ISSN 2311-8709 (Online) Банковская деятельность
ISSN 2071-4688 (Print)
ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭМИССИОННОГО ДОХОДА БАНКА РОССИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Александр Николаевич СУХАРЕВ
доктор экономических наук, профессор кафедры конституционного, административного и таможенного права,
Тверской государственный университет, Тверь, Российская Федерация
История статьи:
Принята 13.05.2016 Принята в доработанном виде 09.08.2016 Одобрена 31.08.2016
УДК 336.2 JEL: Н61
Ключевые слова:
эмиссионный банк, сеньораж, международные резервы, федеральный бюджет, макроэкономическое равновесие
Аннотация
Предмет. Эмиссионный доход и капитал Банка России.
Цели. Показать механизм и источники формирования капитала Банка России, его избыточность и необходимость большего изъятия в федеральный бюджет эмиссионных доходов регулятора.
Методология. Методологическую основу исследования составили формальная логика, системный подход и анализ статистических данных.
Результаты. Главным источником формирования капитала Банка России является эмиссионный доход, а большая его часть не принимает форму прибыли, поэтому не подлежит зачислению в федеральный бюджет. Представлены состав и структура капитала. Доказано, что Банк России может эффективно и результативно по-прежнему выполнять свои функции в условиях сокращения величины его капитала. Разработан финансово-макроэкономический механизм изъятия в федеральный бюджет части капитала Банка.
Выводы. Несмотря на отсутствие в современном банковском лексиконе и практике денежно-кредитного регулирования понятия сеньоража, он до сих пор существует как экономическое явление и оказывается присущ фидуциарным деньгам, эмитируемым центральными (эмиссионными) банками. Внешней формой такого сеньоража выступает не только прибыль, но и переоценка активов центрального банка. Постоянное аккумулирование положительной переоценки активов Банка России привело к образованию у него огромного капитала, часть которого должна быть перечислена в федеральный бюджет в целях обеспечения его сбалансированности. Такое изъятие должно осуществляться с учетом системы макроэкономического равновесия (внутреннего и внешнего). Одновременно необходима реализация мер по обеспечению выполнения Банком России общественно значимых функций.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Падение цен на нефть и введение экономических санкций со стороны западных стран привело к формированию новых экономических условий для России [1]. Возникла проблема сбалансированности федерального бюджета в условиях необходимости выполнения государством политических, социальных и иных функций. Требуется поиск решений на ближайшие несколько лет. В качестве важного источника дополнительных доходов федерального бюджета в течение этих нескольких лет следует рассматривать аккумулированные Банком России «эмиссионные накопления» в виде части его огромного капитала. Все это также ставит вопрос о целесообразности наличия у Банка России столь значительного капитала.
В экономической литературе по указанной тематике нет единой точки зрения [2-4]. Не все экономисты считают, что эмиссия современных (фидуциарных) денег приводит к получению сеньоража для эмиссионного (центрального) банка. Так, например, Д.В. Тулин пишет, что применительно к таким деньгам понятие «сеньораж» не используется в серьезных
академических учебниках, не употребляется в профессиональном лексиконе банковских работников и сотрудников органов государственного денежно-кредитного регулирования, не значится в классификации статей национальных и международных стандартов (правил) бухгалтерского учета и финансовой отчетности» [5]. Действительно, понятие «сеньораж» не фигурирует в финансовых документах и официально никак не рассчитывается. Однако из этого отнюдь не следует, что его нет, что он отсутствует как экономическое явление.
Нельзя согласиться с Д.В. Тулиным и в том, что «если эмиссионный доход (сеньораж) не находит отражения в бухгалтерском учете и финансовой отчетности участников эмиссионного процесса, то сеньоража не существует - по крайней мере как материально осязаемого явления, экономической категории, поддающейся количественному измерению» [5]. В современной денежно-кредитной системе сеньораж выступает как проявление сущности получаемой прибыли центральными (эмиссионными) банками. В то же
время нельзя согласиться и с тем, что понятие «сеньоража» не используется в серьезных академических учебниках. Практически ни один курс макроэкономики не обходится без рассмотрения сеньоража применительно к деньгам, эмитируемым центральными банками. Так, например, сеньораж рассматривается Дж.Д. Саксом и Ф.Б. Ларреном в книге «Макроэкономика. Глобальный подход». Также он рассматривается в учебнике «Макроэкономика» О.Н. Антипиной, Н.А. Миклашевской, А.А. Никифорова1 и др. [6]. Кроме того, сеньораж фигурирует в научных статьях ученых-экономистов [7-10]. Особенно широко он анализируется в трудах современных зарубежных ученых-экономистов [11-13].
