психологические науки
Александрова Татьяна Владимировна, Костина Любовь Михайловна СЕМЕЙНЫЕ УСТАНОВКИ ВЗРОСЛЫХ В СВЯЗИ ...
УДК 159.9.07
СЕМЕЙНЫЕ УСТАНОВКИ ВЗРОСЛЫХ В СВЯЗИ С ИХ ДЕТСКИМИ ВОСПОМИНАНИЯМИ О РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ
© 2018
Александрова Татьяна Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология и педагогика семьи» Костина Любовь Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология и педагогика семьи» Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (191186, Россия, Санкт-Петербург, н.р. Мойки д.48. e-mail: [email protected])
Аннотация. В современных научных исследованиях проблеме установок на семью и родительство на различных этапах развития личности человека уделяется большое внимание. В данной статье обсуждаются результаты эмпирического изучения взаимосвязи установок на семью у взрослых с их детскими воспоминаниями о родительской семье. Были использованы методы изучения семейных установок и внутрисемейных отношений. Результаты исследования показали влияние травматического события в детстве на личность взрослого человека и связь показателями родительских установок и реакций. Данные свидетельствуют о наличии разнохарактерной связи между семейными установками у взрослых людей состоящих и не состоящих в браке и их воспоминаниями о родительской семье. Полученные результаты могут быть использованы в деятельности практического психолога при разработке программ психологического сопровождения детей, подростков и молодежи на разных этапах образования с целью профилактики негативных установок на семью и родительство. Научным работникам и студентам полученные результаты позволят определить темы дальнейших исследований в области выявления влияния детских воспоминаний на жизненные стратегии при выборе партнера, стиля семейного взаимодействия и репродуктивные установки.
Ключевые слова: семейные установки, репродуктивные установки, детские воспоминания, детские переживания, установки на родительство, брачные отношения, родительская семья, внутрисемейные отношения.
FAMILY INSTITUTIONS OF ADULTS IN CONNECTION WITH THEIR CHILDREN REMEMBERS OF PARENTAL FAMILY
© 2018
Alexandrova Tatiana Vladimirovna, candidate of psychological science associate professor of the chair «Psychology and Pedagogy of the family» Kostina Liubov Mikchailovna, candidate of psychological science associate professor of the chair «Psychology and Pedagogy of the family» Herzen State Pedagogical University of Russia (191186, Russia, St.Petersburg, n.r. Moyka, 48. e-mail [email protected])
Abstract. In modern scientific studies, the problem of attitudes to the family and parenthood at various stages of the development of a person's personality is given considerable attention. This article discusses the results of an empirical study of the relationship of attitudes to the family in adults with their childhood memories of the parental family. Methods for studying family attitudes and family relationships were used. The results of the study showed the impact of a traumatic event in childhood on the personality of an adult and the relationship indicators of parental attitudes and reactions. The data indicate a diverse relationship between family attitudes in adults, unmarried and unmarried, and their memories of the parental family. The results can be used in the activities of a practical psychologist in the development of programs for the psychological support of children, adolescents and young people at different stages of education in order to prevent negative attitudes towards family and parenthood. Scientists and students of the results will determine the topics for further research in the field of identifying the influence of childhood memories on life strategies when choosing a partner, family interaction style and reproductive attitudes.
Keywords: family attitudes, reproductive attitudes, childhood memories, childhood experiences, attitudes to parenthood, marital relations, parental family, intrafamily relationships.
В настоящее время в условиях расширения демографической политики государства все большее внимание в научных исследованиях уделяется проблемам установок на семью и родительство на различных этапах развития личности человека. Семейная тематика находит отражения в работах ведущих отечественных и зарубежных ученых [1-6] В предыдущих исследованиях рассматривались установки на семью и родительство у респондентов разных возрастных групп [например, 7-14], пола [например, 15-19] и сфер деятельности [например, 20-23]. Вместе с тем, дальнейший интерес представляют работы, посвященные изучению влияния на семейные установки детских воспоминаний о родительской семье. Внутриличностные особенности человека, его эмоциональное отношение к себе и другим людям, берут начало в сфере детских переживаний и сохраняются в воспоминаниях и представлениях взрослого. Вместе с тем, данная сфера остается достаточно закрытой для объективных научных исследований. Особенно не разработана проблема влияния детских воспоминаний и переживаний на сферу семейных установок.
