«Монашествующие» и Христа ради юродивые в отечественном баптизме
Константин ПРОХОРОВ, Омск, Россия © К. Прохоров, 2010
1
В некоторых работах нам уже доводилось сравнивать русско-украинский баптизм, особенно в его позднем советском виде, с православным монашеством (прежде всего, с небезызвестным «монашеством в миру»).[1] Однако у многих знакомых нам членов баптистских общин такая точка зрения вызывает сегодня искреннее недоумение, сомнение, а порою даже - эмоционально выраженное неприятие. Настоящая статья ставит своей целью попытаться преодолеть связанные с данной темой недоразумения и на межконфессиональном уровне, в контексте общей истории христианства, показать правомерность тезиса о «монашеском пути» отечественного баптизма, в определённой мере основанном на восточно-христианском понимании святости.
Вызывающая немало споров концепция «монашества в миру», ставшая особенно актуальной со времени прихода к власти в России большевиков, развивалась рядом известных православных авторов.[2] Ревностным христианам, жившим в государстве воинствующего атеизма, предлагалось воздвигнуть «как бы монастырскую стену между своей душой и миром, во зле лежащем».[3] При этом нередко утверждалось,
[1] См., например: Прохоров К. О некоторых особенностях понимания крещения в русском баптизме. Богословские размышления, №8' 2007. С. 7188; О христианском пацифизме. Богословские размышления, №9' 2008. С. 105-123.
[2] См., например: Архиепископ Иоанн (Шаховской). Белое иночество. -Архиепископ Иоанн (Шаховской). Избранное. Петрозаводск: Святой остров, 1992. С. 118-128; Протоиерей Валентин (Свенцицкий). Монастырь в миру. М.: Лествица, 1999.
[3] Диакон Л. Калинин. Предисловие. - Протоиерей Валентин (Свенцицкий). Диалоги. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1995. С. 10.
Константин Прохоров
окончил исторический факультет Северо-Казах-станского университета и Одесскую богословскую семинарию ЕХБ. Магистр богословия (1БТ8, Прага, Чехия - университет Уэльса, Великобритания). В настоящее время работает над докторской диссертацией. Автор книг по истории и теологии: «Сектантские рассказы» [2002], «Тайна предопределения» [2003], «Божие и кесарево» [2005], «Подвиг веры» [2009], «Опыт отечественного евангельского богословия» [2009], а также многих статей. Диакон Омской церкви ЕХБ. Женат, трое детей.
что глубоко верующие люди способны и в миру вести образ жизни, близкий к монашескому, вне зависимости от того, обременены они семьёй или нет («белое иночество»). Например, архиепископ Иоанн (Шаховской) в 1930-е годы писал:
Всякий может быть монахом - в своём сердце... Царь Давид не одну жену имел, а был монахом, .стал самым излюбленным учителем пустынников, великим старцем всего монашества. Начало восстанавливаться «белое монашество», ...первовековое, мученическое христианство, подлинное ученичество Христово. Хочешь гореть любовью к Господу, выбирай любой путь: белого или черного иночества. Апостолы уже были чистые белые иноки: и апостол Пётр с женой, и апостол Павел - без жены. В России сейчас много тайных иноков и инокинь.[4]
Интересно, что при всей бытовой критичности русских евангельских христиан-баптистов к православию, они довольно часто одобрительно отзывались именно о монашеском («узком») пути и вольно или невольно сравнивали себя с принявшими «ангельский образ». Уже само подчёркнутое и неслучайное именование отечественного Союза ЕХБ братством, а также характерное и непременное обращение его членов друг к другу - «брат» и «сестра» - побуждает нас к проведению определённых параллелей с монастырской братией. Один из основателей движения Совета церквей ЕХБ, Ю.К. Крючков (брат Г.К. Крючкова), например, пишет:
[4] Архиеп. Иоанн (Шаховской). Указ. соч. С. 119-125.
[5] Крючков Ю. Внутрицерковное движение ЕХБ в бывшем Советском Союзе. Сакраменто (США), 2001. С. 57.
[6] Свидетельство Н.Ф. Мажной (Интервью,
Фресно, Калифорния, США, 2006). Здесь и далее
Менталитет мы все невольно восприняли из окружающей нас православной среды. А эта религиозная среда воспиталась на образах «Жития святых», различных подвижников, монахов-отшель-ников.[5]
Член церкви ЕХБ из Гомеля Н.Ф. Мажная с добрым христианским чувством вспоминает, как после своего обращения к Богу, когда она в 1950-е годы начала регулярно посещать баптистскую церковь, соседи стали именовать её «штундой» и «монашкой» одновремен-но.[6] Основатель «синей» (гектографической) печати в Совете церквей Б.М. Здоровец в своих воспоминаниях о братстве ЕХБ в хрущевско-брежневские времена довольно часто использует монашеские образы и терминологию. Например, он сочувственно отзывается о молодых сёстрах, искренне обратившихся к Богу и не сразу осознавших, что они попали в «бапмонастырь» (в котором женская часть общины, как правило, многократно превосходит мужскую). Тем не менее, таких сестёр перед крещением традиционно связывали публичным обещанием (своего рода обетом): «А если тебя неверующий замуж позовёт?..» - «Не пойду, я Иисуса полюбила!..»171 Так в отечественном баптизме фактически было предопределено массовое женское монашество.
Если взглянуть на проблему с другой стороны, то можно сказать, что сами монахи - это своего рода сектанты внутри православия («православные фундаменталисты»), чей образ
даются ссылки на серию интервью автора с известными служителями и членами церквей ЕХБ, в годы перестройки выехавшими из Советского Союза в США.
[7] Свидетельство Б.М. Здоровца (Инт., Спокан, Вашингтон, США, 2006).
жизни зачастую шокирует обычных мирян РПЦ - причём, шокирует ничуть не меньше, чем образ жизни баптистов.[8] А потому неудивительно, что в братстве ЕХБ (у «настоящих сектантов») всегда в каком-то виде проявлялась симпатия к иночеству.
В журнале «Братский вестник», главном журнале Союза ЕХБ послевоенного периода, встречаются неоднократные попытки представить православное монашество в некотором смысле духовным предшественником евангельского движения в России:
Православие породило в русском народе великое богоискательство... [о чём] свидетельствуют монастыри и скиты, .бесчисленные храмы и часовни. Одного не давало православие русскому народу: знания Библии.[9]
Духовную жажду. пробуждало и русское православное монашество, ...способствовало духовным исканиям на Руси.[10]
Несмотря на расхожий стереотип о недостатке библейских познаний в православии, парадоксальным образом сочетавшийся с благодарностью последнему от лица братства ЕХБ за Синодальный перевод Священного Писания
[8] По ревностным христианам, ушедшим в монастырь, их номинально православные родственники зачастую плачут точно так же, как по «ушедшим в секту». См., например: Юсупова Д. Охота на ведьм. Огонек, №40' 1998; Петровская Н. Я ушёл в монастырь, чтобы быть счастливым человеком. Православная газета (Екатеринбургская епархия РПЦ), №1' 1996; Подбе-резский И. Протестанты и другие. СПб.: Мирт, 2000. С. 89; и т.д.
[9] Слова А. Карева. Цит. по: Бычков А. 100-летие объединительных съездов. Братский вестник, №6' 1984. С. 44-45.
[10] Гнида И. Духовно-патриотическое служе-
ние. Братский вестник, №6' 1984. С. 51. См. так-
же: Попов В. Исихазм как чаяние духовности:
(«ценим заслуги Русской православной церкви, она дала. Писание сначала на славянском, а потом и на. русском язы-ке»),[11] отечественные баптисты нередко испытывали подлинную симпатию к лучшим проявлениям монашеского образа жизни.[12]
В монастырях возникло особое служение: старчество, которое заключалось в духовном попечении и руководстве душами, ищущими спасения. Многие. руководствовались наставлением старцев.[13]
«Вера без дел мертва». На Руси дело милосердия составляло неотъемлемую часть жизни церкви. При монастырях появились первые больницы, приюты для престарелых..,[14]
Русское монашество с самого начала христианизации Руси не было оторвано от жизни народа. Страдания ближнего, нужды родной земли были предметом заботы христианских подвижников. Это хорошо видно на примере Сергия Радонежского, у которого было смиренное сердце инока. Погруженность в созерцание Божественных Истин, горний полет духа не изолировали его от окружающей жизни.,.[15]
опыт исторического анализа. Альманах «Богомыс-лие», №2' 1991. С. 127-131.
[11] Послание церквам ЕХБ. Братский вестник, №3' 1988. С. 71.
[12] См., например, доброжелательную оценку отечественного православного монашества: Рай-мер И. Миссионерская деятельность древнерусского монашества. Изд-во «Логос» (Германия), 1996; Попов В. Исихазм как чаяние духовности. С. 115-134, и т.д.
