ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА 2/2013
УДК 902
В ^ХШ вв. в Пермское Предуралье в обмен на меха пушных животных поступает серебряная художественная посуда, восточные монеты, серебряные украшения и детали костюма. Эти вещи концентрируются на святилищах и в виде семейных (родовых) богатств. Запасы серебряной утвари и монет в ХП-ХМ вв. стали поступать в виде дани в древнерусские центры и известны в исторической литературе как «серебро закамское».
Ключевые слова: торевтика, восточные монеты, серебряные украшения, меховая торговля.
Среди прочих историко-культурных явлений, которыми славится Земля Пермская, особое значение имеют находки серебряной металлической посуды - изделий торевтики, попавшей к обитателям древнего Прикамья из разных уголков Евразии.
В научной и художественной литературе эти находки получили обобщенное поэтическое имя «серебро закамское», или «серебро закаменское». Своим происхождением это название обязано знаменитой фразе, которая приписывается ле-
тописями князю Московскому Ивану Даниловичу Калите1, когда в 1332 году он «...възверже гневъ на Новъград, прося у них серебра закамьское...». Следует, однако, помнить, что не все письменные источники именовали серебро «закамским», так, в Воскресенской летописи оно описано как «закаменское».
Последнее название, вероятно, более точно указывает на происхождение восточных серебряных изделий, добываемых русскими воинскими отрядами и торго-
* Работа выполнена по гранту РГНФ № 13-11-59007 «Проблема «прародины» угров-мадьяр и угорский компонент археологических средневековых культур Предуралья» («Ancestral home» problem ugrov-magyar and Ugrian component of archaeological medieval cultures of Pre-Ural»).
1 Калита - старинное название денежной сумки или мешка. Ее делали преимущественно из кожи, украшали прорезями, аппликацией, накладками. Наиболее ценные «калиты» делалась из сафьяна и украшались вышитыми золотом изображениями птиц и животных и привешенными золотыми украшениями. Носили суму-калиту на ремне у пояса как богатеи, так и нищие. По легендам, Иван Данилович появлялся на людях с таким кошельком-сумой, из которой то одаривал кого-либо, то, напротив, складывал туда налоги и прочие выплаты. В прозвище «Калита» язвительные москвичи отразили как богатства Ивана Даниловича, так и разнообразие способов их добычи.
выми людьми. «Камнем» вплоть до XVIII
в. на Руси именовался Урал, этот термин был точным переводом, «калькой», из языков местных уральских народов. Уже после первых походов в Югру - на Урал, для русских главной добычей, к которой нужно было стремиться, прорываясь в международную торговую систему, становится серебро в виде монет и разнообразной серебряной утвари, которыми эти земли были богаты и которые были накоплены в результате участия средневековых жителей Предуралья, Урала и Зауралья в системе Восточной торговли. В Прикамье и вообще на Урале в средневековье не было серебряных рудников и все древнее уральское серебро - привозное.
В целом на Урале и в Приобье в настоящее время известно более 300 различных средневековых серебряных сосудов. Основное место находок - Пермская губерния, где найдено около 200 сосудов. Всего в Прикамье, по сводке В.П. Дарке-вича, на середину ХХ века учтено более 100 кладов, в каждом из которых найдено не по одному сосуду.
Среди находок серебряной посуды в
2
Прикамье имеются сосуды из Согда , Хорезма3, Хоросана4 (таких предметов около двух третей от всех находок серебряной торевтики), Византии, Западной Европы. Но самую интересную и художественно выразительную, хотя и не самую массовую часть находок (около 15-20 %), представляют серебряные сосуды, изготовленные в Сасанидском Иране5 или, по Сасанидским мотивам, в Согде. При этом Сасанидские сосуды, найденные на Урале, составляют 75 % от числа произведений Сасанидской торевтики, хранящейся в музеях мира.
Насколько много драгоценной посуды было у владык Востока? Этот вопрос не раз задавали себе как специалисты, так и любители истории искусства. И, хотя никто и никогда не вел учета этим предметам, ответ на этот вопрос можно найти на страницах восточных письменных источников.
Мухаммад ибн Исфендиар, персид-скоязычный автор начала XIII века, в «Истории Табаристана» писал: «Однажды... один хоросанский царевич приехал к испахбеду (правителю) Табаристана6 с многочисленными дарами и подношения-
2 Согд (Согдиана) - историческая область в бассейне рек Зеравшан и Кашкадарья (ныне на территории Узбекистана и Таджикистана). На территории Согд находись города Мараканда (Самарканд) и др. С IV до VIII вв. на территории Согд существовало множество автономных княжеств (важнейшее - Самаркандское). Согд играл видную роль в экономической и культурной жизни Востока. Купцы из Согда держали в своих руках торговлю шелком. Искусство Согда впитало в себя многие традиции, в т.ч. и сасанидские. В конце VII - начале УШ вв. завоеван арабами.
