Научная статья на тему 'Инновационная деятельность в образовательном комплексе сельского муниципалитета в контексте повышения качества'

Инновационная деятельность в образовательном комплексе сельского муниципалитета в контексте повышения качества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MUNICIPAL AREA / THE QUALITY OF EDUCATION / EDUCATIONAL COMPLEX / PEDAGOGICAL INNOVATION CLUSTER LAB / AN INNOVATIVE SCHOOL / A UNIFIED EDUCATIONAL SPACE OF THE MUNICIPALITY / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИОННАЯ КЛАСТЕРНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА / ЕДИНОЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО МУНИЦИПАЛИТЕТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуров Валерий Николаевич, Мазитов Рамиль Гиниятович, Гурова Елена Валерьевна, Каримов Фанис Фанусович

: в статье авторы на примере сельского муниципалитета показывают возможности инновационной деятельности в повышении качества образовательного комплекса. Подчеркивается особая роль в этом процессе педагогической инновационной кластерной лаборатории, определяются наиболее эффективные направления деятельности педагогической лаборатории в повышении качества образовательного комплекса сельского муниципалитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуров Валерий Николаевич, Мазитов Рамиль Гиниятович, Гурова Елена Валерьевна, Каримов Фанис Фанусович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation educational complex in a rural municipality in the context of improving the quality

In this article the authors on the example of the rural municipality show the possibilities of innovation in improving the quality of its educational complex. A special role in this process of pedagogical innovation cluster lab, we identify the most effective areas of cluster activities for the educational complex in the rural municipality.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность в образовательном комплексе сельского муниципалитета в контексте повышения качества»

Section 6. Pedagogy

Gurov Valery Nikolaevich, Professor, doctor of pedagogical Sciences, honored worker of higher professional education of Russia, laureate of Government prize of the Russian Federation in the field of education, head of Department of the theory and practice of education management, Institute of education development of the Republic of Bashkortostan

E-mail: [email protected] Mazitov Ramil Giniyatovich, assistant professor of theory and practice of education, candidate of political sciences, the rector of the Institute of Education of the Republic of Bashkortostan Gurova Elena Valeryevna, docent, docent department of the theory and methodology of primary education, Bashkir state pedagogical University. M. Akmulla, candidate of pedagogical Sciences Karimov Fanis Fanusovich, senior lecturer of the Department of theory and practice of education management, Institute of education development of the Republic of Bashkortostan

Innovation educational complex in a rural municipality in the context of improving the quality

Abstract: in this article the authors on the example of the rural municipality show the possibilities of innovation in improving the quality of its educational complex. A special role in this process of pedagogical innovation cluster lab, we identify the most effective areas of cluster activities for the educational complex in the rural municipality.

Keywords: municipal area, the quality of education, educational complex, pedagogical innovation cluster lab, an innovative school, a unified educational space of the municipality.

Гуров Валерий Николаевич, профессор, доктор педагогических наук, почетный работник высшего профессионального образования РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования, заведующий кафедрой теории и практики управления образованием института развития образования Республики Башкортостан

E-mail: [email protected] Мазитов Рамиль Гиниятович, доцент кафедры теории и практики управления образованием, кандидат политических наук, ректор института развития образования Республики Башкортостан

Гурова Елена Валерьевна, доцент, доцент кафедры теории и методики начального образования Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы, кандидат педагогических наук

Бес^оп 6. Рес1адоду

Каримов Фанис Фанусович, старший преподаватель кафедры теории и практики управления образованием института развития образования Республики Башкортостан

Инновационная деятельность в образовательном комплексе сельского муниципалитета в контексте повышения качества

Аннотация: в статье авторы на примере сельского муниципалитета показывают возможности инновационной деятельности в повышении качества образовательного комплекса. Подчеркивается особая роль в этом процессе педагогической инновационной кластерной лаборатории, определяются наиболее эффективные направления деятельности педагогической лаборатории в повышении качества образовательного комплекса сельского муниципалитета.

Ключевые слова: муниципальный район, качество образования, образовательный комплекс, педагогическая инновационная кластерная лаборатория, инновационная школа, единое воспитательно-образовательное пространство муниципалитета.

Бурзянский район (башк. Берйэн районы) — административно-территориальная единица и муниципальный район в составе Республики Башкортостан [2].

