Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы школьной системы образования (на примере Республики Башкортостан)'

Проблемы и перспективы школьной системы образования (на примере Республики Башкортостан) Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школьная система образования / внешние вызовы / профессия педагога / обучение и воспитание / советская система / региональный и федеральный уровень / Республика Башкортостан. / school education system / external challenges / teaching profession / education and upbringing / Soviet system / regional and federal levels / Republic of Bashkortostan.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Ишмухаметов Р. Р.

В статье, на основе своего исследовательского и управленческого опыта, автор обозначает ключевые вызовы, с которыми сегодня сталкивается российская школьная система образования, на примере Республики Башкортостан. В качестве наиболее значимых проблем отмечены внешние вызовы, пробелы и противоречия нормативно-правовой базы, невысокий престиж профессии педагога и избыточный бюрократический прессинг на школьных учителей, недостаточное материально-техническое и социально-экономическое обеспечение, атомизация школьной и вузовской систем, отсутствие единого воспитательного пространства, вовлекающего всех участников образовательного процесса и препятствующего проявлению негативных феноменов (например, буллингу). Что касается перспектив развития российского школьного образования, то таковые автор видит, с одной стороны, в возрождении «золотого фонда» советской системы обучения и воспитания (особенно характерного для нее акцента на гражданско-патриотическом воспитании подрастающих поколений), с другой стороны, в постоянном качественном обновлении системы школьного образования, причем не по остаточно-догоняющему, а по прогнозно-опережающему принципу. Возможности решения, стоящих перед российским школьным образованием задач показаны в статье на примере ряда реализованных в Республике Башкортостан инициатив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Ишмухаметов Р. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Challenges and prospects of the school education system (on the example of the Republic of Bashkortostan)

Based on his research and management experience, the author identifies the key challenges that the Russian school education system faces today, referring to the Republic of Bashkortostan as an example. The most significant problems are as follows: external challenges, gaps and contradictions in the legal-regulatory system, low prestige of the teaching profession and excessive bureaucratic pressure on school teachers, insufficient material-technical and social-economic support, atomization of the school and university systems, the absence of a single educational space that involves all participants of the educational process and prevents the manifestation of negative phenomena (for example, bullying). As for the prospects for the development of the Russian school education, the author sees them, on the one hand, in the revival of the “golden fund” of the Soviet system (especially its characteristic emphasis on the civil-patriotic education of the younger generations), on the other hand, in the constant qualitative renewal of the school education system, and according not to the residual-catch-up but the predictive-advance principle. The possibilities for solving the problems of the Russian school education are shown on the example of some initiatives implemented in the Republic of Bashkortostan.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы школьной системы образования (на примере Республики Башкортостан)»

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.24412/2220-2404-2025-1-37 УДК 316.35

Attribution

сс by

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)

Аннотация. В статье, на основе своего исследовательского и управленческого опыта, автор обозначает ключевые вызовы, с которыми сегодня сталкивается российская школьная система образования, на примере Республики Башкортостан. В качестве наиболее значимых проблем отмечены внешние вызовы, пробелы и противоречия нормативно-правовой базы, невысокий престиж профессии педагога и избыточный бюрократический прессинг на школьных учителей, недостаточное материально-техническое и социально-экономическое обеспечение, атомизация школьной и вузовской систем, отсутствие единого воспитательного пространства, вовлекающего всех участников образовательного процесса и препятствующего проявлению негативных феноменов (например, буллингу). Что касается перспектив развития российского школьного образования, то таковые автор видит, с одной стороны, в возрождении «золотого фонда» советской системы обучения и воспитания (особенно характерного для нее акцента на гражданско-патриотическом воспитании подрастающих поколений), с другой стороны, в постоянном качественном обновлении системы школьного образования, причем не по остаточно-догоняющему, а по прогнозно-опережающему принципу. Возможности решения стоящих перед российским школьным образованием задач показаны в статье на примере ряда реализованных в Республике Башкортостан инициатив.

