующая создания информационно-образовательной среды, перевода общеобразовательной школы в режим инновационного развития и фокуса управления на позитивных социальных эффектах. Представленный образовательный комплекс способствует целостному развитию личности обучающегося - интеллектуальному, коммуникационному и эмоционально-нравственному, однако требует постоянного мониторинга деятельности всех элементов с точки зрения объективных и субъективных показателей.
Ключевые слова: тенденции и проблемы развития образования, образовательный комплекс муниципалитета, сетевая инновационная кластерная педагогическая лаборатория, педагогический менеджмент, инновационная деятельность в образовании, совершенствование профессиональных компетенций, оценка эффективности и качества
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Ишмухаметов Р.Р. Сетевая инновационная кластерная педагогическая лаборатория как инструмент повышения качества функционирования муниципальных образовательных комплексов и организаций // Теория и практика общественного развития. 2024. № 8. С. 40-46. https://doi.org/10.24158/ti-por.2024.8.4.
Original article
Network Innovative Cluster Pedagogical Laboratory as a Tool for Improving the Quality of Functioning Municipal Educational Complexes and Organizations
Rustam R. Ishmukhametov
Independent researcher, Ufa, Russia, [email protected]
Abstract. The article introduces a model developed in the Republic of Bashkortostan aimed at improving the functioning of educational organizations at the municipal level - the Network Innovative Cluster Pedagogical Laboratory, validated with direct involvement from the author. The necessity and effectiveness of the proposed management solution are substantiated. On one hand, numerous vectors of reform in Russian education converge on the common goal of implementing an individualized approach in modern schools. This approach aims to help each student develop their abilities and acquire skills for independent problem-solving in academic and life contexts. On the other hand, any changes in social institutions today occur within the contextual framework of an information society, altering the content and necessary set of knowledge, skills, and competencies. The structure of the Network Innovative Cluster Pedagogical Laboratory is examined, emphasizing the need for creating an information-educational environment, transitioning general education schools into a mode of innovative development, and focusing management efforts on positive social outcomes. This innovative educational complex contributes to the holistic development of student's personality - intellectual, communicative, and emotional-moral, but requires ongoing monitoring of all elements from both objective and subjective perspectives.
Keywords: trends and problems of education development, municipal educational complex, network innovative cluster pedagogical laboratory, pedagogical management, innovative activities in education, improvement of professional competencies, evaluation of efficiency and quality
© Ишмухаметов Р.Р., 2024
Funding: Independent work.
For citation: Ishmukhametov, R.R. (2024) Network Innovative Cluster Pedagogical Laboratory as a Tool for Improving the Quality of Functioning Municipal Educational Complexes and Organizations. Theory and Practice of Social Development. (8), 40-46. Available from: doi:10.24158/tipor.2024.8.4 (In Russian)
На протяжении постсоветских десятилетий российская система образования проходит через сменяющие друг друга волны кардинальных реформ, вектор которых неизменно направлен «сверху вниз», то есть из федеральных министерств и ведомств через региональные структуры на местный уровень. В этой связи особый исследовательский интерес представляют те инновационные инициативы «снизу», которые следуют общему целевому вектору реформирования -повышению качества образования, особенно если речь идет о функционировании конкретных общеобразовательных организаций в отдельно взятом регионе и о организационных новшествах в определенных школах. Такие инновации требуют социологического внимания, поскольку неизбежно возникает вопрос о возможностях и необходимости новых форматов как таковых, их тиражирования в других муниципальных и региональных системах, а также изучения в контексте общих изменений, происходящих в образовательной системе страны. Последнее обстоятельство обусловлено тем, что важнейшим вызовом для современного российского общества является создание мощной и эффективной отечественной школы, учитывающей традиции и обычаи конкретных регионов. Безусловно, одним из ключевых принципов решения этой задачи выступает повышение качества функционирования образовательных организаций на муниципальном уровне при все более активном участии широкой общественности и разных социальных институтов, что объясняется возрастающими запросами родительского сообщества и общества в целом к качеству образования. Сложившаяся ситуация объясняется в первую очередь нарастанием неопределенности и скорости изменений (Trotsuk, 2021a, b).
