«СЕМЬ ТАИНСТВ» РУССКИХ БАПТИСТОВ
«Богословские размышления» 2014. Вып. №15. С. 142-160.
© К. Прохоров, 2014 Константин ПРОХОРОВ, Омск, Россия
Константин Прохоров
окончил исторический факультет Северо-Казах-станского университета и Одесскую богословскую семинарию ЕХБ. Магистр богословия и доктор философии (PhD) - IBTS, Прага, Чехия / университет Уэльса, Великобритания. Публиковался в журналах: «Грани», «Континент», «Богословские размышления», «Богомыс-лие» и др. Автор нескольких книг, опубликованных в России, Германии, Великобритании и США. Женат, трое детей.
Введение
С середины 1940-х по середину 1980-х гг. Советский Союз достаточно строго придерживался политики изоляционизма, оградившись от стран Запада «железным занавесом». Коммунисты, на долгое время искусственно отделив советских протестантов от их западных единоверцев и равно подвергая преследованиям и дискриминации любые религиозные общины в СССР, невольно создали условия, при которых православные и евангельские христиане-баптисты — представители наиболее крупных христианских течений внутри страны — парадоксальным образом сблизились между собой. В настоящей работе мы коснёмся только одного аспекта данной большой темы: каким образом влияние православия сказалось на экклезиологии братства ЕХБ и, в частности, — на учении последнего о церковных установлениях (таинствах). В то время как западные протестанты обычно выделяют только два священнодействия, водное крещение и вечерю Господню, евангельские христиане-баптисты в СССР нередко шли дальше, всерьёз размышляя о семи таинствах, что заметно сближало их с православной сакраментологией.
Эта тенденция, по-видимому, берёт своё начало в послевоенные годы. До 1948 г. нам неизвестны попытки расширить список священнодействий братства ЕХБ. Во всяком случае, все основные вероучительные документы евангельских христиан и баптистов более раннего периода выделяют только крещение и вечерю Господню.[1] А вот в официальном документе ВСЕХБ
[1] См., напр.: Изложение евангельской веры (1910 г.) // История баптизма. Сост. С. Санников. Одесса: ОБС, 1996. С. 450-452;
под названием «Положение о Союзе ЕХБ» (1948 г.) впервые встречается следующее, далеко идущее утверждение: «Все церковные установления в общине, как-то: крещение, хлебопреломление, бракосочетание, молитву над младенцем и над больными совершает пресвитер».[2] Так неожиданно количество священнодействий («церковных установлений») ЕХБ в послевоенном СССР существенно возросло и с тех пор уже только увеличивалось. Всё это случилось «по непонятной причине» — если только не брать во внимание фактор усиливающегося православного влияния на братство ЕХБ.
Вспомним, что к традиционным православным таинствам относятся: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак и елеосвя-щение.[3] Примечательно, что данный перечень окончательно сложился только в XIII веке, а ранее в Церкви в этом вопросе имелись заметные разномыслия.[4] У советских баптистов списки церковных священнодействий тоже не были вполне согласованны между собой. Например, в «Положении о Союзе ЕХБ в СССР» (1960 г.) читаем: «Все церковные установления в общине, как-то: крещение, хлебопреломление, бракосочетание, погребение и молитву над больными — совершает пресвитер».[5] Как видим, здесь по сравнению с «Положением» 1948 г. в список добавлено погребение, но опускается молитва над младенцем. Однако и на этих пяти священнодействиях советские баптисты долго не останавливаются. Почти одновременно с «Положением» 1960-го года ВСЕХБ рассылает на места известное «Инструктивное письмо старшим пресвитерам», в котором перечень священнодействий вновь расширяется, в нём дополнительно появляются: рукоположение служителей и, что совсем уже неожиданно, — «совершение наших церковных праздников».[6]
Хотя эти два документа ВСЕХБ вскоре — из-за жёсткой оппозиции со стороны Инициативной группы и многих поддержавших её церквей ЕХБ — были отменены, напряжение в братстве возникло отнюдь не из-за упомянутого списка священнодействий, а в связи с другими пунктами «Положения» и «Инструктивного письма», касавшимися строгих ограничений в посещении детьми богослужебных собраний, совершении крещений, благовестия и т.д.[7] Показательно, что в 1961 году А.Ф. Прокофьев и Г.К. Крючков распространили среди единоверцев свои поправки к «Положению о Союзе ЕХБ» 1960 г., в которых параграф о священнодействиях был сформулирован следующим образом: «Все церковные установления в общине, как-то: крещение, хлебо-
Исповедание веры христиан-баптистов. — М.: Издание Н.В. Одинцова, 1928. - С. 30-39. и Архив РС ЕХБ, Ф. 1, оп. Ы1, д. 96, л. 4.
[3] См., напр.: Христианство. Энциклопеди-
ческий словарь. Ред. С. Аверинцев. В 3-х тт.
— М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. — Т. 3. — С. 7. Там же сообщается, что
количество таинств определённым обра-
зом связывается с семью дарами Духа (Ис. 11.2-3), семью хлебами из Мф. 15.36-37, семью золотыми светильниками и звёздами из
Отк. 1.12,16, и т.д.
[4] Там же.
[5] Архив РС ЕХБ, Ф. 1, оп. 28( д. 52, л. 7.
[6] Инструктивное письмо старшим пресвитерам ВСЕХБ. — Архив РС ЕХБ, Ф. 1, оп. 22(16, д. 4, л. 3, 8. См. также: Мицкевич А. История ЕХБ. — М.: РС ЕХБ, 2007. — С. 332, 335.
[7] Подробнее см., напр.: Прохоров К. Божие и кесарево. — Омск: Изд. дом «Наука», 2005. — С.146-222.
преломление, бракосочетание, погребение, молитву над больными и молитву над детьми совершает пресвитер...»[8] Как видим, лидеры Инициативной группы не только не поставили под сомнение столь «длинный» (для протестантов) перечень священнодействий, но ещё и вернули в него молитву над детьми.[9] Данный список церковных установлений затем слово в слово был повторён в собственном Уставе Совета церквей ЕХБ (редакции 1965 и 1974 гг.).[10] Таким образом становится очевидным, что русские баптисты в целом — как официальные (ВСЕХБ), так и нелегальные (СЦ ЕХБ) — не довольствовались лишь двумя протестантскими церковными установлениями, их неудержимо влекло в направлении «семи таинств».
На смену «Положению» 1960 г. в официальном Союзе евангельских христиан-баптистов пришёл «Устав ЕХБ», подтверждённый на нескольких съездах (начиная с 1963 г.).[11] В редакциях «Устава» 1966 и 1979 гг. раздел о священнодействиях выглядел так: «Поместные церкви ЕХБ проводят богослужебные собрания с проповедью Евангелия, молитвой и совершением крещения, хле-бопреломления, бракосочетания, погребения и других установлений».[12] Что это были за таинственные «другие установления» несколько проясняется в редакции «Устава» 1990 г.: «Поместная церковь ЕХБ проводит богослужебные собрания с проповедью Евангелия, изучением Библии, молитвами, песнопениями. с совершением водных крещений по вере, хлебопреломлений, бракосочетаний, молитв над детьми, рукоположений служителей, погребений и других служений».[13]
То, вокруг чего с недомолвками о «других установлениях» (или «служениях») ходили авторы «Устава», путаясь в их общем количестве, наконец, вполне определённо выразили два авторитетных евангельско-баптистских служителя и богослова — А.В. Карев и Н.А. Колесников. Они предложили свои перечни подчёркнуто семи священнодействий, которые, согласно списку Колесникова, мы ниже рассмотрим подробнее.
