12.Солянкина, Л. Е. Учебно-методический комплекс как средство профессионального самоопределения студента [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / Л. Е. Солянкина. - Волгоград, 1999. - 25 с.
13. Теория и практика организации предпрофильной подготовки / под ред. Т. Г. Новиковой. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 110 с.
УДК 371.398
Болотова Марина Ивановна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дополнительного образования ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», [email protected], Оренбург
Насибуллина Анися Дамировна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дополнительного образования ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», [email protected], Оренбург
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОБЫТИЙНОЙ ОБЩНОСТИ СЕМЬИ И УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Bolotova Marina Ivanovna
Candidate of pedagogy, senior lecturer at the chair of pedagogics of additional education, the Orenburg state pedagogical university, [email protected], Orenburg
Nasibullina Anisia Damirovna
Candidate of pedagogy, senior lecturer at the chair of pedagogics of additional education, the Orenburg state pedagogical university, [email protected], Orenburg
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF FAMILY INTEGRITY AND ADDITIONAL EDUCATION INSTITUTIONS FOR CHILDREN
Ведущая роль в достижении оптимистических перспектив реформирования образования принадлежит опережающему и системному развитию дополнительного образования детей, в том числе в плоскости установления взаимовыгодных преемственных связей между всеми субъектами образовательной иерархии. Целевые ориентиры современного дополнительного образования детей связаны с проектированием событийных общностей, обеспечивающих человеку способность быть подлинным субъектом общественной жизни, культуры и исторического действия, а соответственно и субъектом собственной жизнедеятельности и собственного развития.
Такое понимание дополнительного образования детей действительно может обеспечивать целостность жизни личности, а главное - целостность и жизнеспособность различных общностей людей и в первую очередь различных типов детско-взрослых общностей, профессиональных сообществ и форм их жизнедеятельности в социокультурном пространстве региона. Именно с этой точки зрения детско-взрослая общность выступает как субъект образования.
В нашем исследовании акцент делается на семейную общность как на событийную общность потому, что для нее, как правило, чужды конкуренция и соперничество, на нее распространяются только те закономерности общения и взаимоотношений, которые они принимают как адекватные ей. Для семьи характерна устойчивая духовная связь между ее членами, взаимопонимание; в рамках семьи в полной мере реализуется диалог и как форма общения, и как форма бытия. В семье актуализируется, реализуется высшая форма события - любовь - супружеская, сыновья, дочерняя, братская и т. п. В семье имеет место гармония отношений и связей, что является характерным признаком событийной общности [4]. Таким образом, семья в силу своей природы уже в определенном смысле подготовлена к со-бытию с другими в рамках сообщества более крупного размера.
В современных исследованиях проблем семьи и семейного воспитания семья выступает не как фон, контекст индивидуального развития ребенка, а как единый субъект. Как следует из научной концепции Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, система «роди-тель-ребенок» представляет собой «полисубъект развития», единый субъект психолого-педагогического взаимодействия. Акцент делается на семейной общности, где взаимодействие детей и родителей обеспечивает, с одной стороны, освоение ребенком пространства развития, а с другой, взаимодействие и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей. На основе этого понимания возникают общие смыслы совместной деятельности как совокупность и развитие индивидуальных целей и запросов каждого. Таким образом, событийная общность понимается нами как человеческая общность, в которой возможно свободное самоопределение и развития субъект-ности каждого входящего в нее человека, для которой характерна развитая форма человеческих связей и отношений.
Нами определены основные характеристики событийной общности [4; 6; 7], которые показывают характер связей и отношений, общий предмет взаимодействия, то, вокруг чего складывается общность:
- рефлексивная характеристика общности - общность проявляется как «поле интеллектуального напряжения» (Л. И. Новикова), возникает вокруг коллективной познавательной деятельности, коллективного обсуждения, целеиолагания и планирования, процессов коллективного анализа и рефлексии;
- эмоционально-психологическая характеристика общности показывает совместные эмоциональные переживания, эмпатийное взаимопонимание,
где общность проявляется как «эмоциональное единство», групповая эмоциональная идентификация, чувство МЫ;
- ценностно-смысловая характеристика общности отражает индивидуальные и групповые ценности и смыслы, которые проявляются как «поле морально-нравственного напряжения», единое ценностно-смысловое пространство, ценностно-ориентационное единство;
- коммуникативно-деятельностная характеристика общности определяется индивидуальными и совместными действиями и деятельностью внутри общности, значимым общением, межпозиционным взаимодействием.
