Научная статья на тему 'СЕРВИСЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В ПРОДВИЖЕНИИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ'

СЕРВИСЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В ПРОДВИЖЕНИИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая экономика / электронная коммерция / цифровая платформа / цифровые сервисы / высокотехнологичная продукция / digital economy / e-commerce / digital platform / digital services / high-tech products

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н П. Казаренкова, М А. Абрамов, Е А. Сайкова, Е В. Чурилов

Цифровые платформы и сервисы становятся одной из преобладающих форм взаимодействия производителей и потребителей в современных условиях социально-экономического развития. В этой связи, высокотехнологичная продукция выступает, с одной стороны, основой для обеспечения процессов функционирования сервисов электронной коммерции и развития цифровой экономики в целом, а с другой стороны, использует эти же каналы дистрибуции. В настоящее время растет актуальность исследования всех аспектов развития высокотехнологичного производства и инструментов реализации его результатов, так как именно эти отрасли являются индикатором зрелости цифровой экономики. Проведенное исследование опирается на объектно-предметную связь между уровнем развития высокотехнологичной продукции и цифровой трансформацией клиентских сервисов, что задает тренды и тенденции функционирования систем электронной коммерции. Целью исследования является обоснование целесообразности использования сервисов электронной коммерции в процессе реализации высокотехнологичной продукции. Полученные результаты позволяют сформировать современный механизм использования инструментов и сервисов электронной коммерции в цифровой трансформации и платформизации высокотехнологичного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-COMMERCE SERVICES IN PROMOTING HIGH-TECH PRODUCTS

Digital platforms and services are becoming one of the predominant forms of interaction between manufacturers and consumers in modern conditions of socio-economic development. In this regard, high-tech products are, on the one hand, the basis for ensuring the processes of funk-zoning of e-commerce services and the development of the digital economy as a whole, and on the other hand, they use the same distribution channels. Currently, the relevance of research on all aspects of the development of high-tech production and tools for the implementation of its results is growing, since it is these industries that are an indicator of the maturity of the digital economy. The study is based on the object-subject relationship between the level of development of high-tech products and the digital transformation of client services, which sets trends and trends in the functioning of e-commerce systems. The purpose of the study is to justify the feasibility of using e-commerce services in the process of selling high-tech products. The obtained results make it possible to form a modern mechanism for using e-commerce tools and services in digital transformation and platforming of high-tech production.

Текст научной работы на тему «СЕРВИСЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В ПРОДВИЖЕНИИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ»

тов по возрастным, экономическим признакам. Товары и услуги производятся для групп потребителей, которые могут определяться следующими признаками: пол, возраст, уровень достатка, уровень образования, жизненная позиция, хобби, круг интересов и другое. Целенаправленное изучение сегментов потребителей, будет главным для организации, поможет менеджменту организации точечно определить конечного потребителя своей продукции.

Следующим предложением в повышении конкурентоспособности организации необходимо отметить работу по анализу стратегии развития организации. Только четко определенная стратегия развития организации может, помочь правильно сформулировать задачи существования организации на рынке, понять области эффективности организации и ее проблемные зоны. Отметим анализ эффективности использования ресурсов организации и применение технологий нового управления ресурсами в организации. Ответственное расходование ресурсов поможет организации эффективно выстраивать систему распределения ресурсов, что повлияет на время выполнения заказов по производству товаров и услуг, поспособствует полному удовлетворению запросов потребителей.

В теории и практике существует большое разнообразие факторов повышения конкурентоспособности. Задача организации в условиях развития рыночных отношений - найти свою траекторию и способы повышения конкурентоспособности, используя весь собственный потенциал.

Источники:

1. Давлетгареев Н.Р., Давлетгареева Т.Б. Пути повышения конкурентоспособности предприятий // Проблемы управления рыночной экономикой: межрегиональный сборник научных трудов. - 2018. - №. 5. - С. 76-81.

2. Конышев И.С., Решетова Ю.П. Научные подходы к управлению конкурентоспособностью учреждения культуры // NOVAUM.RU. - 2018. - №. 12. - С. 61-64.

3. Сурат И. Л. Обеспечение конкурентоспособности в процессе управления предприятием // Вестник экспериментального образования. - 2018. - № 1. - С. 14.

