ОЦЕНКА ДОХОДОВ БАНКА РОССИИ ОТ СЕНЬОРАЖА
С.Р. МОИСЕЕВ
Кафедра «Теории рыночной экономики и инвестирования» Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
Среди отечественных экономистов нередко можно услышать мнение, что государство извлекает выгоды из инфляции, которая представляет собой некое подобие налога. Насколько существенны доходы, достающиеся российским властям от эмиссии денег? Данная работа призвана количественно оценить доходы Банка России, получаемые от сеньоража.
Под сеньоражем (seigniorage) в современной экономической литературе понимаются доходы эмиссионного института, полученные за счет монопольного права на проведение денежно-кредитной политики, в том числе денежной эмиссии. Поступления от сеньоража позволяют властям в случае необходимости финансировать государственные расходы. В связи с тем что такое финансирование носит проинфляционный характер, в обществе к сеньоражу сложилось устойчиво отрицательное отношение. Тем не менее сеньораж может быть полезен как чрезвычайный источник дохода, который позволяет справиться с разнообразными непредвиденными событиями вплоть до войны. Как заметил в 1924 году Джон Мейнард Кейнс, «правительство может жить благодаря такому средству, если оно не в состоянии жить иначе». Спустя десятилетия другой британский экономист, Чарльз Гудхарт из Лондонской школы экономики, назвал сеньораж «доходом последней инстанции», единственным наиболее гибким инструментом налогообложения, необходимым для мобилизации ресурсов в случае внезапного кризиса или угрозы национальной безопасности1.
На практике экономисты используют несколько технических определений сеньоража, позволяющих количественно оценить доходы от него. На мой взгляд, их можно разбить на четы-
1 Goodhart Charles A.E. The Political Economy of Monetary Union / Ed. by Kenen Peter B. Understanding Interdependence: The Macroeconomics of the Open Economy. - Princeton: Princeton University Press, 1995.
1 Fischer Stanley. Seigniorage and the Case for a National Money
//Journal of Political Economy. 1982. Vol. 90, № 2.
ре: историческое определение, «инфляционный налог», монетаристский подход взаимозамещаемос-ти активов и обобщенное определение Дрэйзена.
1. Историческое определение сеньоража. Некоторые источники отмечают, что использование сеньоража было открыто древними римлянами. Именно они начали применять чеканку монеты для повышения доходов государственной казны. В средневековье власти разрешали свободную чеканку монет из драгоценных металлов. «Свободная» чеканка не означала бесплатную: правительственный или частный монетный двор взимал некоторую плату за превращение килограмма благородного металла в килограмм монет. Эта оплата чеканки и носила название «сеньораж». Таким образом, в прошлом сеньораж определялся как разность между издержками выпуска денег в обращение и стоимостью товаров, которые можно купить на эти деньги. Оплата чеканки включала в себя как издержки на саму чеканку, так и доход правителя, прерогативой которого была денежная эмиссия. В настоящее время определение сеньоража эволюционировало, теперь под ним понимается стоимостной объем наличных денежных средств и платежных инструментов (например, чеков), выпущенных центральным банком. Термин «сеньораж» может применяться по отношению не только к наличной валюте, но и к денежной базе, которая включает в себя как наличные деньги в обращении, так и резервы коммерческих банков. Такого определения придерживаются международные финансовые организации. В частности, Стэнли Фишер, бывший первый заместитель директора-распорядителя МВФ, предложил анализировать доходы от сеньоража с использованием двух валовых показателей: единовременные накопленные издержки (one-time stock cost) и непрерывный поток издержек (continuing flow cost)2. Накопленные издержки представляют собой наличные деньги в обращении вне банков. Непрерывный поток издержек рас-
считывается как годовой темп прироста денежной базы. В табл. 1 представлен расчет сеньоража в странах Латинской Америки.
