потребности учителя в психолого-педагогических знаниях. Сборник научных трудов. - М.: АПН СССР, 1989.
4. Хейдметс, М. Человек. Среда. Пространство. Сборник статей. Тарту: Изд-во ТГУ, 1979. - 162с.
5. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 624с.
6. Кон, И.С. Социальный статус юношества. // Социология молодежи. Под ред. В Т. Лисовского. СПб., 1996.
7. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М., 2001. - 460с.
8. Недбаева С.В. Психологические практики в российском образовании ХХ столетия. СПб.: Изд-во «Образование», 1999. - 171с.
9. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
10. Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов. Вопросы психологии, №№ 5, 1995. - с. 108-115.
Педагогическая психология
Нуриева Л. К.
Семья и школа как формирующее этнопедагогическое пространство подготовки школьников к семейной жизни
Семья в современных условиях становится основным фактором сбережения национальной культуры, национальной духовности. Это также обуславливает необходимость непрерывного совершенствования семейного воспитания у каждого этноса. Принципиально важным для социализации личности ребенка школьного возраста является признание самоценности духовного мира, образа жизни, культуры народа, его традиций.
Семейное воспитание, как известно, является одной из наиболее эффективных, наиболее плодотворных и созидательных форм социализации подрастающего поколения. Оно осуществляется в роду, общине, народе и сочетает в себе целенаправленное воспитательное влияние родителей, других старших членов семьи с объективным влиянием семейного быта.
Являясь важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание, образовательное учреждение призвано осуществлять руководство семейным воспитанием учащихся [2, с. 45-59]
Подготовка к семейной жизни в системе образования, в частности в средней общеобразовательной школе, осуществляется, прежде всего, через содержание и организацию учебного процесса. Воспитывает учащихся, подготавливает их к семейной жизни содержание всех дисциплин, но особенно важное значение в формировании будущего семьянина имеют гуманитарные науки: история, литература, биология, технология, физическая культура. В них
заложены богатейшие возможности для формирования у школьников знаний, умений и навыков семейной жизни.
Уроки истории и обществознания позволяют раскрыть перед учащимися возникновение и развитие народных традиций при подготовке к семейной жизни.
Уроки литературы учат искусству создания семьи, понимать переживания и стремления человека. Яркие факты из жизни и деятельности писателей и поэтов, притягательная сила примера литературных героев, ознакомление с историей возникновения и развития устного народной творчества вдохновляюще действуют на учащихся, формируя у них правильные нравственные убеждения в области семейной жизни.
Изучение биологии вооружает учащихся не только пониманием основных закономерностей строения человека, но и на примере существования других животных, на эмоциональном и нравственном уровне у школьников можно воспитать такие качества, как уважение к супругу, к старшим, родителям. Именно на уроках биологии школьники должны получить необходимые знания по личной гигиене, здоровью. В первую очередь, это касается сохранения своего здоровья как будущих отцов и матерей, продолжателей рода человеческого.
На уроках технологии у девочек - будущих матерей, домохозяек, формируются навыки управления домашним хозяйством. Занимаясь традиционным рукоделием (вязание, шитье, вышивка), приготовлением традиционных блюд, характерных именно для данной местности, сегодняшние прилежные ученицы готовятся к будущей семейной жизни. Ведь не случайно говорят, что путь к сердцу мужчины лежит через его желудок. Традиционно отдельно готовят к семейной жизни на уроках технологии мальчиков, юношей. Обучаясь основам переработки дерева и металла, сельского хозяйства, будущие мужчины осваивают типичные для данного народа традиции трудового воспитания.
На уроках физической культуры школьники должны усваивать не только современные упражнения, виды спорта, но и типичные народные игры. Подвижности, здоровью народ всегда уделял большое значение, что доказывает разнообразие спортивных народных игр. Именно в них заложен комплекс упражнений по развитию организма юноши или девушки для будущей семейной жизни. Девушки - будущие матери, юноши - будущие отцы. К этому надо готовить не только психически, не только нравственно воспитывать, но и готовить физически.
Правильные нравственные убеждения в области семейной жизни воспитываются у учащихся не только содержанием учебного материала, но и всем ходом урока, личностью педагога. Учитель должен понимать, что, рассказывая о том, какими должны быть настоящая женщина и настоящий мужчина, хорошая мать и заботливый отец, он, прежде всего, сам должен олицетворять их как своим внешним видом, поведением в школе, так и в общественных местах, в повседневной жизни.