Образовательная школа в России стала активно заниматься повышением качества обучения и воспитания школьников еще в 2012 г., когда был принят Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», в котором в 29 пункте статьи 2 было сформулировано определение качества образования: «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы»1. В многочисленных экспертных высказывания и научных публикациях суть этого определения не меняется до сих пор (школьное обучение должно гарантировать успешность индивида на следующем этапе образования и профессиональной самореализации): в научной литературе под качеством образования понимается «востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни; качество знаний определяется их фундаментальностью, глубиной и востребованностью в работе после окончания обучения»2.
Однако другие значимые проблемы современности, касающиеся общеобразовательной школы, значительно реже упоминаются в исследовательской и управленческой литературе. Речь идет о социальных вызовах в широкой трактовке данного понятия (Горшков, 2017; Nieminen, 2016), заключающихся в востребованности комплексной подготовки человека к жизни в современном динамично меняющемся и сложно организованном мире, то есть «о необходимости формирования компетенций, обеспечивающих возможность обоснованного выбора и успешных стратегий самоопределения в ситуациях неопределенного будущего, компетенций эффективного социального взаимодействия в условиях нелинейных коммуникации» (Назарова, 2012), компетенций постоянной профессионализации и (ре)социализации (Абдулгалимов, Косино, 2014; Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности ..., 2020; Осипов, Наран, 2023). Все эти относительно новые вызовы современности диктуют необходимость перехода общеобразовательной школы «от выполнения задач механической передачи прошлого опыта и знаний к формированию и развитию способов социальной адаптации подрастающего поколения к решению все новых задач компетентностного развития, то есть осуществления таких форм индивидуальной и совместной деятельности, которые обеспечивали бы ученику в будущем высокую социальную мобильность» (Назарова, 2012), быстрое и грамотное социальное ориентирование, личностную зрелость, образовательную, профессиональную и социальную конкурентоспособность.
1 Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 23.06.2024) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 25.07.2024).
2 Ильенкова С.Д. Показатели качества образования [Электронный ресурс] // Элитариум. Центр дополнительно образования. URL: https://www.elitarium.ru/kachestvo-obrazovaniya-pokazatel-vypusknik-rynok-rabota-sistema-znanie-prepodavatel-obuchayushchijsya-uchebnaya-programma (дата обращения: 01.07.2024).
Соответственно, задача современной школы - «индивидуальный подход к каждому обучающемуся, использование вариативных учебных материалов и программ, которые предоставляют возможность каждому ученику раскрыть свои способности, приобрести опыт самостоятельного решения реальных учебных и жизненных проблем, коллективной исследовательской деятельности» (Барков и др., 2024) и постоянного самообучения. В заданном контексте «инновацию можно рассматривать как социокультурный процесс, который развивается по своим законам, тесно связан с историей и традициями соответствующей школы и может кардинально преобразовать ее организационную структуру» (Барков и др., 2024). Однако нельзя забывать, что современное общество называют информационным (Кастельс, 2000; Ключкин, 2023; Наумова, Переслегин, 2022; Усков, 2022; Уэбстер, 2004; Маэ^а, 1981), однако, безусловно, речь в любом случае идет о социальной системе, где основная масса людей занята распространением информации, а также ее хранением и переработкой.
Анализ проекта документа «Ключевые направления развития российского образования для достижения Целей и задач устойчивого развития в системе образования до 2035 года»1 (раздел 1У.2 «Меры государственной политики по достижению Целей устойчивого развития в области образования») показывает, что сегодня «необходимо развитие критического и креативного мышления, функциональной грамотности, глобальных компетенций связанных с персональной эффективностью в новом мире [быстро развивающихся информационных технологий]» (Эбзеева, Смирнова, 2023).