Административный центр — село Старосубхангулово находится в 340 км. от Уфы. В районе 35 сельских населённых пункта, среди которых наиболее значительны по количеству жителей Старосубхангулово и Байназарово [2].

В районе функционируют: 6 средних общеобразовательных школ с 17 филиалами, в том числе 16 основных школ и 1 начальная школа; 1 основная общеобразовательная школа; 5 начальных общеобразовательных школ (малокомплектных); 6 начальных школ - детских садов; 16 дошкольных образовательных учреждений и 8 дошкольных групп на базе школ; 2 учреждения дополнительного образования детей.

1. Характеристика состояния школьного образования

В общеобразовательных школах обучались 2 819 учащихся. Охват обучающихся 10-11-х классов профильным обучением составляет 56,4 %, успеваемость — 99 %, качество — 51 %.

Для обеспечения равного доступа к качественному образованию организован подвоз 313 обучающихся из 28 населенных пунктов 22 школьными автобусами.

Доля обучающихся 10-11 классов, охваченных профильным обучением составляет 71,9 % (8 место среди районов и городских округов).

Доля обучающихся, охваченных изучением и обучением на родных языках составляет 98,99 % (1 место по республике).

2. Характеристика состояния дошкольного образования

В детских садах воспитываются 1358 детей, что составляет 62,8 % от общего количества. С целью повышения охвата детей дошкольным образованием учебном году открыт детский сад в с. Старосубхангулово на 150 мест, дошкольная группа Новоусмановского филиала МОБУ СОШ с. Старосубхангулово на 14 мест. В дошкольных

образовательных учреждениях района работают 68 воспитателей, 11 музыкальных руководителей, 2 психолога, 2 логопеда, 2 физинструктора и 20 заведующих ДОО. 32 % из них имеют среднее специальное, 58 % — высшее педагогическое образование, 10 % обучаются в ВУЗах.

3. Дополнительное образование детей

Функционируют 2 учреждения дополнительного образования детей: «Дом пионеров и школьников», «Детско-юношеская спортивная школа».

На базе детско-юношеской спортивной школы работают секции по 7 видам спорта (национальная борьба, гиревой спорт, волейбол, хоккей, лыжная гонка, полиатлон и легкая атлетика) с охватом 300 учащихся под руководством 4 штатных тренеров-преподавателей и 1 совместителя.

«Дом пионеров и школьников» работает по направлениям: художественно-эстетическая, туристско-краевед-ческая, культурологическая, гражданско-патриотическая и физкультурно-спортивная.

4. Общая характеристика педагогических кадров

В районе 83 % педагогических работников имеют высшее образование, 20 % высшую категорию.

Вместе с тем, район в рейтинге образовательных комплексов Башкортостана занимает в 2015 году 70-е место.

В этой связи перед руководством муниципального района встала задача — каким образом можно достаточно быстро повысить качество работы образовательного комплекса? Одним из эффективных инструментов решения обозначенной проблемы стало создание педагогической инновационной кластерной лаборатории. При этом мы исходили при ее создании из следующих пониманий.

Первое: в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статье 2 п. 29 сказано, что «качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или

юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [1].

Второе. Педагогическая кластерная инновационная лаборатория в нашем понимании — это одна из форм повышения качества функционирования какого-либо образовательного субъекта на основе вычленения главенствующих компонентов, внесение изменений в функционирование этих компонентов и — в целом — качественное, более высокого уровня его деятельность в образовательной сфере [3].

В контексте вышесказанного в муниципалитете на основании распоряжения главы была открыта в октябре 2015 года педагогическая инновационная кластерная с 2-мя направлениями деятельности:

- создание и развитие на базе образовательных организаций инновационных школ;

- создание единого воспитательно-образовательного пространства в муниципалитете.

Рассмотрим вкратце направления деятельности:

1. Создание инновационной школы в современных условиях является одной из стратегических задач страны. В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в статье 20 п. 1 говорится, что «... Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования» [1].

Инновационные направления деятельности школы, в нашем понимании — это целенаправленная модернизация структуры и содержания образования, использование новых форм и методов обучения, новых педагогических технологий [6].