3 Хорезм - историческая область и древнее государство в Средней Азии, в низовьях реки Амударьи. Славился торговлей, архитектурой, художественной обработкой металла, науками. В 712 г. Хорезм завоевали арабы. Все большее значение стала приобретать столица Северного Хорезма город Ургенч, правитель которого Мамун ибн Мухаммед в 995 г. объединил Хорезм. При нем и его преемнике Мамуне II ибн Мамуне отмечается новый расцвет Хорезма; в это время в Ургенче работали такие крупные ученые, как Бируни и Ибн Сина (Авиценна). В 1017 г. Хорезм завоевал султан Махмуд Г азневи, в 1043 г. - сельджуки.
4 Хоросан - историческая область Ирана. «Большой Хорасан» включал части, которые находятся сегодня в Иране, Таджикистане, Афганистане, Узбекистане и Туркмении. Некоторые из главных исторических городов Персии расположены в Большом Хорасане: Нишапур (теперь в Иране), Мерв и Санджан (теперь в Туркмении), Герат (теперь в Афганистане).
5 Империя Сасанидов существовала с 224 по 651 год. Наибольшего расцвета империя достигла при Хосрове I Ануширване, наибольшего (но кратковременного) расширения границ - в правление Хосрова II Парвиза («Победоносного») и включала земли нынешних Ирана, Ирака, Азербайджана, Армении, Афганистана, восточную часть современной Турции и части нынешних Индии, Сирии, Пакистана; частично территория сасанидского государства захватывала Кавказ, Центральную Азию, Аравийский полуостров, Египта, земли нынешних Иордании, Израиля и Палестины. В середине VII века империя Сасанидов была уничтожена и поглощена Арабским халифатом.
6 Табаристан - средневековое название провинции, лежащей на южном побережье Каспийского моря (Северо-восточный Иран).
ми... Он попросил серебряные блюда и подносы, чтобы расположить на них дары. Слуги принесли ему... 500 серебряных подносов. Хоросанец попросил еще. Тогда... послали к главной жене испахбе-да и принесли от нее еще 500 подносов из серебра. Испахбед получил дары из Хо-росана на этих 1 000 подносах и в ответ послал царевичу 2 000 подносов, напол-
7
ненных подарками» .
Таким образом, у правителя одной не очень большой провинции - несколько тысяч серебряных сосудов, он может дарить их, не задумываясь про оскудение своей сокровищницы. При этом нужно учитывать, что в связи с разными историческими событиями вещевое серебро могло оцениваться. Надо полагать, что у царей и крупных вельмож этих предметов было значительно больше, и те сосуды, которые хранятся сейчас в музейных фондах по всему миру - только жалкие остатки былого богатства.
Как справедливо пишут Р.В. Кинжалов и В.Г. Луконин, представляя Саса-нидскую коллекцию Государственного Эрмитажа: «Те несколько десятков серебряных сосудов, которые представлены на эрмитажной выставке, являются сейчас богатейшим в мире собранием памятников Сасанидской торевтики. В самом Иране их насчитывается не многим более десятка, а в музеях Франции, Англии, Америки - единицы. Все остальные десятки и десятки тысяч золотых и серебряных изделий этого периода были с течением времени переплавлены и перечеканены в другие вещи» [13, с. 11].
В музеях Пермского края хранится крайне немного подлинников драгоценной торевтики (Пермская художественная галерея, Коми-пермяцкий музей им. П. Субботина-Пермяка, Чердынский музей). Остальные находки из Пермской и Вятской губерний в своем время были распределены Императорской археологической комиссией в центральные музеи, осели в эрмитажной коллекции Строгано-
Кувшин с крылатым верблюдом, д. Мальцева Соликамского уезда. Находка 1878 г. Хорезм, VIII век н.э., Строгановская коллекция, ГЭ.
Серебро
вых, передавались из региональных музеев в Государственный исторический музей и Эрмитаж в советское время. Например, в зале № 7 Г осударственного исторического музея особенно выделяется комплекс находок, происходящих из Прикамья (витрина 4): золотые и серебряные сосуды, монеты; серебряное блюдо с изображением сцены пира бога Диониса.
