ПУТИ БОГОСЛОВИЯ В СЛАВЯНСКОМ КОНТЕКСТЕ
Этот раздел, который, собственно, отражает главное направление нашего журнала, представляет собой площадку для дискуссионного обсуждения проблем, волнующих богословски мыслящее сообщество Евразии. В нем предполагается публиковать статьи, описывающие различные аспекты евангельских истин, которые требуют доработки в их описании и изложении. Учитывая исторически небольшой опыт богословского осмысления многих библейских истин в славянском контексте, нет ничего удивительного в том, что основанная в основном на буквальном понимании библейских текстов восточная традиция, в соприкосновении с богатым историческим опытом анализа этих же текстов в западной традиции, инициирует различные подходы.
В этом номере журнала публикуются две статьи, которые с разных перспектив освещают богословие водного крещения. Рассуждения, представленные в статьях К.Прохорова и М.Соуси, показывают с одной стороны неразработанность в осмыслении значения водного крещения в славянском евангельском сообществе, а с другой стороны - дают материал для дальнейшего обсуждения и говорят о богатстве и глубине евангельских истин. И хотя каждый из авторов показывает разные и несхожие друг с другом грани одной Истины и не всегда понимает аргументацию другого, все же важность и актуальность поставленных вопросов требует их широкого обсуждения.
Константин ПРОХОРОВ, Омск, Россия
© К. Прохоров, 2007
О некоторых особенностях понимания крещения в русском баптизме
Так случилось, что в последние два десятилетия, получив благоприятную возможность свободно обмениваться информацией, изучать богословие, ездить за границу, сравнивать свою духовную жизнь с жизнью остального мира, мы постепенно стали всё более и более осознавать своеобразие, если не сказать - уникальность, отечественного баптизма. Из всего комплекса связанных с данной темой вопросов, мне хотелось бы сегодня выделить лишь один: как понимается водное крещение в русско-украинском евангельско-баптистском братстве.
Надо признать, что здесь существует определённая проблема: с одной стороны, баптисты всегда много и красноречиво говорят о важности и необходимости крещения1, к чему их в известной степени обязывает даже и название собственной деноминации (происходящее, как известно, от греческого корня (Зарты, (Зарть£ы - «погружать», «крестить»), с другой стороны, русские
1 См., например: Основные принципы веры евангельских христиан-баптистов. Сборник публикаций. - Одесса, 1992. - С.112-116.
Константин Прохоров
родился в 1966 г. Окончил исторический факультет СевероКазахстанского университета и Одесскую Богословскую семинарию ЕХБ. Преподаёт историю Церкви и систематическое богословие. Имеет степень магистра богословия с отличием по истории баптизма и анабаптизма (Международная баптистская теологическая семинария, Прага, Чехия - университет Уэльса, Великобритания). В настоящее время работает над докторской диссертацией. Автор трёх книг по истории и теологии. Женат, трое детей.
баптисты, некритично следуя известным схемам западного систематического богословия, непременно подчёркивают, что крещение никого не спасает (а спасает вера в Триединого Бога, искреннее покаяние и обращение)2. Окончательно запутывают ситуацию традиционные для евангельских общин неприятие и осуждение любого рода религиозной обрядности, ритуалов, которые представляются нам, как правило, имеющими место лишь в исторических (Римско-католической, Православной) церквах, но никак не в протестантских3. Однако из вышесказанного, по неумолимым законам логики, всё же следует весьма трудная для баптистского богословия дилемма: либо следует согласиться со спасительностью водной купели (и тогда весь наш пафос в пользу крещения будет хорошо обоснован), либо нужно признать совершаемое в общинах ЕХБ крещение по вере лишь благочестивым ритуалом, более или менее значимым обрядом, который, впрочем, едва ли чем отличается от многочисленных символических богослужебных обрядовых действий в исторических церквах.
Столь трудный выбор встал перед нашим братством не вдруг. Уже до-
статочно давно традиционная опора на неубедительно переведённый в Синодальной Библии текст из 1 Пет. 3.21, о том, что «крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести»4 ставит любого новообращённого в баптистской общине в богословском смысле в сомнительное положение самоуверенного человека, с легкостью обещающего Богу нечто очень важное, но едва ли находящееся в его, человека, власти. Куда надёжнее смиренно молить Господа, ясно осознавая, что все духовные блага мы получаем лишь от Него5.
При всём этом, баптистами ещё и почему-то напрочь игнорируется окончание стиха 1 Пет. 3.21 (в данном случае переведённого, кстати, абсолютно верно): «(крещение) ...спасает (сты£ы) воскресением Иисуса Христа». Итак, смысл библейского текста в оригинале - скорее, в ис-прашивании у Бога доброй совести в момент крещения и в обретаемом при этом благодатным образом спасении в нашем воскресшем Господе Иисусе Христе. В баптистских церквах же, в силу установившейся традиции, данный стих толкуется как своего рода «торжественное обещание» (если не сказать «клятва»6 ), что, по сути, и есть обрядовое действие, а
2 См. обзор темы, например: Эриксон М. Христианское богословие. - СПб., 1999. - С.920-933.
3 Вот достаточно типичное заявление по этому
поводу: «Невозможно, чтобы Он [Христос] сделал спасение зависящим от обряда! .Иисус Христос говорит о Своей вере, что она чисто духовная.
Каким же образом Он мог связать возрождение с особым употреблением воды? Я не смог бы объяснить, как оно происходит механически. что простое окропление несколькими каплями воды или даже погружение в воду человека может спасти душу». (Сперджен Ч. Возрождение через крещение? - Одесса: Христианское просвещение, 1993. - С.9-10).
4 Греческое слово фегЛИта в 1 Пет. 3.21 в современных изданиях Нового Завета на всех основных языках мира обычно переводится как «просьба», «взывание» к Богу о доброй совести.
5 В этой связи, мне вспоминается ещё и такая некрасивая картина: к одному служителю церкви на крещении, бывает, выстраивается очередь, а к другому нет никого. Дабы не поддаться дона-тистскому обольщению, будто действенность таинства зависит от личной святости человека (в данном случае, служителя), подобную практику следует всячески искоренять, опять же напоминая в общинах о том, что все духовные дары и благословения мы получаем исключительно от Бога.
г
на слово «спасает» мы, увы, и вовсе часто закрываем глаза. Дескать, всем известно, что «крещение не спасает», спасают - вера и покаяние...7
Где же выход из этого затруднения? Неужели действительно крещение у баптистов «безблагодатно»8, и нам остаётся лишь формальный ритуал, в котором мы утешаемся тем, что «уже спасены» при покаянии (несколько месяцев, а иногда и лет, назад)? Разумеется, здесь мы можем вспомнить о том, что крещение «символизирует духовное очище-ние»9, «символизирует покаяние и прощение грехов»10, что это «знак», «печать» Божьей благодати, или даже «символ спасения»11, как утверждают известные протестантские авторы-систематики, однако проблема при этом отнюдь не снимается, поскольку всё это - лишь внешняя сторона дела.
