Научная статья на тему 'Родительские установки: теоретические аспекты'

Родительские установки: теоретические аспекты Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
11811
1616
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТАНОВКИ / АТТИТЮДЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ / РЕПРОДУКТИВНЫЕ УСТАНОВКИ / ТИПЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ / СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / MINDSET / ATTITUDES / SOCIAL ATTITUDES / PARENTAL ATTITUDES / REPRODUCTIVE ATTITUDES / TYPES OF PARENTAL LOVE / FAMILY UPBRINGING STYLES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Крайлюк Анна Игоревна

В статье анонсированы результаты теоретического анализа понятия установок в современной психологической науке. Особое внимание уделено теориям родительских установок, их структуре и составляющим. Проанализированы уровни проявления установок: репродуктивные установки, установки в детско-родительских взаимоотношениях, установки относительно образа ребенка. Поданы экспликации классификации стилей родительского воспитания, материнских установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parental attitudes: theoretical aspects

The article announces theoretical predictions of attitude notion in modern psychology. Special focus is on theoretical treatment of parental attitudes, their structure and components. Levels of demonstration are analysed: reproductive attitudes, attitudes in child-parent relationship, attitudes towards child image. Parenting styles and mother’s attitudes are explicated.

Текст научной работы на тему «Родительские установки: теоретические аспекты»

ПСИХОЛОГИЯ

тия // Психологический журнал. - 1993. - Т 14. -№ 2. - С. 3-16.

2. Демидов А.М.Социокультурные стили в Центральной и Восточной Европе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rospil.ru/pdf2/002. DEMIDOVpdf

3. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Социальнопсихологическое пространство самоопределяющегося субъекта: понимание, характеристики, виды // Вестник практической психологии образования: Научно-методический журнал. - 2007. - № 2 (11). -С. 7-13.

4. Клочко В.Е. Коммуникативная сфера как фактор становления ментального пространства человека // Менталитет и коммуникативная сфера в транзитивном обществе / под ред. В.И. Кабри-на, О.И. Муравьевой. - Томск: Томский гос. ун-т, 2004. - С. 30-44.

5. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. - СПб.: Питер, 2002. - 368 с.

6. Швалб Ю.М. К определению понятий среды и пространства жизнедеятельности человека // Еколопчна психолопя: Хрестомапя / за ред. Ю.М. Швалба. - Ктв: Сталкер, 2006. - С. 212-219.

УДК 37.018.1

Крайлюк Анна Игоревна

Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко, Украина

[email protected]

РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В статье анонсированы результаты теоретического анализа понятия установок в современной психологической науке. Особое внимание уделено теориям родительских установок, их структуре и составляющим. Проанализированы уровни проявления установок: репродуктивные установки, установки в детско-родительских взаимоотношениях, установки относительно образа ребенка. Поданы экспликации классификации стилей родительского воспитания, материнских установок.

Ключевые слова: установки, аттитюды, социальные установки, родительские установки, репродуктивные установки, типы родительской любви, стили семейного воспитания.

Определяющим фактором формирования личности несомненно является семья. Тема детско-родительских взаимоотношений была и остается актуальной для теоретических исследований и практики в области психологии и психотерапии. Анализ психологических проблем почти всегда возвращает клиента в тему детства, взаимоотношений с родителями, их отношений. Эмоциональный контакт, поведение и отношение к ребенку определяется родительскими установками, которые, усваиваясь, оказывают дальнейшее влияние на ход взрослой жизни, в том числе брачных взаимоотношений и выбора партнера. Несмотря на большое количество исследований, в обществе до сих пор наблюдается определенная психологическая неосведомленность о причинно-следственных связях психологических проблем, выходящих из детского опыта. Поэтому сейчас столь необходима их популяризация.

Понятие установок, их признаки и структура были исследованы Д.Н. Узнадзе, понятие аттитюды раскрыл Л. Ланге, социальную установку изучали В. Томас, Ф. Знанецкий, Г. Олпорт. Проблему взаимосвязи установок и поведения развивали Р. Лапьер, М. Фишбейн. Свои взгляды на понятие установок поддавали экспликации также М. Ро-кич, Дж. Мид, Т Нюком, Л.И. Божович, В.А. Ядов и другие.

