УДК 336.711
СЕНЬОРАЖ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ
ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА: ТЕОРЕТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
О. В. СМИРНОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов E-mail: smirnova-ranhigs@yandex. ru Тверской филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ
В статье уточнено понятие «сеньораж». Раскрыт механизм влияния инфляции на величину сеньоража центрального банка. Представлена разработанная автором теоретическая модель формирования доходов и прибыли центрального банка в зависимости от темпов инфляции.
Ключевые слова: сеньораж, доход, прибыль, центральный банк.
В финансовой литературе под сеньоражем принято понимать доход, который получается от эмиссии денег и образуется вследствие превышения (причем существенного в условиях фидуциарных денег) номинальной стоимости денег по отношению к себестоимости их изготовления и затратам по поддержанию денежного обращения. Заметим, что использование понятия «доход» с экономической точки зрения в данном случае представляется не совсем точным, так как это больше соответствует понятию «прибыль», которая определяется в виде разницы между доходами и расходами. Применительно к эмиссии денег под доходом следует понимать совокупную номинальную стоимость дополнительной эмиссии денег за определенный период времени (с учетом того, что доход является величиной потока, а количество денег в обращении на конкретные даты - величиной запаса). В связи с отсутствием в финансовой литературе четкого методологического представления о сеньораже рассмотрим его более подробно.
Эмиссия денег выступает источником дохода. Для государства - это один из источников для покрытия расходов, альтернативных налогам. Производя эмиссию денег, государство получает дополнительный доход. Однако в современной кредитно-финансовой системе функция эмиссии денег монопольно передана специальному институту - центральному банку, поэтому доход от эмиссии денег получает не правительство страны, а центральный банк. Вместе с тем центральный банк, несмотря на свою независимость от правительства, фактически может использовать эмиссионный механизм в целях покрытия правительством бюджетных расходов. В этом случае денежно-кредитный механизм будет подстраиваться под состояние государственного бюджета.
Методологически эмиссионные ресурсы следует рассматривать не как собственные средства, а как обязательства, которые не требуют выплаты процентов. Поэтому центральный банк не может передать правительству эти средства на безвозвратной основе, а только в форме кредитной операции.
Такая передача для центрального банка будет означать факт временного размещения средств у правительства (в форме кредитов, займов, в том числе облигационных).
Для правительства страны получение эмиссионных ресурсов от центрального банка может происходить в форме заимствования, что согласно бюджетной методологии рассматривается не как
бюджетные доходы, а как доходы, которые покрывают дефицит бюджета и увеличивают величину внутреннего государственного долга [2, ст. 23].
Таким образом, с позиции существующей бюджетной и денежно-кредитной методологии эмиссия денег для центрального банка и правительства хотя и выступает доходом, но имеет кредитный характер1. Причем эмиссионные ресурсы (в отличие от обычного кредита) не требуют своего погашения в силу того, что это приведет к снижению объема платежных средств в экономике, что при определенных условиях может привести к снижению деловой активности в стране и падению ВВП. Эмиссионный доход для центрального банка выступает основным источником дохода, который может использоваться им для реализации своих функций и выполнения общественной роли как денежно-кредитного и валютного регулятора.
Эмиссия денег позволяет иметь центральному банку прибыль из-за получения практически беспроцентных финансовых ресурсов (пассивов), которые затем размещаются им в доходные активы (ценные бумаги, депозиты в центральных банках иностранных государств и пр.) [5; 6]. Коммерческий банк вынужден привлекать денежный капитал на рынке, уплачивая за это проценты по вкладам по депозитам и за размещенные ценные бумаги, что не свойственно центральному банку как эмиссионному институту (кроме случаев размещения им ценных бумаг в целях абсорбирования денежной массы для реализации мер борьбы с инфляцией и пр.). Издержки центрального банка как эмиссионного института по обслуживанию денежного обращения оказываются существенно (в десятки раз) меньше платы, которую следовало бы уплачивать за привлечение финансовых ресурсов с рынка денежного капитала. Так, в 2000 г. расходы Банка России по обслуживанию денежного обращения составляли 0,6 % в год от величины налично-денежной массы [3], в то время как ставка рефинансирования в том же году была в диапазоне от 55 % (в начале года) до 28 % (в конце года).