4. Алексенко А.А., Лейсле Т.В. Управление конкурентоспособностью предприятия // Управление современной организацией: опыт, проблемы и перспективы. - 2017. - №. 1. - С. 88.

5. Мазитова А.Г. Способы повышения конкурентоспособности учреждений культуры/ А.Г. Мазитова // Аллея науки. - 2019. - №. 8. - С. 387-392.

6. Кузнецова Н.А., Ковалерова Л.А. Конкурентоспособность предприятий на современном этапе // Современные проблемы развития экономики и управления в регионе (в условиях цифровой трансформации). - 2018. - №. 4. - С. 312-316.

7. Безуглая Н.С., Чавыкина У.Г., Кондратьева Л.Н., Коротько Т.В., Веселова Н.Ю., Новиков В.С., Дианова В.А., Дмитриева А.В. Исследование прикладных аспектов управления организациями социально-культурной деятельности. - Краснодар: Изд-во «Ди-ректСайнс», 2022. - 262 с.

8. Клочко Е.Н., Коваленко Л.В. К вопросу о сущности этноэкономических основ в региональном развитии экономических систем // Управленческий учет. - 2020. - № 3. - С. 33-37.

9. Новиков В.С., Шершунова Н.В. Исследование инвестиционной привлекательности социально-экономической системы Краснодарского края // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 19. - С. 41-48.

10. Марусинина Е.Ю., Мушкетова Н.С., Новиков В.С., Арутюнова А.Е., Смирнова Е.В., Беляев Ю.М., Веселова Н.Ю., Бычкова Н.П., Горлова Е.А., Черненко Э.М., Коротько Т.В., Оганесян Т.Л. Стратегические направления социально-экономического и инновационного развития территорий современной России: теоретические основания и прикладные подходы реализации. Коллективная монография / Краснодар: Изд-во «ДиректСайнс», - 2021. - 180 с.

EDN: FGEYVY

Н.П. Казаренкова - к.э.н., доцент, доцент кафедры финансов и кредита, Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия, [email protected],

N.P. Kazarenkova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Department of Finance and Credit, Southwest State University, Kursk, Russia;

М.А. Абрамов - магистрант кафедры финансов и кредита, Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия, [email protected],

M.A. Abramov - undergraduate student of Department of Finance and Credit, Southwest State University, Kursk, Russia;

Е.А Сайкова - магистрант кафедры финансов и кредита, Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия, [email protected],

E.A. Saikova - undergraduate student of Department of Finance and Credit, Southwest State University, Kursk, Russia;

Е.В. Чурилов - магистрант кафедры финансов и кредита, Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия, [email protected],

E.V. Churilov - undergraduate student of Department of Finance and Credit, Southwest State University, Kursk, Russia.

СЕРВИСЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В ПРОДВИЖЕНИИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ E-COMMERCE SERVICES IN PROMOTING HIGH-TECH PRODUCTS

Аннотация. Цифровые платформы и сервисы становятся одной из преобладающих форм взаимодействия производителей и потребителей в современных условиях социально-экономического развития. В этой связи, высокотехнологичная продукция выступает, с одной стороны, основой для обеспечения процессов функционирования сервисов электронной коммерции и развития цифровой экономики в целом, а с другой стороны, использует эти же каналы дистрибуции. В настоящее время растет актуальность исследования всех аспектов развития высокотехнологичного производства и инструментов реализации его результатов, так как именно эти отрасли являются индикатором зрелости цифровой экономики. Проведенное исследование опирается на объектно-предметную связь между уровнем развития высокотехнологичной продукции и цифровой трансформацией клиентских сервисов, что задает тренды и тенденции функционирования систем электронной коммерции. Целью исследования является обоснование целесообразности использования сервисов электронной коммерции в процессе реализации высокотехнологичной продукции. Полученные результаты позволяют сформировать современный механизм использования инструментов и сервисов электронной коммерции в цифровой трансформации и платформизации высокотехнологичного производства.