Что же происходит в момент крещения в духовном мире? В чём его онтологический смысл? Писание говорит, что крещение таинственным образом соединяет уверовавшего человека с Господом Иисусом Христом в Его смерти и воскресении (Рим.
6 Не раз доводилось слышать на традиционных собраниях-«испытаниях», а также непосредственно перед самим крещением в церквах нашего братства следующий характерный вопрос служителя: «Обещаешь, брат (сестра), служить Богу в доброй совести?» - «Обещаю!» - торжественно заявляют наученные подобным образом новообращённые. Правда, к чести наших общин тут же следует заметить, что, интуитивно чувствуя какую-то похвальбу в подобных заявлениях, у нас также принято обычно добавлять к сказанному смиренные и добрые христианские слова: «с Божьей помощью», «если позволит Господь»...
7 Мы знаем, что и Сам Христос крестился в
Иордане, и апостолам было велено крестить, мы
научены и руки молитвенно складывать перед
погружением в воду, и положение тела принять
подобающее, и слова достойные произнести, и
6.3-11), вводит его в Тело Христа
- Церковь (1 Кор. 12.13), облекает во Христа (Гал. 3.27), обновляет Святым Духом (Тит. 3.5), омывает грехи (Деян. 22.16)... Любопытно отметить, что лучшие отечественные баптистские авторы всё-таки склонны толковать эти известные библейские тексты отнюдь не в западном рационалистическом (или символическом) духе, а в русле восточной традиции
- богословия таинства12.
Хотя средством к спасению грешников является только кровь Христа, очищающая нас от греха, тем не менее, спасение наше утверждается и осуществляется крещением в смерть Господню. Воскресшая жизнь Иисуса осуществляется в нас, только через крещение в смерть Его (1 Пет. 3.21; Рим. 6.3-4)...Же-них и невеста.в брачную жизнь вступают только после бракосочетания. Крещение - это своего рода сочетание христианина с Телом Христа - Церковью13.
Мы сознаем, что за видимой формой совершаемого служения сокрыто незримое духовное значение, в котором Сам Бог дает благодать Своего благословения... Крещение,
одежды белоснежные надеть, вот только для чего всё это торжество, у нас нет внятного богословского объяснения.
8 См. свящ. В. Рубский. Православие - протестантизм: Штрихи полемики. Глава 6. Крещение. http://pravbeseda.ru/library/index. php?page=book&id=654
9 Berkhof L., Systematic Theology (Grand Rapids: Eerdmans Publishing Co., 1981), pp. 628-9.
10 См. Райри Ч. Основы богословия. - СПб.: Библейский педагогический институт, 2000.
- С. 501.
11 См. Эриксон М. Указ. Соч. - С.923, 925.
12 Всюду ниже - курсив мой. - К.П.
13 Дом Божий и служение в нем (Союз Церквей евангельских христиан-баптистов), Сост. Н.П. Храпов, 1972-1974 гг. http://www. blagovestnik. org/books/00280.htm#5
как внешнее, т.е. обрядовое, не спасает, но для переживших возрождение оно обязательно, так как действительно является элементом спасения: «так и нас ныне подобное сему образу крещение... спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Пет. 3.21). Так что крещение - не просто обряд, дающий право на участие в Вечере Господней, но необходимое условие приобщения к Телу Иисуса Христа - Церкви (1 Кор. 12.13)...14
Исследуя Писание, мы видим, особенно в Книге Деяний Апостолов, что крещение тесно связано с получением Духа Святого. С другой стороны, мы не можем ограничивать Бога в Его свободе излияния Духа Святого. Рассматривая различные условия, при которых изливался Дух Святой, мы ясно видим, что хотя учение и возможно сформулировать, но жизнь более сложна, чем любая формула.15
Принятие Святого Духа и крещение тесно связаны между собой, хотя единый порядок установить нельзя. Важно то, что посредством крещения человек становится членом поместной церкви Христовой.16
Погружение Христа в воды крещения предвосхищало Его погружение в воды смерти. Он добровольно принял на Себя возмездие за грехи всех людей. Необходимо сказать, что в крещении мы получаем особые благословения. Господь дарует нам благодать Духа Святого и принимает нас в Церковь как Своих детей17.
Водное крещение. имеет глубокий и не до конца объяснимый смысл. Крещение является как бы финальной точкой в процессе обращения грешника и соединения его со Христом, поэтому оно представляет собой обязательный элемент спасения. Спасение зависит не от покаяния самого по себе, а исключительно от единства духовного и материального: веры от всего сердца, выраженной в покаянии и водном крещении18.
Если обратиться к традиционным песнопениям нашего братства, вошедшим в богослужебную практику задолго до перестройки и, следовательно, до начала активного западного влияния на отечественное евангельское богословие, то здесь мы увидим отнюдь не поверхностный (символический) подход к крещению, а благоговейное отношение к нему как к невыразимому таинству.
Не расскажет ручей говорливый Никому моей тайны святой. Не расскажет, что волны слыхали, Мою тайну смиренной души. Принимал я святое крещенье, Заключил завет с Богом святой. Миром душу мою оживляя, Благодать Бог мне в сердце послал. Тот поток был свидетель безмолвный Моей тайны великой, святой. («Песнь возрождения», № 408).
Я у брега погребенья, У могилы водяной; В жертву Богу без сомненья
14 Колесников Н.А. Христианин, знаешь ли ты, как должно поступать в доме Божьем? В 3-х тт. - М.: Дружба и Благая Весть, 1998, Т. 1. - С.44,49.
15 Жидков М., Водное крещение и вечеря Гос-
подня. \\ Братский вестник 1975, №2. - С.57.
Получение Духа Святого, по сути, есть главное
отличие между погружением людей в воды Иордана Иоанном Крестителем (что было лишь зна-
ком будущего таинства: «Я крещу вас в воде.») и настоящим христианским крещением («Он будет крестить вас Духом Святым...»).
16 Вызу Р. Вы - храм Божий, и Дух Божий живет в вас. \\ Братский вестник. - 1985, №2. - С.21.
17 Куликов В. Надлежит нам исполнить всякую правду \\ Братский вестник. - 1987, №6. - С.11.
18 Подготовка к крещению. [Сост. и ред. С.В. Санников]. - Одесса: ОБС, 2005. - С.164-165.
г
и
Отдаюсь я всей душой. О, прими меня, Спаситель, В Церковь верную Свою. («Песнь возрождения», № 414).
Вряд ли кто станет оспаривать тот факт, что богослужебные песнопения неизбежно, прямо или косвенно, отражают богословие своего времени. В процитированных (и в некоторых других) гимнах евангельско-баптистского братства вполне определённо выражается отнюдь не рационалистическое, а, скорее, апофатическое, непостижимо-т аинственное, отношение к святому водному крещению (как оно до сих пор, и отнюдь не случайно, именуется в наших церквах), что, конечно же, никак не может быть формальным обрядом и ритуалом. Вот несколько характерных цитат из старых номеров «Братского вестника»:
Из жизни поместных церквей, Одесская область, г. Рени: «в церкви было совершено водное крещение. Несколько душ, искупленных Кровью Христа, присоединилось к церкви. Дети Божии искренно благодарили Господа за Его спасительную благодать»19.