Учителя знают, что совместная деятельность вызывает общие переживания, способствует приобретению учащимися определенных знаний, умений, навыков нравственного поведения. Но, вместе с тем, коллективная деятельность не всегда глубоко затрагивает чувства и сознание каждой личности. Происходит это потому, что различные факторы по-разному воздействуют на детей в силу разного уровня их внутренней активности, природных особенностей, характера, занимаемой в коллективе позиции (активной или пассивной, лидирующей или исполнительской). Возникающее при этом несоответствие между воздействием педагога на коллектив и индивидуальным характером восприятия этого воздействия каждым ребенком может привести к нарушению эмоционального самочувствия личности в коллективе. Это, в свою очередь, ведет к возникновению, так называемого, смыслового барьера - явления, когда ребенок, даже хорошо понимая то, что от него требуется, упорно его не выполняет.
Оптимальным сочетанием индивидуального и коллективного воздействия в учебно-воспитательном процессе является дифференцированный подход к учащимся, в основе которого лежит выявление у них определенных признаков и выделение в соответствии с ними отдельных групп школьников. Знание характерных особенностей условно выделенных групп учащихся позволяет определить как познавательные возможности каждой такой группы в учебном процессе, так и ее тенденции в гуманистическом развитии. Но делить учащихся на группы целесообразно не только по признаку познавательных возможностей, но и по показателям уровней нравственной воспитанности.
В процессе обучения перед детьми ставится, как известно, общая образовательная цель - получение знаний. Однако не все учащиеся класса имеют хорошие познавательные способности, и далеко не все дети умеют проявлять усилия, настойчиво добиваться успеха. В связи с этим в классе всегда должны создаваться реальные условия для оказания помощи со стороны более сильных учеников более слабым в соответствии с народными традициями взаимопомощи. Такая помощь может осуществляться двумя путями: по инициативе учителя к неуспевающему ученику прикрепляется более сильный; на основе сложившихся в группе межличностных отношений, без вмешательства взрослых хорошо успевающий ученик помогает более слабому. Подростки, особенно старшеклассники, верно определяют, когда и какая помощь нужна товарищу, какая поддержка ему требуется. Поэтому педагогу следует предпочесть второй путь. Но для этого ему нужно хорошо знать межличностные отношения своих учеников, кто кому симпатизирует, достоинства и недостатки каждого из них.
Педагогическое мастерство учителя в том и состоит, чтобы в различных видах деятельности «открывать» для себя и для классного коллектива лучшие стороны каждого ученика и «сделать» каждого совершенно необходимым для класса. Воспитание у учащихся чувства долга, ответственности, дружбы, человеческого достоинства оказываются в этом случае теми эмоциональными компонентами, без которых учитель не смог бы формировать у них гуманистическую убежденность.
В реализации подготовки к семейной жизни в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы огромную роль играет, как мы видим, учитель. Большое значение имеет его умение устанавливать правильные взаимоотношения с учащимися.
Наличие механизма подражания предъявляет высокие требования к педагогам, являющимся в силу его авторитета примером для подражания. Сила подражания так сильна, что люди, желая быть похожими на кого-то, порой следуют нравственным традициям и обычаям, даже внутренне с ними не согла-шаясь.
Грубость, бестактность, равнодушие, формальный подход воспитателя к воспитанникам в силу действия механизма подражания оказывают отрицательное влияние на подготовку школьников к семейной жизни.
Большими возможностями для использования народных традиций в нравственном воспитании при подготовке учащихся к семейной жизни располагает внеклассная работа. Она при этом не просто дополняет процесс обучения, а выполняет особые функции по вовлечению учащихся в традиционную деятельность, обеспечивая усвоение норм поведения, развивает способности детей, их активность, самостоятельность, инициативу.