Ключевые слова: школьная система образования, внешние вызовы, профессия педагога, обучение и воспитание, советская система, региональный и федеральный уровень, Республика Башкортостан.

Финансирование: инициативная работа.

Original article

CHALLENGES AND PROSPECTS OF THE SCHOOL EDUCATION SYSTEM (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN)

Abstract. Based on his research and management experience, the author identifies the key challenges that the Russian school education system faces today, referring to the Republic of Bashkortostan as an example. The most significant problems are as follows: external challenges, gaps and contradictions in the legal-regulatory system, low prestige of the teaching profession and excessive bureaucratic pressure on school teachers, insufficient material-technical and social-economic support, atomization of the school and university systems, the absence of a single educational space that involves all participants of the educational process and prevents the manifestation of negative phenomena (for example, bullying). As for the prospects for the development of the Russian school education, the author sees them, on the one hand, in the revival of the «golden fund» of the Soviet system (especially its characteristic emphasis on the civil-patriotic education of the younger generations), on the other hand, in the constant qualitative renewal of the school education system, and according not to the residual-catch-up but the predictive-advance principle. The possibilities for solving the problems of the Russian school education are shown on the example of some initiatives implemented in the Republic of Bashkortostan.

Keywords: school education system, external challenges, teaching profession, education and upbringing, Soviet system, regional and federal levels, Republic of Bashkortostan.

Funding: Independent work.

Ишмухаметов P.P.

г. Уфа

Rinat R. Ishmukhametov

city of Ufa

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Введение.

Система школьного образования Республики Башкортостан и всей России переживает сегодня непростой период, обусловленный идеологическими, политическими, технологическими, экономическими, военными и иными вызовами, с которыми столкнулось российское общество. В последние годы все мы стали очевидцами информационных и гибридных «войн», что, в частности, актуализировало задачу разработки единого школьного учебника истории для устранения разноголосицы в учебно-методической литературе, чтобы последовательно формировать у российских граждан уже в период школьного обучения практически навыков определения попыток фальсификации исторического прошлого своей страны [1; 2]. Это лишь один частный пример того, что на современном этапе развитие системы образования, причем, в первую очередь, именно школьного образования, обретает критически важное значение для будущего страны, актуализируя как прежнюю советскую идею о нравственной, а не только обучающей миссии учителя [3], так и многократно усиливая важность воспитательного компонента в обучении, о чем свидетельствует его недавнее возвращение в образовательные стандарты и все более отчетливое осознание всеми участниками школьного образовательного процесса - учителями, психологами, родителями, педагогами дополнительного образования, социальными работниками и др. - необходимости слаженного взаимодействия в рамках единого воспитательного пространства (в том числе с акцентом на граж-данско-патриотическом воспитании подрастающих поколений) [4].

Методы и материалы.

В 2015 году в Российской Федерации была принята Стратегия развития воспитания на период до 2025 года [5], основным механизмом реализации которой выступает совершенствование федеральной, региональной и муниципальной нормативно-правовой базы воспитания: речь идет о необходимость эффективной воспитательной деятельности на основе ее ресурсного обеспечения, внедрения современных механизмов управления и общественного контроля, а также консолидации усилий воспитательных институтов на муниципальном и региональном уровнях. Однако следует соблюдать меру в акцентировании внимания на важности воспитательного компонента в школьном образовании, поскольку таковое подразумевает, в первую очередь, предметное обучение, которое, в свою очередь, не должно препятствовать воспитательному и - шире - социализирующему воздействию школьных учителей на подрастающие поколения (формирование мировоззрения и общих контуров комплексной социальной идентичности).

В реализации такого воздействия системе школьного образования принадлежит ведущая

роль, поскольку начинать воспитывать в колледже или высшем учебном заведении уже в общем-то взрослых людей вряд ли имеет смысл.

Как показывают многочисленные исторические примеры, если мы не наметим ценностные ориентиры для подрастающих поколений россиян, это сделают за нас другие, поскольку дети и молодежь легко поддаются различным информационным внушениям в условиях современного массового, информационного и цифрового общества, обретая соответствующие умения значительно раньше и развивая их в значительно более высокой степени, чем старшие поколения [6; 7; 8].