В обозначенных выше двух объективных контекстах инструментом повышения качества обучения и воспитания школьников может служить сетевая инновационная кластерная педагогическая лаборатория (Гуров, Ишмухаметов, 2017). Это заключение можно сделать на основе результатов апробации её деятельности в Республике Башкортостан. В данном случае мы исходили из понимания известного ученого В.Н. Гурова, который считал педагогическую «лабораторию модельным решением для повышения качества образования на основе генерирования нового знания по вычлененным проблемам и внедрения их непосредственно в деятельность образовательных организаций» (Гуров и др., 2016). Данное определение следует принять как рабочее и потому, что «основной функцией инновации (любой инновационной деятельности) являются изменения, наблюдаемые во внутренней структуре организационного субъекта в результате его перевода из первоначального состояния в новое, качественно иное» (Гуров, Ишмухаметов, 2017). Таким образом, «педагогическая инновационная лаборатория - это организованная структура, создаваемая в целях обеспечения инновационной, экспериментальной и научно-исследовательской деятельности для повышения качества функционирования образовательного комплекса» (Гуров, Ишмухаметов, 2017). Соответственно, муниципальный образовательный комплекс - это объединение разноуровневых учебных заведений и производства, создающих систему непрерывного образования как вертикальной, так и горизонтальной направленности, осуществляющее профессиональную подготовку городской и сельской молодежи как практико-ори-ентированных специалистов (Гуров, Ишмухаметов, 2017; Трубников, Трубникова, 2007).
Апробированная и внедренная в Республике Башкортостан модель муниципального образовательного комплекса базируется на сетевой инновационной кластерной педагогической лаборатории. Композиционно в структуре последней можно выделить «головной базовый компонент - в Институте развития образования Республики Башкортостан (ИРО РБ) при кафедре управления образованием (центральная группа); субъектные компоненты (муниципальные образовательные комплексы и иные организации, действующие в сфере образования, а также их объединения)»2. Таким образом, «сетевая инновационная кластерная педагогическая лаборатория может стать одной из форм повышения качества функционирования какого-либо образовательного субъекта на основе вычленения главенствующих компонентов, внесения изменений в функционирование этих компонентов и в целом обеспечения качественной, более высокого уровня деятельности в образовательной сфере»3.
Центральная группа (компонент) включала в себя руководителя и научных сотрудников (профессорско-преподавательский состав ИРО РБ, Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы (БГПУ имени М. Акмуллы), Уфимского университета науки и технологий (УУНиТ)). В качестве субъектов выступали образовательные комплексы и отдельные учебные организации муниципалитетов (городской округ города Нефтекамск, Миякинский и
1 Опубликован проект документа «Ключевые направления развития российского образования для достижения Целей и задач устойчивого развития в системе образования до 2035 г.» [Электронный ресурс] // Устойчивое развитие в сфере образования-2035. URL: http://edu2035.firo-nir.ru/index.php/stati-opublikovannye-uchastnikami-soobshchestva/86-klyuchevye-napravleniya-2035 (дата обращения: 25.07.2024).
2 Теория и практика повышения качества деятельности образовательных комплексов муниципалитетов и отдельных образовательных организаций : учебно-методическое пособие / В.Н. Гуров [и др.]. Уфа, 2019. 171 с.
3 Там же.
Бурзянский районы Республики Башкортостан), а также образовательные структуры (средние общеобразовательные школы № 159 и 124 г. Уфы, села Миловка Уфимского района и др.).
Работа лаборатории проводилась в несколько этапов. Первый из них характеризовался подготовкой документов по организационно-содержательной деятельности (среди них можно назвать соответствующие приказы, положение по деятельности лаборатории, перечень необходимых мероприятий, определяющих ее эффективность). На этом же этапе планировались и проводились соответствующие заседания членов лаборатории (как центральной группы, так и периферийных), вебинары, осуществлялась организация и проведение конференций, подготовка печатных материалов о деятельности лаборатории.
В выделенный период шла активная работа над инновационными проектами деятельности как отдельных муниципальных образовательных комплексов, так и учебных организаций. Процесс был трудоёмким и сугубо адресным, однако его результаты в дальнейшем показали свою эффективность.
Инновационные проекты отражали как актуальность обозначенной проблемы, так и пути успешной практической реализации процесса ее решения. Все это осуществлялась на научной основе - выделялись объект, предмет, цель, задачи и гипотезы исследовательской работы, критерии оценки этой деятельности и др.; комплексная программа работы лаборатории предусматривала анализ состояния проблем в сфере образования с точки зрения всех участников данного направления деятельности и заинтересованных сторон для выявления наиболее значимых противоречий.