1 Заметим, что существующие ограничения по бюджетному законодательству РФ не позволяют Банку России непосредственно предоставлять кредиты Правительству РФ, а также приобретать государственные ценные бумаги при их первичном размещении (ст. 92 Бюджетного кодекса РФ). Данная норма направлена на недопущение обеспечения сбалансированности федерального бюджета за счет денежной эмиссии. Такая норма в бюджетное законодательство была включена после дефолта в 1998 г
В прибыли центрального банка условно можно выделить две составляющие (в зависимости от действия ключевых факторов, влияющих на ее величину):
— первая связана с обычной кредитной деятельностью, присущей ординарным финансовым институтам (кредитным организациям, инвестиционным и финансовым компаниям и пр.);
— вторая связана с получением дохода вследствие монопольного выполнения функции «производства денег» в экономике (получение сеньоража).
Методологически центральные банки не разделяют получаемую прибыль в зависимости от данных двух видов деятельности. Такое разделение прибыли позволило бы увидеть, что сеньораж является главным источником прибыли центрального банка.
В вопросе о прибыли центральных банков большой научный интерес представляет определение ее относительной величины (нормы прибыли). Норма прибыли - это какая-либо относительная величина прибыли (рентабельность капитала), которая рассматривается как общественно необходимая прибыль на вложенный капитал. Уместно также поставить вопрос о том, существует ли финансово-экономический механизм, который приводит к формированию нормы прибыли центрального банка, или насколько относительная ее величина подчиняется действию тех или иных закономерностей и каковы данные закономерности.
Заметим, что по отношению к центральным банкам не действует закон уравнивания нормы прибыли в силу исключения их из сферы действия межсекторальной конкуренции, благодаря которой при прочих равных условиях норма прибыли в различных секторах экономики должна выравниваться. Отклонение от нормы прибыли в механизме межсекторальной конкуренции должно определяться:
— во-первых, наличием «входных» и «выходных» секторальных барьеров;
— во-вторых, периодом времени, в течение которого действует межсекторальный «перелив» капитала. В модели межсекторальной конкуренции центральный банк можно рассматривать как специфическую монополию.
В чем отличие специфической монополии Банка России от обычной монополии, рассматриваемой в микроэкономике?
По мнению автора, это отличие состоит в том, что Банк России не должен преследовать цели максимизации прибыли, в отличие от обычной монополии (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительная характеристика экономического поведения фирмы-монополиста и центрального банка
Признак сравнения Фирма-монополист Центральный банк
Цель экономического поведения Максимизация прибыли «Производство» общественного блага - доставление платежных средств для расчетов в экономике, реализация денежно-кредитной политики и выполнение прочих некоммерческих функций
Условие максимизации прибыли Р = МС / (1 + 1/Е), где Р - цена, при которой монополист максимизирует прибыль; МС - предельные издержки; ЕЛ - коэффициент эластичности спроса (1 + г 1 (*2+100%^ =0, 1 100%; г + 1 12 1 +100%) где г - годовая инфляция, %; г - реальная ставка процента
Наличие сверхприбыли Сверхприбыль, как правило, присутствует (за редким исключением) Сверхприбыль зависит от макроэкономической ситуации и характера проводимой денежно-кредитной политики
Источник: авторская разработка.
С позиции теоретических представлений микроэкономики монополисты должны получать большую норму прибыли на капитал, чем фирмы, действующие в других моделях рынка (олигополия, монополистическая конкуренция и чистая конку-ренциия), а отношение сверхприбыли (получившей название «экономической прибыли») к вложенному капиталу должно быть максимальным. Такое отношение в экономической науке получило название «коэффициента Бэйна» (или норма экономической прибыли) [1, с. 312]. Монополист, как и любая другая фирма, будет увеличивать объем производства до тех пор, пока его предельный доход не станет равным предельным издержкам (MR = МС). В связи с этим в микроэкономике была получена формула, позволяющая рассчитать цену, при которой монополист будет максимизировать прибыль [1, с. 312]: Р = МС / (1 + НЕ).
Вместе с тем чисто теоретически и центральный банк может максимизировать свою прибыль, хотя это и может приходить в противоречие с функциями, вменяемыми ему обществом как особому экономическому институту. Здесь следует исходить из того, что центральный банк всегда сталкивается с конфликтом интересов, который заключается в необходимости выполнять свою общественную функцию, а также в необходимости обеспечивать покрытие расходов доходами и роста капитала [4].
Теперь рассмотрим вопрос о том, нужна ли центральному банку прибыль вообще или он может функционировать без нее. Конечно, в том случае,
если центральный банк является частным институтом, то прибыль должна рассматриваться в качестве вознаграждения на вложенный капитал и должна быть одним из необходимых элементов в деятельности такого института. Банк России и большинство центральных банков мира - это государственные институты, получающие прибыль.