Abstract. Digital platforms and services are becoming one of the predominant forms of interaction between manufacturers and consumers in modern conditions of socio-economic development. In this regard, high-tech products are, on the one hand, the basis for ensuring the processes of funk-zoning of e-commerce services and the development of the digital economy as a whole, and on the other hand, they use the same distribution channels. Currently, the relevance of research on all aspects of the development of high-tech production and tools for the implementation of its results

is growing, since it is these industries that are an indicator of the maturity of the digital economy. The study is based on the object-subject relationship between the level of development of high-tech products and the digital transformation of client services, which sets trends and trends in the functioning of e-commerce systems. The purpose of the study is to justify the feasibility of using e-commerce services in the process of selling high-tech products. The obtained results make it possible to form a modern mechanism for using e-commerce tools and services in digital transformation and platforming of high-tech production.

Ключевые слова: цифровая экономика, электронная коммерция, цифровая платформа, цифровые сервисы, высокотехнологичная продукция.

Keywords: digital economy, e-commerce, digital platform, digital services, high-tech products.

Цифровая трансформация экономических процессов, как в части производства, так и в части сбыта продукции, способствовала возникновению структурных сдвигов в уровне технологичности большинства отраслей народного хозяйства. Следует отметить, что до недавнего времени исследования в области отраслевой классификации не разделяли понятия высокотехнологичной и наукоемкой продукции. Однако, переход к четвертому технологическому укладу, преобразование клиентских предпочтений, а также качественно новый уровень развития информационно-коммуникационных технологий на всех стадиях производственно-сбытовых процессов способствуют разделению указанных понятий и позволяют выделить ключевые характеристики высокотехнологичной продукции. Понимание сущностных характеристик и базовых особенностей разработки, производства и продвижения высокотехнологичной продукции становится залогом эффективности развития цифровой экономики и лидерства страны в этом направлении.

Согласно уставленной Организацией экономического развития и сотрудничества классификации отраслей народного хозяйства, к отраслям с наиболее высоким уровнем технологичности можно отнести:

- фармацевтическую промышленность;

- производство офисного оборудования и вычислительной техники, в том числе систем связи, радио и телевидения;

- производство медицинской техники и технологий;

- аэрокосмическую промышленность.

В то же время, выделяют отрасли, потенциал которых позволяет им в ближайшем будущем повысить уровень технологичности производства:

- химическая промышленность;

- машиностроение;

- автомобильная промышленность;

- судостроение.

Вместе с тем, классификация отраслей народного хозяйства по принципу их наукоемкости демонстрирует несколько иную картину, включая следующие направления экономической деятельности [1]:

- транспортные услуги;

- связь и интернет;

- финансовые продукты и услуги;

- наука и образование;

- социальные услуги и здравоохранение;

- культурно-массовые и спортивные мероприятия, организация отдыха и развлечений.

В целом, основным критерием отнесения отрасли к высокотехнологичному производству являются параметры технической сложности, как его организации, так и выпускаемой продукции. Традиционно уровень технологичности производства оценивается через объем и долю вложений в НИОКР относительно к производимой добавленной стоимости [3].

В то же время, наукоемкие производства могут быть как высокотехнологичными, так и не входить в эту группу отраслей. Базовым критерием выделения наукоемкости отрасли является привлечение высококвалифицированного персонала с высоким уровнем образования и наличием научных компетенций и навыков, а также использование передовых научных достижений и/или производство инновационной продукции (оказание инновационных услуг).

Следует отметить, что объединяющим оба направления отраслевого развития экономики понятием является инновационное производство, инновационные продукты и услуги. По сути, они формируются на стыке высокотехнологичных и наукоемких отраслей, что существенно расширяет спектр вовлеченности отраслей национальной экономики в процесс инновационного развития [5]. В соответствии со статистической методологией Росстата, подобного деления инновационных видов развития в аналитике не наблюдается, а основным показателем уровня технологичности социально-экономических систем национальной экономики является уровень инновационной активности организаций [9]. Результатом повышения уровня инновационной активности российских организаций является как абсолютный, так и относительный прирост затрат на инновационную деятельность и объема произведенных инновационных товаров и услуг.

В связи с тем, что в условиях цифровой экономики именно высокотехнологичное и наукоемкое производство выступает драйвером экономического роста, достижение лидерства в инновационном развитии большинства отраслей народного хозяйства является приоритетной задачей национальной стратегии. На рисунке 1 отражена динамика уровня инновационной активности российских организаций, а также показателей, формирующих предпосылки для его наращивания.