Фактически все инновационные проекты сводились в комплексную программу работы лаборатории. Центральной группой выделялись доминантные проекты для отдельных муниципалитетов. Например, для Миякинского района таковым являлся проект профилизации и профориентации обучающихся. Как результат, в муниципалитете был успешно апробирован проект организации и содержания этой работы. Для всех муниципалитетов и отдельных образовательных организаций ведущим стал проект патриотического воспитания обучающихся.
На втором этапе деятельности лаборатории ее основой стала организация выездных заседаний по обмену опытом в муниципалитетах и отдельных образовательных организациях.
Несмотря на столь широкий спектр проектов с точки зрения их субъектного и целевого фокусов, всех их объединяла активная работа по развитию и расширению профессиональных компетенций руководителей общеобразовательных школ. Схематично суть последней отражена на рис. 1 и 2.
Совершенствование профессиональных компетенций руководителей по развитию образовательной организации
Рисунок 1 - Пошаговая схема совершенствования профессиональных компетенций руководителя образовательной организации в интересах ее развития и повышения качества/эффективности ее деятельности
Figure 1 - Step-by-Step Scheme of Improving Professional Competencies of the Head of an Educational Organization in the Interests of Its Development and Improvement of the Quality/Efficiency of Its Activities
Рисунок 2 - Логика получения и популяризации нового знания Figure 2 - The Logic of Obtaining and Popularizing New Knowledge
Безусловно, внедрение всех вышеназванных направлений инновационной воспитательно-образовательной системы необходимо предварительно тестировать, а в случае широкомасштабного процесса - постоянно отслеживать эффективность функционирования системы в мониторинговом режиме. Так, первоначально некоторые из указанных проектов были апробированы в нескольких муниципалитетах Республики Башкортостан на базе сетевой инновационной кластерной педагогической лаборатории «Педагогический менеджмент в развитии образовательных комплексов». Одним из них стал город Нефтекамск, где в 9 учебных заведениях было опрошено 367 педагогов (репрезентативная выборка для данной генеральной совокупности) на предмет их готовности к применению современных образовательных технологий и инноваций. Полученные результаты показали, что к инновационной деятельности готов примерно каждый третий опрошенный (37 %), - эта часть педагогов потенциально предрасположена к развитию поисковой и научно-исследовательской деятельности в инновационных воспитательно-образовательных лабораториях нового типа (Гуров, Ишмухаметов, 2017), и потому она может стать опорой для постепенного внедрения как отдельных проектных инициатив, так и комплексных программ реформирования. Подобные социологические опросы позволяют обнаружить точки инновационного развития, а также проблемные места в образовательной сфере с точки зрения моделей ее развития: например, педагоги назвали те области современных образовательных технологий и методов, к которым, по крайней мере пока, недостаточно готовы (объективно или мотивационно) -это модульный и опережающий форматы обучения (не готовы 25-30 %) и новые педагогические эксперименты (не готовы 35 %), что, видимо, объясняется объективной усталостью от постоянного реформирования образовательной сферы, основной груз ответственности и отчетности по которому ложится именно на педагогов (Зборовский, Амбарова, 2022).
Тем не менее даже столь простая разведывательная апробация (Гуров, Ишмухаметов, 2017) показала, что предлагаемые к частичному (в виде отдельных элементов) или комплексному внедрению инновационные образовательные комплексы (воспитательно-образовательные лаборатории) могут стать методической площадкой для преодоления объективных и мотивацион-ных преград в получении и воспроизводстве новых знаний и компетенций.
Список источников:
Абдулгалимов Г.Л., Косино О.А. Кадры для информационного общества: что нужно для их подготовки? // Высшее образование сегодня. 2014. № 7. С. 63-66.
Барков С.А., Маркеева А.В., Гавриленко О.В. Инновационная бюрократия в управлении высшим образованием // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024. Т. 24, № 1. С. 58-72. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-1-58-72.
Горшков М.К. Российское общество в условиях кризисной реальности: внутренние и внешние факторы // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2017. № 3. С. 24-43.
Гуров В.Н., Мазитов Р.Г., Рудаков А.М. Инновационная кластерная лаборатория как эффективный инструмент повышения качества образовательных систем на региональном и муниципальном уровнях // Инновации в образовании. 2016. № 1. С. 23-34.
