Таблица 1 - Степень территориальной доступности объектов социальной инфраструктуры по сельским _______________________________администрациям Дубовского района________________________________
№№ п/п Наименование сельских администраций Объекты социальной инфраструктуры
Дорожно-транспортная система Школы Учреждения здравоохранения Предприятия торговли Учреждения связи В целом
1. Дубовская 1-5 0.0 4 1-5 0.0 4 1-5 0.0 4 1-5 0.0 2-4 1-5 0.0 4 0.0 4
2. Андреевская 2 2.2 3 4 0.1 2-3 1 10.8 2 5 0.0 2-4 3 2.1 3 15.2 2
3. Барабанщиковская 3 3.1 2 5 0.2 1 1 4.9 3 4 0.4 1 2 3.3 2 11.9 3
4 Вербологовская 2-3 5.1 1 4 0.1 2-3 1 15.6 1 5 0.0 2-4 2-3 5.1 1 25.9 1
Итого 3 10.4 4-5 0.4 1 31.3 4-5 0.4 2 10.5 53.0
В среднем 2-3 2.6 4-5 0.1 1 7.8 4-5 0.1 2-3 2.6 13.3
Анализ данных табл. 1 в отраслевом аспекте по всем видам услуг (горизонтальные ранги) свидетельствует о том, что более благоприятная ситуация с объектами сельской социальной инфраструктурой сложилась в Дубовской администрации (районный центр). Здесь одинаково развиты все виды социальных услуг. В Андреевской, Барабанщиковской и Вербологовской администрациях приоритетности капитальных вложений требует состояние развития учреждений здравоохране-
ния (ранг остроты ситуации равен 1).
Определение приоритетных направлений развития социальной сферы повысит для сельского населения общедоступность и качество ее услуг, позволит территориальным органам управления принимать более эффективные решения по распределению материально-технических и денежных ресурсов, обеспечит создание условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий.
СЕЛЬСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО СЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
В.Г. Кучкин, к.э.н., проф., М.В. Каймакова, соискатель Российский государственный аграрный
университет - МСХА им. К.А. Тимирязева
Формирование условий устойчивого сельского развития региона во многом связано с решением социально-экономических проблем села. Являясь важнейшей социально-экономической и экологической подсистемой общества, сельские территории имеют свои особенности, собственные задачи, цели, принципы, критерии и показатели перехода к устойчивому развитию.
Современная экономика села представляет собой тесную взаимосвязь и взаимозависимость экономической базы и социальной инфраструктуры.
Сельская социальная инфраструктура это система отраслей, расположенных на определенной территории, которые выполняют различные социальные функции, создающие условия для эффективного функционирования человека в производстве, социальные условия воспроизводства работников и гармоничного развития членов их семей. Эта система призвана производить общественные экономические блага, которые потребляются на основе принципа равного доступа к ним всех членов общества независимо от их социального статуса и доходов.
Как показывает анализ состояния социальной инфраструктуры сельских регионов Ульяновской области, где проживает 26,8% жителей, за годы реформирования наблюдается тенденция разрушения социальной инфраструктуры, что отрицательно сказывается не только на реальном секторе экономики, но ставит под сомнение постановку вопроса об устойчивости развития сельского региона.
Сельский жилищный фонд Ульяновской области составляет 8164,4 тыс. кв. м общей площади, из них -7167,0 тыс. кв. м частные домовладения. За последние два года за счет государственных средств введено в действие 1% жилого фонда, 99% за счет частных средств. Значительная часть сельского жилищного фонда находится в ветхом и аварийном состоянии. Только в 2007 г. по этой причине снесено 28,7 тыс. кв. м площади (7% общей площади).
Основная часть жилого фонда не имеет элементарных коммунальных удобств: оборудовано водопроводом 43%,канализацией 28%, центральным отоплением 46%,горячим водоснабжением 9%. В последние годы происходит сокращение таких объектов социальной инфраструктуры как: дневных образовательных школ (на 15,3%), фельдшерско-акушерских пунктов, амбулаторно-поликлинических учреждений (на 29,6%), детских дошкольных учреждений (на 14,9%).
Положение усугубляется низким уровнем доходов работников села Ульяновской области. Среднемесячная заработная плата на селе в 2007 г. составила 4433,7 руб., что составляет 52,2% к среднеобластному уровню (в 1990 г. - 110,4%).Что свидетельствует не только о массовом обнищании жителей села, но и о глубоком социально- экономическом неравенстве сельского и городского населения. В результате, всего этого начиная с 1965 г. численность постоянного сельского населения стабильно сокращается (табл. 1).
Таблица 1 - Численность постоянного населения в сельской местности Ульяновской области
(тыс. чел.) на 01.01.
1965 г. 1970 г. 1975 г. 1980 г. 1985 г. 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2008 г.
