Марзижат БУТАЕВА
СЕМЬЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИИ
В статье с социально-философских позиций исследуются вопросы сущности семейных ценностей в условиях радикальных общественных преобразований. Обосновывается противоречивость процесса взаимодействия традиционных и инновационных ценностных оснований семейного бытия.
The article from social and philosophic positions studies the problems of family values content in conditions of radical public transformations. It proves the inconsistency of the process of interaction between traditional and innovative valuable foundations of family being.
Ключевые слова:
семейные ценности, традиция, инновация, трансформация, социальность, концепция; family values, tradition, innovation, transformation, social, conception.
БУТАЕВА
Марзижат
Ахмедовна —
к.филос.н., доцент
кафедры социальных
технологий
Дагестанского
государственного
университета
В общефилософском понимании термин «ценность» указывает на индивидуальное, общественное и культурное значение определенных явлений действительности. При этом выделяются субъективные и объективные ценности: первые выражаются в форме нормативных представлений (ожидания, установки, оценки, императивы, запреты и т.п.), а вторые представляют собой отношения истины и неистины, допустимого и запретного, справедливого и неправедного, красоты и безобразия и т.п.1
Семейные ценности носят специфический характер для каждой эпохи, но они всегда считались основополагающими компонентами человеческой культуры. Культура же всегда получала свое конкретизированное выражение в условиях семейного бытия. Культуру общения, поведения, выражения чувств, ценности духовного характера, внутрисемейный этикет, моральные нормы семья сохраняет при помощи специфических ценностных институтов, присущих только ей, — это супружество, родительство и родство. На них базируется аксиологический аспект исследования семьи.
Исследования по данному вопросу показывают, что семейная ценность одновременно индивидуальна и коллективна. Коллективность как общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте. Личностные ценности — это идеалы, задающие конечные ориентиры индивидуальной деятельности конкретного субъекта (М.М. Бахтин, Д.А. Леонтьев). Индивидуальность и коллективность, следовательно, находятся в диалектической взаимосвязи.
Высокий уровень культуры семейно-брачных отношений в рамках семейного бытия выступает как ценностный фактор, обеспечивающий условия устойчивого и стабильного функционирования семейной общности и предупреждающий конфликты. Уникальная среда семейного взаимодействия создает благоприятные условия для реализации тех потенциальных качеств, которые люди не могли бы проявлять в рамках других институциональных структур.
Человечество не нашло пока более оптимального, чем семейная культура, способа обеспечить историческую преемственность опыта воспроизводства как индивидуальной человеческой жизни, так и социального организма в целом. Свое законченное выражение семейная культура находит в семейных ценностях, об уровне
1 Философский энциклопедический словарь. дия, 1989, с. 576.
М. : Советская энциклопе-
развития которых можно судить по гармоничности сочетания традиций с новациями в вопросах детско-родительских и супружеских отношений, по способности воспроизводить целостную личность, гармонично сочетающую духовно-нравственные и интеллектуальные характеристики человеческого бытия.
Семья является уникальным социальным институтом воспитания, воспроизводящим людей как носителей социальной, культурной, этнической информации. В.В. Розанов, указывая на значение семейного вопроса в общественной жизни, отмечал, что «семья — ближайшее и самое дорогое для нас отечество; пространственно — это место самых горячих связей; духовно — это место совершенного идеализма...»1.
В современном обществе наблюдается девальвация института семьи как ценности. Это глобальное явление обусловлено процессами радикальных социально-экономических преобразований, трансформацией системы семейных ценностей в общей структуре общественных норм и ценностей, коренными сдвигами в системе ценностно-нормативной регуляции поведения индивида. Ценностный кризис приобрел глобальный характер в обществе в целом и в семье в частности. Данный факт стал предметом острых дискуссий в научных кругах, как в России, так и за рубежом. В научных исследованиях четко обозначились три конкурирующие парадигмы — фамилистическая, модерни-зационная и феминистическая, представители которых совершенно по-разному оценивают происходящие в обществе и семье перемены.