В 1926 году в Эрмитаж было передано блюдо, найденное годом ранее крестьянином Г. Давлетшиным у д. Бартым. В 1936 году в Эрмитаж был передан клад из трех блюд, найденный И. С. Могильниковым у д. Анниковой в Чердынском районе. Серебряная чаша, поступившая в 1941 году в Молотовский музей из с. Ильинского, была передана в Государственный Эрмитаж в 1943 году, в Государственный Исторический музей из скупочного пункта в
г. Молотове поступил золотой среднеазиатский сосуд. В 1952 году в Государственный Исторический музей были переданы сосуды и монеты, которые в период 1947-1951 гг. находили в окрестностях
д. Бартым, до этого хранившиеся в обла-
7 Ибн Исфендиар автор «Истории Табаристана» (Тарих-е-Табаристан) написал это сочинение в 12161217 годах. Наиболее ранняя из сохранившихся рукописей этого трактата датируется 1570 годом.
стном музее и кабинете археологии Пермского университета.
Продолжают находить сосуды и теперь. Так, в 1989 году при раскопках Верх-Саинского могильника в Березовском районе Пермского края археологами КВАЭ УдГУ в погребении № 154 был обнаружен хорезмийский сосуд - серебряная ложчатая чаша VIII в. [16]. Этот сосуд хранится также за пределами Пермского края - в археологическом музее Удмуртского университета.
Но передачи уральских находок в центральные музеи - не главная причина малого количества серебряной посуды, отложившейся в местных музейных фондах. В целом крайне мало находок - от тех тысяч сосудов дошло до музеев и коллекционеров. Причина уже называлась -основная масса была переплавлена и перечеканена в другие вещи. Происходило это и в далеком прошлом и ближе к нашим дням.
А.Е. Теплоухов дал интересное пояснение судьбе находимого в Прикамье серебра: «Находимые в Пермской губернии серебряные вещи привозили в Вятку, где, как сказал И. Кривощеков, братья Агафоновы в иной год перерабатывали до 30 пудов серебра и 20 пудов золота на разные образки и прочие вещи. По их словам, серебряные вещи, находимые в земле - из хорошего серебра, лучше чем наше, оно лучше плавится и меньше чернеет на воздухе. Поэтому находчики серебряных вещей и перекупщики везут его в Вятку». В руки собирателей древностей и ученых попадали только вещи и монеты от особенно преданных или хорошо им знакомых находчиков. Интересно, что традиция переплавлять и переделывать вещи из драгоценных металлов на свои нужды зафиксирована у крестьян Пермского Предура-лья еще в ХУШ в. капитаном Рычковым и существовала очень долго.
Знаменитый русский историк Н. Карамзин хотя и не смог дознаться, откуда Калита получил сведения о «серебре за-
8 60 пудов - это почти тонна.
каменском» и как он его добывал, но указал, что русские «действительно могли хвалиться знатным количеством серебра, получаемого нами от Немецких купцов и через Югру из Сибири (курсив наш, А.Б.). Новогородцы обещали Михаилу Тверскому 6 000 фунтов серебра, а Витовту действительно заплатили около шестидесяти пудов8: что прежде открытия Америки было весьма много» [12]. По мнению Н. Карамзина, Иван Калита стал первым московским князем, который имел огромные запасы серебра. Он платил этим серебром дани в Орду, военные контрибуции, покупал на него земли с городами (например, Углич и Галич), одаривал им бояр, а по его смерти, в соответствии с завещанием, большим количеством «серебряной утвари» были одарены его родственники, священники, церкви и монастыри. Таким образом, значительная часть серебряной утвари, разными путями попавшей на Урал в период раннего средневековья, стала русской добычей и была использована как часть государственной казны на различные политические и экономические цели.
Однако об огромных запасах серебряной утвари у жителей Предуралья и Зауралья русские знали задолго до Калиты. Первое знакомство русских с Уралом и Предуральем состоялось, судя по данным «Повести временных лет» в 1092 году, когда состоялся поход на Югру, организованный новгородским боярином и посадником Гюрятой Роговичем. Вероятно, этот поход (мирный - в летописи нет указаний на какие-либо военные события) стал своего рода разведкой перед началом многовекового боя за обладание богатствами уральского региона - мехами и восточным серебром, накопленным угорскими уральскими племенами. Первое указание на то, что русские берут дань у угров Урала (народа Югра) мехами и серебром, есть в описании «новгородской рати» (т.е. военного похода) во главе с воеводой Ядреем 1193 г. [17, с. 51]. Русские тогда
пришли в Югру, взяли один город, потом осадили другой и стояли под ним пять недель. Осажденные увещевали Ядрея: «Мы копим серебро, соболей и разное другое добро, зачем же вы хотите погубить своих смердов и свои дани?». Отряд Ядрея в итоге был почти полностью истреблен жителями Югры, спаслось только 80 человек, которые с великою нуждою добрались до Новгорода.