Родительская семья и семейные взаимоотношения представляют ребенку первый социальный опыт, позволяют освоить истоки ролевого поведения, родственных и бытовых взаимоотношений. Что, в свою очередь, влияет на дальнейшее развитие личности ребенка, его
характер, ролевые предпочтения, репродуктивные и семейные установки. По мнению Ф.Е. Василюк, около 45% детей переживают хотя бы одно травматическое событие [24]. Дети более подвержены сильным переживаниям, и частота возникновения психотравматизации, по данным исследования Н.В. Ивановой, превышает подобные показатели у взрослых в 3 раза [25]. Многими зарубежными и отечественными психологами (З. Фрейд, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Ф.Е. Василюк и др.) подчеркивается необходимость всестороннего исследования детских воспоминаний и изучение их переживаний. Предметом детских воспоминаний являются реальные или ирреальные события, переживания, отраженные в процессах мышления, памяти и связанные с воображением. Посредством их осуществляется регуляция жизнедеятельности и, наконец, сами они могут стать событиями жизни. Вместе с тем, они остаются до сих пор мало изученными, так как взрослые воспоминания о детских переживаниях являются, в некоторой степени, сформированными под влиянием жизненных установок. Что представляет проблему для объективного выявления и научного анализа этих переживаний.
Семейные установки родителей на ролевые ожидания определяют, в главных чертах, семейные установки, которые демонстрируют в впоследствии их дети. Переживание являются составной частью в сознании
Alexandrova Tatiana Vladimirovna,Kostina Liubov Mikchailovna FAMILY INSTITUTIONS OF ADULTS IN CONNECTION ...
psychological science
человека многообразных и многомерных отношений, причем структура переживаний носит ситуативный характер. Переживания имеют связи с рефлексивной и бытовой структурами сознания. Также, учеными обнаружена связь переживаний с отдельными элементами Я. Причем, данные связи носят ситуативный характер.
З. Фрейд полагал, что ранние воспоминания ложатся в основу отношения личности к себе и миру. Данные воспоминания накладывают отпечаток на активность человека в социуме и определяют его действия в обществе и семье. А защитные механизмы Эго влияют на частоту проявления, характеристики и качество переживания. А. Адлер считал, что особое место в процессе формирования положительных установок на брак и семью занимает период нахождения ребенка в родительской семье. Именно в это время происходит формирование семейных ролей, черт и качеств личности семьянина, представлений о семье.
Перенесенное в детском возрасте сильное переживание, часто приводит к психотравматическим расстройствам как в личности взрослого человека, так и в его семейной жизни. Выделяют следующее специфическое поведение в семье взрослого перенесшего в детстве переживание: эгоизм, непостоянство, самоуверенность, подверженность сиюминутному порыву, суетливость, противоречивость, непостоянство, несамостоятельность, жадность, трусость, скрытность, обидчивость, ревность, расчетливость, властолюбивость, непрактичность.
Все выше сказанное определило цель нашего эмпирического исследования как определение связи детских воспоминаний и переживаний с установками на семью у взрослых людей, состоящих и не состоящих в браке.
Характеристика выборки: в исследовании приняли участие 243 человек состоящих и не состоящих в браке (121 мужчина и 122 женщины) в возрасте 24-27 лет.
Методы исследования:
1. Методика Анализ ранних детских воспоминаний (А. Адлер).
2. Методика «Шкала оценки влияния травматического события в детстве» (Impact of Event Scale - R, автор Д. Вейс, 1995 год).
3. Методика PARI Е.С. Шефер и Р.К. Белл.
4. Анкета «Семейные ценности» (С.С.Носов).
В качестве метода статистической обработки данных использовался корреляционный анализ по критерию Пирсона.
Проведя эмпирическое исследование, мы сделали следующие выводы.