670,4 584,6 504,0 459,0 420,4 397,6 408,9 394,2 351,9
Обращают на себя внимание ежегодные темпы сокращения численности постоянного населения сельского региона: за период с 1990 по 2000 гг. они составили 0,34 тыс., а с 2000 по 2008 гг. по 5,3 тыс. человек, т.е. возросли более чем в 15 раз.
Одной из причин является сокращение производства сельскохозяйственной продукции (табл. 2).
Таблица 2 - Производство сельскохозяйственной продукции в Ульяновской области (тыс. т)
Наименование 1985 г. 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2007 г. В 2007 г. к 1990 г. во всех хозяйствах -снижение в:
Все хозяй- ства Насе- ление, % Все хозяй- ства Все хозяй- ства Все хозяй- ства Все хозяй- ства Насе- ление, %
Продукция животноводства В том числе: - мясо в живом весе - молоко - яйца, млн шт. 154,3 612.5 510.5 18,8 27,7 34,3 190,7 676.6 586.6 111,6 555,2 536,9 69,0 352,5 457,1 57,1 287,2 360,7 72.3 68,5 60.4 3,34 раза 2,36 раза 1,63 раза
Продукция растениеводства В том числе: - зерновые - сахарная свекла - подсолнечник - картофель - овощи 1726 308,9 55,0 390,4 88,7 97,6 65,3 31,2 1942 301,2 50.8 372,0 91.8 718,8 180,5 31,4 355,1 112,3 928,1 220,0 43,6 233,9 104,8 655.8 212.9 34,0 268,1 115,6 53.7 71.2 79.3 257.7 93,6 2,96 раза 1.4 раза 1.5 раза 1,39 раза 1,26 раза
Доля валовой продукции, производимой на личных подворьях с учетом фермерских хозяйств, в общем объеме сельскохозяйственной продукции области с 21 % в 1985 г. возросла до 61% в 2007 г. Это сказалось на численности безработных среди лиц, проживающих в сельской местности (табл. 3).
Если общая численность безработных по области с 2003 по 2007 гг. сократилась на 38%, то в сельской местности она увеличилась более чем в два раза, почти каждый второй безработный Ульяновской области живет на селе.
Таблица 3 -Численность безработных человек (на конец года)
2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Общая численность безработных, человек 50565 63903 53325 46927 31532
Из них: лица, проживающие в сельской местности 6247 28916 12428 15874 14199
Общая численность безработных, % 100 100 100 100 100
Из них: лица, проживающие в сельской местности 12,4 45,2 23,3 33,8 45,8
По данным Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области число деревень с численностью до 10 человек в 2006 г. составляло 72, в 2007 г. их число достигло 82. Можно с большой долей уверенности утверждать, что в ближайшие годы они окажутся в числе населенных пунктов без постоянного сельского населения, которых в 2007 г. насчитывалось - 30.
На состояние сельской социальной инфраструктуры сказалось и относительное сокращение расходов консолидированного бюджета на социальный сектор.
По данным финансового отдела Цильнинско-го района Ульяновской области, который по нашим расчетам входит в десятку средних по уровню раз-
вития инфраструктуры и в состоянии формировать 20-25% доходной части бюджета за счет собственных средств, общие расходы в 2007 г. по отношению к 2002 г. возросли в 4,8 раза, а расходы на социальную сферу в 3,5 раза, при этом доля расходов на социальный сектор уменьшилась на 24,8%, особенно это отразилось на образовании, здравохра-нении и социальной политике.
В более сложном положении находятся семь районов со слабым уровнем развития инфраструктуры. В данной группе доля собственных средств в доходной части бюджета составляет 9-11%. Только 4 района вошли в сильную группу, доля собственных средств в доходах бюджета составляет более 30%, это в основном пригородные районы.
Таблица 4 - Расходы консолидированного бюджета Цильнинского района
2002 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
млн в % к млн руб. в % к млн в % к млн в % к млн в % к
руб. итогу итогу руб. итогу руб. итогу руб. итогу
Расходы всего, млн руб. 61,6 100 96,2 100,0 133,4 100,0 198,8 100,0 298,5 100,0
В том числе: социальный 54,5 88,6 69,6 72,3 101,9 76,3 159,5 80,2 190,7 63,8
Источник: данные финансового отдела Цильнинского района.
В условиях экономического кризиса политика в области сельской социальной инфраструктуры со стороны федерального, регионального и муниципального уровня должна носить ярко выраженный защитный характер, учитывать степень «депрессив-
ности» территорий сельского региона, устанавливать приоритеты в их развитии и финансировании. Важную роль в решении этой проблемы может сыграть дальнейшее совершенствование экономического механизма, стимулирование развития соци-
альной инфраструктуры со стороны реального сектора экономики при помощи льгот, налогов, кредита, системы страхования, применения штрафных санк-
ций за нарушение обязательств по реализации социальных гарантий.