12,8

10,8 ——- -»11

6,5 ____

5,7 --А 5,1

2,2 и -

2,3 2,1

- Уровень инновационной активности

- Доля инновационых продуктов/работ/услуг

-Доля затрат на инновационную деятельность

14

8

6

4

2

0

2020

2022

Рисунок 1 - Основные показатели инновационного развития российской экономики [4]

Анализ рассмотренных показателей отражает снижение темпов инновационного развития российской экономики во временном промежутке с 2018 года, что может быть связано с санкционным воздействием и ограничениями в доступе к импорту высокотехнологичной продукции. Среди факторов, определяющих возможности развития высокотехнологичных отраслей, можно также отметить [8]:

- наличие, состояние и уровень развития научно-технологической и инновационной инфраструктуры национальной экономики;

- наличие, состояние и уровень развития кадрового капитала и потенциала его наращивания, в том числе в части необходимых инновационной образовательной системе цифровых компетенций, умений и навыков;

- наличие и эффективная реализация национальных стратегий, концепций и программ инновационного развития, в том числе по отдельным отраслям национальной экономики;

- финансовый потенциал и дифференцированный поток источников финансирования инновационных направлений развития высокотехнологичных отраслей национальной экономики.

Вместе с тем, для активизации сбытовых процессов реализации высокотехнологичной продукции, в условиях цифровой экономики активно используются функциональные преимущества сервисов электронной коммерции. С одной стороны, на основе сервисов электронной коммерции осуществляется продвижение и сбыт высокотехнологичной продукции, а с другой стороны, она сама пользуется спросом в обеспечении разработки и внедрения сервисов электронной коммерции [2]. Так, активизация сервисов электронной коммерции с 2020 года способствовала развитию инновационных технологий в сфере организации сбыта, в том числе высокотехнологичной продукции:

1. Технология беспроцентной рассрочки (BNPL), которая позволяет дробить платежи через сервисы электронной коммерции в режиме бесшовной оплаты. Такая технология увеличивает средний чек маркетплей-сов без привлечения дополнительных инструментов оплаты и влияния на кредитную историю покупателя. Примером использования таких технологий «Долями» от Т-Банка (бывший Тинькофф), а также «Сплит» от Ян-декс.Маркета.

2. Блокчейн технологии предназначены для обеспечения прозрачности и безопасности осуществления транзакций в рамках сервисов электронной коммерции.

3. Искусственный интеллект (нейросеть) решает задачи развития системы маркетинга и сбыта в цифровых каналах реализации высокотехнологичной продукции. Использование искусственного интеллекта позволяет в автоматизированном режиме обрабатывать большие массивы информации, проводить опросы аудитории, собирать информацию о клиентских предпочтениях, генерировать тексты информационного и рекламного характера.

4. Цифровые экосистемы и суперсервисы объединяют цифровые каналы и инструменты электронной коммерции в единое цифровое пространство. Построение экосистем и суперсевисов способствует продвижению высокотехнологичной продукции через множество взаимосвязанных каналов, что приводит к максимизации финансового результата и наращиванию эффективности развития сервисов электронной коммерции.

5. Чат-боты и голосовые помощники в сервисах электронной коммерции позволяют минимизировать участие человека в процессах продвижения и сбыта продукции. Инструментами использования данных технологий являются преимущественно умные устройства: смартфоны, умные колонки, ноутбуки. Результатом использования чат-ботов и голосовых помощников в сервисах электронной коммерции является упрощение процесса поиска необходимых товаров по заданным характеристикам в соответствии с потребностями и запросами клиентов.

6. Виртуальная и дополненная реальность, формирующие метавселенную. В сервисах электронной коммерции используются достаточно активно, а цифровые профили (цифровые двойники) клиентов помогают более качественно подобрать необходимый товар, осуществить его примерку и на максимальном уровне реализовать принцип кастомизации предложения. Итогом использования технологий виртуальной и дополненной реальности является прирост конверсии и среднего чека покупок через цифровые платформы, а вовлечение потребителя в метавселенную цифровых сервисов привлекает клиентов в реальные компании и бренды.

7. Облачные технологии позволяют хранить большие массивы данных о потребителях, их предпочтениях

и результатах обратной связи. Использование клиентских параметров их облачных хранилищ позволяет сервисам электронной коммерции формировать и настраивать программы лояльности в соответствии с запросами потенциальных и реальных потребителей.

