Политические процессы и практики
Марзижат БУТТАЕВА
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА В СВЕТЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СЕМЬИ И ГОСУДАРСТВА (социально-философский аспект)
В статье рассматриваются вопросы философского осмысления государственной семейной политики в свете взаимоотношений семьи и государства. Проанализировано социально-философское содержание основных положений различных концепций государственной семейной политики и перспектив формирования новой семейной парадигмы.
The article dwells upon the philosophical understanding of the state family policy from the standpoint of relations between a
family and the state. The article analyzes social and philosophical aspects of various approaches to the state family policy and possibilities of a new family paradigm being formed.
Ключевые слова:
семья, парадигма, феминизм, семейная политика, ценность, традиция, инновация; family, paradigm, feminism, family policy, value, tradition, innovation.
ировой исторический опыт свидетельствует, что семья в периоды любых потрясений и кризисов остается наиболее устойчивой социальной структурой. Становление и разви-
тие семьи происходит в результате взаимосвязей и взаимодействия политической, экономической, социальной, духовной сфер жизнедеятельности общества и государства и определяет как образ жизни семьи, так и общества в целом.
В условиях разрушающихся, разрушенных социальных связей и формирования новых, адекватных рынку гражданских отношений, семья становится уникальным консолидирующим и интегрирующим началом. Государство заинтересовано в нормальной, активно действующей семье, способной выработать новую жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание в условиях нестабильного трансформирующегося общества, но и успешное развитие. В переходный период, когда государство еще не выработало эффективных механизмов регулирования рыночной экономики и только начался процесс формирования гражданского общества, возрастает роль семьи в развитии государства и становлении гражданского общества и патриотическом воспитании гражданина России.
Семейная политика социального государства — это политика, направленная на формирование благоприятной политической, социокультурной и экономической среды для жизнедеятельности семьи, реализации ее основных социальных функций, на гармонизацию внутрисемейных отношений, взаимоотношений семьи, индивида и государства, на обеспечение необходимых условий развития института семьи как основы стабильности политической системы общества.
Марзижат Ахмедовна —
БУТТАЕВА
В настоящее время Россия, отказавшись от патерналистских традиций, провозгласила идею партнерских отношений, самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относитель-
к.фшос.н., доцент но своего развития: «...экономические, правовые и идеологические
кафедры социальных меры государственной семейной политики должны не регламенти-
технологии
Дагестанского
государственного
университета
ровать поведение семьи, а способствовать ее саморазвитию, предоставлять возможность выбора форм поддержки». Должны осуществляться «партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями.». Данное направление ос-
201 0’04
ВЛАСТЬ
19
новывается на признании непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека. В реальной жизни государство, резко сократив поддержку семей, не обеспечивает адекватные меры для их адаптации, своевременно не осуществило (и мало осуществляет в настоящее время) необходимые структурные преобразования. При этом семья оказалась не подготовленной к переходу к новым экономическим отношениям и выживанию в условиях системного кризиса.
Российских ученых, занимающихся исследованиями современной российской семьи, можно разделить на сторонников кризиса семьи и модернизации семьи. В соответствии с этим складываются две концепции государственной семейной политики: кризисная и модернизационная.
Сторонники кризиса семьи негативно оценивают утрату либо замещение государственными и общественными институтами ее основных функций, разрушение социокультурных норм многодетной семьи и семейного образа жизни1. В рамках этой концепции семья и ее интересы имеют приоритет перед правами и интересами индивидуума. Подчеркивается необходимость создания социокультурных условий для повышения субъектной роли семьи: «Семье (а не только индивидууму) предоставляется качественно новый социальный статус, реальные права, государственные гарантии, необходимые для ее самостоятельного функционирования»2.
Данный подход, безусловно, играл и играет большую роль в деле привлечения внимания органов власти и общества к проблемам российской семьи, в осознании ценности семьи для индивида и государства. В то же время он не реализуем в политической практике на уровне семейного законодательства, т.к. в настоящее время под воздействием гражданских инициатив корпоративное государство, выражающее интересы тех или иных групп общества, постепенно трансформируется в государство, призванное консолидировать и выражать наиболее значимые, актуальные общественные интересы, и в рамках европейской модели социального государства его первичной клеточкой рассматривается
1 Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. — М., 2000, с. 176—189.
2 Дармодехин С.В. Семья и государство. — М. : Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001.
социализированная, социально ответственная личность3.
Именно на это обращают внимание сторонники концепции модернизации семьи, отмечая такие позитивные перемены в семейных отношениях, как переход от патриархальной семьи, с господством мужчины и распространенным насилием над другими членами семьи, с экономической зависимостью женщин и детей от мужчин, к семье эгалитарной, где мужчины и женщины имеют равные права и возможности и строят свои отношения на принципах партнерства. Ими отмечается также важность перехода от традиций нерегулируемой рождаемости и многодетности к планированию семьи, т.е. к сознательному родительству и выбору числа детей4.