Карев: В чем же заключаются священнодействия новозаветной Церкви? Я назову семь священнодействий Церкви: проповедь, пение, молитва, служение любовью друг другу, крещение верующих, хлебопреломление и сохранение мира в церкви. Проповедь является основным священнодействием.1141
Колесников: Священнодействиями в церквах евангельских христиан-баптистов считаются: водное крещение, хлебопреломление, рукоположение
[8] Архив РС ЕХБ, Ф. 1, оп. 28(12, д. 5, л. 10.
[9] Вероятно, руководители Инициативной группы ссылались при этом на Положение о Союзе ЕХБ 1948 г., в котором впервые «молитва над младенцем» встала в один ряд с крещением и хлебопреломлением.
[10] Братский листок. 1965. №11 (Приложе-
ние). См. также: Устав Союза церквей еван-
гельских христиан-баптистов. — Издание
СЦ ЕХБ (1965, 1974 гг.).
[11] История ЕХБ в СССР. — М.: ВСЕХБ, 1989. — С. 244.
[12] Братский вестник. — 1966. — №6.— С. 52; 1980. — №1-2. — С. 63-64.
[13] Устав Союза ЕХБ // Братский вестник. — 1990. — №3. — С. 84.
[14] Карев А. Священнодействия Церкви // Братский вестник. — 1963. — №1. — С. 36. См. также: Карев А. Избранные статьи. — М.: ВСЕХБ, 1977. — С. 150.
служителей, бракосочетание, молитва над больными и детьми, освящение молитвенных домов, погребение. Осуществление этих священнодействий имеет основополагающее значение в жизни церкви.1151
Нетрудно заметить, что перечень священнодействий у Н.А. Колесникова носит более «сакраментальный» характер, чем у А.В. Карева. Если только два священнодействия у Карева, крещение и вечеря Господня, могут быть в какой-то мере отождествлены с православными таинствами (а главным для него является проповедь), то уже, по меньшей мере, четыре[161 священнодействия Колесникова — водное крещение, вечеря Господня, рукоположение и бракосочетание — по сути, идентичны православным. Таким образом, если Карев в братстве ЕХБ, условно говоря, был ближе к лагерю западников (хотя и он едва ли случайно отметил у русских баптистов семь священнодействий), то Колесников в какой-то мере выражал взгляды баптистов-славянофилов,[171 или почвенников.[181
Поскольку относительно недавно в «Богословских размышлениях» нами были опубликовали две отдельные статьи об особенностях понимания в русско-украинском братстве ЕХБ первых двух таинств (крещения и вечери Господней),^91 ниже мы сфокусируемся на остальных священнодействиях отечественных баптистов.
РУКОПОЛОЖЕНИЕ
А.И. Мицкевич в своём учебнике по истории братства ЕХБ приводит следующее интересное суждение российских евангельских христиан (из среды которых, заметим, происходил А.В. Карев) о тенденции в понимании таинств отечественными баптистами (к последним принадлежит Н.А. Колесников): «[Баптисты] утверждают, что только рукоположенные пресвитеры имеют право совершать крещение и хлебопреломление... Но те же церкви допускают свободно к проповеди обыкновенных членов церкви. Этот взгляд основан на предположении, что крещение и хлебопреломление гораздо важнее, чем про-поведь...»[201 Даже учитывая полемическую направленность данного утверж-
[15] Колесников Н. Христианин, знаешь ли ты, как должно поступать в доме Божьем? В 3-х тт. — Т 1. — М: Дружба и Благая Весть, 1998. - С. 41.
[16] Или даже пять, если связать между собой «молитву над больными» Колесникова с православным таинством елеосвящения. См. главу «Молитва над больными» в: Колесников Н. Христианин, знаешь ли ты? -Т 1. - С. 56-59.
[17] Культурное и богословское противостояние Западу действительно отчасти присуще отечественному баптизму, так же как и всему русскому обществу. См. обзор темы: Солодовников В. Сделано в Америке // Слово веры. - 2002. - №1. - С. 25-30.
[18] «Почвенничество» братства ЕХБ прояв-
ляется в поддержке великодержавной «русской идеи», провозглашающей исключительность и самобытность пути России, что логически ведёт к защите концепции о самостоятельном возникновении и развитии отечественного евангельского движения. См., напр.: Бычков А. Столетие объединительных съездов // Братский вестник. -1984. - №6. - С. 44-45.
[19] См.: Апофатизм и катафатизм в протестантизме // Богословские размышления. -
2006. - №6. - С. 46-57; О некоторых особенностях понимания крещения в русском баптизме // Богословские размышления. -
2007. - №8. - С. 71-88.
™ Мицкевич А. История ЕХБ. - С. 223.
дения, думается, необходимо принять во внимание особую предрасположенность к сакраментализму отечественных баптистов.
Нам могут возразить, что понимание таинств Колесниковым и его единомышленниками в русском братстве ЕХБ не вполне согласуется с православной сакраментологией. Наверное, так оно и есть. Однако ещё менее славянофилы ЕХБ согласны с «приземлённым» западно-протестантским («цвингли-анским») отношением к таинствам. Отечественные евангельские христиане-баптисты в советское время охотно и часто цитировали восточных отцов Церкви, в каждом священнодействии усматривали тайну, присутствие Божьей благодати и ни в коем случае — лишь некие ритуальные или символические действия. Вот, например, что в «Братском вестнике» писал о рукоположении П.К. Шатров, один из руководителей ВСЕХБ:
Возложение рук не является простым символическим действием, сопровождающим молитву, но есть очень важный акт посвящения на служение... Иоанн Златоуст писал по этому поводу: «Рукоположение совершается по установленному Богом порядку от дней Моисея. Возлагаются руки на человека, но все совершает Бог... если рукоположение совершается как должно». Посвящение служителей посредством рукоположения является священнодействием,1211 в котором Господь принимает непосредственное участие, если оно совершается по Его воле.[22]
Труды св. Иоанна Златоуста до начала перестройки регулярно цитировались в изданиях братства ЕХБ. Причём, не только универсальные наставления и афоризмы Златоуста, поучительные для всех христиан, привлекали внимание баптистов, но и некоторые его размышления о таинствах, — порою в самом благоприятном для православия контексте, — размышления, апеллирующие к древней церковной традиции и преданиям. Руководителям ВСЕХБ, вероятно, это в какой-то мере помогало утвердить учение об особом, недоступном для рядовых членов поместных церквей, статусе пресвитера. Вот ещё характерные цитаты из работ П.К. Шатрова и Н.А. Колесникова:
Возложение рук является видимым знаком божественного благословения при посвящении на служение, при молитве о больных и принятии Духа Святого. Совершать его могут только служители, которым Господь вверил это священнодействие.123!
Рукоположенные служители считаются помазанниками Божьими. Бог производит таинство поставления на служение. Нерукоположенный не имеет права на совершение священнодействия. [В противном случае] он совершает только форму, которая ничего не даёт.[24]
[21] О рукоположении как священнодействии
(таинстве) см. также: Седлецкий К. Избра-
ние и рукоположение служителей // Братский вестник. — 1988. — №6. — С. 52; Из жизни поместных церквей // Братский вестник.
— 1985. — №3. — С. 79; 1986. — №2. — С. 74; 1987. — №1. — С. 75; и т.д.
[22] Шатров П. Деяния Апостолов // Братский вестник. — 1982. — №4. — С. 17.
[23] Шатров П. Деяния Апостолов // Братский вестник. — 1984. — №4. — С. 24.