[13] Чернопятов М., Васильев А. Православная церковь. Братский вестник, №3' 1988. С. 50.
[14] Слова православного священника, доброжелательно процитированные в: Мажарова В. Был болен, и вы посетили Меня. Братский вестник, №6' 1988. С. 69.
Кто думает, что подобные высказывания в баптистской печати до начала и во время перестройки можно объяснить лишь политкорректностью советской цензуры, «обязывающей» протестантов дружить с православными, тот ошибается. Дело в том, что и подпольные («свободные») публикации Совета церквей ЕХБ в оценке иночества не сильно расходились с позицией ВСЕХБ. Разница, по-видимому, заключалась лишь в том, что симпатии к монашескому аскетизму со стороны «отделённых» баптистов, вопреки официальной догматике ЕХБ (формально осуждающей монашество), были даже ещё более сильными. Например, в известной богослужебной книге («требнике», «обряднике») Н.П. Храпова есть столь строгие аскетические христианские предписания, какие не в каждом монастыре встретишь.[161 Служитель Киевской общины Совета церквей (впоследствии ставшей автономной) П.Ф. Кунда рассказывает о продолжительном и добром общении их членов церкви с православным монахом в 1970-е годы.[17] Есть множество свидетельств о тесных и дружественных контактах между право-
[15] Попов В. Исихазм как чаяние духовности. С. 125.
[16] Среди них: «закрытый» характер причастия с предшествующим ему строгим постом и исповеданием грехов перед общиной; непрерывное служение, т.е. отсутствие каких бы то ни было «отпусков» у пресвитера, обязательное регулярное посещение им всех членов церкви; безвозмездность всех видов служения в общине; посты «по 10, 15, 30 дней» с полным воздержанием от пищи, представленные в качестве положительного примера, и т.д. См.: Дом Божий и служение в нём. Сост. Н.П. Храпов (СЦ ЕХБ, 1972-1974), <Ь«р:/ /www.blagovestnik.Org/books/00280.htm#76>
[17] Свидетельство П.Ф. Кунды (Инт., Сакраменто, Калифорния, США, 2006).
[18] См., например, воспоминания А.М. Быч-
кова «Мой жизненный путь» (М.: Отражение,
2009). С. 47-48. Также свидетельства служите-
славными и баптистскими служителями до перестройки.1181
Журнал СЦ ЕХБ «Вестник Истины» в одной из статей, касающейся истории Восточной Церкви, в частности, писал:
Монахи занимались в кельях чтением Св. Писания, трудились по добыванию хлеба насущного. Имение у них было общее. В полночь они поднимались на молитву и пели псалмы. Четыре года Иоанн (Златоуст - К.П.) пробыл в иноческой обители. В пустыне Иоанн закалял свой дух и созерцал в тишине Бога, а диаконом служил человечеству. Своё собственное серебро он отдал бедным.[19]
Примечательно, что Совет церквей ЕХБ публиковал не только отдельные высказывания св. Иоанна Златоуста (как это часто делалось и в официальном «Братском вестнике»), но и целые беседы этого «великого поборника мона-шества»,[201 например: «О молитве»,[21] «Слово о покаянии»[221 и т.д. «Вестник Истины» приоткрывает причину особых симпатий советских баптистов к святому: Златоуст принял крещение, будучи взрослым («по вере»), был строг и
лей и членов церкви, например: В.Я. Бгатов (Инт., Сан-Диего, Калифорния, США, 2006), П.М. Абанкин (Инт., Сакраменто, Калифорния, США, 2006), В.Д. Бондаренко (Инт., Лос-Анджелес, Калифорния, США, 2006), Л.Е. Коваленко (Инт., Сакраменто, Калифорния, США, 2006), и др. См. также публикации в «Братском вестнике»: №2' 1976. С. 20; №5' 1985. С. 79-80; №5' 1988. С. 82, 88-90, и т.д.
[19] Иоанн Златоуст (редакционная статья). Вестник Истины, №4' 1977. С. 30-31.
[20] Выражение А.П. Лопухина. См.: Лопухин А. Жизнь и труды святого Иоанна Златоуста. - Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. В 12-ти тт. М.: Православная книга, 1991. Т.1. Кн. 1. С. 20.
[21] См.: Иоанн Златоуст. О молитве. Вестник Истины, №2' 1987. С. 17-20.
[221 См.: Иоанн Златоуст. Слово о покаянии. Вестник Истины, №1' 1990. С. 11-13.
нетерпим ко всякому греху, обличал богатых и власть имущих, а также женщин - за их наряды и украшения.[23] Радикальным баптистам, вероятно, также импонировало то, что Иоанн в своё время был дважды отстранён от архиерейского служения «за правду».[24]
Идея «пустынного уединения», или «затворничества», подобного монашескому, была отнюдь не чужда и советским баптистам. Например, незадолго до образования в братстве ЕХБ Инициативной группы, по свидетельству Б.М. Здо-ровца, первый лидер «движения пробуждения» А.Ф. Прокофьев просил найти ему в Харькове «укромную комнатку» для поста и молитвы, и добавлял при этом: «не выйду оттуда, доколе не получу просимое [у Бога] или умру».[25]
Всё это не могло быть случайным: отечественные баптисты изначально избрали себе подчёркнуто аскетический, строжайший образ жизни, сколько-нибудь только возможный для протестантов в целом мире.[26] И это ревностное стремление к «строгости веры» - вполне старорусское, монашеское, присущее только самому искреннему и безоглядному религиозному чувству.
[23] См.: Иоанн Златоуст (редакционная статья). Вестник Истины, №4' 1977. С. 30-32.
1241 Там же. С. 32.
[25] Свидетельство Б.М. Здоровца (Инт., Спокан, Вашингтон, США, 2006).
[261 Ещё задуманный И.С. Прохановым «Город Солнца» (Евангельск) в сибирской глуши, по сути, должен был представлять собой большой «евангельский монастырь»: «Великим будет город Солнца: // Не будет больше там царить // Закон нетрезвый, власть червонца, // Там Богом люди будут жить...» (Христианин, №1' 1928. С. 15-16). По-видимому, на определённом этапе развития даже протестантской ветви восточного христианства в нём закономерно проявляются монашеские мотивы.
[27] Как в «Сборнике духовных песен» (СДП),
так и в «Песни возрождения» (ПВ) есть целые
разделы под названием «Небесные обители», см.:
Обращает на себя внимание также охотное использование отечественными баптистами (как «отделёнными», так и официальными) некоторых преимущественно монашеских слов и терминов, например: «обитель»,[27] «келья», «подвижничество» и т.д.
Он нам воздвигнет святую обитель, Он подарит нам венец золотой...[28] Время проходит, в обитель иную Кличут меня и тебя.,.[29] Стучась, у двери твоей Я стою. Впусти Меня в келью своюР0] В келье сердца сокровенной...[31]
Где находишься ты: в укромной ли келье, на месте твоей работы..,[32]
Духовные вершины, которые мы должны достигать: .чистота сердца, молитвенное подвижничество...[33]
Наставников, отдавших жизнь за Господа, надо брать в пример и. продолжать подвижничество.[34]
К подвигу во имя Бога, к жертвенной самоотдаче, к. подвижничеству на узком пути.[35]
Сборник духовных песен евангельских христиан-баптистов. М.: ВСЕХБ, 1968. С. 344-372; Песнь возрождения. Издание Совета Церквей ЕХБ, 1978. С. 325-352.
1281 СДП, № 106. С. 78. См. также: № 130. С. 93; № 285. С. 194; № 464. С. 309; и т.д.
[291 ПВ, № 296. С. 192. См. также: № 92. С. 60; № 200. С. 130; № 312. С. 203; и т.д. [3°1 СДП, № 140. С. 99; ПВ, № 332. С. 215. 1311 СДП, № 122. С. 88; ПВ, № 351. С. 226.
[32] Наша брань (редакционная статья). Вестник Истины, №1' 1977. С. 9.
[33] Семидесятилетие генерального секретаря ВСЕХБ А.В. Карева. Братский вестник, №1' 1965. С. 76.
[34] Зинченко В. Продолжение подвига. Вестник Истины, №2' 1986. С. 10.
I35] «Верою принес Богу жертву лучшую.» (редакционная статья). Вестник Истины, №2' 2001. С. 36.
