Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронная оптовая торговля / МСП / малый и средний бизнес / организационно-экономический механизм / цифровые технологии / инновации / человеческий капитал / цифровизация / эффективность / развитие / electronic wholesale trade / SMEs / small and medium-sized businesses / organizational and economic mechanism / digital technologies / innovations / human capital / digitalization / efficiency / development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А К. Календарь

Статья посвящена исследованию вопросов разработки организационно-экономического механизма развития субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в сфере электронной оптовой торговли в условиях цифровой трансформации экономики. В работе подчеркивается, что высокая динамика внешней среды и необходимость адаптации к новым формам функционирования требуют разработки специфических механизмов, учитывающих особенности развития МСП и реалии изменчивого рынка интернет-торговли. На основе анализа научной литературы по теме исследования выявляются и характеризуются ключевые ресурсы развития МСП в сфере электронной оптовой торговли: цифровые технологии, инновации и человеческий капитал, которые закладываются в качестве фундамента разработки организационно-экономического механизма. Особое внимание уделяется необходимости внедрения передовых цифровых решений, развития инновационного маркетинга и формирования цифровых компетенций персонала как ответвлений совершенствования ресурсов в условиях цифровой парадигмы экономического роста. Представлена и обоснована структура организационно-экономического механизма, в котором выделяются ключевые ресурсы развития, типовые направления совершенствования и методика оценки эффективности развития субъектов МСП в сфере электронной оптовой торговли. Подчеркивается значимость разработки системы показателей эффективности для оценки результативности механизма и его влияния на развитие предприятий, с учетом показателей отрасли и взвешивания. По итогам исследования делается вывод о том, что разработка и внедрение эффективного организационно-экономического механизма является необходимым условием успешного развития МСП в сфере электронной оптовой торговли в современных условиях, что позволит компаниям повысить свою конкурентоспособность, эффективность и адаптироваться к динамично меняющейся цифровой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А К. Календарь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPING THE ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES IN THE FIELD OF ELECTRONIC WHOLESALE TRADE

The article is devoted to the study of issues related to the development of an organizational and economic mechanism for the development of small and medium-sized enterprises (SMEs) in the field of electronic wholesale trade in the context of the digital transformation of the economy. The paper emphasizes that the high dynamics of the external environment and the need for adaptation to new forms of functioning require the development of specific mechanisms that take into account the peculiarities of SME development and the realities of the volatile internet trading market. Based on the analysis of scientific literature on the research topic, the key resources for the development of SMEs in the field of electronic wholesale trade are identified and characterized: digital technologies, innovations, and human capital, which are laid down as the foundation for the development of the organizational and economic mechanism. Special attention is paid to the need for the implementation of advanced digital solutions, the development of innovative marketing, and the formation of digital competencies of personnel as branches of improving resources in the conditions of the digital paradigm of economic growth. The structure of the organizational and economic mechanism is presented and justified, highlighting the key development resources, typical directions of improvement, and a methodology for assessing the effectiveness of SME development in the field of electronic wholesale trade. The importance of developing a system of performance indicators to assess the effectiveness of the mechanism and its impact on the development of enterprises is emphasized, taking into account industry indicators and weighting. Based on the research, it is concluded that the development and implementation of an effective organizational and economic mechanism are necessary conditions for the successful development of SMEs in the field of electronic wholesale trade in modern conditions, which will allow companies to increase their competitiveness, efficiency, and adapt to the dynamically changing digital environment.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ»

ние схем параллельного импорта, а также допуск иностранных поставщиков на российские платформы электронной коммерции, позволило стабилизировать рынок высокотехнологичной продукции в части ее импорта и обеспечения спроса со стороны организаций и населения страны [7]. В целом, можно выделить следующие тенденции в развитии сервисов электронной коммерции в продвижении высокотехнологичной продукции:

- высокий потенциал российского рынка высокотехнологичной продукции, как с позиции спроса, так и с позиции предложения, а также востребованности инновационных продуктов и услуг в построении инфраструктуры цифровой экономики и достижения цифрового лидерства;

- востребованность каналов удаленного доступа среди потребителей высокотехнологичной продукции, высокие темпы роста торговли через цифровые платформы и сервисы;

- переориентация на азиатские рынки сбыта и закупок высокотехнологичной продукции, которые готовы к продолжению сотрудничества даже в условиях нестабильной экономической и геополитической обстановки;

- рост стоимости высокотехнологичной продукции на фоне увеличения стоимости логистики и усиления волатильности валютного курса национальной денежной единицы.