1. Результаты исследования показали, что взрослые люди, перенесшие в детстве сильное переживание и находящиеся в браке, характеризуется высоким уровнем избегания, физиологической возбудимости, и вторжения; низким уровнем отношения к семейной роли, низким эмоциональным контактом, высоким уровнем эмоциональной дистанцированности, в то же время, излишней концентрацией на ребенке; отрицательными семейными ценностями супругов, что обусловлено перенесением травмирующего события в детстве, подтверждается следующим образом:
- у респондентов находящиеся в браке сильными детские воспоминания-переживания следующие: недостаточное внимание со стороны матери; отсутствие матери как жизненная неудовлетворенность субъекта; детрона-ция; соперничество с сиблингом; посторонние люди как опасность, имеют следующие особенности в поведении: отъединение, пассивность, враждебность, и следующие эмоциональные особенности: отвержение, утрата уверенности в себе, угнетенное состояние личности;
- у респондентов не находящиеся в браке сильными детские воспоминания-переживания следующие: хорошая способность к адаптации, развитие навыков сотрудничества и социальных чувств по отношению к родственникам, лучше воспринимаются двоюродные
братья и сестры своего пола. Происходит перенос образа социально приемлемых действий и их распространение за пределы родительской семьи; осознают, что являются частью сообщества, проявляют активность в том числе и вне семьи; имеют следующие особенности в поведении: общительное, активное, доброжелательное, независимое и следующие эмоциональные особенности: дружественная, принимающая, уверен в себе, радостен, с ним хорошо обращаются;
- группа респондентов, находящихся в браке, характеризуется высоким уровнем избегания, физиологической возбудимости, и вторжения, так как респонденты после травматического события произошедшего в детстве испытывают сильные интенсивные негативные эмоции: страх, беспомощность или ужас, отвержение, утрата уверенности в себе, угнетенное состояние личности;
- группа респондентов, не находящихся в браке, характеризуется средним уровнем избегания, физиологической возбудимости, и низким уровнем вторжения, так как респонденты испытываю злость и раздражительность, бессонницу, навязчивые чувства, страх;
- группа респондентов, находящихся в браке, характеризуется низким уровнем отношения к семейной роли, низким эмоциональным контактом, излишней концентрацией на ребенке, в то же время, низкой достаточно высоким уровнем взаимодействия с ребенком;
- группа респондентов, не находящихся в браке, характеризуется средним уровнем отношения к семейной роли, средним уровнем эмоционального контакта, средним уровнем эмоциональной дистанции в отношении с ребенком, нормальной концентрацией на нем;
- группа респондентов, находящихся в браке, характеризуется следующими отрицательными семейными ценностями супругов, негативным отношение к сексуальны отношениям, негативными межличностными отношениями между супругами, супруг (а) воспринимают как спутник (а) по отдыху, от супруга важна только финансовая поддержка, так же важна привлекательность партнера;
- группа респондентов, не находящихся в браке, характеризуется важным соблюдением семейных ценностей между супругами, ценностью межличностного общения между супругами, гармоничными сексуальными отношениями, эконмической поддержкой между мужем и женой, достаточной привлекательностью супругов и восприятием друг друга как партнеров по отдыху, нежностью, открытостью и искренностью в отношениях.
2. Результаты исследования показали, что существуют следующие взаимосвязи между влиянием травматического события в детстве на личность взрослого, родительских установок и реакций, семейных установок у взрослых людей, подтверждается следующим образом: корреляционный анализ по критерию Пирсона показал, что чем выше влиянием травматического события в детстве на личность взрослого, тем ниже следующие показатели родительских установок и реакций: привлекательность партнера, работа по дому; чем ниже влиянием травматического события в детстве на личность взрослого (вторжение), тем ниже посвященность семье; чем выше влиянием травматического события в детстве на личность взрослого (избегание), тем ниже следующие показатели родительских установок и реакций: привлекательность партнера, нежность; чем ниже влиянием травматического события в детстве на личность взрослого (избегание), тем ниже воспринимается партнера как спутник по отдыху; чем выше влиянием травматического события в детстве на личность взрослого, тем ниже следующие отношения родителей к разным аспектам жизни семьи: доминирование матери и стремление ускорить развитие ребенка; чем выше влиянием травматического события в детстве на личность взрослого (вторжение), тем выше неудовлетворенность ролью хозяйки, развитие активности ребенка, подавле-
278
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)
психологические науки
Александрова Татьяна Владимировна, Костина Любовь Михайловна СЕМЕЙНЫЕ УСТАНОВКИ ВЗРОСЛЫХ В СВЯЗИ ...
ние сексуальности; чем выше влиянием травматического события в детстве на личность взрослого (избегание), тем ниже чрезвычайное вмешательство в мир ребенка; чем выше влиянием травматического события в детстве на личность взрослого (избегание), тем выше такие показатели как раздражительность, излишняя строгость по отношению к ребенку, гиперболизация авторитета родителей, уравненные отношения между супругами; чем ниже влиянием травматического события в детстве на личность взрослого (физиологическая возбудимость), тем выше исключение внутрисемейных влияний и несамостоятельность матери.