Из жизни поместных церквей, Сумская область, г. Ромны: «Души, омытые кровью Христа, присоединились к церкви через святое водное крещение»20.
Из жизни поместных церквей: «В июле текущего года через святое водное крещение к церкви города Ярославля присоединились новые души. После крещения было совершено хлебопреломление. С радос-
19 Братский вестник. - 1975, №5. - С.77.
20 Братский вестник. - 1979, №6. - С.67.
21 Братский вестник. - 1986, №5. - С.74.
22 Братский вестник. - 1987, №5. - С.68.
23 Братский вестник. - 1992, №2. - С.92.
тью и благоговением новые члены церкви приобщились к телу и крови Христовой. Братья и сестры по вере сердечно поздравили принявших крещение и пожелали им возрастать в благодати Божией»21.
Из жизни поместных церквей: «Дети Божии Житомирской церкви совершили крещение новых членов. Вступившие в завет с Господом искренне благодарили Его за спасение и дар вечной жизни»22.
Из жизни поместных церквей, Казахстан, с. Усть-Калманка: «В воскресенье, на реке Калманке... было совершено святое водное крещение... Поочередно верующие входили в воды реки с тем, чтобы пред лицом Господа и церкви похоронить в водах ветхого человека и восстать для новой жизни»23.
Мы видим здесь не столько внешнюю богослужебную форму, сколько священнодействие, несомненно, имеющее отношение к «спасению и дару вечной жизни». Иррациональная идея погребения и воскресения в таинственных крещальных водах вместе с Самим Христом обретает у русских баптистов самые неожиданные приложения. Автору думается, что православные люди непременно испытывали бы нечто подобное, если бы не были крещены, в большинстве своём, в младенчестве (когда едва ли возможно иметь не только личную веру, но и какое-либо мистическое чувство). Таким образом, русские баптисты, крестящиеся взрослыми и одновременно сохраняющие во многих чертах восточно-христианское мышление, по всей видимости, имеют определённое «мистическое» преимущество в непосредственном восприятии таинства крещения.
Отсюда и множество рассказов, бытующих в русской баптистской среде, о бесчисленных чудесах под действием благодати Божьей в момент крещения24, ревностное жела-ние25 части новообращённых креститься в холодной и даже ледяной воде (иногда зимой в проруби26 ). К сказанному следует добавить и непременный пост для крестящихся27, их особое возвышенно-молитвенное состояние. И служители церкви тоже нередко свидетельствуют об избавлении от собственных тяжких недугов, когда они с верою совершают крещение28. А прежде начала священнодействия пресвитеры обычно совершают специальную молитву с простиранием рук над водой29.
В баптистских общинах, как правило, создаются группы по подготовке к крещению, где изучаются осно-
24 Например, исцеления от неизлечимых болезней (свидетельства: пресвитера Я.А. Мелешке-вича, г. Бишкуль, Казахстан, 2003, членов церкви Л.В. Савинской, г. Солт-Лейк-Сити, США, 2006, Т. Сысоевой, г. Сиракьюс, Нью-Йорк, США, 2007, и др.); знамения и видения над крещальной водой (свидетельство киевского пресвитера П.Ф. Кунды, г. Сакраменто, США, 2006), и т.д. Здесь следует заметить, что русские баптисты (в отличие, скажем, от харизматов) не учат исцелениям и даже их несколько опасаются. И всё равно освобождение от тяжёлых болезней, вследствие сакраментального отношения к крещению многих членов церкви, нередко происходит.
25 Например: великое желание креститься, вопреки запретам в бывшем СССР и даже вопреки боящемуся властей собственному пресвитеру церкви (свидетельство супругов Васильевых, г. Сакраменто, США, 2006); неудержимое стремление вернуться на место крещения, за город, на следующий день для молитвы, хотя идти туда пешком было очень далеко (свидетельство члена церкви из Казахстана Н.Д. Чумакиной, г. Сиэтл, США, 2006).
26 См., например, интервью с А. Галкиным в «Христианском Слове» - 2005, №3. - С.12-13. О подобной практике до перестройки рассказывает также пресвитер из Татарстана Н.В. Сабурский (г. Миннеаполис, США, 2006). Один из руководителей Совета Церквей, М.И. Хорев свиде-
вы христианского вероучения, однако чрезмерной опоры на знания у нас никогда не было. У новообращённых скорее приветствуется их вера, чем разумение, а само крещение нередко воспринимается как важнейшая часть невидимой брани против «духов злобы поднебесных» (Еф. 6.12)30. Едва ли всё это можно как-то связать с западно-протестантским, символическим пониманием крещения31.
Об особой важности таинства в отечественной евангельской традиции свидетельствует и необыкновенно строгое испытание перед крещением в баптистских общинах, которое я бы сравнил разве что с православным чином пострижения. Ниже приведены ключевые моменты православно-монастырской32 и традиционно-баптистской33 схем принятия в «братию»:
тельствует, что он дважды совершал крещение зимой в ледяной воде (Вестник Истины. -1984, №1. - С. 44).
27 См.: Храпов Н.П., Указ. соч., http://www. blagovestnik.Org/books/00280.htm#6
28 См., например, воспоминания Я. Левена «Крещение - исцеление» в «Международной христианской газете». - 2005, №8.
29 При этом, по сути, происходит, подобное православному, освящение воды. Что становится особенно очевидным из сравнения с молитвой освящения елея (оливкового масла), которая практикуется пресвитерами ЕХБ прежде помазания больных. См., например: Гнида И. Церковные установления \\ Братский вестник. - 1988, №4, - с.75,78.
30 Не случайно, при погружении в воду у отечественных баптистов считается необходимым, чтобы никакая, даже самая малая часть тела не осталась на поверхности. Это непосредственно связано с духовным миром, поскольку погружение расценивается как полная смерть для греха, чтобы враг душ человеческих уже не имел никакой возможности («плацдарма» в виде «некрещеной» части тела) как-либо влиять на христианина. Если крещение всё же произошло не полностью, то повторно в воду обычно не погружают, а пресвитер набирает пригоршню воды и «омывает» оставшуюся сухой часть тела. См. также: Вестник Истины. - 1977, №1. - С.8-10.
г
ПРАВОСЛАВНЫЙ МОНАСТЫРЬ
1. Трёхлетний искус, или испытание, «послушание» перед постригом.
2. Послушание обычно проходит под руководством старца.
3. Послушники, как правило, выполняют в монастыре самую «чёрную» работу.
4. Непосредственно перед пострижением происходит долгая и подробно расписанная процедура «испытания» послушника.
5. В начале обряда послушник стоит на паперти, в преддверии, ожидая разрешения войти.
6. В монастырской церкви братия встречает послушника пением, уподобляя это событие встрече отца с блудным сыном из евангельской притчи.
7. Игумен даёт краткое наставление послушнику, напоминая ему важность монашеских обетов.