[24] Колесников Н. Христианин, знаешь ли ты? — Т. 2. — С. 48, 57. См. также: Колесников Н. В помощь проповеднику: сборник
Такие утверждения, по сути, означают признание факта негласного разделения евангельско-баптистского братства на клир («помазанников Божьих») и простых членов общин («нерукоположенных», не допущенных к тайнам Божьим), т.е. ситуация в очередной раз становится аналогичной той, что издревле сложилась в Русской православной церкви. В данном контексте, если только рукоположенные служители выступают посредниками в передаче Божьей благодати, проблематичной выглядит одна из самых важных и популярных среди протестантов — концепция «царственного священства» всех верующих в Иисуса Христа.[251 В своё время Э. Трельч и Р. Нибур справедливо обращали внимание на то, что уже второе поколение любых сектантов начинает тяготеть не к «свободной», а к церковной организации, в чём-то повторяя путь исторических церквей.[261
Данная тенденция побуждала служителей братства ЕХБ к более серьёзному осмыслению того, чем для них является рукоположение. Например, получил известность следующий тезис Н.А. Колесникова: «Рукоположение — это передача преемственности служения».[271 Хотя здесь, вероятно, не имелась в виду в полном смысле «апостольская преемственность», — учение, не пользующееся большой популярностью среди русских баптистов по причине относительной молодости их движения,[281 — однако это всё-таки был шаг в данном направлении. Хотя в братстве ЕХБ однажды возобладало мнение о преимуществе «духовной преемственности» пресвитеров (т.е. сохранении ими «истинного библейского учения») над буквальной апостольской преемственностью, ранние русские баптисты, подобно православным священнослужителям, старательно фиксировали, кто кого, где и когда рукоположил.[291 Позднее такая информация в официальных источниках обычно не акцентировалась, но переместилась в устную традицию братства.[301
П.К. Шатров, ссылаясь на св. Иоанна Златоуста, находит следующий важный аргумент, помогающий снять остроту с непростой для братства ЕХБ темы преемственности с древней Церковью: малоизвестный ученик Христа по имени Анания, не входивший в число двенадцати апостолов, возложил руки на Савла (Павла), и тот исполнился Святого Духа (Деян. 9.10-18).[311 (То есть Бог
конспектов. В 2-х тт. - М.: Златоуст, 1995. - та Братский вестник. - 1986. - №4. - С. 72.
Т 1. - С. 285-286 (слово на 1 Цар. 16.13: «И га См.: Павлов В. Правда о баптистах // Аль-
взял Самуил рог с елеем...»). манах по истории русского баптизма. -
[25] См., напр.: Beermann, R., "The Baptists and Вып. 1. - СПб.: Библия для всех, 1999. - С. Soviet Society", Soviet Studies, vol. 20, 1 (1968), 222; Савинский С. История евангельских p. 77. христиан-баптистов Украины, России, Бе-
[26] Niebuhr, H.R., The Social Sources of лоруссии (1867-1917). - СПб.: Библия для Denominationalism (Hamden, Conn: Shoe всех, 1999. - С. 10.
String Press, 1954), pp. 19-20; Troeltsch, E., The [29i См.: Баптист. - 1907. - №1. - С. 20-21;
Social Teaching of the Christian Churches №2. - С. 10; №4. - С. 17-18; №5. - С. 12.
(Louisville, Ken.: Westminster/ John Knox м Steeves, P., "The Russian Baptist Union,
Press, 1992), v. I, pp. 331-343. Применение 1917-1935: Evangelical Awakening in Russia"
концепции «секта - церковь» к русским бап- (PhD thesis, University of Kansas, 1976), pp.
тистам см., напр.: Dunn, S., and Dunn, E., 28-29.
"Some Comments on Sectarianism in the Soviet [31i См.: Шатров П. Деяния Апостолов //
Union", Soviet Studies, vol. 20, 3 (1969), pp. Братский вестник. - 1985. - №2. - С. 26-27. 410-412.
избирает угодных Себе служителей не только через рукоположение, идущее от узкого круга первых апостолов).
Отечественные евангельско-баптистские авторы всегда искали некий собственный путь в богословии, не вполне протестантский и не вполне православный. Новозаветные тексты об ап. Павле, не входившем в число учеников во время земной жизни Спасителя и не получившем преемственности от 12 апостолов, но избранном непосредственно Богом на дороге в Дамаск (Деян., главы 9, 22 и 26),[32] нередко используются для библейского обоснования начала рукоположений баптистов в России (хотя новые Анании и Савлы больше не приветствуются).[33] Примечательно, что православная ментальность была неискоренима даже при самом «протестантском» подходе к теме. Как почтительно говорил руководитель СЦ ЕХБ: «Наши первозванные — Рябо-шапка, Ратушный, Онищенко...»[34] И в этом специфическом слове первозванные чувствуется подспудная убеждённость в апостольском призвании Самим Господом — подобно, например, св. Андрею Первозванному — первых евангелистов и баптистов в России.
В 1976 г. в Женеве во время Международной христианской конференции генеральный секретарь ВСЕХБ А.М. Бычков встретился со знаменитым православным архиепископом Сан-Францисским Иоанном (Шаховским). Бычков выразил ему свою признательность и восхищение за христианские передачи на радиостанции «Голос Америки», которые архиепископ Иоанн вёл много лет. Затем они около часа увлечённо беседовали наедине на духовные темы.[35] В заключение этой встречи произошло нечто удивительное. Архиепископ Иоанн сказал (цитирую Бычкова): «"Да благословит Вас Бог. Позвольте и мне благословить вас". Он положил свою руку мне на голову и помолился. Затем поблагодарил за журнал "Братский вестник". Я пожелал ему Божьих благословений в проповеди Евангелия, и мы расстались».[36]
Так авторитетный православный архиерей[37] в преклонных летах молитвенно благословил второе лицо в иерархии служителей братства ЕХБ,[38] и начальствующий баптистский пресвитер с благодарностью принял благословение, более того — не скрыл случившееся от единоверцев. Хотя такое благословение нельзя рассматривать как рукоположение, тем не менее, это яркая иллюстрация существовавшей в 1970-е — 1980-е гг. между православием и русским баптизмом той необыкновенной степени духовной близости, которая
[32] Кроме Деян. 9.17, слова из Деян. 22.14-15 и Деян. 26.15-16 также подтверждают, что Бог использовал простого ученика Ананию при посвящении Савла на апостольское служение.
[33] Тема самовольных рукоположений все-
гда была чувствительной для отечественных
баптистов и не раз становилась предметом
строгих разбирательств. — Напр., свидетель-
ство экс-председателя ВСЕХБ В.Е. Логви-
ненко (Одесса, Украина, 1995). См. также циркулярное письмо руководства ВСЕХБ на эту тему: Архив РС ЕХБ, Ф. 1, оп. 1(1, д.
1(1-139, л. 1.
[34] Крючков Г. Пророческий голос // Вестник истины. — 2007. — №4-5. — С. 19.
[35] См.: Бычков А. Мой жизненный путь. — М.: Отражение, 2009. — С. 176-178.
[36] Там же. — С. 178.
[37] Архиепископ Иоанн (Шаховской) принадлежал к автокефальной Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке.
[38] Председателем ВСЕХБ был тогда А.Е. Клименко.
порою граничила с совместными священнодействиями. Поскольку, согласно библейской патриархальной традиции, «меньший благословляется боль-шим»,[39] в представленной нам А.М. Бычковым ситуации руку возлагает пожилой архиерей, в то время как баптистский служитель в ответ произносит лишь свои пожелания благословений.