Риски внешнего негативного воздействия особенно возрастают сегодня в переломный исторический момент, когда меняется геополитическое и идеологическое пространство повседневной жизни каждого ребенка и подростка. Безусловно, как показывают многочисленные опросы общественного мнения, в том числе, сфокусированные на молодых поколениях [9], в российском обществе сохраняются традиционные ценностные ориентиры:

- принципиальная жизненная важность семьи;

- гордость за многовековую историю страны и ее героические победы [10];

- научные достижения;

- «золотой фонд» литературы и искусства;

- национальное строительство на принципах взаимопонимания и уважения и многое другое.

Однако это не отменяет многочисленных попыток переписать историю, сформировать представление о некоем глобальном мире, лишенном конфессиональных, этнических, локальных особенностей и принципов общежития, и инструменты подобного информационного воздействия в основном нацелены на молодые поколения, которые в силу возраста (недостатка жизненного опыта), с одной стороны, питают иллюзии о своих возможностях (серфить в информационном пространстве, пользоваться новейшими технологиями, обходить блокировки и добывать любую информацию), но, с другой стороны, более доверчивы и внушаемы, плохо осознают пределы «информационных пузырей», технологии «создания повестки дня» и манипулятивные технологии запуска фейков в цифровом социально-сетевом пространстве [11].

В нынешней непростой ситуации на передний план в работе учителя выдвигаются не только вопросы качества образования, но и патриотического воспитания молодого поколения. Говоря о восстановлении доминирующей воспитательной функции школы, актуальным представляется обращение к советскому педагогическому наследию, использование его определенных принципов и методик с поправкой на время.

_— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Полноценное осознание и реализация задач не только по передаче передовых знаний, но и, в первую очередь, по формированию личностных характеристик молодого поколения, воспитанию в нем чувства гражданственности важны на всех уровнях - федеральном, региональном, муниципальном. На пути к достижению этой цели особое значение имеет взаимосвязь органов государственной власти и местного самоуправления, школы и родительского сообщества: предъявляя повышенные требования к педагогам по воспитанию молодого поколения, недопустимо оставлять учителей один на один с этой проблемой -необходима консолидация усилий всех сторон, триединство государства, семьи и школы.

Результаты.

В Башкортостане решению обозначенного вопроса уделяется максимальное внимание: в школах на регулярной основе проводятся занятия «Разговоры о важном» с участием депутатов Государственного Собрания - Курултая - и руководителей органов исполнительной власти, а также классные часы в память о воинах-земляках; с 01 сентября 2022 года учебная неделя во всех школах и колледжах Башкортостана начинается с торжественного поднятия государственных флагов России и Башкортостана и исполнения гимнов. Соответствующий закон, чтобы данная норма коснулась не только российских флага и гимна, но и республиканских, Государственное Собрание - Курултай - приняло в июне 2022 года. В поднятии флагов в школах регулярно принимают участие депутаты разного уровня и другие официальные лица. Причем, пробные поднятия флагов в ряде школ проводились еще до принятия закона, и более чем годовая практика проведения данных мероприятий продемонстрировала их большой воспитательный потенциал.

Поднятие государственных флагов страны и республики в школах стало доброй традицией, неотъемлемой частью образовательного процесса, но ее сложно назвать новой - она существует во многих странах. Более того, данная традиция восходит к пионерским линейкам из сравнительно недалекого прошлого нашей страны, неизменно сопровождавшихся поднятием или выносом знамени.

Таким образом, уместно говорить о возрождении одной из традиций советской педагогической практики. При этом колоссальное значение имеет то, как организуется данный процесс в учебных заведениях, как преподносится педагогическим сообществом детям: важна грамотная воспитательная работа, малейший просчет в которой может дать негативный эффект. Недопустимо, чтобы поднятие флагов превращалось для детей в «обязаловку», в повинность - это мероприятие необходимо проводить исключительно на позитивных эмоциях, чтобы дети радовались, гордились и с ранних лет ощущали себя частью самой страны и республики, стремились лучше

учиться, чтобы внести посильный вклад в будущее большой и малой Родины.