Согласно фамилистической парадигме, ценностный кризис семьи связан с тем, что семья как социальный институт и как малая группа перестала или перестает выполнять свои традиционные функции, часть которых перехватывается другими институтами или вообще отмирает. А другие, прежде всего репродуктивная функция и функция первичной социализации, резко ослабевают, порождая в обществе массу проблем. Одной из наиболее острых является проблема сверхнизкой рождаемости и депопуляции. Ценности семейного образа жизни, многодетной
1 Розанов В.В. Семейный вопрос в России :
монография. - СПб., 1993, с. 92.
семьи теряют свою приоритетность для личности, становятся неконкурентоспособными по сравнению с внесемейными ценностями2.
Сторонники модернизационной концепции семьи отмечают такие позитивные перемены в семейных отношениях, как переход от патриархальной семьи к эгалитарной, где мужчины и женщины имеют равные права и возможности и строят свои отношения на принципах партнерства. Ими отмечается также важность перехода от традиций нерегулируемой рождаемости и многодетности к планированию семьи, т.е. к сознательному родительству и выбору числа детей. Негативные тенденции, сопровождающие трансформацию института семьи в России, сторонники данной парадигмы рассматривают в качестве временных, отражающих проблемы адаптации семьи к новым социально-экономическим условиям.
Феминистическая парадигма акцентирует внимание исследователей на деструктивном значении традиционной патриархальной семьи для женского равноправия как социально-культурного явления. С этой точки зрения девальвация ценностей традиционной модели семьи выступает как объективный процесс, который обеспечивает условия для эгалитаризации внутрисемейного бытия и эмансипации субъектов семейного социума от мужского диктата. Эти тенденции характерны не только для современной семьи, но и для других сфер социального бытия (профессиональной деятельности, политических отношений, культуры и т.п.).
Многочисленные исследования свидетельствуют, что в устойчивом бескризисном обществе трансформация системы семьи демонстрирует высокий инерционный потенциал. Это связано с вполне объяснимой консервативностью мышления старших родителей и их внутренним сопротивлением к принятию новых, на первый взгляд не всегда понятных изменений жизненных принципов. Признание новой ценностной парадигмы, примирение с ней формируется в результате многократного столкновения взрослых членов семьи с изменившейся социаль-
2 Узик А.В. Ценностный кризис семьи в современной России и его последствия в контексте глобализации. Тезисы докладов и выступлений на VI Международном социальном конгрессе. — М., 2006, с. 176.
ной реальностью на основе обретенного нового жизненного опыта1.
Для российской семьи последних двух десятилетий, как и для всего общества, переход в новое качество жизни происходил скачкообразно. В изменившихся социально-экономических условиях преодоление возникшего в связи с этим разрыва между традиционным сознанием и реальным бытием потребовало кардинальных изменений мировоззрения как на уровне общества, так и в рамках малых групп (в т.ч. и семьи), а также на индивидуальном уровне отдельных представителей.
Поколение родителей, фундаментальные ценности которых сложились в эпоху социалистических общественных отношений, испытывает глубокие противоречия, связанные с необходимостью совмещения старых нравственных принципов и новой рыночной морали. По определению академика С.В. Дармодехина, многие семьи в течение всего периода реформ так и не сумели сформировать «защитные» стратегии и механизмы2. В связи с такой нестандартной ситуацией претерпевает существенные изменения воспитательная стратегия семьи как транслятора общественных ценностей. Родители вынуждены констатировать, что устоявшиеся, выверенные временем ценности семьи нежизнеспособны в новых общественно-экономических условиях. Поэтому сегодня наблюдается совершенно нетипичная в многовековой практике взаимоотношений поколений в семье ситуация, при которой родители обращаются к несовершеннолетним детям за консультацией по жизненным вопросам, корректируя через детей свои представления о реальных ценностях современного российского общества. Дети в этих обстоятельствах, ввиду присущей им возрастной готовности принимать все новое, являются более адаптированными и поэтому становятся проводниками современных ценностей общества в сферу семьи.
Основы социокультурной преемственности в сфере семейных отношений наро-
1 Дементьева И.Ф. Трансформация ценностных ориентаций в современной российской семье // Вестник РУДН, сер. Социология, 2004, № 6—7, с. 150—160.