Некоторые традиционные мистические монашеские мотивы, например, «духовной лествицы»,[361 т.е. постепенного смиренного восхождения по «лестнице» на небеса к Богу, занимали умы и находили живой отклик в сердцах русских баптистов. В предисловии к монашеской «Лествице» говорится:
Настоящая книга. представляет нам лествицу утвержденную, возводящую от земного в святая святых, на вершине которой утверждается Бог любви. Сию. лествицу видел и Иаков. когда покоился на подвижническом ложе. Взойдем. с усердием и верою. Преподобный отец премудро рассудил, устроивши для нас восхождение, .изобразил лествицу, состоящую из тридцати степеней духовного совер-шенства.[37]
К данной излюбленной в православном монашестве теме многократно обращаются и весьма почтенные отечественные баптистские авторы:
Как на лестнице, которую видел во сне Иаков, ангелы Божии нисходили вниз и восходили вверх в небеса, так и мы в нашей духовной жизни имеем нисхождения и восхождения. Первая ступень. - это прощение и оправдание. Вторая ступень. - это получение дара Духа Святого.[38]
[36] См.: Св. Иоанн Лествичник. Лествица. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994; Монашеская жизнь (выпуск 1) [1885]. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994.
[37] Св. Иоанн Лествичник. Указ. соч. С. 5.
[38] Жидков Я. Преображение Господне. Братс-
кий вестник, №5-6' 1962. С. 40. См. также: Татар-ченко И. Духовная лестница. БВ, №6' 1969. С. 47-48; Фадюхин С. Бог всемогущий благословил
меня. БВ, №5' 1982. С. 18, и т.д.
[391 Карев А. Голгофа. Братский вестник, №3'
1964. С. 24. См. также: Карев А. Голгофа. Братский Вестник, №2' 1974. С. 25.
Слова Писания о лестнице, которую видел во сне Иаков, также озаряют крест Христа на Голгофе. Лестница Иакова соединяла землю с небом. Крест Голгофы является олицетворением примирения неба с землей... По этой благодатной лестнице Голгофы миллионы грешников взошли. на небо.[39]
Церковь - лестница, соединяющая землю с небесами («ведь Церковь есть неба преддверие») - Быт. 28.12.[40]
В сказанном чувствуется нечто весьма отдалённое от протестантского «мгновенного освящения» или опять же -мгновенного оправдания «только верой»^411 зато православная идея длительного повседневного духовного преображения и обожения (бе'ьыаь^), на наш взгляд, предстаёт достаточно отчётли-во.[42] Вот как образно иллюстрировал тему «духовной лествицы» анонимный баптистский автор из «Братского вестника»:
Достаточно сделать один неосторожный шаг, и мы можем. упасть. Эту мысль хорошо поясняет. картина, изображающая людей, поднимающихся по лестнице на небо. Рядом с лестницей изображены летающие ангелы сатаны. В руках у них стальные крючки, которыми они стараются столкнуть вниз взбирающихся наверх. Один человек
[40] Колесников Н. В помощь проповеднику. В 2-х тт. М.: Златоуст, 1996. Т. 2. С. 295.
[411 См., например: Эриксон М. Христианское богословие, СПб.: Библия для всех, 1999. С. 723724; K. Bockmuehl, Sanctification, in: New Dictionary of Theology, ed. by S. Ferguson (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1988), pp. 613-615.
[42] См., например: Лосский В. По образу и подобию. - Лосский В. Боговидение, М.: Издательство АСТ, 2003. С. 632-645; N. Russell, The Doctrine of Deification in the Greek Patristic Tradition (N.Y.: Oxford University Press, 2004); Архим. Георгий. Обожение как смысл человеческой жизни. Изд. Владимирской епархии, 2000.
падает уже с первой ступени лестницы. Есть спотыкающиеся и среди тех, которые поднялись уже высоко. Руки Бога протянуты. навстречу, но он падает. Эта картина предупреждает всех верующих об опасности падения во всякое время.[43]
Что за удивительная картина имелась в виду автором «Братского вестника» нетрудно понять, если только мы ознакомимся с описаниями старинной православной иконы «Лествица»:
«Лествица» из монастыря Св. Екатерины на горе Синай - уникальная икона, созданная в XII в. Лестница поднимается в небо, где Иисус Христос встречает тех, кто преодолел все трудности... По лестнице взбираются вверх монахи, некоторые не выдерживают, падают вниз... в лапы бесов, поджидающих, подхватывающих веревками или щипцами, подстреливающих из лука свои жертвы. Перед нами - путь аскетической праведности, путь христианского восхождения к жизни вечной.[44]
Лестница от земли до неба. По ней карабкаются люди в монашеских одеждах. Господь протягивает к восходящим руки. Древнерусская икона середины XVI века. В центре иконы - храм как
[43] [Анонимный автор]. На распутье. Братский вестник, №4' 1972. С. 66.
[44] Попова О. Византийские иконы У1-ХУ веков. - История иконописи: истоки, традиции, современность. У1-ХХ века. М.: АРТ-БМБ, 2002.
С. 64-65. См. также: Рак П. Приближения к Афону. СПб.: Сатисъ, 1995. С. 10.
[451 Степанова Е. За три шага до нимба. Нескучный сад (Журнал о православной жизни), №2'
2008, <Ьир://шшш.п8а^га/1Мех.рЬр?1з8ие=45§ юп=10019&агйе1е=879>
[461 Существуют два основных варианта иконы
«Лествица», сюжетно очень схожих между собой: византийский (XII в.) и русский (XVI в.). Их изображения можно увидеть, например, на официальном сайте РПЦ «Православие.Ru», <Ьйр:// days.pravos1avie.ru/Images/ii986&1327.htm>
образ преддверия рая. Монахов на пути к Горнему постигают искушения - бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну.[45]
Сравнивая эти тексты, несомненно, описывающие один и тот же канонический иконный сюжет (с лестницей до неба, Христом наверху, бесами с «крючками» в воздухе и проч.),[46] мы можем сделать следующий вывод: вынужденно заменяя слово «икона» нейтральным -«картина», редакция «Братского вестника», тем не менее, вновь весьма характерно отождествляет советских баптистов с православными монахами в их духовной борьбе с силами тьмы, а также в многотрудном восхождении к Богу. Небесная лестница, начинающаяся на земле и скрывающаяся высоко в облаках, настолько пленяла воображение отечественных баптистов, что о ней придумывали духовные наставления,[47] писали стихи,[48] видели её во сне[49] и т.д.
Монашеская направленность братства ЕХБ в немалой степени обнаруживает себя также в традиционной аполитичности и пацифизме русских баптистов. Многие из них никоим образом не участвовали в общественной жизни
[47] Например, в одной из проповедей в Петропавловской церкви ЕХБ (Казахстан) в конце 1980-х годов звучали такие слова (они сохранились у автора в записной книжке): «Спасительная вера имеет три ступени, как перекладины у лестницы. Первые две ступени - не спасают, а третья - спасёт. Однако нельзя стать на третью, не ступив прежде на первые две.»
[48] См., например, стихотворение «Лестница жизни», <http://www.blagovestnik.org/books/ 00430/db/v6171177.html>
[49] См., например, главу «Небесная лестница» (интервью с А.Т. Харченко) в сборнике: Подвиг веры: уникальные свидетельства о жизни христиан в СССР. Pacific Coast Slavic Baptist Association, 2009. С. 371-377.
страны Советов: не ходили на выборы, не соглашались работать в «коммунистических» учреждениях, ни даже посещать таковые,[501 отказывались от службы в армии, во время болезни - от помощи врачей, в отдельных общинах не признавались «красные» документы (включая общегражданские паспор-та),[51] а некоторые евангельские христиане, живя натуральным хозяйством, пытались даже обходиться без советских денег (в деревнях).[521 Всё это было очень схоже с образом жизни «истинно-православных христиан» (ИПХ), монашествовавших в миру.[531 Из отчёта Казахстанского ЦК о селении ИПХ вблизи г. Темиртау в конце 1950-х гг.: «Газеты и книги не читают, .в выборах не участвуют, отказываются служить в ар-мии».[541 Некоторые беспоповские старообрядческие толки в своё время также отказывались от паспортов, военной службы и использования денег.[551
В 1967 году за нелегальное размножение литературы Совета церквей в Новосибирске судили молодую баптистку. Когда подсудимую спросили, кто организовал печать в её доме, она от-
[501 Как говорится, «верующим не следует ходить в собес (ведь там что-то делают совместно с бесом)», и т.д.
[51] См.: Бюллетень Совета родственников узников евангельских христиан-баптистов в СССР № 21. М., 1975, С. 46; Куксенко Ю. Наши беседы. Архив Союза ЕХБ Казахстана, 2002, С. 113; Власов А. От избытка сердца. Идар-Оберш-тайн: Титул, 2000. С. 10.
[521 Свидетельство Б.М. Здоровца о «евангельских христианах-совершенных» (Инт., Спокан, Вашингтон, США, 2006).