Особо отметим, что сеньораж возникает только у центральных (эмиссионных) банков, и его не может быть у коммерческих банков при создании ими денег (в виде записей на счетах, электронных денег). Различие между деньгами центральных и коммерческих банков имеет принципиальное значение [14]. За созданными коммерческими банками деньгами стоят обязательства, требующие процентных выплат, а в отношении денег, создаваемых центральными банками, не требуется производить процентных выплат. Вот это и является источником сеньоража по сравнению с деньгами коммерческих банков. Если бы коммерческие банки обладали такой возможностью, которой обладают центральные (эмиссионные) банки, то и они бы получали особый эмиссионный доход (сеньораж)2.
Достаточно убедительно экономическая сущность, механизмы образования и типология сеньоража, получаемого центральными банками, показаны О.В. Смирновой3. Механизм образования сеньоража при фидуциарных деньгах следует отличать от механизма его образования при полноценных (металлических) деньгах. В условиях фидуциарных денег сеньораж возникает из получения эмиссионным банком денег практически бесплатно (не считая издержек их производства и обеспечения обращения), в то время как другие экономические субъекты могут
1 Антипина О.Н., Миклашевская Н.А., Никифоров А.А. Макроэкономика. М.: Дело, 2012. 496 с.
2 Смирнова О.В. Сеньораж и формирование прибыли центрального банка: теоретико-экономический аспект // Финансы и кредит. 2013. № 1. С. 22-28.
3 Смирнова О.В. Сеньораж: механизмы формирования и методы расчета // Финансовая аналитика: проблемы
и решения. 2012. № 40. С. 24-29; Она же. Электронные
деньги и проблема сеньоража // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 19. С. 31-34.
их получить на денежном рынке под определенную ставку процента. Таким образом, формирование сеньоража при фидуциарных и металлических деньгах существенно меняется, но это не меняет экономической сущности сеньоража - монопольного дохода от эмиссии
4
денег .
Интересным также представляется исследование, проведенное М.В. Варфоломеевой, которая указывает, что на величину сеньоража центрального банка воздействует характер проводимой им денежно-кредитной политики. Так, в условиях денежной экспансии центральный банк получит больший сеньораж, чем в условиях рестрикционной денежно-кредитной политики.
Но нельзя согласиться с точкой зрения С.Ю. Глазьева, который сеньоражу приписывает избыточные функции, считая его чуть ли не орудием эксплуатации со стороны США остальных стран, а сама величина сеньоража значительно завышается [15]. При этом автор подвергает резкой критике Банк России, который ограничивает денежную эмиссию и наращивает международные резервы, лишая страну возможности получения сеньоража. Дело в том, что Банк России находится в системе экономических ограничений и не может произвольно увеличить денежное предложение ради получения сеньоража. Это не является его целью. В качестве важнейших целей его деятельности можно назвать обеспечение устойчивости национальной валюты и поддержание макроэкономической стабильности. В свою очередь объем международных резервов Банка России детерминируется необходимостью достижения равновесия платежного баланса в условиях снижения волатильности курса национальной валюты и обеспечения будущих платежей страны [16].
Нельзя не отметить, что сеньораж является важным источником дохода центральных банков, которые за счет него могут выполнять свои общественно значимые функции, а его бенефициарами в современном мире являются национальные правительства [17-18]. О.В. Смирнова показала, что внешней формой сеньоража выступает не только прибыль, получаемая центральным банком, но и средства, образующиеся от переоценки активов
4 Смирнова О.В. Сеньораж и формирование прибыли центрального банка: теоретико-экономический аспект // Финансы и кредит. 2013. № 1. С. 22-28.
центрального банка и входящие в состав его капитала5.
На величину собственных средств (капитал) Банка России существенное воздействие оказывает переоценка международных резервов вследствие изменения курса рубля по отношению к резервным валютам. К примеру, при объеме международных резервов в 300 млрд долл. США снижение курса рубля с 60 до 61 руб. за долл. США приводит к положительной переоценке международных резервов на 300 млрд руб. С учетом того что часть обязательств Банка России также выражена в иностранной валюте (это средства Резервного фонда и часть средств Фонда национального благосостояния РФ), то влияние на капитал Банка России будет оказывать переоценка не всех международных резервов, а его «чистых» международных резервов. Поэтому снижение курса рубля на 1 руб. за долл. США приведет к росту капитала Банка России на 200 млрд руб. Соответственно, укрепление рубля приводит к снижению капитала.
На практике колебания капитала Банка России под воздействием изменения курса рубля являются очень существенными. Положительные и отрицательные разницы от переоценки международных активов относятся преимущественно к фонду накопленных курсовых разниц и фонду переоценки драгоценных металлов.
По мнению автора, накопленная положительная переоценка активов Банка России по своей экономической сущности представляет сеньораж, полученный регулятором. Этот «доход» не мог образоваться никак иначе, кроме как за счет выполнения Банком России монопольной функции по эмиссии денег и связанного с этим получением эмиссионного дохода. Рассмотрим это на условном примере.