Таким образом, перспективы развития сервисов электронной торговли в условиях российской экономики, в том числе в части продвижения и реализации высокотехнологичной продукции, связаны с глобальной цифровой трансформацией процессов повышения эффективности продаж на основе формирования уникального (персонализированного) предложения для покупателя, а также создания стабильной и лояльной клиентской базы с привязкой к конкретной цифровой платформе и/или экосистеме. Решение задач дальнейшего развития сервисов электронной коммерции в параметрах цифровой экономики, затрагивает комплекс социально-экономических инновационных факторов, реализация которых возможна на основе сквозного проникновения новых технологий в сбытовые процессы. В этих условиях построение единой системы сбыта, основанной на инновационных технологиях и цифровых инструментах является залогом успеха в продвижении высокотехнологичной продукции и услуг.

Источники:

1. Колмыкова Т.С. Роль цифровых финансовых сервисов и технологий в развитии современной архитектуры экономического пространства / Т.С. Колмыкова, С.В. Клыкова // Регион: системы, экономика, управление. 2021. № 2 (53). С. 11-17.

2. Мерзлякова Е.А. Основные тенденции и перспективные направления развития электронной коммерции в России / Е.А. Мерзлякова, Е.В. Бридский // ЦИТИСЭ. 2021. № 2 (28). С. 510-522.

3. Мерзлякова Е.А. Особенности развития наукоемких и высокотехнологичных производств / Е.А. Мерзлякова, В.Ю. Сергеева, Н.Ю. Макаров // Вестник СКФУ. 2021. 4. С. 94-103.

4. Наука. Технологии. Инновации: 2024: краткий статистический сборник / В.В. Власова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский и др. М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. 104 с.

5. Обухова А.С. Управление инновационной цифровизацией промышленности в условиях трансформации экономики / А.С. Обухова, О.В. Беляева, А.Ю. Ершов // Вестник Академии знаний. 2022. № 48 (1). С. 233-239.

6. Романцова П.С. Маркетплейсы как главный тренд электронной коммерции / П.С. Романцова, С.А. Шахватова, Е.С. Маркова // Инновационная экономика и право. 2022. №4 (23). С. 80-87.

7. Цифровая трансформация архитектуры экономического пространства: экосистемный подход / О.В. Асеев, Е.С. Беляева, О.В. Беляева и др. Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2023. 227 с.

8. Ширяева Г.Ф. Проблемы и перспективы развития электронной коммерции в России в условиях цифровизации / Г.Ф. Ширяева, А.Р. Ширяева // Вестник евразийской науки. 2023. № 6. URL: https://esj.today/PDF/47ECVN623.pdf DOI: 10.15862/47ECVN623.

9. Belyaeva E. Main trends of factoring market development at present economic conditions / E. Belyaeva, T. Svetovtseva // Економ1чний часопис-XXI. 2016. Т. 157. № 3-4-1. С. 65-67.

EDN: EWFXGX

А.К. Календарь - аспирант, факультет экономики и управления, Московская международная академия, Москва, Россия, [email protected],

A.K. Calendar - Postgraduate student, Faculty of Economics and Management, Moscow International Academy, Moscow, Russia.