По мнению автора, прибыль центральному банку как государственному институту необходима в целях постоянного увеличения капитала (собственных средств) в абсолютном выражении, что в противном случае привело бы к сокращению доли собственных средств, вплоть до нуля.
Факторами такого сокращения выступают:
- во-первых, инфляция, которая в конечном итоге сопровождается ростом номинальной величины обязательств центрального банка (включая величину денежной базы);
- во-вторых, рост реального ВВП, что приводит к необходимости увеличения денежной базы и росту величины всех обязательств центрального банка.
Рассмотрим это на некоторых примерах.
1-й пример. Пусть капитал центрального банка на 01.01.2010 составляет 2 000 млрд ден. ед., а обязательства - 8 000 млрд ден. ед. Это означает долю собственных средств центрального банка в общей величине всех средств в 20 % (2 000 млрд ден. ед. / (2 000 млрд ден. ед. + 8 000 млрд ден. ед.)). Далее предположим, что в 2011 г. инфляция составила 7,3 %, а рост ВВП - 5,4 %. Следовательно, в номинальном выражении рост ВВП в 2011 г. по
сравнению с 2011 г. составил 1,131 (1,073 • 1,054), или 13,1 %. Соответственно, при прочих равных условиях это потребует увеличения денежной базы и прочих обязательств центрального банка также на 13,1 %, и их величина на 01.01.2011 должна составить 9 048 млрд ден ед. (8 000 млрд ден. ед. • 1,131). При прежней величине капитала доля капитала в общих пассивах центрального банка понизится до 18,1 %.
Понятно, что чем больше темпы инфляции и роста реального ВВП, тем меньше будет доля капитала в величине пассивов центрального банка.
Однако в том случае, если будет принято постоянство не доли пассивов центрального банка в ВВП, а постоянство доли активов, то в указанном примере за год величина активов должна увеличиться на 13,1 % и составить 13 100 млрд ден. ед., а величина обязательств (при неизменной величине капитала) должна составить 11 100 млрд ден. ед. (13 100 млрд ден. ед. - 2 000 млрд ден. ед.). В этом случае доля капитала центрального банка в ВВП снизится уже не до 18,1, а до 15,3 %. Таким образом, рассматривая в качестве постоянной величины долю активов, а не пассивов, можно получить эффект более сильного снижения доли капитала центрального банка в величине его пассивов.
На практике строгого постоянства доли пассивов или активов центрального банка по отношению к ВВП не существует в силу особенностей динамики спроса на деньги, изменения процентной ставки, изменения нормы обязательных резервов, специфики денежно-кредитной политики и пр. Но в целом постоянство доли активов или пассивов центрального банка по отношению к ВВП можно рассматривать в качестве базовой теоретической модели, позволяющей понять необходимость номинального роста капитала центрального банка, где в качестве одного из важнейших источников его роста следует рассматривать его прибыль2.
Итак, рассмотренный пример позволил автору разработать следующее уравнение формирования необходимой прибыли центрального банка:
псЬ / КсЪ = (1 + //100 %) (1 + £/100 %) - 1, где псЬ - прибыль центрального банка;
КсЬ - капитал центрального банка;
2 В качестве другого источника роста необходимо рассматривать переоценку активов центрального банка, результаты которой по существующей методологии не относятся на финансовый результат деятельности, а приводят к увеличению иных пассивов в капитале.
1 - годовая инфляция, %;
g - темпы роста национальной экономики, %.
Показатели /, £ и отношение ксЬ/КсЬ должны рассчитываться не за один или несколько лет, а за долгосрочный период времени (наиболее целесообразно - за 20 лет).
При незначительном значении величин /, £ и отношения пс Ь/Кс Ь (равных нескольким процентам) условие постоянства доли пассивов центрального банка в ВВП можно представить следующим образом:
Пс. Ь / КсЬ Ь = (//100 %) + (£/100 %).
Рассмотрим следующий условный пример.
2-й пример. Пусть долгосрочные темпы роста национальной экономики прогнозируются на уровне 5 % в год, а темпы инфляции - 3 %. В этом случае центральному банку необходимо обеспечивать минимальную рентабельность капитала (псЬ/КсЬ), равную 8 % (5 % + 3 %).