Гуров В.Н., Ишмухаметов Р.Р. Управление созданием эффективных образовательных комплексов на муниципальном уровне // Динамика социальной трансформации российского общества: региональные аспекты. Тюмень, 2017. С. 392-395.
Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Ресурсность научно-педагогического сообщества: административный и мобилизационный подходы к анализу // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2022. Т. 22, № 4. С. 881-884. https://doi .org/10.22363/2313-2272-2022-22-4-881 -894.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. 608 с.
Ключкин Ю.С. Вопросы информационного неравенства во взаимосвязи с его социально-экономическими последствиями // Миссия конфессий. 2023. Т. 2, № 2 (67). С. 58-67.
Назарова О.И. Управленческая поддержка разработки и реализации инновационных образовательных программ в школе: взаимодействие вуза и школы // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358. С. 169-173.
Наумова Т.В., Переслегин А.Г. Риски социальной стратификации в условиях цифровизации общества // Социально-гуманитарные знания. 2022. № 6. С. 93-98. https://doi.org/10.34823/SGZ.2022.6.51918.
Осипов А.М., Наран Б. Какова общественная эффективность образования в России? // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2023. Т. 23, № 4. С. 888-900. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2023-23-4-888-900.
Трубников В.Е., Трубникова Н.И. Образовательный комплекс как один из путей модернизации начального и среднего профессионального образования // Научные исследования в образовании. 2007. № 2. С. 187-192.
Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина. М., 2020. 472 с. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2177-9.
Усков В.С. Развитие информационного общества в РФ: проблемы и перспективы // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2022. Т. 15, № 2. С. 120-137. https://doi.org/10.15838/esc.2022.2.80.8. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004. 400 с.
Эбзеева Ю.Н., Смирнова Ю.Б. Современные тенденции развития образования: дорожная карта высшего образования ЮНЕСКО // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2023. Т. 23. № 2. С. 329-337. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2023-23-2-329-337.
Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. Washington, 1981. 171 р.
Nieminen H. The Digital Divide and Beyond: What Do We Know of Information and Communications Technology's Long-Term Social Effects? Some Uncomfortable Questions // European Journal of Communication. 2016. Vol. 31, iss. 1. Р. 19-32. https://doi.org/10.1177/0267323115614198.
Trotsuk I.V. All Power to the Experts? Contradictions of the Information Society as Both Depending on and Devaluating Expertise // Russian Sociological Review. 2021а. Vol. 20, iss. 1. P. 290-304. https://doi.org/10.17323/1728-192X-2021-1-290-304.
Trotsuk I.V. Excessive Faith in Certainty and Its Public Proponents in the Non-linear Uncertain World: Reasons and... More Reasons // Russian Sociological Review. 2021b. Vol. 20, iss. 4. P. 144-155.
References
Abdulgalimov, G. L. & Kosino, O. A. (2014) Kadry dlya informatsionnogo obshchestva: chto nuzhno dlya ikh podgotovki? [Personnel for the information society: what is needed to prepare them?]. Vysshee obrazovanie segodnya. (7), 63-66. (In Russian) Barkov, S. A., Markeeva, A. V. & Gavrilenko, O. V. (2024) Innovation Bureaucracy in the Higher Education Management. RUDN Journal of Sociology. 24 (1), 58-72. Available from: doi:10.22363/2313-2272-2024-24-1-58-72. (In Russian)
Dobryakovа, M. S. & Frumin, I. D. (eds.) (2020) Universal'nye kompetentnosti i novaya gramotnost': ot lozungov k real'nosti [Universal competencies and new literacy: from slogans to reality]. Moscow. 472 р. Available from: doi:10.17323/978-5-7598-2177-9. (In Russian)
Ebzeeva, Yu. N. & Smirnova, Yu. B. (2023) Contemporary Trends in Educational Policy: UNESCO Higher Education Roadmap. RUDN Journal of Sociology. 23 (24), 329-337. Available from: doi:10.22363/2313-2272-2023-23-2-329-337. (In Russian)
Gorshkov, M. K. (2017) Russian Society in the Context of Crisis Realities: Internal and External Factors. Zhurnal Beloruss-kogo gosudarstvennogo universiteta. Sotsiologiya. (3), 24-43. (In Russian)
Gurov, V. N. & Ishmukhametov, R. R. (2017) Upravlenie sozdaniem effektivnykh obrazovatel'nykh kompleksov na munitsi-pal'nom urovne [Management of the creation of effective educational complexes at the municipal level]. In: Dinamika sotsial'noi transformatsii rossiiskogo obshchestva: regional'nye aspekty. Tyumen, рр. 392-395. (In Russian)
Gurov, V. N., Mazitov, R. G. & Rudakov, A. M. (2016) Innovative Cluster Lab as an Effective Form to Improve the Quality of Educational Systems at the Regional and Municipal Levels. Innovatsii v obrazovanii. (1), 23-34. (In Russian)
Kastel's, M. (2000) Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura [The Information Age: Economics, Society and Culture]. Moscow. 608 p. (In Russian)
Klyuchkin, Y. S. (2023) Issues of Information Inequality in Relation to Its Socio-Economic Consequences. Mission Confessions. 2 (2 (67)), 58-67. (In Russian)
Masuda, Y. (1981) The Information Society as Post-Industrial Society. Washington. 171 р.