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ

FEATURES OF DEVELOPING THE ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES IN THE FIELD OF ELECTRONIC WHOLESALE TRADE

Аннотация. Статья посвящена исследованию вопросов разработки организационно-экономического механизма развития субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в сфере электронной оптовой торговли в условиях цифровой трансформации экономики. В работе подчеркивается, что высокая динамика внешней среды и необходимость адаптации к новым формам функционирования требуют разработки специфических механизмов, учитывающих особенности развития МСП и реалии изменчивого рынка интернет-торговли. На основе анализа научной литературы по теме исследования выявляются и характеризуются ключевые ресурсы развития МСП в сфере электронной оптовой торговли: цифровые технологии, инновации и человеческий капитал, которые закладываются в качестве фундамента разработки организационно-экономического механизма. Особое внимание уделяется необходимости внедрения передовых цифровых решений, развития инновационного маркетинга и формирования цифровых компетенций персонала как ответвлений совершенствования ресурсов в условиях цифровой парадигмы экономического роста. Представлена и обоснована структура организационно-экономического механизма, в котором выделяются ключевые ресурсы развития, типовые направления совершенствования и методика оценки эффективности развития субъектов МСП в сфере электронной оптовой торговли. Подчеркивается значимость разработки системы показателей эффективности для оценки результативности механизма и его влияния на развитие предприятий, с учетом показателей отрасли и взвешивания. По итогам исследования делается вывод о том, что разработка и внедрение эффективного организационно-экономического механизма является необходимым условием успешного развития МСП в сфере электронной оптовой торговли в современных условиях, что позволит компаниям повысить свою конкурентоспособность, эффективность и адаптироваться к динамично меняющейся цифровой среде.

Abstract. The article is devoted to the study of issues related to the development of an organizational and economic mechanism for the development of small and medium-sized enterprises (SMEs) in the field of electronic wholesale trade in the context of the digital transformation of the economy. The paper emphasizes that the high dynamics of the external environment and the need for adaptation to new forms of functioning require the development of specific mechanisms that take into account the peculiarities of SME development and the realities of the volatile internet trading market. Based on the analysis of scientific literature on the research topic, the key resources for the development of SMEs in the field of electronic wholesale trade are identified and characterized: digital technologies, innovations, and human capital, which are laid down as the foundation for the development of the organizational and economic mechanism. Special attention is paid to the need for the implementation of advanced digital solutions, the development of innovative marketing, and the formation of digital competencies of personnel as branches of improving resources in the conditions of the digital paradigm of economic growth. The structure of the organizational and economic mechanism is presented and justified, highlighting the key development resources, typical directions of improvement, and a methodology for assessing the effectiveness of SME development in the field of electronic wholesale trade. The importance of developing a system of performance indicators to assess the effectiveness of the mechanism and its impact on the development of enterprises is emphasized, taking into account industry indicators and weighting. Based on the research, it is concluded that the development and implementation of an effective organizational and economic mechanism are necessary conditions for the successful development of SMEs in the field of electronic wholesale trade in modern conditions, which will allow companies to increase their competitiveness, efficiency, and adapt to the dynamically changing digital environment.

Ключевые слова: электронная оптовая торговля, МСП, малый и средний бизнес, организационно-экономический механизм, цифровые технологии, инновации, человеческий капитал, цифровизация, эффективность, развитие.

Keywords: electronic wholesale trade, SMEs, small and medium-sized businesses, organizational and economic mechanism, digital technologies, innovations, human capital, digitalization, efficiency, development.

Вызовы, исходящие из высокой динамики внешней среды и её изменений, определяют перспективность и прикладную значимость задач разработки организационно-экономического механизма развития субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в сфере электронной оптовой торговли, что исходит из необходимости учета специфических особенностей развития таких субъектов и новых форм их функционирования, представленных в виде осуществления основной деятельности в реалиях изменчивого рынка интернет-торговли. Значимой категорией анализа становится определение особенностей разработки организационно-экономического механизма развития субъектов МСП в сфере электронной оптовой торговли, учет которых является базовым фактором повышения эффективности деятельности, формирования основ улучшения с направленностью на определенные метрики и показатели эффективности. Кроме того, учет особенностей разработки такого организационно-экономического механизма впоследствии закладывается в основу его применения, с масштабированием опыта на других субъектов электронной оптовой торговли и формированием отраслевых эффектов.