Данный пример приближает нас к пониманию сути рукоположения в братстве евангельских христиан-баптистов. Традиционный гимн ЕХБ при посвящении на служение включает в себя следующее «соборное» обращение к Богу:
Мы руки возлагаем на брата своего;
Тебя мы умоляем: «Благослови его!»...
Приди, как гость незримый,
Сам руки возложи...[Щ
Едва ли это просто благочестивая аллегория. Божье благословение автором гимна понимается как таинственное осязаемое Его присутствие в священнодействии: «Сам руки возложи..,»[41] Это «помазание» Божье или особый духовный дар, необъяснимым образом сопутствующий возложению рук пресвитеров. Поэтому у советских баптистов избрание на церковное служение общим голосованием членов общины, при всей формальной важности такой процедуры, ни в коем случае не могло заменить самого таинства (посвящения в служители). В этом отношении традиция евангельских христиан, не предполагавшая обязательного рукоположения служителей, была быстро преодолена принципиальной позицией баптистов при объединении двух союзов, как об этом сказано в «Положении ЕХБ» 1944 г.: «Все общины евангельских христиан и баптистов должны, по возможности, иметь рукоположенных пресвитеров и диаконов, согласно Слова Божьего».[42] Отсюда, в конечном итоге, и отношение к рукоположенному пресвитеру в братстве ЕХБ как к пожизненному служителю Божьему, а не просто как к уважаемому верующему человеку, избранному церковью на определённый «пасторский срок».
ОСВЯЩЕНИЕ МОЛИТВЕННЫХ ДОМОВ
Торжественное освящение молитвенных домов в отечественной баптистской церковной практике, по-видимому, в какой-то мере связано с древней христианской идеей «сакрального пространства».[43] Где собираются верующие люди - там «намоленное», святое место, что обусловлено реальным Божьим
[39> Евр. 7.7.
[40] Сборник духовных песен евангельских христиан-баптистов. - М.: ВСЕХБ, 1968. -С. 228.
[41] Ср. эти слова, напр., с тем, что пишет
митр. Макарий в своём учебнике догмати-
ки: «Возлагает руку человек, а всё делает Бог, и Его рука касается главы рукополагаемого». - Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. В 2-х тт.
- М.: Паломник, 1999. - Т. 2. - С. 492.
[42] Положение о Союзе евангельских христиан и баптистов (1944). - Архив РС ЕХБ, Ф. 1, оп. 1Ыа, д. 54, л. 6.
[43] См., напр.: Иеротопия: исследование сакральных пространств. Ред. А. Лидов. - М.: Радуница, 2004; Арабаджи Д. Очерки христианского символизма. - Одесса: Друк, 2008.
присутствием: «Как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, .врата небесные» (Быт. 28.17).[44] В «Братском вестнике» за 1981 г. читаем: «Хор исполнил гимн "Здесь место свято", .подготовляя души присутствующих к моменту освящения. Тот дом, где люди поклоняются Богу и где Он пребывает, является святым местом».[45]
Сакральность стен молитвенного дома подчёркивается благоговейно выписанными на них «глаголами вечной жизни» — краткими речениями из Священного Писания, отражающими духовно-нравственные приоритеты братства ЕХБ: «Бог есть любовь», «мы проповедуем Христа распятого», «иди и впредь не греши», и т.д. Подобные таблички, с любовью расписанные красками, нередко украшенные цветами, — если и не «замена икон», то, безусловно, важная составляющая сакрального пространства баптистов, его зримая часть. В то же время переданные красками библейские письмена указывают на Бога невидимого, присутствующего в церкви «в Духе». Есть замечательные по своему нравственному чувству сообщения о том, как при разрушении молитвенных домов во время хрущевского наступления на религию, некоторые советские баптисты, рискуя быть арестованными или искалеченными под колёсами тяжёлой техники, самоотверженно спасали «свои святыни», в число которых, в частности, входили и таблички со словами Бога.[46]
А потому в консервативной традиции братства ЕХБ считается неприличным, например, шутить и смеяться в молитвенном доме, бегать внутри него или, тем более, устраивать спортивные игры.[47] Сюда нельзя приходить с жи-вотными.[48] В доме Господнем принято мало разговаривать, даже в небогослужебные часы, а если и вести какой-то богоугодный разговор, то негромко, вполголоса. Слова, которые здесь получают одобрение, — преимущественно молитвенные. Как заметил один пресвитер ЕХБ: «Прежде всего, будем молиться, ведь мы с вами находимся в Доме молитвы, а не в Доме проповеди даже».[49] Это мышление — скорее монашеское, чем протестантское (при всём уважении баптистов к проповеди).[50] И прежде чем занять своё обычное место на церковной скамье, пожилыми баптистами непременно испрашивалось Божье благословение.
[44] См.: Колесников Н. В помощь проповеднику. — Т. 1. — С. 211, 408-409.
[45] Из жизни поместных церквей // Братский вестник. — 1981. — №4. — С. 66.
[46] Напр., свидетельство благовестника ЕХБ из Душанбе П.А. Семерюка (Сакраменто, Калифорния, США, 2006). См. также: Христова Церковь есть собранье крестом искупленных людей (90-летие Петропавловской церкви ЕХБ). — Петропавловск, 1998. — С. 7-8.
[47] Автору хорошо запомнился шок, который испытала небольшая русская еван-
гельская община во время Перестройки, увидев своих гостей, молодых американс-
ких баптистов, устроивших игру в пинг-
понг в богослужебном зале.
[48] Весьма вероятно, что это влияние древней православной традиции, основанной ещё на 88-м правиле VI Вселенского собора: «Никто внутрь священного храма да не вводит никакого животного.» — Правила Православной Церкви с толкованиями еп. Никодима. В 2-х тт. — Т. 1. — М.: Отчий дом, 2001. — С. 582.
[49] Свидетельство пресвитера С.Ю. Сипко (Омск, Россия, 2009).
[50] Ср. с традиционным монашеским подходом к теме: «Молитва важнее всего. Значение молитвы. может быть даже выше, чем проповеди». — Цит. по: Пестов Н. Современная практика православного благочестия. В 4-х кн. — Кн. 2. — СПб.: Сатисъ, 1995. — С. 288.
Также необходимо заметить, что никакому постороннему человеку, включая рядовых верующих «непроповедников», как правило, не разрешалось (или, точнее, «не считалось уместным») подниматься на церковную кафедру -«место святое» - причём, не только во время богослужения, но и тогда, когда молитвенный дом был пуст. Согласно одному из характерных преданий братства ЕХБ, некий легкомысленный проповедник в советское время за слишком вольное поведение на кафедре в молитвенном доме был наказан Богом мгновенной смертью.[51] Любой предмет из церковных принадлежностей - чаши, стол для причастия (аналог престола в РПЦ), скамьи, сокровищница и проч. - это «святыня», то, что не может использоваться «не по назначению».154 Известны случаи, когда русские баптисты, несмотря на свою обычную доброжелательность и готовность помочь ближнему, отказывали неверующим людям, даже своим добрым соседям, просившим на короткое время, например, скамьи из молитвенного дома для какого-либо светского празднества (свадьба, день рождения и т.п.),[53] церковные музыкальные инструменты и т.д. - «извините, они у нас посвящены Господу».[54] Подобное отношение к богослужебным предметам, думается, имеет под собой более древнее и авторитетное основание, чем сравнительно недолгая история отечественного протестантизма. Например, 73-е Апостольское правило и 10-е правило Константинопольского («Двукратного») Собора, не забытые в Русской православной церкви, прямо запрещают использование церковного имущества для личных целей.[55]
Сакральное пространство может пониматься евангельскими христианами-баптистами и в более широком смысле, не ограничиваясь церковными стенами, например: крещение предпочтительнее проводить в естественном, «нерукотворном» водоёме (реке, озере), а не в баптистерии; даже в тюремной камере можно выделить небольшое место для молитвы, на «которое никто не ступает, святое место»;[56] для богослужений лучше не использовать клубы и кинотеатры («игралища бесов»).[57] Вот дословно одно из многих сообщений, отражающих такого рода мышление:
Из жизни поместных церквей: г. Петропавловск. ...Г.И. Мазаев проживал в девяноста километрах от Петропавловска. Его работники в большинстве своём были верующими. На заимке Г.И. Мазаева была воскресная школа,
[51] Свидетельство пресвитера В.Н. Хотько (Петропавловск, Казахстан, 2000). Бывший служитель СЦ ЕХБ Л.Е. Коваленко также рассказывает, что кафедра в молитвенных домах общин Совета церквей понималась как «место святое и страшное» (Сакраменто, Калифорния, США, 2006).