Важным общественно-государственным проектом, работающим на патриотическое воспитание детей в Башкортостане, является Республиканская олимпиада школьников на Кубок имени Ю.А. Гагарина. Олимпиада проводится с 2011 года, и за это время стала самым массовым, популярным и престижным конкурсом среди школьников [12]. Расширяется перечень дисциплин, по которым проводится олимпиада, растет количество ее участников - в 2022/2023 учебном году более 153 тысяч детей. Основные цели олимпиады - раскрытие юных талантов, вовлечение в занятия творчеством, наукой и техникой максимально большого количества детей, помощь им в определении с будущей профессией. Патриотическая составляющая гагаринской олимпиады заключается в том, что в ее рамках проходят встречи школьников с легендарными космонавтами, спортсменами, ветеранами, выдающимися учеными, инженерами, деятелями культуры.

Немаловажную роль в процессе повышения качества образования, включая его воспитательный компонент, играет создание достойных условий для образовательного процесса, повышение престижа профессии педагога. В Республике Башкортостан действуют меры поддержки молодых учителей и учителей в сельской местности, активно укрепляется материальная база образовательных учреждений.

Республика активно участвует в реализации федеральных программ по капитальному ремонту зданий образовательных учреждений, строительству школ на основе концессионных соглашений.

Еще одна важная задача на ближайшую перспективу, связанная с техническим оснащением школ, - это максимально полная цифровизация школьного образования, в том числе создание необходимой инфраструктуры для обеспечения доступа всех сельских школ к высокоскоростному интернету. Говоря о материально-технической базе образовательных учреждений, нельзя не сказать и о системе дополнительного образования детей и молодежи, решение проблем в которой требует системного подхода. В настоящее время отсутствует федеральная программа строительства детских школ искусств, которые выполняют важную образовательную и воспитательную функцию. Возникает ситуация, когда дети хотят развиваться творчески, но не имеют такой возможности по причине элементарного отсутствия пригодных для этого помещений. По нормативу Министерства культуры Российской Федерации в школах искусств в Башкортостане должны заниматься 102 тысячи детей, однако, из-за проблемы с состоянием зданий данный норматив не выполняется даже наполовину. Республика пытается решать проблему своими силами и при поддержке нацио-

_— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

нального проекта «Культура», однако, этого недостаточно, необходимо системное решение вопроса. Данная проблема актуальна не только для Башкортостана, но и для многих других регионов, причем в ряде из них она стоит более остро.

Важное значение в развитии школьной системы образования имеет его взаимосвязь с дальнейшим профессиональным образованием молодежи [13; 14; 15], и здесь вновь следует вспомнить советскую образовательную модель, где эта взаимосвязь была максимально тесной и эффективной. Сегодня вопросам профориентации учащихся старших классов уделяется приоритетное внимание: в Башкортостане были запущены молодежные практики инициативного бюджетирования - проекты школьников и преду-ниверсарии на базе Евразийского научно-образовательного центра мирового уровня и благодаря субсидиям из республиканского бюджета. Совместно с вузами и предприятиями в ряде муниципалитетов республики создаются классы научно-образовательного центра, позволяющие детям знакомиться с реальным производством, помогающие им ориентироваться в мире инженерных профессий, получать полезные знания и умения.

Обсуждение.

Перечисленные выше меры - важные слагаемые успеха в наращивании потенциала всех уровней образования, но главной составляющей успеха остаются кадры. Необходимо признать наличие серьезных проблем с обеспечением школ педагогическими работниками, проблема усугубляется еще и тем, что с течением лет сложилась тенденция загрузки учителей несвойственной им бюрократической работой - заполнением всевозможных отчетов [16; 17; 18].