2 Дармодехин С.В. Проблемы развития системы воспитания детей в Российской Федерации //
Педагогика, 2001, № 1, с. 10.
дов России претерпевают негативные изменения. Для современных семейных отношений характерны новый тип поведения, замещение традиционных семейных принципов утилитарными ценностями семейного бытия, такими как расчет, соперничество, создающими либеральнодемократическую матрицу функционирования семьи и межличностного взаимодействия индивидуумов. Научно-технический и социальный прогресс, создав возможности приобщения к мировому информационному пространству, привнес угрозу массового распространения современной западной урбанистической культуры на принципах абстрактной всеобщности, что, безусловно, связано с потерей ценностей этнического самоопределения, разрушением традиций и нравственных устоев. Особенно это касается народов с самобытной культурой.
В этих условиях полиэтничная и поли-культурная Россия, активно впитывая западные ценности, с одной стороны, запрограммирована на отказ от идеологии фамилиоцентризма, с другой — пытается сохранить высокий статус семьи как ценности общества и ее значимость для индивидуального бытия человека. Понятие «ценность» поэтому приобретает сегодня новый контекст, характеризующийся явлением глубокой неуверенности семьи в своем будущем. Британский социолог Зигмунт Бауман очень точно отметил: «Там, где царит неуверенность, остается мало времени для заботы о ценностях, витающих выше уровня повседневных забот»3.
Если происходящие ныне эволюционные преобразования в российском обществе приведут к его стабилизации на более прогрессивном качественном уровне, то будет сформирована устойчивая система ценностей как на субъективном, так и на объективном уровне. Тогда семья как основа общества сможет адекватно транслировать ценности, базовые для социума и формирующие его единство. Однако формирование ценностей не происходит автоматически — в обществе не случайно сложились специальные социальные институты, главной задачей которых является процесс нормативно-ценностного регулирования.
В полиэтничной культуре России
3 Бауман З. Индивидуализированное общество : монография. — М. : Логос, 2002, с. 201.
нельзя не отметить и некоторую специфику трансформационных процессов в традиционных национальных семьях (например, северокавказских). В современной ситуации глобальных социокультурных изменений ценности национальной семьи, к сожаленью, стремительно теряют свое институциональное значение, традиционные ценности и отношения в семейно-брачной сфере оказываются не востребованными обществом. Патриархальный характер отношений в семейно-брачной культуре большинства малых народов России переживает сегодня значительные изменения и ослабление. Вследствие указанных процессов социокультурных преобразований на сегодняшний день можно отметить появление следующих новых форм регуляции семейно-брачных отношений:
— изменения в традиционной брачной мотивации и критериев брачного выбора;
— переоценка ряда брачных запретов и ограничений;
— структурная и типологическая трансформация;
— изменения характера внутрисемейных и личных отношений;
— смещение интересов женщины от семейной занятости к общественной активности;
— либерализация добрачного сексуального поведения;
— снижение значения и ценности кровнородственных связей и межсемейных отношений;
— легкое отношение к разводам и установка на непрочность семейных уз.
При этом национальные семьи на современном этапе не ориентированы на полное восприятие и укоренение альтернативности западного семейно-брачного поведения, т.к. подобная социально-этническая трансформация семьи затрагивает традиционные ментальные основы национальной семьи и воспроизводства системы ценностей и норм. Однако тенденции дальнейшего развития национальной семьи в значительной степени будут определяться условиями ее бытия на макросо-циальном уровне в условиях общероссийской и общемировой социокультурной реальности.
Тенденции сегодняшнего дня свидетельствуют о нивелировке традиционных российских ценностей под давлением привнесенных извне ценностей других сообществ. В свете сказанного сегодня необходимо переосмысление места традиционных ценностей старого ряда в новой ценностной структуре общества с целью сохранения национальной индивидуальности России.
Таким образом, необходимыми и обязательными условиями возвращения высоких ценностных позиций и стабилизации института брака и семьи, а также предотвращения негативных тенденций в сфере семейно-брачных отношений являются укрепление и повышение престижа положительных традиционных ценностей и семейных установок в массовом сознании.