Р.В. Овчарова исследовала родительские наставления и выделила их три уровня. В.В. Бойко определил составляющие родительских установок,

а Л.И. Савинов был сконцентрирован на исследовании формирования репродуктивной установки. А.С. Спиваковская выделила восемь типов родительской любви. А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер предложили классификацию стилей семейного воспитания, которые являются способами передачи родительских установок. Среди украинских ученых следует подчеркнуть вклад А.В. Игнатенко, И.Я. Иванюк, П.А. Цай, А.В. Щур и других. Приобретенные теоретические знания требуют обобщения для более полного понимания исследуемого явления, плодовитости дискуссий, решений многочисленных исследовательских и практических проблем.

Цель нашей статьи - теоретический анализ и обобщение родительских установок.

Наиболее известным в этой области является исследование Д.Н. Узнадзе, который подчеркивал неосознанность мотивов и поступков личности. Пояснительным понятием в его теории стало понятие установка, которую он определил, как неосознаваемую готовность субъекта к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении и которая является основой целесообразной избирательной активности человека. Представители его школы рассматривали установку как готовность, которая определяется взаимодействием конкретной потребности и ситуацией ее удовлетворения. Выделили такие признаки установок, как интенсивность положительного или отрицательного аффекта, то есть отношение к какому-

78

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

© Крайлюк А.И., 2015

Родительские установки: теоретические аспекты

то психологическому объекту, ее латентность или недоступность для прямого наблюдения. Исходя именно из этих признаков, установка измеряется на основании вербальных самоотчетов опрашиваемых, которые являются ничем иным, как обобщенной оценкой личностью собственного ощущения склонности или несклонности к конкретному объекту. То есть установка - это мера чувств, вызванных конкретным объектом. Многочисленные исследования позволили в структуре установки выделить когнитивный (познавательный), аффективный (эмоциональный) и поведенческий (кона-тивный) компоненты. Таким образом, установку рассматривают одновременно как знание субъекта о предмете, его отношение, как эмоциональную оценку и определенное намерение - программу действий по конкретному объекту [7].

Существуют близкие, но не тождественные по содержанию понятия: аттитюд, социальная установка, ценностные ориентации и др. Аттитюд (от англ. Attitude - отношение, установка) - определен Л. Ланге, как предшествующее поведению внутреннее состояние готовности человека к действию. Формируется на основании опыта, разворачивается на осознанном и неосознанном уровне и осуществляет регулятивную функцию относительно поведения индивида. Определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер поведения в изменяющихся ситуациях; освобождает субъект от необходимости принимать решения и произвольно контролировать поведение в стандартных ситуациях; может выступать фактором, обуславливающим инертность действия и тормозит приспосабливаемое^ к новым ситуациям, которые требуют изменения программы поведения. Выделяют три уровня - уровни смысловых, целевых и операционных аттитюдов. Смысловые аттитюды помогают воспринимать систему норм и ценностей в группе, сохранять целостность поведения личности в ситуациях конфликта, определять линию поведения индивида и тому подобное. Целевые аттитюды обусловлены целями и определяют устойчивость течения определенного действия человека. Операционные атти-тюды проявляются в стереотипности мышления, конформном поведении личности и т.д. [4].

В понимании В. Томаса и Ф. Знанецкого социальная установка означает определенное психическое состояние переживания индивидом ценности, значения или смысла социального объекта. Она является элементом структуры личности и одновременно элементом социальной структуры. Авторы считают аттитюд близким к коллективным представлениям. Отличным является взгляд Г. Олпор-та, исходя из определения которого, социальная установка является сугубо индивидуальным образованием. Г. Олпорт определял ее как состояние психонервной готовности индивида к реакции на

все объекты или ситуации, с которыми он связан. Итак, совершая целенаправленное и динамическое воздействие на поведение, установка всегда остается зависимой от прошлого опыта [4].

Интересным является исследование Р. Ла-пьера и его, так называемого парадокса, которое было сконцентрировано на проблеме взаимосвязи между аттитюдами и реальным поведением. Результаты его эксперимента приводят к выводу, что вербальные ответы являются ничем иным, как вербализованной реакцией на символическую ситуацию, отличающуюся от реальной ситуации взаимодействия. Несоответствие - между установкой (вербальным поведением) и реальным поведением - исследователь объяснял тем, что характер ответа зависит от ситуации, в которой находится подопытный индивид. Были зафиксированы три типа ситуаций: обезличенная ситуация (такая ситуация диктует однообразное поведение), частично личный контакт (в этом случае ответы будут несколько разнообразнее - от согласия к поискам аргументов для отказа); непосредственное взаимодействие (личностная ситуация), когда ответы станут почти однообразными (в основном согласие). То есть, прямой связи между установкой и поведением нет. Поэтому были найдены другие переменные, среди них можно выделить нормы, принятые в группе, влияние референтной группы, черты личности, которые детерминированы опытом взаимодействия с родителями. То есть существует и установка, и то, что влияет на ее реализацию - внешние факторы [4].