Федеральная норма о недопустимости возложения на учителей работы, не предусмотренной специальными перечнями, вступила в силу с 01 сентября 2022 года, однако, несмотря на закрепление на законодательном уровне недопустимости возложения на педагогов непрофильной для них нагрузки, на практике встречаются случаи обхода данной нормы и дополнительной загрузки учителей.

Тема образования в целом, а также воспитательной работы с детьми и молдежью была и остается в центре внимания республиканского парламента. За последние несколько лет Государственным Собранием - Курултаем - были приняты законы, закрепляющие право всех семей, независимо от уровня дохода, на компенсацию платы за детские сады; приоритетное право семей отдавать младших детей в ту школу, где уже учатся старшие дети, независмо от места жительства; бесплатную выдачу наборов школьно-письменных принадлежностей первоклассникам из многодетных малообеспеченных семей. В тех случаях, когда накопившиеся проблемы в сфере образования невозможно решить на

уровне республиканского законодательства, парламент Башкортостана выходит с соответствующими инициативами в Государственную Думу, например, в настоящее время лоббируя поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Суть данных поправок заключается в следующем: Статьей 26 Конституции установлено право граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, а Статьей 14 Федерального закона «Об образовании» - право родителей на выбор языка образования их детей (специальные образовательные организации, классы, группы). Вместе с тем, федеральным законодательством предусмотрено закрепление школ за конкретными территориями муниципального района или города, а также норма, что в школах с родным нерусским языком обучения вправе обучаться дети всех национальностей. На практике реализация этих двух норм порождает правовую коллизию: в школе с родным нерусским языком обучения, созданной для реализации прав граждан на получение образования на конкретном родном языке, родители выбирают языком обучения и в качестве родного языка другие языки. В итоге дискредитируется сама идея создания школы с обучением на конкретном родном языке, возникает конфронтация между двумя частями родительского сообщества, а школа просто не может удовлетворить родительские запросы из-за отсутствия соответствующих кадров, поскольку комплектовалась учителями исходя из принципа обучения на конкретном родном языке. Для решения обозначенных проблем парламент Башкортостана предложил законодательно установить на федеральном уровне возможность не закреплять школы этнокультурной направленности за конкретными территориями района или города.

Другой приоритет парламента Башкортостана -защита детей от буллинга в школах: в республике решением этой занимались Министерство образ о в а н и я и науки, Госкомитет по молодежной полити ке, Уполномоченный по правам ребенка, муниципальные управления образования и другие структуры. Для комплексного решения этого вопроса в марте 2023 года Государственным Собранием - Курултаем была создана рабочая группа по вопросу профилактики случаев травли (буллинга) в детских коллективах, которая взяла на себя координирующую функцию. Наряду с депутатами, в состав рабочей группы вошли представители Агентства по печати и СМИ, Уфимского университета науки и технологий, Республиканского совета родителей, Республиканского ресурсного центра «Семья», центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, директора школ, представители научных кругов, судейского сообщества. Поскольку школы предпочитают «не выносить сор из избы» и стараются улаживать конфликты самостоятельно, не только широкая общественность, но зачастую и профильные органы государственной власти и местного самоуправления, курирующие вопросы образования и воспитания

_— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

детей, имеют довольно слабое представление о реальных масштабах проблемы. Ситуация усугубляется отсутствием в нормативной базе самого понятия «травля» (а понятийная определенность помогла бы отличать это явление от конфликта и принимать превентивные меры в детских коллективах вовремя еще на начальной стадии) и появлением, благодаря развитию социальных сетей нового явления - кибербуллинга [19] (прессинг через соцсети и после учебы, т.е. ребенок нигде не может чувствовать себя в безопасности).

Крайне важно в ходе воспитательной работы с детьми тесно взаимодействовать с родительским сообществом, доносить как до детей, так и до взрослых понимание того, что чат - это, по сути, общественное пространство, и формировать меры ответственности за нарушение правил поведения в нем, устраняя иллюзии анонимности и безнаказанности.

