Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ СЕГМЕНТА E-COMMERCE'

СПЕЦИФИКА ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ СЕГМЕНТА E-COMMERCE Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая трансформация / электронная торговля / электронные торговые площадки / digital transformation / e-commerce / e-commerce platforms

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д А. Чернышов, А Ю. Анисимов

В статье представлен анализ текущих тенденций цифровой трансформации в целом в экономике, а также в отношении организаций сегмента электронной торговли. Для иллюстрации такого анализа используется в настоящее время ряд показателей, которые и были рассмотрены в статье. Было проиллюстрировано отличие традиционного подхода от инновационного, сформированного под влиянием системных трансформаций, касающихся глобальной цифровизации. Целью статьи является анализ инструментов и методов исследования специфики цифровой трансформации, особенно актуальный для организаций сегмента электронной торговли. В статье представлены возможности использования цифровых ресурсов, получения дополнительного конкурентного преимущества. В материалах статьи представлены данные об актуальных проблемах цифровой трансформации в сегменте электронной торговли. Представлен спектр подходов к исследованию феномена цифровой трансформации, приведены аспекты цифровой трансформации. Было показано, что цифровая трансформация оказывает значительное влияние на регулирование электронной коммерции. В рамках этого воздействия было акцентировано несколько направлений методологической трансформации подходов к оценке и анализу показателей и критериев, характеризующих эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF E-COMMERCE SEGMENT ORGANIZATIONS

The article presents an analysis of current tendencies of digital transformation in the whole economy, as well as in relation to the organizations of the e-commerce segment. A number of indicators are currently being used to illustrate this analysis, which has been discussed in the article. It was illustrated that the traditional approach differs from the innovative one shaped by the systemic transformations of global digitization. The article is aimed at analyzing the tools and methods of studying the specificity of digital transformation, which is especially relevant for the organizations of the e-commerce segment. The article presents the possibilities of using digital resources, obtaining an additional competitive advantage. The article presents data on actual problems of digital transformation in the segment of electronic commerce. A range of approaches to the study of the phenomenon of digital transformation is presented, aspects of digital transformation are given. It has been shown that digital transformation has a significant impact on e-commerce regulation. Within the framework of this impact, several directions of methodological transformation of approaches to assessment and analysis of indicators and criteria of effectiveness were emphasized.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ СЕГМЕНТА E-COMMERCE»

EDN: YGGDON

Д.А. Чернышов - аспирант, кафедра предпринимательства и конкуренции, факультет бизнеса, Университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected],

D.A. Chernyshov - phd student, Department of Entrepreneurship and Competition, Faculty of Business, Synergy University, Moscow, Russia;

А.Ю. Анисимов - кэ.н., доцент, заместитель директора по учебно-методической работе факультета Информационных технологий, доцент кафедры Информационного менеджмента и информационно-коммуникационных технологий им Профессора В.В. Дика, Университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected],

A.Yu. Anisimov - candidate of economic sciences, assistant professor, Deputy Director for Educational and Methodological Work of the Faculty of Information Technologies, Assistant Professor of the Department of Information Management and Information and Communication Technologies named after. Professor V.V. Dick, Synergy University, Moscow, Russia.

СПЕЦИФИКА ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ СЕГМЕНТА E-COMMERCE SPECIFICS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF E-COMMERCE SEGMENT ORGANIZATIONS

Аннотация. В статье представлен анализ текущих тенденций цифровой трансформации в целом в экономике, а также в отношении организаций сегмента электронной торговли. Для иллюстрации такого анализа используется в настоящее время ряд показателей, которые и были рассмотрены в статье. Было проиллюстрировано отличие традиционного подхода от инновационного, сформированного под влиянием системных трансформаций, касающихся глобальной цифровизации. Целью статьи является анализ инструментов и методов исследования специфики цифровой трансформации, особенно актуальный для организаций сегмента электронной торговли. В статье представлены возможности использования цифровых ресурсов, получения дополнительного конкурентного преимущества. В материалах статьи представлены данные об актуальных проблемах цифровой трансформации в сегменте электронной торговли. Представлен спектр подходов к исследованию феномена цифровой трансформации, приведены аспекты цифровой трансформации. Было показано, что цифровая трансформация оказывает значительное влияние на регулирование электронной коммерции. В рамках этого воздействия было акцентировано несколько направлений методологической трансформации подходов к оценке и анализу показателей и критериев, характеризующих эффективность.