Актуальность исследования особенностей разработки организационно-экономического механизма развития субъектов МСП в сфере электронной оптовой торговли также обусловлена существующим противоречием между необходимостью осуществлять последовательные, эффективные цифровые трансформации, повышать эффективность оптовых торговых организаций и малой разработанностью проблематики развития оптовых торговых организаций в период массовых цифровых трансформаций рынка. Фактически, описанное противоречие формирует ситуацию, в которой с одной стороны оптовые торговые предприятия особенно нуждаются в совершенствовании собственной деятельности и развитии, с другой, сталкиваются с проблемами высокой конкурентной борьбы, изменчивости рынка, для чего необходимо формировать соответствующие регулирующие элементы организационно-экономического развития субъектов МСП в сфере электронной оптовой торговли, чему будет посвящено настоящее исследование.

Цель исследования - охарактеризовать особенности разработки организационно-экономического механизма развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере электронной оптовой торговли.

Понятие организационно-экономического механизма в экономической литературе является достаточно устоявшимся, несмотря на разнообразие авторских подходов и интерпретаций, на которые указывает Т.Ю. Прокофьева. Автор, осуществляя соотношение понятий организационно-экономический механизм и экономический механизм приходит к выводу, что первый обладает системными и уникальными чертами «типового» характера, а именно:

- во-первых, сугубо посредническая функция, выраженная в том, что организационно-экономический механизм служит инструментом «запуска» экономических процессов внутри организации, с направленностью на определенные функции или задачи;

- во-вторых, базовой частью механизма является совокупность тех или иных элементов, которые влияют на экономический процесс, определяют его характер, специфические особенности течения, например, стратегия цифровизации, методика управления или другие составляющие;

- в-третьих, в организационно-экономический механизм включается ресурсное обеспечение организации, которое отражает специфические особенности конкретного субъекта предпринимательства и имеющиеся в его расположении инструменты;

- в-четвертых, организационно-экономический механизм изменчив, а его применение напрямую зависит от субъекта управления, который оперирует таким механизмом для достижения тех или иных целей [10].

Схожие черты организационно-экономического механизма приводятся в работе Е.П. Криничной, которая рассматривает необходимость учета специфических особенностей типа организации, располагаемых в нею ресурсов и внешней среды для построения действительно работоспособного и эффективного организационно-экономического механизма. В современных реалиях автор предлагает акцентировать особое внимание на инструментах адаптации механизма, ценность и интерес от применения которых возникают на фоне необходимости постоянно актуализировать задачи и способы развития бизнеса под высокую динамику внешней среды [4].

С точки зрения оптовых торговых организаций, осуществляющих функционирование на рынке электронной коммерции, положения об адаптивности организационно-экономического механизма приобретают фундаментальный и концептуально значимый характер, ввиду крайне высокой нестабильности условий, в которых осуществляют хозяйствование субъекты рынка электронной коммерции.

Примером исполнения организационно-экономического механизма в условиях высокой нестабильности, изменчивости и противоречивости среды является механизм, предложенный в работе В. Лакшита, В.П. Кузнецова и Е.В. Романовской, которые раскрыли организационно-экономический механизм управления организацией (предприятием) через необходимость концентрации внимания на ключевом ресурсе организации. В качестве такого ресурса авторы предлагают рассматривать человеческий капитал, служащий центральной основой современного бизнеса [5]. Экстраполируя воззрения авторов на задачу разработки организационно -экономического механизма развития субъектов МСП в сфере оптовой торговли на рынке электронной коммерции, заметим, что в таком механизме не менее значимым центральным ресурсом становятся цифровые технологии, платформы, аналитические системы, главным образом взаимоувязанные с человеческой функцией, расширяющие и улучшающие возможности последней в обеспечении общей конкурентоспособности и развития хозяйствующего субъекта. Иными словами, наряду с ценностью человеческого капитала в организационно -экономическом механизме развития, конкретно для предприятий оптовой торговли на рынке электронной коммерции важно выделять ценность цифровых трансформаций, сопряженных с укреплением технологической (программной) инфраструктуры, формированием цифровой архитектуры, развитием подсистем взаимодействия человека и технологий. В пользу данного фактора играют как общие долгосрочные тренды цифровой трансформации современного рынка, в том числе прямое функционирование субъектов МСП оптовой торговли на рынке электронной коммерции, так и преимущества, скрывающиеся за цифровизацией.