Пусть количество денег, выпущенных Банком России в обращение, составляет 8 трлн руб., а его расходы по обеспечению денежного обращения составляют 10 млрд руб. в год. Пусть Банк при размещении этих средств во внутренние активы будет получать 8% годовых (или 640 млрд руб. в год), а его прибыль от этого составит 630 млрд руб. (640 млрд руб. - 10 млрд руб.). Данная его прибыль возникнет от выполнения им монопольной функции по эмиссии денег. Однако у Банка России подавляющая часть активов
5 Смирнова О.В. Сеньораж и формирование прибыли центрального банка: теоретико-экономический аспект // Финансы и кредит. 2013. № 1. С. 22-28; Она же. Сеньораж: механизмы формирования и методы расчета // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 40. С. 24-29.
размещена в международных резервах, которые приносят ему доходность 1% годовых (или 80 млрд руб. в год - в пересчете на российские рубли). Прибыль Банка России от этого составит 70 млрд руб. (80 млрд руб. - 10 млрд руб.).
Из-за превышения темпов снижения покупательной способности российского рубля по сравнению с темпами снижения покупательной способности валют, в которых номинированы международные резервы, будет происходить тенденция снижения курса российского рубля по отношению к данным валютам6. В рассматриваемом примере это должно привести к повышению номинального курса иностранных валют, входящих в состав международных резервов Банка России, в среднем на 7% в год (8% - 1%)7. На балансе Банка России это должно отражаться как переоценка международных резервов в среднем на 7% в год (или на 560 млрд руб.). В сумме величина среднегодовой прибыли и среднегодовой переоценки международных резервов составит 630 млрд руб. (70 млрд руб. + + 560 млрд руб.). Таким образом, находящиеся в обращении 8 трлн руб. принесут Банку России одну и ту же прибыль. Различие будет состоять только в степени равномерности ее получения. Это обусловлено тем, что на курс российского рубля в среднесрочном периоде оказывает воздействие не только разница между темпами снижения покупательной способности российского рубля по сравнению с темпами снижения покупательной способности иностранных валют, но и цена на нефть.
Итак, в условиях размещения подавляющей части активов в международных резервах формирование сеньоража имеет особенность. В период низких цен на нефть и, соответственно, снижения курса рубля величина сеньоража Банка России будет максимальной, а при росте цен на нефть и укреплении рубля накопленный сеньораж будет сокращаться.
Эмиссионные накопления Банка России - это часть его капитала, то есть собственных средств, которые образовались от выполнения функции эмиссионного банка. По составу они включают уставный капитал, резервный фонд, средства от переоценки иностранной валюты, драгоценных камней и ценных бумаг. Средства уставного капитала также следует считать сформированными
6 В отдельные годы курс российского рубля может укрепляться, но в долгосрочной перспективе он будет обесцениваться.
7 При условии сохранения темпов обесценения данных валют в долгосрочном периоде.
за счет эмиссионного дохода, так как в 2002 г. Банк России увеличил его размер с 3 млн до 3 млрд руб. за счет сформированного резервного фонда, который сам сформирован за счет части полученной прибыли (внешняя форма проявления сеньоража эмиссионного банка)8.
Резервный фонд формируется за счет накопления прибыли, остающейся в распоряжении Банка России после выплат федеральному бюджету. До 2009 г. в федеральный бюджет подлежало перечислению 50% получаемой прибыли. В связи с финансовым кризисом 2008-2009 гг. временно доля перечисления из прибыли в федеральный бюджет была установлена в размере 75%. После этого данная «временная» доля неоднократно продлевалась, и в итоге было принято решение с 2015 г. оставить ее в качестве постоянной9. Кроме перечисления прибыли в федеральный бюджет из прибыли, полученной Банком России за 2013 г., было направлено 60 млрд руб. в ГК «Агентство страхования вкладов» (АСВ)10. В федеральный бюджет было направлено 75% от прибыли, оставшейся после выплат АСВ11. Из прибыли, полученной в 2014 г., кроме 75%, которые должны быть направлены в федеральный бюджет, 15% были направлены Внешэкономбанку (ВЭБ)12. Поэтому за 2015 г. общие выплаты из прибыли Банка России государству должны составить 90%. По итогам 2012 г. в федеральный бюджет подлежала зачислению вся прибыль, полученная Банком России от продажи части акций ПАО «Сбербанк», в размере 149,7 млрд руб.13. В итоге доля прибыли, перечисленной в федеральный бюджет, по итогам 2012 г. составила 90,1%.
8 До деноминации 1998 г. размер уставного фонда также составлял 3 млрд руб., но был обесценен в результате инфляционных процессов в 1990-х гг.
9 Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ
«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
10 Федеральный закон от 02.04.2014 № 40-ФЗ
«Об особенностях перечисления в 2014 году прибыли, полученной Центральным банком Российской Федерации по итогам 2013 года».
11 Годовой отчет Банка России за 2014 г. М.: ЗАО «Агентство экономической информации «ПРАЙМ», 2015. 254 с.
12 Федеральный закон от 02.05.2015 № 109-ФЗ
«Об особенностях перечисления в 2015 году прибыли, полученной Центральным банком Российской Федерации по итогам 2014 года».