[53] См., например: Бражник И. Социальная сущность сектантского экстремизма. М.: Знание, 1974. С. 21-23. Значительная часть «истинно-православных христиан» была выходцами из монахов. Их последний крупный тайный монастырь был разорён коммунистами в 1950-е годы. См.: Шкаровский М. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М.: Крутицкое Патри-
ветила просто: «Христос», - и больше от неё не смогли добиться ничего.[56] Н. Струве описывает подобный случай, произошедший с членом общины ИПХ из Тамбовской области. Он сжёг свой паспорт и уклонялся от службы в армии. Когда судьи спросили его имя, он сказал: «Бог знает его». На вопрос, кто он такой, подсудимый ответил: «Раб Божий». «Но ведь вы гражданин СССР?» - попытался пробудить его общественную сознательность судья. «У христиан - небесное гражданство!» -последовал ответ.[571 Несомненно, это один и тот же религиозный тип русских людей, и не столь важно, именуют они себя православными или баптистами.
2
Православное понимание святости оказало заметное влияние на братство ЕХБ. Отсутствие формальной церковной канонизации отнюдь не является препятствием для широкого народного почитания того или иного святого. В Русской православной церкви, помимо общей канонизации, существует и местная, относящаяся к отдельной епархии
аршее подворье, 1999. C. 252-254.
И Цит. по: Шкаровский М. Указ. соч. С. 259. См. также: Поспеловский Д. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Республика, 1995. С. 317-320.
[55] См., например: Зеньковский С. Русское старообрядчество. Минск: Белорусский экзархат, 2007. С. 497-499.
[56] Пакина А. Раскол евангельских христиан-баптистов 1961 г. и его влияние на общины Новосибирской области. Дипломная работа. Новосибирский госуниверситет. Новосибирск, 2000. С. 33. Автор ссылается на отчёты местного уполномоченного по делам религиозных культов, обнаруженные ей в Государственном архиве Новосибирской области.
[57] N. Struve, Christians in Contemporary Russia (New York: Charles Scribner's Sons, 1967), pp. 247-248.
или даже одному только монастырю или храму, связанных с жизнью свято-го.[58] Подобную картину мы видим и у русских баптистов.
Например, в общинах ЕХБ Поволжья и Юга России получили распространение свидетельства о святой жизни служителей Иосифа Андреевича Лаптева и Ивана Владимировича Иволина. Ниже приведены некоторые, по сути, агиографические подробности из их биографий.
Иосиф Андреевич Лаптев в 1950-е и 1960-е годы жил в городке Шахунья (в Горьковской области) и совершал служение проповедника в сельской местности. Он никогда не женился, полностью посвятив свою жизнь Господу. По рассказам очевидцев, И.А. Лаптев был добрым, смиренным пастырем, постоянно пребывавшим в постах и молитвах. Он никогда не принимал подарков, сколько бы ему их ни предлагали, и даже от обедов в тех деревнях, где совершал служение, отказывался. Когда его звали к столу, он обычно отвечал: «Спасибо, мне ничего не нужно, я сегодня в посте.» В трудное послевоенное время Иосиф Андреевич жил тем, что из ивовых прутьев плёл корзины и клеил из старых автомобильных шин калоши. Он любил переписывать от руки назидательные христианские книги и тексты Священного Писания (последними была украшена вся комната, в которой он жил). И.А. Лаптев был дружен с мест-
[58] См.: Федотов Г. Святые Древней Руси. М.: Московский рабочий, 1990. С. 34-35.
[591 Свидетельства нескольких пожилых членов церкви ЕХБ из Горьковской области и Краснодарского края, например: М.А. Васильева и О.Е. Авдеевой (Инт., Эверетт, Вашингтон, США, 2006).
[60] Например, свидетельства членов церкви ЕХБ
Одарюк С.Г. и Одарюк Н.М. из Краснодара (Инт., Эверетт, Вашингтон, США, 2006). Некоторые проповеди И.В. Иволина были опубликованы -
ным православным священником, и они с ним по многу часов с удовольствием беседовали на духовные темы: и о том, что объединяет всех христиан, и деликатно - о том, в чём православные и баптисты расходятся между собой.[59]
Иван Владимирович Иволин в 1960-е годы нёс служение пресвитера Пятигорской церкви ЕХБ. Он был, по свидетельству многих, кротким Божьим слугой, проповедником Евангелия, жившим святой жизнью, почти в полной нищете. Братья и сёстры желали ему помогать, часто незаметно оставляли в его доме какие-то продукты, одежду, но он тут же всё раздавал бедным. Когда церковь назначила Ивану Владимировичу содержание, - девяносто рублей в месяц, - то он взял себе только тридцать. Каждого члена церкви он посещал семь раз в году, ободрял, утешал, молился. Иван Владимирович был замечательным проповедником, учеником И.В. Каргеля. Даже гости из Москвы не раз говорили, что такие проповеди, простые и глубокие, надолго запоминающиеся, им редко доводилось слышать..,[60]
Подобные трогательные рассказы о «святых бессребрениках», их благочестивой жизни и служении Богу, изначально не предполагающие наличия в этих людях каких бы то ни было недостатков, даже стилистически очень напоминают православные «Жития свя-тых».[61] Обращает на себя внимание также безбрачие некоторых святых бап-
см., например: Иволин И. Огонь Святого Духа. Братский вестник, №3' 1969. С. 45-46.
[611 См., например, жития русских бессребреников, преподобных: Феодора и Василия, Тихона Луховского, Евстратия Печерского и др. - Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-миней св. Димитрия Ростовского. В 12-ти тт. М.: Синодальная типография, 1903-1911. Т. 12 (август). С. 160-172; Т. 10 (июнь). С. 389; Т. 7 (март). С. 573-577.
тистов, что тоже заметно сближает их с древней монашеской традицией. Не имея возможности здесь подробно пересказывать многие агиографические повествования братства ЕХБ, кратко обозначим только некоторые характерные сюжеты.
Упомянутую выше тему святого бес-сребреничества хорошо дополняет рассказ о кассире одной из общин ЕХБ в Казахстане А.Л. Манякине, который в 1960-е годы, не имея личных денег, прошёл пешком много километров, неся с собой в условленное место всю церковную кассу, из которой не взял (за свой труд или в долг) даже малой суммы для проезда на автобусе. Когда братья и сё-стры спросили его об этом, кассир ответил: «Как бы я мог взять оттуда хоть копейку, ведь это Божьи деньги!»[621 Другой служитель довольно крупной баптистской церкви в Казахстане, через руки которого проходили значительные пожертвования для помощи нуждающимся, сам одевался в столь ветхую одежду и был столь скромен в быту, что стал для многих «притчей во языцех».[631
Автору не раз доводилось слышать многочисленные свидетельства пожилых членов церкви ЕХБ о стойкости христиан в вере как в сталинские, так и в более поздние годы. В советских трудовых лагерях их избивали, морили голодом, натравливали на них стороже-
[621 Свидетельство членов церкви ЕХБ Каплен-кова И.М. и Капленкова А.М. (Петропавловск, Казахстан, 1997).
I63] Этот замечательный служитель церкви хорошо известен автору. Поскольку он жив, мы не упоминаем здесь его имени, зная, что он бы этого не одобрил.
[64] Например, свидетельства служителей ЕХБ: В.Н. Хотько (Петропавловск, Казахстан, 2000), Я.А. Мелешкевича (Бишкуль, Казахстан, 2003) и др.
[65] См.: Житие преподобного Сергия Радонежского. Автор-сост. М. Письменный. М.: РИПОЛ
вых собак. По одному из очень устойчивых рассказов, однажды собаки сотрудников НКВД чудесным образом не тронули готовых принять мученическую смерть русских баптистов.[64] Интересно, что в православных «Житиях святых» органично присутствует тема незлобия даже самых лютых зверей по отношению к Божьим людям. Например, о преп. Сергии Радонежском сообщается, что, когда он жил в лесу, его не трогали голодные волки и медведи.[65]
В литературе ЕХБ о мученичестве за веру Николая Хмары (Алтайский край, 1964 г.) также встречаются житийные черты, благочестивое истолкование подвига: «Хмара до самого конца свидетельствовал о Христе, и за это его мучители вырвали ему язык».[66] Подобная стойкость в вере во все века вдохновляла христиан.[67]
В другом свидетельстве сообщается о русской баптистке с четырьмя приёмными малыми детьми, едва выживших в голодные годы и затем претерпевших много унижений и гонений за веру в своём селе в 1930-е годы. Когда, в начале Великой Отечественной войны, их местность оказалась в зоне немецкой оккупации, все сельские активисты и коммунисты были арестованы, а новые власти потребовали от пострадавших во время советского режима крестьян обвинительных показаний. Многие охот-
КЛАССИК, 2003. С. 32-33. См. также: Монахиня Таисия. Русское православное женское монашество. Минск: Изд-во Белорусского экзархата, 2006. С. 15, 32, 245.
[66] Цит. по: Заватски В. Евангелическое движение в СССР после второй мировой войны. М., 1995. С. 166.
[67] См. аналогичные благочестивые рассказы: Страдание св. мученика Гордия. - Жития святых. Т. 5 (январь). С. 146-147; Житие преп. Максима Исповедника. - Жития святых. Т. 5 (январь). С. 715.