Таблица 1
Оценка сеньоража в странах Латинской Америки на основе исторического определения (1991 -1997 годы)
Страна Период Накопленные издержки. Наличные деньги в обращении/ВВП, % Поток издержек. Изменение денежной базы/ВВП, %
Аргентина 1991 - 1996 3,7 0,5
Бразилия 1994- 1996 2,1 1,3
Боливия 1991 - 1997 4,6 1,4
Эквадор 1992 - 1997 12,2 7,4
Сальвадор 1991 - 1996 4,1 2,3
Мексика 1991 -1997 3,3 0,8
Перу 1991 - 1997 2,1 2,5
Средний показатель 4,6 2,3
Таблица 2
Оценка сеньоража в промышленно развитых странах на основе подхода взаимозамещаемостн активов (ежеквартальные данные 1999 - 2001 годов, в % денежной базы)
Квартал Канада Еврозона Япония Великобритания США
1-99 5,00 3,09 0,49 5,50 4,90
II-99 4,70 2,64 0,11 5,20 4,98
Ш-99 4,82 2,70 0,09 5,19 5,38
IV-99 5,04 3,43 0,29 5,89 6,06
1-00 5,28 3,54 0,11 6,12 6,03
11-00 6,12 4,26 0,08 6,19 6,57
Ш-00 5,90 4,74 0,27 6,12 6,63
IV-00 5,81 ^ 5,02 0,54 5,99 6,59
1-01 5,10 4,75 0,36 5,63 5,26
П-01 4,48 4,59 0,04 5,23 4,10
1П-01 3,95 4,27 0,04 5,11 3,34
2. Инфляционный налог. Превышение номинальной ценности национальных денег над издержками их выпуска служит помимо налогообложения и займов альтернативным источником доходов государственного бюджета. Государственные расходы, финансируемые за счет денежной эмиссии, осуществляются за ¿чет присваивания реальных ресурсов частного сектора, чья покупательная способность уменьшается вследствие роста инфляции. Из-за инфляционных последствий сеньораж известен также как «инфляционный налог» (inflation tax). Таким образом, сеньораж можно определить следующим равенством:
MS = я M,
(1)
Инфляционный налог в США (ежеквартальные данные 1997 - 2001 годов в млрд дол. США)
где МБ - денежный сеньораж, л - инфляция, М - денежная база или денежный агрегат МО. Результаты расчета инфляционного налога в Соединенных Штатах Америки приведены на рисунке (в качестве переменной М была взята денежная база).
3. Подход взаимозамещаемостн активов. Приверженцы монетаризма все блага, пpиoбpefae-мые и хранимые хозяйствующим субъектом, представляют в виде его активов. Их совокупность образует портфель активов. Деньги же являются активом наряду с остальными благами. Активы хранятся индивидом или вследствие того, что они приносят денежный доход (финансовые активы), либо потому, что они имеют определенную полезность как таковые (нефинансовые активы, например, потребительские блага длительного пользования, капитальные блага), или благодаря тому, что они доставляют удобство для совершения операций (деньги). Задача индивида состоит в том, чтобы распределить имеющиеся у него ресурсы (богатство) таким образом, чтобы максимизировать свою полезность. Новую количественную теорию интересует, прежде всего, объем средств, хранимых в денежной (ликвидной) форме, то есть спрос на деньги. Одним из главных факторов спроса на деньги является соотношение издержек и выгод хранения различных активов, к числу которых М. Фридмен отнес деньги, облигации, акции и физические активы. Деньги, как правило, не приносят
никакого финансового дохода. Преимущества их связаны с тем, что они доставляют известное удобство, ликвидность и безопасность. С другой стороны, они имеют определенную стоимость хранения - их реальная ценность (количество благ, которые на них можно приобрести) падает с ростом общего уровня цен. Кроме того, существует альтернативная стоимость владения ими, которая может быть измерена с помощью процентной ставки. М. Фридмен задействовал концепцию альтернативных издержек (opportunity costs), которые представляют собой максимальный доход, упущенный экономическим субъектом в результате принятия им какого-либо решения. Например, в случае хранения наличных денежных средств альтернативные издержки могут равняться номинальной процентной ставке по банковскому вкладу. Таким образом, исходя из подхода взаимозамещаемости активов сеньораж - это величина альтернативных издержек владения наличными деньгами. Количественно сеньораж можно определить следующим равенством:
MS = iM, (2)
где i - номинальная процентная ставка по альтернативному активу.
4. Описанные способы измерения доходов от сеньоража довольно упрощены. В ряде стран государство получает сеньораж более завуалированным образом, например, обязывая коммерческие банки быть держателями государственных ценных бумаг со ставкой процента ниже рыночной. Государство также может выиграть от неожиданного снижения реальной стоимости номинального государственного долга в результате инфляции. По этой причине четвертое определение рассматривает сеньораж в наиболее общем виде как сумму всех доходов, связанных с эмиссией денег и государственных ценных бумаг. Величина сеньоража задается следующим равенством:
MS = \iM + (г - п) а, (3)
где ц - номинальные темпы роста денег вне банковской системы, (г - п) - разница между реальной процентной ставкой и темпами роста реального ВВП, а - реальная стоимость государственных ценных бумаг, причем а < ц. Как показал Алан Дрэйзен из Университета штата Мэриленд (США) в статье «Общее измерение доходов от инфляционного налога», все пре-
3 Drazen Allan. A General Measure of Inflation Tax Revenues // Economic Letters. 1985. № 17. P. 327 - 330.
дыдущие определения представляют собой частный случай четвертого3. В табл. 3 приведены оценки сеньоража в странах с переходной экономикой согласно определению Дрэйзена. Как можно увидеть из таблицы, в 1993 году в Румынии из-за гиперинфляции доходы от сеньоража Национального банка Румынии достигали 30% ВВП! Однако в большинстве стран с переходной экономикой доходы от сеньоража не превышали 4-5% ВВП.