Также о специфических особенностях действия организационно-экономического механизма в условиях нестабильного рынка пишут М.В. Волошинова и Н.А. Кондрашов, которые считают, что под такой механизм важно интегрировать особенности реализации ключевой функции бизнеса, влияющей на итоги его функционирования, объемы формируемой выручки и прибыли. В условиях неопределенности в механизме в качестве важнейшего компонента авторы видят компонент аналитики, который предоставляет возможность идентифицировать значимые изменения и риски, реагировать на них с учетом ожиданий [3]. С точки зрения оптовых торговых предприятий на рынке электронной коммерции тезисы такой работы перекладываются на учет особенностей осуществления продаж в реалиях электронной коммерции, с необходимостью постоянной аналитики конкурентов, динамики цен, реализацией системных ценовых стратегий, улучшения позиций товаров в поисковой выдаче, с непосредственным учетом специфических особенностей оптовой торговли - работа с В2В покупателями, которые осуществляют крупнопартийные закупки, с балансированием между масштабом партии заказа, привлечением партнера и скрытием цен от конкурентов.

Несколько иной позиции касаемо развития предприятий через реализацию организационно-экономических механизмов придерживаются Е.С. Тхор и Е.И. Макарова, которые рассматривают такой механизм в качестве способа реализации инноваций, продвижения культуры инновационного роста, концентриро-ванности на долгосрочных стратегиях развития через систему внедрения инноваций. На примере предприятий сферы услуг авторы показывают, как инновации позволяют улучшить содержательную часть (исполнение) услуги, а также повысить конкурентоспособность бизнеса [11]. Однако заметим, что цифровые технологии также могут быть раскрыты в качестве инновационного направления развития субъекта МСП в сфере оптовой торговли, что можно детализировать в контексте:

- во-первых, трансформации бизнес-моделей за счет трансформации «традиционных» торговых оптовых предприятий в инновационные, ввиду выхода на рынок электронной коммерции, внедрения передовых решений;

- во-вторых, улучшения уже оцифрованных игроков за счет перехода на новый этап цифровой трансформации, с масштабированием технологий, развитием внутренней цифровой культуры, внедрением передовых систем искусственного интеллекта и т. п. ;

- в-третьих, развитием человеческого капитала и культуры его поведения в условиях цифрового (оцифровываемого) бизнеса, с направленностью на рост эффективности и развитие.

Человеческие ресурсы

/ \

Цифровые

Рисунок 1 - Специфика развития субъектов МСП в сфере оптовой торговли на рынке

Электронной коммерции за Счет организационно-Экономического механизма (составлено автором)

Учитывая обозначенные концептуальные специфические элементы развития субъектов МСП в сфере оптовой торговли на рынке электронной коммерции за счет организационно -экономического механизма, заме-

тим, что такие элементы и образующие их структуру детальные компоненты целиком образуют перспективные направление и содержание ресурсов и процессов в исполнении экономической функции развития, обеспечивают адаптацию предприятия к реалиям цифровых трансформаций.