О напряженной грабительской деятельности древнерусских воинств красноречиво свидетельствует простое перечисление походов «за данью» в Предуралье: 1157, 1174, 1177 гг., 1187 г., 1193-94 гг.; вероятно, что военными мероприятиями было ознаменовано строительство городка Устьюга в 1212 г. (так же, как строительство Гляден в 1173 г., за которым последовал поход 1174 г. на Каму, Вятку и Чепцу), поход 1220 г. на Нижнее и Среднее Прикамье. Нашествие на Болгарию и Русь монгол на время приостановило военно-грабительскую экспансию древнерусских центров.
Но уже в начале XIV в. земли Преду-ралья и Зауралья стали рассматриваться как источник выплат в Орду, и их ограбление и борьба за них между отдельными древнерусскими центрами разгорелась с новой силой: 1323 г. поход новгородцев на Югру, 1329 г. - еще один поход новгородцев (оба раза новгородцев затем «из-биша» устюжские князья), 1324 г. -Юрий Данилович «... шел на Пермь Великую и поиде по Каме реке», 1328 г. - на Печору отправлены ватаги Ивана Калиты, 1333 г. - передача прав на ограбление Северного Предуралья от Новгорода Москве («на черный бор ... взимать дани с пермские люди»), 1357 г. - поход Самсона Колыванова «с други», 1364 г. - поход Степана Ляпы, в тот же год московский князь Дмитрий Иванович окончательно переводит устюжские места под власть Москвы, а в 1367 г. приводит Северное Предуралье к присяге «люди пермские за князя же Дмитрея крест целовали, а нову-городцам не норовили». Вскоре за Северным Предуральем в состав Московского
государства попадет и Среднее Предура-лье [7], и сбор серебра и иных даней у местного населения становится просто частью повседневной административной деятельности, ярких упоминаний и описаний боев за него в летописях уже нет.
Думаю, что к этому времени основные запасы серебряной утвари в Прикамье были почти вычерпаны в виде боевой добычи или дани. А при таком «прагматичном» подходе к серебряным предметам их художественная ценность вряд ли кого-нибудь интересовала, да и доходила дань до русской казны, вероятно, уже сплавленная в слитки или в виде лома -так удобнее везти. Поэтому в русских средневековых землях находок серебряной восточной посуды практически нет, есть редкие серебряные восточные украшения и бронзовые (не драгоценные) сосуды. И хотя восточные сосуды VIII-XI вв. распространены от Поволжья и По-днепровья до Швеции, серебряная посуда встречена здесь только в виде лома. Она, как и разрезанные на несколько частей восточные монеты, принималась на вес, как средство оборота. По мнению
В.П. Даркевича, основная причина отсутствия серебряной восточной посуды на Руси - многократные переплавки ее, на
Блюдо с козерогом, д. Слудка Пермской губернии. Находка 1780-1781 гг. Восточный Иран, VIII век н.э., ГЭ. Серебро, позолота
что есть и указания в летописях, так, по указанию князя Владимира Волынского, в 1288 г. «блюда великаа сребренаа и кубьки золотые и серебренные сам пред своима очима поби и полья в гривны» [10, с. 148].
Откуда же на Урале и в Прикамье взялись такие запасы серебряной утвари, что вошли в историю и легенды?
В период раннего средневековья на Урале в составе смешанного финно-угорского населения региона по обе стороны хребта длительное время существует культурная и, вероятно, этническая гегемония угорских племен. Во всяком случае, вплоть до ухода с Южного Урала на «поиски новой Родины» древних мадьяр-
9
ских племен , этнокультурная гегемония угров была практически безраздельной. И хотя к южноуральским мадьярам в их переселении присоединились племена Верхнего и Среднего Прикамья, угорский характер духовной и материальной культуры для большинства территорий Урала можно прослеживать вплоть до XI-XIII вв.
Культура угров, по мнению ряда археологов, этнографов и культурологов, отличается удивительной устойчивостью многих традиций [10, с. 20 и далее], в том числе особым почитанием серебра и вообще металла белого, небесного, лунного, божественного цвета. Так, у хантов и манси именно серебро, а позже свинец и олово как белые металлы, выступали в качестве основы для изображений духов-покровителей и их помощников [18, с. 13-14] в рамках традиции использования посуды из белого (священного) металла [4, с. 59], серебряные сосуды играли особую роль в обрядности обских угров, использовались как символы божественности, как жертвенная посуда, а вещи из серебра «Щитки, гривны, серьги, под-
вески, украшения приносились в дар духам-покровителям, выполняли роль вспомогательной атрибутики на медвежьем празднике, использовались как священные подвески на женских украшениях» [3, с. 115-118].