Необходимо различать брутто- (валовой) и нетто- (чистый) сеньораж. Валовой сеньораж представляет собой доход государства, полученный от монополии на проведение денежно-кредитной политики, до вычета расходов. Чистый сеньораж рассчитывается как разница между брутго-сеньоражем и расходами, включая издержки на эмиссию (операционные издержки эмиссии включают в себя себестоимость печати банкнот и чеканки монет, оплату персонала эмиссионного учреждения и т.д.). Например, в 1990-х годах издержки казначейства Соединенных Штатов Америки по печати банкнот и чеканке монет составляли около 400 млн дол. США в год. А издержки ФРС США, половина из которых приходится на обслуживание чековой клиринговой системы, оцениваются в 2 млрд дол. США.
Следует понимать, что доходы центрального банка, которые возникают в результате денежной эмиссии, и поступления в бюджет от сеньоража не совпадают между собой. Доходы от денежной эмиссии, которые часто принимают в экономической литературе в качестве оценки доходов от сеньоража, не отражают ни поступления в бюджет от сеньоража, ни доходы центрального банка от сеньоража. Необходимо, во-первых, различать статьи расходов поступлений от сеньоража, а во-вторых, учитывать специфические факторы и нормативно-правовую базу, регулирующую работу центрального банка конкретной страны.
Таблица 3
Оценка сеньоража в странах с переходной экономикой согласно определению Дрэйзена
Страна Величина сеньоража, ВВП Авторы исследования
Румыния 30% Э. Хохрейнтер, Р. Ровелли, Дж. Винклер
Венгрия 4% Э. Хохрейнтер, Р. Ровелли, Дж. Винклер
Чешская Республика 3 - 5% Я. Цукровски, Е. Ставрев
Польша 2 - 4% Э. Хохрейнтер, Р. Ровелли, Дж. Винклер
Кыргызская Республика 2 - 4,5% Я. Цукровски, Ю. Бушнин
В настоящей работе представлен анализ доходов Банка России от сеньоража за период с 1998 по 2000 годы. Под понятием «доходы от сеньоража» подразумевается сумма всех доходов, возникающих вследствие монопольного права на проведение денежно-кредитной политики. В методологическом плане была использована концепция сеньоража, предложенная М. Клейном и М. Нейманом, которая обобщает все вышеперечисленные определения сеньоража4. Источником данных послужила официальная отчетность Банка России: балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках. Данная информация ежегодно публикуется в приложении к годовому отчету Банка России. На начало 2002 года Банк России обнародовал отчетность за 1997 - 2000 годы, что позволяет оценить доходы от сеньоража за период с 1998 по 2000 годы. В связи с тем что бухгалтерский учет и отчетность Банка России не полностью соответствуют международному стандарту, методологический подход М. Клейна и М. Неймана к оценке сеньоража был адаптирован под специфику российских данных.
Формально валовая величина доходов Банка России от сеньоража может быть представлена как сумма денежного сеньоража, доходов центрального банка от финансовых операций и выручки от продажи международных активов. Денежный сеньораж (monetary seigniorage) определяется как прирост денежной базы, которая включает в себя как наличные деньги в обращении, так и резервы коммерческих банков. Доходы Центрального банка от финансовых операций состоят из нескольких статей:
• процентные доходы по кредитам и депозитам;
• доходы от операций с центами бумагами;
• доходы от операций с драгоценными металлами;
• полученные дивиденды по паям и акциям;
• прочие доходы.
Выручка от продажи международных активов вычисляется как остаток, разница между валовой величиной сеньоража, рассчитанной со стороны расходов, и доходами от денежного сеньоража и финансовых операций.
Доходы Банка России от сеньоража используются в следующих целях: покрытие затрат, связанных с реализацией денежно-кредитной политики, финансирование государственного сектора и увеличение капитала центрального банка. Что касается операционных затрат Банка
4 Klein M. and Neumann M. Seignorage: What is It and Who Gets It? // Weltwirtschaftliches Archiv. 1990. № 126. P. 205 - 221.
России, то за вычетом чистых расходов по созданию провизий они подразделяются на несколько статей:
• процентные расходы по кредитам и депозитам;
• расходы по организации наличного денежного обращения;
• расходы по операциям с драгоценными металлами;
• прочие операционные расходы;
• расходы на содержание персонала.