В основу проводимой нами работы по проектированию и реализации модели инновационной школы в муниципалитете была положена гипотеза, согласно которой организационно-содержательная модель современной инновационной школы будет эффективной, если:

- в организационно-содержательную деятельность школы включена общественность и реализуется принципы государственно-общественного управления с включением государственно-частного партнерства;

- реализация образовательных программ в школе осуществляется на широком использовании электронного бучения с ИКТ-технологиями, в результате чего создается цифровая образовательная среда и реализуются принципы смешанного обучения;

- создается широкое поле социальных практик на основе взаимодействия и сотрудничества

субъектов воспитательного процесса и социальных институтов;

- школьная методическая служба как субъект образовательного процесса активно включается в разработку и внедрение новых образовательных программ и технологий обучения.

2. Актуальность создания единого образовательно-воспитательного пространства прописана в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [1]. В статье № 3 пункт 1 данного закона, говорится «Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: ... 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; 4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства».

Целью настоящего проекта является обучение и воспитание личности, способной к самообразованию и самоопределению, обладающий высокой нравственностью и гуманистическим мировоззрением, с активной гражданской позицией, с развитой способностью к творчеству и с развитым толерантным мировоззрением.

Достижение цели связано с реализацией следующих задач:

- изучение интересов, ценностных ориентаций обучающихся как основы планирования создания единого образовательно-воспитательного пространства района;

- развитие клубной научной деятельности в молодежной среде;

- обеспечение условий для усвоения материальной культуры и духовных ценностей, накопленных человечеством, российским обществом и народами Республики Башкортостан.

Педагогические условия реализации проекта следующие:

1. Исследование потенциала образовательных организаций в создании единого образовательно-воспитательного пространства района;

2. Диагностика и моделирование содержания образовательно-воспитательного процесса;

3. Развитие и укрепление материальных и кадровых ресурсов.

На диагностическом этапе научно-исследовательской работы планируется проведение:

- изучение передового педагогического опыта воспитательной деятельности, накопленный по каждому из указанных направлений;

Section 6. Pedagogy

- определение эффективности традиционных и нетрадиционных форм воспитательной деятельности образовательных организаций в области формирования социально значимых качеств конкурентоспособной личности;

- определение взаимообусловленности направления воспитательной работы, соответствующего отдельному социально значимому качеству конкурентоспособной личности, и доминирования определенной системы воспитания (внутренней образовательной среды, внешней образовательной среды, семьи), занимающей в этом направлении главенствующее место;

- изучение исходных условий, благодаря которым все перечисленные типы систем воспитания достигают поставленной цели (сформированности социально значимых качеств конкурентоспособной личности, взаимодополнения и взаимоусиления друг друга).

На втором этапе научно-исследовательской работы (период формирующего эксперимента) планируется:

- внедрение модели примерного содержания, форм и методов по отдельным направлениям воспитательной работы, способствующих формированию социально значимых качеств конкурентоспособной личности;

- разработка примерного объема и содержания философско-мировоззренческой подготовки обучающихся;

- разработка примерного объема и перспективного содержания воспитания положительного отношения к труду как ценности жизни, воспитание социально значимой целеустремленности, ответственности в деловых отношениях;

- разработка примерного объема и перспективного содержания собственно процесса развития внутренней свободы, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, способности и готовности к рефлексии;

- разработка примерного объема и перспективного содержания воспитания уважения к закону, нормам коллективной жизни;

- разработка примерного объема и перспективного содержания приобщения учащихся (воспитанников) образовательных организаций к системе культурных ценностей района.

На сегодняшний день сотрудниками лаборатории проведены следующие работы.

1. Проведена диагностика.

Проведенное анкетирование готовности педагогических коллективов к применению современных образовательных технологий (а значит — к инновационной деятельности) дало следующие результаты. Анкетировано 167 педагогов 7 образовательных организаций. Обобщенные выводы.

1.1. Уровень профессиональной готовности учителей к применению современных образовательных

технологий (что является несомненным атрибутом инновационной деятельности) составила 26,4 % от общего числа анкетированных.

1.2. Наиболее неподготовленными к применению образовательных технологий учителя называют следующие области:

а) в методах обучения — проблемное обучение, опережающее обучение, модульное обучение, педагогическое сотрудничество (готовность ~ 16-25 %);

б) в методах педагогических экспериментов (готовность ~ 17-22 %);

с) в анализе (психолого-педагогический анализ урока ~ 35-40 %).

2. Разработаны инновационные проекты: «Методология и теория инновационной деятельности лаборатории на базе района» (В. Н. Гуров, Н. А. Иванцова); «Инновационный проект: Создание единого образовательно-воспитательного пространства района» (В. Н. Гуров, К. Ж. Давлетова).