Abstract. The article presents an analysis of current tendencies of digital transformation in the whole economy, as well as in relation to the organizations of the e-commerce segment. A number of indicators are currently being used to illustrate this analysis, which has been discussed in the article. It was illustrated that the traditional approach differs from the innovative one shaped by the systemic transformations of global digitization. The article is aimed at analyzing the tools and methods of studying the specificity of digital transformation, which is especially relevant for the organizations of the e-commerce segment. The article presents the possibilities of using digital resources, obtaining an additional competitive advantage. The article presents data on actual problems of digital transformation in the segment of electronic commerce. A range of approaches to the study of the phenomenon of digital transformation is presented, aspects of digital transformation are given. It has been shown that digital transformation has a significant impact on e-commerce regulation. Within the framework of this impact, several directions of methodological transformation of approaches to assessment and analysis of indicators and criteria of effectiveness were emphasized.

Ключевые слова: цифровая трансформация, электронная торговля, электронные торговые площадки.

Keywords: digital transformation, e-commerce, e-commerce platforms.

Введение

Современный мир коренным образом меняется. Особенно быстро это происходит в сфере информационных и коммуникационных технологий. В этом сценарии быстрое развитие цифровых технологий с новыми инновационными функциями трансформирует конкурентную среду, изменяя общие бизнес-стратегии, структуры и процедуры. Например, в сетевой экономике многие организации становятся меньшими по масштабу. Инновационные цифровые технологии, такие как социальные сети, большие данные, мобильные и облачные решения, порождают новые методы сотрудничества, использование ресурсов, проектирование продуктов / услуг, разработку и развертывание на основе открытых стандартов и общих технологий. Они, в свою очередь, влияют на деловую активность, создавая возможности для трудоустройства [1].

Цифровая трансформация организаций электронной торговли представляет собой динамичный процесс, реализуемый в соответствии с особенностями отрасли в современных условиях. Стремительные изменения условий и рынков, инновационное развитие предприятий и конкуренция среди производителей с учетом возможностей масштабирования на рынке электронных торговых площадок делают возможной реализацию цифровых стратегий, адаптацию к переменам, как производителей, так и потребителей. Особенности цифровой трансформации в отрасли электронной торговли оказывают влияние на выбор категории бизнес-модели, организацию и реализацию бизнес-процессов, взаимодействие с клиентами и многие другие параметры [2]. Электронная торговля представляет собой динамичную и конкурентную область, изменяющуюся под влиянием инноваций и потребительских предпочтений. В сегменте представлен спектр товаров и услуг, предлагаемых через интернет, включая товары повседневного спроса, электронику, моду, услуги развлечений, путешествия, и многие другие [3].

Формат электронной торговли обеспечивает доступность и удобство для потребителей. Пользователи могут совершать покупки из любой точки мира с использованием смартфонов и пр. Еще более доступной для потребителей делает данный формат электронная платежная система, обеспечивающая безопасные транзакции [4].

Вместе с тем, конкуренция в сегменте электронной торговли гораздо больше, чем в других отраслях. В связи с этим необходимо обращать внимание на постоянное совершенствование стратегий маркетинга, повышение лояльности клиентов. Это, в свою очередь, требует от организаций развиваться в инновационном ключе, создавать и апробирует технологии взаимодействия с потребителями и поставщиками. Вместе с тем, актуализировались вопросы регулирования и необходимости обеспечения безопасности данных, эффективного управления рисками и защиты интересов потребителей и продавцов [3].

Предметом исследования в настоящей статье являются особенности цифровой трансформации предприятий сегмента электронной торговли, специфика такой трансформации, возможности повышения эффективности использования различных методов и инструментов для обеспечения деятельности электронных торговых площадок.

Материалы и методы исследования

Вопросы цифровой трансформации были предметом изучения следующих ученых: И.В. Бабенко, В.С. Барнагян, Э.И. Беляев, Ю.И. Грибанов, Н.Ф. Ефремова, Т.Ю. Калаврий, В.П. Козырьков, Г.З. Мансуров, Е.В. Тинькова, С.А. Тиньков, Е.В. Чайкина, А.М. Чернопятов и др. Однако, в отношении цифровой трансформации предприятий сегмента электронной торговли необходимо уточнение методологического аппарата, связанное с использованием дополнительных инструментов продвижения, продажи, взаимодействия с клиентами. Такие особенности были частично исследованы В.П. Бауэр, В.В. Ерёминым, В.В. Смирновым, А.А. Гретченко, А.О. Степановой. Тем не менее, в большинстве проанализированных научных работ недостаточно раскрыты вопросы, касающиеся частных особенностей цифровой трансформации в электронной торговле.