Но исторический опыт свидетельствует, что первичной структурой общества является все-таки семья, а не индивид. Современные культурно-исторические реалии требуют изменения отношений между семьей и государством. Семья — это партнер государства. Без поддержки со стороны семьи невозможны успешные политические и социальные преобразования. Степень устойчивости семьи — это индикатор стабильности общества.
Таким образом, и в кризисной, и в мо-дернизационной концепции семьи содержится объективная оценка изменений, происходящих в социальном институте семьи в процессе его развития и развития индивида и государства.
Раскрытие диалектических взаимоотношений семьи и государства позволяет выявить внутренние противоречия двоякого рода: вечные, имманентные, вытекающие из самой сущности семьи, и временные, изменчивые. Первая группа противоречий порождена единством естественного, природного, с одной стороны, и социального — с другой. Одно из таких противоречий, присущих семье изначально, находит проявление, например, в противоположности полов, в их взаимоотношениях, т.е. в гендерных аспектах семьи. Вторая группа противоречий порождена соотношением биологического и социального,
3 Климантова Г.И. Государственная семейная политика в условиях социально-политической трансформации современной России. — М. : Триада Лтд., 2004.
4 Митрохин В.И. Генезис и функциональносущностные характеристики социального государства. — М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2003.
20
ВЛАСТЬ
201 0 ’ 0 4
их возникновение связано с социальнопсихологическими условиями, поэтому они изменчивы. К ним можно отнести потребность в детях, осуществление которой сталкивается с социальными и культурными факторами, которые либо ограничивают, либо, наоборот, способствуют выполнению указанных базовых функций. Разрешение этих разнообразных противоречий возможно в рамках определенных принципов, которые должны проводиться через государственную семейную политику: обеспечение оптимального взаимодействия разноуровневых ценностей (индивидуальных, семейных, общественных), дифференциация их приоритетности на различных этапах общественного развития, формирование условий повышения эффективности функционирования и ценностного статуса семьи в обществе.
Отказ государства от патернализма по отношению к семье не сопровождался созданием реальных возможностей для самообеспечения семьи в стихии рынка. Фактически то, что сейчас называется семейной политикой, является дифференцированной материальной помощью отдельным категориям людей, особенно одиноким родителям, а также нуклеарным семьям с одним-двумя детьми.
Спонтанный ход событий именно этот тип семьи делает самым массовым, модальным. Многообразие семейных структур сведено до тотальной малодетности, до обезличенной стандартности массовой од-нодетности и многоразводности. Это само по себе резко снижает семейную стабильность, ухудшает положение семьи как институционального социального феномена.
Государство и общество не продемонстрировали способности к созданию условий для достижения семьей самодостаточности. Современные нравственно-этические основания общества, главным образом заимствованные из чуждой культурной среды и адекватные новому видению российской цивилизации, распространялись и на семью по мере развития рыночных социально-экономических отношений и демократизации жизни общества со всеми известными негативными последствиями. Реальным воплощением новых нравственных принципов, укоренения потребительского стиля поведения, утверждения высокой значимости личностных прав и свобод явилось внедрение индивидуализма
как принципа общественного поведения и действий, в том числе и в рамках семьи. Эти принципы неизбежно деформируют основания оценки человеком социальноценностной значимости семьи, что не может не отразиться отрицательно на уровне брачности, рождаемости, разводимости, на межсубъектных отношениях.
Обновление российского общества сегодня невозможно без актуализации адаптивных ресурсов семьи, в основе которых лежит разумный баланс традиционалистских основ с модернизационными устремлениями к реализации индивидуальности и автономности поведения человека в семье и за ее пределами. Бытийное пространство семейного социума — как лакмусовая бумажка для оценки эффективности государственной семейной политики, играющей приоритетную роль в разработке концепции формирования той или иной модели семьи в модернизирующемся российском обществе. Основными ценностными приоритетами в процессе трансформации российского общества называют автономию личности, демократизацию взаимодействия форм общественного и индивидуального бытия, актуализацию личностных ресурсов человека, его стремления к самореализации.
Методологическую основу проектирования семейной парадигмы составляет, во-первых, общефилософское положение о признании приоритета семьи в системе жизненных ценностей, во-вторых, оценка факторов регулятивного воздействия на функционирование семьи. Объективно обусловленным средством такого воздействия является государственная политика, поскольку базовые признаки гражданского общества не развиты и социальная роль государства в общественной системе пока еще достаточно значима. Государство обладает механизмом регулирования интеграционных процессов в обширном поле семейных взаимодействий различных типов для обеспечения развития социально значимого потенциала семьи. С этих позиций должны осмысливаться новые модели семейных отношений, определяться общественно одобряемые способы их сочетания с сохранением социально ценных компонентов прошлого. Закономерность развития любого социального объекта, в том числе и семьи, такова, что в ней происходит чередование приоритетности традиций и новаций, общественного и индивидуального.