8. Первый из трёх «невозвратных» обетов, требуемых при пострижении, - это «девство», или безбрачие, то есть добровольный отказ начинающего монашескую жизнь от намерений когда-либо связать себя узами брака.
9. Второй необходимый пожизненный обет - это нестяжание, или «добровольная нищета», сознательный отказ от владения какой бы то ни было собственностью в пользу всей братии.
БАПТИСТСКАЯ ОБЩИНА
1. В советские времена - двух-трёхлет-ний испытательный срок (сегодня, как правило, год) перед крещением.
2. Новообращённый обычно духовно опекается опытным членом общины.
3. Новообращённые часто ревностно трудятся физически (на строительстве и благоустройстве молитвенных домов).
4. Непосредственно перед крещением (принятием в члены общины) новообращённый проходит через серьёзное «испытание».
5. Перед испытанием новообращённые ожидают вне богослужебного зала своей очереди, чтобы войти по приглашению.
6. Членское собрание общины поёт гимны, обычно о Церкви, вхождение в которую традиционно сравнивается с присоединением к дружной семье.
7. Пресвитер обращает внимание новообращённого на важность членства в церкви и ответственность перед Богом.
8. Хотя официального отказа от семейной жизни среди баптистов нет, на практике, особенно среди сестёр, очень велик процент безбрачных, которые, по сути, становятся монахинями, полностью посвящая себя служению Богу.
9. Большинство русских баптистов весьма бедны, что тесно связано с их неодобрительным («монашеским») отношением к деловой инициативе; с другой стороны, регулярные сборы пожертвований создают ощутимую общинную собственность.
10. Третий и последний пожизненный монашеский обет - послушание, которое заключается в полной покорности настоятелям и старцам духовным.
11. Игумен традиционно спрашивает перед началом пострижения: «что пришел еси брате, припадая св. жертвеннику и св. дружине сей?» (как будто не зная причины); ожидаемым ответом является: «желаю жития постнического, честный Отче!»
12. Затем игумен задаёт множество дополнительных вопросов: по доброй ли воле готовится пострижение? сделан ли выбор на всю жизнь? сохранит ли себя новый инок в целомудрии, благоговении и послушании? потерпит ли страдание ради Господа? Ожидаемый ответ на все эти вопросы: «Ей, Богу со-действующу».
13. Игумен поясняет, в чём состоит житие монашеское; напоминает об искушениях, которым подвергает сатана иноков; ставит в пример Христа и святых мужей, победивших лукавого. Затем вновь звучит вопрос к желающему пострижения: «пребудет ли он в сих обетах до конца жизни?» - «Ей, Богу содействующую
14. Затем игумен, ещё раз своеобразно испытывая, велит послушнику собственноручно подать ножницы, которые даже и принимает не сразу (ножницы подаются трижды), тем самым подчёркивая добровольность и инициативу постригаемого.
15. Пострижение совершается во имя Святой Троицы, после чего послушник становится монахом.
10. От испытуемого требуется согласие с принятыми правилами и дисциплиной, основой которых является послушание служителям церкви и решениям общины.
11. Пресвитер традиционно спрашивает в начале испытания: «что привело вас сюда? что желаете получить от церкви?» (как будто не зная причины); ожидаемым ответом является: «хочу принять крещение и стать членом церкви!»
12. Пресвитер и члены общины задают многие вопросы с целью убедиться в искренности веры новообращённого и твёрдости его желания стать членом церкви. При этом на все подобные вопросы: «сможет ли новообращённый отныне жить по заповедям Христа» и т.п., ожидается ответ: «Да, с Божьей помощью».
13. Пресвитер напоминает, в чём смысл крещения, говорит, что после него молодой христианин подвергается особенно сильным искушениям; ибо так было и с Самим Христом: после крещения Его искушал сатана в пустыне. Затем часто звучит вопрос: «Обещаешь служить Богу в доброй совести?» - «Обещаю!» (с Божьей помощью).
14. Пресвитер, заканчивая испытание, традиционно спрашивает, как бы отговаривая новообращённого от поспешного решения: «А что, если церковь откажет тебе сегодня в крещении?.. Что, если крещение тебе принять в следующем году?»
15. Крещение совершается во имя Святой Троицы, после чего новообращённый становится членом церкви.
г
Хотя у отечественного баптистского «испытания» перед крещением есть несомненная связь с аналогичной меннонитской традицией34, всё же, на наш взгляд, здесь невозможно отрицать и православно-монашеского влияния. Живя в одной стране, православные и баптисты неизбежно соприкасаются друг с другом, да и немалое число баптистов какую-то часть своей жизни провели в лоне православной Церкви, что, конечно же, не могло для них пройти бесследно. Во всяком случае, многие монашеские традиции имеют удивительные параллели в русской баптистской жизни. Это, прежде всего, посвящение себя Богу, вхождение в Церковь\братство путём сознательного выбора взрослых людей (как баптистов, так и православных монахов), а не через крещение в младенчестве, это и достаточно строгая дисциплина (как у первых, так и у вторых), до некоторой степени замкнутость в своих общинах, и, в то
же время, благовестническая активность, это и известная практичность в земных вопросах: бережливость, хозяйственность и т.д. По всей видимости, отечественный баптизм, если судить сколько-нибудь объективно, являет собой редкий вид монашества, а именно: монашество в миру35. И начинается сей многотрудный духовный путь с момента крещения.
Западное протестантское (и баптистское, в частности) мышление, как правило, индивидуалистично: по сути, важны лишь личные отношения человека с Богом, у каждого есть Библия и возможность молиться, а потому, по большому счёту, пастор и община отдельно взятой личности - не указ36. Американской писательнице и философу Айн Рэнд принадлежит известная идея о том, что цивилизованность, выраженная в индивидуализме, противостоит варварству, явленному в общинной жизни37. Мысль, безусловно, остроумная, многим нашим современни-
31 Даже негативная («донатистская») тенденция в отечественном баптизме перекрещивать перешедших из других деноминаций христиан так же демонстрирует тайную расположенность к сакраментализму, ибо слышится: «истинное крещение только в нашей церкви!»
32 Согласно источнику: Кудрявцев М. История православного монашества. - М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1999. - С.72-77.
33 Согласно источнику: Колесников Н.А., Указ. соч. - С.45-50; а также из опыта служения автора настоящей статьи.
34 См.: P. M. Friesen. The Mennonite Brotherhood in Russia (1789-1910). (Fresno, CA: General Conference of Mennonite Brethren Churches, 1978), p. 291.
35 О православном монашестве в миру см., например: Архиепископ Иоанн (Шаховской), Белое иночество, в кн.: Архиепископ Иоанн (Шаховской). Избранное. - Петрозаводск: Святой остров, 1992. - С.118-128; Протоиерей Валентин (Свенцицкий). Монастырь в миру. - М.: Лествица, 1999; Житие преподобного Сергия
Радонежского. Автор-сост. М.А. Письменный. - М.: Рипол Классик, 2003. - С.27. Основная идея этих источников заключается в том, что добрые христиане способны и в миру вести образ жизни, очень близкий к монашескому, вне зависимости от того, обременены они семьёй или нет («белое иночество»).