Анализ проводился на материалах статистической информации организацией рассматриваемого сегмента, использовались методы статистического анализа, динамическое и структурное моделирование.

Результаты и обсуждения

Следует привести спектр подходов к определению сегмента электронной торговли.

Т.С. Макеева аргументирует, что электронная торговля - сегмент бизнеса, специализирующийся на проведении коммерческих операций через интернет, включает продажу товаров и услуг, электронные транзакции, онлайн-платежи, и другие аспекты взаимодействия бизнеса с потребителями и другими компаниями в цифровой среде [5].

М.Н. Лапинский приводит следующее определение - это отрасль, в которой компании используют интернет для предложения своих товаров и услуг потребителям [3].

А.О. Степанова приводит следующее определение: это отрасль, в которой компании используют интернет для предложения своих товаров и услуг потребителям[6].

Авторская трактовка основана на высказанных положениях и предполагает, что электронная торговля -это бизнес-сфера, ориентированная на проведение коммерческих сделок с использованием электронных средств, включающая в себя продажу товаров и услуг, электронные транзакции и онлайн-платежи.

Организации в сегменте электронной торговли можно классифицировать по различным основаниям: типу товаров или услуг, модели бизнеса, рыночной позиции, масштабу операций и пр. Основные категории организаций сегмента [5, 7]:

1. Розничные магазины. Они могут специализироваться на определенных товарных категориях, таких как электроника, мода, продукты питания и другие, или предлагать широкий ассортимент товаров.

2. Платформы маркетплейсов - площадки, где различные продавцы могут размещать свои товары для продажи, а потребители могут выбирать из разнообразия предложений (Amazon, eBay, Etsy и Alibaba).

3. Производители и дистрибьюторы.

4. Сервисные компании, предоставляющие различные услуги через интернет, такие как туристические услуги, образовательные курсы, онлайн-консультации и др.

5. Платформы социальной коммерции, которые интегрируют элементы социальных сетей в формат он-лайн-торговли, позволяя пользователям обмениваться мнениями о продуктах в социальных сетях.

6. Агрегаторы и сравнительные платформы.

В случае, если имеется в виду сегмент электронной торговли, компании могут использовать комбинации моделей бизнеса и стратегий.

Далее следует обозначить тенденции цифровой трансформации в столь специфическом сегменте.

Предпосылками этого является [5, 8]:

- во-первых, то, что электронная торговля оказывает значительное воздействие на сегмент электронной коммерции, предоставляя широкий набор возможностей для повышения эффективности, удовлетворения потребительских запросов и усиления конкурентоспособности;

- во-вторых, одним из ключевых аспектов этого воздействия является улучшение онлайн-опыта покупателей;

- в-третьих, высока роль персонализированного контента, основанного на анализе данных с использованием алгоритмов искусственного интеллекта;

- в-четвертых, используются оптимизированные интерфейсы и пути навигации для улучшения поиска товаров;

- наконец, именно в сегменте электронной торговли наиболее целесообразно использование искусственного интеллекта и аналитики. Вопросы прогнозирование спроса с использованием аналитических данных и алгоритмов машинного обучения помогает оптимизировать управление запасами, а создание чат-ботов и виртуальных помощников на базе искусственного интеллекта обеспечивает быстрое и персонализированное обслуживание клиентов.

В настоящее время наблюдаются ряд тенденций в сегменте, которые непосредственно связаны со спецификой взаимоотношений в электронной торговле [9]:

1. Мобильная трансформация, которая предполагает разработку и улучшение мобильных приложений для повышения эффективности онлайн-покупок через мобильные устройства.

2. Расширение бизнеса на глобальном уровне благодаря международной экспансии через онлайн-платформы и внедрению цифровых технологий в логистике.

3. Безопасность и защита данных, включающие внедрение современных методов шифрования.

4. Обучение персонала по вопросам кибербезопасности для минимизации рисков.

Цифровая трансформация в сегменте электронной торговли, таким образом, имеет специфический характер, связанный более с необходимостью защиты и обеспечением возможностей анализа и интерпретации данных, чем для других сегментов.

Что касается определения направлений повышения эффекта цифровой трансформации, то они в большей степени связаны с интенсификацией информационных потоков.