Примечательными в контексте рассмотрения цифровых технологий как фактора развития субъектов МСП в сфере оптовой торговли на рынке электронной коммерции видятся положения исследований Е.А. Нигай, которая рассматривает цифровую трансформацию и движение к ней в качестве способа повышения эффективности бизнеса за счет автоматизации, информатизации, непосредственной цифровизации и долгосрочного движения в сторону открытой экосистемы [7]. Автор подчеркивает, что цифровые трансформации охватывают все подсистемы функционирования бизнеса: от бизнес-моделей, до непосредственного функционирования отделов в организации, ответственных за качество исполнения тех или иных хозяйственных функций [6].

Согласовывая представленные специфические элементы развития субъектов МСП в сфере оптовой торговли на рынке электронной коммерции за счет организационно-экономического механизма с задачами цифровой трансформации, заметим, что такое развитие достигается за счет движения в векторе цифровизации. Подобное проявляется в виде следующих системных мероприятий (рисунок 2).

Так, обозначенный перечень ресурсов выделен нами не случайно, поскольку исходит в качестве базовых факторов-специфических особенностей развития субъектов МСП в сфере оптовой торговли на рынке электронной коммерции в период цифровых трансформаций, массовой цифровизации, разворачивающихся вызовов цифрового неравенства при одновременном учете специфических особенностей оптовой торговли на рынке электронной коммерции. Последние, как подчеркивает Ц. Ню, представляются в виде специфичного применения цифровых технологий, особенностей выхода оптовых торговых предприятий в пространство электронной коммерции, например, при скрытии актуальных цен в целях сохранения преимуществ ценовой конкуренции, при сложностях ведения переговорного процесса сугубо в цифровых системах [8]. Кроме того, важным вопросом функционирования оптовых торговых предприятий на электронной коммерции является вопрос о логистике, который описывается Ц. Ваном; автор отмечает, что существует проблема мошенничества и необходимости проектирования цепочек поставок с предупреждением рисков [2].

Рисунок 2 - Ресурсы развития субъектов МСП в сфере оптовой торговли на рынке электронной коммерции, востребованные в период комплексных цифровых трансформаций бизнеса (составлено автором)

Тем не менее, подобные ориентиры развития субъектов МСП выделяются и в других работах; например, Л.А. Брагин, Т.В. Панкина и А.Ф. Никишин рассматривают развитие субъектов МСП в сфере торговли через совершенствование ассортиментной политики, улучшение качества обслуживания и выход на пространство электронной коммерции [1]. Все обозначенные факторы также отражены нами в качестве ресурсов развития субъектов МСП в сфере оптовой торговли на рынке электронной коммерции, востребованных в период комплексных цифровых трансформаций бизнеса, что подчеркивает целесообразность их включения в основную структуру разрабатываемого организационно-экономического механизма.

Задача развития оптового торгового предприятия неразрывным образом связана с повышением реализуемых продуктов и услуг, о чем пишет О.В. Оленникова [9]. Опираясь на тезисы исследования автора, заметим, что в основу организационно-экономического механизма развития важно закладывать систему базовых принципов, а именно:

- направленность на совершенствование показателей «качества» функционирования предприятия в сфере оптовой торговли (широта ассортимента, цена, качество товаров, качество обслуживания клиентов);

- наличие обратной связи с покупателями;

- учет интересов всех субъектов торгового процесса и улучшение финансовых отношений (с контролем за дебиторской задолженностью).

Ш.А. Шовхалов и Н.А. Соловьева также предлагают включить в такой механизм оптовых организаций

элементы адаптации, представленные в виде:

- инструментов аналитики для исследования рынка и конкурентов;

- показателей оценки отрасли и организации для выявления положения;

- весовых коэффициентов для балансирования проводимых оценок [12].