36 См., например, как этот вопрос заостряется И. Ван Нессом в его известной книге с характерным названием «Баптистский дух» (I.J. Van Ness, The Baptist Spirit (Nashville: Sunday School Board of the Southern Baptist Convention, 1926), pp. 33-35). См. также: J.T. Odle (ed.), Why I am a Baptist (Nashville: Broadman Press, 1972); W.P. Tuck, Our Baptist Tradition (Macon, Georgia: Smyth & Helwys Publishing, Inc., 1993); C.P. Staton Jr. (ed.), Why I am a Baptist: Reflections on Being Baptist in the 21" Century (Macon, Georgia: Smyth & Helwys Publishing, Inc., 1999); и т.д.
37 См.: Ayn Rand, The Fountainhead (1943), http://www.brainyquote.com/quotes/quotes/aZ aynrand147957.html
кам это действительно видится подобным образом, однако вопрос сей с христианской точки зрения - весьма спорный, ибо упомянутое выше общинное «варварство» определённо показано в Евангелие и заповедано Христом. И отсюда проистекает особенная важность русского баптистского крещения как вхождения в соборность38, в церковную общину, которая есть Тело Христово. «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело...» (1 Кор. 12.13), и это Тело - Церковь Господа нашего Иисуса Христа (Еф. 1.22-23; Кол. 1.18).
Крещение как соединение с Церковью, святым собором, подтверждается в отечественной баптистской практике тем, что только после этого священнодействия, и не на мгновенье раньше: новообращённый становится полноправным членом церкви, его имя записывается в церковную книгу39, он участвует в Вечери Господней, допускается на членское собрание, настоятельно приглашается к духовному служению (проповедь, пение в хоре и т.д.), для него становится возможен христианский брак. Формальный ритуал, опять же, никак не может иметь столь принципиального значения.
Спасительно ли крещение или в нём заключены только образы и сим-
38 Русский православный богослов А.С. Хомяков определял соборность как единство в многообразии, «единство Божьей благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати» (А.С. Хомяков, Церковь одна, http://pravbeseda.ru/library/index. php?page=book&id=238#1.) В традиционном отечественном баптистском учении мы находим те же мотивы: «Многие задачи Царствия Божия мы не можем осуществлять в одиночку, а лишь коллективно - всей церковью. Поэтому, молитву. мы произносим также вместе с церковью. И
волы? В отличие от основной линии истолкования данной темы западным баптизмом, крещение в русском братстве ЕХБ, как отмечалось выше, имеет основание рассматриваться в качестве «обязательного элемента спасения», то есть спасение - не в одном покаянии, а в «вере, выраженной в покаянии и крещении». Принципиально соглашаясь с такой взвешенной формулой, хотелось бы только несколько её уточнить и детализировать. Что в богословском смысле означает: спасение - и в покаянии (вере), и в крещении? Спасён ли раскаявшийся грешник только «наполовину»? Обретает ли он оставшиеся 50% спасительной благодати в крещении? Размышляя подобным, поверхностным образом мы никогда не придём ни к чему доброму, а будем лишь порождать надуманные образы неких «кентавров», полулюдей-полуконей. Как же быть?
Памятуя о том, что все основные христианские догматы веры таинственным образом построены на антиномиях40, осмелимся предположить жизнеспособность и следующего парадоксального утверждения: поскольку Библия вполне ясно сообщает о спасительности как покаяния, так и крещения, нам надлежит принять
наша активная деятельность в церкви помогает исполнению этой молитвы» (Р.П. Вызу. Нагорная проповедь // Братский вестник. - 1982, №2. - С.13.
39 Эта книга - список членов церкви, иногда не очень скромно сравниваемый с «книгой жизни» из Фил. 4.3 и Евр. 12.23.
40 Бог - один, но Триединый; Иисус Христос -истинный Бог и истинный Человек одновременно; все события в мире предопределены, но человек обладает свободой, и т.д.
г
оба этих положения одновременно, без ущемления любой из сторон, причём: сто процентов спасения обретается в покаянии (с верою), и сто процентов спасения обретается в крещении (по вере). Как написано:
«Кто будет веровать и креститься, спасён будет» (Мк. 16.16).
«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, - и получите дар Святого Духа» (Деян. 2.38).
«Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3.5).
Как две природы Иисуса Христа нельзя между собой ни слить, ни разделить без ущерба для истины, так и спасение - неслитно, и нераздельно, и в полном объёме - происходит от покаяния и крещения. Подобно тому, как хотя и выглядит внешне благочестивым подчёркивать божественность Иисуса Христа, если только это подчёркивание происходит в ущерб человеческой природе Спасителя, тотчас получаем уже не благочестие, а слепое на один глаз монофизитство. Подобным образом, и полнота спасения - в покаянии и крещении, а не только в покаянии (и не в крещении только).
Итак: «кто будет веровать и креститься, спасён будет» (Мк. 16.16а). Если же у человека, уверовавшего во Христа Спасителя, не оказалось
41 Подобных людей, кстати, в церквах ЕХБ становится всё больше. Они посещают наши собрания, но не желают подчиняться церковной дисциплине. И заявляют при этом, что, дескать, «спасает живая вера», а не «формальное членство в церкви». Догматическую лазейку для подобных взглядов и предоставляет учение о спасении исключительно через раскаяние грехов.
затем благоприятной возможности креститься (разбойник на кресте рядом с Иисусом, мученичество новообращённых, тяжёлая болезнь и нерадивые священники, и проч.), то таковой спасается исключительно верою через своё искреннее покаяние перед Господом. «А кто не будет веровать, осуждён будет» (Мк. 16.16Ь) - здесь, как видим, о крещении уже не говорится. Но не потому, думаю, не говорится здесь о крещении, что покаяние его важнее (излюбленное, но поспешное толкование некоторых христиан), а потому что всегда и повсюду были и есть искренне верующие люди, для которых, по независящим от них причинам, благословенный день крещения так и не наступает.
На практике в наших общинах это может выглядеть и следующим образом: человек покаялся, а крещение принимать не желает, всячески уничижает его41, - стало быть, человек этот ещё неспасённый (ибо и веры истинной нет у него, нет и крещения), а вот если человек и покаялся, и всей душою жаждет креститься, это верный признак спасения. Увы, большинство тех, кто кается в церкви, при этом не возрождаются, а уходят в мир и продолжают прежнюю греховную жизнь. Отрицать это бессмысленно. Стало быть, дело тут не просто в покаянии. И не нужно обольщать таковых людей (и им самим обольщаться) по поводу якобы спасительности их покаяния. Поэтому, если человек раскаялся в своих грехах и желает всем сердцем креститься (как это бывает: не даёт покоя служителям!), то здесь уместно вспомнить, что спасение - сто процентов - в покаянии, а крещение - неизбежное
продолжение этого спасительного пути, как у доброго дерева в своё время появляется и добрый плод (Мф. 7.17). Если же человек покаялся в церкви, а крещения принимать не желает, то здесь следует вспомнить, что спасение - сто процентов - в крещении, и не тешить никого ложной надеждой.