[52] См.: Колесников Н. Христианин, знаешь ли ты? - Т. 1. - С. 72-73; В помощь проповеднику. - Т. 2. - С. 383-384.
[53] Свидетельство пресвитера Л.И. Михови-ча (Минск, Беларусь, 2008).
[54] См., напр.: Рыженко С. Странники мы на
земле. История Петропавловской общины
ЕХБ, 1908-1988. Петропавловск - Штайн-хаген: Samenkorn, — 2008. — С. 138. [551 См.: Правила Православной Церкви. — Т. 1. — С. 154, — Т. 2. — С. 302-303. [561 См.: Бондаренко И. Три приговора. — Одесса, 2006. — С. 167. [571 Хотя со времени Перестройки богослужебные собрания новых общин ЕХБ нередко проходили в арендованных клубах и кинотеатрах, это часто встречало неприятие со стороны старцев, отдававших предпочтение молитвенным домам или, в крайнем случае, жилым помещениям благочестивых христиан.
по воскресениям проходили собрания. Местное население говорило: «Тут на семь верст кругом земля святая».™
Вероятнее всего, упомянутое здесь местное население было православным. И потому эти люди свободно использовали принятые в своей среде выражения («земля святая», «семь верст»[59]), однако примечательно в данном случае другое: официальный евангельско-баптистский журнал эти слова с удовольствием повторяет, поскольку они были сказаны об известном благо-вестнике братства ЕХБ. Так вновь проявляется поразительное сходство в мышлении русских баптистов и православных. Например, вспоминаются слова Н.В. Гоголя о его поездке в Оптину пустынь: «Благодать видимо там присутствует. За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь её благоухание.»[60] На наш взгляд, сказанное достаточно хорошо объясняет, почему освящение молитвенных домов, а также специальные «освящающие» молитвы в частных домах и квартирах верующих братства ЕХБ,[61] в отечественной баптистской традиции столь часто воспринимались не только как допустимые, но и вполне необходимые «таинственные» действия.[62]
Из жизни поместных церквей: Брянская область, г. Дятьково. Здесь совершено освящение молитвенного дома. После общей молитвы хористы исполнили торжественный гимн «Как вожделенны жилища Твои, Господи сил». Затем брат прочитал молитву Соломона при освящении Иерусалимского храма (3 Цар., гл. 8), после чего служители церквей совершили молитву освящения.[63]
г. Николаев. Наступил кульминационный момент праздника. Трое служителей, стоя у кафедры, прочитали молитву Соломона (2 Пар. 6.14-42). Затем. старшие братья, «воздевая руки свои», сердечно просили Господа об освящении дома молитвы. Вся церковь также прилежно молилась Богy.1641
Было бы упрощением комментировать подобные сообщения, как это порою делается (в том числе самими баптистами), лишь в следующем ключе: в братстве ЕХБ освящение специальных помещений практикуется потому, что «так написано». Если мы ограничиваемся данным принципом, то и само священнодействие следовало бы отнести, скорее, к внешне-формальным ак-там.[65] Однако как раз исходя из внутренней духовной потребности умолить
[58] Братский вестник. — 1988. — №5. — С. 94.
[59] Здесь вновь встречаем сакральную цифру «7».
[60] Письмо А.П. Толстому (1850) // Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. В 14 тт. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952. — Т. 14. — С. 194.
[61] Русские баптисты обычно приглашали своих пресвитеров для освящения жилища в случае постройки нового дома, переезда в другое помещение, «полтергейста» и т.д.
[62] Об освящении домов молитвы как свя-
щеннодействии см., напр.: Братский вест-
ник. - 1986. - №2. - С. 74.
[63] Братский вестник. - 1986. - №6. - С. 70.
[64] Братский вестник. - 1987. - №1. - С. 78.
[65] См., напр.: A. Wardin, "Baptist Identity" in A. Wardin, ed., Baptists Around the World: A Comprehensive Handbook (Nashville, TN: Broadman & Holman Publishers, 1995), pp. 1-6. Данный автор даже именует баптистов «людьми Книги», стремящимися всё делать по Писанию. Однако в практической жизни ситуация, конечно, сложнее - тем более в России.
Бога пребывать в их собраниях, русские баптисты «сердечно просили» Его и «прилежно молились», ожидая невидимого, но буквального наполнения своих церковных зданий «славой Господней» (3 Цар., гл. 8; 2 Пар., гл. 6-7). Н.А. Колесников, поясняя смысл молитвы освящения в братстве ЕХБ, подчёркивает реальность таинства:
Все вновь построенные. молитвенные дома подлежат освящению и посвящению Господу.. Соответствует ли выражение «освящение» тому служению, которое мы совершаем? Да, соответствует. Мы верим, смиряемся и ищем Божьего благоволения. и нам Господь скажет: «Я услышал молитву твою и прошение. Я освятил сей храм» (3 Цар. 9.3).[66]
В 1960-е — 1970-е годы неоднократно предпринимались попытки богословского осмысления священнодействий, традиционно совершавшихся в общинах братства. При этом общее направление мыслей авторитетных авторов ЕХБ обычно недвусмысленно указывало на их восточно-христианскую принадлежность. Например, известный служитель М.В. Ванин[671 в 1964 г. предлагал следующее объяснение таинственному действию, именуемому освящением богослужебного пространства (включая все составные части помещения и предметы, в нём находящиеся):
В чём же сущность освящения?.. «Моисей! Сними обувь с ног твоих.» Моисею не приходило в голову, что земля, на которой он стоит, святая. Она ничем не отличалась от окружающей земли. Земля, на которой стоял Моисей, святостью была обязана тем, что на неё ступил Бог. Всё, к чему прикасается Святой Бог, освящается. Моисею был показан образец скинии, .который он должен был построить для богослужения. Соответствующие материалы (шерсть, ткани, золото, серебро и др.), .собранные в единое целое сооружение, не могли быть названы святыми. Только когда Господь в облаке сошёл, .с этого момента скиния стала святой, .стала Его домом. Сущность освящения состоит в соприкосновении с Богом. Всё, к чему прикасается Бог, освящается.1681
Такова сущность освящения, согласно Ванину, чья статья без каких-либо оговорок была опубликована «Братским вестником». Следовательно, здесь в какой-то мере отражается соборное мышление русских баптистов. Вмешательство атеистической цензуры в столь специфических вопросах едва ли возможно. Вследствие именно такого отношения к освящению в братстве ЕХБ, несомненно, однажды появились идеи сакральности «самих стен» молитвенного дома, внутри которого нельзя вести себя неблагоговейно, где кафедра — «святое место», а любая часть пространства — «намоленное место», присут-
[66] Колесников Н. Христианин, знаешь ли ты? - Т. 1. - С. 60.
