Назаренко Е.В. Кириенко А.А.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected], [email protected]
К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ КАК ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО СИРОТСТВА
В статье представлен обзор содержания и основных направлений психологического сопровождения семьи. Дан социально-психологический портрет семей, оказываются в приюте. Показана специфика психологической работы с семьёй и детьми с целью профилактики детского сиротства.
Ключевые слова: семья, неблагополучная семья, конфликтная семья, асоциальная семья, замещающая семья, сироты.
В становлении и развитии ребенка, в формировании его индивидуальных качеств и социальных свойств, незаменимую роль играет семья как естественная среда обитания растущего человека. Однако, практика и научные исследования показывают, что среди факторов социально-психологической дезадаптации детей и подростков выделяют, прежде всего, их семейное неблагополучие [2].
Семья, которой принадлежит важнейшая роль в социализации ребенка, сегодня зачастую с этой ролью не справляется и подчас сама наносит непоправимый вред его физическому и психическому здоровью. Ребенок часто живет в условиях социально-психологической депривации, испытывая дефицит эмоциональной поддержки и отсутствие чувства защищенности. Анализ социальной ситуации детей, находящихся в приютах, показал, что большинство из них привело в учреждение наличие неразрешимых проблем в семье. Характеристика этих проблем, предопределивших появление ребёнка в приюте вместе с социально-психологической характеристикой семьи в которой он воспитывался, позволяют определить содержание пси-холого-педагогического сопровождения с целью профилактики сиротства детей [6].
На основании социально-психологической характеристики семьи, особенностей внутрисемейных отношений (супружеских и детско-родительских), наличия факторов внутрисемейного и внешнего неблагополучия, принято выделять два типа семей, дети из которых оказываются в приюте: семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации и неблагополучная семья [5]. Рассмотрим их подробнее.
Дети из семей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, осознают вынужденный и
временный характер расставания с близкими. Между членами семьи сохраняются эмоциональные связи и поддержка друг друга. Трудная жизненная ситуация является следствием таких причин как: 1) неожиданно произошедшее несчастье (сгорел дом, стихийное бедствие, межнациональный конфликт и т.п.); 2) вынужденная бедность; 3) распад семьи; 4) болезнь одинокого родителя, который оказывается не в состоянии заботиться о ребенке [2].
Психологическое сопровождение семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации и соответственно психологическая работа с детьми из этих семей будет направлена на: снятие и смягчение стрессового состояния, вызванного семейной бедой, адаптацию к новой социальной среде, укрепление в ребёнке чувства безопасности, формирование позитивного отношения к будущему [6].
Основная задача психологического сопровождения в данной ситуации заключается в создании условий для обретения ребёнком ресурсов, чтобы справиться с трудной жизненной ситуацией и её последствиями, а приют как государственное социально-реабилитационное учреждение берет на себя ответственность за здоровье, жизнь и содержание ребенка, оказывая поддержку пострадавшей семье в наиболее сложный для неё период.
Неблагополучные семьи подразделяются на два подтипа: конфликтные и ведущие асоциальный образ жизни [3], [4].
Конфликтные семьи характеризуются кон-фронтирующим типом отношений, как между супругами, так и между родителями и детьми. Для таких семей характерным является наличие психологического напряжения, состояния конфронтации (ссоры, взаимные оскорбления,
угрозы) или, наоборот, затяжного отсутствия контактов, автономизации супругов и т.д. Ситуация нередко усугубляется развивающимся пристрастием одного или обоих родителей к алкоголю [2].
Среди причин, вызывающих конфликты в семье можно выделить следующие: а) личностные свойства супругов (низкий уровень интеллекта и нравственного развития, наличие таких качеств как капризность, эгоцентричность, властность и т.п.); б) особенности взаимоотношений супругов (кризис супружеских отношений, предразводная ситуация); в) уровень достатка в семье (резкое падение уровня жизни); г) особенности взаимоотношений с детьми (наличие конфликтов, возникающих на базе педагогической несостоятельности родителей, использующих неправомерные подходы к воспитанию детей) [2].