13 Федеральный закон от 03.12.2012 № 247-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»; Годовой
отчет Банка России за 2012 г. М.: ЗАО «Агентство экономической информации «ПРАЙМ», 2013. 152 с.
Банком России за три года (2012-2014 гг.) была получена прибыль в объеме 560,1 млрд руб., из которой 500,1 млрд руб. (89,3%) было направлено государству (федеральный бюджет, АСВ, ВЭБ). В Резервный фонд было направлено 57,6 млрд руб. (10,3%), а в Социальный фонд - 2,4 млрд руб. (0,4%) (табл. 1).
В соответствии со специально принятым Федеральным законом Банк России в 2016 г. по итогам 2015 г. должен направить в федеральный бюджет 90% полученной прибыли14. Такое повышение доли отчисления прибыли в федеральный бюджет связано с прогнозом получения Банком России по итогам 2015 г. меньшей величины прибыли, чем обычно.
Более значительным для воздействия на капитал Банка России является не получение им прибыли, а формирующийся результат от переоценки финансовых активов (золото, иностранная валюта, ценные бумаги) [19]. На этот процесс наибольшее воздействие оказывает изменение курса рубля, который сам в свою очередь зависит от изменения цен на нефть. Так, по итогам 2012 г. чистая переоценка финансовых активов Банка России носила отрицательный характер и составила 515,7 млрд руб. За 2013 г. чистая переоценка также носила отрицательный характер и составила 421,5 млрд руб. А вот за 2014 г. в связи с девальвацией рубля чистый итог переоценки финансовых активов носил положительный характер и составил +4 947 млрд руб. (табл. 2).
Заметим, что Банк России производит переоценку валютных активов не каждодневно в зависимости от изменения курса национальной валюты, а раз в год, по состоянию на 1 января каждого года. Поэтому в публикуемом балансе Банка России величина капитала отражает курс рубля по состоянию на 1 января соответствующего года, хотя в рамках года он мог значительно измениться, что повлияет на величину капитала.
На 01.01.2015 капитал (величина собственных средств) Банка России составил 9,1 трлн руб. (12,3% ВВП), что в целом было сопоставимо с совокупным размером Резервного фонда и Фонда национального благосостояния РФ (9,3 трлн руб.)15. Заметим, что капитал ФРС США на ту же
14 Федеральный бюджет от 28.11.2015 № 334-ФЗ «Об особенностях перечисления в 2016 году прибыли, полученной Центральным банком Российской Федерации по итогам 2015 года».
15 Информационное сообщение о результатах размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. URL: http://www.minfm.ru
дату составлял 0,5% ВВП (58,2 млрд долл. США) [17].
В структуре капитала Банка России по состоянию на 01.01.2015 доля накопленных курсовых разниц по иностранной валюте составляла 74,5%, а вот доля самого уставного капитала составляла менее 0,1% (0,03%). Накопленная сумма от положительной переоценки драгоценных металлов составила около 2 трлн руб. (табл. 3).
Существует объективная необходимость изъятия в федеральный бюджет эмиссионных накоплений Банка России в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета. Такая необходимость обусловлена следующим:
— во-первых, самой экономической сущностью данных средств, которые фактически представляют собой превращенную форму сеньоража - дохода (прибыли) от монопольного выполнения Банком России функции эмиссии денег. Как показала О.В. Смирнова, сеньораж может иметь различные формы проявления, а не только прибыль, получаемую эмиссионным банком16. В силу того что у Банка России подавляющая часть активов является внешней, номинированной в иностранной валюте, основной формой выражения сеньоража является не прибыль, а образующиеся чистые положительные разницы от переоценки международных резервов, аккумулируемые в фондах переоценки финансовых активов17. Действительно, иначе откуда у эмиссионного банка образовались бы такие огромные собственные средства? В мировой практике принято, что центральные банки имеют крайне низкую долю собственных средств в составе пассивов [17], что служит дополнительным подтверждением необходимости «нормализации» капитала Банка России. Например, у ФРС США на начало 2016 г. доля собственных средств в пассивах составляла 1,3%18;
— во-вторых, дефицитностью федерального бюджета и возникновением проблем финансирования расходных обязательств, возложенных на государство в условиях падения цен на нефть на мировых рынках.
16 Смирнова О.В. Сеньораж и формирование прибыли центрального банка: теоретико-экономический аспект // Финансы и кредит. 2013. № 1. С. 22-28. Она же. Сеньораж: механизмы формирования и методы расчета // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 40. С. 24-29.
17 Смирнова О.В. О влиянии денежно-кредитной политики на величину прибыли Банка России // Финансы и кредит. 2012. № 42. С. 13-18.
18 По расчетам автора.