В целом за период деятельности парламентской рабочей группы количество обращений по проблеме буллинга в республике сократилось, однако, была отмечена проблема отсутствия у образовательных организаций единого стандарта работы со случаями буллинга, комплекса мер по психологическому восстановлению и социализации детей, подвергшихся травле, травлей в детском коллективе, верно сориентироваться и принимать адекватные ситуации меры. Кроме того, каждая школа должна иметь стратегию по профилактике и работе со школьной травлей, предполагающую постоянный социологический мониторинг социального климата в детском коллективе и распространенности травли, чтобы на его основе проводить обучение персонала школы мерам профилактики травли, информирования родителей и несовершеннолетних об ответственности за совершение правонарушений и о том, какие действия следует предпринять ребенку, ставшему жертвой буллинга.

Заключение.

Спектр проблем, с которыми сталкивается современная система школьного образования, широк, однако, совершенно очевидно, что ключевой фактор повышения ее эффективности и качества обучения и воспитания - личностный: роль учителя в образовательном процессе, т.е. отбор и подготовка кадров, регулярное повышение их квалификации, повышение престижа педагоги-

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

ческой профессии и всесторонняя поддержка учителей. Например, в Башкортостане за счет средств республики молодым учителям предоставляются гранты и проводятся конкурсы педагогического мастерства, выступающие эффективным социальным лифтом. Однако в целях повышения квалификации учителей необходимо активнее изучать передовой опыт других регионов, организовывать стажировки, наладить эффективный механизм наставничества для молодых специалистов. При этом важно учитывать мнение самих педагогов, проводя мониторинговые социологические опросы.

Решающую роль в вопросах повышения квалификации педагогов должен играть Институт развития образования Республики Башкортостан. Именно от качества компетенций педагогических кадров в первую очередь будет зависеть достижение тех ключевых целей в сфере образования, которые стоят перед российской школой сегодня, т.е. речь идет о непростой задаче подготовки и постоянной переподготовки педагогов, соответствующих высокой планке учителя XXI века [20; 21]. Это предполагает не только формирование у педагогов профессиональных компетенций высокого уровня, но и такие дополнительные требования к учителю, как умение правильно выстраивать коммуникации со школьниками и родительским сообществом, умение открыто общаться с учащимися, возвращать их из виртуального мира в реальность, координировать процессы их воспитания и самовоспитания, управлять процессом коммуникации детей в социальных сетях, своевременно и умело использовать иные технологические достижения, причем не только на уроках, но и во внерабочее время [22]. Все это очень непросто, поскольку в современном мире практически отсутствуют информационные барьеры, и если раньше учитель был основным источником знаний, то сегодня он не абсолютный носитель знаний, а эксперт [23], компетентный в разных отраслях и умеющий задать своим ученикам правильный вектор получения знаний, верный курс в огромном море информации.

От умения педагогического сообщества оперативно перестроиться, адаптироваться к тем новым требованиям, которые современный мир предъявляет к учителю, напрямую будет зависеть дальнейшая судьба системы образования, а, значит, перспективы республики и страны в целом.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Литература:

1. Горшков М.К. Российское общество в условиях кризисной реальности: внутренние и внешние факторы / М.К. Горшков // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2017. № 3.

2. Пономарева Е.Г. Вторая мировая война и проблема фальсификации ее истории в представлениях российской молодежи / Е.Г. Пономарева // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 2.

3. Осипов А.М. Какова общественная эффективность образования в России? / А.М. Осипов, Б. Наран // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2023. Т. 23. № 4.

4. Горшков М.К. Консолидация российского общества в условиях современных вызовов: историко-социологический и ценностно-мировоззренческий контексты / М.К. Горшков, И.О. Тюрина // Вестник РуДн. Серия: Социология. 2023. Т. 23. № 4.

5. Стратегия развития воспитания на период до 2025 года, утвержденная Правительством Российской Федерации 29.05.2015 г. № 996-р. URL : http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFny HlBitwN4gB.pdf

6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

7. Наумова Т.В. Риски социальной стратификации в условиях цифровизации общества / Т.В. Наумова, А.Г. Переслегин // Социально гуманитарные знания. 2022. № 6.