[67] Ответственный работник Союза евангельских христиан, многолетний узник; о его авторитете в братстве ЕХБ говорит, в частности, тот факт, что ему в своё время было предложено возглавить движение, начатое
Инициативной группой (от чего он, впро-
чем, отказался). См., напр.: Крючков Ю. Внутрицерковное движение ЕХБ в бывшем Советском Союзе. - Сакраменто (США), 2001. - С. 43-44. Также свидетельство Б.М. Здоровца (Спокан, Вашингтон, США, 2006). [68] Ванин М. Освящение // Братский вестник. - 1964. - №2. - С. 46.
ствие на котором «блаженно» и «страшно» одновременно (ибо там «обитает Бог»). Поэтому самые простые богослужебные предметы в церкви непременно становятся «святыней». Восточно-христианская традиция фокусирования внимания на буквальном «соприкосновении с Богом» становится особенно очевидной из сопоставления сказанного выше Ваниным, например, со следующими словами известного православного епископа: «Всё, что происходит от Бога или к чему прикасается Его благодатная сила, освящается. Поэтому свято Писание, будучи словом Божиим, святы храмы Божии, святы молитвы, таинства и богослужения церковные. Святы ангелы, пророки, апостолы и другие носители Божией благодати. Освящаются также вещи и люди...»[69]
БРАКОСОЧЕТАНИЕ
Схожие тенденции наблюдаются и в истолковании других таинств в русском братстве ЕХБ («освящаются также. люди»). Благословение, совершающееся при бракосочетании, в богословии русских баптистов обычно понимается как благодатно-таинственное соединение двух верующих людей в «одну плоть» (духовно и физически) для того, чтобы стать «домашней церковью». Поэтому жених и невеста непременно должны быть единоверцами,[70] чтобы затем воспитывать своих детей в вере.
Бракосочетание между верующими и неверующими есть грех. Как поступить, если неверующие люди пожелали, чтобы им совершили обряд бракосочетания? Церковь Христа не принимает никаких заказов и таинствами не торгует.[71]
Считаю, что бракосочетание — такое же священнодействие, как крещение, хлебопреломление и другие.[72]
Таким образом, Н.П. Храпов и Н.А. Колесников однозначно причисляют бракосочетание к числу таинств. Все юноши и девушки в братстве ЕХБ с малых лет знали, что «настоящей свадьбой» считается только та, которая совершается и освящается в церкви, а любое «мирское» бракосочетание есть грех. Неверующие люди, как правило, не могли претендовать на брачный союз с членом поместной общины ЕХБ, и тут даже их «публичного покаяния» было недостаточно (необходимо было ещё пройти «испытание», принять крещение и т.д.), поскольку «церковь. таинствами не торгует».
В старом свадебном гимне русских баптистов звучат такие слова:
Боже, предстали по воле Твоей
Ныне с невестой жених...
О, возложи, Боже, руку на них.
[69] Еп. Александр (Милеант). Мысли о Царствии Божием или о Церкви // Миссионерский Листок. — 1999. — №83.
[70] То есть, на практике, быть баптистами.
[71] Дом Божий и служение в нём. Сост. Н.П. Храпов (СЦ ЕХБ, 1972-1974). URL: <http:// www.blagovestnik.org/books/00280.htm#81>.
[72] Колесников Н. Христианин, знаешь ли ты? - Т. 1. - С. 55.
Чтоб не прервался союз их святой, Сам Ты веди их до цели благой.[73]
Настоятельное обращение к Богу в «сакраментальных» песнопениях братства ЕХБ - «Сам руки возложи», «возложи, Боже, руку на них» и т.д. - это не литературный троп, но, прежде всего, выражение искреннего желания получить подлинное Божье благословение (благодать) - через возложение рук пресвитеров, молитвенно совершающих истинное священнодействие. Это начало совместного пути молодожёнов в небо. А потому ни при каких условиях развод в традиционных русских баптистских общинах был неприемлем. И даже в случае прелюбодеяния, когда Сам Христос попускает супругам раз-водиться,[74] отечественные баптисты нередко, отлучив блудника (блудницу), взирали на него (неё) как на духовно больного человека, который нуждается в скорейшем исцелении, а не в расторжении брака верной стороной.[75]
МОЛИТВА НАД ДЕТЬМИ
Следующим торжественным установлением в церковной практике отечественных евангельских христиан-баптистов, в какой-то мере заменяющей крещение младенцев, была молитва над детьми (благословение). Причём, это широко распространённое и практически обязательное для верующей семьи служение также относится к числу священнодействий (таинств).[76]
Благословение призывается в начале всякого дела. Поэтому и благословение детей следует осуществлять в их младенчестве. Крещение младенцев не соответствует Писанию, однако дети не могут остаться вне духовного приобщения, и таковым у нас. является служение благословения детей. Этому следует учить и наблюдать за соблюдением, чтобы не лишился народ Божий благословения. Сам Христос повелел: «пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф. 19.14).[77]
Евангельские христиане-баптисты не совершают крещения младенцев. Но. над младенцами совершается молитва и посвящение их Господу.1781
Смысл данного священнодействия в церковной жизни русских баптистов заключается в следующем. Хотя Иисус Христос был обрезан в младенчестве (традиционная аналогия с крещением детей в православии[79]), затем Он добровольно крестился. Приводимых ко Христу детей Он не крестил (и не велел крестить Своим ученикам), но благословлял их.[80] Следовательно, благословение детей служителем церкви с возложением рук есть священнодействие,
[731 Сборник духовных песен. — С. 224-225. [741 Мф. 5.32.
[751 Храпов Н. Дом Божий. URL: <http:// www.blagovestnik.org/books/00280.htm#85>. См. также: Немцев В. Союз любви. — Минск: Пробуждение, 2002. — С. 374-379. [761 Колесников Н. Христианин, знаешь ли ты? — Т. 1. — С. 41-42. [771 Там же. — С. 56.
[78] Гнида И. Церковные установления // Братский вестник. - 1988. - №4. - С. 76.
[79] «Если в Ветхом Завете Сам Бог признавал младенцев способными ко вступлению в завет с Ним, то почему же лишать их этого блага в Новом Завете?» - Митр. Макарий. Указ. соч. - Т. 2. - С. 338.
[80] Мф. 19.13-15; Мк. 10.13-16; Лк. 18.15-17.
установленное со времён Христа.[81] Это благодатное духовное семя, полагаемое в души младенцев, которое благоприятствует им возрастать в вере в Бога. Такая мотивация благословения детей отечественными баптистами фактически близка к традиционному православному пониманию крещения младенцев.