Часть доходов Банка России от сеньоража,
идущая на финансирование государственного сектора, носит название «фискальный сеньораж» (fiscal seigniorage). Для ее определения необходимо вычесть из обязательства Правительства РФ перед Банком России депозиты Правительства РФ на счетах Центрального банка. Кроме того, в соответствии со ст. 26 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ЦБ РФ должен перечислять в федеральный бюджет 50% фактически полученной балансовой прибыли по итогам года после утверждения годового отчета Банка России советом директоров. Результаты расчета фискального сеньоража за 1998 - 2000 годы представлены в табл. 4. Как можно заметить, по итогам 1998 года Банк России ничего не перевел в бюджет. В кризисном году он получил убыток в 27 829 млн руб. Интересно также отметить, что в 2000 году впервые чистый прирост обязательств Правительства РФ перед Банком России составил отрицательную величину. Это объясняется тем, что политикой стерилизации денежной массы, когда ради снижения денежного навеса в экономике, складывавшегося в результате положительного сальдо торгового баланса, Правительство РФ стремилось депонировать большую часть бюджетных поступлений на счетах Банка России.
Наконец, третий компонент расходов сеньоража - увеличение капитала центрального банка состоит из нескольких статей:
Таблица 4 Оценка фискального сеньоража (в млн руб.)
№ п/п Статья баланса Банка России 1998 год 1999 год 2000 год
1 Кредиты для обслуживания долга 49 925 174 127 i 179 719
2 Ценные бумаги Правительства РФ 202 466 240 410 256 464
3 Средства на счетах в Банке России Правительства РФ -32 903 -50 167 -81 р02
4 Отчисления в бюджет по результатам деятельности 0 593 2 090
5 Прирост по отношению к предыдущему периоду 86 384 145 475 -7 700
• пополнение уставного капитала;
• отчисления в резервы и фонды;
• в 1999 - 2000 годах списание убытков 1998 года.
В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млн руб. По решению совета директоров Банк России может создавать резервный и социальный фонды из оставшейся в его распоряжении прибыли. Увеличение капитала центрального банка в 1999 - 2000 годах происходило, в основном, за счет отчисления в резервы и фонды, которых у ЦБ РФ несколько: резервный фонд, фонд переоценки основных средств, социальный фонд и т.д.
Динамика доходов Банка России от сеньо-ража, их использования и распределения при-
ведена в табл. 5. Из табл. 6 можно заключить, что доходы от сеньоража крайне малы по сравнению с ВВП и дефицитом государственного бюджета. На текущую величину доходов от сеньоража влияют несколько факторов. Во-первых, низкая степень монетизации экономики вследствие широкого хождения доллара США внутри страны. Во-вторых, Банк России в массовом порядке скупает долларовую выручку экспортного сектора, что снижает объем внутреннего кредита. В третьих, правительство вынуждено стерилизовать избыточное предложение денег путем размещения бюджетных денег на счетах Банка России. Все эти факторы обусловили незначительную величину реальных доходов от сеньоража (0,00001 - 0,00003% ВВП), который в российской экономике фактически никакой роли не играет.
&
Таблица 5
Источники и распределение доходов от сеньоража
Компоненты сеньоража 1998 год 1999 год 2000 год
в млн руб. в% в млн руб. в% в млн руб. в%
Источники
Прирост денежной базы 51 005 32,7 282 479 132,4 503 077 1 079,7
Выручка от продажи международных активов 69 616 44,6 -123 945 -58,1 -532 249 -1 142,3
Доходы Банка России от финансовых операций 35 327 22,7 54 841 25,7 75 764 162,6
Распределение
Операционные расходы 61 763 39,6 34 170 16,0 40 088 86,0
Финансирование государственного сектора 86 384 55,4 145 475 68,2 -7 700 -16,5
Увеличение капитала Банка России 7 801 5,0 33 731 15,8 14 204 30,5
Валовые доходы от сеньоража 155 948 100,0 213 376 100,0 46 593 100,0
Таблица 6
Сеньораж на фоне других экономических показателей
Экономический показатель 1998 год 1999 год 2000 год
Экономический рост
Номинальный ВВП, млрд руб. 2 741 100 4 757 200 7 063 400
Экономический рост, % к предыдущему году 95,1 105,4 108,3
Экономический рост, % к 1990 году 57,5 60,7 65,7
Государственный бюджет
Доходы бюджета, % ВВП 11,0 12,6 16,0
Расходы бюджета, % ВВП 16,9 13,9 13,5
Дефицит бюджета, % ВВП -5,9 -1,3 2,5
Сеньораж
Инфляция, % 84,4 36,5 20,2
Номинальные доходы от сеньоража, млн руб. 155 948 213 376 46 593
Номинальные доходы от сеньоража, % ВВП 0,00006 0,00004 0,00001
Реальные доходы от сеньоража, млн руб. 24 328 135 494 37 181
Реальные доходы от сеньоража, % ВВП 0,00001 0,00003 0,00001