Нравственное просвещение учащихся во внеурочной деятельности при подготовке к семейной жизни способствует также усвоению необходимых знаний о сущности народных традиций, вооружает их умениями правильно анализировать и оценивать традиции, факты и явления реальности. Содержание нравственного воспитания учащихся во внеклассной работе на народных традициях составляет усвоение определенной суммы знаний о традициях (что такое традиции, их социальные корни, содержание традиций). Другой, не менее существенной стороной нравственного воспитания на народных традициях, является приобретение нравственного опыта, практическое усвоение норм поведения, которое обеспечивается путем непосредственного активного участия школьников в традиционных делах. Нравственные качества личности школьника развиваются и распределяются лишь в процессе практической деятельности, которая организуется школой. Последовательное и системати-ческое включение школьников в практическую деятельность, где они могли совершать свои поступки, проявлять единство действий, чувств и поведения, является необходимым условием формирования нравственности в области семейной жизни.
Важным условием эффективного использования народных традиций в подготовке школьников к семейной жизни является разъяснение сущности и значения прогрессивных народных традиций. Знания и нравственные ценности становятся осознанными, устойчивыми, переходящими в традицию только тогда, когда они мотивированы сознательными взглядами и убеждениями, в формировании которых значительную роль играет нравственное просвещение. А последнее способно повлиять на отношение подростков к принятым в обществе нравственным традициям, если соблюдаются условия, при которых слово действительно становится эффективным средством воздействия на личность
школьника. Складывающиеся новые традиции во взаимоотношениях между людьми в семье должны раскрываться на ярких конкретных фактах. Из богатого нравственного опыта, имеющегося в нашей общественной жизни, следует отбирать такой, который близок жизненному опыту самих воспитанников и будет поэтому глубоко ими осознан. Материал, приводимый в качестве обоснования целесообразности тех или иных нравственных принципов, должен обладать убедительностью факта и способностью эмоционального воздействия на учащихся [8].
Важную роль при этом играет подведение учащихся к раздумьям над широким кругом фактов проявления нравственности, самоотверженности, бескорыстия людей, вызывающих у школьников восхищение, а при проявлениях равнодушия, черствости, эгоизма - возмущение. Школьники знают в общих чертах существующие в народе гуманистические традиции, довольно четко представляют смысл понятий «чуткость», «отзывчивость», «человеческое достоинство» и других признаков гуманности, но вместе с тем часто недооценивают их важности в жизни человека.
Содержание учебно-тематических и воспитательных планов при подготовке к семейной жизни компонуется вокруг фундаментальных понятий, идей, форм и методов народного воспитания (честность, милосердие, благородство, учтивость, взаимоуважение и др.).
Эффективность подготовки школьников, учителей и родителей к использованию традиций народной педагогики в практической деятельности в немалой степени определяется тем, насколько в этой подготовке представлен национально-региональный компонент.
Можно выделить несколько основных принципов использования народного опыта в современной практике воспитания.
Во-первых, необходимо целевое использование идей народного воспитания, нашедших свое отражение в устном народном творчестве, направленное на воспитание у детей, прежде всего, нравственных гуманистических качеств. Народные пословицы, поговорки, сказки, предания и т.д., воздающие хвалу людям труда и осмеивающие бездельников, богачей, лентяев - исключительно благодатный материал для воспитания у детей основ гуманистического мировоззрения и высоких нравственных качеств.
Во-вторых, необходимо использовать только то позитивное в народном воспитании, что, благодаря своему прогрессивному социальному звучанию и общечеловеческому содержанию, имеет актуальное значение и в наши дни. Поэтому каждому педагогу, соприкасающемуся с материалами народной педагогики, следует овладеть конкретно-историческим подходом к оценке потенциальных возможностей этого материала в современном воспитательном процессе.
В-третьих, идеи и средства народной педагогики должны усваиваться учащимися в сравнительно-историческом плане, в сопоставлении с современной трактовкой того или иного вопроса. Обращение к истокам народного воспитания,
осмысление трудового пути, пройденного народом, является серьезным стимулом формирования мировоззрения, имеет глубокий нравственный смысл [4].
Одним из важнейших условий успешной работы в этой области является проведение бесед и конференций с учителями и родителями, которые дают возможность широко обсуждать вопросы применения на практике воспитательных традиций народной педагогики. Успех этой работы в большей мере определяется тем, насколько она будет направлена на превращение прогрессивных идей и гуманистических традиций прошлого в могущественные побудители к действию и внутренние ориентиры поведения каждого члена ученического коллектива и семьи.