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о наличии разнохарактерной связи между установками на семью у взрослых людей и их воспоминаниями о родительской семье. Выводы, представленные в работе, позволяют определить предикативный характер дальнейших исследований в области влияния на семейные установки отдельных личностей и демографическую политику государства, в целом. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Хоменко И.А. Образовательные запросы современной семьи. // Образование и семья: проблемы индивидуализации материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Политехника-сервис, 2006. С. 6-13.
2. Хоменко И.А. Семейное воспитание в контексте проблемы безответственного родительства. // Социальное сиротство в современной России истоки и предотвращение, судьбы родителей детей-сирот. Под редакцией Т.З. Козловой. Москва, 2010. С. 31-45.
3. Хоменко И.А. Семья как педагогическая система и партнёр школы. //Народное образование. 2009. № 8. С. 123-127.
4. Murta, S.G., de Almeida Nobre-Sandoval, L. Needs assessment for cultural adaptation of Strengthening Families Program in Brazil Psicología: Reflexao e Critica Volume 31, Issue 1, 1 2018, 25
5. Dai, Y.G., Brennan, L., Como, A., A video parent-training program for families of children with autism spectrum disorder in Albania Research in Autism Spectrum Disorders. 2018, 56, p. 36-49
6. Schwartz, J., Huntington, N., Measuring the involvement in family life of children with autism spectrum disorder: A DBPNet study. Research in Developmental Disabilities. 2018, 83, p. 18-27
7. Александрова Т.В. Особенности изучения отношений в семье // Образование и семья: проблемы индивидуализации материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Политехника-сервис, 2006. С. 35-41
8. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми, Санкт-Петербург: Речь, 2005. 192 с. (Третье издание)
9. Костина Л.М. Стратегические направления формирования психологической безопасности личности дошкольника // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2013.№ 155. С. 66-71.
10. Лещенко О.Я. Оценка эффективности программы формирования семейно-ориентированных репродуктивных установок у старшеклассниц //Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2010. № 6. С. 8-15.
11. Лещенко Я.А., Боева А.В. и др. Образ жизни, брачно-семейные и репродуктивные установки подростков // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2009. № 4. С. 85-95.
12. Николаева Е.А. Семейные ценности и брачные установки современной молодежи // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. 2010. № 3 (20). С. 72-75.
13. Смалько О.В. Родительское отношение и родительская ответственность как основные составляющие родительства // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 70-73.
14. Саттаров Р.М. Взаимоотношения в семье и ответственность супругов //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 265-271.
15. Бескова Т.В. Взаимосвязь ценностных ориентаций и установок в любви у мужчин с разным семейным статусом // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. 2009. № 3-4. С. 36-43
16. Евграфова Ю.А. Социально-психологические факторы адаптации супругов в молодых супружеских парах // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 1. № 2 (18). С. 34-39.
17. Подольская Т.А., Гусова А.Д. Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 158-160.
18. Маленова А.Ю., Королева К.В. Психологический пол личности и его взаимосвязь с брачно-семейными установками на разных этапах семейных отношений // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2015. № 1. С. 67-78.
19. Назаревская Н.А., Ткаченко А.Н. Различия в семейных, брачных и репродуктивных установках молодежи в зависимости от пола //Молодой ученый. 2017. № 4 (138). С. 573-575.
20. Гребнева В.В. Семейные установки будущих учителей // Начальная школа. 2008. № 8. С. 79-84.
21. Писаренко И.А., Александрова Т.В., Костина Л.М. и др. Ребенок в пространстве семьи. Монография. Санкт-Петербург: Изд-
во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. 315 с.
22. Ван В. Застарелая семейная ссора: опыт коммуникативно -прагматического анализа //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 19-23.
23. Сердюкова Н.С., Алюшина Д.С., Палий М.И. К вопросу о семейных установках при подготовке к супружеству // Семья в современном мире Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Лазаренко В.А., Шульгина Т.А., Василенко Т.Д. Москва, 2017. С. 129-132.
24. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). Монография. М.: Издательство Московского университета, 1984. 200 с.
25. Иванова Н.В. Влияние переживаний на развитие личностной идентичности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 : Москва, 2001 261 с.
Статья поступила в редакцию 22.10.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018