Сбалансированность бюджета является важнейшим условием обеспечения
макроэкономической устойчивости в средне- и долгосрочном периоде. Одновременно существуют объективные ограничения по увеличению доходной части федерального бюджета в виде роста поступлений от ненефтегазового сектора. Это возможно было бы достичь за счет роста налоговых ставок (эффект перераспределения дохода и богатства в обществе), но подобный подход чреват подрывом стимулов к хозяйственной деятельности и, соответственно, может усилить темпы падения или сокращения роста российской экономики. Хотя в долгосрочной перспективе такой рост ставок должен происходить, но это невозможно сделать одномоментно или достаточно быстро. Экономика должна по сте пенно приспосабливаться к новым фискальным реалиям.
Другим объективным ограничением в сбалансированности федерального бюджета должна быть необходимость поддержания бюджетных расходов в целях выполнения государством своих политических, военных, социальных и прочих функций. Конечно, падение цен на нефть само по себе является сильным стимулом к повышению эффективности бюджетных расходов, и оно неизбежно должно происходить, но рост эффективности бюджетных расходов также невозможно реализовать одномоментно или достаточно быстро, это в какой-то степени растянутый во времени процесс. Иными словами, темпы падения цен на нефть происходят значительно быстрее, чем рост эффективности бюджетных расходов. Кроме того, следует учитывать, что экономия бюджетных средств не сможет полностью решить проблему сбалансированности федерального бюджета.
В этих условиях представляется логичным использовать в целях сбалансированности федерального бюджета средства, аккумулированные в фондах переоценки финансовых активов Банка России.
Перечисление в федеральный бюджет части только прибыли, а не части от общей величины полученного эмиссионного дохода, привело к формированию у Банка России значительных собственных средств. Хотя непосредственным получателем сеньоража является Банк России, его бенефициаром должно выступать общество в целом в лице правительства, а сам сеньораж должен поступать в федеральный бюджет.
Объемы фондов переоценки финансовых активов Банка России настолько большие, что механизм передачи средств в федеральный бюджет должен быть выстроен с учетом системы макроэкономического равновесия (внутреннего и внешнего). Внутреннего макроэкономического равновесия - с учетом воздействия на уровень цен, процентные ставки, занятость и ВВП. Внешнего макроэкономического равновесия - с учетом воздействия на состояние платежного баланса и курс рубля. С учетом того что большая часть активов Банка России размещена во внешних источниках, то расходование переданных в состав федерального бюджета собственных средств должно сопровождаться одновременно переводом им соответствующих средств из внешних во внутренние активы. Это означает сокращение объема международных резервов Банка России, увеличение предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке и укрепление национальной валюты.
В свою очередь укрепление национальной валюты приведет к необходимости отрицательной переоценки внешних активов Банка России и сокращению фондов переоценки его финансовых активов. Образуется как бы «заколдованный круг», выход из которого состоит в равномерном (в течение ряда лет) расходовании федеральным бюджетом средств, полученных из фондов переоценки финансовых активов. Равномерное расходование средств не позволит дестабилизировать российскую экономику.
Заметим, что расходование средств Резервного фонда РФ также связано с наличием описанной выше проблемы и требует учета системы макроэкономического равновесия. В этом плане расходование средств Резервного фонда РФ и средств фондов переоценки финансовых активов, перечисленных в доходы федерального бюджета, являются аналогичными друг другу с точки зрения воздействия на внутреннее и внешнее макроэкономическое равновесие российской экономики.
Рассмотрим возможный финансово -макроэкономический механизм изъятия в доход федерального бюджета части собственных средств Банка России.
Капитал Банка России следует уменьшить за счет отнесения части его средств (оценочно 8 трлн руб.) на счет федерального бюджета. Далее эти средства отдельно обособляются и зачисляются в
Резервный фонд РФ19. Соответственно, должны быть внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ, позволяющие увеличить объем Резервного фонда РФ более чем на 7% от величины прогнозируемого ВВП (ст. 96.9 Бюджетного кодекса РФ). В дальнейшем средства Резервного фонда РФ могут расходоваться на покрытие дефицита федерального бюджета каждого текущего года. Расходование средств Резервного фонда РФ должно быть скоординировано с денежно-кредитной политикой. Представляется целесообразным расходовать на эти цели не более 2-3 трлн руб. в год.
При росте цен на нефть на мировых рынках будет происходить укрепление рубля, что приведет к отрицательной переоценке внешних активов Банка России. На капитал Банка России будет влиять не вся сумма переоценки внешних активов, а только величина чистых внешних активов, то есть внешних активов, уменьшенных на величину обязательств банка, выраженных в иностранной валюте (а это в подавляющей величине средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния РФ, размещенных в Банке России). По мере укрепления рубля расходование средств Резервного фонда РФ должно уменьшаться. Это связано, с одной стороны, с увеличением нефтегазовых доходов федерального бюджета, а с другой стороны, с ростом притока иностранной валюты в страну, которым следует замещать приток иностранной валюты от продажи внешних активов в процессе расходования средств Резервного фонда РФ.