Реалии сегодняшнего дня таковы, что необходимо готовить к семейной жизни не только самих школьников, но и корректировать воспитательную работу родителей именно с точки зрения традиций народной педагогики. Будучи сами воспитанниками советской школы, родители не в полной мере осознают воспитательный потенциал народных традиций и их роль в подготовке будущих жен и мужей, отцов и матерей. Большинство из них не связывают здоровую семью со здоровым обществом, здоровым потомством. Поэтому учителя, школа как наиболее компетентные в данной области должны заняться содержанием воспитания не только в школе, но и в семье, содержанием подготовки к семейной жизни в комплексе. Подготовку кадров или просвещение родителей необходимо проводить на родительских собраниях, общешкольных праздниках, праздниках и встречах различного уровня с семьями, различных внешкольных мероприятиях [1, с. 10].
Таким образом, эффективность подготовки школьников к семейной жизни определяется тем, насколько в этой подготовке участвуют семья и школа, с учетом традиций народной педагогики. Образовательные учреждения и семья должны не повторять, не дублировать, не противоречить, а дополнять и продолжать деятельность друг друга. От согласованности педагогических действий всех социальных институтов, участвующих в формировании личности подрастающего человека, зависят обеспечение преемственности и единства педагогических воздействий на учащихся в школе и семье, т. е. органическое сочетание и взаимообогащение школьного и семейного воспитания.
Литература
1. Блонский, П.П. Работа школы с родителями // Вестник просвещения. - М., 1928. - №4. - 10 с.
2. Богословская, В.С. Школа и семья: Конструктивный диалог: Учебно-методическое пособие. - Минск: Университетское, 1998. - 88 с.
3. Васильева, Э.К. Семья и её функции (демографо-статистический анализ). -М.: Статистика, 1975. - 184 с.
4. Васильцова, З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1988
5. Владин, В., Капустин, Д. Гармония семейных отношений. - М.: Выш. шк., 1988. - 335 с.
6. Капралова, P.M. Работа классного руководителя с родителями учащихся. -М., 1980.
7. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. - М., - 1991.
8. Нигматов, З.Г. Использование народных традиций в воспитании учащихся: Учеб. пособие. - Казань: КГПИ, - 1985.
Социально-педагогические проблемы здравоохранения
Алибекова Ж. О.
Методические и методологические подходы к проблеме санаторной реабилитации на черноморском побережье Кубани больных, перенесших экстракцию катаракты при сопутствующей глаукоме
Исследуя динамику методологических подходов (изложенных в открытых литературных отечественных и зарубежных источниках) к санаторно-курортной реабилитации пациентов с болезнями глаза и его придаточного аппарата, следует отметить приоритет российских ученых в этом вопросе. Так, например, известны еще дореволюционные исследования русских офтальмологов, посвященные использованию природных физических курортных факторов при лечении заболеваний глаз. В этой связи следует отметить публикации И.Е. Марковой (1898) в дореволюционном журнале «Врачъ», работы К. А. Сухова (1907) в одном из старинных офтальмологических изданий (журнал начал выходить в 1884 году в Российской Империи) «Вестник офтальмологии». Перед Первой мировой войной известный петербургский профессор-офтальмолог А. Дьяков (1914), практиковавший в период летних сезонов на грязевых лиманах Куяльника, описал (в том же «Вестнике офтальмологии») «... случаи глазных заболеваний, леченных ваннами из минеральной грязи». Вместе с тем, известные советские офтальмологи начала 60-х годов ХХ столетия И.Ф. Копп (зав. кафедрой офтальмологии Донецкого медицинского института) и А. Т. Кроль (зав. кафедрой офтальмологии Курского медицинского института) пишут в своей монографии «Основы терапии заболеваний глаз», выпущенной государственным издательством медицинской литературы в Москве (1963), что «.первые упоминания о лечении глазных заболеваний водными процедурами естественных источников можно найти в сочинениях Плиния Второго, который сообщил о полезном действии промываний конъюнктивального мешка водой из теплых источников вулканического происхождения на западном побережье Италии». Ряд зарубежных исследователей (J. Velisky, 1908; D. Bauer, 1927; L. Droesher, 1929; K. Lenz, 1930; H. Velhagen, 1931; M. Choyce, J. Cross, 1933; L.S. Stancovik, 1934; ets.), на которых ссылаются И.Ф. Копп и А.Г. Кроль в вышеназванной монографии, активно использовали в офтальмологической