Вода сама по себе, разумеется, не может дать человеку спасения. Крещение Духом Святым (возрождение) - вот истинная, глубинная и невидимая для глаз причина вечного спасения, причём: как в момент покаяния, так и в момент водного крещения. «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело... и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12.13). Таким образом, примеры из Священного Писания о возрождении людей до крещения (скажем, сотника Корни-лия и его близких в Деян. 10.44-48, «благоразумного разбойника» на кресте в Лк. 23.40-43) не следует противопоставлять евангельским рассказам о возрождении в момент крещения или сразу после него (Деян. 8.12-17; 19.5-6). Здесь нет какого-то единого «нормативного» текста, под который должны подгоняться другие стихи Писания, стыдливо именуясь почему-то «исключениями из правил». Истинно и первое (возрождение через покаяние, до креще-
42 Примечательно, что схождение Духа Святого в виде голубя на Иисуса Христа тоже происходит во время Его крещения в Иордане (Мф. 3.16; Мк. 1.10; Лк. 3.21-22; Ин. 1.32-33).
43 Если не соглашаться с учением о схождении Святого Духа на крещаемых, то зачем в традиционных церквах ЕХБ, подражая апостольской практике (Деян. 8.16-17; 19.5-6), непременно возлагают на таковых руки на берегу реки (или в любом другом месте, где только что совершилось крещение)? Стало быть, на уровне практики
ния), и второе (возрождение после покаяния, во время или даже после крещения)42. Причём, это не два возрождения одного и того же человека, а свободное действие Духа Святого, не связанного какими бы то ни было человеческими представлениями о Нём («как Ему угодно» - 1 Кор. 12.11), т.е. в одних случаях схождение Духа на человека, несомненно, происходит прежде его водного крещения (Деян. 9.17-18), а в других случаях, и это так же несомненно, - при крещении или даже после него (Деян. 8.16-17, 39)43.
Могут спросить: зачем креститься в случае, если Дух уже сошёл на человека прежде водного крещения? Думаю так: поскольку Дух сходит на человека невидимо, у нас всё же не может быть полной уверенности, что Он действительно сошёл, пока мы не примем крещение. Если Дух Святой действительно сошёл до крещения, то Он, конечно же, не отнимается и в крещении, и в этом смысле таинство всё равно состоится. А уже после искреннего покаяния и крещения по вере Святой Дух непременно пребывает в каждом христианине, вот только в какой момент Он сходит, увы, нам часто остаётся неведомо.
Итак, с одной стороны, дело совсем не в воде, а в том, что происходит в духовном мире. С другой стороны,
этот вопрос служителями церкви понимается правильно: «Из жизни поместных церквей, г. Кировоград. Вновь обращенные души заключили завет с Господом через святое водное крещение. Это священнодействие совершили в баптистерии молитвенного дома. После чтения слов: «Приди, возложи... руку Твою...» (Мф. 9.18) братья совершили над крещаемыми молитву с возложением рук». («Братский вестник». - 1977, №6. - С.71).
г
и вера только, вне связи с материальными объектами, это не совсем то, что угодно Богу. Для христианина бесспорно преимущество духовного мира над материальным, но пока человек живёт на земле, ему необходимо считаться и с физической реальностью. Если дело всё же исключительно в вере, то зачем и погружаться в воду? Можно было бы крещение истолковать аллегорически, как это делали духоборы и молокане44. Но подобно тому, как при хлебопреломлении нам нужны реальные хлеб и чаша с вином, через которые мы верою приобщаемся Тела и Крови Господа Иисуса Христа, так и вода в крещении совершенно необходима.
В подлинном таинстве духовное и материальное начала всегда тесно переплетаются между собой. И как раз при соединении духовного (вера) и материального (вода) миров является Божья благодать, даруется Дух Святой (Деян. 2.38; Ин. 3.5; Тит. 3.5). Поскольку Писание определённо сообщает, что крещение «одно» (Еф. 4.5), это таинство можно определить и следующим образом: единое евангельское крещение имеет два аспекта: водное крещение (в зримом, материальном мире) и крещение
Духом Святым (в мире невидимом, духовном), и эти две составляющие одного священнодействия могут как совпадать по времени, так и иметь некоторый интервал между собой (когда, например, крещение Духом происходит при покаянии человека)45.
Если, как было упомянуто, во время Вечери Господней, соединяя земное и небесное, посредством Хлеба и Чаши, мы приобщаемся Тела и Крови Спасителя46, то чем тогда является собственно крещальная вода, поскольку и она совершенно необходима? Священное Писание не умалчивает об этом (если только мы способны вместить сказанное): «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым... да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистивши сердца от порочной совести, и омывши тело водою чистою...» (Евр. 10.19,22). Так в Новом Завете неоднократно утверждается чудесная тесная связь между омовением человеческих грехов Кровью Спасителя (1 Ин. 1.7; Отк. 1.5) и омовением тех же грехов крещальными водами (Деян. 22.16; Евр. 10 . 22)47. Другими словами,
44 См. Савинский С.Н. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1867-1917). - СПб.: Библия для всех, 1999. - С.45,49.
45 Поэтому, чисто с богословской точки зре-
ния, водное крещение сразу же после покаяния
есть великое благо, которое позволяет свести к минимуму напряжение в вопросе, в какой именно момент происходит возрождение (при покаянии или крещении). С пастырской же точки зрения, разумеется, человека хочется прежде поближе узнать, научить, испытать, а потом уже крестить.
46 Подробнее об этом см.: Прохоров К. Апофа-тизм и катафатизм в протестантизме. \\ Богословские размышления. - 2006, №6. - С.46-57.
47 Ср. с 1 Ин. 5.6: «Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровью (и Духом), не водою только, но водою и кровию; и Дух свидетельствует о Нём, потому что Дух есть истина». Все лучшие толкователи усматривают в этом стихе: воду крещения, кровь Голгофы и благодатное действие Святого Духа. Эта евангельская гармония чувствуется и в некоторых описаниях отечественного баптистского крещения: «Из жизни поместных церквей, г. Кустанай. ...Во время
вода таинственным образом становится местом, где при освящающем действии Святого Духа присутствует Сам Страдалец-Христос. Мы умираем с Ним в водяной гробнице, которая ничем не отличается от Гроба Господнего в Иерусалиме («итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть...», Рим. 6.4), и Его святая Кровь истинно омывает и очищает нас от греха (Деян. 22.16; Отк. 1.5), и, восстав из крещальной купели, мы поистине воскресаем с Ним для новой победной христианской жизни («мы умерли со Христом... и жить будем с Ним», Рим. 6.8).