Схожи представления М. Рокича, который считает, что аттитюды фиксируют не способ поведения или состояния, а представление об определенном предмете или ситуации. И эти представления описывают объект или ситуацию как истинную или ложную, оценивают их как желательные или нежелательные, хорошие или плохие. Он один из первых, кто выделил два типа аттитюдов: «к объекту» и «к ситуации». В частности М. Фишбейн рассматривал установку как склонность индивида к реакции, усвоенную в процессе научения. Исследователь выделил противоположную связь - влияние поведения на установку, которая в этом смысле совсем теряет свой социальный смысл и превращается в индивидуальную поведенческую реакцию, усвоенную по известной схеме «стимул-реакция». Он также предложил типологию аттитюдов, разделяя их на аттитюды к действию и аттитюды к объекту. Нормативным фактором, регулирующим действие аттитюдов на реальное поведение, он считает влияние социального окружения.

Согласно подходу Дж. Мида, социальные установки рассматриваются как определенные психические образования, которые возникают на основе усвоения установок других - референтных групп и лиц. В структурном плане они являются элемен-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

79

ПСИХОЛОГИЯ

тами «Я-концепции» человека, определениями социально желаемого поведения. Поэтому социальные установки в этом смысле - это осознаваемый, фиксированный в знаковой форме тип поведения, которому отдается предпочтение. По мнению Т Ньюкома, социальные установки основываются на согласии субъекта рассматривать определенные объекты или ситуации сквозь призму социальных норм и ценностей. В теории Л.И. Божович социальная установка рассматривается тождественно с понятием направленности личности. Установлено, что направленность является внутренней позицией личности относительно социального окружения, склонностью личности действовать определенным образом, и которая охватывает всю сферу ее жизнедеятельности [4].

В концепции В. Ядова присутствует очень близкое по смыслу понятие - диспозиция, которое рассматривается как комплекс склонностей, готовности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Данная концепция оценивает диспозиции личности как иерархически организованную систему с несколькими уровнями, которые являются результатом всего предыдущего опыта и влияния социальных условий. В ней высшие уровни осуществляют общую саморегуляцию поведения, нижние - являются относительно самостоятельными, они обеспечивают адаптацию личности в конкретных меняющихся обстоятельствах. Первый (наиболее низкий) - образуют элементарные фиксированные установки, без модальности (переживания «за» или «против») и когнитивных компонентов. Второй - составляют социальные фиксированные установки, или аттитюды. Третий - основывается на базовых социальных установках или общей направленности интересов личности на конкретную сферу социальной активности. Четвертый (высший) - обозначается системой ориентаций на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей [4].

Итак, установки всегда выходят из предыдущего опыта, а их проявление определяется условиями среды, в которой находится индивид. Все мы родом из детства, поэтому установки выявляются сформированными под влиянием родителей. Родительские установки - это определенный взгляд на собственную роль в отцовстве и материнстве, основанный на когнитивном, эмоциональном и поведенческом компонентах. Как правило, под ними понимается система эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителями и способов поведения с ним.

По мнению Э. Берна через родительские установки формируется жизненный и профессиональный сценарий, предписания относительно своего пола и брака, а также выбора партнера. Как отмечает Э. Эриксон, родительские установки могут огра-

ничивать ребенка, препятствовать его развитию, проявлению искренности и творческого начала. Е.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис подчеркивают, что большинство сценариев человек впитывает из родительской семьи, наследуя модели поведения из-за постоянного восприятия установок или родительских инструкций [9].

Родительские установки и ожидания, по мнению Р.В. Овчаровой включают три уровня: 1) «мы -родители» (репродуктивные установки супругов в аспекте их отношений); 2) «мы - родители нашего ребенка» (установки в детско-родительских отношениях); 3) «это - наш ребенок» (установки и ожидания в отношении ребенка / детей) [3].

В.В. Бойко рассматривает три составляющие репродуктивной установки: 1) поведенческий

элемент установки, выраженный реальным репродуктивным поведением и планируемым репродуктивным поведением; 2) эмоционально-оценочный аспект, представляющий собой совокупность взглядов, суждений, позиций человека относительно численности собственной семьи; 3) когнитивный элемент установки, который касается тех сторон суждений и поведения, которые обусловлены наличием определенных знаний об объекте, по отношению к которым проявляется установка [3].