До начала перестройки в СССР многие младенцы, рождавшиеся в баптистских семьях, торжественно получали церковное благословение на 40-й день после рождения.[82] Эта практика весьма напоминала православное крещение (только без воды). Хотя благословение младенцев в братстве ЕХБ не рассматривалось в качестве гарантии спасения, в случае ранней смерти такие дети, безусловно, причислялись к «наследникам вечной жизни». Отметим также, что дети баптистов с момента их благословения не становились членами церкви ЕХБ. Когда они вырастали, им однажды необходимо было сделать осознанный, взрослый выбор: либо они становятся полноценной частью христианской общины, либо, по сути, отказываются от своего благословения в младенчестве.[83]
К сказанному выше, впрочем, необходимо сделать важное дополнение. На наш взгляд, здесь нельзя не учитывать также воздействия общей церковной атмосферы на ребёнка, который как раз бессознательно запоминает отрывки христианских песнопений, проповедей и молитв, хорошо чувствует торжественность богослужения, обретает в молитвенном доме друзей, и т.д. И потому дети нередко испытывают радость от посещения церкви (хотя многое им там остаётся непонятным). Другими словами, столь частые утверждения авторов ЕХБ о том, что «баптисты отвергают крещение младенцев, исповедуя сознательное, осмысленное крещение по личной вере [в Христа]»,[84] крестить следует только «взрослых людей, переживших рождение свыше»[85] и т.п. — в значительной степени уравновешиваются не столь однозначной (более сложной) практической жизнью поместных общин. В действительности в братстве евангельских христиан-баптистов весьма разнообразно задействуются неосознанные движения детской души, и приобщение к церкви происходит очень рано.
В подтверждение сказанного достаточно вспомнить, сколь серьёзный конфликт разгорелся между баптистами и советским государством в начале 1960-х годов, когда власти попытались запретить (или ограничить) посещение богослужебных собраний детьми. Многие мирные верующие люди предпочли
[81] Колесников Н. Христианин, знаешь ли ты? - Т. 1. - С. 55-56.
[82] См., напр.: Храпов Н. Дом Божий и служение в нём. URL: <http://www.blagovestnik. org/books/ 00280.htm#86>
[83] См. подробнее: Прохоров К. О некоторых особенностях понимания крещения в русском баптизме. - С. 84-86.
[84] Попов В. Христиане-баптисты в России:
история и современность. URL: <http:// baptist.org.ru/ go/history> См. также: Рогозин
П. Откуда всё это появилось? — Ростов-на-Дону: Миссия «Пробуждение», 1993. — С. 70-71; Основные принципы веры евангельских христиан-баптистов. — Одесса, 1992. — С. 112-116, и т.д.
[85] Евангельские христиане-баптисты: 140 лет в России. Ред. М. Иванов, А. Синичкин. — М.: РС ЕХБ, 2007. — С. 7; Вероучение евангельских христиан-баптистов // Братский вестник. 1985.— №4. — С. 46.
тогда открытое неповиновение властям, за что подвергались преследованиям и тюремному заключению, но всё-таки отстояли право «приводить и при-носить»[861 своих детей на богослужение (хотя те до определённого возраста ничего не смыслят в вопросах веры).[871 Данный исторический факт указывает на то, что в отечественном баптизме нельзя чрезмерно преувеличивать рационалистические аспекты «сознательной веры». А потому и благословение детей в общинах ЕХБ — это много большее, чем просто умилительный обряд.
МОЛИТВА НАД БОЛЬНЫМИ (И ПОГРЕБЕНИЕ)
Молитва над больными (помазание елеем) в церковной практике русских баптистов основывается на библейских текстах из Иак. 5.14-15 и Мк. 6.12-13,[881 которые нередко истолковывались в духе сакраментализма. Например, ответственный служитель ВСЕХБ по Украине И.С. Гнида писал в «Братском вестнике» в 1988 г.: «Для совершения помазания может служить оливковое масло, над которым предварительно совершается молитва пресвитеров. Освященное масло употребляют только для священнодействий, то есть для помазания больных».[891
Бывший старший пресвитер ВСЕХБ по Краснодарскому краю Я.А. Грин-ченко также свидетельствует о практике освящения масла прежде помазания им больных, добавляя, что в советское время пресвитеры братства ЕХБ использовали для данной цели не только оливковое (оно было в СССР редкостью), но и подсолнечное масло.[901 Н.А. Колесников упоминает в этой связи «любое растительное масло», делая ударение на веру больного и пресвитеров, участвующих в помазании и молитве об исцелении.[911 Один из бывших руководителей Совета церквей ЕХБ, пресвитер из Сухуми Д.И. Чуешков рассказывает об особой действенности данного таинства (многих исцелениях, физических и духовных) и прямо сравнивает его с православным елеосвяще-нием.[921 В целом, практически все интервьюированные нами пожилые служители и члены евангельско-баптистских общин отзывались о молитве над больными с помазанием елеем (маслом) очень положительно^931
Последнее из «семи таинств» русских баптистов — погребение.[941 Принимая во внимание христианскую веру в бессмертие души, именно здесь, в благодатно-таинственном переходе верующего человека из жизни земной в жизнь вечную следует искать причину того, почему скорбный обряд предания
[86] См.: Мф. 19.13; Мк. 10.13.
[87] См., напр.: Савинский С. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1917-1967). - СПб.: Библия для всех, 2001. - С. 204-207; [Аноним]. Пойдём с малолетними нашими. // Вестник истины. - 2001. - №1. - С. 38-40; и т.д.
[88] См.: Колесников Н. Христианин, знаешь ли ты? - Т. 1. - С. 56-57.
[89] Гнида И. Церковные установления. - С. 78. (Курсив мой. - К.П.).
[90] Свидетельство Я.А. Гринченко (Сакра-
менто, Калифорния, США, 2006).
[91] Колесников Н. Христианин, знаешь ли ты? - Т. 1. - С. 57-58.
[92] Свидетельство Д.И. Чуешкова (Сиэтл, Вашингтон, США, 2006).
[93] Напр., это также свидетельства: П.А. Чу-макина (Кент, Вашингтон, США, 2006), В.П. Литовченко (Лос-Анджелес, Калифорния, США, 2006), Л.Е. Коваленко (Сакраменто, Калифорния, США, 2006), и др.
[94] Колесников Н. Христианин, знаешь ли ты? - Т. 1. - С. 61-63.
мёртвого тела земле неожиданно в русских баптистских общинах становится священнодействием. В связи с этим следует заметить, что погребение нередко считалось полноценным таинством и в древней восточно-христианской традиции: например, такого взгляда придерживались св. Дионисий Ареопа-гит и преп. Феодор Студит.[95] Вера в воскресение мёртвых и загробное воздаяние является фундаментальной истиной для всех ветвей христианства. Н.А. Колесников даёт такое пояснение: «Нужно создать обстановку воспоминания жизни, служения, добрых дел и поступков ушедшего из жизни. Даже если он не был служителем в церкви, то в кругу домашних. был светильником. Со смертью бытие человека не окончено».[96]
Перед погребением совершается особое богослужение, во время которого проповедники, как правило, возвещают о бренности земной жизни и о вечных небесных обителях для умерших в вере.[97] Важной частью данного богослужения являются погребальные песнопения, в которых обычно также наблюдается некоторое влияние православной традиции («отпевание»). Н.И. Высоцкий, один из самых значительных отечественных баптистских композиторов, писал:
.Нужно соблюдать большую осторожность в выборе песен и в их исполнении: бодрые напевы. не подходят к такому моменту и могут сделать наше песнопение несовместимым с чувством уважения к памяти усопшего. Но зато как соответствуют такому состоянию православные песнопения, как, например: «Со святыми упокой», «Вечная память» и другие.[98]
Таким образом, погребение умерших в отечественной баптистской традиции — это и тихая грусть, сопровождаемая неизбежными слезами, и духовное утешение, обретаемое в совместных молитвах и песнопениях общины. Но главное здесь всё-таки другое: погребение сохраняет в себе тайну, это священнодействие, движимое христианской верой и надеждой на скорую встречу на небесах с перешедшим туда близким человеком.