Теперь предположим, что при тех же прогнозируемых темпах роста национальной экономики прогнозируемые темпы инфляции будут составлять 20 %. Тогда минимальная рентабельность капитала центрального банка должна составлять 26 % ((1,05 • 1,2 - 1) 100 %).
Таким образом, чем больше темпы инфляции, тем соответственно должна быть больше рентабельность капитала центрального банка (чтобы обеспечить стабильность соотношения между его капиталом и обязательствами). При отсутствии инфляции минимальная рентабельность капитала центрального банка должна быть равна проценту роста национальной экономики. В рассмотренном выше примере - 5 %.
Указанные примеры не позволяют делать вывод о том, что центральный банк должен быть заинтересован в минимизации инфляции также и в силу того, что тогда ему следует обеспечивать низкую доходность капитала для поддержания некоторого соотношения между величиной его капитала и величиной обязательств. С позиции влияния на финансовый результат инфляция, наоборот, будет приводить к росту реальной рентабельности центрального банка, а также к росту соотношения между прибылью центрального банка и ВВП (псЬ/ВВП).
При неизменном соотношении между денежной базой и ВВП рост инфляции будет приводить к росту доходов центрального банка не только в номинальном выражении, но и по отношению к ВВП. Расчеты доходов центрального банка от выполнения
им функции по эмиссии денег в зависимости от темпов инфляции представлены в табл. 2. Денежная база условно принята равной 10 % ВВП, а реальная ставка размещения активов - 3 % годовых.
При инфляции, равной 1 % в год, доходы центрального банка от эмиссии денег будут составлять 0,1 % ВВП, при инфляции 10 % - 1,0 % ВВП, при инфляции 100 % - 7,1 % ВВП, при инфляции 1 000 % -24,6 %. По расчетам автора (при тех же параметрах: величина денежной базы по отношению к ВВП; доходность активов центрального банка), при инфляции, равной 25 300 % в год (соответствует росту цен в 254 раза), доходы центрального банка от эмиссии денег должны стать равными величине ВВП. Понятно, что в действительности это представляется не реалистичным, и по мере роста темпов инфляции доля денежной базы в ВВП будет уменьшаться.
Итак, сеньораж, получаемый центральным банком, будет тем больше, чем больше будут темпы инфляции.
Рассмотрим это в рамках следующей теоретической модели, разработанной автором.
Теоретическая модель формирования доходов и прибыли центрального банка в зависимости от темпов инфляции. Введем следующие допущения:
— рост уровня цен внутри года происходит равномерно;
— темпы роста денежной базы равны темпам роста уровня цен;
— реальный объем ВВП принимается неизменным;
— активы центрального банка переоцениваются в зависимости от изменения общего уровня цен, а индекс их переоценки равен индексу общего уровня цен;
средства от переоценки активов рассматриваются как доходы центрального банка; — доходы центрального банка формируются только за счет эмиссии денег.
Доходы и прибыль центрального банка по отношению к ВВП. Доходы TRd центрального банка можно рассчитать следующим образом:
TRd = TRd = - (d -d d 100%
d
0,
36л1 +-
100%
где d - доля денежной базы в ВВП, выраженная в коэффициентной форме; 1 - годовые темпы инфляции, %. Прибыль Лу центрального банка можно рассчитать следующим образом:
365г' • у 0 - ТС,,
^ = -
100%
3651 + -
100%
где r - реальная ставка процента;
TCd - расходы центрального банка.
Данные уравнения исходят из неизменности доли денежной базы в ВВП (d = constant). Однако в реальности следует исходить из существования обратной зависимости d от i, в соответствии с которой чем больше темпы инфляции, тем меньшую долю своего дохода и богатства экономические субъекты будут держать в форме наличных денег, соответственно, d будет меньше.
Формализованно такую зависимость представим в следующей форме:
d = f (i).
Тогда уравнение доходов центрального банка будет следующим:
Таблица 2
Зависимость изменения доходов центрального банка в зависимости от годовых темпов инфляции
Годовой прирост Годовой прирост денежной Доходы ЦБ
Уровень годовой Индекс денежной базы по от- базы (при постоянной доле де- (при реальной ставке раз-
инфляции, % роста цен ношению к величине нежной массы к ВВП, равной мещения активов в 3 %
денежной базы, % 10 %), в % к ВВП годовых), в % от ВВП
1 1,01 1 0,1 0,1
5 1,05 5 0,5 0,5
10 1,10 10 1,0 1,0
50 1,50 41 4,1 4,2
100 2,00 69 6,9 7,1
500 6,00 179 17,9 18,4
1 000 11,00 239 23,9 24,6
Источник: авторская разработка.