Таким образом, учитывая все перечисленные компоненты, особенности, и специфические черты разработки организационно-экономического механизма развития субъектов МСП в сфере электронной оптовой торговли, конкретизируем их в виде базовых элементов такого механизма (рисунок 3):

Обращаясь к рисунку 3, подчеркнем, что представленная концептуальная структура организационно -экономического механизма развития субъектов МСП в сфере электронной оптовой торговли аккумулирует в себе рассмотренные особенности его разработки и является способом разработки направлений совершенствования деятельности оптового торгового предприятия на рынке электронной коммерции. В механизме целенаправленно опущены специфические особенности субъектов МСП в сфере электронной оптовой торговли, поскольку существующие представления о них достаточно ограничены и раскрываются ситуативно, определяются спецификой функционирования конкретной организации. Поэтому такие особенности раскрываются организацией самостоятельно в качестве подзадач, сопряженных с политикой развития и выражаются в проявлениях типовых направлений совершенствования, превалирования отдельных направлений над другими.

Механизм реализует экономический процесс развития субъекта МСП в сфере электронной оптовой торговли, для чего предполагается выделить комплекс показателей эффективности механизма и интерпретировать его как отражение эффективности развития всего субъекта МСП по ключевым направлениям и ресурсам. Включение отраслевых и рыночных показателей (конкурентная внешняя среда) и их взвешивание будут положены в основу разработки методики оценки эффективности развития субъекта МСП в сфере электронной оптовой торговли, что найдет отражение в будущих исследованиях автора.

Внешняя среда

\ Це.|ь: рачешпие субъекта МСП № сфере электронной оптовой торговли :

; „_а_, ;

Ключевые ресурсы развития;

Отраслевые и рыночные покинатеяи

Рисунок 3 - Организационно-экономический механизм развития субъектов МСП в сфере электронной оптовой торговли (составлено автором)

Немаловажной составляющей предложенного механизма является открытость и связанность с внешней средой, что предполагает возможность повышения конкурентоспособности за счет развития организации, при учете изменений рынка, отслеживании ключевых отраслевых и рыночных показателей. Фактически, в рамках предлагаемого механизма, цифровые технологии становятся неотъемлемой частью бизнес-процессов, обеспечивают рост и развитие компаний с фокусом на непрерывное улучшение человеческого капитала, поддержания происходящих цифровых трансформаций.

Важно подчеркнуть, что компонент адаптации предполагается раскрывать именно через применение методики, в основу которой будут положены показатели отслеживания рынка и положения компании, в соответствии с

индикацией которых появляется возможность реагировать на динамику рынка, изменения, новые вызовы. Например, регистрация изменений в ценовой политике конкурентов актуализирует усиление задач её улучшения в оптовой торговой организации, или послужит фактором запуска иных процессов в деятельности организации.

В целом, представленный организационно-экономический механизм является эффективным инструментом для развития субъектов МСП в сфере электронной оптовой торговли в условиях цифровой трансформации экономики, уникальность и значимость которого заключаются в учете типовых направлений роста и их согласовании с задачами цифровой трансформации, которая задает пространство инновационного развития субъектов МСП с учетом долгосрочной значимости цифровых трансформаций, перехода к открытым экосистемам развития при одновременном учете особенностей деятельности оптовых торговых предприятий и рисков новых рынков.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют выделить несколько ключевых особенностей разработки организационно-экономического механизма развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере электронной оптовой торговли, а именно: глобальный фокус на таких ресурсах развития, как цифровизация, инновации и человеческий капитал; принятие во внимание ценностей и специфических особенностей оптовой торговли в целом и её изменений в сфере электронной коммерции; необходимость постоянного мониторинга и оценки эффективности развития с учетом отраслевых значений и состояния рынка.

Источники:

1. Брагин Л.А., Панкина Т.В., Никишин А.Ф. Конкурентоспособность организаций малого бизнеса в сфере торговли // Российское предпринимательство. 2018. №11. С. 3494-3502.

2. Ван Ц. К вопросу о логистике электронной трансграничной оптовой торговли // Известия СПбГЭУ. 2022. №2 (134). С. 139-143.

3. Волошинова М.В., Кондрашов Н.А. Особенности организационно-экономического механизма предоставления консалтинговых услуг в условиях неопределенности // Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм. 2023. №3 (19). С. 50-56.