но ставили свои подписи под обвинениями, а эта баптистка - отказалась, сказав, что она, по слову Христа, уже простила своих гонителей. Тогда немцы стали ей угрожать, а затем жестоко избили плёткой. Однако и это страдание она перенесла со смирением. За долгую жизнь этой христианки много было сделано простых добрых дел. Когда в 1980-е годы она умерла, к ней на похороны собралось множество народа - и баптистов, и православных (святость этой женщины признавали и близко знавшие её православные). А над открытым гробом, по свидетельству очевидцев, в безоблачный жаркий летний день, «плакало небо» - оттуда вдруг стали падать большие редкие дождевые капли.[68]
Об особом почтении со стороны православных людей к некоторым благочестивым баптистам рассказывал и генеральный секретарь ВСЕХБ А.М. Бычков:
Недавно в одном из небольших городов Центральной России хоронили старца пресвитера. Когда процессия приблизилась к православной церкви, местный священник повелел звонить в колокола в знак уважения к почившему служителю Христову.,.[69]
Анализируя приведённые выше жизненные истории, следует отметить, что в агиографических материалах ЕХБ, так же как и в «Житиях святых», часто опускаются точные детали описываемых
[68] Свидетельство с сайта Российского Союза
ЕХБ, <http://o1d.baptist.org.ru/forums/archive/
index.php/t-89-p-3.htm1> Некоторые характерные черты этого рассказа типологически схожи с житийной историей о нападении разбойников на преп. Серафима: он не оказывает сопротивления, и его жестоко избивают, однако когда злодеев
поймали, святой объявляет о своём прощении и вступается за них, чем пробуждает в преступных сердцах раскаяние. См.: Житие преп. Сера-
событий, не всегда ясно, где и когда они происходили. На первое место определённо выдвигается нравственный пример, духовное назидание, а не исторический контекст. По всей видимости, это отражение известной черты славянской души - склонности более к духовно-мистическому, чем рационалистическому восприятию мира. Вот, например, что записывали в своих заветных тетрадках и блокнотах многие отечественные баптисты в 1950-е - 1970-е годы: «Адрес христианина: Духовная Родина, Евангельская область, Сионский район, город Небесный, улица Узкий Путь, переулок Тернистый, дом Обители. Проводник туда - Святой Дух, спросить Сторожа совести..,»[70]
Для непосвящённого человека, такие слова - некая бессмыслица. Однако суть данного аллегорического текста (достойного многократного переписывания как юными, так и зрелыми баптистами!) несколько проясняется, если мы его, например, сравним со следующими словами автора православного жития: «.А из какого града или веси и от каковых родителей произошел такой светильник, того мы не обрели в писании, Богу то ведомо, а нам довольно знать, что он Горнего Иерусалима гражданин, Отца имеет Бога, а Матерь - святую Церковь, сродники его - всенощные многослезные молитвы и непрестанные воздыхания, ближние его - неусыпные труды пустынные».[71] Общий, нерациона-
фима Саровского. - Жития святых. Т. 5 (январь). С. 77-79.
[691 Бычков А. 110-летие русско-украинского братства ЕХБ. Братский вестник, №5' 1977. С. 70.
[70] Из личного архива члена Центральной омской церкви ЕХБ Г.Е. Кучмы.
I71] Цит. по: Ключевский В. Источники Русской истории. - Ключевский В. Сочинения в 9-ти тт. М.: Мысль, 1989. Т. 7. С. 74-75.
листический подход в передаче не только отвлечённого духовно-назидательного материала, но и нередко даже вполне реальных исторических сведений в немалой степени характерен как для русской православной, так и отечественной баптистской агиографии.
3
К теме святости в русском контексте тесно примыкает уникальное духовное явление - юродство Христа ради. В восточной христианской традиции первым юродивым нередко воспринимается Сам Спаситель Иисус Христос, отвергший ценности мира сего и учивший, что Царство Его - «не отсюда».[72] Несмотря на то, что юродство, строго говоря, подвиг «противоканонический», для многих православных людей юродивые -наиболее почитаемые святые.[73] Их «убожество» и «безумие», нестандартное поведение в обществе ярко демонстрируют искренность религиозного чувства, детское упование на Бога, крайнюю форму христианского подвижничества. Сотни юродивых получили известность на Руси, десятки из них были канонизированы.[74]
В такой атмосфере едва ли удивительно, что и отечественный баптизм знает немало юродивых Христа ради.
[72] См., например: Рябинин Ю. Русское юродство. М.: РИПОЛ классик, 2007. С. 5.
[73] См.: Иванов С. Византийское юродство. М.: Международные отношения, 1994. С. 4-5.
[74] См., например: Юрков С. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре (XI -начало XX вв.). СПб.: Летний сад, 2003. С. 52-53; Христианство. Энциклопедический словарь. Ред. С. Аверинцев. В 3-х тт. М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. Т. 3. С. 286-287.
[75] Рябошапка (рукопись). Из личного архива историка С.Н. Савинского (Солт-Лейк-Сити, Юта, США, 2006). См. также: Ковальков В., Соколов Е. И.Г. Рябошапка. Братский вестник, №6' 1981. С. 60. Будучи выходцем из простых крестьян,
Согласно любопытному преданию, уже Иван Григорьевич Рябошапка, один из пионеров евангельского движения на юге России, живший во второй половине XIX века, юродствовал на ярмарках, где любил громко выкрикивать: «Украл! Украл!» Вокруг него собирался народ, спрашивал: «Что украли?» А Рябо-шапка отвечал: «Сатана украл у людей спасение!» Спустя какое-то время он снова кричал: «Нашёл, нашёл!» И вновь собирались любопытные: «Что нашёл?» А Рябошапка радостно говорил: «Спасение вечное нашёл!» - и, при большом скоплении людей, начинал свою необычную «народную проповедь».[75]
В рассматриваемый нами период в братстве ЕХБ обрели известность десятки юродивых Христа ради, простых советских баптистов. И самым знаменитым из них, наверное, стал юный Ваня Моисеев. Он был родом из молдавского села Волонтировка, состоял членом общины Совета церквей ЕХБ. В 1972 году, во время второго года службы в армии, в крымском городе Керчь претерпел мученическую смерть за свою христианскую веру. От многих других страдальцев братства ЕХБ советских времён его отличали именно «святая простота», удивительная духовная прозорливость и очевидное безумие Христа ради. Даже
И.Г. Рябошапка и говорил народным языком. Например, сохранилось свидетельство о таких словах в «крещальной формуле» Рябошапки: «Даешь обет. служить Богу верно по гроб своей жизни». - Цит. по: Савинский С. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1867-1917). СПб.: Библия для всех, 1999. С. 323. Внешний вид его также нередко соответствовал статусу юродивого: например, есть сообщение о том, что Рябошапка однажды приехал в столичный Петербург на встречу с единоверцами в красной рубахе и шароварах, одна штанина которых была заправлена в старенький сапог, а другая - «закатана кверху». См.: БВ, №6' 1981. С. 57.
официальные источники Совета церквей ЕХБ сообщают о Ване Моисееве много больше, чем это формально допустимо, с точки зрения баптистской догматики. Например, не скрываются его видения небесного Иерусалима, ветхозаветных святых, апостолов Христа, а также общение с ангелами Божь-ими.[76] Во время службы в Советской Армии Ваня, как и прежде дома, молился по нескольку часов в день, простодушно рассказывал своим сослуживцам, включая командиров-коммунистов, об Иисусе Христе, терпя за то насмешки и побои. Однажды при большом скоплении солдат он пророчески точно предсказал отпуск («я помолился в духе и Господь открыл мне») критически настроенному к вере сержанту, у которого, казалось, не было на поездку домой никаких шансов. Также Ваня чудесно исцелился после тяжелейшей травмы без помощи врачей, мог не есть по нескольку дней, без видимого вреда целыми ночами находился на морозе в летней военной форме, без ропота и с радостью принимал любое наказание от командиров (например, с веселием сердца натирал полы щёткой и мылом в большой казарме, что для солдат второго года службы всегда считалось особенно унизительным занятием), а затем так же просто принял мученичество за Христа.[77]
[76] См.: Подражайте вере их (40 лет пробужденному братству). М.: Издание Совета Церквей ЕХБ, 2001. С. 350, 355-356.
[771 См.: Иные же замучены были (брошюра СЦ ЕХБ, 1970-е годы). С. 1-32; Подражайте вере их. С. 340-361; Свидетельство члена церкви ЕХБ из Крыма В.П. Литовченко, лично знавшей Ваню Моисеева (Инт., Лос-Анджелес, Калифорния, США, 2006).
[78] См.: Федотов Г. Указ. соч. С. 202-203.
[™] Там же. С. 203-204.
