Королевский австралийский совет врачей общей практики считает основной задачей «оказание первичной медико-санитарной помощи человеку, семье и обществу». Американская ассоциация врачей общей практики и Американский совет врачей общей практики определяют общую врачебную практику (ОП) как специальность, обеспечивающую непрерывную и всестороннюю медицинскую помощь человеку и семье.
В настоящее время семейная медицина - это новый этап в развитии общественного здравоохранения, однако имеющийся зарубежный опыт не может быть полностью перенесен на нашу действительность без учета особенностей системы здравоохранения, экономики и психологии людей.
Развитие медицинской науки и практики, усиление профилактической направленности в деятельности врача, понимание роли семьи, формирующихся в них уклада, привычек, ценностей и их значения в возникновении патологии или, наоборот, в ее предотвращении - все это привело к необходимости появления в системе здравоохранения врача новой формации - специалиста, оказывающего первичную многопрофильную медикосоциальную помощь семье независимо от возраста пациента.
Функции первичной медико-санитарной помощи:
• наблюдение за здоровьем человека и общества;
• наблюдение за человеком в течение всей его жизни, а не только во время болезни;
• оказание разносторонней медицинской помощи;
• координация усилий всех служб здравоохранения.
Таким образом, первичная медико-санитарная помощь - это способ оказания государством медицинской помощи конкретному человеку.
Особенности, отличающие общую врачебную практику от других медицинских дисциплин:
• встреча больного с врачом общей практики - это первая встреча с системой здравоохранения;
• необходимость длительно наблюдать каждого больного;
• ограниченные возможности для диагностики;
• возможность ранней диагностики тяжелых и угрожающих жизни заболеваний;
• индивидуальный характер лечения;
• доступность и удобство лечения;
• возможность посещения больного на дому;
• необходимость лечить острые и хронические болезни, легкие и тяжелые случаи;
• оказание психологической помощи больному и его семье;
• проведение профилактики;
• целостный подход к здоровью наблюдаемых семей.
В январе 2001 года на заседании коллегии Министерства здравоохранения РФ подведены итоги выполнения отраслевой программы «Общая врачебная практика (семейная медицина)», утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ № 463 от 30 декабря 1999 г.
Продолжалось совершенствование нормативной правовой базы общих врачебных (семейных) практик: в 20022003 гг. изданы приказы МЗ РФ № 350 «О совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации», № 112 «О штатных нормативах центра, отделения общей врачебной (семейной) практики», № 229 «О единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения Российской Федерации», № 402 «Об утверждении и введении в действие первичной медицинской документации врача общей практики (семейного врача)». Приказы стали мощным толчком для развития ОВП в регионах.
В медицинских образовательных учреждениях количество кафедр по подготовке ВОП/СВ увеличилось с 25 до 44. Количество подготовленных специалистов превысило 7000 человек. В 2000 году работало 1375 врачей ОВП, по состоянию на 1.01.04 г. - 3092 врачей ОВП.
Отмечаются существенные преимущества в работе ВОП/СМ по оказанию многопрофильной амбулаторной помощи населению, количество направлений к узким специалистам уменьшилось на 30%, значительно уменьшилось количество вызовов скорой помощи, в ОВП работают «Школа гипертоника», «За здоровый образ жизни» и др. В РФ по состоянию на 1.01.04 г. обеспеченность врачами общей практики составляет 0,22 на 10 тыс. населения, в то время как численность участковых терапевтов составляет 50-60% от необходимого штата, а их средний возраст приближается к пенсионному. За последние 3 года число участковых терапевтов в РФ сократилось на 3453 человека.
СЕМЕЙНАЯ МЕДИЦИНА - НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 63
В резолюции II съезда врачей общей практики (семейных врачей) в г. Чебоксары в 2004 году сформулированы следующие положения:
1. Органам управления здравоохранения
субъектов РФ при формировании территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью предусмотреть приоритетное развитие общих врачебных (семейных) практик, обратив особое
внимание на объемы и тарифы на медицинские услуги, оказываемые в ОВП.
2. Завершить разработку и утверждение в установленном порядке территориальных программ этапного перехода к общей врачебной (семейной) практике и сформировать государственный заказ для подготовки и переподготовки врачей общей практики (семейных врачей).
В июне 2004 года в г. Омске прошла региональная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития семейной медицины в Сибирском федеральном округе».
В программном докладе, сделанном Е.И. Черниенко по поручению И.Н. Денисова, говорилось о том, что для России проблема общих врачебных практик остается сложной, хотя проведенные в ряде территорий эксперименты по внедрению врача общей практики (семейного врача) показали, что первичная медицинская помощь восприимчива к новым формам организации (г. Санкт-Петербург, Самарская, Тульская области, Хабаровский край, республики Карелия, Якутия и др.).