Обострение конфликтной ситуации в семье происходит при достижении ребёнком подросткового возраста, когда допущенные родителями психолого-педагогические ошибки становятся наиболее ощутимыми. К таким ошибкам относят [5]:
1) неумение учитывать возрастные изменения подростка и предъявлять ему соразмерные требования,
2) одномерная трактовка мотивов поведения подростка с акцентом на негативных аспектах,
3) использование наказания, несоответствующего тяжести проступка,
4) пренебрежение интересами и склонностями ребёнка,
5) негативное отношение к друзьям сына (дочери) и способам времяпрепровождения,
6) нетерпимость к особенностям темперамента детей,
7) чрезмерный контроль.
В результате у подростка срабатывают специфические поведенческие реакции, свойственные данному возрасту, такие как: эмансипация, оппозиция, имитация. Они проявляются в стремлении освободиться от опеки, покровительства родителей и в стремлении подражать «образцу» и вести такой образ жизни, который представляется подростку более желательным. При этом «образец» может иметь асоциальную направленность, что не замедлит сказаться на поведении подростка. В крайних вариантах он покидает свой дом [1].
Второй тип неблагополучных семей - это аморально-асоциальные семьи, характеризующиеся наличием враждебных отношений родителей с детьми, для которых ребёнок не является ценностью, низким нравственным, культурным и экономическим уровнем семьи, растор-моженностью примитивных влечений членов семьи, сексуальной распущенностью родителей, проявлением ими грубости, эгоцентризма, жестокости. Депривация и дезадаптирующее влияние семей такого типа приобретают критический характер, когда родители в многодетной или неполной семье страдают алкоголизмом и наркоманией [1].
Гораздо сложнее складывается взаимодействие приюта с семьями данного типа, из которой дети убежали или изъяты органами государственной опеки. Эффективность психологического сопровождения в данном случае зависит от выполнения ряда общих требований [1].
Во-первых, необходимо получить максимум возможной социальной и психологической информации о причинах приведших ребенка в приют.
Во-вторых, необходимо проведение коррекционно-реабилитационной работы по восстановлению нарушенных социальных связей как с детьми, так и с социальным окружением - родителями, родственниками, учителями, другими взрослыми, от которых зависит благополучие ребенка.
В-третьих, необходимо сочетание различных способов социальной коррекции и реабилитации, направленной на повышение психо-лого-педагогической грамотности родителей, организацию социальной поддержки, психологической помощи в преодолении конфликта.
В психологической работе с конфликтными семьями принято выделять три этапа. На первом этапе психолог собирает информацию о реакции родителей на помещение ребенка в приют. На втором этапе - происходит выяснение мнений участников конфликта о существе спорного вопроса. С этой целью специалист внимательно выслушивает конфликтующие стороны, помогает дистанцироваться от проблемной ситуации и найти возможность выхода из конфликта с наименьшими потерями, как для взрослых, так и для ребёнка. Третий этап -это оказание конфликтной семье психотерапевтической поддержки, направленной на форми-
рование навыков самореабилитации и конструктивного общения [3].
Педагогически несостоятельные семьи, прежде всего нуждаются в психологической коррекции целей, методов семейного воспитания, взаимоотношений родителей и детей [4].
Психологическое сопровождение в данном случае направлено на выявление и анализ ошибок при воспитании, допущенных родителями по отношению к детям и обучение методам позитивного воспитания в семье [6], [7].
Опыт практической психологической работы показывает, что возвращение ребенка в семью конфликтного типа, хотя и представляет собой определенные трудности, все же, возможно после налаживания взаимоотношений в семье [6], [7].
Более сложной ситуацией, требующей серьёзной психологической работы является ситуация устройства ребёнка из неблагополучной семьи в новую, поскольку устранить дефекты, имеющиеся в родной семье из которой пришел ребенок не представляется возможным. Поэтому психологическое сопровождение в данном случае направлено на подбор и работу с новыми родителями, которые будут способны создать необходимые условия для дальнейшего развития ребёнка [6], [7].
Психологическая работа в ситуации подбора новой семьи для ребёнка включает: собеседование с кандидатом на роль воспитателя, его психологическое обследование и наблюдение за особенностями взаимоотношений ребёнка и потенциального воспитателя на этапе знакомства [6].
Собеседование помогает выявить истинные мотивы, которыми руководствуется потенциальный воспитатель, узнать об особенностях уклада конкретной семьи, уточнить ожидания членов семьи, связанные с принятием на воспитание чужого ребенка. Информация, собранная в ходе собеседования, позволяет представить в общих чертах, кого из воспитанников с большой мерой целесообразности можно передать в новую семью на воспитание [6].