С целью помощи и обогащения семейного воспитания становится социальная потребность в разработке и создании событийной общности семьи и учреждения дополнительного образования детей (далее по тексту - УДО), интегрирующей педагогические усилия семейного воспитания и дополнительного образования, что содействует обогащению инновационного потенциала полифункциональной жизнедеятельности УДО, обеспечивает целенаправленное взаимодействие субъектов культурно-досугового пространства, разворачивается в рамках личностно-развивающих событийных обществ детей и взрослых (педагоги, родители), действующих в режиме педагогических событий. Действительно, родители и педагоги от природы имеют общность ценностных (аксиологических) и целевых ориентиров во взаимоотношениях с ребенком, они изначально объединены тождественностью установок по отношению к личности растущего и взрослеющего человека. Если происходит нарушение гармонии взаимоотношений в системе «педагог-ребенок - родители» - больше всего страдает ребенок. И родителям, и педагогам необходимо прежде всего осознать общность целей, стоящих перед ними, определить «свои» собственные пути и способы их достижения, осмыслить наиболее характерные трудности и ошибки, совершаемые в процессе содействия личностному росту ребенка.
Таким образом, взаимодействие различных общностей - педагогического коллектива УДО как общности единомышленников, и семьи как общности с едиными смыслами общения и взаимодействия и детской общности, для которой характерно ровесничество, признающее исходным условием то, что дети могут жить своей собственной жизнью, определяется нами как:
- пространство культуросообразного «со-бытия» детей и взрослых, динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий как моментов реальности, в которых происходит личностно развивающая, целе- и ценностно ориентированная встреча взрослого и ребенка (их событие) [2];
- субъективно-значимая ценностно-смысловая общность переживания взрослыми и детьми объективных событий на фоне повседневной жизни;
- «контекст» разделенных смыслов, среда взаимопонимания, которая требует использования таких форм со-бытия (взаимодействие, сотрудничество), которые способствуют расширению и духовному обогащению досугового пространства жизнедеятельности субъектов.
Компоненты событийной общности (ценности, цели, содержание, методы, средства и организационные формы) возникают как результат конвенционального согласования ценностно-смысловых позиций субъектов на досуг и семью как социокультурную ценность.
В рамках построения системы взаимодействия педагогов, родителей и их детей встает задача целенаправленного социокультурного проектирования событийной общности семьи и УДО (буквально - выращивания) -как осмысленных укладов различных событийных общностей (в данном исследовании - семейной общности, педагогической общности и детско-взрослой общности), как фундаментального условия нормального развития личности.
В основу проектирования событийной общности положены: а) идеи интеграции усилий семьи и педагогов в непрерывном процессе развития личности ребенка; б) принцип профессионально-педагогической толерантности специалистов дополнительного образования в процессе сотрудничества с родителями; в) принцип учета социокультурных особенностей и этнопедагогических традиций семейного воспитания детей; г) принцип преемственности в работе с родителями; д) принцип профессиональной целесообразности и практической подготовленности специалистов дополнительного образования к взаимодействию с семьями воспитанников.
Важной содержательной основой такого проектирования выступают особенности семейной, педагогической, детско-взрослой общностей, а также модель уровневой организации психолого-педагогического сопровождения всех субъектов событийной общности.
Психолого-педагогическое сопровождение как система деятельности, последовательно развивает принципы личностно ориентированного образования. Оно не только провозглашает ребенка субъектом образования, но и стремится практически обеспечить субъект-субъектные, равноправные, доверительные отношения взрослого и ребенка, направленные на решение проблем, преодоление трудностей в различных сферах его жизни, на индивидуальное саморазвитие. Сопровождение выступает как реальное воплощение гуманной педагогики и личностно ориентированного образования, как фактор обеспечивающий безопасность инновационных процессов в деятельности образовательных учреждений.