Эффект цифровой трансформации подлежит расчету и анализу, измерению в реальных показателях. Однако, его прямое влияние на финансовые результаты организаций незначительно. Косвенные эффекты, их расчет и анализ исследованы в рамках двух основных направлений:

1. Определение набора показателей, отражающих эффекты цифровой трансформации.

Используются два подхода к оценке эффективности цифровой трансформации - традиционный и смешанный.

Традиционный предполагает оценку эффектов цифровой трансформации на основе традиционных (финансовых и операционных) критериев.

Смешанный дает возможность измерить эффекты цифровой трансформации на основе традиционных и цифровых (потребительский опыт, количество уникальных и активных пользователей цифровых сервисов, цифровой обмен) критериев.

2. Практическое исследование влияния цифровой трансформации на эффективность [6, 10].

Для оценки и анализа финансовых критериев, подчеркивающих успех цифровой трансформации, используются рост доходности, прибыльности и капитализации.

Очевидно, что использование новых цифровых стратегий и технологий способствуют росту объемов продаж. Повышение прибыльности указывает на повышение эффективности бизнес-моделей, оптимизацию затрат и рост маржинальности.

Конечные результаты цифровой трансформации, то есть капитализация компании, отражает ее рыночную стоимость и привлекательность для инвесторов; новые бизнес-модели, возникающие в результате цифрового преобразования, еще более нацелены на генерацию прибыли. Финансовые показатели, таким образом, становятся метриками успеха цифровой трансформации, отражая не только ее воздействие на конечные результаты, но и способность адаптироваться в условиях цифровой экономики.

Промежуточные результаты цифровой трансформации обеспечиваются показателями эффективности отдельных процессов (улучшения производительности труда, сокращения времени цикла производства, оптимизации цепочек поставок и улучшения общей операционной эффективности).

Проводя цифровую трансформацию, традиционные организации придерживаются привычной парадигмы, фокусируя свое внимание на росте финансовых критериев и метрик [10]. Новые цифровые организации, ориентированные на инновации, стремятся повысить показатели роста (цифровые параметры, например, уровень вовлеченности в онлайн-платформах, уровень удовлетворенности клиентов в цифровых каналах и др.).

Очевидно, переосмысление традиционных методов оценки является ключевым направлением трансформации текущей парадигмы для сегмента электронной торговли.

С другой стороны, ряд исследователей говорят об отсутствии положительного влияния цифровой трансформации на эффективность организаций [10]. Например, анализ доходности публичных организаций в США на основе индекса S&P500, позволяет сделать вывод, что их руководство, активно осуществляющие цифровую трансформацию, демонстрируют более низкую доходность по сравнению с традиционными организациями. Эти факторы могут привести к тому, что организации теряют конкурентные преимущества, потенциально возможные по результатам внедрения цифровых инноваций.

Противоречивые выводы в отношении оценки и анализа эффективности подчеркивают необходимость детального и комплексного исследования и методических разработок в отношении оценки цифровой трансформации. Результаты исследований должны учитывать множество факторов: резервы и ресурсы стратегического планирования, культурных особенностей, уровня подготовки персонала и других факторов для компаний, стремящихся внедрять цифровые изменения.

Другие исследования, напротив, подтверждают очевидное влияние цифровой трансформации на повышение эффективности организации. Например, согласно статистическим данным, организации, проводящие цифровую трансформацию, получают на 9 % больше доходов от физических активов, их чистая прибыль выше на 26 %, а рыночная стоимость больше на 12 % [10].

Выводы

Борьба за лидерство среди организаций в настоящее время ведется в условиях цифровой трансформации. Для того, чтобы занять центральные позиции на рынке, организация должна быть уникальной, предоставляющей потребителям современные и качественные услуги. Использование цифровых ресурсов дает организации дополнительное конкурентное преимущество. Стратегия и тактика цифровой трансформации любой организации, включая сегмент электронной торговли, должна учитывать влияние рисков.

Авторами в статье представлены данные об актуальных проблемах цифровой трансформации в сегменте электронной торговли. Представлен спектр подходов к исследованию феномена цифровой трансформации,

приведены аспекты цифровой трансформации для сегмента электронной торговли. Исследованы показатели оценки эффективности цифровой трансформации в контексте традиционной модели бизнеса и модели онлайн-торговли.