Л.И. Савинов считает, что на формирование репродуктивной установки влияет целый ряд условий: образ жизни семьи, распространенные в обществе и особенно среди ближайшего окружения типовые нормы, касающиеся количества детей; образ жизни родительской семьи и количество детей в семье; установки каждого из супругов на количество и пол детей, детей в качестве помощников и поддержки в старости, на продолжение своего рода, семьи, фамилии, на самореализацию в детях и т. д. [3].

Второй уровень реализуется в стиле воспитания. Сюда входят установки супругов, обусловленные их воспитательными предпочтениями, взглядами на родительскую роль, выбором той или иной системы наказаний и поощрений, гибкостью в общении, отношением к инициативности ребенка и т. д. [3].

Третий уровень касается непосредственно образа самого ребенка, созданного родителями, он тесно связан с удовлетворенностью родительской ролью. Именно на этом уровне происходит постоянное сопоставление (осознанное или неосознанное) идеального образа ребенка с объективной реальностью. Результат такого сопоставления выражается в родительском отношении, имеет на него ощутимое влияние [3].

Существует большое количество периодизаций родительских установок, позиций, отношений к ребенку. Одна из самых ранних систематических классификаций родительских установок предложена в 1937 г. А. Коннер. К ним она отнесла: при-

80

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Родительские установки: теоретические аспекты

нятие и любовь; явное отторжение, излишняя требовательность, чрезмерная опека.

А.С. Спиваковская выделяет восемь типов родительской любви, которые отражают отношение родителей к детям и являются установками: действенная любовь (симпатия, уважение, близость); отстраненная любовь (симпатия, уважение, однако, большая дистанция в общении); действенная жалость (симпатия, близость, однако отсутствие уважения); отторжение (апатия, неуважение, большая дистанция в общении); презрение (антипатия, неуважение и малая дистанция в общении); преследование (антипатия, уважение, близость); отказ (антипатия, уважение, большая дистанция); снисходительное отторжение (симпатия, неуважение, большая дистанция) [6].

А.Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллер предложена широкая классификация стилей семейного воспитания, являющегося по своей сути способом передачи родительских установок:

1. Гипопротекция: нехватка опеки и контроля за поведением доходит иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребенка, дел, интересов, тревог. Скрытая гипопротекция наблюдается при формально-присутствующем контроле, реальной нехватке тепла и заботы, невключении в жизнь ребенка. В основе этого типа психопатического развития ребенка может лежать фрустрация потребности в любви и принадлежности, эмоциональное отвержение ребенка, невключение его в семейную общность.

2. Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о ребенке сочетается с мелочным контролем, большим количеством ограничений и запретов, усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя. Такое отношение родителей вызывает чувство протеста против неуважения к его «Я».

3. Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потворство всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, непомерно высокий уровень притязаний к ребенку, неудержимое стремление к лидерству, которое сочетается с недостаточным упорством и рассчетом на собственные ресурсы.

4. Эмоциональное отвержение: игнорирование потребностей ребенка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой». Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостаточной искренностью в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться от «бремени». Эмоциональное отвержение одинаково пагубно для всех детей.

5. Повышенная моральная ответственность: не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на ребенка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни - все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям [9].

Установки родителей на воспитание детей

B. С. Трохтий определяются как готовность действовать тем или иным образом. Каждый из супругов не только отражает действительность, но и эмоционально переживает ее, осмысливает и осуществляет определенные действия для усвоения их требований в психике ребенка. Родительские установки с точки зрения Р.В. Овчаровой являются одним из компонентов интегральной психологической структуры отцовства и включают в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Когнитивный аспект касается знаний и представлений о репродуктивной норме общества, о распределении родительских ролей, он также включает реальный и идеальный образ ребенка. Эмоциональный компонент представляет собой совокупность взглядов, суждений, оценок, а также доминирующий эмоциональный фон по реализации родительских установок и ожиданий. Поведенческий аспект родительских установок реализуется в репродуктивном поведении во взаимоотношениях партнеров, в отношении родителей и стиле семейного воспитания. В структуре родительства автор выделяет родительскую позицию, как систему родительских установок, ожиданий и отношений родителей к ребенку. В основе родительской позиции, как считает А.С. Спиваковская лежит сознательная и бессознательная оценка ребенка [3; 6].

Важным аспектом является влияние материнских установок на психическое развитие детей. По мнению Д. Винникота, наука материнства выходит из собственного опыта на этапе новорожденности. Становление родительского поведения и установок закладывается задолго до рождения ребенка.