Серебро у угров играло роль «небесного, священного металла». Поэтому на каждом родовом, а тем более на племенном святилище должно было быть определенное количество серебряных сосудов, используемых во время разных обрядов, и множество иных серебряных изделий, приносимых в жертву богам. Очень важным было обеспечение возможности общаться с великим героем угорского народа - небесным всадником АЫаН, мифическим героем, народным заступником, поборником справедливости, «За миром наблюдающим человеком», Мир-Сусне-Хумом - седьмым сыном бога То-рума и богини Калтась. Он объезжает землю по небу на белом восьмикрылом коне, который не должен касаться копытами земли. Поэтому, по сообщению известного этнографа и археолога В.Н. Чер-нецова, при «вызове шаманами духа «за народом смотрящего человека» у задней стены юрты ставились четыре металлические тарелки. У некоторых родов, а тем более у крупных, на издревле существующих святилищах имелись для этого серебряные тарелки и блюда» [19, с. 120]. Н.Л. Гондатти, описывая обряды вызова богов и духов, также указывает на употребление серебряных сосудов: «Очень часто перед жильем ставится предварительно несколько серебряных или вообще металлических тарелочек, чтобы божий конь мог стоять не на голой земле или снегу» [9, с. 173]. Поскольку «небесный всадник» мог ездить не один, то тарелочки нужны были для всей компании.
Этнограф Н.А. Абрамов в «Описании
9 Этот период под названием «Завоевание», или «Обретение Родины на Дунае» середины - второй половины IX в. является важной частью истории не только венгров, но и угорских народов в целом, он ознаменовался движением от Предуралья и Южного Урала через степи Южной России и Украины, через Карпаты на Средний Дунай в Паннонию огромной массы угорского и, вероятно, некоторой доли тюркского населения (из степей Приазовья). По разным оценкам венгерских археологов и историков, число переселявшихся было от 25 до 500 тыс. человек.
Блюдо с оленем и мировым древом, д. Волгина Соликамского уезда. Находка 1851 г.
Центральная Азия, VII век н.э. Утрачено.
Серебро, позолота
Березовского края» (1857 г.) указывает несколько иное использование серебряных тарелок - для изображения трона идола, среди главных остяцких идолов указывается кумир из золота, сидящий в серебряной чаше [1]. В более позднее время (XVI-XIX вв.) серебряную посуду заменяли посудой из белого металла, напоминавшего уральским уграм серебро. Так, по описанию естествоиспытателя и этнографа Финша, в одном из остяцких святилищ «идол состоял из мумиеподобной связки около 4 футов длиной, окружавшей ствол дерева и обмотанной красным сукном и лентами. Сверху связки, на том же стволе были прикреплены четыре металлические тарелки, из которых две большие, отлитые из олова, были европейского происхождения. Другие две тарелки имели около 3,5 дюйма в диаметре и были из серебра. На дне одной из них находилось грубое изображение северного оленя, а на другой - лося, и, кроме того, плоские края обеих тарелок были украшены охотничьими сценами, представляющими человека в длинной шубе и с луком в руках, преследующего волка или собаку» [6]. Блюда, таким образом, изображали лица богов.
Как пишут О.Н. Бадер и А.П. Смирнов: «До Октябрьской революции в голодные годы в Зауралье нередко можно было встретить на рынках древние серебряные блюда и чаши или слышать о смельчаках, решавшихся «сорвать шайтана», то есть с опасностью для жизни ограбить языческое святилище, где наряду с принесенными в жертву лучшими мехами хранились серебряные блюда, чаши и серебряные фигурки людей и животных» [2, с. 21].
На ритуальное использование сосудов из серебра указывают и многочисленные «шаманские» рисунки, нанесенные тонким режущим предметом (нож, шило?) на лицевую и оборотную стороны сосудов. Эти рисунки изображали различные сцены из ритуалов: мужские фигуры в остроконечных шлемах с саблями в руках, рыбы, птицы, лошади, лоси. Рисунки эти нанесены тонкими линиями и мало заметны, очевидно, здесь важным был не сам рисунок, а ритуал, совершавшийся в процессе рисования. Может быть, процесс рисования на священном блюде гарантировал победу в сражении, удачу на охоте и т.д.
По мнению Б.И. Маршака, поступление торветики в Предуралье и на Урал началось еще в ГУ-У вв. и закончилось в ХШ-ХГУ вв. [15, с. 80]. При этом серебро Востока, а с ХІ-ХІІ вв. и серебро Запада, попадало в Предуралье и Зауралье через разнообразных посредников, контролирующих на данный момент Всемирную торговую систему и ее важный отрезок -Камский (Пушной) торговый путь: Хаза-рия, Византия, Волжская Булгария, Золотая Орда.
Считается, что сюжетика восточной посуды, в особенности Сасанидской, сыграла заметную роль в сложении художественного угорского стиля, а идеология, выраженная в искусстве Ирана, Согда и Хорезма повлияла на складывание мировоззрения угров, в котором чувствуется сильное влияние митраизма.