8. Платежные технологии и сервисы способствуют не только повышению уровня безопасности финансовых транзакций на платформах электронной коммерции, но и усиливают доступность покупок за счет многообразия способов оплаты: перевод с карты по реквизитам, системы бесконтактной оплаты, система быстрых платежей, оплата по QR-коду и т.п.

Сервисы электронной коммерции относятся к процессным инновациям, развитие которых стимулирует использование удаленных точек доступа к продуктам и услугам на основе внедрения цифровых технологий, прежде всего, информационного и сбытового характера [6]. На рисунке 2 отражена структура востребованности процессных инноваций в российских организациях.

Рисунок 2 - Структура востребованности процессных инноваций в российских организациях

(по итогам 2022 года), % [4]

Активизация развития сервисов электронной коммерции связана с множеством взаимосвязанных факторов, где помимо цифровой трансформации воздействие оказало стремление к достижению цифрового лидерства, а также необходимость преодоления последствий пандемии коронавируса и связанных с ней ограничений торговли. В результате воздействия указанных драйверов, с 2018 года наблюдается резкий прирост объемов продаж в сервисах электронной коммерции, в том числе растет доля высокотехнологичной продукции, реализованной через цифровые платформы (рисунок 3).

2018 2019 2020 2021 2022 2023

1 попа сервисов электронной коммерции в общем оъеме торговых операций 5,3 6,1 9,8 11,5 13,6 16,4

' попа высокотехнологичной продукции, реализованной через сервисы электронной коммерции 9,5 11,6 13,1 16,2 17,8 18,5

объем продаж в сервисах электронной коммерции (правая ось) 1657 2032 3221 3921 4986 6359

7000 6000 5000 4000 3000 с 2000 1000 0

Рисунок 3 - Параметры развития сервисов электронной коммерции и реализации высокотехнологичной продукции в условиях цифровой трансформации российской экономики

Помимо удаленного доступа к продуктам и услугам сервисы электронной коммерции расширяют географические границы реализации высокотехнологичной продукции, что способствует сокращению региональной асимметрии инновационного развития российской экономики. С 2022 года это фактор осложняется и частично нивелируется антироссийскими санкциями, прежде всего, блокировкой банковских карт международных платежных систем, что делает невозможным произвести оплату в зарубежных маркетплейсах картой, эмитированной российскими банками. Вместе с тем, именно высокотехнологичные товары пользовались спросом в сервисах электронной коммерции в части импортных операций. Доля трансграничной торговли в сервисах электронной коммерции до 2020 года составляла порядка 30 %, а в настоящее время сократилась до 3 %.

Однако потребность российской экономики в высокотехнологичной продукции способствует поиску и использованию новых инструментов преодоления технологических барьеров санкционного давления. Так, внедре-

ние схем параллельного импорта, а также допуск иностранных поставщиков на российские платформы электронной коммерции, позволило стабилизировать рынок высокотехнологичной продукции в части ее импорта и обеспечения спроса со стороны организаций и населения страны [7]. В целом, можно выделить следующие тенденции в развитии сервисов электронной коммерции в продвижении высокотехнологичной продукции:

- высокий потенциал российского рынка высокотехнологичной продукции, как с позиции спроса, так и с позиции предложения, а также востребованности инновационных продуктов и услуг в построении инфраструктуры цифровой экономики и достижения цифрового лидерства;

- востребованность каналов удаленного доступа среди потребителей высокотехнологичной продукции, высокие темпы роста торговли через цифровые платформы и сервисы;

- переориентация на азиатские рынки сбыта и закупок высокотехнологичной продукции, которые готовы к продолжению сотрудничества даже в условиях нестабильной экономической и геополитической обстановки;

- рост стоимости высокотехнологичной продукции на фоне увеличения стоимости логистики и усиления волатильности валютного курса национальной денежной единицы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, перспективы развития сервисов электронной торговли в условиях российской экономики, в том числе в части продвижения и реализации высокотехнологичной продукции, связаны с глобальной цифровой трансформацией процессов повышения эффективности продаж на основе формирования уникального (персонализированного) предложения для покупателя, а также создания стабильной и лояльной клиентской базы с привязкой к конкретной цифровой платформе и/или экосистеме. Решение задач дальнейшего развития сервисов электронной коммерции в параметрах цифровой экономики, затрагивает комплекс социально-экономических инновационных факторов, реализация которых возможна на основе сквозного проникновения новых технологий в сбытовые процессы. В этих условиях построение единой системы сбыта, основанной на инновационных технологиях и цифровых инструментах является залогом успеха в продвижении высокотехнологичной продукции и услуг.