[80] См.: Панченко А. Смех как зрелище. - Лиха-
Сравнивая христианский подвиг Вани Моисеева с житиями известных русских юродивых, мы неизбежно обнаруживаем целый ряд принципиально общих черт: незлобие и любовь к окружающим людям, включая гонителей; «странное» поведение в обществе; необыкновенное усердие в молитве; видение мира духовного, ангельского; дар чудот-ворения и пророчества; аскетический образ жизни, и т.д. Например, Проко-пий Устюжский за своё, Христа ради, юродство со смирением претерпевал от многих людей «досаду и укорение и би-ение»;[78] Михаил Клопский прославился крайним аскетизмом, неустанными молениями и чудесами;[79] Симон Юрь-евецкий ходил на морозе в одной льняной рубахе и босяком;[80] Василий Блаженный удостоился видеть мир ангельский и обладал даром пророческим.[81] Духовной прозорливостью прославились также: Прокопий Вятский, Николай Псковский и многие другие святые
юродивые.[82]
Ещё один очень известный в среде советских баптистов юродивый - Борис Максимович Здоровец из Харькова. Будучи начитанным и необыкновенно одарённым человеком, он нередко в своей жизни надевал «маску юродства»,[83] дабы обличать пороки сильных мира сего, причём - как представителей государственной атеистической власти, так
чев Д., Панченко А., Понырко Н. Смех в Древней Руси. Л.: Наука, 1984. С. 119.
[81] См.: Панченко А. Юродивые на Руси. - Панченко А. Русская история и культура. СПб.: Юна, 1999. С. 397; Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1. С. 338-339.
[82] См., например: Иеромонах Алексий (Кузнецов). Юродство и столпничество. Религиозно-психологическое, моральное и социальное исследование [1913]. М.: Изд-во Моск. подворья Св.-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000. С. 202-204.
и некоторых баптистских руководителей. Во время своего первого ареста (за активную деятельность среди христианской молодёжи, в декабре 1961 г.) Борис Максимович, юродствуя, около трёх часов не впускал в дом сотрудников КГБ и милиции, как те его ни уговаривали. Стражи порядка имели неосторожность придти в 5 часов утра, а Здо-ровец с присущим ему юмором поучал их, что в такое время только бандиты промышляют, приходите, дескать, к восьми. Милиционеры какое-то время мёрзли на улице, а затем принялись ломать дверь. Борис Максимович же, будучи (как многие баптисты того времени) полным пацифистом, устрашающе кричал им через дверь: «Жена, неси секиру, бандиты в хату лезут!» Чем немало перепугал всех.[84]
Находясь в заключении, Здоровец постился по пятнадцать суток (только пил воду) каждый раз, когда его сажали в штрафной изолятор. А помещали его туда за «неправильное» поведение достаточно часто. Когда курс Совета церквей ЕХБ по отношению к «инакомыслящим» единоверцам стал особенно жёстким, и отлучения даже заслуженных пресвитеров стали обычным делом, Здо-ровец однажды, нарушив привычный ход церковного служения, во время проповеди известного баптистского руково-
[83] О юродстве душевно здоровых православных христиан в российской истории см., например: Панченко А. Юродивые на Руси. С. 392-393.
[84] Свидетельство Б.М. Здоровца (Инт., Спокан, Вашингтон, США, 2006).
[85] В этом, очевидно, заключался намёк на печальную участь Иуды Искариота. См.: Здоровец Б. Каким судом судите, <http://www.praize.com/ denominations/group650/index.shtml>
[86] Чётки, кстати, - один из непременных атри-
бутов православного монаха, а 33 бусины на чёт-
ках символизируют число лет земной жизни Иису-
са Христа. См., например: Трофимов С. Чётки. М.:
дителя, ответственного за наибольшие злоупотребления властью, неожиданно прилюдно вручил ему верёвку и кусок мыла со словами: «Довольно тебе мучить народ Божий!..»[85]
Борис Максимович в своей жизни получил многие видения от Господа, пророчествовал («разговор с Богом только через Библию - всё равно, что общение с отцом через письма, этого недостаточно.»), использовал самодельные чётки из тридцати трёх абрикосовых косточек[86] для молитвы в исправительно-трудовом лагере в 1960-е годы, и т.д.[87] Столь странное для баптиста поведение, разумеется, многими осуждалось, однако непременно в избытке находились и те, кто усматривал в Борисе Максимовиче то самое проявление благодати Божьей, зовущейся юродством Христа ради.[88]
В жизни Б.М. Здоровца ярко высветилась ещё одна важная грань традиционного российского юродства, а именно: смелое обличение власть имущих. То, что было немыслимым для людей обычных и даже знатных, нередко попускалось блаженным, через которых, по благочестивому поверью, говорил Сам Бог.[89] Например, св. Иоанн Большой Колпак при встрече с царём Борисом Годуновым открыто предупреждал его о последствиях нечестивого правления:
АСТ, 2001. С. 16-25; Православная энциклопедия. Сост. О. Маркичева. М.: АСТ, 2007. С. 373.
[87] Свидетельство Б.М. Здоровца (Инт., Спокан, Вашингтон, США, 2006).
[88] Например, в харьковской городской газете «Событие» однажды была опубликована большая статья о жизненном пути Б.М. Здоровца, в которой он с явной симпатией, недвусмысленно именовался юродивым Христа ради. - Руденко С. Ваше время кончилось. «Событие», 29 августа 1992 г.
[89] См., например: Святыни древней Москвы. М.: Никос, Контакт, 1993. С. 7.
«Умная голова, разбирай Божьи дела! Бог долго ждёт, да больно бьёт...»[90] А святой юродивый Никола Псковский, по преданию, однажды во время поста поднёс Ивану Грозному кусок окровавленного мяса. «Я христианин, и в пост мяса не ем!» - побледнел царь. «Зато ты пьёшь кровь христианскую!» - сказал блаженный.[91] На таком историческом фоне Борис Здоровец из Харькова, с верёвкой и мылом в руках обличающий «баптистского царя», выглядит не столь
уж странно.[92]
Другой любопытный случай юродства в братстве ЕХБ произошёл в 1986 году в Караганде. Известный в казахстанских церквах брат N.N. получил откровение посетить местного высокопоставленного сотрудника КГБ. В указанный ему свыше день и час N.N. попросил о приёме. Короткая встреча без предварительной записи удивительным образом состоялась, во время которой произошёл следующий примечательный диалог.
- .Сам Господь послал меня к Вам сказать, чтобы Вы покаялись и верили в Евангелие.
- .По какому вопросу Вы ко мне пришли?
- Только по одному: вопросу спасения Вашей души.
- Если только по этому вопросу, то я не желаю с Вами говорить.
[90] См.: Иеромонах Алексий (Кузнецов). Указ. соч. С. 187.
[91] См., например: Федотов Г. Указ. соч. С. 207208.
[92] К символическим подаркам юродивых баптистов, вероятно, следует отнести и два носовых
платка, преподнесённых избранному на пресвитерское служение в Черновцах, на рубеже 1950-х и 1960-х годов, К.С. Седлецкому. При этом моло-
- Только по этому, - я поднялся, направился к двери, наклонился и говорю: "и прах от ног своих" (Лк. 9.5). Я не знаю когда она [Ваша душа] перейдёт в вечность - завтра или послезавтра. Пришлось мне беседовать в шахте с Володей. "Успею ещё", - говорил он, но не успел, преждевременно ушёл в вечность.
- Знаете что, за угрозу есть соответствующая статья. Я могу сейчас донести, и Вас накажут.
- Пусть меня накажут, лишь бы Вы были спасены. Я буду продолжать молиться о Вас. Да благословит Вас Господь.
Господи, .умоляю: помоги ему не по-
гибнуть.[93]
В данной истории мы видим очередную версию сакрального сюжета о встрече «святого юродивого» с «царём». Всё начинается с откровения свыше («Сам Господь послал меня к вам.»). Юродивый, без малейшего сомнения, ощущает себя инструментом в руках Божьих, исполнителем Его воли, поэтому встреча, неожиданная для «царя», при всей его занятости, не может не состояться в строго определённое (или «предопределённое») время. Юродивый заботится о душе начальствующего человека, перед кем трепещут все окружающие, точно так же, как о спасении самых простых людей. Встречая отпор своей высокой миссии, юродивый, не беспоко-
дому пресвитеру пророчески точно были предсказаны «многие слёзы» и сказано, что большой платок ему дан для плача наедине пред Богом, а маленький - для слёз на людях. - Воспоминания К.С. Седлецкого. Личный архив П.К. Седлецко-го. Омск, 2007. С. 92.
[93] Журавлев В. Велика верность Твоя, Господи: свидетельства из жизни. Штайнхаген, Германия: Samenkorn, 2006. Т. 1. С. 309-310.