4. Криничная Е.П. Теоретические аспекты построения организационно-экономического механизма адаптации субъектов агробизнеса к новым условиям хозяйствования // Вестник ОрелГАУ. 2023. №3 (102). С. 151-160.

5. Лакшита В., Кузнецов В.П., Романовская Е.В. Организационно-экономический механизм системы управления предприятием в условиях всемирной пандемии коронавируса // Московский экономический журнал. 2022. №2. С. 666-672.

6. Нигай Е. А., Наумченко А. А. От spod к bani: цифровая трансформация бизнес-модели организации сферы недвижимости // Управленческое консультирование. 2023. №5 (173). С. 63-75.

7. Нигай Е.А. Процесс цифровизации бизнеса: от точечной оцифровки бизнес-процессов к цифровой трансформации // ЭТАП. 2022. №2. С. 134-145.

8. Ню Ц. Организационно-экономические особенности проектирования международных цепей поставок в электронной оптовой торговле // Известия СПбГЭУ. 2020. №3 (123). С. 158-163.

9. Оленникова О.В. Концептуальные основы построения организационно- экономического механизма повышения качества услуг сферы розничной торговли // УЭкС. 2015. №4 (76). С. 1-11.

10. Прокофьева Т.Ю. Соотношение понятий «Экономический механизм» и «Организационно-экономический механизм» // Вестник МФЮА. 2017. №1. С. 21-26.

11. Тхор Е.С., Макарова Е.И. Организационно-экономический механизм развития инновационных направлений сферы услуг // Beneficium. 2024. №1 (50). С. 75-83.

12. Шовхалов Ш.А., Соловьева Н.А. Механизм обеспечения конкурентоспособности оптовых организаций // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2011. №2. С. 92-100.

EDN: AZPDGS

М.А. Карпова - преподаватель Научно-образовательного центра «Перспективные решения в образовании», Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, [email protected],

M.A. Karpova - lecturer at the Scientific and Educational Center "Promising solutions in education ", Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia.

ПУБЛИКАЦИОННЫЙ ЛАНДШАФТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ СФЕРЫ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ LANDSCAPE OF PUBLISHING ACTIVITY IN RESEARCH FIELD OF THE LIGHT INDUSTRY

Аннотация. В рамках исследования представлен анализ публикационной активности в предметной сфере легкой промышленности. На основе изучения материалов наукометрических баз Wizdom.ai и Lens.org проанализировано положение сферы знаний легкой промышленности в публикационном контексте. Исследование основано на изучении предметной области подотрасли легкой промышленности -текстильной промышленности как лидирующей по производственным мощностям подотрасли в настоящее время. Выявлены страны, которые на момент анализа занимают лидирующую позицию по количеству исследований в области текстильной промышленности. Изучена диаграмма предметных областей области текстильной промышленности. Это позволило сделать вывод о растущем исследовательском интересе к сфере текстильной промышленности.

Abstract. As part of study, there is presented analysis of publication activity in the subject area of light industry. The basis of studying is materials of scientometric databases of Wizdom.ai and Lens.org, position of the sphere of knowledge of the light industry in the publication landscape was analyzed. The study is based on studying of subject area of light industry sub-industry - the textile industry as the currently leading sub-industry in terms of production capacity. Countries have been identified that, at the time of the study in May 2024, occupy a leading position in the number of studies in the textile industry. The diagram of subject areas of the textile industry has been studied. This study concluded that there is a growing research interest in the textile industry in the publishing landscape.

Ключевые слова: легкая промышленность, текстильная промышленность, экологичность производства, тренды исследований в текстильной промышленности.

Keywords: light industry, textile industry, environmental friendliness of production, textile industry research trends.

Введение

Актуальность исследования легкой промышленности определяется тем, что отечественные предприятия долгие годы были зависимы от импортного сырья, рынок был заполнен зарубежными брендами, но на фоне геополитического кризиса и санкций у отечественных предприятий появилась возможность оттеснения ино-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.