Отметим, что перечисление в доход федерального бюджета части капитала Банка России и в дальнейшем расходование этих средств приведет к сокращению его международных резервов. Это обусловлено тем, что, по сути, в международные резервы вложена значительная часть капитала Банка России и расходование капитала должно сопровождаться сокращением международных резервов.
Здесь следует поставить вопрос о необходимости иметь в современных условиях большой объем международных резервов. Ведь Банк России отказался от управляемого плавания рубля в пользу режима свободного плавания, и ему теперь не нужны в прежних объемах международные резервы. Поэтому существует возможность и необходимость их сокращения. Режим свободного
19 В соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Резервный фонд РФ - это часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию (ст. 96.9).
валютного курса выступает своеобразным встроенным стабилизатором, обеспечивающим макроэкономическую стабильность.
Однако в том случае, если все же возникнет необходимость увеличения международных резервов (например, при длительном и значительном повышении цен на нефть), то Банк России в качестве финансовых ресурсов для увеличения международных резервов может использовать не капитал, а иные источники (привлечение средств коммерческих банков; средства суверенных фондов, которые в такой период должны увеличиваться и т.д.).
При рассмотрении необходимости более полного изъятия в федеральный бюджет сеньоража следует создать необходимые условия для того, чтобы это не привело в будущем к макроэкономической дестабилизации из-за сужения со стороны Банка России пространства денежно-кредитной политики. Капитал Банка России является своеобразным гарантом его самостоятельности. Как известно, центральный банк в отличие от обычных банков может иметь отрицательный капитал, сохраняя при этом свою платежеспособность. Однако возникновение у центрального банка отрицательного капитала может привести к лишению его самостоятельности со стороны парламента [19]. Руководство центрального банка, допустившего отрицательный капитал, может подвергнуться жесткой критике. Рост критики в адрес центрального банка способен настолько усилиться, что его руководство будет вынуждено уже следовать не столько цели до с т и ж е н и я м а к р о э к о н о м и ч е с к о й
целесообразности, сколько необходимости нивелировать эту критику.
В связи с этим представляется целесообразным в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» добавить норму о том, что Банк России в краткосрочном периоде может иметь отрицательный капитал (как это имеет место, например, в Швейцарии применительно к Швейцарскому национальному банку) [18], а также ввести положение о защите фонда оплаты труда и социального обеспечения для сотрудников Банка России от возможного сокращения в связи с получением банком убытков или отрицательного капитала. В социуме и в профессиональном сообществе должны быть сформированы представления о возможности и допустимости получения Банком России в краткосрочном периоде отрицательного капитала, и это нельзя рассматривать в качестве критерия оценки деятельности денежных властей.
Если подытоживать изложенное, можно сделать вывод о том, что несмотря на отсутствие в современном банковском лексиконе и практике денежно-кредитного регулирования понятия сеньоража, он до сих пор существует как экономическое явление и оказывается присущ фидуциарным деньгам, эмитируемым центральными (эмиссионными) банками. Внешней формой такого сеньоража выступает не только прибыль, но и переоценка активов центрального банка. Постоянное аккумулирование положительной переоценки активов в Банке России привело к образованию у него огромного капитала, часть которого должна быть перечислена в федеральный бюджет в целях обеспечения его сбалансированности. Данное изъятие должно осуществляться с учетом системы макроэкономического равновесия (внутреннего и внешнего). Одновременно необходима реализация мер по обеспечению выполнения Банком России общественно значимых функций.
Таблица 1
Распределение прибыли Банка России (2012-2014 гг.), млрд руб.
Table 1
Profit distribution of the Bank of Russia (2012-2014), bln RUB
Направление распределения
Агентство Доля прибыли,
Год Прибыль Федеральный бюджет страхования вкладов или ВЭБ Резервный фонд Социальный фонд направленная государству, %
2012 247,3 222,9 - 23,4 1 90,1
2013 129,3 52 60 16,6 0,7 86,6
2014 183,5 137,7 27,5 17,6 0,7 90
Итого за три года 560,1 412,6 87,5 57,6 2,4 89,3
Источник: составлено по: Годовой отчет Банка России за 2014 г. М.: ЗАО «Агентство экономической информации «ПРАЙМ», 2015
Source: Authoring, based on Godovoi otchetBankaRossii za 2014 g [Annual report of the Bank of Russia for 2014]. Moscow, ZAO Agentstvo ekonomicheskoi informatsii PRAIM Publ., 2015
Таблица 2
Формирование и использование фондов переоценки финансовых активов Банка России (2012-2014 гг.), млрд руб.