В педагогике и психологии еще не сложился единый методологический подход к определению сущности психолого-педагогического сопровождения, оно трактуется как:
- вся система деятельности специалистов (М. Р. Битянова) [1]; общий метод работы (Н. С. Глуханюк);
- одно из направлений и технология профессиональной деятельности психолога и педагога образовательного учреждения (Р. В. Овчарова);
- мультидисциплинарный метод, обеспечиваемый единством усилий педагогов, психологов, социальных и медицинских работников (Е. В. Казакова).
В педагогике сопровождение рассматривается как содействие процессу самоопределения личности ребенка (В. В. Андрейченко, А. А. Быстров, О. Р. Кокоркина, В. М. Лукьянов, Т. А. Мельникова, Ю. В. Подповетная, Л. Л. Плотникова, В. Л. Савиных, Т. В. Черникова).
Вопросы психологического сопровождения рассматриваются в работах Г. Бардиер, М. Р. Битяновой, И. В. Дубровиной, Е. А. Козыревой, Р. В. Овчаро-вой, П. Э. Пахальяна, И. Ромазан, Н. Ю. Синягиной, А. В. Шувалова. В психологии сопровождение - это система деятельности по созданию условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, психологическое и психическое развитие ребенка с ориентацией на зону ближайшего развития. В работах ученых подчеркивается, что взрослый должен ценить естественные механизмы развития ребенка, не разрушать их, а раскрывать, при этом быть и наблюдателем, и соучастником, и исследователем.
Теоретический анализ работ по заявленной проблеме [1; 3; 8] позволяет выделить основные идеи теории психолого-педагогического сопровождения: необходимость системного сопровождения, его непрерывный характер; опора на позитивный внутренний потенциал развития ребенка; взаимодействие вместо воздействия.
Психолого-педагогическое сопровождение - это усиление и дополнение самостоятельных действий детей, которое проявляется в совместных (педагога и ребенка, педагога и группы детей) актах действия, в детско-взрослой общности, возникающей между ними. Психолого-педагогическое содействие включает два направления:
1. Педагогическое содействие через создание условий по проявлению и функционированию детско-взрослой общности, организации межпози-ционного взаимодействия в ней, стимулирующего проявление субъектной позиции каждым участником.
2. Педагогическое содействие как педагогическая поддержка, осуществляемая в индивидуальном взаимодействии с юношей через совместную рефлексию его проблемной ситуации, стимулирование его субъектных качеств, преобразование проблемной ситуации для него в задачу деятельности.
Выделенные выше направления педагогического содействия в содержании воспитательного процесса опираются на обучение воспитанника и совместную с ним выработку способов рефлексии и самоанализа.
Одной из задач психолого-педагогического сопровождения является выявление дисфункций детско-взрослой общности, так как они блокируют своевременную реализацию индивидуальных способностей и возрастных возможностей ребенка, обусловливают деформацию его отношений с окружающими. Дисфункции детско-взрослой общности включают:
1) со-бытийную депривацию и позиционный сепаратизм - обособление взрослого вызывает беспризорность ребенка;
2) событийную оккупацию и позиционную экспансию - сильная фиксация взрослого на ребенке способствует развитию инфантильности, социальной зависимости ребенка;
3) со-бытийную лабильность и ролевой релятивизм - непоследовательность, противоречивость взрослого приводит к социальной нереализован-ности ребенка;
4) внутреннюю или внешнюю оппозицию - неприятие ребенка или культивирование негативных и асоциальных ценностей вызывает соответственно психическую травму, психогении ребенка или усвоение ребенком нездоровых человеческих отношений.
Программа психолого-педагогического сопровождения событийной общности семьи и УДО направлена на повышение психолого-педагогической компетентности родителей, создание условий, формирующих потребность и готовность взрослых членов семьи к осознанию и преодолению «детских» трудностей. Во многом это связано с тем, что чаще всего проблемы, возникающие у ребенка, детерминированы его семейной ситуацией.