ясь о последствиях, тут же прибегает к драматическим эффектам: демонстративно «отрясает прах от ног», ссылаясь на известные слова Писания, буквально истолкованные, предрекает начальствующему лицу близкую кончину, загадочно намекает на смерть некоего человека, прежде его не послушавшегося. Наконец, юродивый завершает речь молит-вословиями с пожеланиями своему собеседнику вечного спасения (в собственном спасении он, по-видимому, не сомневается).
Очень схожую картину такого типа юродства можно встретить, например, в описании протопопом Аввакумом (лидером старообрядцев) своей знаменитой встречи с восточными патриархами Паисием и Макарием на Московском соборе 1667 года.
Как обычно, блаженный человек говорит не свои, но Божьи слова: «Перед вселенских привели меня патриархов. Бог отверз уста мои грешные, и посрамил их Христос устами моими.»[94]
Аввакум, скорбя о греческом православии, увещевает приезжих архиереев и устрашает грядущей гибелью: «Много от Писания говорил с патриархами. Рим давно пал и лежит невсклонно, а ляхи с ним же погибли, .и у вас православие пестро стало.»[95]
Когда слова оказываются тщетны, юродивый, для лучшего запоминания его вести окружающими, с воодушевлением сопровождает её шокирующими действиями. Протопоп Аввакум продолжает повествование: «Чист есмь аз и прах прилепший от ног своих отрясаю пред вами, по писанному. Толкать и
[94] Житие Аввакума и другие его сочинения. М.: Советская Россия, 1991. С. 60.
[95] Там же.
[96] Там же. С. 60-61.
бить меня стали, и патриархи сами на меня бросились. Я отошел к дверям да на бок повалился, а сам говорю: "Посидите вы, а я полежу".,.»[961
И завершается встреча обличительными словами Аввакума, несомненно, глубоко нравственно страдавшего от «гибельного пути» греков и никониан: «Смеются: "Дурак-де протопоп: и патриархов не почитает". И я говорю: "Мы уроды Христа ради! Вы славны, мы же бесчестны! Вы сильны, мы же немощны!"»1971
В ответ даже на, казалось бы, ничего не значащие мелочи у отечественных баптистов порою непроизвольно проявлялась реакция, при ближайшем рассмотрении - уходящая корнями в седую древность восточно-христианской традиции. Вот, например, одно из известных нам благочестивых размышлений служителя церкви ЕХБ советского периода. Однажды во время богослужения на пресвитера N.N. села муха и довольно чувствительно кусала его. Пресвитер муху эту сначала прогнал, но когда она снова прилетела, смиренно решил терпеть её присутствие на себе, с умилением думая о том, насколько большие страдания претерпел Христос: «.Как я в любой момент мог прогнать муху, так и Христос в любой момент мог выйти из скорби. Но Он решил. не сойти с креста...»[98]
Это тоже своеобразное юродство в миниатюре, воскрешающее в памяти сонм святых мужей Божьих, подвизавшихся в страдальческом смирении и терпении. Например, Симеон Столпник, согласно житию, прилагал к сво-
[971 Там же. С. 61.
[98] Журавлев В. Сила в немощи: свидетельства из жизни. Штайнхаген: Samenkorn, 2008. Т. 2. С. 90.
ей гноящейся ране червей, выпадавших из неё, и говорил при этом: «ешьте, что вам Бог послал».[99] Никита Переяславский добровольно оставлял тело нагим для укусов комаров и мошек, густо облеплявших его.[100] Так же поступали и многие другие русские святые: Серафим Саровский, Феодосий Печер-ский, Никандр Псковский, Савва Ви-шерский.[101]
Вероятно, русские баптисты, на словах не раз осуждавшие монашеские крайности,11021 и теперь бы предпочли всячески отмежеваться от подобного духовного опыта, тем более в представленном выше контексте, однако на практике всё оказывается значительно сложнее. Суть проблемы в том, что здесь едва ли возможно найти какие-либо принципиальные отличия в поведении и, что ещё важнее, в мотивации действий святых православных монахов-аскетов и, скажем, того же замечательного пресвитера ЕХБ (N.N.). Нравится кому-то или нет, это один и тот же радикальный религиозный дух, свидетельствующий: поскреби русского баптиста и найдёшь монаха.
Особенностью рассматриваемого нами позднего советского периода стало также юродство некоторых членов церкви ЕХБ во время советских судебных процессов. Вот, например, несколько красноречивых отрывков из стенограмм судов над баптистами в Семипалатинске в 1962-м и в Фергане в 1971-м годах:
[99] Житие преп. Симеона Столпника. - Жития святых. Т. 1 (сентябрь). С. 26.
[100] См.: Иеромонах Алексий (Кузнецов). Юродство и столпничество. С. 320.
[101] См.: Жития святых. Т. 5 (январь). С. 69;
Т. 9 (май). С. 133; Т. 1 (сентябрь). С. 486; Т. 2
(октябрь). С. 26.
Судья: «Кто руководит вашей нелегальной группой?»
Подсудимый баптист: «Я уже сказал - Христос и Дух Святой».,.[103]
(Подсудимые отказываются от помощи государственных адвокатов и заявляют о желании использовать для своей защиты Новый Завет. Последнее им не разрешается).
Вопрос: «В одном из ваших стихотворений есть такие строки: стоит трудиться, стоит бороться. Скажите, с кем трудиться, с кем бороться?.. »
Ответ: «Наша брань не против плоти и крови, а против злобы духов поднебесных».
Вопрос: «У вас должна быть справка, документ, свидетельствующий о том, что вы официально являетесь пресвитером».
Ответ: «Пресвитер должен действовать не по справке, а по вдохновению».
Вопрос к свидетелю-баптисту: «Что вы знаете о подсудимых?»
Ответ: «Я знаю, что имена их записаны в Книге жизни, что их есть Царство небесное и велика их награда на небесах».
Вопрос: «Покажите. эту книгу, нам нужны документы!»
Ответ: «Она находится на небесах».[104]
Можно представить, в каком неловком положении оказывались на подоб-
[102] См., например: Карев А., Сомов К. История христианства. М.: ВСЕХБ, 1990. С. 88-92.
[103] Запись судебного процесса над баптистами г. Семипалатинска (1962 г.). Компакт-диск: История евангельского движения в Евразии 4.0. Одесса: ЕААА, 2005.
[1041 Суд неправедный (стенограмма судебного процесса). Вестник спасения, №1' 1973. С. 22-26.
ных процессах судьи-атеисты, приговаривавшие верующих людей к длительным срокам лишения свободы не столько за уголовные преступления, сколько за их, выражаясь языком коммунистов, «религиозные фантазии». Подобные приговоры неизбежно позорным пятном ложились на репутации судей. Не случайно многовековое общественное мнение на Руси утверждало: нельзя обижать юродивого, Господь на-кажет.[105] В восточно-христианской традиции одним из отличительных признаков истинной Церкви непременно являлось доброе, терпеливое и заботливое отношение к юродивым.[106] Общины, которые отталкивают от себя таковых, тем самым демонстрируют серьёзный недостаток любви в своих рядах.[107]
В целом, в широком распространении в отечественном братстве ЕХБ до начала перестройки специфически восточного понимания святости, доходившего порою до открытого юродства, нельзя не увидеть самого серьёзного православного влияния.[108] Показательно, что в советских исправительно-трудовых лагерях (отнюдь не деливших заключённых по вероисповедному признаку) имели место случаи даже совместного юродства православных и баптистов. Об этом свидетельствуют в своих
[105] См., например: Небесные покровители Санкт-Петербурга. Сост. О. Надпорожская. СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003. С. 87.
[106] См., например: Панченко А. Смех как зрелище. С. 72-73.
[107] Например, на эту тему в традиции отече-
ственных баптистских общин однажды замечатель-
но говорил старший пресвитер церквей ЕХБ Ка-
захстана Ф.Г. Тиссен (Сарань, Казахстан, 1999).
[108] Не те члены церкви, которые сами именуют себя святыми (пусть даже ссылаясь на Писание), но те, кто, испытывая своё недостоинство, сокрушаются пред Богом даже за малые прегрешения, - обладают подлинной святостью. - См., например, следующие публикации «Братского вест-
воспоминаниях, например, такие известные в прошлом лидеры братства СЦ ЕХБ как Иосиф Бондаренко и Борис Здоровец.[109]
Многие советские баптисты до перестройки не стыдились признавать себя «бедными грешниками»,11101 которые нуждаются в очистительном «плаче о грехах»[111] и «не могут быть чистыми».11121 Такое мировосприятие часто контрастировало с их подлинно христианским, «аскетическим» и порою даже мученическим образом жизни в атеистическом советском государстве. Что, вероятно, и было близко к святости в восточно-христианском смысле слова. На наш взгляд, корни уникальности русского баптизма следует искать, прежде всего, в его общей истории с православием, в совместном проживании в одной стране и в неосознанном следовании восточно-христианской традиции (включая монашеские тенденции), что особенно сильно проявилось в послевоенные годы, когда западный мир и социалистические страны оказались надолго разделены железным занавесом. А уже с конца 1980-х годов, в атмосфере гласности и перестройки, в России постепенно начали сказываться иные богословские тенденции, представленные, например, многочисленными западными
ника»: №5' 1985. С. 12-13; №5' 1972. С. 26; №6' 1975. С. 29-35; №3' 1976. С. 28, и т.д.
