Данилова Марина Владимировна,
Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, кандидат педагогических наук, доцент, г.Владимир
Наумова Дарья Викторовна,
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых,
Гуманитарный институт, кафедра социальной педагогики и психологии, студент, г.Владимир
Особенности воспитания в неполных семьях
В жизнедеятельности общества семья всегда находилась в центре внимания. Роль семьи в обществе очень высока, так как именно в ней происходит формирование личности ребенка, овладение им социальными ролями, которые необходимы для успешной адаптации в социуме.
Семья - это один из первых воспитательных институтов, связь с которым происходит на протяжении всей человеческой жизни. В плане воспитания неполная семья выступает наиболее уязвимой и проблемной.
Исследованием проблем неполных семьей занимались В.М.Целуйко, М.И.Буянов, И.Ф.Дементьева и другие. В работах отмечается, что семья в воспитательном плане нуждается в помощи и поддержке со стороны общества и педагогов.
«Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой» [3, с. 91].
«Неполная семья - нуклеарная семья, в которой отсутствует один из супругов и в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя» [5, с. 122].
Совокупность неполных семей многообразна и крайне неоднородна. Как показывает анализ психолого-педагогической литературы причинами увеличения неполных семей является рост таких неблагополучных показателей, как разводы, рождаемость вне брака, смертность (в основном мужчин).
Выделяют следующие классификации неполных семей, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Классификации типов неполных семей
Ф.И.О. автора Типы неполной семьи Характеристика
Н. Башкирова Осиротевшая Семья, возникшая в следствии смерти одного из родителей. В таких семьях родственные связи не разрушаются, тем самым сохраняются взаимоотношения с родственниками по линии умершего супруга.
Разведенная Семья, в которой супруги по какой-то из причин либо не захотели, либо не смогли жить вместе. Таким образом, ребенок из такой семьи получает психологическую травму.
Внебрачная Семья, в которой женщина рожает ребенка не вступая в брак. Этому может служить ряд причин: удовлетворение потребности в материнстве, желание скрасить одиночество, родить ребенка в качестве напоминания о человеке и др.
В.М. Целуйко Осиротевшая Разведенная Внебрачная Материнская Отцовская Семья, в которой воспитанием ребенка занимается мать. Семья, в которой воспитанием ребенка занимается отец.
М.И. Буянов Семьи, потерявшие отца в результат смерти Семьи с матерью-одиночкой Семьи после развода Полная семья, которая перестала существовать из-за кончины одного из родителей. Семья, в которой женщина юридически брак не оформила и живет одна со своим ребенком. Семья, в которой один из супругов навсегда оставил свою семью и потребовал развода.
Анализируя классификацию типов неполных семей можно отметить, что каждая имеет свои особенности, которые связаны с характером внутрисемейных отношений, что сказывается на развитии психики ребенка и формировании его личных качеств.
По мнению М.И.Буянова, родителям мешают воспитывать своих детей загруженность на работе, неорганизованный быт, низкий уровень педагогической культуры родителей.
Как показывает анализ статистических данных у детей из неполных семей снижается успеваемость 37,7%, появляются проблемы с дисциплиной 19,6%, повышается потребность во внимании со стороны взрослого 17,4%, происходят побеги из дома 8,7%, возникают конфликты со сверстниками 6,5% [2, с.76].
Существует множество причин, оказывающих влияние на формирование личности ребенка и его воспитания в неполной семье.
В.М.Целуйко выделяет шесть наиболее типичных ошибок, которые возникают в процессе воспитания детей в неполной семье:
- гиперопека;
- отстраненность матери от воспитания ребенка, забота о материальном положении семьи;
- запрет матери на общение ребенка с отцом;
- двойственное отношение к ребенку, выражающееся то в чрезмерной любви, то в приступах раздражения;
- желание матери сделать ребенка образцовым, даже не смотря на то, что у него нет отца;
- отстраненность матери от ухода за ребенком и его воспитания [6, с. 145].
Возможности воспитания в неполной семье ограничены затруднением контроля и
надзора за детьми; отсутствие одного из родителя лишает детей возможности познакомиться с разными вариантами семейных взаимоотношений и влечет за собой односторонний характер психического развития.
Как отмечает Я.Г.Николаева, в монородительских семьях дети лишены примера отношений мужчины и женщины в семье, что тем самым отрицательно влияет на их социализацию и подготовленность к будущей собственной семейной жизни. Так же воспитание не может быть полноценным, если дети из отцовских неполных семей лишены материнской любви и ласки [4, с. 109].
По мнению И.Ф.Дементьевой практически все дети из неполных семей воспитываются без отца, по причине ухода его из семьи. Матери очень сложно сдерживать и скрывать свое негативное отношение к отцу; ее неприязнь довольно часто бессознательно отражается на их общем ребенке. Возможен и другой вариант, когда мать выступает в роле невинной жертвы, в которой оказался ребенок. Тем самым она старается с избытком восполнить недостаток родительской заботы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.
Неполная семья хоть и сталкивается с рядом трудностей и проблем, но, тем не менее, имеет возможность для полноценного воспитания детей. Родителю необходимо осознавать психологические особенности создающихся ситуаций и не допускать, чтобы они приводили к неблагоприятным последствиям. Из опыта многих благополучных неполных семей видно, что это возможно.
Следовательно, очень важно, чтобы ребенок находился в доброжелательной атмосфере, чтобы в воспитательном процессе у родителей в ситуации развода не возникало разногласий по поводу методов его воспитания, чтобы ребенок не становился свидетелем конфликтов.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сформулировать следующие рекомендации родителям:
1. Уделять больше времени ребенку.
2. Дать ребенку возможность быть самостоятельным.
3. Помочь ребенку самостоятельно оценить достижения и успехи, гордиться ими.
4. Поддерживать ребенка, чтобы он чувствовал рядом близкого человека и его любовь.
5. Хвалить ребенка.
6. Быть добрым и последовательным, в меру строгим.
Литература
1. Башкирова Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи. СПб.: Наука и Техника, 2007. 272с.
2. Зубкова Т.С. Неполные семьи // Организация и содержание работы по соц. защите женщин, детей и семей: учеб. пособ. студ. М., 2003. с.75-80.
3. МудрикА.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. 4-е изд., доп. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 200с.
4. Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье: орг. пед. и соц. помощи неполным семьям: пособие для психологов и педагогов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 159с.
5. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М., 2007.
6. Целуйко В.М. Неполная семья. Волгоград, 2006. 256с.