Нами выделены основные принципы организации психолого-педагогического сопровождения событийной общности семьи и УДО:
- принцип демократичности (подразумевает признание права на добровольное непосредственное участие в сопровождении субъектов образовательного процесса);
- принцип творческой позиции (предусматривает постоянную готовность к поиску нестандартных решений, гибкость в реализации практических задач в зависимости от конкретной ситуации);
- принцип партнерского общения (означает исключение доминирующей позиции субъектов образовательного процесса по отношению друг к другу);
- принцип системности и последовательности (подразумевает реализацию психолого-педагогического сопровождения как системы работы специалистов, в определенной логичной и целесообразной последовательности);
- принцип вариативности (предполагает реализацию широкого арсенала психолого-педагогических средств, форм и методов в процессе сопровождения, который может быть использован как полностью, так и частично, гибко изменяться применительно к конкретным условиям);
- принцип превентивности (направлен на предупреждение возможного неблагополучия и обеспечение безопасности физического и психологического здоровья воспитанника, других субъектов учебно-воспитательного процесса в условиях образовательного учреждения);
- принцип экологичности (обеспечивает необходимость постоянного соотнесения используемых средств и методов психолого-педагогического сопровождения с поставленной целью).
Учреждение дополнительного образования детей и службы сопровождения образовательного процесса (психологическая, маркетинговая и др.), располагая рядом преимуществ, успешно реализуют практику взаимодейс-
твия и сотрудничества с семьями воспитанников. Так, например, в школе родители менее мотивированы на контакт с педагогом-психологом: нередко они опасаются раскрыть психологу проблемы ребенка, особенности своей семейной ситуации, боясь огласки или того, что данная информация как-то сможет негативно повлиять на процесс и результат обучения. Родителям легче обратиться к независимому специалисту, который не связан с общеобразовательной школой. Такой альтернативой являются педагоги-психологи в учреждениях дополнительного образования детей. Здесь психологи имеют возможность вовлекать родителей в совместную работу по решению детских проблем и семейных трудностей. Диапазон подобной работы достаточно широк - это консультации, беседы, совместные занятия с детьми, семинары и тренинги для родителей. Дополнительное образование, в отличие от школы, имеет специфический график работы: с 9 до 21 часа, что дает возможность вовлечь в процесс взаимодействия с психологом работающих родителей, свободное время которых весьма ограничено.
Уже с младшего дошкольного возраста родители ориентированы на раннее выявление творческого потенциала, расширение сфер деятельности ребенка, содействие в успешности взаимодействия как с педагогами, так и сверстниками. Родители охотно анализируют личностные достижения детей, обсуждают своеобразие и возможности их развития, совместно со специалистами служб сопровождения (психологической, валеологической, маркетинговой) определяют программу поддержки, создание зоны успешности и благополучия воспитанников, а также помощи детскому коллективу.
Для выявления индивидуальных особенностей ребенка и уровня его готовности к работе по образовательной программе проводится входная пси-холого-педагогическая диагностика. Результаты обследования и их анализ доводятся до родителей при проведении групповых консультаций, а конкретные результаты по каждому воспитаннику - только при индивидуальном консультировании. Реализация данных процедур в самом начале занятий ребенка в УДО делает возможным выявление проблемных зон, определение направлений, форм, методов взаимодействия, сотрудничества взрослых и детей. Программы психолого-педагогического сопровождения родителей разрабатываются с учётом ряда оснований, среди которых возраст, пол, тип семьи, вид деятельности ребенка, которым он занимается в учреждении дополнительного образования детей и др.
В работе с семьями дошкольников внимание родителей акцентируется на необходимости:
- исключения негативной оценки деятельности и ее распространения на личность ребенка, блокирующей его развитие и формирующей комплекс неполноценности;
- создания эмоционально-насыщенных равных комфортных взаимоотношений с ребенком, что позволит ему адекватно реагировать на успехи других без снижения собственной самооценки;
- избегания сравнения или противопоставления ребенка и его поступков с кем-то другим, что оказывает влияние на формирование негативизма, эгоизма и зависти;
- научения родителей регулированию степени психологической нагрузки на ребенка, не превышающей его возможностей, что способствует социальной адаптации ребенка.