Table 2
Formation and use of revaluation funds for financial assets of the Central Bank of the Russian Federation (2012-2014), bln RUB
Год Накопленные переоценки драгоценных металлов Накопленные курсовые разницы по иностранной валюте Положительная переоценка ценных бумаг, имеющихся в наличии для перепродажи Всего (чистый итог)
2012 -2,6 - 498,5 -14,6 -515,7
2013 -385,7 +0,8 -36,6 -421,5
2014 +1 141,6 +4 765 -22,4 +5 884,2
Итого за три года +753,3 +4 267,3 -73,6 +4 947
(чистый итог)
Источник: составлено и рассчитано по: Годовой отчет Банка России за 2014 г. М.: ЗАО «Агентство экономической информации «ПРАЙМ», 2015
Source: Authoring, based on Godovoi otchet Banka Rossii za 2014 g [Annual report of the Bank of Russia for 2014]. Moscow, ZAO Agentstvo ekonomicheskoi informatsii PRAIM Publ., 2015
Таблица 3
Состав и структура капитала (собственных средств) на 1 января 2015 г. Table 3
The composition and structure of capital (own funds) as of January 1, 2015
Экономические элементы капитала (состав собственных средств) Млрд руб. %
Уставный капитал 3 0
Резервный фонд 318,8 3,5
Социальный фонд 3,1 0
Накопленные переоценки драгоценных металлов 1 953,1 21,5
Накопленные курсовые разницы по иностранной валюте 6 753,7 74,5
Положительная переоценка ценных бумаг, имеющихся в наличии для перепродажи 32,7 0,4
Прирост стоимости имущества при переоценке 8 0,1
Всего 9 072,4 100
Источник: составлено по: Годовой отчет Банка России за 2014 г. М.: ЗАО «Агентство экономической информации «ПРАЙМ»,
2015
Source: Authoring, based on Godovoi otchetBankaRossii za 2014 g [Annual report of the Bank of Russia for 2014]. Moscow, ZAO
Agentstvo ekonomicheskoi informatsii PRAIM Publ., 2015
Список литературы
1. Проблемы выживания и развития экономики России: монография / под ред. В.А. Петрищева. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2016. 176 с.
2. Андрюшин С., Кузнецова В. Капитал центрального банка и финансы общественного сектора // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2013. № 4. С. 102-110.
3. Моисеев С.Р. Зачем центральному банку собственный капитал? // Банковское дело. 2012. № 6. С. 21-26.
4. Почтарев Н., Мягков Е. Управление финансами центрального банка: международный опыт стимулирования экономического роста // Международная экономика. 2012. № 10. С. 69-73.
5. Тулин Д.В. В поисках сеньоража, или легких путей к процветанию (Обзор полемики вокруг политики Банка России) // Деньги и кредит. 2014. № 12. С. 6-16.
6. Сакс Дж.Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. М.: Дело, 1996. 848 с.
7. Махмудова М.М., Королева А.М. Антиинфляционная политика, сеньораж и инфляционный налог в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-3. С. 346-348.
8. Андрюшин С.А., Кузнецова В.В. Центральный банк или сеньораж // Бизнес и банки. 2012. № 42-43. С. 1-5.
9. Бурлачков В.К. Денежная мультипликация и сеньораж // Банковский вестник. 2008. № 10. С. 23-26.
10. Бурлачков В.К. Денежное предложение: теория и организация // Вопросы экономики. 2005. № 3. С. 48-60.
11. Amano R. On the Optimal Seigniorage Hypothesis. Journal of Macroeconomics, 1998, vol. 20, no. 2, pp.295-308.
12. Gros D. Profiting from the Euro? Seigniorage Gains from Euro Area Accession. Journal of Common Market Studies, 2004, vol. 42, iss. 4, pp. 795-813.
13. Ize A. Spending Seigniorage: Do Central Banks Have a Governance Problem? IMF Staff Paper, 2007, vol. 54, no. 3.
14. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. М.: Инфра-М, 2003. 972 с.
15. Глазьев С.Ю. Санкции США и политика Банка России: двойной удар по национальной экономике // Вопросы экономики. 2014. № 9. С. 13-29.
16. Бауэр В.П., Литвинова Е.М. Экономическая безопасность и международные резервы Банка России // ЭКО. 2008. № 9. С. 141-149.
17. Сухарев А.Н. Специфика формирования финансового состояния центрального банка как особого института в экономике // Деньги и кредит. 2015. № 10. С. 29-33.
18. Сухарев А.Н., Толкаченко Г.Л. Швейцарский национальный банк: финансовые результаты деятельности // Деньги и кредит. 2015. № 2. С. 69-74.
19. Смирнова О.В. Капитал, прибыль и финансовое состояние центрального банка: теоретический аспект // Деньги и кредит. 2014. № 5. С. 50-53.
ISSN 2311-8709 (Online) Banking
ISSN 2071-4688 (Print)
FORMATION AND USE OF SEIGNIORAGE OF THE CENTRAL BANK OF THE RUSSIAN FEDERATION: THEORETICAL CONCEPTS
Aleksandr N. SUKHAREV
Tver State University, Tver, Russian Federation [email protected]
Article history:
Received 13 May 2016 Received in revised form 9 August 2016 Accepted 31 August 2016
JEL classification: H61
Keywords: seigniorage, issue bank, international reserves, Federal budget, macroeconomic balance
Abstract
Subject The article addresses the seigniorage and the capital of the Central Bank of the Russian Federation.