TRd =—(/ (/) - /(/) ). * 100% 1 ■
3<651 + -
100%
3(651 + -
365г
100%
/ (/) -
/ (/)
36Л1 + -
100%
= 0;
365г
100%
/ (/) -
/(/)
3651 + -
100%
//
> 0;
б) для прибыли:
( (
365г
100%
/(!) -
/ (/)
3651+
100%
- МО
365г
100%
= 0;
/ (1) --
/ (/)
3651+
- к(0
>0.
100%
Из этого получаем следующие уравнения: а) для дохода:
/ ^ ..... /'(/)
36511+
100%
/ '(0 -
1+-
100%
1+-
100%
= 0;
1 + -
100%
б) для прибыли: 3651 1+ 1
100%
/ '(0 -
/ '(0
При определении прибыли надо учитывать зависимость расходов центрального банка от уровня инфляции, так как чем больше уровень инфляции, тем больше издержки на производство и обслуживание денежного обращения.
Представим такую зависимость следующим образом:
ТСЛ = к (/).
Тогда прибыль центрального банка по отношению к ВВП можно выразить следующим образом:
365г / (/)
= (/(1) - к(1)).
1 + -
100%
1 + -
100%
1 + -
100%
= 0.
100%
Условиями максимизации доходов и прибыли центрального банка будут соответственно следующие уравнения:
а) для дохода:
( (
В результате решения этих уравнений относительно 1 (при заданных конкретных функциях /(/) и к(/) получим уравнения максимизации доходов и прибыли центрального банка по отношению к ВВП.
Доходы и прибыль центрального банка в номинальном выражении. Перевод доходов и прибыли центрального банка в денежное выражение (в оценку в национальных денежных единицах) при условии максимизации данных величин по отношению к ВВП можно получить исходя из следующих зависимостей:
ТЯ = ТЯс! • ВВП; п = лс! ■ ВВП,
где ТЯ и п - доходы и прибыль центрального банка в денежном выражении; ВВП - номинальный ВВП. Тогда уравнения доходов и прибыли центрального банка примут следующий вид: 365г..... ДО
TR = (
100%
(/ (0 -
) ВВП;
3б51
^ ( 365г ( Г(Л ^(/)
100%
100%
■ -Щ))) ВВП.
365 1
100%
Заметим, что центральный банк по сравнению с другими экономическими субъектами может максимизировать свой доход или прибыль, используя стратегию простого расширения денежной базы. Это приведет к росту эмиссионного дохода и прибыли в номинальном выражении.
Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы:
— во-первых, в современной денежно-кредитной системе сеньораж получает центральный банк (как эмиссионный институт, монопольно выполняющий общественную функцию «производства» денег в экономике).
— во-вторых, величина сеньоража центрального банка будет тем больше, чем больше уровень инфляции. Если в номинальном выражении сеньораж центрального банка практически не имеет своих пределов, то по отношению к ВВП будет существовать
г
2
г
2
такой уровень инфляции, который обеспечит максимум прибыли центрального банка от сеньоража;
— в-третьих, сеньораж посредством финансово-экономических взаимоотношений между правительством страны и центральным банком может быть перераспределен в государственный бюджет или может быть использован на покрытие его дефицита (как долговой источник покрытия бюджетного дефицита).
Список литературы 1. Авдашев С. Б. Теория организации отраслевых рынков / С. Б. Авдашев, Н. М. Розанова. М.: Магистр, 1998. С. 58.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
3. Отчет Банка России за 2000 г. М.: Агентство экономической информации «Прайм-ТАСС», 2001.
4. Сухарев А. Н. Механизм образования прибыли центральных банков // Финансы и кредит. 2011. 23 (455). С. 15—21.
5. Смирнова О. В. О влиянии денежно-кредитной политики на величину прибыли Банка России // Финансы и кредит. 2012. № 42 (522). С. 13—18.
6. Смирнова О. В. Статистические закономерности формирования прибыли Банка России // Финансы и кредит. 2012. № 40 (520). С. 8—17.
ФИНАНСЫ КРЕДИТ
Лучшие журналы для профессионалов-финансистов, экономистов, бухгалтеров, налоговиков
Не пропустите! Продолжается подписка на все издания! (495) 721-85-75, [email protected] www.fin-izdat.ru