Особенности детей младшего школьного возраста детерминируют необходимость решения ряда актуальных проблем, среди которых: поиск зоны успешности; создание ситуации поддержки; реализация возможностей и перенос достигнутых результатов в другие значимые виды деятельности, в том числе учебную; направленность на процессуальную сторону деятельности с ориентацией на результат, формирование навыков самоконтроля поведения и деятельности.
Содержание программы психолого-педагогического сопровождения родителей подростков предусматривает разрешение противоречий и создание условий их конструктивных взаимоотношений: формирование позитивного интереса друг к другу, гибкости взаимодействия, преодоление барьеров непонимания и отчуждения между родителями и взрослеющими детьми, передача полномочий и ответственности подросткам и т. д.
В числе конкретных мер программы психолого-педагогического сопровождения семьи предполагается проведение систематической работы по просвещению родителей в вопросах воспитания, возрождению традиционного уклада жизни семьи и содействию развития семейных отношений на основе российских духовно-нравственных и культурно-исторических традиций.
Реализуемая система работы помогает родителям видеть и лучше понимать своих детей, преодолевать с меньшими потерями сложности внутрисемейных отношений во имя того, чтобы именно семья стала фундаментом для воспитания новой личности, направляя ее развитие по гуманистическому пути. Активное взаимодействие специалистов дополнительного образования с родителями детерминирует благоприятный ход личностного развития всех участников образовательного процесса, а также возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания, нравственному и духовному оздоровлению современной семьи.
Библиографический список
]. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. М.: Издательство: Генезис, 2001. - 300 с.
2. Григорьев, Д. В. Воспитательная система от А до Я [Текст] / Д. В, Григорьев, И. В. Кулешова, Л. И. Виноградова. - М.: Просвещение, 2006. - 207 с.
3. Григорьева, А. А. Специфика работы психологической службы в учреждениях дополнительного образования: задачи и направления деятельности [ Текст] / А. А. Григорьева//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2007. № 2. С. 44-53.
4. Маломоркина, Г. С. Педагогические условия становления событийной общности семьи и школы [Текст]: дис. ...канд. пед. наук: / Г. С. Маломокина:
13. 00.01 - Псков, 2003. - 264 с.
5. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования [Текст] // Внешкольник. М., 2003. № 10.
6. Сагатовский, В. Н. Триада Бытия [Текст] / В. Н. Сагатовский. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.- 123 с.
7. Слободчиков, В. И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст]: учебное пособие / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М.: Издательство: Шк. пресса, 2000. - 416 с.
8. Шувалов, А. В. Развитие психологической службы в системе дополнительного образования детей [Текст] / А. В. Шувалов//Вопросы психологии, 2001. -№ 6.-С. 136-138.
УДК 373.574:316.344.3
Мелёхина Елена Анатольевна
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков факультета гуманитарного образования Новосибирского государственного технического университета, [email protected], Новосибирск
Рабе Юлия Александровна
Учитель истории и естествознания МБОУ «Лицей № 9», [email protected], Новосибирск
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ЛИЦЕЯ: ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ
Melekhina Elena Anatolievna
Candidate of Science (Pedagogy), Associate Professor, Head of the Foreign Languages Department for the Humanities, Novosibirsk State Technical University, [email protected], Novosibirsk
Rabe Yulia Alexandrovna
Teacher of History and Social Science, Lyceum № 9, [email protected], Novosibirsk
KEY COMPETENCES OF A LYCEUM GRADUATE: DIAGNOSTICS OF DEVELOPMENT
В условиях формирования информационного постиндустриального общества, интегрирующегося в динамически развивающийся поликультурный глобальный мир, особую значимость приобретает понимание человеком своего места и назначения в нем. Формирующееся общество предъявляет спрос на социально активную, творческую личность, способную к самоиз-
218