C. Фанты, М. Марконе, Д. Майерс считают, что начало развития будущего отношения матери к ребенку закладывается внутриутробно на основе первых эмоциональных конфликтов матери с плодом и в младенческом возрасте. С. Броди выделила четыре типа материнских отношений к ребенку. Матери первого типа легко и органично приспосабливаются к потребностям ребенка. Матери второго типа сознательно стараются приспособиться к ребенку. Матери третьего типа не проявляют интереса к ребенку, руководствуясь только чувством долга. Матери четвертого типа непоследовательны и противоречивы, плохо понимают потребности ребенка [2; 3].

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

81

ПСИХОЛОГИЯ

Е.Ю. Печниковым и Н.А. Цветковой было проведено исследование с беременными женщинами и их мужьями по выявлению эффективных и неэффективных неосознаваемых установок, а также основных детерминант, взятых партнерами из их родительских семей. Был сделан вывод об их существенном влиянии на актуальное состояние сознания и как следствие возможность или невозможность успешного зачатия и вынашивания ребенка [2].

Радостева А.Г. исследовала влияние семейных взаимоотношений на формирование родительских установок. Н.Л. Костицын рассматривал родительские наставления как фактор личностного самоопределения в ранней юности. А.В. Игнатенко выделил психологические особенности проявления репродуктивной установки в юношеском возрасте, а также осуществил теоретический анализ проблемы материнства и родительских установок в современной психологии. И.Я. Иванюк изучала семью с «особым» ребенком и ее эмоциональные установки. П.А. Цай занимался исследованием эффективности суггестивной психотерапии родителей, дети которых больны неврозом с неосознаваемой установочной мотивацией. А.В. Щур описал репродуктивные установки и представления об отцовстве в юношеском возрасте [1; 5; 8].

Выводы. Установки формируются под влиянием социального окружения, предыдущего опыта, возникают на основе усвоения установок других, особенно референтных групп и лиц. Они неосознаваемые, упрощающие, выполняют опережающую и регулятивную функции. Также ригидным считается образование личности, которое предоставляет стабильность направленности ее деятельности, поведения, представлений о мире и самом себе. Установку рассматривают и как знание субъекта о предмете его отношения, и как эмоциональную оценку и определенное намерение - программу действий по конкретному объекту. Есть теории, в которых установки сами образуют структуру личности, в других - социальные установки занимают лишь определенное место среди качественных уровней личностной иерархии. Они способны регулировать поведение на трех уровнях: смысловом, целевом и операционном. Поведение не всегда соответствует аттитюдам, так как зависит от ситуации, в которой находится индивид.

Жизненные сценарии, которым следует личность, она впитывает с родительской семьи, следуя модели поведения через восприятие установок родителей к ней. Родительские установки - это опре-

деленный взгляд на собственную роль в родительстве, основанный на когнитивном, эмоциональном и поведенческом компонентах. Это система эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителями и способов обращения с ним. Они включают репродуктивные установки супругов в аспекте их отношений, установки в детскородительских отношениях, установки ожидания относительно ребенка. В структуре родительства выделяют родительскую позицию, как систему родительских установок, ожиданий и отношений родителей к ребенку, в основе которой лежит сознательная и бессознательная оценка ребенка. Здоровая личность формируется под влиянием адекватных родительских установок, основанных на эмоциональном принятии и ясности, последовательности требований. Мы считаем, что перспективами дальнейших научных трудов в этом направлении станут исследования влияния родительских установок на выбор партнера для супружества.

Библиографический список

1. 1ванюк 1.Я. Ом’я з «особливою» дитиною та и емоцшш установки // Оновлення змюту, форм та методiв навчання i виховання в закладах освтги: зб. наук. пр. - 2008. - Вип. 41. - С. 58-61.

2. Бодалев А.А., Столин В.В. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. - М.: Педагогика, 1989. - 209 с.

3. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. - 319 с.

4. Орбан-Лембрик Л.Б. Сощальна психолот. -Кив: Академвидав, 2003. - 446 с.

5. Радостева А.Г. Влияние семейных отношений на родительские установки // Фундаментальные исследования: сб. науч. тр. - 2008. - Вып. 8 (часть 5). - С. 58-61.

6. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватной родительской позиции // Семья и формирование личности. - М., 1981.

7. Узнадзе Д.А. Психология установки. - СПб.: Питер, 2001. - 416 с.

8. Цай П.А. Отражение неосознаваемой установочной мотивации у родителей больных детей с неврозом на еффективность суггестивной психотерапии // Експериментальна i клшчна медицина. - Харшв, 2008. - № 2. - С. 134-137.

9. Эйдемиллер Э.Г. Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2008. - 672 с.

82

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.