3. Подготовлен и издан сборник «Педагогический менеджмент в развитии образовательного комплекса (Бурзянский район, Башкортостан)» включающий приказ об открытии лаборатории; постановление главы; календарный план работы лаборатории «Педагогический менеджмент в развитии образовательных комплексов муниципального района Бурзянский район»; персональный состав лаборатории; список образовательных организаций, которые являются базовыми инновационными площадками лаборатории; социальные паспорта площадок; раздел: научные и практические материалы и раздел: публикации научных педагогических работников, аспирантов и соискателей.

4. Исходя из полученных данных по проведенной диагностике начата работа по совершенствованию профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций и учителей ИКТ, физики и математики (задействована кафедра ИРО — Кафедра физики, математики и информатики). Проведены курсы с охватом — 48 учителей физики, математики и информатики.

5. Начата работа по обобщению опыта лучших руководителей и учителей района с дальнейшей публикацией его в сборнике «Инновационный опыт руководителей образовательных организаций и учителей Бурзянского района Башкортостана».

Одновременно в районе проводится работа по:

- укреплению материально-технической базы образовательных организаций.

- улучшению доступности дошкольного образования;

- созданию в образовательных организациях комфортных условий для обучения и воспитания детей, детей, с ограниченными возможностями здоровья;

- открытию дошкольных групп на базе школ;

- совершенствованию содержания дополнительного образования детей.

Features of the social workers professional training to work with migrants in the first cycle programmes in Swedish universities

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года)//[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc; base=LAW; n=165984 (Дата обращения: 22.03.2016).

2. Бурзянский район//[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Бурзянский_район (Дата обращения: 02.03.2016).

3. Гуров В. Н., Мазитов Р. Г., Рудаков А. М. Инновационная кластерная лаборатория как эффективная форма повышения качества образовательных комплексов на региональном и муниципальном уровнях//Инновации в образовании. - 2016. - № 1.

4. Гуров В. Н., Иванцова Н. А., Мазитов Р. Г. Современная инновационная школа в мегагороде: проектирование и реализация модели: Монография. - Уфа: Издательство ИРО РБ, 2016. - 170 с.

5. Гуров В. Н., Иванцова Н. А. Современная инновационная школа в мегагороде: проектирование и реализация модели/Образование: традиции и инновации. - 2016. - № 1. - С. 12-21.

6. Гуров В. Н., Иванцова Н. А. Методология и теория инновационной деятельности лаборатории на базе райо-на//Педагогический менеджмент в развитии образовательного комплекса (Бурзянский район, Башкортостан). Методологические и методические разработки, научные и практические материалы. - Вып. 1/Общ. Ред. В. Н. Гурова. - Уфа, 2016. - С. 28.

7. Гуров В. Н., Иванцова Н. А. Школьная методическая служба в контексте создания и реализации модели современной инновационной школы//Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. Scientific journal. - 2015 (November - December). - № 11-12. - P. 31-36.

8. Гуров В. Н., Мазитов Р. Г., Рудаков А. М. Инновационная кластерная лаборатория как эффективная форма повышения качества образовательных комплексов на региональном и муниципальном уровнях/ZHarward Journal of Fundamental and Applied Studies. - 2015(january -June). - No. 1(7), Volume VIII. - "Harward University Press'', 2015. - P. 418-427.

Kovalova Anastasiia Sergeevna, National Academy Pedagogical Sciences of Ukraine, PhD student of Institute Pedagogical and Adult Education E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Features of the social workers professional training to work with migrants in the first cycle programmes in Swedish universities

Abstract: The article reveals the features of the social workers professional training in Sweden. It analyses study programs and program syllabuses in order to identify the components that contribute to the training of specialists in social work working with migrants.

Keywords: professional training, social worker, migrants, training course, study program, program syllabus, multicultural aspect.

Ковалёва Анастасия Сергеевна, Национальная академия педагогических наук Украины, аспирант Института педагогического образования и образования взрослых

E-mail: [email protected]

Особенности профессиональной подготовки социальных работников к работе с мигрантами в рамках первого цикла обучения в университетах Швеции

Аннотация: в статье рассматриваются особенности профессиональной подготовки социальных работников в Швеции. Проводится анализ учебных планов с целью выявления компонентов, способствующих подготовки специалистов социальной сферы к работе с мигрантами.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, социальный работник, мигранты, учебный план, учебный курс, мультикультурный аспект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.