Характерно, что баптисты при крещении погружаются в воду один раз (а не трижды, как большинство христианского мира48), чем подчёркивается тот факт, что умереть можно лишь однажды49. Это однократное полное погружение совершается во имя Святой Троицы. Как написано: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28.19). В греческом оригинале, так же как и в русском переводе, существительное «имя» (опоца) стоит в единственном, а не во множественном числе. Баптисты, как и многие другие протестантские общины, крестят «во имя» (а не в имена) единой Троицы. Мы обращаем здесь на это внимание не для продолжения бесперспективных споров с историческими церквами, ничуть
не ставя под сомнение их форму крещения, а лишь поясняя, какое имеется основание у баптистов погружаться в воду лишь однажды. К тому же, первые крещения в апостольские времена совершались просто «во имя Иисуса Христа» (Деян. 2.38; 8.37; 10.48). Весьма сомнительно и чтобы Сам Христос погружался в воду при крещении трижды, ведь Иоанн Креститель совершал свой труд задолго до дня Пятидесятницы, а потому тогда было бы и проблематично каким-либо образом мотивировать троекратное погружение.
А что же дети баптистов? Не будучи крещёнными (обычно до совершеннолетия), неужели они находятся в духовном пренебрежении в евангельских общинах?50 Митрополит Макарий выражает православное понимание крещения младенцев следующим образом:
В Ветхом Завете обрезание, через которое израильтяне вступали в завет с Богом, совершаемо было, по повелению Его, и над младенцами (Быт. 17.12). Но обрезание ветхозаветное было прообразом таинства Крещения, через которое мы вступаем в завет с Богом в Новом Завете (Кол. 2.11,12; Гал. 3.26-29). Следовательно, если в Ветхом Завете Сам Бог признавал и младенцев способными ко вступлению в завет с Ним, то почему же лишать их этого блага в Новом Завете?51
совершения крещения хор исполнял духовные гимны. Крещеные души сердечно славили и благодарили Господа за Его любовь к людям и за Кровь, пролитую Им на кресте Голгофы, очищающую нас от всякого греха. Здесь же, на берегу реки, была совершена молитва с возложением рук на крещеных.» (Братский вестник. - 1989, №5. - С.96).
48 См. Brown H.F., Baptism Through the Centuries (Mountain View, CA: Pacific Press Publishing Association, 1965), pp. 18-21.
49 Отсюда и традиционный способ погружения у баптистов - навзничь, как умершие.
50 См. Свящ. В. Рубский, Указ. соч. Глава 7. Крещение детей. http://pravbeseda.ru/library/ index.php?page=book&id=655
г
Ответ на этот важный вопрос также можно найти в Священном Писании: хотя Сам наш Господь и Спаситель Иисус Христос был в младенчестве обрезан, но затем Он всё равно крестился взрослым, что и нам, Его ученикам, повелел делать (Лк. 2.21; Мф. 3.13-15; 28.19-20). Вместо крещения младенцев, у евангельских христиан-баптистов широко практикуется благословение детей. Причём, это служение относится к священнодействиям, т.е. к таинствам52.
Благословение детей практиковалось еще во времена патриархов (Быт. 48.13-16). Обычно при молитве над детьми возлагались руки на голову, но было и так, что брали их на руки (Лук. 2.28). Сам же Христос, благословляя детей, обнял их (Мк. 10.16). Благословение призывается вначале всякого дела. Поэтому и благословение детей следует осуществлять в их младенчестве. Крещение младенцев не соответствует Писанию, однако дети не могут остаться вне духовного приобщения, и таковым у нас. является служение благословения детей. Этому следует учить и наблюдать за соблюдением, чтобы не лишился народ Божий благословения. Сам Христос повелел: «пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф. 19.13-14)53.
Итак, Сам Иисус Христос был обрезан в младенчестве, но затем добровольно крестился. Приводимых к Нему детей Он, несомненно, не крестил (и не велел крестить Своим ученикам), но благословлял их (Мф. 19.13-15; Мк. 10.13-16; Лк. 18.15-17). Следовательно, благословение детей служителем церкви с возложением рук есть священнодействие, установленное Самим нашим Господом Иисусом Христом. Это благодатное духовное семя, полагаемое в души младенцев, которое даёт им возможность возрасти в вере во Христа Спасителя и Святую Троицу. О детях Христос сказал, что им принадлежит Царство Божие (Мф. 19.14; Мк. 10.14). То есть младенцы посредством церковного благословения (по примеру благословляющего детей Спасителя) входят сразу же во Вселенскую Церковь. И в случае ранней смерти они, несомненно, уже спасены. При этом отметим, что дети баптистов отнюдь не становятся членами баптистской церкви. А когда они вырастают, то им однажды необходимо сделать осознанный, взрослый выбор: либо они остаются в Церкви Христовой (в той же Вселенской Церкви, но уже обязательно через крещение и членство в поместной общине), либо они, отвергая членс-
51 Митрополит Макарий. Православно-догматическое богословие, в 2-х тт. - М.: Паломник, 1999 (репр. 1883 г.). Т.2. - С.338.
52 Колесников Н.А. Указ. соч. - С.41-42. И вот
ещё очень типичное для братства ЕХБ свидетельство на данную тему: «Приносят как-то ко мне в церковь на благословение ребёнка. Просят: «Вы уж, пожалуйста, благословите!» А я этим родителям отвечаю: «Кто я, чтобы благословлять? Я могу только пожелать вашему ребёнку счастья и здоровья, дать же ему ничего не могу, благословляет ведь Бог.» И тогда они, вразумлённые,
говорят: «Да-да, пожалуйста, помолитесь, чтобы Бог благословил!» Чем отличается церковная молитва благословения от обычных наших молитв о детях? Вот вам реальный пример: вскоре этот самый ребёнок, которого благословляли, упал дома в открытый погреб с большой высоты - и ни единого ушиба или царапины! Так его Бог сохранил, Его благодать и благословение.» (свидетельство пресвитера из Ростова М.П. Захарова, г. Сакраменто, США, 2006).
53 Колесников Н.А. Указ. соч. - С.55-56.
тво в какой бы то ни было поместной церкви, тем самым отказываются и от Церкви Вселенской, куда прежде вошли через церковное благословение в младенчестве.
Только тогда, когда, по милости Божьей, последует личное осознание грехов, прольются слёзы покаяния с верою, произойдёт чудо духовного рождения и совершится таинство крещения (что, как мы помним, всё неразрывно связано между собой), только тогда наступит новозаветная гармония. А иначе - зачем и проповедь Евангелия звучит на земле? И если наши добросовестные критики посмотрят на то, как благоговейно и торжественно совершается благословение детей, по примеру Самого Господа, в евангельских общинах, и узнают, что это таинство означает, то едва ли станут вновь повторять ошибочное мнение, что баптисты пренебрегают своими малышами. Неужели, полагаясь на плоть, разумно утверждать, что протестантское благословение детей во имя Святой Троицы уступает (по части духовности) православному крещению младенцев во имя Того же Триединого Бога?54 Будем помнить, что «к миру призвал нас Господь» (1 Кор. 7.15).