Было выявлено, что цифровая трансформация оказывает значительное влияние на регулирование электронной коммерции, требуя обновления и адаптации правовых и нормативных рамок для учета новых технологий и изменений в бизнес-моделях. В рамках этого воздействия было акцентировано несколько направлений методологической трансформации подходов к оценке и анализу показателей и критериев, характеризующих эффективность.

Во-первых, в области кибербезопасности и защиты данных с ростом объемов цифровых транзакций должны быть внедрены новые обязательства по защите персональных данных покупателей.

Во-вторых, с появлением новых технологий в сфере электронных платежей и финансовых технологий, таких как криптовалюты и блокчейн, становится актуальной задача разработки политики и законодательства для лицензирования и регулирования операций на онлайн-платформах.

В-третьих, развитие международной торговли через интернет требует обновления правил в контексте обновления налоговых правил в отношении электронных товаров и услуг.

В-четвертых, антимонопольное регулирование в сфере онлайн-платформ и конкуренции становится приоритетом для регуляторов, которые обеспечивают контроль крупных платформ и общую конкурентоспособность рынка электронной коммерции, а также поддержку малых и средних предприятий.

В-пятых, права потребителей оказываются под влиянием цифровой трансформации, обозначая новые вопросы, касающиеся гарантий, возвратов товаров и других аспектов. Это, в свою очередь, требует обновления нормативов [11].

Наконец, внедрение роботизированных технологий и искусственного интеллекта в электронную коммерцию актуализирует этические вопросы, требующие обновления порядка и правил регулирования в данной сфере.

Следует сделать вывод, что регулирование электронной коммерции должно развиваться параллельно с цифровой трансформацией, обеспечивая сбалансированность между необходимостью обеспечивать разработку и внедрение инноваций и защиту интересов конечных пользователей. Целью должно являться создание эффективной экономической среды в онлайн-сфере, учитывая динамику рынка и изменения предпочтений потребителей.

Источники:

1. Baiyere A., Salmela H., Tapanainen T. Digital transformation and the new logics of business process management //European journal of information systems. - 2020. - Т. 29. - №. 3. - С. 238.

2. Халин В.Г., Чернова Г.В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. - 2018. - №10 (118). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-i-ee-vliyanie-na-rossiyskuyu-ekonomiku-i-obschestvo-preimuschestva-vyzovy-ugrozy-i-riski.

3. Лапинский М.Н. Перспективы E-commerce / М.Н. Лапинский, А.В. Свищев // Моя профессиональная карьера. - 2023. - Т. 3, № 55. - С. 314.

4. Нигай Е. А. Процесс цифровизации бизнеса: от точечной оцифровки бизнес-процессов к цифровой трансформации / Е.А. Нигай // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2022. - № 2. - С. 134.

5. Макеева Т.С. Электронная коммерция: что это, принцип работы, виды электронной коммерции / Т.С. Макеева // Актуальные вопросы современной экономики. - 2023. - № 2. - С. 20-25.

6. Степанова А.О. Особенности оценки и анализа бизнеса e-commerce / А.О. Степанова // Актуальные исследования экономики и финансов региона : Материалы межвузовской научно-практической конференции магистрантов, Омск, 14 декабря 2023 года. - Омск: Финансовый университет при Правительстве РФ, 2023. - С. 281-284.

7. Дедяева, Л.М. Цифровая зрелость организаций - ключевой фактор цифровой трансформации экономики / Л.М. Дедяева, А.И. Яруничев // Менеджер. - 2021. - № 4(98). - С. 86.

8. Скляр М.А., Кудрявцева К.В. Цифровизация: основные направления, преимущества и риски // ЭВР. 2019. - №3 (61). - URL: https://cyberleninka.ru /article/n/tsifrovizatsiya-osnovnye-napravleniya-preimuschestva-i-riski.

9. Глова О. В. Цифровизация бизнеса на основе цифровых платформ / О. В. Глова, Ж. А. Аксенова // Экономические возможности России в условиях вызовов мировой экономики: подходы и решения : Материалы международной научно-практической конференции, Краснодар, 25 мая 2022 года. -Краснодар: Краснодарский кооперативный институт (филиал), 2022. - С. 41.

10. Усманов М.М. Перспективы развития рынка e-commerce под влиянием гигантов ритейла / М. М. Усманов // Региональная и отраслевая экономика. -2023. - № 1. - С. 32

11. Кузина А.А. Электронная коммерция в фармацевтической отрасли: от традиционной модели к модели лидерства на онлайн-рынке / В сборнике: Современные тенденции развития инвестиционного потенциала в России. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2022. С. 197-201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.