Источники:

1. Колмыкова Т.С. Роль цифровых финансовых сервисов и технологий в развитии современной архитектуры экономического пространства / Т.С. Колмыкова, С.В. Клыкова // Регион: системы, экономика, управление. 2021. № 2 (53). С. 11-17.

2. Мерзлякова Е.А. Основные тенденции и перспективные направления развития электронной коммерции в России / Е.А. Мерзлякова, Е.В. Бридский // ЦИТИСЭ. 2021. № 2 (28). С. 510-522.

3. Мерзлякова Е.А. Особенности развития наукоемких и высокотехнологичных производств / Е.А. Мерзлякова, В.Ю. Сергеева, Н.Ю. Макаров // Вестник СКФУ. 2021. 4. С. 94-103.

4. Наука. Технологии. Инновации: 2024: краткий статистический сборник / В.В. Власова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский и др. М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. 104 с.

5. Обухова А.С. Управление инновационной цифровизацией промышленности в условиях трансформации экономики / А.С. Обухова, О.В. Беляева, А.Ю. Ершов // Вестник Академии знаний. 2022. № 48 (1). С. 233-239.

6. Романцова П.С. Маркетплейсы как главный тренд электронной коммерции / П.С. Романцова, С.А. Шахватова, Е.С. Маркова // Инновационная экономика и право. 2022. №4 (23). С. 80-87.

7. Цифровая трансформация архитектуры экономического пространства: экосистемный подход / О.В. Асеев, Е.С. Беляева, О.В. Беляева и др. Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2023. 227 с.

8. Ширяева Г.Ф. Проблемы и перспективы развития электронной коммерции в России в условиях цифровизации / Г.Ф. Ширяева, А.Р. Ширяева // Вестник евразийской науки. 2023. № 6. URL: https://esj.today/PDF/47ECVN623.pdf DOI: 10.15862/47ECVN623.

9. Belyaeva E. Main trends of factoring market development at present economic conditions / E. Belyaeva, T. Svetovtseva // Економiчний часопис-XXI. 2016. Т. 157. № 3-4-1. С. 65-67.

EDN: EWFXGX

А.К. Календарь - аспирант, факультет экономики и управления, Московская международная академия, Москва, Россия, [email protected],

A.K. Calendar - Postgraduate student, Faculty of Economics and Management, Moscow International Academy, Moscow, Russia.

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ

FEATURES OF DEVELOPING THE ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES IN THE FIELD OF ELECTRONIC WHOLESALE TRADE

Аннотация. Статья посвящена исследованию вопросов разработки организационно-экономического механизма развития субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в сфере электронной оптовой торговли в условиях цифровой трансформации экономики. В работе подчеркивается, что высокая динамика внешней среды и необходимость адаптации к новым формам функционирования требуют разработки специфических механизмов, учитывающих особенности развития МСП и реалии изменчивого рынка интернет-торговли. На основе анализа научной литературы по теме исследования выявляются и характеризуются ключевые ресурсы развития МСП в сфере электронной оптовой торговли: цифровые технологии, инновации и человеческий капитал, которые закладываются в качестве фундамента разработки организационно-экономического механизма. Особое внимание уделяется необходимости внедрения передовых цифровых решений, развития инновационного маркетинга и формирования цифровых компетенций персонала как ответвлений совершенствования ресурсов в условиях цифровой парадигмы экономического роста. Представлена и обоснована структура организационно-экономического механизма, в котором выделяются ключевые ресурсы развития, типовые направления совершенствования и методика оценки эффективности развития субъектов МСП в сфере электронной оптовой торговли. Подчеркивается значимость разработки системы показателей эффективности для оценки результативности механизма и его влияния на развитие предприятий, с учетом показателей отрасли и взвешивания. По итогам исследования делается вывод о том, что разработка и внедрение эффективного организационно-экономического механизма является необходимым условием успешного развития МСП в сфере электронной оптовой торговли в современных условиях, что позволит компаниям повысить свою конкурентоспособность, эффективность и адаптироваться к динамично меняющейся цифровой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.