Дети баптистов обычно крестятся в сознательном возрасте, по собственному желанию и с радостью, потому что евангельские церкви - принципиальные противники какого-либо насилия в вопросах веры. Взрослые несут попечение о любых нуждах
детей, и это делать необходимо, но родители едва ли могут выбрать за ребёнка его будущий жизненный путь. Мы молимся о своих детях и уповаем на милость Божью, однако нам не дано самим ввести их на небо, как бы мы их ни любили. Это вопрос личного покаяния и примирения с Богом каждого человека, даже если он родился в верующей семье. Так уж определил Господь, что греховность человеческая (первородный грех) передаётся детям по наследству, а праведность родителей, увы, не наследуется. Свобода подрастающего поколения неизбежно имеет оборотную сторону (иначе, впрочем, и не была бы свободой): дети баптистов отнюдь не всегда становятся баптистами, то же можно сказать о детях православных и других христиан. Зато и дети, родившиеся в семьях сатанистов, к счастью, не обязаны по необходимости продолжать дело своих отцов. И потому духовная свобода поистине драгоценна.
За простым принципом добровольного членства в Церкви, по сути, стоит разная экклезиология баптизма и православия. Баптисты - категорически против присутствия в общине невозрождённых людей (хотя последние, разумеется, всё равно проникают всюду), а крещение младенцев как раз и открывает широкий доступ в Церковь для таковых. Также баптисты выступают против средневекового «территориального» принципа распространения религии (чья зем-
54 Сила имени Божьего, призываемого при благословении и крещении (тринитарная формула), может быть пояснена сравнением духовного слова с проклятиями. Некто заметил, что мы часто недооцениваем силу благословения, пока
нас кто-нибудь не похулит, призывая на нашу голову все мыслимые и немыслимые беды. И тогда мы в страхе просим у Бога защиты, начиная вдруг ясно осознавать великую силу слова в этом грешном мире.
г
ля, того и вера), или государственной церкви, что, как показывает двухты-сячелетняя история Церкви, всегда приносило христианству куда больше вреда, чем пользы. Ибо, опять же, здесь присутствует немалый элемент страха и принуждения, а стало быть, и не остаётся места для полноценной реализации христианской свободы.
И в заключение ещё одна мысль. Второстепенность крещения -по-своему логична для западных протестантов-кальвинистов55, но со-
вершенно нелогична для армини-ан, каковыми именует себя сегодня большинство русских баптистов56. Таинство крещения - это и повеление Божие (Мф. 28.19), и ответное желание самого человека (Деян. 8.36-38). Воля Божия и воля человеческая добровольно соединяются («...ибо угодно Святому Духу и нам», Деян. 15.28), являя собой совершенную духовную гармонию, которая наполняет крещение подлинно глубоким и вечным смыслом.
Библиография
Архиепископ Иоанн (Шаховской), Избранное. Петрозаводск: Святой остров, 1992.
Братский вестник: №2 (1975); №5 (1975); №6 (1977); №6 (1979); №2 (1982); №2 (1985); №5 (1986); №5 (1987); №6 (1987); №4 (1988); №5 (1989); №2 (1992).
Вестник Истины: №1 (1977); №1 (1984). Дом Божий и служение в нём (Союз Церквей евангельских христиан-баптистов), Сост. Н.П. Храпов, 1972-1974 гг.
blagovestnik.org/books/00280.htm Житие преподобного Сергия Радонежского. Автор-сост. М.А. Письменный. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. Колесников Н.А. Христианин, знаешь ли ты, как должно поступать в доме Божьем? В 3-х тт. - М.: Дружба и Благая Весть, 1998.
Кудрявцев М. История православного монашества. - М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1999. Международная христианская газета.
- 2005, № 8.
Митр. Макарий. Православно-догматическое богословие, в 2-х тт. - М.: Паломник, 1999 (репринт 1883 г.). Основные принципы веры евангельских христиан-баптистов. Сб. публикаций.
- Одесса, 1992.
Подготовка к крещению. [Сост. и ред.
С.В. Санников]. - Одесса: ОБС, 2005. Протоиерей Валентин (Свенцицкий), Монастырь в миру. - М.: Лествица, 1999. Прохоров К. Апофатизм и катафатизм в протестантизме \\ Богословские размышления. - 2006, №6. Райри Ч. Основы богословия. - СПб.: Библейский педагогический институт, 2000.
55 Вероятно, в этом будет некоторое утрирование, но суть вопроса такова: если Господь прежде создания мира, от вечности предопределил какого-либо человека к спасению, то крестили его в своё время в церкви или не крестили, не имеет большого значения, - главное, что его избрал Бог.
56 Правда, мне видится, что отечественные баптисты на самом деле никакие не арминиа-не. Так нас в очередной раз классифицировал
Запад по признаку приблизительного сходства. Ведь не быть кальвинистом не обязательно означает быть арминианином. В российских условиях идеи протестантизма, под влиянием восточно-православной традиции (которая несравненно древнее идей голландца Я. Арминия), часто претерпевают заметные изменения. Что не в последнюю очередь относится и к вопросам сотериологии.
Савинский С.Н. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1867-1917). - СПб.: Библия для всех, 1999.
Свящ. В. Рубский. Православие - протестантизм: Штрихи полемики. http:// pravbeseda.ru/library/index.php?page =author&id=102
Сперджен Ч. Возрождение через крещение? - Одесса: Христианское просвещение, 1993.
Хомяков А.С. Церковь одна, http://
pravbeseda.ru/library/index.php?page =book&id=238#1.
Эриксон М. Христианское богословие. - СПб.: Библия для всех, 1999.
Berkhof L., Systematic Theology (Grand Rapids: Eerdmans Publishing Co., 1981).
Brown H.F., Baptism Through the
Centuries (Mountain View, CA: Pacific Press Publishing Association, 1965).
Friesen P. M., The Mennonite Brotherhood in Russia (1789-1910). (Fresno, CA: General Conference of Mennonite Brethren Churches, 1978).
Odle J.T. (ed.), Why I am a Baptist (Nashville: Broadman Press, 1972).
Rand A., The Fountainhead (1943), http:// www.brainyquote.com/quotes/quotes/ a/aynrand147957.html
Staton C.P., Jr. (ed.), Why I am a Baptist: Reflections on Being Baptist in the 21st Century (Macon, Georgia: Smyth & Helwys Publishing, Inc., 1999).
Tuck W.P., Our Baptist Tradition (Macon, Georgia: Smyth & Helwys Publishing, Inc., 1993).
Van Ness I.J., The Baptist Spirit
(Nashville: Sunday School Board of the Southern Baptist Convention, 1926).
Интервью автора с:
Васильев В.Т., Васильева Р.Ф. (г. Сакраменто, США, 2006).
Захаров М.П. (г. Сакраменто, США, 2006).
Кунда П.Ф. (г. Сакраменто, США, 2006).
Мелешкевич Я.А. (г. Бишкуль, Казахстан, 2003).
Сабурский Н.В. (г. Миннеаполис, США, 2006).
Савинская Л.В. (г. Солт-Лейк-Сити, США, 2006).
Чумакина Н.Д. (г. Сиэтл, США, 2006).