Изучение мнения пациентов и самих врачей показывает, что имеются определенные преимущества в работе врачей общей практики по сравнению с участковыми врачами: всеобщность, доступность, целостность, ориентированность на семью и др. Но введение службы врача общей практики в России происходит на базе прочно сложившейся системы работы участковых врачей.
Общие врачебные практики открываются как в составе традиционных поликлиник, так и в виде самостоятельных учреждений. В ряде регионов реализованы пилотные проекты реформы первичной медико-санитарной помощи с использованием зарубежного опыта. Вместе с тем в 25% субъектов РФ к этой работе вообще не приступили. Подготовленные специалисты по общей врачебной (семейной) практике во многих регионах продолжают работать участковыми терапевтами.
Особую актуальность для внедрения института врача общей практики представляет сельское здравоохранение. Но большинство сельских врачебных амбулаторий и участковых больниц, работа которых организована по принципам семейной медицины, не имеют лицензий на этот вид деятельности.
К 2006 году планируется создание в стране около 10 тысяч общих врачебных практик, а к 2010 году необходимо обеспечить повсеместный переход к системе врача общей практики и создать в стране 2025 тысяч общих врачебных практик.
В Сибирском федеральном округе модели ОВП отрабатываются в 9 субъектах: Республика Алтай, Алтайский край, республики Бурятия и Хакасия, Иркутская, Кемеровская, Омская, Томская, Читинская области. Красноярский край в этом списке, к сожалению, отсутствует. По состоянию на 1.01.04 г. в Сибирском федеральном округе (СФО) работают 329 врачей общей практики. Большинство из них работает в условиях отделений ОВП амбулаторно-поликлинический учреждений (271 врач), меньше - в центрах ОВП (57 специалистов), имеющих юридическую самостоятельность или без таковой. Попытки организации частной ОВП единичны, и положительный опыт в этом направлении ограничен опытом Кемеровской области.
В указанных регионах семейная медицина стала неотъемлемым компонентом реформирования системы здравоохранения. Анализ некоторых показателей ВОП (длительность временной нетрудоспособности, число госпитализаций, процент направлений к узким специалистам, косвенные годовые затраты бюджетных средств на консультативную специализированную помощь, стационарное лечение) демонстрирует несомненные преимущества модели оказания первичной медицинской помощи через систему ОВП даже на этапе ее становления. В структуре посещений врача реально возросла доля пациентов, обычно наблюдавшихся у узких специалистов, соответственно изменился качественный состав потоков направленных к ним пациентов, что позволило врачам, оказывающим специализированную помощь, проводить консультации на более высоком уровне. Большинство ОВП ведут педиатрический прием, частично осуществляют диспансерное наблюдение пациентов гинекологического профиля. В некоторых отделениях и центрах в систему ОВП интегрирована вся неотложная помощь на участке. В результате суммарная экономия бюджетных средств от работы ОВП в условиях отделений ОВП при амбулаторно-поликлинических учреждениях либо центров ОВП составила от 16 до 27% в различных регионах СФО.
Вместе с тем остается актуальным вопрос переподготовки квалифицированных кадров. Для ОВП, работающих в небольших сельских амбулаториях, непростым является вопрос прохождения циклов усовершенствования на базе медицинской академии. При недостатке врачебных должностей обучение ОВП приводит к многодневной «оголенности» сельских амбулаторий. На наш взгляд, одним из решений указанных проблем могут быть выездные циклы специалистов академии и развитие телемедицинских технологий, которые могут позволить ОВП проводить или координировать медицинские консультации пациентов в реальном времени или отсроченные консультации ведущими врачами-специалистами, осуществлять оперативную передачу имеющейся в ведении ОВП медицинской информации о пациентах, находящихся на стационарном лечении в районных или краевых учреждениях здравоохранения. Наконец, телемедицинские технологии могут позволить сделать процесс повышения квалификации ОВП непрерывным: обучение может быть полностью заочным (дистанционное изучение теоретических аспектов изучаемых дисциплин, обучение практическим навыкам в режиме on-line) или заочноочным, но с существенно сокращенной очной частью, предусматривающей совершенствование практических навыков. В этой
связи особого внимания заслуживает разработка территориальных программ информатизации сферы здравоохранения и развития телемедицинских технологий. Указанные программы активно развиваются пока только в двух регионах СФО - Новосибирской и Омской областях, и участие в их практической реализации врачей общей практики недостаточно.