Завершая рассказ о серебряных сосудах, поступивших на Урал в эпоху средневековья, необходимо отметить, что они за-
крепили традицию использования в обрядах уральских угров изделий из священного металла - серебра. Яркие и уникальные образцы восточной торевтики надолго оказались в центре уральской ритуальной практики, а представленные на них сюжеты внесли лепту в развитие мифологических представлений и изобразительных канонов угров Урала и Западной Сибири. Часть привезенных в Прикамье и на Урал серебряных сосудов переделывалась средневековыми местными жителями в украшения и культовые предметы. Например, угорскую этническую культуру отличает использование погребальных лицевых покрытий - масок, они типичны для древних и этнографических хантэ и манси, распространены в древневенгерских могильниках Паннонии. К настоящему времени в Пермском крае известно несколько сотен таких серебряных масок в виде раздельных наглазников и наротников, полумасок и цельных масок из тонко раскованного серебряного листа или фольги. Некоторые
из них имеют рисунки, сделанные чернью и имитирующие татуировки, часть масок явно портретные - на них переданы черты покойного, показаны ресницы, брови, усы, борода.
Но серебряная посуда только часть потока серебра, устремившегося с VI вв. в Уральские леса. Значительную часть этого потока составили серебряные монеты. Их диапазон весьма разнообразен: от сасанидской драхмы У1-УП вв. до золотоордынских монет XIV в. Среди монет есть западноевропейские денарии, византийские миллиаресии, арабские и булгар-ские дирхемы. Больше всего арабских дирхемов, на их распространение через булгарских торговцев указывают находки вместе с монетами складных весов, аналогичных найденным в Волжской Булга-рии, и монеты булгарского чекана, находимые вместе с арабскими монетами. Максимальный приток арабской монеты в Предуралье приходится на Х - первую половину XI вв. К наиболее крупным кла-
Блюдо с орлом, держащим в когтях антилопу, с. Суды Уинского района. Находка 1954 г. Восточный Иран, VII в. ПХГ. Серебро
дам арабских дирхемов относится Чер-дынский 1860 г. с 6 тысячами дирхемов, Майкарский, содержавший несколько больше тысячи монет, Ягошурский (Удмуртия) - с 1,5 тысячами монет. Большинство т.н. монетных кладов были смешанными - монетно-вещевыми. Например, в тот же Ягошурский клад входили еще слиток серебра и серебряный кувшин. Таким образом, большая часть т.н. монетных кладов маркируют какие-либо святилища или жертвенные места.
О таких святилищах, где в огромном количестве угорские племена из века в век копили монеты и серебряную утварь, рассказывает такой поэтичный, нередко фантастичный, но в чем-то и правдивый источник, как скандинавские саги.
Вот что рассказывает одна из скандинавских саг (в сборниках XIII в.) о походе братьев Карли, Гюнстейна и Торира Собаки в Биармию: «...пришли они на место, на большом пространстве, свободное от деревьев, где была высокая деревянная ограда с запертой дверью; эту ограду охраняли каждую ночь шесть сторожей из местных жителей. Торир сказал: на этом дворе есть курган, насыпанный из золота и серебра, смешанных с землей; к нему пусть отправляются наши; на дворе стоит бог биармов, который называется Иомаль; пусть никто не осмеливается его ограбить. Затем, подойдя к кургану, собрали сколь можно больше денег, сложив их в свое платье.». Потом Торир велел им уходить, отдав такое приказание: «Вы, братья Карли и Гюнстейн, идите вперед, а я пойду самым последним (и буду защищать отряд)». После этих слов все отправились к воротам. Торир вернулся к Ио-малю и похитил серебряную чашу, наполненную серебряными монетами, стоявшую у него на коленях [2, с. 24].
Еще в большем количестве, чем монет и сосудов, в Прикамье и на Урал в период раннего средневековья поступало серебряных украшений: поясные наборы, височные подвески, перстни, браслеты, медальоны, цепи, лицевые пластины от поясных кожаных сумочек-кошельков вен-
герского типа, так напоминающих знаменитую древнемосковскую «калиту». Большинство этих украшений - продукция ювелиров Волжской Булгарии, часть создана на месте предуральскими мастерами из металла от переплавленных монет, часть - продукция т.н. «венгерского круга». Практически на каждом могильнике и поселении ломоватовской, нево-линской и поломской археологических культур археологи находят эти предметы.