Naumova, T. V. & Pereslegin, A. G. (2022) Risks of Social Stratification in Conditions of Digitalization of Society. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. (6), 93-98. Available from: doi:10.34823/SGZ.2022.6.51918. (In Russian)
Nazarova, O. I. (2012) Management Support for Development and Implementation of Innovative Educational Programs at School: Interaction Between University and School. Tomsk State University Journal. (358), 169-173. (In Russian)
Nieminen, H. (2016) The Digital Divide and Beyond: What Do We Know of Information and Communications Technology's Long-Term Social Effects? Some Uncomfortable Questions. European Journal of Communication. 31 (1), 19-32. Available from: doi:10.1177/0267323115614198.
Osipov, A. M. & Naran, B. (2023) What Is the Social Efficiency of Education in Russia? RUDN Journal of Sociology. 23 (4), 888-900. Available from: doi:10.22363/2313-2272-2023-23-4-888-900. (In Russian)
Trotsuk, I. V. (2021) All Power to the Experts? Contradictions of the Information Society as Both Depending on and Devaluating Expertise. Russian Sociological Review. 20 (1), 290-304. Available from: doi:10.17323/1728-192X-2021-1-290-304.
Trotsuk, I. V. (2021) Excessive Faith in Certainty and Its Public Proponents in the Non-linear Uncertain World: Reasons and... More Reasons. Russian Sociological Review. 20 (4), 144-155.
Trubnikov, V. E. & Trubnikova, N. I. (2007) Obrazovatel'nyi kompleks kak odin iz putei modernizatsii nachal'nogo i srednego professional'nogo obrazovaniya [Educational complex as one of the ways to modernize primary and secondary vocational education]. Nauchnye issledovaniya v obrazovanii. (2), 187-192. (In Russian)
Uebster, F. (2004) Teorii informatsionnogo obshchestva [Theories of the Information Society]. Moscow. 400 р. (In Russian)
Uskov, V. S. (2022) Development of the Information Society in the Russian Federation: Problems and Prospects. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 15 (2), 120-137. Available from: doi:10.15S3S/esc.2022.2.S0.S. (In Russian)
Zborovsky, G. E. & Ambarova, P. A. (2022) Resources of the Research-Pedagogical Community: Administrative and Mobilization Approaches. RUDN Journal of Sociology. 22 (4), SS1-SS4. Available from: doi:10.22363/2313-2272-2022-22-4-SS1-S94. (In Russian)
Информация об авторе Р.Р. Ишмухаметов - независимый исследователь, кандидат социологических наук, консультант лаборатории «Педагогический менеджмент в развитии образовательных комплексов муниципалитетов и отдельных образовательных организаций», председатель Комитета Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан по развитию институтов гражданского общества, информационной политике и делам религий, Уфа, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1219461
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author R.R. Ishmukhametov - Independent researcher, PhD in Sociology, Laboratory of Pedagogical Management for the Development of Municipal Educational Complexes and Educational Organizations, Committee Chairman of the State Assembly - Kurultai of the Republic of Bashkortostan on the Development of Civil Society Institutions, Information Policy and Religious Affairs, Ufa, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1219461
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 26.06.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 24.07.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 27.0S.2024.
Aвтором окончательный вариант рукописи одобрен.