Заключение
В русско-украинском братстве ЕХБ символические истолкования «церковных установлений» негласно подчиняются идее таинства, что делает общую картину экклезиологических взглядов отечественных баптистов более глубокой и нетривиальной. Сказанное в какой-то мере можно суммировать в виде двух простых вопросов и ответов: — В священнодействиях русских баптистов присутствует христианский символизм? — Да, несомненно. — Являются ли их священнодействия только символом? — Нет.
[95] См., напр.: Малков П. Введение в литургическое предание. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. — С. 15.
[96] Колесников Н. Христианин, знаешь ли ты?
— Т. 1. — С. 63.
[97] См., напр.: Храпов Н. Дом Божий. URL: <http://www.blagovestnik.org/books/ 00280.htm#88>
[98] Высоцкий Н. Значение и сила духовной музыки // Братский вестник. - 1978. - №5. - С. 61-62.
В период после Великой Отечественной войны советские баптисты постепенно всё больше склонялись к восточно-христианскому сакраментализму и соответствующей этому учению церковной практике. В условиях самоизоляции СССР от Запада данный процесс, по-видимому, был в какой-то степени закономерным. Наблюдался общий сдвиг баптистских идей в России с их изначальной интернационально-протестантской траектории в сторону национального христианского «русского пути».[99] Развитию данной тенденции способствовало исторически сложившееся в стране преобладание православного населения, что оказывало своё влияние на отечественных баптистов. Единение христиан разных деноминаций особенно сильно проявлялось в экстремальных условиях, во времена коммунистических антирелигиозных кампаний. Действия властей также значительно ограничивали контакты братства ЕХБ с западными баптистами, ощущалась острая нехватка конфессиональной («правильной») литературы и т.д. Примечательно, что апогей сак-раментализма в братстве ЕХБ, ярким выражением которого и стали «семь таинств» отечественных баптистов, пришёлся на 1980-е годы, когда в России, в атмосфере гласности и перестройки, начали уже складываться иные, прозападные богословские тенденции.
БИБЛИОГРАФИЯ
Статьи из периодических изданий ЕХБ:
«Братский вестник» (1963-1990),
«Братский листок» (1965),
«Вестник истины» (2001-2007),
«Слово веры» (2002),
«Богословские размышления» (2006-2007). Интервью автора:
Гринченко Я.А. (Сакраменто, Калифорния, США, 2006).
Здоровец Б.М. (Спокан, Вашингтон, США, 2006).
Коваленко Л.Е. (Сакраменто, Калифорния, США, 2006).
Литовченко В.П. (Лос-Анджелес, Калифорния, США, 2006).
Семерюк П.А. (Сакраменто, Калифорния, США, 2006).
[99] Здесь можно провести параллель с тем, как в ходе второй мировой войны руководство СССР изменило свой курс с интернационально-коммунистического на национально-патриотический. См., напр.: Шка-ровский М. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. - М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1999. - С. 95.
Хотько В.Н. (Петропавловск, Казахстан, 2000).
Чуешков Д.И. (Сиэтл, Вашингтон, США, 2006).
Чумакин П.А. (Кент, Вашингтон, США, 2006).
Книги и статьи:
Александр (Милеант), еп. Мысли о Царствии Божием или о Церкви // Миссионерский Листок. — 1999. — №83. Арабаджи Д. Очерки христианского символизма. — Одесса: Друк, 2008. Бондаренко И. Три приговора. — Одесса, 2006.
Бычков А. Мой жизненный путь. — М.: Отражение, 2009. Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. В 14 тт. — Т. 14.
— М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952.
Дом Божий и служение в нём. Сост. Н.П. Храпов (СЦ ЕХБ, 1972-1974). URL: <http://www.blagovestnik.org/books/00280. htm> (дата обращения: 09.06.2014). Евангельские христиане-баптисты: 140 лет в России. Ред. М. Иванов, А. Синичкин.
— М.: РС ЕХБ, 2007.
Иеротопия: исследование сакральных пространств. Ред. А. Лидов. - М.: Радуница, 2004.
Изложение евангельской веры (Вероучение евангельских христиан 1910 г.) // История баптизма: Сборник, вып. 1. Сост. С. Санников. - Одесса: ОБС, 1996. - С. 435-458.
Исповедание веры христиан-баптистов. -М.: Издание Н.В. Одинцова, 1928.
История ЕХБ в СССР. - М.: ВСЕХБ, 1989.
Колесников Н. В помощь проповеднику: сборник конспектов. В 2-х тт. - М.: Златоуст, 1995-1996.
Колесников Н. Христианин, знаешь ли ты, как должно поступать в доме Божьем? В 3-х тт. - М: Дружба и Благая Весть, 1998-2001.
Крючков Ю. Внутрицерковное движение ЕХБ в бывшем Советском Союзе. - Сакраменто (США), 2001.
Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. В 2-х тт. -М.: Паломник, 1999.
Малков П. Введение в литургическое предание. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2006.
Мицкевич А. История ЕХБ. - М.: РС ЕХБ, 2007.
Немцев В. Союз любви. - Минск: Пробуждение, 2002.
Павлов В. Правда о баптистах // Альманах по истории русского баптизма. - Вып. 1. -СПб.: Библия для всех, 1999. - С. 220-272.
Пестов Н. Современная практика православного благочестия. В 4-х кн. - СПб.: Сатисъ, 1994 - 1996.
Попов В. Христиане-баптисты в России: история и современность. URL: <http:/ /baptist.org.ru/ go/history> (дата обращения: 11.02.2012).
Правила Православной Церкви с толкованиями еп. Никодима. В 2-х тт. - М.: Отчий дом, 2001.
Прохоров К. Божие и кесарево. - Омск: Изд. дом «Наука», 2005.
Рогозин П. Откуда всё это появилось? -Ростов-на-Дону: Миссия «Пробуждение», 1993.
Рыженко С. Странники мы на земле. История Петропавловской общины ЕХБ, 1908-1988. Петропавловск - Штайнха-ген: Samenkorn, 2008.
Савинский С. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1867-1917). - СПб.: Библия для всех, 1999.
Савинский С. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1917-1967). - СПб.: Библия для всех, 2001.
Сборник духовных песен евангельских христиан-баптистов. - М.: ВСЕХБ, 1968.
Устав Союза церквей евангельских христиан-баптистов. - Издание СЦ ЕХБ (1965, 1974).
Христианство. Энциклопедический словарь. Ред. С. Аверинцев. В 3-х тт. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993-1995.
Христова Церковь есть собранье крестом искупленных людей (90-летие Петропавловской церкви ЕХБ). Петропавловск, 1998.
Шкаровский М. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. - М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1999.
Beermann, R., "The Baptists and Soviet Society", Soviet Studies, vol. 20, 1 (1968), pp. 67-80.
Dunn S., Dunn E., "Some Comments on Sectarianism in the Soviet Union", Soviet Studies, vol. 20, 3 (1969), pp. 410-412.
Niebuhr, H.R., The Social Sources of Denomi-nationalism (Hamden, Conn: Shoe String Press, 1954).
Steeves, P., "The Russian Baptist Union, 19171935: Evangelical Awakening in Russia" (PhD thesis, University of Kansas, 1976).
Troeltsch, E., The Social Teaching of the Christian Churches, 2 vols. (Louisville, Ken.: Westminster / John Knox Press, 1992).
Wardin, A., ed., Baptists Around the World: A Comprehensive Handbook (Nashville, TN: Broadman & Holman Publishers, 1995).