Разнообразие серебряных украшений просто поражает воображение. Так, в составе клада, который был найден колхозником Ф.Е. Езовым в 1927 г. при работах на огороде в с. Вильгорт Чердынского района было 26 серебряных украшений: многолепестковые, квадратные и круглые накладки от головного убора, украшенные припаянными серебряными жгутиками и зернью, расплющенными и перевитыми золочеными проволочками, вставками сердолика; колпачки от перстней, украшенные зернью и сканью. Фон круглых частей подвесок заполнен золотыми прокладками из тонко раскованных ска-ных проволочек. В Вильгортских находках в качестве вставок в круглые шатоны использованы шаровидные бусины из красного сердолика или разломанные по-
Лицевая пластина от поясной сумки, переделанная в погребальную маску. Пермский край, случайная находка. Венгрия (?), ХІ-ХІІ вв. Серебро, позолота
полам граненые бусы из того же материала. Позже здесь же была найдена серебряная подвеска-лунница, украшенная вставкой из голубого стекла или бирюзы, обильной зернью и сканью, прокладками из золотых пластин [5, рис. 33].
Великолепными образцами булгар-ской ювелирной продукции являются серебряные массивные браслеты-наручи из Пермского края. Интересным образцом браслетов этого типа является браслет из Чупинского клада, хранящегося в Березниковском музее. Чупинский браслет имеет два продольных углубления; бордюры, образованные углублениями, украшены строчными орнаментами из глазков. Закругленные расширяющиеся концы браслета украшены поясками из крупной катушечной филиграни, крупной кап-
Восточные монеты, привозные украшения. Х—ХШ вв. Серебро, вставки из стекла
левидной зернью, а также более мелкой зернью, группирующейся пирамидками, и прокладками из золота. В центре каждой конечной лопасти имеется квадратный шатон под вставку из сердолика. По многим признакам - расположению зерни, вставкам, катушечной филиграни, глазко-вому орнаменту - данный браслет может быть отнесен к продукции булгарских ювелиров. Определенные аналогии таким браслетам прослеживаются в средневековом Хорезме, тогда как некоторые приемы обработки поверхностей данного изделия напоминают приемы обработки поверхности и орнаментации Сартаковского серебряного наруча, чья булгарская принадлежность определена в свое время археологом В.Ф. Генингом [8].
Часть этих предметов найдена при раскопках могильников и поселений, но часть известна и из кладов, т.е. культовых мест. С исчезновением или разрушением культовых мест серебро «уходило» под землю, откуда спустя сотни лет вторично появлялось на свет в составе «кладов».
Монетное и вещевое серебро попало к уграм Урала и Приобья в результате активной международной торговли. Среди статей вывоза из Предуралья фигурируют не только меха, - безусловно, главный торговый эквивалент10, но и слитки меди и бронзы, отборное зерно и продукт огромной ценности для раннего средневековья - соль.
Но, тем не менее, именно меховая торговля привлекала пристальное внимание к Прикамью, Уралу и Приобью. Различные меха: белки, соболя, куницы, черной и красной лисы, горностая, бобра, песца были основным товаром, который менялся на серебро. Меха привлекли как восточных, так и русских торговцев. Меха были добычей русских «ратей» наряду с восточным серебром. Соболи и горностаи в средневековье в обилии водились по
10 Шараф аз-Заман Тахир ал-Марвази, арабский ученый, придворный врач сельджукского султана, XII в., писал в своей работе о торговле волжских булгар с Предуральем «...вывозят от них превосходных соболей и другие прекрасные меха, ведь они охотятся на этих зверей, питаются их мясом, одеваются в их шкуры». Меха использовались на Востоке и в Византии как важнейшая часть парадных, служебных и церемониальных одежд, знак отличия и с гигиеническими целями.
обеим сторонам Северного и Среднего Урала в кедрачах, эти меха крайне высоко ценились и в умеренном климате Европы, и на жарком Востоке. Количество этого ценного пушного зверья было огромным, и добыча меха велась в гигантском масштабе. К сожалению, для раннего средневековья цифровых оценок меховой охоты в источниках нет, но хорошо известно, что в 1586 г. на Западную Сибирь был наложен ясак в 200 тыс. соболей. С Северного и Приполярного Урала, возможно, вывозили также охотничьих птиц, в частности, кречетов-соколов.
Лучших соколов для охоты, как отмечает
H.И. Кутепов, привозили с Приполярного Урала [14]. Но уже после первых походов в Югру - на Урал, для русских главной добычей, основной прибылью, к которой нужно было стремиться, прорываясь в международную торговую систему, становится серебро в виде монет и разнообразной серебряной утвари, которыми эти земли были богаты и которые были накоплены на угорских святилищах и в семьях как раз в результате высокого уровня развития международных торговых связей по причине участия жителей Преду-
Библиографический список
I. Абрамов Н.А. Описание Березовского края // Записки Русского географического общества, 1807. -СПб., 1807. - Кн. 12. - С. 329-448.
Бадер О.Н., Смирнов А.П. «Серебро закамское» первых веков нашей эры. Бартымское местонахождение / Тр. ГИМ: Памятники культуры. Вып. XIII. - М.: Гос. изд-во культ.-просвет. лит-ры, 1954. - С. 21.