Objectives The purpose of the article is to show the mechanism and sources of the Bank of Russia capital formation, its 'excess' and the need for greater withdrawal of the seigniorage to the Federal budget.
Methods The methodology rests on formal logic, systems approach and statistical data analysis. Results The main source of capital formation of the Central Bank of the Russian Federation is seigniorage, and most of it does not take the form of profit, therefore, is not payable as revenue to the Federal budget. The paper presents the composition and structure of the capital of the Central Bank of the Russian Federation. It proves that the Bank of Russia can effectively and efficiently continue performing its functions under the conditions of its capital reduction. I developed a financial and macroeconomic mechanism to withdraw a portion of capital of the Central Bank of the Russian Federation to the Federal budget.
Conclusions Despite the lack of the seigniorage concept in the modern banking lexicon and monetary regulation practice, the economic phenomenon still exists and is inherent in the fiduciary money issued by central (issuing) banks. The external form of such seigniorage is not only profit, but also the revaluation of central bank's assets.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
References
1. Problemy vyzhivaniya i razvitiya ekonomiki Rossii: monografiya [Problems of survival and development of the economy of Russia: a monograph]. Tver, Tver State University Publ., 2016, 176 p. (In Russ.)
2. Andryushin S., Kuznetsova V. [Capital of the Central bank and finance of the public sector]. Vestnik Instituta ekonomiki Rossiiskoi akademii nauk = Vestnik of Institute of Economics of Russian Academy of Sciences, 2013, no. 4, pp. 102-110. (In Russ.)
3. Moiseev S.R. [Why does a central bank need its own capital?]. Bankovskoe delo = Banking, 2012, no. 6, pp. 21-26. (In Russ.)
4. Pochtarev N., Myagkov E. [Financial management of the central bank: International experience in stimulating the economic growth]. Mezhdunarodnaya ekonomika = The World Economics, 2012, no. 10, pp. 69-73. (In Russ.)
5. Tulin D.V. [In search of seigniorage, or easy ways to prosperity: A review of disputes around the policy of the Bank of Russia]. Den'gi i kredit = Money and Credit, 2014, no. 12, pp. 6-16. (In Russ.)
6. Sachs J.D., Larrain F.B. Makroekonomika. Global'nyipodkhod [Macroeconomics in the Global Economy]. Moscow, Delo Publ., 1996, 848 p.
7. Makhmudova M.M., Koroleva A.M. [Anti-inflationary policy, seigniorage and inflation tax in the Russian Federation]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economy and Entrepreneurship, 2014, no. 11-3, pp. 346-348. (In Russ.)
8. Andryushin S.A., Kuznetsova V.V. [Central Bank or seigniorage]. Biznes i banki = Business and Banks, 2012, no. 42-43, pp. 1-5. (In Russ.)
9. Burlachkov V.K. [Multiplying money and seigniorage]. Bankovskii vestnik = Bank Bulletin, 2008, no. 10, pp. 23-26. (In Russ.)
10. Burlachkov V.K. [Money supply: Theory and organization]. Voprosy Ekonomiki, 2005, no. 3, pp. 48-60. (In Russ.)
11. Amano R. On the Optimal Seigniorage Hypothesis. Journal of Macroeconomics, 1998, vol. 20, iss. 2, pp. 295-308.
12. Gros D. Profiting from the Euro? Seigniorage Gains from Euro Area Accession. Journal of Common Market Studies, 2004, vol. 42, iss. 4, pp. 795-813.
13. Ize A. Spending Seigniorage: Do Central Banks Have a Governance Problem? IMF Staff Paper, 2007, vol. 54, no. 3.
14. McConnell C.R., Brue S.L., Flynn S.M. Ekonomiks: Printsipy, problemy i politika [Economics: Principles, Problems and Policies]. Moscow, INFRA-M Publ., 2003, 972 p. (In Russ.)
15. Glaz'ev S.Yu. [Sanctions and the policy of Bank of Russia: A double blow to the national economy]. Voprosy Ekonomiki, 2014, no. 9, pp. 13-29. (In Russ.)
16. Bauer V.P., Litvinova E.M. [Economic security and international reserves of the Bank of Russia]. EKO = ECO, 2008, no. 9, pp. 141-149. (In Russ.)
17. Sukharev A.N. [Specifics of building the financial condition of the Central bank as a special institution in economy]. Den'gi i kredit = Money and Credit, 2015, no. 10, pp. 29-33. (In Russ.)
18. Sukharev A.N., Tolkachenko G.L. [The Swiss National Bank: Financial performance]. Den'gi i kredit = Money and Credit, 2015, no. 2, pp. 69-74. (In Russ.)
19. Smirnova O.V. [Equity, income and financial condition of the Central bank: Theoretical aspects]. Den'gi i kredit = Money and Credit, 2014, no. 5, pp. 50-53. (In Russ.)