[109] См.: Бондаренко И. Три приговора. Одесса, 2006. С. 122-123; свидетельство Б.М. Здоровца (Инт., Спокан, Вашингтон, США, 2006). В «богомольном» лагере в Мордовии, где в 1960-е годы отбывал срок последний, был даже свой православный «столпник», просидевший с молитвой, перебирая четки, несколько лет на верхних нарах, не выходя ни на какие работы и поверки. Как близкие по духу люди, они со Здоровцом были дружны.
[110] См.: СДП, №42. С. 35; ПВ, № 68. С. 46.
I1111 СДП, №62. С. 48. См. также: №№36, 43, и т.д.
I1121 ПВ, №77. С. 51. См. также: №№7, 86, и т.д.
миссионерами и проповедниками. В результате, прозападное крыло отечественного братства ЕХБ (которое, несомненно, тоже всегда существовало)
Библиография
Архиепископ Иоанн (Шаховской). Избранное. Петрозаводск: Святой остров, 1992. Архимандрит Георгий. Обожение как смысл человеческой жизни. Изд. Владимирской епархии, 2000. Бондаренко И. Три приговора. Одесса, 2006. Бычков А. 100-летие объединительных съездов. Братский вестник, №6' 1984. Бычков А. 110-летие русско-украинского братства ЕХБ. Братский вестник, №5' 1977.
Бычков А. Мой жизненный путь. М.: Отражение, 2009. Бюллетень Совета родственников узников евангельских христиан-баптистов в СССР № 21. М., 1975. Власов А. От избытка сердца. Идар-Оберш-
тайн: Титул, 2000. Гнида И. Духовно-патриотическое служение.
Братский вестник, №6' 1984. Жидков Я. Преображение Господне. Братский вестник, №5-6' 1962. Житие Аввакума и другие его сочинения.
М.: Советская Россия, 1991. Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-миней св. Димитрия Ростовского. В 12-ти тт. М.: Синодальная типография, 1903-1911. Журавлев В. Велика верность Твоя, Господи: свидетельства из жизни. Штайнха-ген, Германия: Samenkorn, 2006. Т. 1. Журавлев В. Сила в немощи: свидетельства из жизни. Штайнхаген: Samenkorn, 2008. Т. 2.
Заватски В. Евангелическое движение в СССР после второй мировой войны. М., 1995.
Зеньковский С. Русское старообрядчество.
Минск: Белорусский экзархат, 2007. Иванов С. Византийское юродство. М.:
Международные отношения, 1994. Иеромонах Алексий (Кузнецов). Юродство и столпничество. Религиозно-психологическое, моральное и социальное исследование.
быстро укрепилось и начало оказывать давление на единоверцев-«славянофи-лов», что, собственно, мы и наблюдаем по сей день.
М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000.
История иконописи: истоки, традиции, современность. VI-XX века. М.: АРТ-БМБ, 2002.
Карев А. Голгофа. Братский вестник, №3' 1964; №2' 1974.
Карев А., Сомов К. История христианства. М.: ВСЕХБ, 1990.
Ключевский В. Сочинения в 9-ти тт. М.: Мысль, 1989. Т. 7.
Ковальков В., Соколов Е. И.Г. Рябошапка. Братский вестник, №6' 1981.
Колесников Н. В помощь проповеднику. В 2-х тт. М.: Златоуст, 1995-1996.
Крючков Ю. Внутрицерковное движение ЕХБ в бывшем Советском Союзе. Сакраменто (США), 2001.
Куксенко Ю. Наши беседы. Архив Союза ЕХБ Казахстана, 2002.
Лихачев Д., Панченко А., Понырко Н. Смех в Древней Руси. Л.: Наука, 1984.
Лопухин А. Жизнь и труды святого Иоанна Златоуста. - Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. В 12-ти тт. М.: Православная книга, 1991. Т.1. Кн. 1.
Лосский В. По образу и подобию. - Лосский В. Боговидение, М.: Издательство АСТ, 2003.
Монахиня Таисия. Русское православное женское монашество. Минск: Изд-во Белорусского экзархата, 2006.
Монашеская жизнь (выпуск 1). Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994.
Небесные покровители Санкт-Петербурга. Сост. О. Надпорожская. СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003.
Панченко А. Русская история и культура. СПб.: Юна, 1999.
Песнь возрождения. Издание Совета Церквей ЕХБ, 1978.
Подберезский И. Протестанты и другие. СПб.: Мирт, 2000.
Подвиг веры: уникальные свидетельства о жизни христиан в СССР. Сост. К. Прохоров. Pacific Coast Slavic Baptist Association, 2009.
Подражайте вере их (40 лет пробужденному братству). М.: Издание Совета Церквей ЕХБ, 2001.
Попов В. Исихазм как чаяние духовности: опыт исторического анализа. Альманах «Богомыслие», №2' 1991.
Поспеловский Д. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Республика, 1995.
Православная энциклопедия. Сост. О. Мар-кичева. М.: АСТ, 2007.
Протоиерей Валентин (Свенцицкий). Диалоги. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999.
Протоиерей Валентин (Свенцицкий). Монастырь в миру. М.: Лествица, 1999.
Раймер И. Миссионерская деятельность древнерусского монашества. Изд-во «Логос» (Германия), 1996.
Рак П. Приближения к Афону. СПб.: Сатисъ, 1995.
Рябинин Ю. Русское юродство. М.: РИПОЛ классик, 2007.
Савинский С. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1867-1917). СПб.: Библия для всех, 1999.
Сборник духовных песен евангельских христиан-баптистов. М.: ВСЕХБ, 1968.
Св. Иоанн Лествичник. Лествица. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994.
Святыни древней Москвы. М.: Никос, Контакт, 1993.
Седлецкий К.С. Воспоминания. Личный архив П.К. Седлецкого. Омск, 2007.
Татарченко И. Духовная лестница. Братский вестник, №6' 1969.
Топоров В. Святость и святые в русской духовной культуре. В 2-х тт. М.: Языки русской культуры, 1995-1998.
Трофимов С. Чётки. М.: АСТ, 2001.
Фадюхин С. Бог всемогущий благословил меня. Братский вестник, №5' 1982.
Федотов Г. Святые Древней Руси. М.: Московский рабочий, 1990.
Храпов Н.П. (Сост.). Дом Божий и служение в нём. (СЦ ЕХБ, 1972-1974), <http:// www.blagovestnik.org/books/00280.htm>
Христианство. Энциклопедический словарь. Ред. С. Аверинцев. В 3-х тт. М.: Большая Российская энциклопедия, 1995.
Чернопятов М., Васильев А. Православная церковь. Братский вестник, №3' 1988.
Шкаровский М. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1999.
Эриксон М. Христианское богословие, СПб.: Библия для всех, 1999.
Юрков С. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре (XI - начало XX вв.). СПб.: Летний сад, 2003.
Bockmuehl, K., Sanctification, in: New
Dictionary of Theology, ed. by S. Ferguson (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1988).
Russell, N., The Doctrine of Deification in the Greek Patristic Tradition (N.Y.: Oxford University Press, 2004).
Struve, N., Christians in Contemporary Russia (New York: Charles Scribner's Sons, 1967).
Интервью автора:
Абанкин П.М., г. Сакраменто, Калифорния, США, 2006.
Бгатов В.Я., г. Сан-Диего, Калифорния, США, 2006.
Бондаренко В.Д., г. Лос-Анджелес, Калифорния, США, 2006.
Васильев М.А. и Авдеева О.Е., г. Эверетт, Вашингтон, США, 2006.
Здоровец Б.М., г. Спокан, Вашингтон, США, 2006.
Капленков И.М. и Капленков А.М., г. Петропавловск, Казахстан, 1997.
Коваленко Л.Е., г. Сакраменто, Калифорния, США, 2006.
Кунда П.Ф., г. Сакраменто, Калифорния, США, 2006.
Литовченко В.П., г. Лос-Анджелес, Калифорния, США, 2006.
Мажная Н.Ф., г. Фресно, Калифорния, США, 2006.
Мелешкевич Я.А., г. Бишкуль, Казахстан, 2003.
Одарюк С.Г. и Одарюк Н.М., г. Эверетт, Вашингтон, США, 2006.
Хотько В.Н., г. Петропавловск, Казахстан, 2000.