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН Л.М. Кликич, д.э.н., зав. каф. Башкирского государственного аграрного университета
Республика Башкортостан относится к регионам Российской Федерации с развитой сетью сельских территорий (54 муниципальных района, 953 сельских администрации). На территории Республики Башкортостан проживает 2,8% населения России. По численности населения республика находится на восьмом месте среди субъектов РФ, включая Москву и Санкт-Петербург. Удельный вес сельского населения составляет 40,4% при 27% в России.
Последняя Всероссийская перепись населения выявила неопровержимые факты: в России имеется 13032, а в Башкортостане - 84 сельских населенных пунктов, в которых нет ни одного жителя. Количество сел и деревень, где проживает 10 и менее человек, еще больше: в России их - 34803, а в Башкортостане
- 279. Кроме того, почти три четверти сельских населенных пунктов мелкие - до 200 человек.
Анализ статистических показателей вскрывает наличие достаточно сложной демографической ситуации в сельских территориях (табл. 1) [1]. Количество сельских населенных пунктов сокращается, сельское население в Росси убывает, рождаемость падает. В нашем регионе наблюдаются схожие, но более мягкие тенденции. Так, численность сельского населения несколько выросла за счет коттеджного строительства и миграции, однако рождаемость также падает, а смертность растет.
Высокая доля сельских территорий способствует также некоторому отставанию развития социальной сферы республики.
Таблица 1 - Демографические тенденции сельских территорий России и Башкортостана
Показатели 1990 г. 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2006 г. в % к 1990 г.
РФ РБ РФ РБ РФ РБ РФ РБ РФ РБ
Численность постоянного населения, млн чел. 38,9 1,4 39,5 1,5 38,8 1,6 38,4 1,6 98,7 114,3
Коэффициент рождаемости 15,5 17,0 9,8 11,8 10,9 10,9 11,3 11,3 72,9 66,5
Коэффициент смертности 13,2 11,7 17,1 15,8 18,3 16,0 17,3 15,6 131,1 133,3
Ожидаемая продолжительность жизни, лет мужчины женщины 62,0 74,0 65.0 75.0 58,3 71,7 60,3 73,6 57,2 71,1 59,1 72,3 58.9 71.9 60,0 73,0 95,0 97,2 92.3 97.3
Оценка социально-экономической ситуации в Республике Башкортостан свидетельствует о том, что мы имеем дело, если не с кризисным состоянием, то с разбалансированностью сельской социальной сферы и с возросшей социальной напряженностью. Так, показатель обеспеченности жильем ниже среднего по РФ (19,6 кв. м на человека при 21,0 кв. м по РФ в среднем). При этом основное жилищное строительство в настоящее время по-прежнему сконцентрировано в столице республики. По уровню благоустройства жилищного фонда, за исключением газификации и центрального отопления, показатели региона также ниже вследствие значительной доли сельских территорий.
Региональный показатель охвата детей дошкольными заведениями Республики Башкортостан почти сравнялся со среднероссийским показателем. Однако образовательными услугами в дошкольном секторе сельских территорий охвачено только -46,1%, тогда как в городской - 67,8% соответствующего контингента детей.
Показатели обеспеченности базовыми услугами здравоохранения в республике несколько ниже среднероссийских - число врачей на 10 тыс. населения (43 и 49 соответственно). За последние десять лет отставание даже несколько выросло. Немного превышает среднюю только обеспеченность средним медперсоналом (113 и 109).
Приоритетной составляющей устойчивого развития сельских территорий, напрямую связанной со снижением уровня бедности населения, является развитие социальной инфраструктуры. Сельская социальная инфраструктура является неотъемлемой
частью социально-инфраструктурного комплекса республики, но имеет свои особенности: рассредоточенность и ограниченность состава объектов социальной инфраструктуры; низкая удельная обеспеченность населения ресурсным потенциалом социальной инфраструктуры; значительный физический износ объектов социальной инфраструктуры и др.
Острой проблемой стало в последние годы сохранение существующих темпов ввода в действие объектов социально-культурного назначения (табл. 2).
Осуществленный повсеместно процесс муниципализации объектов социальной инфраструктуры села, на наш взгляд, пока не привел к росту доступности услуг и уровня жизни сельского населения, поскольку не был обеспечен достаточным уровнем бюджетных средств.
Одной из наиболее сложных проблем современности является массовая бедность сельского населения. Анализ региональных и отраслевых аспектов бедности, осуществленный академией наук и Минэкономики Республики Башкортостан, показывает, что в уязвимом положении находятся не только отдаленные сельские территории со слабым уровнем урбанизации, но и малолюдные.
Наши исследования показывают, что сельские территории Башкортостана значительно отличаются не только по показателям людности, плотности населения, количеству населенных пунктов, но и по природным ресурсам, уровню развития сельского хозяйства, социальной и инженерной инфраструктуре. Все эти факторы оказывают влияние на уровень жизни сельчан. Поэтому в данной работе была поставлена