Бауло А.В. Атрибутика и миф: металл в обрядах обских угров. - Новосибирск: изд-во ИАиЭ СО РАН, 2004. - С. 115-118.
Бауло А.В. Новые материалы об использовании русских изделий в обрядах обских угров // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: материалы Годовой сессии ИАЭТ СО РАН. - Новосибирск, 2006. - Т. XII, ч. II. - С. 59.
Белавин А.М.Камский торговый путь. Средневековое Предуралье в его экономических и
этнокультурных связях. - Пермь: изд-во ПГПУ, 2000. - 200 с.
Брэм А., Финш О. Путешествие в Западную Сибирь д-ра О. Финша и А. Брэма. - М. 1882. Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись «Историко-филологический сборник Коми филиала АН СССР». - Сыктывкар, 1958. - Вып. 4. - С. 257-271.
Генинг В.Ф. Серебряный браслет из Верхнего Прикамья // КСИА № 57. М.: изд-во АН СССР,
1955. - С. 135-136.
Гондатти Н.Л. Предварительный отчет о поездке в Северо-западную Сибирь. Годичные заседания комитета для устройства в Москве Музея прикладных знаний. 30 ноября 1887 г. М., 1888. - С. 173.
10. Даркевич В.П. Художественный металл Востока VШ-XШ вв. Произведения восточной торевтики на территории европейской части СССР и Зауралья. - Изд. 2-е. - М.: Кн. дом «ЛИБЕРКОМ», 2010. - 184 с.
11. Казаков Е.П. Волжские болгары, угры и финны в вв.: проблемы взаимодействия. - Казань:
ИИАН РТ, 2007.
ралья, Урала и Зауралья в системе Восточной торговли.
К сожалению, подавляющая часть серебряной утвари не стала предметом изучения археологов и историков. Таким образом, те сокровища торевтики и нумизматики, которые поступили в музеи мира из Предуралья, - лишь малая часть поис-тине огромного богатства, скопившегося здесь в результате активной торговли и особого отношения к священному белому металлу в VII-XIV веках. Да и в наше время большая часть драгоценных находок делается варварскими методами - археологические грабители, т.н. «черные археологи» с помощью металлодетекто-ров обшаривают археологические памятники и их окрестности, разрушают древние могилы, дограбливают древние святилища. Их не интересуют ни условия залегания находок, ни сюжетика изображений, ни что иное, способное углубить представления общества о прошлом, раскрыть тайны древнего сознания, расширить представления об истории искусства. Их интересуют только деньги, которые можно выручить за эти предметы. И это наша беда.
2.
3.
4.
9.
12. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. V. 1815. - [Электронный ресурс] -url: http://az.lib.m/k/karamzin n m/text 1050.shtml
13. Кинжалов Р.В., Луконин В.Г. Памятники культуры Сасанидского Ирана // Л.: изд-во Гос. Эрмитажа, 1960. - 48 с.
14. Кутепов Н.И. Великокняжеская и царская охота на Руси. - СПб., 1896.
15. Маршак Б.И. Серебро за меха // Византийская идея. Византия в эпоху Комнинов и Палеологов. -СПб, 2006. - С. 80.
16. Пастушенко И.Ю. Хорезмийская чаша из Верх-Саинского могильника // Вестник археологии, антропологии и этнографии. ИПОС СО РАН. - 2011. - № 1 (14). - С. 98-102.
17. Полное собрание русских летописей. - СПб.: Б.и., 1843. - Т. 1, 2. - С. 51.
18. Черемисина К.П. Сферы сакрального и обыденного в традиционной хантыйской культуре: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Томск, 2010. - С. 13-14.
19. Чернецов В.Н. К вопросу о проникновении восточного серебра в Приобье // Тр. Ин-та этнографии АН СССР. (Памяти Д.Н. Анучина). - М., 1947. - С. 120.
«SEREBRO ZAKAMSKOE» IN HISTORY AND ARCHAEOLOGY OF THE PERM CIS-URALS
A. M. Belavin
In the 5-13th centuries silverware, oriental coins, silver adornments and costume details arrived at the Perm Cis-Urals in exchange for furs. These objects were accumulated in the sanctuaries and in the family (ancestral) riches. In the 12-14th centuries silver utensils and coins reached Old Russian centres as tribute and are now known in the historical literature as “serebro zakamskoe” (“silver of the Kama region”).
Keywords: toreutics, Oriental coins, silver jewelry, fur trade.
Сведения об авторах
Белавин Андрей Михайлович, доктор исторических наук, проректор по научной работе и внешним связям, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24; директор, Пермский филиал Института истории и археологии УрО РАН, 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24; e-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 16.04.2013 г.