8. Nieminen H. The digital divide and beyond: What do we know of information and communications technology's long term social effects? Some uncomfortable questions / H. Nieminen // European Journal of Communication. 2016. Vol. 31. № 1.

9. Нарбут Н.П. Социальное самочувствие молодежи постсоциалистических стран (на примере России, Казахстана и Чехии): сравнительный анализ ценностных ориентаций (часть 1) / Н.П. Нарбут, И.В. Тро-цук // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. Т. 18. № 1.

10. Троцук И.В. Представления россиян о героях и героизме: устойчивые и изменчивые компоненты (по материалам опросов общественного мнения) / И.В. Троцук, М.В. Субботина // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2023. Т. 23. № 3.

11. Усков В.С. Развитие информационного общества в РФ: проблемы и перспективы / В.С. Усков // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2022. Т. 15. № 2.

12. Слизовский Д.Е. Интеллектуальные конкурсы школьников: основные задачи и социальное значение / Д.Е. Слизовский, М.Г. Иванова, Е.В. Мартыненко // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 1.

13. Щербина В.В. Вуз вне системы профессиональной подготовки специалистов как итог многолетних реформ российского высшего образования / В.В. Щербина, Е.П. Попова // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 3.

14. Гуров В.Н. Инновационная кластерная лаборатория как эффективный инструмент повышения качества образовательных систем на региональном и муниципальном уровнях / В.Н. Гуров, Р.Г. Мазитов, А.М. Рудаков // Инновации в образовании. 2016. № 1.

15. Гуров В.Н. Управление созданием эффективных образовательных комплексов на муниципальном уровне / В.Н. Гуров, Р.Р. Ишмухаметов // Динамика социальной трансформации российского общества: региональные аспекты. Тюмень, 2017.

16. Барков С.А. Инновационная бюрократия в управлении высшим образованием / С.А. Барков, А.В. Мар-кеева, О.В. Гавриленко // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2024. Т. 24. № 1.

17. Осипов А.М. Бюропатология и бумажный прессинг в российском образовании / А.М. Осипов // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 4.

18. Егорышев С.А. Эмоциональное выгорание учителей как фактор снижения эффективности их профессиональной деятельности / С.А. Егорышев // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2023. Т. 23. № 1.

19. Кибербуллинг: масштаб проблемы в России. 2021. URL : https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/kiberbulling-masshtab-problemy-v-rossii

20. Зборовский Г.Е. Ресурсность научно-педагогического сообщества: административный и мобилизационный подходы к анализу / Г.Е. Зборовский, П.А. Амбарова // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2022. Т. 22. № 4.

21. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / Под ред. М.С. Добря-ковой, И.Д. Фрумина. М., 2020.

22. Ефанов А.А. Уровень цифровой грамотности школьника и педагога: компаративистский анализ / А.А. Ефанов, М.А. Буданова, Е.Н. Юдина // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 2.

23. Trotsuk I.V. All power to the experts? Contradictions of the information society as both depending on and devaluating expertise / I.V. Trotsuk // Sociological Review. 2021. Vol. 20. № 1.

References:

1. Gorshkov M.K. Russian society in the context of crisis realities: Internal and external factors / M.K. Gorshkov // Journal of the Belorussian State University. 2017. № 3.

2. Ponomareva E.G. The World War II and its falsification in the Russian youth representations / E.G. Ponoma-reva // RUDN Journal of Sociology. 2020. Vol. 20. № 2.

3. Osipov A.M. What is the social efficiency of education in Russia? / A.M. Osipov, B. Naran // RUDN Journal of Sociology. 2023. Vol. 23. № 4.

4. Gorshkov M.K. Consolidation of the Russian society under contemporary challenges: Social-historical and value contexts / M.K. Gorshkov, I.O. Tyurina // RUDN Journal of Sociology. 2023. Vol. 23. № 4.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

5. Strategy for the Development of Education Until 2025 as approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015 № 996-r. URL : http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5 Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Castells M. The Information Age: Economics, Society and Culture. M., 2000.