Психологическое обследование потенциальных воспитателей проводится с помощью разнообразных психодиагностических методов изучения личности и межличностных взаимодействий: опросных, проективных, компьютерных тестов, которые позволяют исключить
субъективизм в оценке. В комплексе эти методы дают возможность получить представление о личности будущего воспитателя [7].
Основная задача психологического сопровождения на этом этапе связана с обнаружением тех личностных характеристик, которые могут помешать созданию оптимальных взаимоотношений с ребенком. К ним относятся [7]:
- определённые личностные особенности (ригидность мышления, замкнутость, холодность, жесткость, бескомпромиссность, эмоциональная нестабильность неуверенность в себе, тревожность, невротичность);
- мотивы воспитания (отсутствие «сдвига мотива на цель», что часто порождает деструктивные отношения с детьми).
Дополняют представления о потенциальном воспитателе наблюдения за ним и ребенком в процессе их знакомства. Наблюдение, проводимое психологом, помогает увидеть характерный для воспитателя стиль общения с ребенком, установить, что может затруднить контакт между ними, помочь в его налаживании. Психологи внимательно отслеживают все реакции ребёнка при встрече [7].
Принятие ребенка в замещающей семье тесно связано с проблемой психологической совместимости детей и взрослых. Совместимость понимается в психологии как сложный комплекс взаимовлияний партнеров по общению, который вызывает у них переживание удовлетворенности этим процессом. Если же такое переживание у обоих (или у одного) из партнеров отсутствует или имеет негативную окраску, то можно говорить о психологической несовместимости. Она порождается не столько разностью характеров партнеров, сколько определенными чертами их личности, особенностями мировоззрения и теми способами построения отношений, которые формируют чувство принадлежности к семье [6].
Психологическое сопровождение на данном этапе направлено на формирование [7]:
1) представлений о родительской позиции по отношению к ребёнку, которая должна быть адекватна особенностям его психического и личностного развития;
2) готовности родителей учитывать особенности жизненного опыта ребенка;
3) знаний об отклонениях в развитии и поведении ребёнка и специфических умений по
Таким образом, содержание психологического сопровождения семьи проводимого с целью профилактики детского сиротства, предопределяется социально-психологической характеристикой семьи, в которой отражены особенности взаимоотношений (супружеских и детско-родительских), характеристика факторов внутрисемейного и внешнего неблагополучия.
31.01.2014
Список литературы:
1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Социальное здоровье России, 1994. - 224 с.
2. Зубова Л.В. Информационно-когнитивный подход к методологии генезиса асоциальной личности. - М.: Дом педагогики, -2010. - 347 с.
3. Зубова Л.В. Психологические особенности ценностных ориентаций подростков с различной направленностью личности: дис. ...кандидата психологических наук. Москва, 2007.
4. Зубова Л.В., Харькова А.А. О проблеме психологии асоциальной личности в современном российском обществе с позиций интегративного подхода / Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 2 (151). С. 96-100.
5. Назаренко Е.В. К проблеме семьи как важнейшего фактора, влияющего на направленность и особенности внутренней позиции подростка. Вестник 0ГУ.-2006.-№12.-с.241-243 IsSn 1814-6457
6. Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности: науч.- метод. пособие для работников социальных приютов / Под общей ред. Г.М. Иващенко; М-во труда и социал. развития Рос. Федерации и др. - М.: Просвещение, 2002. - 224 с.
7. Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей: содержание и организация деятельности: Пособие для сотрудников центров / Под ред. Г.М. Иващенко. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. - 192 с.
Сведения об авторах:
Назаренко Евгения Владимировна, преподаватель кафедры общей психологии и психологии личности факультета гуманитарных и социальных наук Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук, e-mail: [email protected].
Кириенко Алла Александровна, преподаватель кафедры общей психологии и психологии личности факультета гуманитарных и социальных наук Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы 13, ауд. 20715, тел. (3532)372575, e-mail: [email protected]
преодолению трудностей, связанных с индивидуально-личностными особенностями детей.
Показателем эффективности психологической работы является появление переживания удовлетворенности членов новой семьи общением друг с другом, рождение у них чувства принадлежности к семье, т.е. появлением психологической совместимости [7].