7. Naumova T.V. Risks of social stratification under digitalization of society / T.V. Naumova, A.G. Pereslegin // Social-Humanitarian Knowledge. 2022. № 6.

8. Nieminen H. The digital divide and beyond: What do we know of information and communications technology's long term social effects? Some uncomfortable questions / H. Nieminen // European Journal of Communication. 2016. Vol. 31. № 1.

9. Narbut N.P. The social well-being of the post-socialist countries' youth (on the example of Russia, Kazakhstan and Czech Republic): Comparative analysis of value orientations (Part 1) / N.P. Narbut, I.V. Trotsuk // RUDN Journal of Sociology. 2018. Vol. 18. № 1.

10. Trotsuk I.V. Russians' ideas of heroes and heroism: Stable and changing components (based on the public opinion polls) / I.V. Trotsuk, M.V. Subbotina // RUDN Journal of Sociology. 2023. Vol. 23. № 3.

11. Uskov V.S. Development of the information society in the Russian Federation: Problems and prospects / V.S. Uskov // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2022. Vol. 15. № 2.

12. Slizovskiy D.E. Intellectual competitions for schoolchildren: Main tasks and social significance / D.E. Slizov-skiy, M.G. Ivanova, E.V. Martynenko // RUDN Journal of Sociology. 2020. Vol. 20. № 1.

13. Shcherbina V.V. University outside the system of professional training as a result of many years of reforms in the Russian higher education / V.V. Shcherbina, E.P. Popova // RUDN Journal of Sociology. 2020. Vol. 20. № 3.

14. Gurov V.N. Management of the creation of effective educational complexes at the municipal level / V.N. Gurov, R.R. Ishmukhametov // Dynamics of the Social Transformation of the Russian Society: Regional Aspects. Tyumen, 2017.

15. Gurov V.N. Innovative cluster lab as an effective form to improve the quality of educational systems at the regional and municipal levels / V.N. Gurov, R.G. Mazitov, A.M. Rudakov // Innovations in Education. 2016. № 1.

16. Barkov S.A. Innovation bureaucracy in the higher education management / S.A. Barkov, A.V. Markeeva, O.V. Gavrilenko // RUDN Journal of Sociology. 2024. Vol. 24. № 1.

17. Osipov A.M. Bureaupathology and paper pressing in the Russian education / A.M. Osipov // RUDN Journal of Sociology. 2020. Vol. 20. № 4.

18. Egoryshev S.V. Emotional burnout of teachers as a factor of their professional inefficiency / S.V. Egoryshev // RUDN Journal of Sociology. 2023. Vol. 23. № 1.

19. Cyberbullying: The scale of the problem in Russia. 2021. URL : https://wciom.ru/analytical-reviews/analitich eskii-obzor/kiberbulling-masshtab-problemy-v-rossii

20. Zborovsky G.E. Resources of the research-pedagogical community: Administrative and mobilization approaches / G.E. Zborovsky, P.A. Ambarova // RUDN Journal of Sociology. 2022. Vol. 22. № 4.

21. Universal Competencies and New Literacy: From Slogans to Reality / Ed. by M.S. Dobryakova, I.D. Frumin. M., 2020.

22. Yefanov A.A. Digital literacy of schoolchildren and teachers: a comparative analysis / A.A. Yefanov, M.A. Bu-danova, E.N. Yudina // RUDN Journal of Sociology. 2020. Vol. 20. № 2.

23. Trotsuk I.V. All power to the experts? Contradictions of the information society as both depending on and devaluating expertise / I.V. Trotsuk // Sociological Review. 2021. Vol. 20. № 1.

Информация об авторе

Ишмухаметов Ринат Руфатович

кандидат социологических наук, независимый исследователь, г. Уфа

[email protected]

Rinat R. Ishmukhametov

Candidate of Sociological Sciences, Independent Researcher, city of Ufa [email protected]

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 18.12.2024. Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 12.01.2025. Принята к публикации / Accepted for publication 20.01.2025. Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.